интерактивная беседа с элементами практической деятельности "Прости, Земля"
классный час по экологии (5 класс) по теме
данная разработка призвана к формированию негативного отношения к бездумному, безответственному отношению к природе, расширить представление детей об экологических законах, способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosti_zemlya.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Прости, Земля».
Форма проведения: интерактивная беседа с элементами практической деятельности Цели: формирование негативного отношения к бездумному, безответственному отношению к природе Задачи: Развивающие: расширить представление детей об экологических законах. Воспитательные: способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Оформление: на стенде – эпиграф: Природа — единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания. Презентация «Прости, Земля!». Клип Майкла Джексона Иоганн Вольфганг Гете; экологические знаки б) Четыре закона экологии 1. Всё связано со всем. 2. Всё должно куда-то деваться. 3. Ничто не даётся даром. 4. Природа знает лучше. Карточки с заданиями, компьютер, проектор.
Ход мероприятия.
I Вступительное слово Просмотр презентации Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы обсудить серьёзную тему о содержании которой вы догадались наверное, просмотрев кадры презентации и музыкального клипа. Так о чём же мы сегодня поговорим? (Ответы детей). - Какое чувство вызывает у вас вид нашей планеты? - Как вы думаете, почему это произошло? (Предположения детей) - Какое желание у вас сейчас появилось? Формирование цели мероприятия (определяют воспитанники)
II Основная часть 2.1. Информационный блок «Законы экологии». Воспитатель: Природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы вы видите на стенде. Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах. Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить. Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы. 2.2. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» Воспитатель: Сейчас мы проведём виртуальный рейд по улицам нашего села и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Кто-то сбросил в реку бытовые отходы, мусор. Это очень неприятное явление, т.к. мы ходим по мосту через речку и возникает чувство, что идёшь по мусорной свалке. А ведь в недавнем прошлом наша Шида было красивой, чистой рекой. Чем это грозит водоёму и жителям? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации? Примерные ответы детей: - Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление. - Нарушены первый и второй экологические законы. Воспитатель: Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это жители сжигают листву. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают? Примерные ответы детей: - Типичное нарушение второго закона: жители думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей. Воспитатель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет. Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет? Примерные ответы детей. - Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением. - А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы. Воспитатель: посмотрите, когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но жители решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу? Примерные ответы детей: - Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт! - Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте, природа создала болото, так тут ему и нужно быть. - Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха. Воспитатель: вы хорошо разбираетесь в законах экологии. А это уже один из признаков экологической культуры. 2.3. Путешествие по экологическим станциям Воспитатель: Прочитайте слова: земля, вода, воздух, человек и скажите, как они связаны между собой? Сегодня мы поговорим о том, как хорошо мы знаем то, что нас окружает и какую роль в охране природы играет человек. Давайте пофантазируем и представим, что мы в лесу. Нас встречает Бабочка, она только что появилась на свет и еще ничего не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля, большая, чудесная и неизведанная. Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух, он был свеж и чист. В воздухе было приятно летать, но снизу тянуло сыростью и слышался плеск рыб. Что же это? Бабочка летала и радовалась, но вдруг увидела, что на нее смотрят два огромных глаза. Кто это? (человек). От человека зависит то, каким будут земля, воздух, вода. Это он загрязняет атмосферу, уничтожает леса, отравляет воды рек, безжалостно использует природу. Сегодня мы будем путешествовать по экологическим станциям:
1. «Поэтическая»: ребята, а какие стихи или песни вы знаете о природе? - стихи о красоте родного края и природы; - песни о природе. Родился ландыш в майский лень и лес его хранит Мне кажется, его задень, он тихо зазвенит И этот звон услышит лес, и птицы, и цветы
Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты. Опять черемуха в цвету, сбежались ландыши гурьбой Свою земную красоту природа дарит нам с тобой 2. «Походная». Все вы любите ходить в поход и, конечно, как заядлые туристы знаете, что вам может там понадобиться. И сейчас вы должны выбрать предметы для похода – полотенце, кружка, чашка, телевизор, будильник, утюг, зубная щетка, ролики, ложка, учебники, теннисные ракетки, хлеб, мясо, консервы, спальник, компас, рюкзак, зонтик, палатка, коньки. 3. Отгадай-ка! (по 4 подсказкам). -служит защитой от хищников; спасает от холода, его используют туристы, на нем можно варить еду (костер) - это наш дом, имеет два значения, о ней написано много песен и стихов, только на ней есть жизнь – земля. - нужна туристам, помогает спрятаться от насекомых, защищает от непогоды – палатка. 4. «Экологические загадки». - трава, которую знают слепые - крапива,
дерево – символ России – береза,
- зимуют ли птицы в скворечнике – нет
- кто меняет шубу 2 раза в год – лиса, заяц
- какая ягода бывает красной, черной, белой – смородина,
- о чем заяц и свиристель говорят в зимнее время?
- о чем беспокоятся рыбы подо льдом?
- о чем шепчутся шишки ели перед новогодними праздниками?
- о чем думает подснежник, который выглянул из - под снега?
5. « Экологические знаки».
Бом-бом–бом! Начинается погром, Выезжаем на природу, сколько здесь в лесу народу. Здесь костер и там костер, банки, склянки, всякий сор… (нарисовать экологические знаки, которые расскажут как нужно правильно вести себя в данной ситуации) 6.Игра “Выбери правило вежливости” (Правила на стенде).
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. 2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.
3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать. 4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. 5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. 6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело. Задание: выберите правила вежливости. 7.Экологические знаки Воспитатель: Ребята в подготовке к нашему мероприятию вы получили задание нарисовать экологические знаки. Вы прекрасно справились с этим заданием. Рисунки получились красочные и очень актуальные. - А что обозначают эти экологические знаки? Ответы детей. - Экологические знаки нам говорят о том, чтобы мы охраняли животных. По вине человека уже исчезло немало животных, а многие стали редкими.
III Заключительный этап. А сейчас я предлагаю вам сделать цветочки из пластиковых бутылок. Заготовки лежат перед вами, а украсить их вы сможете по своему усмотрению. Мы свами сделали такие красивые цветы из пластиковых бутылок и оформили выставку поделок из бросового материала. Я предлагаю вам подарить ваши цветы нашим гостям. Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нет. Развеем над нею и тучи и дым, В обиду её никому не дадим! Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, лесами, Такая планета нужна нам с вами. Давайте подарим наши Дети дарят друг другу поделки с элементами природы со словами, например: «Я дарю тебе этот цветочек, хочу, чтобы всегда цветы нас радовали своей красотой, чтобы на нашей Земле всегда был чистым и прозрачным воздух,… чистая вода, не погибли животные, растения от кислотных дождей, не прекращали пение птицы и т. д.».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная беседа с элементами тренинга "Я и другие"
Это второе занятие по толерантности. Основная цель : научить навыкам толерантности.Вспоминается понятие толерантности, которое изучили на предыдущем классном часу. Проводяться игры " Мы с тобой ...
Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"
Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности"...
Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"
Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности"...
Беседа с элементами игры "Если друг оказался вдруг..."
Беседа знакомит детей с правилами дружбы, показывает важность истинных друзей в жизни человека. Воспитываются доброжелательность, терпимость....
ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ "ВЫБОР ПРОФЕССИИ"
Разработка мероприятия по профессиональному самоопределению воспитанников старшего школьного возраста, направленного на расширение представления детей о различных профессиях; формирование позитивного ...
ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ "ВЫБОР ПРОФЕССИИ"
Разработка мероприятия по профориентационному воспитанию, целью которого являются расширение представления подростков о различных профессиях; формирование позитивного отношения к труду; побуждение к с...
Беседа с элементами тренинга и интерактивной викториной "Сила слова или яд сквернословия"
Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство...