Образовательная программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа (экология) по теме

Гусева Светлана Николаевна

Образовательная программа "Юный исследователь" рекомендуется для организации работы кружка экологической направленности в учреждениях дополнительного образования для детей среднего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_ekolog_programma_2011.doc332 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

Модифицированная программа

дополнительного образования детей объединения

«ЮНЫЙ  ЭКОЛОГ»

Срок реализации 4 года

Для начального и среднего школьного возраста.

Гусева С.Н.,

методист

г. Арзамас

2011 год

Введение

Технический прогресс неразрывно связан с бесконтрольным вторжением человека в живую природу. В результате этого, перед человечеством возник целый ряд экологических проблем. Вот лишь некоторые из них: истощение природных ресурсов, загрязнение биосферы бытовыми и промышленными отходами, разрушение озонового слоя Земли, усиление парникового эффекта, деградация плодоносных земель,  исчезновение многих видов живых существ.

Ухудшение экологического состояния окружающей среды сильно сказывается на здоровье человека. Специалисты считают, что если не будут предприняты чрезвычайные меры по предотвращению экологического кризиса и ликвидации его последствий, то к концу ХХI века в России практически не останется здоровых людей.

Пояснительная записка

Программа творческого объединения «Юный эколог» построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития физических, химических, биологических и экологических понятий. Данная программа позволяет развить творческие способности ребенка, приобщить его к совместной деятельности со сверстниками по защите природы.

Обучение идет в следующих направлениях: информационно-пропагандистском, исследовательском, практическом.

Актуальность программы

Осознание того факта, что качество окружающей среды во многом определяет качество жизни человека, привело к резкому усилению общественного и научного интереса к проблемам экологии. Будущее нашей страны, окружающей природы, зависит от образованности, культуры и духовности наших граждан. В условиях обострения экологической ситуации в России особое значение приобретает необходимость формирования у подрастающего поколения экологической культуры и гуманистического взгляда на природу. Все сильнее возникает необходимость научить новое поколение ориентироваться в экологических проблемах и участвовать в практической работе по их решению.

Программа «Юный эколог» способствует  формированию у детей активной жизненной позиции в защиту природы родного края, сыграет важную роль в деле формирования экологической культуры, столь необходимой в современном мире.

Цель и задачи программы

Цель:  развитие научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически - деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и своему здоровью, формирование познавательных, информативно-коммуникативных и рефлексивных компетенций.

Задачи:

  • освоение знаний о биосфере как глобальной экосистеме; природных сообществах как элементарных экологических системах; месте и роли человека в экосистеме планеты;
  • воспитание бережного отношения к окружающей природной среде и экологически обоснованных форм поведения;
  • развитие познавательного интереса школьников к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • овладение простейшими навыками исследовательской деятельности;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;

 Сроки реализации

Данная программа рассчитана на четыре года обучения для детей начального и среднего школьного возраста:

1 год обучения - ознакомительный. Обучающиеся получают элементарные навыки, которые предполагают расширение кругозора.

2,3 год обучения - развивающие. Обучающиеся  получают новые знания, умения и навыки в области экологии растений и животных, овладевают приемами научно-исследовательской деятельности.

4 год обучения – ориентирован на практическую природоохранную деятельность школьников.

Занятия в группах 1 года обучения проходят по 4 часа в неделю, занятия последующих годов обучения проходят по 6 часов в неделю.

 Краткие сведения о коллективе 

Состав группы постоянный. Набор детей свободный. В группе первого года обучения занимается 12-15 человек, 2,3,4 года – 10 -12.

Группа детей разновозрастная, возраст учеников начальной и средней школы. Запись в кружок осуществляется по заявлению родителей.

 Условия реализации программы

Занятия проходят в Доме детского творчества согласно расписанию. Кабинет, где проводятся занятия, должен быть просторным, хорошо освещенным. У каждого учащегося должно быть свое рабочее место. Парты должны быть расставлены так, что бы педагогу было удобно подойти к каждому ребенку. В помещении должен находиться шкаф для хранения работ, наглядных пособий, оборудования. Необходима доска для демонстрации схем, записи терминов.

Оборудование:

Лабораторное оборудование и приборы: химическая посуда, лупы, термометры, микроскопы, готовые микропрепараты.

Таблицы по ботанике, зоологии, экологии.

Гербарий, комнатные растения

 Основные направления содержания деятельности

Основной формой работы являются учебные занятия.

На занятиях используются различные методы и приёмы обучения: наглядные, словесные, практические. В процессе изучения курса учащиеся работают с дополнительной и справочной литературой, проводят наблюдения, экологические исследования, экологический мониторинг, участвуют в викторинах, конференциях, акциях, экскурсиях, встречах с людьми разных профессий.

Теоретическая часть курса дается в форме мини-лекций, бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическими работами. При проведении занятий – практикумов  используются формы индивидуальной, групповой работы и коллективного творчества.

С целью активизации внимания детей, проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются тематические кроссворды, загадки.

Отчет о работе проходит в форме тестирования, анкетирования, массовых мероприятий, защиты научно-исследовательских работ.

Занятия строятся таким образом, что развивают у школьников познавательные способности,  вырабатывают навыки активного овладения учебным материалом, развивают практические навыки и умения.

Ожидаемые результаты и формы контроля

Ожидаемые результаты:

  • Формирование экологического мышления на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе;
  • Формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
  • Приобретение навыков природоохранной деятельности;
  • Воспитание потребности соблюдения здорового образа жизни;
  • Развитие потребности самообразования и самовоспитания.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • определения основных экологических понятий;
  • типы взаимодействий между организмами;
  • структуру природных сообществ;
  • место человека в экосистеме Земли;
  • современные аспекты проблемы охраны природы;

Уметь:

  • решать элементарные экологические задачи;
  • определять с использованием простейших методик уровень загрязнения воздуха, воды, почвы;
  • анализировать и оценивать региональные и локальные экологические проблемы и пути их решения; последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
  • соблюдения правил поведения в природной среде;
  • анализа различных видов хозяйственной деятельности человека;
  • охраны растений, животных.

Успешность освоения тем курса оценивается на основе педагогического наблюдения и анализа практической деятельности учащихся.  

В течение учебного года для оценки уровня усвоения детьми знаний и умений в объединении проводится  мониторинг: начальный, промежуточный, итоговый.

В апреле – мае проводится итоговая аттестация, которая включает в себя тестирование кружковцев по проверке экологических знаний,  умений и навыков в области экологических исследований, анкетирование поможет оценить динамику интереса, активность детей на семинарах, экскурсиях, участие в экологических конкурсах, фестивалях, коллективных делах объединения.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Экскурсии

1

Введение. Что такое «экология»?

2

2

-

-

2

Природа как совокупность живого и неживого

4

2

-

2

3

Среды жизни и приспособленность к ним живых организмов

28

12

14

2

5

Невидимый живой мир.

4

2

2

-

6

Растительный мир  Земли        

24

6

10

8

7

Животный мир Земли

24

8

10

6

8

Взаимоотношения между живыми организмами

8

6

-

2

9

Природные сообщества.

18

10

4

4

10

Использование природы человеком. Охрана растений и животных

16

6

6

4

11

Фенологические наблюдения

14

-

6

8

12

Заключительное занятие

2

-

2

-

 Итого:

144

54

54

36

Содержание программы 1 года обучения.

  1. Введение. Что такое «экология»? (2 часа).

Введение в тему, знакомство с основными экологическими терминами.

  1. Природа как совокупность живого и неживого (4 часа).

Особенности живых организмов и их отличие от неживой среды. Неживые компоненты природы – литосфера, гидросфера, атмосфера. Живые компоненты природы: бактерии, грибы, животные, растения.

Экскурсия в парк:  «Природа живая и неживая»

  1. Среды жизни и приспособленность к ним живых организмов (28 часов)

Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.

Вода как среда жизни: признаки и свойства воды; живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде. Загрязнение воды бытовыми и промышленными отходами. Определение загрязнения воды по внешним показателям.

Наземно-воздушная среда жизни, ее характеристика: Состав и свойства воздуха. Свет и температура как факторы наземно-воздушной среды. Живые организмы, обитающие на поверхности  земли, их приспособленность  к жизни в наземно-воздушной среде. Загрязнение воздуха. Определение загрязнения воздуха. Защита воздуха от загрязнения.

Почвенная среда жизни и ее характеристика: Состав почвы. Живые организмы – обитатели почвы и их приспособленность к жизни в почвенной среде.

Использование почвы человеком. Определение загрязнения почвы промышленными отходами и нефтепродуктами. Защита почв от загрязнения.

Живые организмы как среда обитания других живых организмов, их приспособительные особенности. Паразитизм. Особенности животных, растений, грибов, ведущих паразитический образ жизни.

Практические работы:

  1. Изучение приспособленности водных животных к среде обитания ( на примере рыб).
  2. Определение наличия загрязнения воды по внешним показателям.
  3. Изучение способов очистки воды от некоторых видов загрязнений.
  4. Изучение запыленности воздуха.
  5. Исследование структуры почвы различных видов.
  6. Изучение приспособленности животных, обитающих в почве, к среде обитания.
  7. Изучение организмов паразитов (на примере повилики, аскариды)

Экскурсия «Изучение приспособленности птиц к обитанию в наземно-воздушной среде»

  1. Невидимый живой мир (4 часа)

Роль бактерий и вирусов в природе, жизни человека. Особенности строения бактерий.

Практическая работа:

1. Изучение под микроскопом  бактерий:  картофельной и сенной палочки.

5. Растительный мир Земли ( 24 часа)

Значение растений в природе. и жизни человека. Морфологическое строение растений. Условия, необходимые для роста и размножения растений: свет, вода, воздух, тепло, почва. Осень в жизни растений. Разнообразие растительного мира. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные деревья. Дикорастущие и культурные кустарники. Травы. Значение растений в жизни человека: декоративные, культурные, лекарственные. Комнатное цветоводство. Охрана растений. Красная книга растений Нижегородской области.

 Экскурсии:

  1. Разнообразие растительного мира: травы. Составление гербария
  2. Экскурсия в тепличное хозяйство.
  3. Осень в жизни растений. Листопад.
  4. Изучение видового состава древесных пород, произрастающих на территории п. Выездное

Практические работы:

  1. Размножение комнатных растений.
  2. Определение деревьев по строению почек и кроне
  3. Роль воды в прорастании семян растений.
  4. Химический состав растений.
  5. Составление гербария травянистых растений.

6. Животный мир Земли (24 часа)

Роль животных в природе и жизни человека. Среды обитания животных. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Домашние животные. Красная книга животных Нижегородской области. Операция «Кормушка».

Экскурсии:

  1. Экскурсия в живой уголок станции юных натуралистов.
  2. Сезонные изменения в жизни животных
  3. Изучение видового состава зимующих птиц на территории п. Выездное

Практические работы:

  1. Условия содержания рыб в аквариумах.
  2. Изучение кормового рациона домашних животных (кроликов, кур, коз, коров).
  3. Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.
  4. Выполнение исследовательской работы «Изучение видового состава зимующих птиц на территории п. Выездное»

  1. Взаимоотношения между живыми организмами (8 часов)

Типы взаимоотношений между живыми организмами. Взаимовыгодные отношения, конкурентные  - «хищник-жертва», «паразит-хозяин», нейтральные взаимоотношения, отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам.

Заочная экскурсия:

Муравейник как модель взаимоотношений между живыми организмами.

  1. Природные сообщества (18 часов)

Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества живых организмов. Основные группы живых организмов в природном сообществе: организмы - производители, организмы - потребители, организмы - разрушители органических веществ. Цепи питания в сообществах живых организмов. Природные сообщества – луг, пруд, лес. Искусственные природные сообщества – поле, сад.

Экскурсии:

1. Экскурсия «Пруд – как сообщество живых организмов»

Практические работы:

  1. Аквариум – модель искусственного сообщества.

8. Использование природы человеком. Охрана растений и животных (16 часов)

Природа как источник жизни человека. Природные ресурсы Нижегородской области.

Загрязнение атмосферы, воды, почвы. Примеры влияния различных видов загрязнений на человека.

Охрана растений. Охрана животных. Нормы поведения, способствующие сохранению среды.

Экскурсии:

  1. Антропогенное влияние на ближайшее к ДДТ природному окружению.

Практические работы:

  1. Изучение полезных ископаемых Нижегородской области (по коллекциям).
  2. Изготовление стенда «Редкие животные Арзамасского района»
  3. Изготовление стенда «Редкие растения Арзамасского района»

9. Фенологические наблюдения (14 часов)

Фенологические наблюдения. Правила оформления дневника наблюдений. Метеорологические наблюдения. Поведение животных весной: насекомых, птиц, земноводных.  Фенологические наблюдения за растениями.

Экскурсии:

  1. Наблюдение за поведением насекомых весной  
  2. Наблюдение за весенним поведением птиц
  3. Наблюдение за поведением земноводных

4.   Раннецветущие растения

Практические работы:

  1. Оформление дневника наблюдений
  2. Насекомые – друзья и враги.
  3.  Экологическая акция «Скворечник»
  1.     Заключительное занятие (2 часа).

Экологический праздник «Наш дом – планета Земля». Подведение итогов работы за год.

Методическое обеспечение программы 1 года обучения

Раздел, тема

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

 Форма подведения итогов

1

Введение. Что такое «экология»?

Вводное занятие, инструктаж

Рассказ, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

-

Подведение итогов

2

Природа как совокупность живого и неживого

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Доска, мел

Подведение итогов полученных навыков

3

Среды жизни и приспособленность к ним живых организмов        

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, газетные листы, ножницы, нитки

Подведение итогов полученных навыков

4

Невидимый живой мир.

 Знакомство с новым материалом,

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

5

Растительный мир  Земли.

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

6

Животный мир Земли.

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов

Подведение итогов полученных навыков

7

Взаимоотношения между живыми организмами

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов

Подведение итогов полученных навыков

8

Природные сообщества

 знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов

Подведение итогов полученных навыков

9

Использование природы человеком. Охрана растений и животных 

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

10

Фенологические наблюдения

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

11

Заключительное занятие

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги

Блокнот, ручка,

Подведение итогов

Учебно-тематический план 2года обучения

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Экскурсии

Вводное занятие

2

2

-

-

Растение как живой организм

24

10

10

4

Многообразие растительного мира

26

6

16

4

Свет и его роль в жизни растений

8

2

6

-

Роль тепла в жизни растений

8

4

4

-

Вода в жизни растений

8

2

6

-

Воздух в жизни растений

8

4

4

-

Почва и растения

8

2

6

-

Животные и растения

8

4

4

-

Растительные сообщества

24

8

12

4

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями.

22

10

8

4

Использование растений человеком. Охрана растений

24

10

10

4

Учебно-исследовательская работа

44

2

42

-

Заключительное занятие

2

2

-

-

Итого

216

68

128

20

Содержание программы 2 года обучения

  1. Вводное занятие (2 часа).

Вводное занятие. Экология растений как наука.

  1. Растение как живой организм (24 часа).

Растение как живой организм. Общая характеристика растений. Разнообразие жизненных форм растений. Анатомическое  строение растений. Морфологические признаки растений: типы корневой системы,  стебля, листовой пластинки, соцветий, плодов. Клеточное строение растений.

Экскурсия:

  1. Экскурсия в парк «Разнообразие жизненных форм цветковых растений»
  2. Экскурсия в парк «Морфологические признаки цветковых растений»

Практические работы:

  1. Типы корневой системы травянистых растений.
  2. Разнообразие листовой пластинки растений.
  3. Строение соцветий цветковых растений.
  4. Типы плодов, их строение.
  5. Клеточное строение растений

  1. Многообразие растительного мира (26 часов).

Многообразие растительного мира: водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, цветковые растения. Дикорастущие растения. Культурные растения. Сорные растения. Водные растения. Растения леса. Видовой состав растений города.

Экскурсия:

  1. Видовой состав древесных растений поселка.
  2. Прибрежные и водные растения водоёмов поселка.

Практические работы:

  1. Сбор материала и оформление гербария дикорастущих растений поселка.
  2. Сбор материала и оформление гербария культурных растений.
  3. Выполнение творческой работы «Зелёный город моей мечты»
  4. Выполнение агитационной работы «Как защитить городских жителей от выхлопных газов»

  1. Свет и его роль в жизни растений (8 часов).

Свет и фотосинтез.  Растения длинного дня, короткого дня. Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Практические работы:

  1. Влияние света на рост и развитие растений.
  2. Изучение потребностей в количестве света у растений нашей местности.
  3. Изучение строения листьев светолюбивого и теневыносливого растения под микроскопом.

  1. Роль тепла в жизни растений (8 часов).

Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам.

Практические работы:

  1. Изучение видового состава сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в нашей местности (по гербариям, справочникам).

  1. Вода в жизни растений (8 часов).

Значение воды для питания, роста и развития растений. Экологические группы растений по отношению к воде: влаголюбивые, засухоустойчивые растения, суккуленты.

Практические работы:

  1. Влияние воды и тепла на прорастание семян растений.
  2. Особенности строения растений с разным отношением к влаге.
  3. Приспособленность растений нашей местности к условиям влажности.

  1. Воздух в жизни растений.(8 часов)

Газовый состав воздуха и движение воздушных масс как экологические факторы в жизни растений.

Практические работы:

  1. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром.
  2. Определение с помощью комнатных растений степени запыленности воздуха.

  1. Почва и растения (8 часов).

Виды почв, физические и механические характеристики почвы, роль почвы в жизнедеятельности растений. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Практические работы:

  1. Подготовка почвы при посадке комнатных растений.
  2. Изучение состава почвы, характерной для нашей местности.
  3. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков.

  1. Животные и растения.

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Практические работы:

  1. Способы распространения плодов и семян.
  2. Изучение защитных приспособлений растений.

  1. Растительные сообщества (24 часов).

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Строение растительных сообществ.

     Природные сообщества – луг, лес.  Водные и прибрежные растения.

     Поле  – пример искусственного растительного сообщества.

Экскурсия:

  1. Строение растительного сообщества.

Практические работы:

  1. Изучение состояния сообщества пришкольного участка, сквера.
  2. Изготовление модели природного сообщества – луга.
  3. Изготовление модели природного сообщества – леса.
  4. Видовой состав культурных растений нашей местности (овощные, кормовые культуры).
  5. Видовой состав культурных растений нашей местности (зерновые культуры).

  1. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями (22 часа).

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Фенология. Фенологические фазы растений, влияние на них климата и погоды.

Экскурсия:

  1. Приспособление растений к перенесению зимних условий.
  2. Условия, способствующие весеннему пробуждению растений.

  1.  Использование растений человеком. Охрана растений (24 часа)

Сельскохозяйственные растения: овощные, зерновые, кормовые культуры. Лекарственные, ядовитые растения. Охрана растений.  Красная книга растений Нижегородской области. Охраняемые территории Арзамасского района: Пустынский заказник, памятники природы, дендрарий г. Арзамаса.

Экскурсия:

  1. Видовой состав лекарственных растений Арзамасского района.
  2. Видовой состав ядовитых растений Арзамасского района.

Практические работы:

  1. Изучение видового состава сельскохозяйственных растений, произрастающих на территории Арзамасского района.
  2. Изучение сотового разнообразия сельскохозяйственных растений, произрастающих на территории Арзамасского района.
  3. Правила сбора, хранения, заготовки лекарственных растений.
  4. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев.
  5. Творческая работа «Редкие и охраняемые растения Арзамасского района».

  1. Учебно-исследовательская работа (44 часа).

Учебно – исследовательская деятельность. Выбор тем для написания исследовательских работ, обсуждение. Написание и оформление исследовательских работ. Презентация учебно-исследовательских работ учащихся.

Практические работы:

Сбор материала, написание и оформление исследовательских работ.

  1. Заключительное занятие (2 часа).

Подведение итогов работы за год.

Методическое обеспечение программы 2 года обучения

Раздел, тема

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

 Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Вводное занятие, инструктаж

Рассказ, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

-

Подведение итогов

2

Растение как живой организм

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Доска, мел

Подведение итогов полученных навыков

3

Многообразие растительного мира        

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, газетные листы, ножницы, нитки

Подведение итогов полученных навыков

4

Свет и его роль в жизни растений

 Знакомство с новым материалом,

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

5

Роль тепла в жизни растений

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Ножницыкарандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

6

Вода в жизни растений

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Лаб. оборудование

Подведение итогов полученных навыков

7

Воздух в жизни растений

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Лаб. оборудование

Подведение итогов полученных навыков

8

Почва и растения

 знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов

Подведение итогов полученных навыков

9

Животные и растения

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

10

Растительные сообщества

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

11

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями.

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

12

Использование растений человеком. Охрана растений

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

13

Учебно-исследовательская работа

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

14

Заключительное занятие

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги

Блокнот, ручка,

Подведение итогов

Учебно-тематический план 3 года обучения

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Экскурсии

Вводное занятие

2

2

-

-

Роль животных на планете

8

4

2

2

Среды жизни животных

44

17

18

9

Свет в жизни животных

8

4

4

-

Вода в жизни животных

8

8

-

-

Температура в жизни животных

8

6

2

-

Понятие о популяциях животных

8

2

6

-

Животные и человек

12

4

4

4

Охрана животного мира.

24

16

4

4

Сезонные изменения в жизни животных. Фенологические наблюдения за животными..

22

7

6

9

Природоохранная деятельность

24

-

24

-

Учебно-исследовательская работа

46

4

42

-

Заключительное занятие

2

2

-

-

Итого

216

76

112

28

Содержание программы 3 года обучения

  1. Вводное занятие (2 часа).

Вводное занятие. Экология животных как наука.

  1. Роль животных на планете  (8 часов).

Влияние растительноядных животных на растения. Роль животных в опылении и распространении растений. Растения – укрытия и жилища для животных. Роль животных в образовании горных пород и почвы.

Практические работы:

  1. Приспособленность насекомых к опылению цветковых растений.

Экскурсии:

     1. Экскурсия в Музей живой природы с. Чернуха

3.  Среды жизни животных (44 часа)

    Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенности условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов, степей, пустынь, тропических лесов, гор.

    Водная среда обитания. Приспособление животных к жизни в воде.

    Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве.

    Живой организм как среда обитания животных.

Практические работы:

  1. Приспособление животных к жизни в воде на примере рыб.
  2. Приспособление животных к жизни в почве на примере крота, медведки.
  3. Приспособление животных к жизни в живом организме. Особенности строения червей – паразитов.
  4. Животный мир лесов Арзамасского района.
  5. Животный мир водоемов Арзамасского района.
  6. Почвенные животные Арзамасского района.

 Экскурсии:

  1. Заочная экскурсия в Московский зоопарк.
  2. Экскурсия в зоопарк с. Пешелань
  3. Животные водоемов, расположенных на территории поселка.
  4. Птицы, обитающие на территории поселка.

  1. Свет в жизни животных. (8 часов)

Отношение животных к свету. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

Практические работы:

  1. Органы зрения и органы свечения животных.
  1. Вода в жизни животных. (8 часов)

Вода как необходимое условие  жизни животных. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности.

  1. Температура в жизни животных (8 часов).

Экологические группы животных по отношению  к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры.

Практические работы:

  1. Движение амебы при разных температурах.

  1. Понятие о популяциях животных. (8 часов)

Понятие популяции. Структура популяций. Типы экологических взаимодействий организмов.

Практические работы:

  1. Выявление взаимных приспособлений организмов «хищник-жертва».
  2. Выявление взаимных приспособлений организмов «паразит-хозяин».
  3. Выявление взаимных приспособлений организмов «растения - опылители».
  1. Животные и человек (12 часов)

Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. Животные в городе.

Практические работы:

1. Изготовление стенда  «Животные человеку»

Экскурсии:

1. Экскурсия на молочную ферму р.п. Выездное.

9. Охрана животного мира (24 часа)

Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые природные территории – заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Практические работы:

  1. Изготовление плакатов «Животные в опасности»

Экскурсии:

    1. Дендрарий г. Арзамаса -  памятник природы.

10. Сезонные изменения в жизни животных. Фенологические наблюдения за животными. (22 часа)

Ритмы жизни. Реакция организмов на сезонные изменения условий жизни.  Сезонные изменения в жизни животных: оцепенение, спячка, миграции животных.

Практические работы:

1. Оформление дневника наблюдений по результатам экскурсий.

Экскурсии:

  1. Наблюдение за поведением насекомых весной.
  2. Наблюдения за весенним поведение птиц.
  3. Наблюдения за поведение земноводных весной.

11. Природоохранная практическая деятельность (24 часа)

Операция «Кормушка». Экологическая акция «Скворечник». Экологическая акция «Пластиковый змей». Экологическая акция «Чистая вода». Экологическая акция «Зеленый наряд поселка» . Экологическая акция «Мой цветущий край».

12. Учебно-исследовательская работа (46 часов).

Учебно – исследовательская деятельность. Выбор тем для написания исследовательских работ, обсуждение. Написание и оформление исследовательских работ. Презентация учебно-исследовательских работ учащихся.

Практические работы:

Сбор материала, написание и оформление исследовательских работ.

  1.  Заключительное занятие (2 часа).

Подведение итогов работы за год.

Методическое обеспечение программы 3 года обучения

Раздел, тема

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

 Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Вводное занятие, инструктаж

Рассказ, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

-

Подведение итогов

2

Роль животных на планете          

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, газетные листы, ножницы, нитки

Подведение итогов полученных навыков

3

Среды жизни животных

 Знакомство с новым материалом,

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

4

Свет в жизни животных

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Ножницыкарандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

5

Вода в жизни животных

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Лаб. оборудование

Подведение итогов полученных навыков

6

Температура в жизни животных

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Лаб. оборудование

Подведение итогов полученных навыков

7

Понятие о популяциях животных

 знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов

Подведение итогов полученных навыков

8

Животные и человек

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

9

Охрана животного мира

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

10

Сезонные изменения в жизни животных. Фенологические наблюдения за животными

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

11

Природоохранная практическая деятельность

Занятия -практикумы

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка

Подведение итогов полученных навыков

12

Учебно-исследовательская работа

знакомство с новым материалом

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

13

Заключительное занятие

Рассказ, повторение, закрепление

Журналы, книги

Блокнот, ручка,

Подведение итогов

Учебно-тематический план 4 года обучения

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Экскурсии

1

Вводное занятие

2

2

-

-

2

Операция «Чистый двор»

12

-

12

-

3

Экологический проект «Защити братьев своих меньших»

24

4

16

4

4

Экологический проект «По заповедным уголкам»

20

4

12

4

5

Операция «Ель»

10

-

10

-

6

Экологическая акция «Помогите пернатым друзьям»

20

2

18

-

7

Экологический проект «Природа и здоровье человека»

24

6

18

-

8

Проект «Дом, в котором я живу»

20

4

16

-

9

Операция «Скворечник»

12

-

8

4

10

Акция «Подснежник»

10

-

6

4

11

Проект «Зеленая планета»

22

4

18

-

12

Учебно-исследовательская работа

38

2

36

-

13

Заключительное занятие

2

2

-

-

Итого

216

30

170

16

Содержание программы 4 года обучения

  1. Вводное занятие (2 часа).

Работа юных экологов по охране природы. Что такое экологический проект, экологическая акция, операция?

  1. Операция «Чистый двор» (12 часов)

Беседа «Мусор – экологическая проблема». Трудовой десант «Чистый двор» (сбор мусора на территории ДДТ и сквера). Школа Самоделкина «Новинки из мусорной корзинки». Театр мод «Из отходов в доходы». Конкурс плакатов «Наш поселок будет чистым»

3. Экологический проект «Защити братьев своих меньших» (24 часа)

Анкетирование «Домашние питомцы глазами школьника». Беседа «4 октября – Всемирный день защиты животных».

Конкурс рисунков «Мой верный друг». Экскурсия в живой уголок станции юных натуралистов. Фотоконкурс. Выставка книг о домашних животных. Праздник «Домашние любимцы»

  1. Экологический проект «По заповедным уголкам» (20 часов)

Беседа «Охраняемые природные территории Арзамасского района». Викторина «Тайны зеленого царства». Устный журнал «По страницам Красной книги». Экскурсия в дендрарий г. Арзамаса. Конкурс рисунков «Я и природа». Фотоконкурс «Мир красоты». Конференция  «Мир вокруг тебя»

  1. Операция «Ель» (10 часов)

Конкурс плакатов «Сохраним зеленую красавицу». Беседа «Народные традиции празднования Нового года». Мастерская  Самоделкина «Новогодние композиции». Конкурс «Креативная елка». Новогодний карнавал.

  1. Экологическая акция «Помогите пернатым друзьям» (20 часов)

Устный журнал «Покормите птиц зимой». Мастерская Самоделкина «Птичья столовая». Сбор кормов для птиц. Литературный конкурс «Птицы на кормушке».

  1. Экологический проект «Природа и здоровье человека» (24 часа)

     Беседа «Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколадки». Викторина «Здоровье человека в саду и на грядке». Конкурс рисунков «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Встреча с врачом – педиатром «Береги здоровье с молоду». Конкурс плакатов «О вреде табака, алкоголя, наркотиков». Устный журнал «Зеленая аптека». Конференция «Экология и здоровье».

  1. Проект «Дом, в котором я живу» (20 часов)

Устный журнал «Путешествие с комнатными растениями». Мастерская Самоделкина «Цветочный горшок своими руками». Трудовой десант «Озеленение учебного кабинета, дома».

  1. Операция «Скворечник» (12 часов)

Праздник «День птиц». Мастерская Самоделкина «Изготовление скворечника». Экскурсия «Весенние голоса».

  1. Акция «Подснежник» (10 часов)

Экскурсия «Раннецветущие растения». Изготовление плакатов «Внимание, подснежник». Выступление агитбригады «Сохраним планету зеленой».

  1.  Экологический проект «Зеленая планета» (22 часа)

Конкурс проектов озеленения территории ДДТ. Трудовой десант «Посадка деревьев и кустарников». Операция «Клумба». Праздник «Зеленая планета».

  1. Учебно-исследовательская работа (38 часов).

Учебно – исследовательская деятельность. Выбор тем для написания исследовательских работ, обсуждение. Написание и оформление исследовательских работ. Презентация учебно-исследовательских работ учащихся.

Практические работы:

Сбор материала, написание и оформление исследовательских работ.

  1.   Заключительное занятие (2 часа).

Подведение итогов работы за год.

Методическое обеспечение программы 4 года обучения

Раздел, тема

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

 Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Вводное занятие, инструктаж

Рассказ, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

-

Подведение итогов

2

Операция «Чистый двор»        

знакомство с новым материалом, трудовой десант, практикум, конкурс

Рассказ, демонстрация иллюстраций,  повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, газетные листы, ножницы, нитки, коробки, пакеты, перчатки

Подведение итогов полученных навыков

3

Экологический проект «Защити братьев своих меньших»

 Знакомство с новым материалом, конкурсы, экскурсия, праздник, анкетирование, выставка

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

4

Экологический проект «По заповедным уголкам»

знакомство с новым материалом, экскурсия, устный журнал, конкурс, викторина, конференция

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Ножницыкарандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

5

Операция «Ель»

знакомство с новым материалом, практикум, конкурс, праздник

Рассказ, демонстрация иллюстраций

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

6

Экологическая акция «Помогите пернатым друзьям»

знакомство с новым материалом, устный журнал, практикум, конкурс

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

7

Экологический проект «Природа и здоровье человека»

 знакомство с новым материалом, конференция, викторина, конкурс, устный журнал, конференция

Рассказ, демонстрация иллюстраций, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

8

Проект «Дом, в котором я живу»

знакомство с новым материалом, практикум, трудовой десант

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

9

Операция «Скворечник»

знакомство с новым материалом, праздник, практикум, экскурсия

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

10

Акция «Подснежник»

знакомство с новым материалом,

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Компьютер, показ слайдов Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

11

Экологический проект «Зеленая планета»

Занятия –практикумы трудовой десант, праздник

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка

Подведение итогов полученных навыков

12

Учебно-исследовательская работа

знакомство с новым материалом, выполнение исследовательских работ

Рассказ, демонстрация иллюстраций, экскурсии, наблюдения, повторение, закрепление

Журналы, книги, иллюстрации, открытки

Блокнот, ручка, ножницы, карандаши, краски, клей

Подведение итогов полученных навыков

13

Заключительное занятие

Рассказ, повторение, закрепление

Журналы, книги

Блокнот, ручка

Подведение итогов

Список использованной литературы.

  1. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. – М.: Мысль, 1985. – 287 с., ил.
  2. Аксенова Н.А., Ремизов Г.А. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах. – М.: Агропромиздат,1985.-95 с.
  3. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромиздат, 1989.-383 с., ил.
  4. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение.1986.-175 с., ил.
  5. Измайлов И.В., Михлин В.Е. Биологические экскурсии.- М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
  6. Кончина Т.А. Полевой практикум по экологии: Учебно-методическое пособие. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 69 с.
  7. Мамаев Б.М., Бордукова Е.А. Энтомология для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 114с., с ил.
  8. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. –М.: ВЛАДОС, 2001. – 112 с.
  9. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум. –СПб.: Крисмас+, 2003.-176 с.
  10. Онегов А. Школа юннатов. – М.: Детская литература, 1980. – 400 с., ил.
  11. Рянжин С.В. Экологический букварь. – СПб: Печатный двор, 1994. – 108 с.,ил.
  12. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Лесн. Про-сть,1987.-367с., ил.

13. Экологическая школьная лаборатория. Учебно-методическое пособие -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Мы – исследователи»

материал содержит программу по внеурочной деятельности для 1-2 класса по 1 часу в неделю....

Анализ работы городского методического сообщества по теме «Образовательная программа «Исследователь»

В 2011 г. разработанная мной образовательная программа «Исследователь» стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ, по результатам которого на базе бюджетного общеобраз...

Образовательная программа кружка "Юный исследователь"

Образовательная программа кружка направлена на привлечение учащихся к исследовательской деятельности, расширению и углублению знаний по биологии, экологии и географии, способствует работе учащихся по ...

Дополнительная образовательная программа «Исследователи природы»

Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. Основные цели кружка – привитие учащимся...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей Направление: познавательное, интеллектуальное Название: объединение «Юные исследователи» Срок реализации 3 года Возраст: 13-15 лет

Программа дополнительного образования рассчитана на 3 года, для учащихся 7-9 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания и физики. Занятия кр...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь" предназначена для занятий по дополнительному образованию.Направление – эколого – биологическое....

Индивидуальный образовательный маршрут ученика -исследователя

Смена образовательной парадигмы современного образования ставит перед педагогами задачу осмысления сущности и принципов организации образовательного процесса, которые обеспечили бы ряд базовых потребн...