Создание компилятивной программы
рабочая программа по экологии (10 класс) на тему

каракулова ирина владимировна

                   Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения, значительную роль в развитии обучающихся играют элективные курсы. Элективные курсы поддерживают и углубляют базовые и профильные дисциплины. Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Поскольку наша школа принадлежала ОАО «РЖД», то актуально было проведение элективного курса, связанного с экологией на железнодорожном транспорте.

        Мною была разработана компилятивная программа элективного курса по экологии для учащихся профильных классов «Экология на железнодорожном транспорте». Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (химия, биология, география, социальные науки).

        Имеется заключение Экспертного совета Пир Восточного округа и рецензии специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Экология на железнодорожном транспорте»

10 класс

( 0,5 ч в неделю, всего 17 часов)

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Экология на железнодорожном транспорте» предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательных школ.

Курс рассчитан на 17 часов.

Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (химия, биология, география, социальные науки).

Учебный и вспомогательный материал – лекции учителя, дидактический материал, справочная литература, фонд кабинета химии, ресурсы Интернета.

Наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, возможно через систему занятий в форме лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ. Это даст учащимся  возможность проявить себя, добиться успеха в выборе будущей сферы деятельности.

Предпочтительные виды деятельности – самостоятельная исследовательская работа, создание проектов.

Критериями, позволяющими педагогу и ученику оценить успехи в изучении данного курса, являются различные тесты, носящие контролирующий характер, степень активности на занятиях –  выполнение буклетов, презентаций, участие в семинарах и рейтинговая система оценивания.

Формы отчётности учащихся – тетрадь с конспектами по теории и практическими занятиями.

Изучение данного курса завершается для учащихся зачётом. Итоговая форма отчётности – проект по выбору учащихся.

Курс нацелен на развитие способностей учащихся оценивать воздействие на окружающую среду всего комплекса факторов, связанных с природопользованием в сфере железнодорожного транспорта.

Ведущая идея данного курса: знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства  железнодорожных объектов  и изделий, охраны окружающей среды от загрязнения в связи с этим производством.

Химический эксперимент и тематика проектных работ открывает возможность сформировать у учащихся специальные знания по предмету, научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с химическими веществами, имеющими отношение к железнодорожным перевозкам.

Учащиеся должны знать о глобальных экологических проблемах, о видах химического загрязнения окружающей среды и способах борьбы с ними, о ПДК основных загрязнителей атмосферы, почвы и воды.

Уметь выполнять простейшие экологические эксперименты, оценивать современные способы очистки от вредных веществ, пропагандировать идеи и приёмы рационального природопользования.

Тематический план

Наименование тем курса

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Основные понятия экологии

Человек и биосфера. Уровни экологических проблем. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды

1

Лекция.

Выбор тем исследовательских проектов.

Анкетирование.

2

Характер воздействия вредных  веществ на человека

Понятие о ПДК (предельно – допустимых концентрациях) вредных веществ в атмосфере, воде, пищевых продуктах

1

Лекция.

Сообщения учащихся

Лабораторный опыт.

3

Источники химического загрязнения атмосферы

Общие представления о химическом загрязнении окружающей среды. Промышленные источники химического загрязнения атмосферы. Транспортные загрязнения атмосферы. Соединения серы, фосфора, азота. Галогены, озон, фреоны. Оксиды углерода и углеводороды. Селен, тяжёлые металлы. Пестициды в биосфере. Радиоактивные отходы и выбросы.

4

Лекция.

Сообщения учащихся

4

Практическая работа -  определение уровня загрязнения воздуха на станции Талица.

1

Практический эксперимент

5

Круговорот химических элементов в биосфере

Нефть, уголь и экологические проблемы

2

Лекция.

Лабораторный опыт.

 Тест

6

Современные способы очистки вредных выбросов в атмосферу

Создание макета установки для очистки воздуха

1

Лекция

Практикум «Создание макета установки для очистки воздуха»

7

Безопасность перевозок по железной дороге нефтепродуктов, органических и неорганических веществ

Правила перевозки веществ по железной дороге,

соблюдения условий хранения веществ.

1

Лекция

8

Чрезвычайные ситуации на железной дороге и как их избежать

Выброс вредных веществ, утечка ядовитых веществ, взрыв газообразных веществ

1

Лекция

Сообщения учащихся

9

 Обеспечение безопасности жителей, живущих вблизи железнодорожного полотна

1

Лекция

Практикум

10

Экологическое воспитание пассажиров

Знакомство с правилами поведения на ж/д транспорте, эстетическое воспитание учащихся

1

 Практикум

«Составление правил поведения пассажиров на ж/д транспорте» (буклеты, презентации учащихся)

11

Семинар «Экологические проблемы окружающей среды»

1

Выступления учащихся

Итоговый тест

12

Итоговое занятие

1

Защита проектных работ

Рейтинговая система оценивания учащихся  в рамках элективного курса

«Экология на железнодорожном транспорте»

1. Умение конспектировать-5

2. Умение использовать научную терминологию при ответе-10

3. Умение соотносить научные знания с практическими навыками-20

4. Умение использовать дополнительную  информацию-15

5. Сообщение по теме- 25

6. Создание проекта:

п/п

Критерий

Максимальная оценка

1

Оформление (титульный лист, оглавление, обзор литературы, содержание работы, выводы, аккуратность)

1

2

Формулировка цели исследования или решаемой задачи

2

3

Описание исторических аспектов проблемы

1

4

Новизна и полнота изученной литературы

2

5

Ясность, логичность и последовательность изложения материала при описании работы

5

6

Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление текстовых и цифровых данных)

10

7

Сложность выполнения работы

10

8

Наличие и качество обоснованно необходимого иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.)

5

9

Наличие обобщений выводов, их соответствие поставленной задаче

7

Итого

40

7. Защита проекта:

п/п

Критерий

Максимальная оценка

1

Современность представления тезисов доклада

1

2

Формулировка и обоснование цели исследования или решаемой задачи

1

3

Последовательность, логичность и ясность изложения сути выполненной работы

1

4

Лаконизм изложения

1

5

Наличие и качество иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.)

4

6.

Чёткость обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче

2

Итого

10

Итоговая таблица

Фамилия

учащегося

Умение

сост-ть

конспект

Умение

исп-ть

научную терминологию

при ответе

Умение соотносить

научные знания с практ-ми навыками

Исп-е доп.

информации

Сообщ

 по теме

Создание презентации

Защита проекта

Количество

набранных баллов

90 -100 баллов – оценка 5

70 – 80 баллов – оценка 4

60 баллов - 3

Литература

  1. Глинка Н.А. Общая химия. Ленинград: Химия, 1988

  1. Филов В.А. Вредные химические вещества: Ленинград: Химия, 1989

  1. Соколовская Е.М., Гузей Л.С. Общая химия: издательство Московского университета, 1989

  1. Энциклопедический словарь юного химика. М.: 1989

  1. Большаков В.Н. и др. Региональная экология: Учебник. 10 -11 кл. – Екатеринбург: «Сократ», 2000

  1. Чернова Н.М. и др. Основы экологии: Учебник для 10(11) кл. – М.: Дрофа, 2004

  1. С. И. Вангородский и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник. 8,9 кл. –

М., Дрофа, 2004

      8.   Ильичёв А. Популярная энциклопедия выживания:

            Южно – уральское книжное  

            Издательство: Челябинск, 1996

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совещание при завуче " Методика создания рабочей программы педагога"

Алгоритм создания рабочей программы, методика оформления....

Компилятивная программа по истории и культуре родного края для 11 класса профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы

Пояснительная записка  по курсу «История и культура родного края»  для 11  классов профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы.Данная компилятивная  програм...

Компилятивная программа дополнительного образования "Коллективное музицирование: хоровое пение".

Рабочая программа курса "Коллективное музицирование: хоровое пение" предназначена для работы по специальному художественному направлению в системе дополнительного образования в соответствии с требован...

ТАЙНЫ ТЕКСТА Компилятивная программа предпрофильной подготовки учащихся по русскому языку

Компилятивная программа предпрофильной подготовки учащихся по русскому языку  для 9 класса...

Инструкционно-технологическая карта к практическому занятию на тему "Разработка ИС для создания и редактирования БД. Создание интерфейса программы"

Инструкционно-технологическая карта к практическому занятию по УП по ПМ 01 Эксплуатация и модификация информационных систем для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)...

Компилятивная программа "Мелодия - движение мысли" автор- разработчик, олигофренопедагог высшей категории И. Г. Сабирзянова

На сегодняшний день остро обозначена проблема существенного роста числа детей, имеющих низкий уровень развития в дошкольном периоде, что составляет 85% воспитанников детских садов, нуждающихся в специ...

Рабочая программа по элективному курсу «Грамматика английского языка» (компилятивная программа),10-11 класс,1 час в неделю (69 часов)

Рабочая программа элективного курса по английскому языку для 10-11 классов.Программа элективного курса «Грамматика английского языка» ориентирована на использование учебного пособия «...