ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА
статья по экологии на тему
«Пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга»
/К.Маркс/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ:
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…
Смолик Е.В.,
учитель биологии высшей категории
«Пока существуют люди,
история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга»
/К.Маркс/
«Странно, что воспитательное влияние природы …. так мало оценено в педагогике», - говорил К.Д. Ушинский еще в прошлом столетии. (К.Д. Ушинский, собр. соч. М.-Л., 1952, т.11, с.56).
Но и сегодня, как и вчера, экологическая культура является регулятором внешних отношений человека и природы. Она ориентирована на перспективу и связана с решением глобальных проблем современности, а также с дальнейшим прогрессом социального развития. Понятие «экологическая культура», как известно, касается всех сфер материальной и духовной жизни нашего общества. На сегодня процесс формирования экологической культуры должен стать непременной частью деятельности всей системы образования и воспитания. Конечно, нельзя возлагать только на систему образования задачу философского обобщения единства природы и общества. Но именно школа призвана помочь учащимся осознать наиболее актуальные проблемы современного исторического этапа развития общества: опасность гибели цивилизации и необходимость борьбы за предотвращение всемирной экологической катастрофы. Поэтому особенно важно ставить школьника в реальные условия окружающей жизни и активно включать его в общественно значимые дела по охране природы. И дело не только в том, чтобы ученик знал и умел, но и в том, чтобы он внутренне принял моральное требование бережного отношения к природе, как свое личное убеждение.
Нельзя обойти в школьном образовании вопрос об объективных противоречиях между техническим прогрессом и биологическими процессами в организме человека. «Воздействуя … на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.23, с.188). Как непросто внушать детям необходимость бережно относиться к природе, когда они являются подчас свидетелями варварских поступков взрослых по отношению к ней! На этом пути педагог сталкивается со многими трудностями и противоречиями. Часть из них стало возможно решить благодаря экологизации школьных предметов. Сегодня школа может и должна готовить школьников к такому труду, который отвечает требованиям экологии и согласуется с законами природы. Но такая задача перед педагогами образовательных учреждений была и вчера. В прошлом столетии перед образованием стояли комплексные задачи, которые и на сегодняшний день остаются актуальными и, увы, нерешенными:
- уменьшение вредного воздействия отходов на окружающую среду;
- осуществление контроля за ее состоянием и источниками загрязнения;
- разработка методов борьбы с вредными выбросами в атмосферу;
- повышение плодородия почв;
- осуществление комплексного использования земельных, водных и лесных ресурсов;
- совершенствование прогнозирования влияний производства на окружающую среду.
Знакомые названия: «зеленые» патрули, школьные лесничества, отряды по борьбе с эрозией почв, «голубые» патрули по охране водоемов и их обитателей, лагеря труда и отдыха, клубы и кружки юных друзей природы, музеи и уголки природы, полевые практикумы и походы. Не правда ли?
Все это уже было… все это есть и сейчас.
Не так легко подготовить молодое поколение, к тому, чтобы оно практически справилось с проблемами охраны природы и обеспечило тем самым благоприятные условия жизни для себя и будущих поколений.
А может быть слишком медленно развивается наше сознание и формируется экологическая культура каждого?! Успеем ли мы помочь планете и себе?!
Что для этого нужно сегодня? Завтра? Перечень вопросов неумолимо растет, а решение проблем стоит практически на месте.
Дальнейшее неконтролируемое техническое развитие требует принятия серьезных мер. Принято считать, что законодательные меры по охране природы служат залогом формирования высокой экологической культуры нашего общества. Но законодательная система существует уже не одно десятилетие!
Сегодня нет такой отрасли науки, которая могла бы устраниться от решения экологических проблем. И только тогда, когда забота о природе станет делом экономики, нравственности, этики и политики каждого государства (резолюция конгресса Международного союза охраны природы 1978 г.Ашхабад) забота о природе будет означать заботу о человеке, его жизни, которая будет на Земле после нас или же прекратиться по нашей вине. Только тогда, появится человек, овладевший экологической культурой, который будет осознавать общие закономерности развития природы и общества, человек, который будет понимать, что история общества есть следствие истории природы и что природа составляет первооснову становления и существования человека.
Такой человек будет относиться к природе как к матери, считать ее своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться.
Таким человеком должен стать каждый из шести миллиардов сегодня, для того, чтобы у каждого из нас наступило завтра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....
Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...
Экологическое образование и воспитание: вчера и сегодня. Из опыта работы.
«Экология и мир» - эти два слова стали своеобразными символами сегодняшнего дня, укоренившись в лексике многих народов. А общее между ними то, что в этих двух словах выражена тревога за наше буд...
Педагогический совет по теме «Закон об образовании: вчера, сегодня, завтра»
Разработка педагогического совета...
Образование в России: вчера, сегодня, завтра
Система образования, которая складывалась на протяжении многих веков, является фундаментом развития государства. Так как именно процесс систематического воспитания и формирования знаний и умений...
Воспитание; вчера, сегодня, завтра.выступление на педагогическом совете школы
Воспитание – это целенаправленное формирование у детей системы определённых нравственно-эстетических качеств.Воспитанием ребёнка занимаются с самого его рождения. Воспитывают родители, родственн...
Конкурс «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра» Тема работы: «Влияние деятельности человека на экологическое состояние живой и неживой природы г.Краснодона и Краснодонского района»
Эта конкурсная работа раскрывает основные источники загрязнения природы и влияние деятельности человека на экологическое состояние живой и неживой природы г.Краснодона и Краснодонского райо...