Урок- проект по экологии в 11 классе «Среды жизни».
план-конспект урока по экологии (11 класс) по теме

Рыженкова Наталья Васильевна

урок изучения нового материала на основе проектной деятельности учащихся.

Предварительная подготовка: За две недели до урока классу была объявлена тема проекта, учащиеся по желанию разделились на 4 группы в соответствии четырём  существующим средам жизни.

Работа над проектом включала несколько этапов:

-         Определение темы и содержания проекта. Постановка цели и задач (совместно с учителем).

-         Планирование: определение источников информации, выбор способа представления результатов (формы проекта).

-         Распределение обязанностей между членами группы.

-         Сбор и анализ информации, формулирование выводов.

-         Подготовка отчёта  (письменный отчет, оформление презентации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon otsenochnyy_list.doc76.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_uchastnikov_proekta.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- проект  по экологии в 11 классе

Тема урока «Среды жизни»

Тип урока (по ведущей деятельности)– урок изучения нового материала на основе проектной деятельности учащихся.

Предварительная подготовка: За две недели до урока классу была объявлена тема проекта, учащиеся по желанию разделились на 4 группы в соответствии четырём  существующим средам жизни.

Работа над проектом включала несколько этапов:

  • Определение темы и содержания проекта. Постановка цели и задач (совместно с учителем).
  • Планирование: определение источников информации, выбор способа представления результатов (формы проекта).
  • Распределение обязанностей между членами группы.
  • Сбор и анализ информации, формулирование выводов.
  • Подготовка отчёта  (письменный отчет, оформление презентации).

Для облегчения работы каждой группе была выдана памятка, где были отражены требования к проекту и критерии оценки.

Описание проекта

  1. По доминирующей в проекте деятельности: информационно – поисковый.
  2. По предметно – содержательной области: экологический.
  3. По количеству участников проекта: групповой.
  4. По профилю знаний: интегрированный
  5. По характеру координации проекта: со скрытой координацией (гибкий).
  6. По времени проведения: среднесрочный.
  7.  По характеру контактов: в рамках класса.
  8. По форме: компьютерная презентация, письменный отчёт.

Цель урока:  Изучить среды жизни живых организмов

Основная задача:  способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной поисковой работы.

Задачи

     Методические: Научить  выявлять характерные свойства каждой среды и разнообразие форм живых организмов, населяющих различные среды; научить определять адаптации организмов к среде обитания.

      Дидактические: Формирование коммуникативных умений,       рефлексивности, поисковых умений, умений планировать свою деятельность,  анализировать и делать выводы, умения рецензировать работы своих одноклассников. Предоставление учащимся возможности  проявления инициативы и самостоятельности.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Подведение к теме урока, определение цели и задач.

Учитель: Сегодня мы с вами проводим открытый урок, к которому вы готовились: собирали информацию, оформляли презентацию.

Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (о средах жизни)

Какие цели и задачи мы должны решить на уроке? (выяснить какие среды обитания существуют, изучить особенности каждой среды, определить какие группы организмов живут в той или иной среде, какие адаптации выработались у организмов).

Учитель: Итак, вы сами назвали тему нашего урока, сформулировали цели и задачи (на экран выводится слайд с названием темы урока). Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

3. Изучение нового материала.

Учитель:  Что вы понимаете под термином среда жизни?

Cреда жизни - всё то, что окружает особь (популяцию, сообщество) и воздействует на неё. (записывают определение)

Какие среды жизни мы будем изучать?

  • водную
  • наземно-воздушную
  • почвенную
  • тела живых организмов

Учитель:  Прежде чем начать защиту ваших проектов, я хочу обратить ваше внимание на таблицу «Среды жизни» (на экран выводится слайд с заготовленной таблицей), которую предлагаю вам перечертить в тетрадь и вносить пометки, заполнять её по ходу выступления. Всё что не успеете, заполните дома, работая с текстом параграфа (учащиеся чертят таблицу в тетрадь).

Учитель:  Перед защитой я напомню вам основные правила:

  • Продолжительность выступления 4-5 мин.
  • Внимательно слушаем выступления и не перебиваем
  • После выступления задаём вопросы, уточняем непонятное.
  • После выступления всех групп обсуждаем и оцениваем их работу и осуществляем самооценку ( для этого на столах у каждой группы есть оценочный лист).

Итак, начнём представление наших проектов и начнём мы с самой древней среды, среды в которой и зародилась сама жизнь. Какая это среда? (водная)

Представление презентации группы №1 «Водная среда жизни»

(после защиты задаются вопросы)

Учитель:  Позже живые организмы вышли на сушу и освоили неземно–       воздушную среду обитания.        

Представление презентации группы №2  «Наземно-воздушная среда жизни»

(после защиты задаются вопросы)

Учитель:  А сейчас слово группе №3 представляющим почву – как среду жизни.

Представление презентации группы №3 «Почвенная среда жизни»

(после защиты задаются вопросы).

Учитель: Нам осталось послушать ещё одну группу, представляющую самую необычную среду жизни  - организменную.

Представление презентации группы №4 «Живые организмы как  среда обитания»

(после защиты задаются вопросы).

4. Рефлексия

Учитель:  А сейчас приступим к оценке проектов. Вы обсуждаете и заполняете оценочный лист. Время для обсуждения 3-4 минуты. Затем представитель от каждой группы  оглашает итоговые баллы каждой команды и мотивирует, почему были выставлены такие баллы. А я как учитель тоже оценю вашу работу. (Далее идёт обсуждение, выступление представителей от каждой группы и оценка учителя).

5. Подведение итогов

Учитель:  Достигли ли мы цели урока?

Какие выводы мы можем сделать?

Если учащиеся затрудняются с формулировкой выводов, то учитель подводит их к формулировке выводов с помощью наводящих вопросов:

- Сколько сред жизни существует на Земле?

Первый вывод: На нашей планете существует четыре среды жизни

  - Отличаются ли условия и свойства различных сред жизни?

 Второй вывод: Каждая среда имеет свои характерные особенности и свойства.

- Приспособлены ли организмы к среде обитания?

Третий вывод: Все организмы имеют приспособления к той среде обитания, в которой они живут.

- А есть ли взаимосвязь между различными средами жизни? В чём она проявляется?

Четвёртый вывод: Все среды жизни взаимосвязаны между собой. Многие организмы могут жить в разных средах.

 



Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Осуществите самооценку собственного проекта и оцените проекты других групп, используя следующие оценочные баллы качества работы:

  • 3 балла (высокое)
  • 2 балла (среднее)
  • 1 балл (удовлетворительное)
  • 0 баллов (неудовлетворительное)

Критерии

для оценки проекта

Группа №1

Водная среда жизни

Группа №2 Наземно-воздушная среда

Группа №3

Почва как среда жизни

Группа №4

Живые организмы как среда обитания

1.Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта

2.Логика изложения материала

3.Доступность для понимания

4. Грамотность предоставленных материалов

5.Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.)

6.Использование  интересных фактов, ярких примеров

7.Культура выступления

ИТОГО

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Группа №2      Наземно-воздушная среда обитания

Осуществите самооценку собственного проекта и оцените проекты других групп, используя следующие оценочные баллы качества работы:

  • 3 балла (высокое)
  • 2 балла (среднее)
  • 1 балл (удовлетворительное)
  • 0 баллов (неудовлетворительное)

Критерии для оценки проекта

Группа №1

Водная среда жизни

Группа №2 Наземно-воздушная среда

Группа №3

Почва как среда жизни

Группа №4

Живые организмы как среда обитания

1.Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта

2.Логика изложения материала

3.Доступность для понимания

4. Грамотность предоставленных материалов

5.Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.)

6.Использование  интересных фактов, ярких примеров

7.Культура выступления

ИТОГО

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Группа №3      Почва как среда жизни

Осуществите самооценку собственного проекта и оцените проекты других групп, используя следующие оценочные баллы качества работы:

  • 3 балла (высокое)
  • 2 балла (среднее)
  • 1 балл (удовлетворительное)
  • 0 баллов (неудовлетворительное)

Критерии для оценки проекта

Группа №1

Водная среда жизни

Группа №2 Наземно-воздушная среда

Группа №3

Почва как среда жизни

Группа №4

Живые организмы как среда обитания

1.Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта

2.Логика изложения материала

3.Доступность для понимания

4. Грамотность предоставленных материалов

5.Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.)

6.Использование  интересных фактов, ярких примеров

7.Культура выступления

ИТОГО

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Группа №4      Живые организмы как среда обитания

Осуществите самооценку собственного проекта и оцените проекты других групп, используя следующие оценочные баллы качества работы:

  • 3 балла (высокое)
  • 2 балла (среднее)
  • 1 балл (удовлетворительное)
  • 0 баллов (неудовлетворительное)

Критерии для оценки проекта

Группа №1

Водная среда жизни

Группа №2 Наземно-воздушная среда

Группа №3

Почва как среда жизни

Группа №4

Живые организмы как среда обитания

1.Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта

2.Логика изложения материала

3.Доступность для понимания

4. Грамотность предоставленных материалов

5.Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.)

6.Использование  интересных фактов, ярких примеров

7.Культура выступления

ИТОГО

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Для учителя

Осуществите самооценку собственного проекта и оцените проекты других групп, используя следующие оценочные баллы качества работы:

  • 3 балла (высокое)
  • 2 балла (среднее)
  • 1 балл (удовлетворительное)
  • 0 баллов (неудовлетворительное)

Критерии для оценки проекта

Группа №1

Водная среда жизни

Группа №2 Наземно-воздушная среда

Группа №3

Почва как среда жизни

Группа №4

Живые организмы как среда обитания

1.Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта

2.Логика изложения материала

3.Доступность для понимания

4. Грамотность предоставленных материалов

5.Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.)

6.Использование  интересных фактов, ярких примеров

7.Культура выступления

ИТОГО



Предварительный просмотр:

Памятка для участников  проекта

  1. На титульном листе указываются тема проекта, Ф.И участников проекта и Ф.И.О руководителя
  2. На следующем листе обязательно указывают цель и задачи проекта
  3. В конце работы обязательно формулируются выводы.
  4. Указывается список используемой литературы и другие источники информации.
  5. Проект предоставляется в двух формах – печатной и в форме презентации.
  6. На защиту проекта отводится 4-5 мин.
  7. Оценка проекта производится по следующим критериям:
  1. Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта
  2. Логика изложения материала
  3. Доступность для понимания
  4. Грамотность предоставленных материалов
  5. Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.)
  6. Использование  интересных фактов, ярких примеров
  7. Культура выступления

Памятка для участников проекта

  1. На титульном листе указываются тема проекта, Ф.И участников проекта и Ф.И.О руководителя
  2. На следующем листе обязательно указывают цель и задачи проекта
  3. В конце работы обязательно формулируются выводы.
  4. Указывается список используемой литературы и другие источники информации.
  5. Проект предоставляется в двух формах – печатной и в форме презентации.
  6. На защиту проекта отводится 4-5 мин.
  7. Оценка проекта производится по следующим критериям:
  1. Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта
  2. Логика изложения материала
  3. Доступность для понимания
  4. Грамотность предоставленных материалов
  5. Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.)
  6. Использование  интересных фактов, ярких примеров
  7. Культура выступления

Памятка для участников  проекта

  1. На титульном листе указываются тема проекта, Ф.И участников проекта и Ф.И.О руководителя
  2. На следующем листе обязательно указывают цель и задачи проекта
  3. В конце работы обязательно формулируются выводы.
  4. Указывается список используемой литературы и другие источники информации.
  5. Проект предоставляется в двух формах – печатной и в форме презентации.
  6. На защиту проекта отводится 4-5 мин.
  7. Оценка проекта производится по следующим критериям:
  1. Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта
  2. Логика изложения материала
  3. Доступность для понимания
  4. Грамотность предоставленных материалов
  5. Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.)
  6. Использование  интересных фактов, ярких примеров
  7. Культура выступления

Памятка для участников проекта

  1. На титульном листе указываются тема проекта, Ф.И участников проекта и Ф.И.О руководителя
  2. На следующем листе обязательно указывают цель и задачи проекта
  3. В конце работы обязательно формулируются выводы.
  4. Указывается список используемой литературы и другие источники информации.
  5. Проект предоставляется в двух формах – печатной и в форме презентации.
  6. На защиту проекта отводится 4-5 мин.
  7. Оценка проекта производится по следующим критериям:
  1. Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта
  2. Логика изложения материала
  3. Доступность для понимания
  4. Грамотность предоставленных материалов
  5. Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.)
  6. Использование  интересных фактов, ярких примеров
  7. Культура выступления



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта

Тип проекта

Состав проектной группы

(Ф.И., класс)

Распределение обязанностей между членами проектной группы

Цель проекта

Задачи проекта

Форма представления проекта

Источники информации, использованные в процессе выполнения проекта

Паспорт проекта

Название проекта

Тип проекта

Состав проектной группы

(Ф.И., класс)

Распределение обязанностей между членами проектной группы

Цель проекта

Задачи проекта

Форма представления проекта

Источники информации, использованные в процессе выполнения проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально - значимого проекта "ОТ экологии природы до экологии человека".

Экологическое образование и здоровье необходимо рассматривать как основу благополучия и успешного развития ребенка - подростка - взрослого человека. Цель проекта "От экологии природы до экологии челов...

Урок-проект по хакасской литературе «По страницам жизни и творчества А.А. Халларова - известного хакасского писателя»

Класс: 8Тип проекта: творческо-исследовательский,  практический (по виду деятельности), групповойЦель реализации проекта: создание условий для вовлечения обучающихся в проектную деятельность по х...

Конспект урока-проекта по экологии в 5 классах "Книга о Красной книге"

Конспект урока-проекта по экологии для обучающихся 5-х классов "Книга о красной книге" поможет учителю рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, жив...

Социальный проект по экологии «Сохранить природу – сохранить жизнь!»

Реализация проекта направлена на повышение уровня экологической грамотности подрастающего поколения: повышению культуры поведения в  общественных местах, формированию у учащихся правильного эколо...

Урок – проект по теме «Школа и школьная жизнь» (“A Good Start in Life”) в 8 классе, учебник « Starlight» 8 (Создание и презентация плаката о своей школе)

Тема: «Школа и школьная жизнь»Тип урока: обобщение изученного материала.Цели урока Обучающие: 1.      Тренировка произносительных навыков при декламации стихо...

Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально – значимого проекта «От экологии природы до экологии человека».

Экологическое образование и здоровье сегодня рассматривается как основа новой морали  и опора для решения многих вопросов практической жизни человека, но существующие формы и методы образования и...

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе: "Среды жизни планеты Земля"

Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля», урок№1Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Раздаточный материал...