Социально-экологический проект "Тропою лесных великанов"
проект по экологии по теме
Проект экологической тропы разработан для достижения образовательных, воспитательных, природосберегающих и социально-просветительских целей. Разработаны маршрут и основные этапы (стоянки) экологической тропы. Составлены паспорт, описание и карта-схема маршрута экологической тропы. Разработаны программы учебно-просветительской, научно-исследовательской и практической природосберегающей деятельности школьников и населения на экологической тропе. Разработана система социального партнерства в рамках проекта. Ожидаемые результаты: углубление и расширение знаний о природе родного края школьников и населения, сохранение кедрового подроста в лесном массиве благодаря использованию для озеленения рассады из питомника и кедросада, исследовательские проекты школьников на экологической тропе и их презентация на конференциях и конкурсах, повышение уровня сформированности экологической культуры школьников и населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект экологической тропы | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САЙГАТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Конкурсный отбор образовательных учреждений,
реализующих экологическое образование с учетом региональных особенностей
Социально-экологический проект
«Тропою лесных великанов»
Организация-заявитель: МБОУ «Сайгатинская СОШ»
Разработчик проекта: к.п.н. Н. В. Божко, учитель биологии
МБОУ «Сайгатинская СОШ»
Координаторы проекта: Н. А. Мулаков, директор МБОУ «Сайгатинская СОШ»;
Е. А. Ваховская, заместитель директора по УВР МБОУ «Сайгатинская СОШ».
Исполнительная группа: школьное лесничество «Лесной дозор».
География проекта: лесной массив в окр. дер. Сайгатиной,
территория МБОУ «Сайгатинская СОШ» (Сургутский район).
Сроки выполнения проекта: август 2013 г. – октябрь 2014 г.
Сургутский район
2013 г.
ВВЕДЕНИЕ
МБОУ «Сайгатинская СОШ» является школой экологической направленности, реализующей экологическое образование и воспитание с учетом региональных особенностей на протяжении всей своей истории – более 25 лет. Экологическая деятельность сайгатинских школьников осуществляется по трем основным направлениям: образовательно-просветительское, научно-исследовательское и практическое природосберегающее. В школе организованы и успешно функционируют детские экологические объединения «Союз охраны окружающей среды» (с 1997 г.), «Зеленые дружины» (с 2004 г.), школьное лесничество «Лесной дозор» (с 2007 г.). Сайгатинские школьники неоднократно становились победителями муниципального и регионального этапа всероссийской предметной олимпиады по экологии, призерами федерального этапа. Результаты исследовательской деятельности представлялись ими на конференциях программы «Шаг в будущее», конкурсе экологических проектов «Человек на Земле», конкурсе водных проектов, лесном конкурсе «Подрост». Практическая природосберегающая деятельность школьников приносит ощутимые результаты. Ими реализуются программы «Сбереги лес Родины», «Муравей», «Сталкер», проводятся акции «Покорми птиц», «Живи, елочка!», «Не губите первоцвет!» и др. Они принимают участие в региональных программах и конкурсах «Сохраним цветущий мир Югры», «Кедровые сады Югры», «Краснокнижный мир Югры», сотрудничают с российскими и международными экологическими организациями (WWF, «Greenpeace», «Зеленая планета» и др.). Богатый опыт, накопленный школой в деле экологического образования, логически целесообразно позволил перевести деятельность педагогического коллектива и коллектива учащихся на более высокий уровень экологического образования – ноосферное образование в интересах устойчивого развития в рамках «Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН 2010-2014». С 2007 года в школе разрабатывалась, апробировалась и претворялась в жизнь программа инновационного развития «Школа – центр ноосферного образования в социуме» в рамках районной экспериментальной площадки. В 2007 году школа утверждена в качестве экспериментальной (базовой) площадки Уральского научно-образовательного центра Уральского отделения Российской Академии образования (УрО РАО) в реализации научно-внедренческой темы «Теория и практика ноосферного образования в парадигме интеграции естественных и гуманитарных наук XXI века». (Прил. I) В 2009 году на основании результатов своей деятельности в рамках экспериментальной площадки на уровне УрФО педагогический коллектив школы включен в качестве постоянного члена сети инновационных школ академической площадки УрО РАО в рамках создания модели корпоративного университета ноосферного образования (Решение Бюро Президиума УрО РАО от 24 июня 2009 г. № 43). (Прил. II) Сайгатинские педагоги ежегодно участвуют во Всероссийской конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития». (Прил. III) В 2012 году результаты инновационной деятельности коллектива получили высокую оценку экспертной комиссии Департамента образования администрации Сургутского района, на основании чего школе присвоен статус районного ресурсного центра по направлениям «Экологическое образование» и «Работа с одаренными детьми». Таким образом, накопленный коллективом школы многолетний опыт экологической работы с детьми, распространяется в Сургутском районе. Одной из форм такого опыта станет и деятельность учителей, школьников, населения и социальных партнеров на экологической тропе.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Образовательный аспект. Еще в середине ХХ века термин «экология» был известен лишь немногим специалистам. Сегодня же трудно найти другое научное понятие, которое столь часто употреблялось бы в самых широких кругах (причем не всегда осознанно и правомерно) и было бы столь распространено в обыденном сознании. «Все стали экологами. … Такого взрыва профанации знания не было в истории человечества. … Раз все «экологи», то и почти всё стали называть «экологией»» - резюмирует Н. Ф. Реймерс своеобразие «экологической ситуации», сложившейся в начале третьего тысячелетия не только в нашей стране, но и в мире. 1
Необходимость экологического образования на всех возрастных ступенях и во всех профессиональных областях давно признана обществом. Однако отношение к науке экологии и экологическим знаниям в образовательных учреждениях и, как следствие, в обществе в целом зачастую складывается как к второстепенному, маловажному предмету и сводится к декларированию экологических лозунгов. Данная ситуация не могла бы иметь место, если бы в основу отношения к экологообразовательному процессу был положен ведущий постулат «Экологического кодекса России»: «Природа – естественная среда возникновения и существования человека. Человек – дитя природы. … От качества природной среды зависит здоровье, трудоспособность, долголетие и благосостояние людей». 2 Пора прийти к глубокому убеждению, что экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, усвоения специфических социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому всем необходимы экологические знания, а самым талантливым и мудрым педагогом и школой, где можно получить эти знания, является сама природа. Важнейшим средством экологического образования и воспитания является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Здесь возможно формирование как предметных и личностных компетенций, так и метапредметных знаний, умений, навыков, т. е. универсальных учебных действий в соответствии с новым ФГОС. Однако создание «учебного кабинета в природе» является существенной проблемой для многих образовательных учреждений. Учебная экологическая тропа, включающая различные природные объекты, кедросад и питомник лесных пород — специально оборудованные в образовательных целях природные территории, на которых создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, исследований, практической природосберегающей деятельности.
Природосберегающий аспект. В последние годы одной из популярных форм осуществления «экологической политики» предприятиями и организациями стало пересаживание лесных пород деревьев и кустарников из лесных массивов на территории городов и поселений. В большинстве случаев процесс пересадки проводится без учета специфики посадочного материала, экологических особенностей вида, эколого-географических условий произрастания, без консультации специалиста, т. е., что называется, «для галочки». Мониторинг приживаемости пересаженного подроста не производится. Наиболее популярным объектом такого «озеленения» является сосна сибирская или кедровая. Так, в 2011 году на территории сайгатинского кедросада было высажено около 900 саженцев кедра сибирского, извлеченных из их естественной среды обитания, из леса, где растут родительские деревья, где семена кедра проросли, где они уже прижились, выжили на первых этапах борьбы за существование. Из-под тенистого лесного покрова, из влажной лесной почвы эти очень чувствительные к внешним условиям деревца грубо, без соблюдения правил посадки, с нарушением корневой системы посадили в песчаные лунки на сухой пустоши у дороги. Не удивительно, что около 80% их погибло. В 2012 и 2013 гг. данная практика продолжала иметь место. И такие случаи далеко не единичны как на территории Сургутского района, так и в округе. Решить данную проблему, т. е. прекратить уничтожение лесного подроста, в том числе кедрового, возможно путем выращивания посадочного материала в питомнике из семян, собранных в местных лесах. Такой питомник в нашем проекте станет началом «тропы лесных великанов».
Социальный аспект. Школьное лесничество «Лесной дозор» из дер. Сайгатина осуществляет свою деятельность на территории, подверженной сильному техногенному воздействию. В нескольких километрах от деревни находятся два крупных газоперерабатывающих завода, в непосредственной близости – автотрасса, животноводческий комплекс. Окружающие леса являются местом сбора грибов и ягод, а также рекреационной зоной для местных жителей и горожан. Нередки в лесах и несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов. Для снижения угнетающего воздействия перечисленных факторов на лесные экосистемы сайгатинские школьники осуществляют целый комплекс конкретных дел, таких как регулярная очистка лесов от захламления и валежника, оборудование мест для культурного отдыха населения, привлечение и подкормка птиц, сбережение весенних первоцветов, распространение информации об экологичных способах сбора дикоросов среди населения. Одной из форм природосберегающей деятельности членов лесничества является разведение кедрового подроста и посадка кедрового сада. Многообразие форм деятельности в рамках проекта предполагает участие родителей учащихся, представителей общественности, природоохранных организаций и промышленных предприятий в качестве социальных партнеров.
Воспитательный аспект. Проект «Тропою лесных великанов», помимо учебной деятельности на экологической тропе, планирует работу школьников по выращиванию кедровой «рассады», посадке саженцев, уходу за ними, что является важным и привлекательным для детей делом, помогает решить проблему занятости детей во внеурочное время. Представляя, какими будут посаженные ими кедры через 100, 200, 300 лет, ребята задумываются о том, какой след оставляет после себя на земле человек. Они начинают мыслить не только насущными повседневными категориями, глубже понимают значимость своего труда для будущих поколений, начинают ощущать себя гражданами своей страны, людьми будущего. Чувство ответственности детей перед будущими поколениями и является основой формирования у них высокого уровня экологической культуры.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цели:
- образовательная: создание и использование экологической тропы как ресурса экологического образования школьников - «учебного кабинета в природе», объекта исследовательской деятельности;
- природосберегающая: сохранение кедрового подроста в лесных экосистемах путем искусственного разведения кедрового подроста для озеленения;
- социально-значимая: создание экологической тропы как объекта экологического просвещения населения, улучшение социально-экологической среды;
- воспитательная: создание условий для повышения уровня сформированности экологической культуры школьников и населения.
Задачи:
1. Организовать работу исполнительной группы: определить направления деятельности участников проекта по созданию экологической тропы.
2. Разработать модель, маршрут и основные этапы (стоянки) экологической тропы.
3. Составить паспорт, описание и карту-схему маршрута экологической тропы.
4. Разработать содержание и дизайн информационного оснащения и оборудования этапов (стоянок) экологической тропы.
5. Изготовить и разместить информационные материалы и оборудование на тропе.
6. Разработать программы учебно-просветительской, научно-исследовательской и практической природосберегающей деятельности школьников и населения на экологической тропе.
7. Разработать систему социального партнерства в рамках проекта.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Проектный метод.
2. Картирование местности.
3. Информационно-аналитический метод.
4. Проблемный анализ и синтез.
5. Методы лесовосстановления.
6. Исследовательские методы: теоретические (абстрагирование, экстраполяция, дедукция и др.), эмпирические (наблюдение, описание, сравнительный анализ и др.).
7. Метод социального партнерства.
8. PR- и IT-технологии.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Создание и функционирование экологической тропы.
2. Углубление и расширение знаний о природе родного края школьников и населения.
3. Сохранение кедрового подроста в лесном массиве благодаря использованию для озеленения рассады из питомника и кедросада.
4. Исследовательские проекты школьников на экологической тропе и их презентация на конференциях и конкурсах.
5. Повышение уровня сформированности экологической культуры школьников и населения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Ожидаемые результаты | Критерии оценки | |||
количественные | формы отчетности | качественные | формы отчетности | |
Создание и функционирование экологической тропы. | - количество школьников разных возрастных групп, привлеченных к участию в экскурсиях и других мероприятиях на тропе, - количество проведенных мероприятий, - количество привлеченных социальных партнеров. | - отчеты о деятельности экологической тропы, - отчеты о деятельности экологической тропы | - пакет документов по деятельности экологической тропы, - отзывы участников о проведенных мероприятиях, - отзывы и на проект специалистов, - информация в СМИ. | - модель, паспорт, описание и карта-схема экологической тропы, - «Книга отзывов «Тропы лесных великанов»», - рецензии специалистов, - статьи, видеоролики, информация на сайтах; - фотолетопись тропы. |
Углубление и расширение знаний о природе родного края школьников и населения. | - повышение уровня успеваемости и ЗУН по предметам естественнонаучного профиля, | - электронный дневник | - участие в олимпиадах и конкурсах по естественным наукам, - повышение интереса школьников и населения к литературе, фильмам, телепередачам, сайтам о природе | - справки о проведении и участии в олимпиадах, - результаты опросов, анкетирования. |
Повышение уровня сформированности экологической культуры школьников и населения | - количество участников экологических акций и природосберегающих мероприятий | - отчеты о деятельности экологической тропы | - повышение уровня экологического сознания и мировоззрения, | - результаты диагностики (методики «Натурафил», «Эзоп») |
Использование для озеленения рассады из питомника и кедросада | - увеличение количества, выращиваемого в питомнике кедрового подроста | - дневники наблюдений | - улучшение экологической ситуации на территории поселения | - мониторинг кол-ва кедрового подроста в лесном массиве, результаты опросов |
Активная исследовательская деятельность школьников на экологической тропе | - количество школьников, занимающихся исследовательской деятельностью | - отчеты о деятельности экологической тропы | - участие в научных конференциях и конкурсах («Шаг в будущее», «Подрост», «Человек на Земле» и др.) | - дипломы, свидетельства участников |
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1. Разработка содержания «Тропы лесных великанов».
1.1. Эколого-географическая характеристика территории.
Окрестности дер. Сайгатиной представляют для экологообразовательной деятельности уникальные условия благодаря разнообразию природного и антропогенного ландшафтов. Естественные экосистемы в здесь представлены хвойными, смешанными и лиственными лесами (сосняки, осинники, березовые рощи), пойменными лугами, болотами. Антропогенный ландшафт представлен урбанизированной экосистемой деревни Сайгатиной, фермерскими хозяйствами, газоперерабатывающим заводом (ЗСК), линейными объектами (промышленная автотрасса, трубопроводы, высоковольтные ЛЭП).
С физико-географической точки зрения, располагаясь в южной части Сургутского полесья, данная территория находится на правобережье Оби у впадении в нее малой реки Б. Кучеминская. Территория относится к ландшафтной зоне средней тайги. Почвы таежно-поверхностно-глеевые и подзолистые: первые – на глинистом и суглинистом, вторые – на песчаном субстрате. Приболотные полосы занимают болотно-подзолистые почвы 3. Растительность исследуемой территории относится к бореальной зоне, подзоне средней тайги, характеризуется преобладанием, сосны обыкновенной, сосны сибирской (кедра). Береза является почти постоянным компонентом древостоя, встречается ель. В напочвенном покрове часто господствуют зеленые бореальные мхи, эпигейные лишайники родов кладония и кладина, а в травяно-кустарничковом ярусе обильна брусника, багульник, местами черника. Предварительные исследования, проведенные сайгатинскими школьниками в пойме малой реки, обнаружили огромное видовое разнообразие таежной растительности, включающее в себя редкие, занесенные в Красную книгу ХМАО-Югры виды (любка двулистная, майник двулистный, астрагал болотный, княжик сибирский, пион уклоняющийся-Марьин корень, лишайники рода уснея, эверния сливовая и др.), а также растения ареал, которых по научным данным находится гораздо южнее. (Прил. IV)
1.2. Основные этапы (стоянки) экологической тропы.
На основании проведенных эколого-географических исследований территории в окрестностях дер. Сайгатина был разработан маршрут экологической тропы, соединяющий точки с наиболее важными и интересными экологическими объектами. Маршрут нанесен на план-схему с указанием расстояния между этапами (стоянками) и азимутов движения от пункта к пункту. (Прил. V)
№№ и названия этапов | Азимут | Расстояние (в м) | Ориентиры | Объекты наблюдения | Что наблюдать? |
1 – «Школьное лесничество «Лесной дозор»» | Помещение ШЛ «Лесной дозор» (школа) | Выставки, презентации. | Информация о сосне сибирской (кедре). Результаты исслед. деятельности ШЛ, работы по искусств. возобновлению кедра. | ||
2 – «Школьная теплица» | 120 | 70 | Теплица | Семена кедра, проростки кедра | Работа школьников в теплице. Условия хранения и проращивания семян, качество кедрового пророста. |
3 – «Кедровый питомник» | 270 | 10 | Делянка с западной стороны теплицы | Посадки кедровых проростков. | Работа школьников в питомнике. Качество кедрового пророста в условиях питомника. |
4 – «Кедросад» | 253 | 200 | Выход с территории школы, тропинка в сосновом лесу, грунт. дорога | Посадки молодых саженцев кедра | Работа школьников в кедросаде. Качество кедрового молодняка в условиях кедросада. |
5 – «Православный храм» | 315 | 150 | Тропинка в сосновом лесу | Кедровая аллея, посаженная школьниками в 2006 г. | Красота храма и территории с различными насаждениями. Состояние кедров. |
6 – «Страна лесных великанов» | 290 | 140 | Тропинка в сосновом лесу | Хвойный лесной массив с преобладанием кедра | Величие и красота «лесных великанов» - кедров. Другие породы деревьев и кустарников в лесу. Животные леса. |
7 – «Дары леса» | 40 | 20 | Тропинка в лесу | Заросли малины, шиповника, брусничная поляна. | Многообразие даров леса. Отличительные черты ягодных кустарников и кустарничков. Лекарственные растения. Грибы. |
8 – «Пойменный луг» | 270 | 40 | Тропинка спускается по склону вниз в пойму. | Спуск в пойму реки. | Пойма, состав травянистой растительности луга, животных луга. |
9 – «Речка, реченька, река» | 270 | 10 | По лугу в сторону реки. | Река и ее обитатели | Русло и берега реки, цвет и прозрачность воды, скорость течения, растения и животные. |
10 – «Красная книга Югры» | 80 | 100 | Обратно по лугу, через кедровник, лесная поляна. | Растения, внесенные в Красную Книгу Югры. | Многообразие краснокнижных видов, их численность, состояние, условия произрастания. |
1.3. Информационное содержание стендов.
Каждый этап (стоянка) является своего рода содержательным блоком, несущим большую информационную нагрузку. Информационные сообщения на каждом этапе корректируются в зависимости от времени года. Объем информации зависит от возраста экскурсантов – посетителей тропы. Однако для каждого этапа (стоянки) разработан минимальный объем наиболее важной и необходимой для данного этапа информации. Эта информация в доступной и удобной для усвоения форме будет размещена на информационных стендах.
№№ и названия этапов | Информация на стенде |
1 – «Школьное лесничество «Лесной дозор»» | Год образования ШЛ, имя руководителя, состав бригад, направления деятельности, главные достижения. |
2 – «Школьная теплица» | Размеры, температура, функции, выполняемые теплицей, видовой состав растений, список дежурных по теплице, график работ в теплице, даты сбора семян, правила хранения и стратификации семян кедра. |
3 – «Кедровый питомник» | Площадь и размеры питомника, год закладки, видовой состав высаженных растений, виды и график работ, ответственные за проведение работ. |
4 – «Кедросад» | Год закладки, площадь кедросада, количество растущих живых деревьев, виды и график работ, ответственные за проведение работ. |
5 – «Православный храм» | Название и годы строительства и освящения храма, годы посадки кедровой аллеи, имена школьников, принимавших участие в закладке аллеи. |
6 – «Страна лесных великанов» | Эколого-биологические характеристики сосны сибирской, или кедровой Pinus sibirica (кедр): условия и места произрастания; продолжительность жизни и основные периоды; средние и максимальные возраст, высота, диаметр; хозяйственное значение. |
7 – «Дары кедрового леса» | Перечисление наиболее важных в лесном хозяйстве и жизни человека видов лесных растений с указанием их полезных свойств (кедр, береза, брусника, черника, морошка, малина, шиповник и др.). |
8 – «Пойменный луг» | Видовой состав растительного сообщества пойменного луга. Экологическое значение пойменных лугов. |
9 – «Речка, реченька, река» | Название малой реки – Большая Кучеминская – и ее эколого-географические характеристики: координаты истока и устья, расстояние от истока до устья, видовой состав речной рыбы, экологические проблемы реки. |
10 – «Красная книга Югры» | Видовой состав краснокнижных видов, встречающихся на данной территории (любка двулистная, майник двулистный, пальчатокоренник пятилопастной, астрагал болотный, княжик сибирский, пион уклоняющийся-Марьин корень и др.) |
Для обеспечения сохранности информационные стенды (А1) планируется сделать переносными из легкого материала, легко собирающейся и раскладывающейся конструкции для того, чтобы устанавливать их на этапах (стоянках) на время проведения мероприятий.
Кроме основных информационных стендов, устанавливаемых на этапах (стоянках), будут изготовлены стенды меньшего размера (А3), на которых будет предусмотрена смена информационных материалов. На этих стендах, которые предполагается устанавливать вдоль маршрута тропы, будут размещены правила поведения в лесу. Авторами материалов будут дети – участники конкурсов экологических рисунков, листовок, слоганов и др.
2. Образовательный блок: содержание учебной деятельности на экологической тропе.
Изучение природных объектов и закономерностей не только камерально и по учебникам, но и в самой природе, дает возможность школьнику получить качественные знания в первую очередь по предметам естественнонаучного цикла, но и также позволяет освоить метапредметные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия - УУД), как на внутрипредметном, так и на межпредметном уровне, а также предполагает переход на наиболее высокий уровень – надпредметный, на котором школьники осваивают общие философские категории.
Чет ве рть | Тема экскурсии | Теория | Практика | УУД |
Тематика учебных экскурсий для начальной школы | ||||
I. | - «Здравствуй, лес! Мы попали в край чудес»; - «Школьные лесничие»; - «В стране лесных великанов»; - «Осенние дары леса»; - «Полезные и опасные»; - «Осенние краски леса»; - «Осенний наряд лес | Знакомство с лесом и его обитат. Знакомство с деятельностью ШЛ Знакомство с кедром Изучение признаков и свойств лесных даров Изучение лекарственных и ядовитых растениях в лесу Изучение цветовой гаммы осени Особенности лесных раст. осенью | Рисунки Анкета Рисунки, коллекции хвои, шишек, семян Выставка «Дары леса» Составление и оформление собственных справочников Составление палитры цветов, рисунок красками Сбор листьев, изгот-ние гербариев | Наблюдение, сопоставление Знакомство с профессией Исследование, изучение, фиксация материалов Оформление выставочных матерлов, творчество Сопоставление, анализ, здоровьесбережение Эксперимент, творчество Наблюдение |
II. | - «Чародейкою зимою околдован лес стоит…»; - «Растения в зимнем лесу»; - «Животные в зимнем лесу» | Наблюдение за изменениями в зимнем лесу Изучение состояния растений зимой Изучение жизни животных зимой | Фотографии, фотопрезентации Составление описаний Составление описаний, фотограф. | Наблюдение, внимательность, творчество, IT. Наблюдение, анализ, выводы Наблюдение, анализ, выводы |
III. | - «Лесная книга»; - «Что растет в теплице?» | Изучение следов на снегу Знакомство с растениями в школьн. теплице | Зарисовки и фотографии следов Составление мини-каталогов с иллюстрациями | Наблюдение, сопоставление Учет, фиксация, классификация |
IV. | - «Весенние перемены»; - «Синичкина песня»; - «Чьи в лесу цветы и шишки?»; - «Что такое «Красная книга»?»; - «Кедровый детский сад» | Изучение весенних изменений в лесу Знакомство с видовым многообразием птиц Изучение отношения человека к лесу Знакомство с Красной книгой ХМАО-Югры Знакомство с видами работ в кедровом питомнике | Рисунки, фотографии Прослушивание голосов птиц Понятие антропогенного фактор Рисунки редких видов Проращивание семян кедра | Наблюдение, поиск причинно-следств. связи. Внимательность, умение сосредоточиться Идеализация, экстраполяция, анализ, выводы Работа со справочной литературой Эксперимент, наблюдение |
Тематика учебных экскурсий для среднего звена | ||||
I. | - «Что делают лесничие в школе?»; - «Жизненные формы растений в лесу»; - «Видовой состав растений нашего леса»; - «Экологические группы лишайников»; - «Грибы: съедобные и ядовитые»; - «Основные группы растений: мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные»; - «Как собирать грибы и ягоды» | Знакомство с деятельность ШЛ Изучение жизн. форм растений Изучение многообразия видов лесных растений Экол. класс-я лишайников Экологическая классификация грибов Разделение растений по группам Изучение экологичных способов сбора даров леса | Анкета Рисунки, схемы Определение и список видов Сбор и изготовление коллекций Рисунки, фотографии, презентации Составление классификации растений леса Разработка и оформление листовок | Знакомство с профессией, анализ Схематическое изображение Работа с определителем
Классификация, творчество Здоровьесбере-жение, классификация, IT. Классификация Художественное творчество, экол. сознание, IT. |
II. | - «Видовой состав растений в школьной теплице»; - «Я б в лесничие пошел: пусть меня научат!»; - «Зимующие птицы нашего леса» | Класс-ция растений в теплице Знакомство с работой лесничих Изучение видов зимующих птиц | Выращ-ние растений в теплице Просмотр видеофильма, анкета Фотографии, рисунки | Классификация, обобщение Профориентация Работа со справочником |
III. | - «Животные леса» | Изучение животных леса по следам на снегу | Рисунки, фотографии, составление карт-схем | Работа с определителем, картирование |
IV. | - «Весенние изменения в жизни растений и животных»; - «Весенние голоса»; - «Природные сообщества вокруг нас»; - «Красная книга Югры»; - «Искусственное возобновление кедра – помощь лесу». | Изучение весенних изменений в природе Изучение птиц по голосам Изучение основных биогеоценозов Изучение краснокнижных видов Знакомство с видами работ в питомнике и кедросаду | Составление описаний, фотографирование Аудиозапись Составление описаний, цепей питания Составление Красной книги дер. Сайгатиной Помощь лесничим в питомнике и кедросаду | Описание объектов исследования Прослушивание, анализ Описание, ранжирование Классификация, анализ, творчество Навыки практической природосберегающей деятельности |
Тематика учебных экскурсий для старшеклассников | ||||
I. | - «Проблемы естественного воспроизведения лесных пород деревьев и пути их решения»; - «Среды жизни и их обитатели»; - «Экологические факторы среды»; - «Доказательства естественного отбора в лесу»; - «Критерии вида на примере видов лесных рас-й и жив-х» | Знакомство с деятельностью ШЛ Изучение основных сред обитания Изучение экол. факторов Закрепление понятия «естественный отбор» на примерах Закрепление понятия «вид» | Практическая помощь в работе ШЛ Составление таблиц, фотографии, презентации Классификация факторов с примерами Составление описаний Составление таблиц, описаний | Экол. сознании, навыки практической природосберегающей деятельности Обобщение, дедукция, IT. Межпредметные связи (физика, химия, биология) Наблюдение, экстраполяция Классификация данных, описание |
II. | - «Формы борьбы за существование в лесном биогеоценозе»; - «Приспособленность организмов растений и животных к среде обитания и ее относительный характер» | Закр-е понятия «борьба за сущ.» Нахождение примеров присп-ти и док-во ее относит. характера | Составление таблиц с примерами Составление описаний | Наблюдение, экстраполяция Описание, дедукция |
III. | - «Абиотические факторы среды. Лимитирующие факторы»; - «Экологические проблемы лесных биогеоценозов»; - «Популяции растений в искусственных условиях агроценоза» | Изучение абиотических факторов Применение знаний о глоб-х экол. проблемах Знакомство с работой теплицы, изучение условий произрастания растений | Фотографирова-ние, составление презентаций Фотографирова-ние, сост-е описаний и презентаций Составление каталога растений теплице, опыты по выращиванию | Наблюдение, описание, IT. Экол. расследование, экол. сознание, IT. Работа с определителем, описание, эксперимент, навыки работы и комн. растениями |
IV. | - «Различные типы взаимоотношений живых организмов в наших лесах»; - «Биотические факторы среды»; - «Популяции растений в лесном биоценозе»; - «Лесные биогеоценозы»; - «Биогеоценоз пресноводного водоема»; - «Биогеоценоз пойменного луга»; - «Антропогенное воздействие на биогеоценозы. Экологические проблемы естественных экосистем»; - «Здоровьесбережение в лесу». | Закрепление классификации взаимоотношений Изучение биотич. ф-ров на местных примерах Изучение понятия «популяция» и ее характер-к Изучение лесных биогеценозов Изучение биогеоценоза реки Изучение биогеоценоза луга Изучение последствий воздействия человека на экосистемы Изучение факторов, благотворно влияющих на здоровье | Составление таблицы с примерами Составление описаний, фотографирование Составление описаний и характеристик Сост-е описаний, цепей питания Отбор проб, работа с микроскопом, сост. описаний, цепей пит. Сост-е описаний, цепей питания, сбор биоматериала, гербариев Фотографирова-ние, составление описаний, презентаций Составление эссе, разработка рекомендаций по оздоровлению | Обобщение, дедукция Описание, индукция, IT. Обобщение, экстраполяция Наблюдение, описание Описание, анализ, навыки работы с оборудованием Описание, анализ, навыки работы с оборудованием Экол. мировоззрение, описание, анализ, IT. Здоровьесбереже-ние, обобщение. |
3. Исследовательский блок: тематика исследовательской деятельности на тропе
С 1997 года в МБОУ «Сайгатинская СОШ» активно работает школьное научное общество, состоящее из объединения старшеклассников – «Научно-исследовательский сектор» и объединения младших школьников «Подсолнушки». Исследования проводятся школьниками в различных областях. Эколого-биологические исследования проводятся в прилежащих экосистемах и природных объектах, представленных на экологической тропе. Результаты исследования школьники имеют возможность представить на районных конференциях, проходящих в сайгатинской школе, как школе экологической направленности: «Молодежь исследует окружающую среду» для 6-11 классов (с 2001 года), «Экология: первые шаги» для 1-5 классов (с 2009 года). Конференции проводятся в рамках программы «Шаг в будущее». С 2003 года сайгатинские исследователи участвуют в конкурсах «Человек на Земле», «Подрост», в 2012 году приняли участие в конкурсе водных проектов впервые проходившем в ХМАО-Югре. Высокое качество исследований отмечается на всех конференциях и конкурсах дипломами высших степеней. (Прил. VI)
В настоящее время на экологической тропе проводятся исследования по следующей тематике:
Научно-исследовательский сектор
- «Мониторинг возобновления хвойных пород деревьев»;
- «Эколого-биологические характеристики населения Formicidae»;
- «Оценка степени рекреационной дигрессии леса»;
- «Определение атмосферных загрязнений методом лихеноиндикации»;
- «Определение атмосферных загрязнений по состоянию хвои сосны обыкновенной»,
- «Краснокнижные растения лесного массива в окр. дер. Сайгатиной»;
- «Фитоценотическая классификация пойменной растительности»;
- «Речка, реченька, река …».
Объединение младших школьников «Подсолнушки»
- «Вырастим кедр»;
- «Прилетайте птицы!»;
- «Фенологические наблюдения на экологической тропе»;
- «Редкие растения вокруг нас»;
- «В стране лесных великанов».
Перспективными направлениями являются проведение фитопатологических исследований в лесном массиве, по которому проходит маршрут тропы, биоиндикация с применением животных
(насекомых, червей и др.) и растений, изучение видового состава и отдельных популяций растений и животных луга, реки, леса, анализ экологических проблем природных систем.
4. Природосберегающий блок: содержание практической природосберегающей деятельности на экологической тропе.
4.1. Мероприятия по искусственному возобновлению кедра начаты сайгатинскими школьниками в 2004 году. Осенью был собран посадочный материал – семена кедра – на высокобонитетной площади (стоянка № 6). Семена собирали только с поверхности земли. Шишки обмолачивались вручную. Семена, не предназначенные для весеннего посева, закладывались на хранение в сухом состоянии (Наставление по лесосеменному делу в РФ, Москва, 1994). Часть семян была высажена «под зиму» в неглубокие лунки, наполненные лесной почвой. Так был заложен питомник древесных лесных пород (стоянка № 3). Площадь питомника – 0,2 га. В качестве эксперимента, часть семян была высажена в схожую почвенную смесь в теплице (стоянка № 2). Весной 2005 в открытом грунте семена взошли практически все. В теплице семена кедра взошли раньше – через 1,5 месяца после посадки, проростки более крупные, яркие. Весной они были высажены в грунт питомника на отдельную грядку. Отдельно были посажены семена кедра для сравнения с качеством «озимой» посадки. Летом производились полив, прополка, опрыскивание 3%-ным раствором бордосской жидкости для предупреждения заболевания сеянцев шютте. Весной 2006 г. часть саженцев из питомника была пересажена на территорию православного храма (стоянка № 5). Члены ШЛ «Лесной дозор» постоянно ведут наблюдение за их состоянием. В 2011 г. в окрестностях дер. Сайгатиной заложен кедросад, площадью 1,3 га (стоянка № 4), на котором, пока, к сожалению, плохо приживается кедровый подрост, пересаженный из леса. В настоящее время члены школьного лесничества и администрация школы ищут возможности для проведения организационных мероприятий – ограждения кедросада, посадки живой изгороди. После этого появится возможность высадить в кедросад саженцы кедра из питомника. (Прил. VII)
4.2. В основу деятельности по защите муравьиного населения – операция «Муравей» - легли результаты изучения эколого-биологических особенностей формикофауны в лесном массиве. В ходе проведения операции огораживаются муравейники и муравьиные гнезда, распространяется информация среди населения о необходимости сохранения в природе этих санитаров леса, планируется разработка нового маршрута экологической тропы, посвященного изучению и охране полезных насекомых, в частности муравьев.
4.3. Лесной массив, расположенный к юго-западу от деревни Сайгатиной, представляет уникальное природное сообщество, в котором встречаются довольно много растений – представителей Красной книги ХМАО-Югры (стоянка № 10). В планах ШЛ «Лесной дозор» - принять меры по сохранению растительности на этой уникальной территории.
4.4. Экосистема малой реки Б. Кучеминская и пойменного луга (стоянки №№ 8, 9) в окрестностях дер. Сайгатиной испытывают большую рекреационную нагрузку, что является причиной многих экологических проблем. Местные и приезжие рыбаки круглый год ловят рыбу из реки, применяя зачастую браконьерские орудия лова (сети). На берегу реки находится база отдыха. Жители деревни и приезжие отдыхающие разводят на берегу реки костры, срывают цветы красиво цветущих растений, громкой музыкой сгоняют с насиженных мест животных и птиц, оставляют после себя большое количество мусора. Ежегодно сайгатинские школьники убирают мусор по берегам реки, оборудуют места для культурного отдыха, изготавливают и развешивают плакаты с призывами беречь природу.
4.5.Ежегодно в лесном массиве и на экологической тропе проводятся следующие акции и мероприятия:
сентябрь – месячник «Сбереги лес Родины!»;
октябрь – День защиты животных;
ноябрь – начало зимней акции «Покорми птиц!»;
декабрь – новогодняя акция «Живи, елочка!»;
февраль – День водно-болотных угодий;
март – День Воды;
апрель – День птиц; День Земли;
май – акции «Не губите, первоцвет!», «Сталкер» (уборка мусора в лесу); дни весенних древонасаждений; День биоразнообразия;
июнь – День охраны окружающей среды.
5. Просветительский блок: содержание просветительской работы с населением.
В школе разработана, прошла апробацию и успешно реализуется программа «Школа - центрноосферного образования в интересах устойчивого развития в сельском социуме (в рамках Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН (2005-2014))», одной из целей которой является создание условий для перестройки мировоззрения членов социума и их поведения в интересах устойчивого развития своего региона на основе знаний о среде своего обитания, правил взаимодействия с ней, понимания и приятия общечеловеческих ценностей. Для достижения поставленной цели необходимо актуализировать воспитание активной гражданственности учащихся и населения в контексте экологического императива как высшей социализированной формы субъектности индивидуума с присущими ему гуманистическими, культуросообразными и экологическими миропониманием и мировоззрением, следующего общечеловеческим нравственным нормам и требованиям, в процессе экологосообразной деятельности выполняющего обязанности и долг перед обществом и народом в сохранении и приумножении природных богатств своей Родины, активно участвующего в решении задач развития своей страны. Для этого организована просветительская деятельность в социуме по формированию гражданского потенциала для принятия решений на общинном уровне, социальной терпимости, природоохранной деятельности и повышения качества жизни в сельском социуме.
Экологопросветительская работа с населением включает в себя как мероприятия, проводимые для жителей дер. Сайгатиной и пос. ГПЗ, так и привлечение жителей к акциям и мероприятиям, проводимым на экологической тропе. Для координации работы с населением привлекается совет общественности, совет родителей, большую физическую помощь в работе на тропе оказывает совет отцов. В течение года для населения работает экологический лекторий: как в помещении ШЛ (стоянка № 1), так и на выезде – в клубе, на заводе. Для населения и работников завода выступает школьная экологическая агитбригада. Пресс-центр распространяет информацию экологического содержания. После проведения экологических конкурсов детские рисунки, плакаты демонстрируются для всего населения. Привлекается население для участия в осеннем экологическом месячнике «Сбереги лес Родины!». Местные жители помогают в проведении новогодней акции «Живи, елочка!»: участвуют в лесных рейдах вместе со школьниками. Традиционный День Земли – 22 апреля – отмечается всем поселением в виде торжественного митинга, манифестации по улицам деревни и праздничного концерта.
6. Социальные партнеры проекта.
Социальными партнерами проекта являются административные органы, производственные предприятия, общественные объединения. Для организации и проведения экологических акций и мероприятий руководители проекта обращаются к социальным партнерам с просьбами о предоставлении транспорта, инвентаря, оборудования. Сургутские вузы оказывают сайгатинским школьникам методическую помощь, ученые дают научные консультации и рецензии на исследовательские работы. Многолетние связи сложились у сайгатинских юных экологов с экологическими центрами Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Нижнего Новгорода, Тюмени. Окружные департаменты приглашают ребят для участия в мероприятиях и акциях. (Прил. VIII)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Работу над проектом осуществляет школьное лесничество «Лесной дозор». Составлены модель (Прил. IX) и «Паспорт тропы» (Прил. 1X), разработан маршрут, состоящий из 10 этапов (стоянок). Для каждого этапа разработано содержание информационного стенда. Члены ШЛ «Лесной дозор» организуют акции и мероприятия на тропе, проводят экскурсии для младшего и среднего звена, работают в теплице, питомнике и кедросаде, занимаются исследовательской деятельностью, осуществляют мониторинг природных объектов, ведут «Летопись тропы».
ЭТАПЫ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Вид деятельности | Сроки | Организаторы, исполнители | Участники | |
Подготовительный этап – август 2013 г. – май 2014 г. | |||||
1 | Создание инициативной группы | Август 2013 г. | Исполнительная группа | Учителя, члены ШЛ | |
2. | Изучение опыта школ по созданию экологических троп. Разработка модели | Ноябрь-декабрь 2013 г. | Исполнительная группа | Члены ШЛ педагоги МБОУ «Высокомысовской СОШ» | |
3. | Разработка информационных материалов для маршрута экологической тропы | ноябрь 2013 г. | Исполнительная группа | Учителя, члены ШЛ | |
4. | Разработка тематических экскурсий, мероприятий для школьников и населения. | сентябрь 2013 г. - май 2014 г. | Исполнительная группа | Учителя, члены ШЛ | |
Практический этап – октябрь 2013 г. - август 2014 г. | |||||
5. | Заготовка и закладка на хранение семян кедра | Октябрь 2013 г. | Исполнительная группа | Члены ШЛ | |
6. | Предзимние работы в кедросаду. Предзимняя подготовка питомника и осенний посев семян. | Октябрь 2013 г. | Исполнительная группа | Члены ШЛ | |
7. | Изготовление информационных стендов для каждого этапа (стоянки) | Март-апрель 2014 г. | |||
8. | Оформление наглядных материалов, информационных табличек и плакатов. | Март-апрель 2014 г. | Исполнительная группа | Учителя, члены ШЛ | |
9. | Оформление маршрута | Май – июль 2014 г. | Исполнительная группа | Учителя, члены ШЛ | |
10. | Весенние работы в кедросаду. Весенний посев семян, высадка проростков в грунт питомника. | Май – июнь 2014 г. | Исполнительная группа | Члены ШЛ | |
11. | Торжественное открытие тропы. | Август 2014 г. | Участники проекта | Учителя, члены ШЛ, социальные партнеры | |
12. | Проведение экскурсий, мероприятий, исследований на тропе. | сентябрь 2013 г. - июнь 2014 г. | Исполнительная группа | Учителя, члены ШЛ | |
Заключительный этап – сентябрь - октябрь 2014 г. | |||||
13. | Создание фотолетописи «Тропой лесных великанов» | Сентябрь 2014 г. | Исполнители и координаторы проекта | Участники проекта | |
14. | Разработка и публикация информационных материалов по проекту: буклеты, сборник материалов. | Сентябрь - октябрь 2014 г. | Исполнительная группа | Участники проекта |
РЕФЛЕКСИЯ
Осмысление результатов деятельности над реализацией проекта отражается в форме «Фотолетописи», «Книге отзывов», презентации результатов природосберегающей работы, мониторинга состояния природных объектов и исследовательской деятельности на экологических конференциях и конкурсах, издании сборника материалов по проекту, информации на экологическом сайте школы.
СМЕТА РАСХОДОВ
№ | Статья расходов | Сумма (руб.) |
1. | Организация и проведение мероприятий: | |
- канцелярские товары; | 3000 | |
- наградной материал (дипломы, грамоты, благодарности, благодарственные письма); | 7000 | |
2. | Изготовление информационных стендов: 10 7000 руб. | 70000 |
3. | Выпуск сборника: - оформление сборника; - печать | 5000 15000 |
ЛИТЕРАТУРА
- Реймерс Н. Ф. Экология: теория, законы, принципы и гипотезы. – М., 1994.
- Экологический кодекс России (этика природопользования). – Институт философии РАН. – М., 1992.
- Чижов Б. Е. Лес и нефть Ханты-Мансийского автономного округа. Изд. Ю. Мандрики, Тюмень, 1998.
- Медведев Е. Н. Календарь лесовода. – М., Экология, 1997.
- Тарасов А. И.Экскурсии в лес по экологической тропе. – Тюмень: СофтДизайн, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")
p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...
Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения"
Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения". Описание проекта, агитбригада, викторина "Береги здоровье с молоду"....
Социально - экологический проект "Сохраним реку Омь"
В работе представлен социально - экологический проект "Сохраним реку Омь" (проблема, цели и задачи, этапы работы и результаты)...
Социально-экологический проект «Экологический патруль»
Актуальность проекта заключается в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач. Правильное экологическое воспитание позволит...
Социальный экологический проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке» (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!»)
Проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!») рассказывает о системе организации и опыте проведения эко...
Социально-экологические задачи, стоящие перед экологическим обозревателем
quot;Экологическая журналистика"...
Методическая разработка мероприятия социально-экологической направленности «День химии и биологии» в рамках Всероссийского экологического детского фестиваля
Номинация конкурса: «Образовательные мероприятия».Возрастная группа: 5-11 класс(19 человек)Автор проекта: учитель химии и биологии Серпак Надежда ИвановнаМуниципальное бюджетное общеобразо...