Приспособительные ритмы жизни.
план-конспект занятия по экологии (10 класс) на тему
Мой проект урока – это применение в новых условиях опыта С.И. Заир-Бека, когда осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений. Использование на уроке элементов ТРКМЧП позволит вовлечь каждого ученика в процесс обучения и выработать умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить и применить ее.
Основная педагогическая задача этого урока - формирование у школьников информационной и коммуникативной компетенций.
На уроке планируется создание условий для формирования навыков отличия адаптационных экологических ритмов и биоритмов друг от друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_genetika_pola.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Генетика пола»
Цель: Доказать распространение на человека законов наследственности.
Задачи.
- При решении задач доказать учение Менделя о существовании отдельных единиц наследственности, строго упорядоченно передаваемых из поколения в поколение.
- Закрепить знания о сцепленном наследовании, конкретизировав его на примере наследования признаков, сцепленных с полом.
- Активизировать мыслительный процесс (наблюдение – сравнение – сопоставление – синтез), формировать навыки самостоятельности в обучении.
Ход занятия:
Слово мастера
Я – мастер
Вы – подмастерья
Правила мастерской:
1. В мастерской все исследователи, и мастер тоже.
Сенека: «Обучая вас, я учусь».
2. Каждый участвует в работе мастерской, дает высказать другим свое мнение.
3. Мастер не спешит отвечать на вопросы.
4. Работа в мастерской не заканчивается. Знания – не окончательны, они постоянно обновляются и обогащаются.
В Семейном кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 08.12.1995 года, есть статья, в которой определены обстоятельства, препятствующие заключению брака.
Я предлагаю вашему вниманию выдержку из этой статьи:
Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом
недееспособным вследствие психического расстройства.
Задание:
- Разделив лист пополам, запишите в правой части листа то, что, по вашему мнению, оправдывает существование данного закона, а в левой части то, что ограничивает свободу выбора.
Панель. Зачитываем ответы.
Работа в парах.
Задание:
- Вспомните задачу, решением которой мы закончили прошлый урок (схема решения записана на доске)
P XHXh XHY
G Xh XH XH Y
F1 X H Xh X H X H X hY X HY
здоровая девочка здоровая девочка больной мальчик здоровый мальчик
носитель гена
- Составьте задачу на наследование признаков при браке между кровными братом и сестрой. Первая пара – при браке между здоровой девушкой и больным юношей, вторая пара – между девушкой, носительницей гена, и здоровым юношей.
Работа в четверках.
Задание.
- Проанализируйте результаты задач и сделайте вывод о вероятности наследования признака гемофилии у родственников.
Панель. Зачитываем ответ.
Наследование признаков, сцепленных с полом.
Слово мастера.
На доске – опорная схема:
Гоносомное наследование
Наследование, сцепленное с полом Голандрическое наследование
(В) (С)
В
С
Х Y
Признаки, развитие которых обусловлено генами, расположенными в одной из половых хромосом, называются сцепленными с половыми хромосомами (гоносомное наследование).
Х-хромосома по своим размерам значительно больше Y- хромосомы. В Х - и Y- хромосомах имеются гомологичные участки, содержащие аллельные гены (А). Но в Х- хромосоме есть большой участок, которому нет гомологичного в Y- хромосоме (В). Признаки, развитие которых детерминируют гены, расположенные в негомологичном участке Х – хромосомы, называются сцепленными с полом. Таких признаков для человека описано около 200.
Голандрические признаки детерминируются генами, расположенными в негомологичном участке Y- хромосомы (С), и проявляются фенотипически только у мужчин. Таких генов описано только 6.
Работа в парах.
Задание.
- Каждая пара получает карточку с задачей, записывают данные.
Гипертрихоз (волосяной покров по краю ушной раковины) передается как голандрический признак, а полидактилия (шестипалость) – как доминантный аутосомный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать – полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь. Какова вероятность того, что следующий ребенок в семье будет также без аномалий?
- Получают карточку с правильным вариантом записи.
Так как гипертрихоз наследуется как голандрический признак, то ген, отвечающий за его проявление, всегда проявляется фенотипически у мужчин. Условно обозначим его z. Тогда, Yz - гипертрихоз, а YZ – норма.
А – шестипалость, а – норма.
Панель. Обсуждаем возможные ошибки.
- Определить генотип матери.
- Получают карточку с правильным вариантом записи.
Генотип отца - XYzаа. Генотип матери - ХХА-
P XYzаа ХХА-
F1 ХХаа
Один ген пятипалости она получила от отца, а второй могла получить только от матери. На основе этого считаем, что мать – гетерозиготна по данному признаку. Ее генотип – ХХАа.
Панель. Обсуждаем возможные ошибки.
- Оформить генетическую запись брака родителей и генотипы детей.
- Получают карточку с правильным вариантом записи.
P XYzаа ХХАа
F1 ХХаа ХХАа ХYzАа ХYzаа
Панель. Обсуждаем возможные ошибки.
- Записывают ответ.
- Получают карточку с правильным вариантом записи.
Вероятность рождения здоровых детей равна 25% (девочки).
Панель. Обсуждаем возможные ошибки.
Рефлексия.
Почему в Семейном кодексе поднят вопрос о запрещении брака между близкими родственниками? (нам необходимо здоровое общество).
Самоанализ занятия элективного курса биологии. Тема «Генетика пола»
Занятие проходило в 10 классе. Дети с разным уровнем подготовки, интересующиеся, активные. Некоторым из них курс необходим для сдачи экзамена в школе и поступления в ВУЗ.
Данное занятие второе по теме «Генетика пола». На предыдущем занятии мы изучили теории определения пола, дифференцировку пола в процессе развития и формирование пола у человека, а также решали задачи по теме. Материал сегодняшнего занятия основан на знаниях и умениях, полученных на прошлом. Таким образом, была осуществлена связь данного занятия с предыдущими. На последующих уроках мы продолжим знакомство с особенностями генетики человека, с методами генетического анализа.
Цель: Доказать распространение на человека законов наследственности.
Задачи.
- При решении задач доказать учение Менделя о существовании отдельных единиц наследственности, строго упорядоченно передаваемых из поколения в поколение.
- Проверить знания о сцепленном наследовании, конкретизировав его на примере наследования признаков, сцепленных с полом.
- Активизировать мыслительный процесс (наблюдение – сравнение – сопоставление – синтез), формировать навыки самостоятельности в обучении.
Первостепенное значение на занятии отводилось развивающей задаче (№3), т.к. моя конечная цель, как учителя, научить детей самостоятельно добывать знания из различных источников информации и применять полученные знания в разных ситуациях. Хотя на уроке все поставленные задачи были взаимосвязаны.
Это занятие специфично тем, что построено в форме мастерской в соответствии с правилами построения мастерских ЖФЕН.
Моей целью, как мастера, являлась не передача своих знаний, а создание условий, находясь в которых ученик сам мог ответить на возникающие у него вопросы. Я создавала лишь алгоритм действий, которые разворачивают творческий процесс.
Этап №1. Слово Мастера. Цель: подключить личный опыт ребенка, способствовать осознанию им законов. (Межпредметная связь с обществознанием)
Этап №2. «Индуктор» – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это задание вокруг слова, рисунка, предмета. Неожиданное, загадочное и очень личное.
«Индуктором» является задание по статье Семейного кодекса.
Этап №3. Работа с материалом.
Непосредственно – составление и решение задач.
Этап №4. «Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в парах. Панель.
И тут наступает «разрыв»
Этап №5. «Разрыв» - новое видение предмета. Ребята обнаружили, что не знают, может ли происходить множественное действие гена.
То, что мы обычно «спускаем» ученику в виде готовых знаний, он ищет самостоятельно, при помощи товарищей или мастера.
Этап №6. Панель. Учащиеся, работая в парах, пошагово решают сложную задачу.
Этап №7. Рефлексия. Отражение своего состояния, чувств, эмоций, выстраивание самооценки своей деятельности, ведь по правилам мастерской, мастер не оценивает, он лишь создает условия для поиска. Контроль осуществляется через панель или социологизацию. Хотя в работе мастерской важен не столько результат, сколько сам процесс, так как именно он приобщает ребенка к радости творчества, открытию нового, самостоятельной исследовательской деятельности.
Высокая работоспособность на уроке поддерживалась благодаря частой смене деятельности.
На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, это подтвердила проведенная в конце урока рефлексия.
Занятие проведено в нетрадиционной форме, форме мастерской, поэтому по времени оно было дольше 40 минут, но в соответствии с правилами мастерской, могло длиться до 4 часов. Перегрузки предупреждались частой сменой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приспособительные черты организмов к наземному образу жизни
практическое занятие...
Спортивный ритм жизни школы № 664
Презентация рассказывает о спортивных секциях школы и о выборе одной ученицей своего вида спорта. В презентации также приведены основные приемы игры в волейбол. Презентация будет интересна как учителя...
Презентация по экологии "Приспособительные ритмы жизни"
Презентация рассказывает о приспособленности живых организмов к существованию в определённом ритме, т.е. о биологических часах организмов....
Статья "Ритм жизни - в деятельности "РИТМА" (дополнительное образование)
Помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущее, а реально действующее, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие ...
Мастер класс "В ритме жизни"
Мастер-класс для развития чувство ритма на уроках музыки и во внеурочной деятельности....
Приказ №472 В ритме жизни
приказ...
Праздничная программа ко Дню музыки "Ритм жизни - музыка"
Создание условий для праздничного настроения...