Рабочая программа элективного курса по экологии 9 класс
рабочая программа по экологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия с.Ивантеевка, Ивантеевского района, Саратовской области»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия с. Ивантеевка» ____________/Щербинина Е.А./ «28» августа 2013г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Гимназия с. Ивантеевка» ____________/Джавадова Н.В./ Приказ № 122 от «28» августа 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Экология человека» для учащихся 9 класса
Корсаковой Любови Ивановны,
учителя биологии, экологии,
второй квалификационной категории
МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»
Рассмотрено:
на Методическом Совете
Протокол № 1 от «28» августа 2013 года.
Руководитель МС: __________/Свечникова Е.Н./
2013 – 2014 учебный год
Аннотация
Цель курса: развитие умений и навыков ,связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний.
Задачи курса:
по окончанию курса учащиеся должны знать:
-место человека в системе живой природы;
-факторы здоровья, что такое здоровье;
-эндемические и природноочаговые заболевания;
-биологические ритмы;
-приспособительную изменчивость человеческих популяций;
-причины изменения природной среды;
учащиеся должны уметь:
-составлять родословную;
-прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;
-определять причины изменения природной среды;
-оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;
-давать эстетическую оценку помещения;
-давать оценку качества окружающей среды своей местности.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 14 часов.
Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.
Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.
Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы.
Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции. Курс завершается итоговой конференцией.
Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях,тестирование.
Содержание программы.
1.Введение(1ч.)
Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.
2.Здоровье и наследственность(3 ч.)
Место человека в системе живой природы. Этапы и факторы становления человека. Видовые признаки человека. Является ли человек совершенным существом? Наследственность- важный фактор здоровья. Стресс- наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.
Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.»
3.Природная, социальная среда и здоровье.(5ч.)
Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный(арктический),тропический, аридный, высокогорный. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека.
Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности.
Практическая работа №2. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»,
Практическая работа №3 «Оценка качества среды пришкольного участка».
4.Здоровье-профессиональная забота врача и эколога(5 ч.)
Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи.
Экскурсия «Профессия врача».
Экскурсия «Профессия эколога».
Оценивание знаний
Средства оценивания: графическое, табличное, символическое, рейтинговое и др.
Способы оценивания: оценивание учителем, взаимное оценивание учеников, самооценивание.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- свои права при обращении в лечебное учреждение;
- наиболее распространенные заболевания, инфекции, их клиническая картина и профилактика;
- хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина;
- влияние наркотических средств (никотин, алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека;
- основные требования к охране труда;
- значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;
- что такое рациональное питание;
- влияние отравляющих веществ на организм человека;
- о зависимости человеческого организма от ритмических процессов жизнедеятельности:
- о влиянии ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека;
- заболевания, передающиеся половым путем;
Учащиеся должны уметь:
- оказать первую помощь при травмах;
- приготовить и использовать элементарные антисептические средства;
- составить рацион питания;
- подсчитывать эффект суммации действий.
Содержание программы.
Введение. Что изучает валеология. Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Тест «Мой образ жизни».
Факторы здоровья.
- «Еда - мой друг или враг?» Значение пищи и пищеварения. Экологическичистые продукты. Витамины. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».
- Нормы питания. Диеты. Режим и культура питания. Рациональное питание. Вред и польза диет. Голодание. Христианский пост. Биодобавки
3) Что такое хорошо и что такое плохо. Привычки вредные и полезные. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства.
4)Здоровое тело—продукт здорового рассудка. Зависимость здоровья от физических нагрузок и двигательной активности; гиподинамия. Тренировки. Тренировочный эффект. Бодибилдинг.
5) В здоровом теле—здоровый дух. Зарядка как фактор здоровья. Нарушение осанки и плоскостопие — основные нарушения скелета школьников. Профилактика. Русская баня.
6) Слагаемые здоровья. Иммунитет. Наследственные заболевания. Закаливание. Выработка механизмов, повышающих адаптации. Укрепление иммунитета.
7) Жизнь без стрессов и конфликтов—жизнь без болезней. Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых состояний. Эмоции положительные и отрицательные. Тип темперамента.
8) Наши органы чувств. Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.
9) Лекарственные средства. Яды. Лекарственные средства и их воздействие на организм. Нормы и правила приёма лекарственных средств. Вред самолечения. Лекарственные растения. Яды пауков, насекомых и змей; их разрушающее действие на организм.
10) Шум –медленный убийца. Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. Практическая работа по определению уровня слуха.
11) Итоговое занятие «Круглый стол»
Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты. Обсуждение результатов.
Методические рекомендации.
Практическая работа № 1.(Занятие 3) Расчёт калорийности пищи.
Учащимся предлагаются таблицы калорийности продуктов и энергозатрат в зависимости от вида деятельности. Нужно рассчитать калорийность своего рациона. Используя данные о дневных энерготратах (1900ккал) и энергетической ценности суточного рациона (2300 ккал) сделать вывод о своём рационе и режиме питания.
Практическая работа № 2 (Занятие 5) Выявление нарушений осанки и плоскостопия.
Измерить сантиметровой лентой расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча (отступив на 3-5 см вниз от плечевого сустава) со стороны груди и спины. Первый результат разделить на второй. Если получается число близкое к 1 или больше—значит нарушений нет. Если полученное число меньше 1—осанка нарушена.
-Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Если между спиной и поясницей проходит кулак—осанка нарушена; если ладонь – в норме.
На лист бумаги встать мокрой ногой. Контуры следа обвести карандашом. Соединить центр пятки и центр третьего пальца прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию—плоскостопия нет.
Практическая работа № 3.(Занятие 10) Определение остроты слуха.
Приближайте механические часы к уху, пока не услышите звук.
Приложите часы плотно к уху отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
Измерьте в первом и втором случаях линейкой расстояние, найдите среднюю величину сравните со стандартным показателем (15-20 см), сделайте вывод.
Календарно-тематический план, как структурное подразделение рабочей программы
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Форма проведения | Образовательный продукт | Оборудование |
1. | Что такое здоровье?Социальная обусловленность здоровья | 1 | Лекция | Формулирование тем для дальнейшего изучения в группах и подготовки отчетного проекта. Примеры тем для исследования: 1. Режим дня и здоровье человека. 2. Рациональное питание. 3. Личная гигиена как фактор влияющий на здоровье человека. 4. Влияние вредных привычек на здоровье. | Компьютер, проектор, презентация | |
2. | Место человека в системе живой природы | 1 | Семинар | Составление рациональных режимов дня для различных возрастных групп. | Компьютер, проектор, презентация | |
3. | Наследственность – важный фактор здоровья | 1 | Семинар | Составление анкеты для проведения анкетирования учащихся и учителей о соблюдении режима дня. Обработка результатов анкетирования. Определение индивидуального ритма работоспособности. | Компьютер, проектор, презентация | |
4. | Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья.Составление родословной | 1 | Семинар | Определение суточного расхода энергии. Определение суточной калорийности питания. Составление индивидуального суточного меню согласно основным принципам здорового питания. | Компьютер, проектор, презентация | |
5. | Эндемические и природноочаговые заболевания | 1 | Семинар | Определение количества минеральных солей в суточном рационе. Определение содержания основных витаминов в суточном рационе. | Компьютер, проектор, презентация | |
6. | Космические факторы здоровья.Биологические ритмы,их устойчивость | 1 | Беседа | Расчет коэффициента аэрации и кратности обмена воздуха для оценки эффективности искусственной вентиляции воздуха в помещении. | Компьютер, проектор, презентация | |
7. | Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах | 1 | Беседа | Подсчет токсических веществ в сигаретном дыме. | Компьютер, проектор, презентация | |
8. | «Свалка по имени - Земля» | 1 | Пресс-конференция | Составление схемы «Слагаемые здоровья» | Компьютер, проектор, презентация | |
9. | Оценка среды учебных помещений.Санитарно-гигиенические нормы.Пр.р. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения» | 1 | Практическое занятие | Оформление проектов. | Компьютер, проектор, презентация | |
10. | Оценка качества среды своей местности ,пр.р. «Оценка качества среды пришкольного участка» | 1 | Практическое занятие | Защита проектов | Компьютер, проектор, презентация | |
11-12 | Профессия врача Профессия эколога Выдающиеся медики и экологи | 2 | Практическое занятие | |||
13-14 | Итоговая конференция | 2 | Конференция | |||
Всего : | 14 часов |
Список использованной литературы.
1.Кузьмин А.М. «Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли» М., Наука 1991.
2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
3.Државецкая И.А. основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. –М.: Высшая школа, 1994.
4.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
5.Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
6.Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы) Н.П. Абаскалова, Новосибирск, 2000.
7.Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. – Минск, 1998.
8.Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
9.Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1998.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся.
1.Энциклопедия для детей: Биология, география. –М.: Аванта1994.
2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
3. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
4. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
5. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
6.Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.
Ресурсы Интернет: http://med-lib.ru - Большая медицинская энциклопедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по экологии 10 класс
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....
Рабочая программа элективного курса по экологии 11 класс
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....
Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»
Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса
Пояснительная записка Сегодня вряд ли можно говорить не только о существовании некой универсальной системы экологического образования, но и о принятии единых концептуальных под...
Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса
Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса...
Рабочая программа элективного курса по экологии 6-9 класс в соответствии с требованиями ФГОСТ
Рабочая программа элективного курса по экологии 6-9 класс в соответствии с требованиями ФГОСТ.6 класс - «Экология растений», автор рекомендуемой базовой программы- И.М. Швец7 класс - «Экология ж...
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...