Экологическое воспитание школьников в процессе кружковой работы
статья по экологии по теме
Сегодня проблемы образования и экологии оказываются в центре внимания специалистов, ученых, педагогов, общественных деятелей. Экологическое образование и воспитания развиваются в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности. Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Ведущую роль в воспитании ребенка школьного возраста играет школа, организующая прогресс формирования экологической культуры, включающий в себе две стороны учебную и внеучебную работу. Основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха. Б.Т. Лихачев методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности. Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekol_vospit.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ.
Сегодня проблемы образования и экологии оказываются в центре внимания специалистов, ученых, педагогов, общественных деятелей. Экологическое образование и воспитания развиваются в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности.
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
На межправительственной конференции в Рио-де -Жанейро в 1992 году были поставлены задачи среди которых важнейшими являются:
- принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;
- воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.
Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Правительства Российской Федерации № 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения" от 3 ноября 1994 года, в котором экологического образование и воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте, являются:
- семья;
- детские дошкольные учреждения;
- школа;
- внешкольные воспитательные учреждения;
-средства массовой информации;
- самовоспитание.
Ведущую роль в воспитании ребенка школьного возраста играет школа, организующая прогресс формирования экологической культуры, включающий в себе две стороны учебную и внеучебную работу. Основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха. Б.Т. Лихачев методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности. Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой.
В формировании экологической культуры школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
- научно-познавательного;
- ценностного;
- нормативного;
- практически - деятельностного.
Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов. В том числе и человека. Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий:
- человек - природное существо и член общества;
- многообразие природного и социо- культурного окружения человека;
- экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
- труд и поведение человека в окружающей среде.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность - духовно, интеллектуально, нравственно. Педагогическое сопровождение должно ненавязчиво, аргументировано помочь ребенку усваивать новые формы взаимоотношений с природой и социумом, направленные на постепенное вытеснение потребительского отношения пониманием того, что окружающий мир- объект постоянной заботы людей и что за его благополучие каждый несет персональную ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)
Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.
История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько п...
Экологическое воспитание школьников в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)
Задачи проекта:Познакомить с задачами, стоящими перед современным учителем иностранного языка по экологическому воспитанию в свете требований новых программ.Сравнить: как ведётся работа по формировани...
Экологическое воспитание школьников в процессе обучения химии в школе.
В последние несколько лет все большее внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Как, каким образом привить экологическую культуру школьникам, я попыталась раскрыть в данной статье....
Нравственно-экологическое воспитание школьников в процессе экскурсий
Нравственно-экологическое воспитаниешкольников в процессе экскурсий ...