в защиту родной природы
классный час по экологии (10 класс) по теме
Данное методическое пособие является разработкой классного часа в форме беседы и защиты проекта. Проведение классного часа помогает решать вопросы в учебно-воспитательном процессе со студентами, находить общие интересные стороны в общении и привить любовь к родному краю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotukhina_i.d.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
ГБОУ СПО «Самарский техникум легкой промышленности»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия для преподавателей
на тему: В защиту родной природы.
г.Самара 2013 г.
Утверждаю Утверждаю
председатель предметной цикловой комиссии Зам. директора по УР
общеобразовательных дисциплин: ГОУ СПО «СТЛП»:
______________/И.Д.Золотухина/ ____________ Г.А.Попова/
Автор: _____________/И.Д.Золотухина/
Пояснительная записка
Данное методическое пособие является разработкой классного часа в форме беседы и защиты проекта. Проведение классного часа помогает решать вопросы в учебно-воспитательном процессе со студентами, находить общие интересные стороны в общении и привить любовь к родному краю.
Применение такой формы в воспитании предполагает:
- Большую заинтересованность студентов к изученным дисциплинам;
- Развивается стремление охраны окружающей среды;
- Активизацию деятельности студентов, которые сами становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса;
- Овладение способами управления коллективной деятельностью, когда студенты учатся слушать, анализировать, решать проблемы;
- Становление новых отношений между преподавателями и студентами;
- Воспитание эстетического вкуса, определение своей внешней индивидуальности.
Любовь к природе возникает из того лучшего, что в ней заключено. Мы любим ее как град божий несмотря на то (а скорее как раз потому), что в этом граде нет жителей.
Р. Эмерсон
Любовь к животным сама собой приводит к тому, что люди требуют самых породистых, и это в свою очередь неизбежно порождает жестокость.
Я. Кавабата
О необходимости любви к природе на уроках школьного естествознания еще в XIX веке писали русские педагоги Ястребцов, Сальцман, Симашко; известный педагог-естественник Д.Н. Кайгородов неоднократно заявлял: “Нужно культивировать в школе не мертвую науку о природе, а живую любовь к природе и Божьим творениям” (13). К такому же мнению в начале XX века пришел и известный педагог Стенли Холл (22).
Одну из наиболее серьезных работ обсуждению такого сложного и таинственного понятия как любовь к природе посвятил известный российский педагог и деятель охраны природы Б.Е. Райков еще в 1915 году (6). По его мнению, любовь к природе является “отвлеченным чувствованием собирательного характера”. В него входят разнообразные и сложные переживания, как то:
“1. Наслаждение красивыми формами, красками, звуками и связанные с этим восприятия и представления;
2. Удивление перед разнообразием форм и явлений в природе, интерес перед новым, незнакомым, проистекающее отсюда стремление узнать, понять, объяснить наслаждение от успеха самостоятельных попыток и достижений в этой области;
3. Преклонение перед величием природы, ее возвышенной красотой, необъятностью, переходящее в чувство умиления, сознания собственного ничтожества, скоротечности нашего бытия перед лицом вечности, священный трепет перед бесконечностью” (6).
Тема: В защиту родной природы.
Цель:
продолжить работу над воспитанием бережного отношения к природе род края, содействовать развитию навыков логического мышления, умения отстаивать свою точку зрения, развивать чувство ответственности, воспит экологическую культуру.
Оборудование: рефераты, проекты, журналы, фотографии и слайды микрорайона города Самары.
Ведущий 1. Ежедневно на земном шаре безвозвратно погибает один вид животных или один вид растений.
Ведущий 2. В Европе под угрозой исчезновения более половины рептилий и земноводных.
Ведущий 3. Каждую секунду вырубается квадратный километр тропических лесов - «легких нашей планеты». Через 40 лет этих лесов не станет.
Ведущий 1. Человечество стоит на грани реальной катастрофы, остановить которую скоро будет невозможно.
Ведущий 2.
Природа-мать, во тьме сомнений,
От часа в час, от века в век,
Готовила венец творений,
Тебя рождала, человек,
Даря тебе тепло улыбки,
Она тебя учила жить,
Жестоко мстила за ошибки,
Чтоб ты не смел их повторить,
Но вновь и вновь ты ошибался,
Хлестал ты землю как хлыстом,
Ты разобраться не старался,
В том что ты бил.
Ты бил свой дом.
Ведущий 3.
Земля, истерзанная стрессом,
Земля, избитая войной,
Другая сторона прогресса,
Нет, не она тому виной,
Ты, человек, имеешь силу,
Та сила - разум! Оглянись,
Не рой ты сам себе могилу,
Не подставляй под выстрел жизнь,
Растившую тебя с пеленок,
Не дай толкнуть к концу пути,
Жизнь беззащитна, как ребенок,
Ты - человек, ты - защити!
Ведущий 1. «В защиту родной природы» - тема нашего разговора. Изучим экологические проблемы города Самары и района , предложим свои экологические проекты.
Команды защищают свои проекты на тему: «Мой двор - моя забота», «Благоустройство парка», «Чистая улица». ( время для защиты 7 минут).
1 конкурс. Игра «Лимпопо». Зашифрованное изображение. Чья км быстрее угадает животное, спрятанное за клеточками.
(косуля)
Ведущий открывает одну клеточку, и дети пытаются угадать животное; отгадали - открывает другую и др.
2 конкурс: «Мир животных».
- Посмотрите на доску. Вы видите на доске такие карточки:
Крот - 1. Черепаха - 5.
Мышь - 2. Олень - 6.
Еж-3. Волк-7.
Корова - 4. Заяц - 8.
Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимете карточку с цифрой того животного, к которому относится этот вопрос. За каждый правильный получаете баллы:
1. Самая пестрая, ест - зеленое, дает - белое (4.)
2.В одежде богатой живет без оконца, да сам слеповатый, видывал солнца (1.)
3. Кто на зиму меняет свою шубу? (8.)
4. Жвачное животное с очень длинной шеей. (0.)
5. Какое животное носит еду на спине? (3.)
6. Животное, у которого на голове растут ветки. (6.)
7. Маленькое серое животное с длинным хвостиком. (2.)
8. Этот зверь живет далеко от проезжих дорог и людских селений. Его называют лесным разбойником. (7.)
9. Кто носит свой дом на спине? (5.)
3 конкурс: «Угадай слово» Перед вами зашифровано экологическое название. За 5 минут вы должны его расшифровать. Под каждой буквой есть цифра и это вам поможет.
Ш у м о в о е з а г р я з н е н и е
1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Ответ: «Шумовое загрязнение».
Ответьте на вопросы: Что такое шум? Какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень шума?
Ответ:
Шум - это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток ,снижают рефлекторную деятельность.
Вопросы болельщикам.
I. Доит ли коз козодой? (Нет, ловит насекомых над стадом.)
2.Бывают ли белые тигры? (Да.)
З.Умеют ли тигры плавать? (Да.)
4.А бурые медведи умеют плавать? (Да.)
5.Правда ли, что белые медвежата рождаются в середине зимы? (Да.)
7. Правда ли, что у только что рожденного ежа иголки уже колются? (Нет.)
8.Правда ли, что северные олени едят грибы? (Да.)
9.Правда ли, что белка, питаясь орехами, желудями, шишками, грибами,
может съесть иногда яйца, птенцов, насекомых? (Да.)
10. Как вы считаете: зебра - это белое животное с черными полосами или черное - с белыми? (Белое животное с черными полосами.)
11. Молоко какого животного самое жирное? (У кита -50% жира, у коровы - 3-4,5 %.)
12.Какая птица любит нырять в прорубь? (Птица оляпка.)
13.Кто одной ноздрей дышит? (Кашалот.)
14.У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов.)
15. Есть ли у комаров зубы? (Есть, и немало - 22.)
16. Какой палец и на каких лапах у бобра самый важный? (Мизинец - на
передних.)
17. Правда ли, что бурый медведь (не белый) ест рыбу? (Сам ловит лосося.)
18.Правда ли, что крот, живущий под землей, выйдя наружу, погибает? (Нет, с ним ничего не случится: у кротов такое плохое зрение, что они едва различают свет.) 19.Правда ли, что касатки нападают даже на больших китов? (Да.)
4 конкурс: «Музыкальный»
Чья команда знает больше песен, где встречаются названия животных и исполнит одну из них (5 мин. на задание).
Две ученицы двигаются по сцене спиной навстречу друг другу.
Сталкиваются. В руках одной свернутый плакат.
1-я ученица. Ой, здравствуй!
2-я ученица. Ой, привет!
1-я ученица. Ты куда идешь?
2-я ученица. Да вот, на урок биологии несу сообщение: плакат о крапиве.
1-я ученица. Что же может быть интересного у этого растения?
2-я ученица. Смотри (разворачивает плакат). Сухие листья крапивы - это
хорошее противовоспалительное средство.
1-я ученица. (Указывает на рисунок на плакате.) Ванны из настоя крапивы
хорошо помогают при ревматизме. Крапива - косметическое средство: кремы,
лосьоны, шампуни.
1-я ученица. Корень крапивы - сырье для получения пищевой и текстильной
краски.
2-я ученица. Листья - стойкие и безвредные, зеленые красители кремов для тортов, конфет.
1-я ученица. Чем почистить закопченную посуду, если нет под рукой
чистящего средства?
2-я ученица. Средства есть - свежие листья крапивы.
1-я ученица. Как сохранить свежую рыбу, дичь без холодильника?
2-я ученица. Была бы крапива впрок. Тушки набить ею. Завернуть добычу в
свежие листья.
1-я ученица. А если животные заболели авитаминозом и куры плохо несутся?
2-я ученица. Кормите крапивой. Она ценное кормовое растение.
1 и 2-я ученицы (вместе). Волокна крапивы - это пряжа, картон, искусственная кожа. Вот это да!
5 конкурс: «Угадай растение»
Дайте названия растениям (гербариям). Для чего необходимы эти растения. (Боярышник кроваво-красный, Василек синий, Зверобой продырявленный,
Калина обыкновенная, Земляника лесная, Кубышка желтая)
Ведущий 1:
Охрана природы, грамотное, неразрушающее отношение к ней, умение разбираться в ее законах и правилах необходимы современному человеку. Необходимы просто для того, чтобы выжить. Покорение природы дошло до того, что территории, которые «покорили» еще не до конца, надо срочно брать под охрану. Такие территории есть у нас в городе:
1, Давайте совершим экскурсию по местам нашего микрорайона. Здесь мы живем, отдыхаем. Под тенью деревьев приятно посидеть возле дома после трудового дня (показ фото).
2. Обилием зелени и красок радуют жителей городка Самары клумбы и палисадники. Но неужели цветущая жизнь возможна только за забором? (Показ фото.)
З.Ведь сейчас кто ухаживает за деревьями и цветами? В основном младшие школьники и пожилые люди, которых мы встретили
(показ фото).
4.Больно видеть, как растут и множатся с каждым днем вытоптанные на газонах дорожки, которые совсем не украшают наши зеленые уголки (показ фото).
5.Попробуйте узнать этот большой дом и прилегающий к нему пустынный участок. Сочувствуем его жителям, которые видят этот пейзаж в окно круглый год. А ведь многие из вас живут в этом доме, ребята. Кто же первый откликнется на призыв: «Сделаем наш участок возле дома зеленым» (показ фото).
Ведущий 2:
Растительный и животный мир во многих районах нашей страны очень сильно изменен в результате хозяйственной и промышленной деятельности. Некоторые наиболее ценные виды животных оказались почти полностью истреблены. Непоправимый ущерб животному и растительному миру наносит загрязнение природных вод и воздуха отходами промышленного производства и ядохимикатами. Все это заставляет принимать специальные меры для сохранения и восстановления ресурсов органического мира.
Большое внимание уделяется охране лесов, естественных лугов и пастбищ, восстановлению численности почти истребленных ценных животных (баргузинского соболя, зубра, бобра, речных и озерных рыб и др.). Приняты меры по упорядочению лесозаготовительных работ. Создаются заповедники и заказники, в которых охраняются не только редкие и исчезающие виды растений и животных, но и целые сообщества.
Издана Красная книга России — список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, для охраны которых должны быть приняты особые меры.
СЛОВО ЖЮРИ.
Ведущий 3:
Спасибо гостям за участие в нашем занятии. Мы понимаем, что прекрасное будущее зависит от нас. Мы хотим превратить наш город в город-сад. Пока мы еще дети, нам нужна поддержка и ваше внимание. Но мы надеемся, что наши решения и мечты благодаря вашей инициативе воплотятся в реальную жизнь. Еще раз спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».
Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....
Конференция В защиту родной природы
Внеклассное мероприятие для 8-10 класса, материал подбирали сами ученики, готовили под это мероприятие презентации...
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...
«Русские поэты XIX века о родной природе и о себе, урок № 2. Проект Художественный альбом класса «Образы родной природы» для 5 класса по программе В.Я. Коровиной в рамках ФГОС
Конспект урока по литературе...
Защитим родную природу.Кусочек « Сочи » в посёлке Оричи
В 2011 году проект «Кусочек Сочи» был представлен на конкурс муниципальных образований Кировской области администрацией посёлка[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11714646","attribute...