Экологическая интеллектуальная игра "Земля у нас одна"
методическая разработка (11 класс) по теме
Экологическая интеллектуальная игра для учащихся 9-11 классов. Игра также проводилась между сборной учителей и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_intellektualnaya_igra_zemlya_u_nas_odna.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗЕМЛЯ У НАС ОДНА»
Экологическая интеллектуальная игра для учащихся 9-11 класов.
Отдельные конкурсы и идеи были взяты из публикации в журнале «Биология в школе»: Еремина Г.В.,.Кадочникова Е.Н. Свалка по имени Земля. Экологический эрудицион. / Биология в школе. № 4 –1998.
Цель меропрятия: повышение экологической культуры школьников.
Оформление: На заднем плане сцены можно разместить изображение земного шара, покрытое разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор. Это не просто картина, это табло, на котором фиксируются результаты игры. При каждом заработанном той или иной командой балле снимается одна бумажка - идет как бы процесс очищения земного шара от мусора. (Предварительно команды выбирают себе цвет бумажек.)
Ход игры
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наша игра необычная - она экологическая и посвящена одной из самых актуальных тем - загрязнению планеты Земля.
Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
Моя планета - человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Вопрос "Куда деть мусор?" становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
(Ведущий представляет команды, жюри и знакомит участников эрудициона с правилами игры.)
I тур. "Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек" Команды получают по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос ведущий дает три варианта ответа. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа.
Вопросы:
Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса (правильный ответ).
2. Стекло.
3. Металл.
Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:
1. Москвы.
2. Лондона.
3. Нью-Йорка.
Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:
1. Производство упаковочных материалов.
2. Переработка мусора.
3. Производство автомобилей.
Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства:
1. Предельно допустимая концентрация вещества.
2. Наличие тяжелых металлов.
3. Государственный стандарт качества.
Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).
Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
1. Теплоэнергетика.
2. Нефте- и газопереработка
3. Автотранспорт.
Что такое вермикультура:
1. Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны.
2. Специальное разведение дождевых червей (для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы).
3. Способ определения степени чистоты воды.
• Оптимальное решение энергетической проблемы:
1. Экономия энергии.
2. Развитие атомной энергетики.
3. Развитие ветроэнергетики.
• Гарбология - это:
1. Наука о доме, местопребывании.
2. Наука, изучающая почву.
3. Мусороведение.
• Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
• Выброшенную бумагу "съедят" невидимки-микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более лет.
(После окончания работы судьи подсчитывают баллы и с изображения земного шара убираются "отходы", соответствующие заработанным каждой командой очкам.)
II тур. Не спешите выбрасывать свое будущее (или отходы). "Устами младенца"
В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами, возможностью их вторичного использования. Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача команд: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее. Побеждает команда,. которая первой верно назовет отходы. Если команда дает неверный ответ, из дальнейшей борьбы в этом туре она выбывает.
Детские высказывания:
1. В небольших количествах он очень полезен.
2. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
3. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
4. Его необходимо компостировать
5. Его производит обыкновенная корова.
(Навоз.)
1. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
2. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
3. У меня очень много игрушек сделано из нее.
4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса.)
1. Ее изобрели китайцы.
2. У нас ее получают из дерева.
3. Она легко горит.
4. Из нее получается очень много мусора.
5. На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага.)
1. Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное.
3. Когда падает, оно разбивается.
4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло.)
1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.
4. Его издают разные приборы, машины.
5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.
(Шум.)
1. Этого почти не видно.
2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
(Газовые отходы.)
1. Это получается, когда становится старым или ломается.
2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог,
3. Это можно сдать и получить деньги.
4. Из этого можно сделать что-то новое.
5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
(Металлолом.)
1. Всегда черного цвета.
2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
3. Это очень вредно.
4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
5. Этого много при горении.
(Сажа.)
1. Это то, без чего уже не можем прожить.
2. Этим мы пользуемся каждый день.
3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
5. С помощью этого все становится чище.
(СМС.)
1. Это легче воды.
2. Это может плавать на воде и не тонет.
3. В речке этого много, когда в ней моют машины.
4. Это мешает дышать рыбам.
5. Это надо удалять с поверхности воды.
(Машинное масло.)
III тур.
Хочется задать командам такой вопрос: чем же мы с вами дышим, каким воздухом? Вроде бы всем известен его состав: кислород, азот, углекислый газ и другое. А вот что же это другое? Вам предстоит сейчас назвать российские города с наибольшим уровнем загрязнения воздуха.
Команды по очереди говорят названия городов, попавших в список самых загрязненных городов России. команда, не назвавшая город в течение 5 секунд – проигрывает конкурс.
В этом конкурсе можно заработать дополнительные баллы, назвав вещества, загрязняющие воздух в этих городах.
Города с наибольшим уровнем загрязнения воздуха в 1994 г.
Город | Вещества, определяющие высокий уровень загрязнения | |
1. Ангарск | Венз[а]пирен, формальдегид | |
2. Архангельск* | Бенз[а]пирен, формальдегид, метилмеркаптан | |
3. Биробиджан | Сероуглерод, диоксид азота, оксид азота, фенол | |
4. Братск* | Венз[а]пирен, метилмеркаптан, сероуглерод, формальдегид | |
5. Волжский* | Формальдегид, метилмеркаптан | |
6. Грозный* | Формальдегид, фенол, пыль | |
7. Екатеринбург* | Формальдегид, бенз[а]пирен | |
8. Зима* | Венз[а]пирен, формальдегид | |
9. Иркутск* | Бенз[а]пирен, формальдегид, фенол, диоксид азота | |
10. Кемерово* | Сероуглерод, бенз[а]пирен, формальдегид, аммиак | |
11. Комсомольск-на- Амуре | Бенз[а]пирен, формальдегид, пыль | |
12. Краснодар* | Формальдегид, пыль | |
13. Красноярск* | Бенз[а]пирен, формальдегид, сероуглерод, пыль | |
14. Курган* | Бенз[а]пирен, формальдегид, сажа | |
15. Липецк* | Формальдегид, фенол, диоксид азота | |
16. Магадан | Формальдегид, бенз[а]пирен, диоксид азота | |
17. Магнитогорск | Венз[а]пирен, сероуглерод, диоксид азота | |
18. Москва | Бензол, диоксид азота, аммиак, формальдегид | |
19. Мытищи | Формальдегид, бензол, сероуглерод, диоксид азота | |
20. Нижний Тагил* | Бенз[а]пирен, формальдегид, фенол, сероуглерод | |
21. Новодвинск* | Метилмеркаптан, сероуглерод, формальдегид | |
22. Новокузнецк* | Венз[а]пирен, фторид водорода, формальдегид | |
23. Новосибирск | Бензол, бенз[а]пирен, формальдегид | |
24. Новочеркасск | Бенз[а]пирен, формальдегид | |
25. | Омск | Бенз[а]пирен, формальдегид |
26. | Петропавловск- Камчатский* | Бенз[а]пирен, формальдегид, фенол, диоксид азота |
27. | Ростов-на-Дону* | Формальдегид, бенз[а]пирен, пыль, сажа |
28. | Саратов* | Формальдегид, диоксид азота, фенол |
29. | Селенгинск* | Бенз[а]пирен, метилмеркаптан, формальдегид |
30. | Ставрополь* | Формальдегид, бенз[а]пирен, диоксид азота, фенол |
31. | Тольятти* | Формальдегид, аммиак, фторид водорода, диоксид азота |
32. | Улан-Удэ* | Бенз[а]пирен, формальдегид, фенол, диоксид азота, пыль |
33. | Усолье-Сибирское* | Формальдегид, бенз[а]пирен, диоксид азота |
34. | Хабаровск* | Бенз[а]пирен, формальдегид, диоксид азота, аммиак |
35. | Череповец | Формальдегид, пыль, сероуглерод |
36. | Чита | Бенз[а]пирен, формальдегид, диоксид азота |
37. | Шелехов* | Бенз[а]пирен, формальдегид |
38. | Южно-Сахалинск* | Бенз[а]пирен, сажа, диоксид азота, пыль |
.
IV тур.
В списке собраны 38 городов Российской Федерации, отличающихся наибольшим уровнем химического загрязнения в 1994 г. Большинство из них включается в такой список уже более 5 лет. Это города с развитой металлургической промышленностью, химической, целлюлозно-бумажной, топливно-энергетическим комплексом.
Вещества, определяющие высокий уровень загрязнения в этих городах,— бенз[а]пирен, формальдегид, фенол — отличаются крайней токсичностью и вызывают многие тяжелые заболевания.
Прибавьте к этому радиоактивное, шумовое, электромагнитное загрязнения, загрязнение многочисленными твердыми и жидкими отходами, превращающими малые реки городов в сточные канавы, а пригороды — в пруды-отстойники сточных вод и свалки мусора. Теперь вы можете оценить условия, в которых находятся жители этих городов.
Не случайно, поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема оздоровления городской среды и повышения ее качества, поскольку это напрямую связано с нашим здоровьем.
И следующий конкурс – медицинский.
Вам предстоит выслушать пациента и определить причину заболевания. Команда может получить за этот конкурс 5 баллов, +5 баллов, если назовет источник данного вещества.
Входит пациентка:
Худею, доктор. Нет аппетита. Хотя и ем нормально. То желудок болит, то печень, то от диареи страдаю. И сил нет. То голова болит. Кружится, постоянно круги перед глазами. И гемоглобин что-то упал. Вроде и яблоки ем, и гречку, и мясо. А уж рыбу-то я люблю. Вчера вот камбалу, сегодня селедочкой баловалась. Двигаться трудно, нет скорости, хотя я еще и не старая, мне и лет то всего…ну,17 мне. И слышу плохо, а вижу еще хуже. А порой как что увижу. Самой такого и не придумаешь. А еще по ночам тело сводить судорогой стало. Доктор, что со мной?
Ответ: Отравление ртутью. Ртуть нарушает функции нервной, мочеполовой, эндокринной систем; происходит нарушение речи, слуха, двигательного аппарата, случаются параличи. Источник ртути – удобрения, градусники, электроника. В данном случае можно предположить, что источником ртути явилась океаническая рыба (болезнь Минамата).
Входит вторая пациентка с ребенком:
Учиться плохо стал, доктор. Двойки да тройки получает. Но ведь учит. Целый день учит и не помнит ничего. И весь какой-то возбужденный, нервный. Даже иногда и галлюцинации бывают. Вчера стою на кухне, готовлю. А он заходит и спрашивает, что это за человечки по кухне бегают. Думала, может, обкурился чего. Да нет, не балуется он наркотиками, спрашивала, проверяла. И ночами плохо спит, кошмары мучают. Ну, может, и конечно и машины спать мешают… Помогите, доктор.
Ответ: Отравление свинцом. Свинец вызывает нарушения в обмене веществ, сердечной деятельности, влияет на нервную, костную систему. Токсичен. У детей снижается способность к обучению, задерживается психическое развитие. У взрослых ведет к распаду личности. Источники свинца – глазурь глиняной посуды, свинцовые краски на игрушках, старые трубопроводы, этилированный бензин. Для примера, в 1 литре этилированного бензина содержится 200-400 мг свинца. В данном случае, можно предположить, что источником ртути явился бензин, т.к. дом, судя по рассказу, находится радом с шумной автострадой.
V тур.
Экологические знаки.
Представьте себе, что вы попали в один из тех городов, о которых мы говорили раньше. Так вот, на его улицах установлены экологические знаки, предупреждающие об экологической опасности. В данном конкурсе команда должна определить вид загрязнителя, обозначенного символом.
1. Углекислый газ | Образуется при сгорании всех видов топлива. Увеличение его содержания в атмосфере приводит к повышению ее температуры, что чревато пагубными геохимическими и экологическими последствиями | |
2. Окись углерода | Образуется при неполном сгорании топлива. Может нарушить тепловой баланс верхней атмосферы | |
3. Сернистый газ | Содержится в дымах промышленных предприятий. Вызывает обострение респираторных заболеваний, наносит вред растениям. Разъедает известняк и некоторые ткани | |
4. Окиси азота | Создают смог и вызывают респираторные заболевания и бронхит у новорожденных. Способствуют чрезмерному разрастанию водной растительности | |
5. Фосфаты | Содержатся в удобрениях. Главный загрязнитель вод в реках и озерах | |
6. Ртуть | Один из опасных загрязнителей пищевых продуктов, особенно морского происхождения. Накапливается в организме и вредно действует на нервную систему | |
7. Свинец | Добавляется в бензин. Действует на ферментные системы и обмен веществ в живых клетках | |
8. Нефть | Приводит к пагубным экологическим последствиям, вызывает гибель планктонных организмов, рыбы, морских птиц и млекопитающих | |
9.ДДТ и Другие пестициды | Очень токсичны для ракообразных. Убивают рыбу и организмы, служащие кормом для рыб. Многие являются канцерогенами | |
10.Радиация | В превышено допустимых дозах приводит к злокачественным новообразованиям и генетическим мутациям |
Рис. 100. Десять главных загрязнителей биосферы. Графические символы взяты из «Альбома символов» Г. Дрейфуса.
VI тур.
Литературный конкурс. Команды должны выпустить экологические листовки от имени любого сказочного или литературного персонажа.
( По окончании игры подводятся итоги. Жюри представляет команды-победительницы.)
Ведущий. Игра заканчивается. Будем же беречь нашу Землю! Другой нам не дано. Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, Человек?
ЛИТЕРАТУРА
1. Войткевич Г.В. Вронский В.А. Основы учения о биосфере. Книга для учителя. /М.: просвещение. – 1989
2. Еремина Г.В.,.Кадочникова Е.Н. Свалка по имени Земля. Экологический эрудицион. / Биология в школе. № 4 –1998.
3. Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология: Учебник для 10-11 классов школ естественно-научного профиля. /М.: Просвещение. – 1997.
Карплюк Т.И.
учитель биологии и экологии
Средняя школа № 9
г. Усть-Кут Иркутская обл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический вечер "Земля у нас одна"
Разработка экологического вечера для учащихся. Из света и тьмы, тверди и вод создала голубое прекрасное чудо – нашу Землю. И населила ее всем, что р...
Интеллектуальная игра "Сто к одному"
Внеклассное мероприятие по информатике в 9 классе проводится в рамках предметной недели.Цель: 1. Формирование умений и навыков, носящих общеинтеллектуальный характер....
интеллектуальная игра "Сто к одному "
Цель урока: развитие у учащихся творческого мышления, формирование операционного мышления направленного на выбор оптимальных решений. Урок проведен в форме телевизионной игры «Сто к ...
Интеллектуальная игра "Сто к одному" для 10-11 классов по теме "Проблемы молодежи2
Интеллектуальная игра "Сто к одному" предлагается проводить на предметную неделю по английскому языку....
СЦЕНАРИЙ Семейно-интеллектуального праздника «Семья за одной партой».
Материал предназначен для проведения семейно-интеллектуального праздника.В празднике участвуют три поколения:бабушки или дедушки,родители-папа или мама и один ребенок до 10 лет....
Экологический вечер «Земля у нас одна!»
Целью мероприятия является углубление экологических знаний учащихся 5-6 классов, воспитание ответственности за принимаемые экологические решения, уверенность в преодолении экологической опасности, фор...