Урок- проект по экологии в 11 классе «Среды жизни».
план-конспект урока по экологии (11 класс) по теме
урок изучения нового материала на основе проектной деятельности учащихся.
Предварительная подготовка: За две недели до урока классу была объявлена тема проекта, учащиеся по желанию разделились на 4 группы в соответствии четырём существующим средам жизни.
Работа над проектом включала несколько этапов:
- Определение темы и содержания проекта. Постановка цели и задач (совместно с учителем).
- Планирование: определение источников информации, выбор способа представления результатов (формы проекта).
- Распределение обязанностей между членами группы.
- Сбор и анализ информации, формулирование выводов.
- Подготовка отчёта (письменный отчет, оформление презентации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 40.5 КБ |
otsenochnyy_list.doc | 76.5 КБ |
pamyatka_dlya_uchastnikov_proekta.doc | 32.5 КБ |
pasport_proekta.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- проект по экологии в 11 классе
Тема урока «Среды жизни»
Тип урока (по ведущей деятельности)– урок изучения нового материала на основе проектной деятельности учащихся.
Предварительная подготовка: За две недели до урока классу была объявлена тема проекта, учащиеся по желанию разделились на 4 группы в соответствии четырём существующим средам жизни.
Работа над проектом включала несколько этапов:
- Определение темы и содержания проекта. Постановка цели и задач (совместно с учителем).
- Планирование: определение источников информации, выбор способа представления результатов (формы проекта).
- Распределение обязанностей между членами группы.
- Сбор и анализ информации, формулирование выводов.
- Подготовка отчёта (письменный отчет, оформление презентации).
Для облегчения работы каждой группе была выдана памятка, где были отражены требования к проекту и критерии оценки.
Описание проекта
- По доминирующей в проекте деятельности: информационно – поисковый.
- По предметно – содержательной области: экологический.
- По количеству участников проекта: групповой.
- По профилю знаний: интегрированный
- По характеру координации проекта: со скрытой координацией (гибкий).
- По времени проведения: среднесрочный.
- По характеру контактов: в рамках класса.
- По форме: компьютерная презентация, письменный отчёт.
Цель урока: Изучить среды жизни живых организмов
Основная задача: способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной поисковой работы.
Задачи
Методические: Научить выявлять характерные свойства каждой среды и разнообразие форм живых организмов, населяющих различные среды; научить определять адаптации организмов к среде обитания.
Дидактические: Формирование коммуникативных умений, рефлексивности, поисковых умений, умений планировать свою деятельность, анализировать и делать выводы, умения рецензировать работы своих одноклассников. Предоставление учащимся возможности проявления инициативы и самостоятельности.
Ход урока
- Организационный момент.
- Подведение к теме урока, определение цели и задач.
Учитель: Сегодня мы с вами проводим открытый урок, к которому вы готовились: собирали информацию, оформляли презентацию.
Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (о средах жизни)
Какие цели и задачи мы должны решить на уроке? (выяснить какие среды обитания существуют, изучить особенности каждой среды, определить какие группы организмов живут в той или иной среде, какие адаптации выработались у организмов).
Учитель: Итак, вы сами назвали тему нашего урока, сформулировали цели и задачи (на экран выводится слайд с названием темы урока). Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Что вы понимаете под термином среда жизни?
Cреда жизни - всё то, что окружает особь (популяцию, сообщество) и воздействует на неё. (записывают определение)
Какие среды жизни мы будем изучать?
- водную
- наземно-воздушную
- почвенную
- тела живых организмов
Учитель: Прежде чем начать защиту ваших проектов, я хочу обратить ваше внимание на таблицу «Среды жизни» (на экран выводится слайд с заготовленной таблицей), которую предлагаю вам перечертить в тетрадь и вносить пометки, заполнять её по ходу выступления. Всё что не успеете, заполните дома, работая с текстом параграфа (учащиеся чертят таблицу в тетрадь).
Учитель: Перед защитой я напомню вам основные правила:
- Продолжительность выступления 4-5 мин.
- Внимательно слушаем выступления и не перебиваем
- После выступления задаём вопросы, уточняем непонятное.
- После выступления всех групп обсуждаем и оцениваем их работу и осуществляем самооценку ( для этого на столах у каждой группы есть оценочный лист).
Итак, начнём представление наших проектов и начнём мы с самой древней среды, среды в которой и зародилась сама жизнь. Какая это среда? (водная)
Представление презентации группы №1 «Водная среда жизни»
(после защиты задаются вопросы)
Учитель: Позже живые организмы вышли на сушу и освоили неземно– воздушную среду обитания.
Представление презентации группы №2 «Наземно-воздушная среда жизни»
(после защиты задаются вопросы)
Учитель: А сейчас слово группе №3 представляющим почву – как среду жизни.
Представление презентации группы №3 «Почвенная среда жизни»
(после защиты задаются вопросы).
Учитель: Нам осталось послушать ещё одну группу, представляющую самую необычную среду жизни - организменную.
Представление презентации группы №4 «Живые организмы как среда обитания»
(после защиты задаются вопросы).
4. Рефлексия
Учитель: А сейчас приступим к оценке проектов. Вы обсуждаете и заполняете оценочный лист. Время для обсуждения 3-4 минуты. Затем представитель от каждой группы оглашает итоговые баллы каждой команды и мотивирует, почему были выставлены такие баллы. А я как учитель тоже оценю вашу работу. (Далее идёт обсуждение, выступление представителей от каждой группы и оценка учителя).
5. Подведение итогов
Учитель: Достигли ли мы цели урока?
Какие выводы мы можем сделать?
Если учащиеся затрудняются с формулировкой выводов, то учитель подводит их к формулировке выводов с помощью наводящих вопросов:
- Сколько сред жизни существует на Земле?
Первый вывод: На нашей планете существует четыре среды жизни
- Отличаются ли условия и свойства различных сред жизни?
Второй вывод: Каждая среда имеет свои характерные особенности и свойства.
- Приспособлены ли организмы к среде обитания?
Третий вывод: Все организмы имеют приспособления к той среде обитания, в которой они живут.
- А есть ли взаимосвязь между различными средами жизни? В чём она проявляется?
Четвёртый вывод: Все среды жизни взаимосвязаны между собой. Многие организмы могут жить в разных средах.
Предварительный просмотр:
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Осуществите самооценку собственного проекта и оцените проекты других групп, используя следующие оценочные баллы качества работы:
- 3 балла (высокое)
- 2 балла (среднее)
- 1 балл (удовлетворительное)
- 0 баллов (неудовлетворительное)
Критерии для оценки проекта | Группа №1 Водная среда жизни | Группа №2 Наземно-воздушная среда | Группа №3 Почва как среда жизни | Группа №4 Живые организмы как среда обитания |
1.Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта | ||||
2.Логика изложения материала | ||||
3.Доступность для понимания | ||||
4. Грамотность предоставленных материалов | ||||
5.Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.) | ||||
6.Использование интересных фактов, ярких примеров | ||||
7.Культура выступления | ||||
ИТОГО |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Группа №2 Наземно-воздушная среда обитания
Осуществите самооценку собственного проекта и оцените проекты других групп, используя следующие оценочные баллы качества работы:
- 3 балла (высокое)
- 2 балла (среднее)
- 1 балл (удовлетворительное)
- 0 баллов (неудовлетворительное)
Критерии для оценки проекта | Группа №1 Водная среда жизни | Группа №2 Наземно-воздушная среда | Группа №3 Почва как среда жизни | Группа №4 Живые организмы как среда обитания |
1.Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта | ||||
2.Логика изложения материала | ||||
3.Доступность для понимания | ||||
4. Грамотность предоставленных материалов | ||||
5.Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.) | ||||
6.Использование интересных фактов, ярких примеров | ||||
7.Культура выступления | ||||
ИТОГО |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Группа №3 Почва как среда жизни
Осуществите самооценку собственного проекта и оцените проекты других групп, используя следующие оценочные баллы качества работы:
- 3 балла (высокое)
- 2 балла (среднее)
- 1 балл (удовлетворительное)
- 0 баллов (неудовлетворительное)
Критерии для оценки проекта | Группа №1 Водная среда жизни | Группа №2 Наземно-воздушная среда | Группа №3 Почва как среда жизни | Группа №4 Живые организмы как среда обитания |
1.Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта | ||||
2.Логика изложения материала | ||||
3.Доступность для понимания | ||||
4. Грамотность предоставленных материалов | ||||
5.Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.) | ||||
6.Использование интересных фактов, ярких примеров | ||||
7.Культура выступления | ||||
ИТОГО |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Группа №4 Живые организмы как среда обитания
Осуществите самооценку собственного проекта и оцените проекты других групп, используя следующие оценочные баллы качества работы:
- 3 балла (высокое)
- 2 балла (среднее)
- 1 балл (удовлетворительное)
- 0 баллов (неудовлетворительное)
Критерии для оценки проекта | Группа №1 Водная среда жизни | Группа №2 Наземно-воздушная среда | Группа №3 Почва как среда жизни | Группа №4 Живые организмы как среда обитания |
1.Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта | ||||
2.Логика изложения материала | ||||
3.Доступность для понимания | ||||
4. Грамотность предоставленных материалов | ||||
5.Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.) | ||||
6.Использование интересных фактов, ярких примеров | ||||
7.Культура выступления | ||||
ИТОГО |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Для учителя
Осуществите самооценку собственного проекта и оцените проекты других групп, используя следующие оценочные баллы качества работы:
- 3 балла (высокое)
- 2 балла (среднее)
- 1 балл (удовлетворительное)
- 0 баллов (неудовлетворительное)
Критерии для оценки проекта | Группа №1 Водная среда жизни | Группа №2 Наземно-воздушная среда | Группа №3 Почва как среда жизни | Группа №4 Живые организмы как среда обитания |
1.Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта | ||||
2.Логика изложения материала | ||||
3.Доступность для понимания | ||||
4. Грамотность предоставленных материалов | ||||
5.Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.) | ||||
6.Использование интересных фактов, ярких примеров | ||||
7.Культура выступления | ||||
ИТОГО |
Предварительный просмотр:
Памятка для участников проекта
- На титульном листе указываются тема проекта, Ф.И участников проекта и Ф.И.О руководителя
- На следующем листе обязательно указывают цель и задачи проекта
- В конце работы обязательно формулируются выводы.
- Указывается список используемой литературы и другие источники информации.
- Проект предоставляется в двух формах – печатной и в форме презентации.
- На защиту проекта отводится 4-5 мин.
- Оценка проекта производится по следующим критериям:
- Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта
- Логика изложения материала
- Доступность для понимания
- Грамотность предоставленных материалов
- Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.)
- Использование интересных фактов, ярких примеров
- Культура выступления
Памятка для участников проекта
- На титульном листе указываются тема проекта, Ф.И участников проекта и Ф.И.О руководителя
- На следующем листе обязательно указывают цель и задачи проекта
- В конце работы обязательно формулируются выводы.
- Указывается список используемой литературы и другие источники информации.
- Проект предоставляется в двух формах – печатной и в форме презентации.
- На защиту проекта отводится 4-5 мин.
- Оценка проекта производится по следующим критериям:
- Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта
- Логика изложения материала
- Доступность для понимания
- Грамотность предоставленных материалов
- Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.)
- Использование интересных фактов, ярких примеров
- Культура выступления
Памятка для участников проекта
- На титульном листе указываются тема проекта, Ф.И участников проекта и Ф.И.О руководителя
- На следующем листе обязательно указывают цель и задачи проекта
- В конце работы обязательно формулируются выводы.
- Указывается список используемой литературы и другие источники информации.
- Проект предоставляется в двух формах – печатной и в форме презентации.
- На защиту проекта отводится 4-5 мин.
- Оценка проекта производится по следующим критериям:
- Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта
- Логика изложения материала
- Доступность для понимания
- Грамотность предоставленных материалов
- Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.)
- Использование интересных фактов, ярких примеров
- Культура выступления
Памятка для участников проекта
- На титульном листе указываются тема проекта, Ф.И участников проекта и Ф.И.О руководителя
- На следующем листе обязательно указывают цель и задачи проекта
- В конце работы обязательно формулируются выводы.
- Указывается список используемой литературы и другие источники информации.
- Проект предоставляется в двух формах – печатной и в форме презентации.
- На защиту проекта отводится 4-5 мин.
- Оценка проекта производится по следующим критериям:
- Соответствие излагаемого материала цели и задачам проекта
- Логика изложения материала
- Доступность для понимания
- Грамотность предоставленных материалов
- Варианты использования наглядности (фото, схемы, таблицы, диаграммы и др.)
- Использование интересных фактов, ярких примеров
- Культура выступления
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Название проекта | |
Тип проекта | |
Состав проектной группы (Ф.И., класс) | |
Распределение обязанностей между членами проектной группы | |
Цель проекта | |
Задачи проекта | |
Форма представления проекта | |
Источники информации, использованные в процессе выполнения проекта |
Паспорт проекта
Название проекта | |
Тип проекта | |
Состав проектной группы (Ф.И., класс) | |
Распределение обязанностей между членами проектной группы | |
Цель проекта | |
Задачи проекта | |
Форма представления проекта | |
Источники информации, использованные в процессе выполнения проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально - значимого проекта "ОТ экологии природы до экологии человека".
Экологическое образование и здоровье необходимо рассматривать как основу благополучия и успешного развития ребенка - подростка - взрослого человека. Цель проекта "От экологии природы до экологии челов...
Урок-проект по хакасской литературе «По страницам жизни и творчества А.А. Халларова - известного хакасского писателя»
Класс: 8Тип проекта: творческо-исследовательский, практический (по виду деятельности), групповойЦель реализации проекта: создание условий для вовлечения обучающихся в проектную деятельность по х...
Конспект урока-проекта по экологии в 5 классах "Книга о Красной книге"
Конспект урока-проекта по экологии для обучающихся 5-х классов "Книга о красной книге" поможет учителю рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, жив...
Социальный проект по экологии «Сохранить природу – сохранить жизнь!»
Реализация проекта направлена на повышение уровня экологической грамотности подрастающего поколения: повышению культуры поведения в общественных местах, формированию у учащихся правильного эколо...
Урок – проект по теме «Школа и школьная жизнь» (“A Good Start in Life”) в 8 классе, учебник « Starlight» 8 (Создание и презентация плаката о своей школе)
Тема: «Школа и школьная жизнь»Тип урока: обобщение изученного материала.Цели урока Обучающие: 1. Тренировка произносительных навыков при декламации стихо...
Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально – значимого проекта «От экологии природы до экологии человека».
Экологическое образование и здоровье сегодня рассматривается как основа новой морали и опора для решения многих вопросов практической жизни человека, но существующие формы и методы образования и...
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе: "Среды жизни планеты Земля"
Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля», урок№1Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Раздаточный материал...