Рабочая программа по экологии
рабочая программа по экологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы курса «Экология животных» 7 класс (автор: В.Г.Бабенко) ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».
Рабочая программа 7 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю.
Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5и 6 классах.
Рекомендуется для использования учебник В.Г. Бабенко, 7 класс, М.: издательство «Вентана-Граф»
Основные цели курса:
- рассмотреть влияние условий окружающей среды на животных,
- состав животного мира в разных местах обитания,
- многообразие взаимных связей разных живых существ,
- роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
- Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов;
- Описывать многообразие условий обитания животных;
- Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов;
- Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам;
- Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных;
- Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, в изменении численности отдельных видов животных;
- Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля;
- Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
Список литературы.
- Акифьева Е В Программно-методические материалы: Экология, 5-11, Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005
- Бабенко В.Г. учебник «Экология животных», 7 класс, М.: издательство «Вентана-Граф», 2009
- Кучменко В.С., Громова Л.А. рабочая тетрадь «Экология животных», 7 класс, М.: издательство «Вентана-Граф», 2011
- Чередниченко И.П. «Экология», 6-11 классы, Волгоград, издательство «Учитель», 2010
- Швец И.М. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ. – М.: «Вентана –Граф», 2005 год
№ | Тема курса. Тема урока. | Кол во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерите-ли | Эле-менты допол. содер-жания | При-меча-ния | Д/З | Дата проведения | |
I Экология животных: раздел науки и учебный предмет. | 1 | ||||||||||
1 | Биосферная роль животных на планете Земля. | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Царство животные, биосфера, консументы, гетеротрофы. | Знать: экология животных, биосферная роль животных, биосфера, консументы, гетеротрофы. | П. 1 | |||||
II Условия существования животных | 4 | ||||||||||
1 | Многообразие условий обитания. | 1 | Комби-нированный урок | Среда обитания, условия существования. | Знать:среда и условия обитания.Уметь описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов. | Фронталь-ный опрос. | П. 2-3 | ||||
2 | Взаимосвязи организма и среды обитания | 1 | Комби-нированный урок | Вытаптывание, расселение растений, пищевые связи. | Знать: взаимосвязь животных с окружающей средой. Объяснять: взаимовлияние экологических факторов и живых организмов | Фронталь-ный опрос | П. 4-5 | ||||
3 | Предельные условия существования. | 1 | Комби-нированный урок | Предел низкой температуры, горячие источники. | Знать: среда обитания, условия существования, предел низкой температуры, горячие источники. | В. 3 на стр. 19 | П. 6-7 | ||||
4 | Условия обитания животных | 1 | Экскур-сия | Насекомые опылители, животные землерои. | Знать: насекомые-опылители, животные-землерои, среда обитания, условия существования, афтротрофы, гетеротрофы, пассивное и активное питание. | Отчет по экскурсии. | ИКТ | ||||
| III Среды жизни. | 5 | |||||||||
1 | Наземная среда обитания. | 1 | Комби-нированный урок | Птичьи базары, перелетные птицы, видовой состав животных. | Знать: суша, природно-химические зоны Земли,перелетные птицы, видовой состав животных, птичьи базары. Уметь: давать характеристику водной среде обитания. | Беседа | В.2 на стр. 18. | П. 24 | |||
2 | Водная среда обитания. | 1 | Комби-нированный урок | Бентос, планктон, нектон. | Знать: водоемы как жилище, бентос, планктон. Уметь: давать характеристику водной среде обитания. | Индивид. опрос | В.№ на стр. 30 | П. 21 | |||
3 | Почва, как среда обитания. | 1 | Комби-нированный урок | Почва, ее плотность, кислородный режим, споры и цисты. | Знать: почва, ее плотность, кислородный режим, споры и цисты. Уметь: давать характеристику почвенной среде обитания. | В.1-3 на стр. 65 | Почвы Саратовс-кой области | П.24-25. П.4 | |||
4 | Живой организм, как среда обитания. | 1 | Комби-нированный урок | Отношения «паразит-хозяин». Гнездовой паразитизм. | Знать: живой организм как специфическая среда обитания животных. | Фронталь-ный опрос | В.№ на стр. 30 | П.33 | |||
5 | Среды жизни. | 1 | Зачет | ||||||||
IV Жилища в жизни животных. | 1 | ||||||||||
1 | Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. |
| Комби-нированный урок | Кора, логово, лежбище, гнездо, дупло, проходные рыбы. | Знать: нора, логово, лежбище, гнездо и т.д. Уметь объяснять особенности распространения организмов, в зависимости от действия экологических факторов. | Беседа | В. 1-4 на стр. 38 | ИКТ | П. 14 | ||
V Биотические экологические факторы жизни животных. | 3 | ||||||||||
1 | Взаимное влияние растений и животных. | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Круговорот веществ, хищные растения, растительнояд-ные паразиты. | Знать: основные понятия, внутривидовые и территориальные взаимоотношения. Уметь объяснять взаимоотношения между животными и растениями. | Беседа | В.1-3 на стр. 8 | П. 1.3. | |||
2 | Взаимоотношения между животными. | 1 | Комби-нированный урок. | Насекомоядные птицы, хищник и жертва, чистильщики, взаимоно-помощь. | Знать: жизненное пространство, хищник, жертва, пищевые связи. Уметь приводить примеры экологического неблагополучия среди животных. | Фронталь-ный опрос | ИКТ | П. 2-.5 | |||
3 | Животные и микроорганизмы. | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Животные почвы, кислородный режим, простейшие плодородие почвы. | Знать: основные понятия, взаимное приспособление, пищевые связи. Уметь объяснять взаимоотношения между животными разных видов. | Индиви-дуальный опрос | В.1-3 на стр. 13 | П.4 | |||
VI Свет в жизни животных. | 1 | ||||||||||
1 | Особенности распространения животных в зависимости от светового режима. | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Дневные и ночные животные, ритмика освещенности, световой режим. | Знать: основные понятия, органы зрения и органы свечения, световой режим. Уметь объяснять значение света для существования животных в экосистеме. | Беседа | В.2-3 на стр. 35 | П.13 | |||
VII Вода в жизни животных. | 2 | ||||||||||
1 | Экологические группы животных по отношению к воде. | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Животные-фильтраторы, содержание воды, поступление и выделение. | Знать: основные понятия, содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма. | Беседа. | Сообще-ния | П. 10,17,19 | |||
2 | Экологические группы животных по отношению к воде. | 1 | Комби-нированный урок | Предельный уровень потери воды. | Знать: предельный уровень, потери воды. | Л/Р №1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы» | П.23 | ||||
VIII Температура в жизни животных. | 2 | ||||||||||
1 | Экологические группы животных по отношению к теплу. | 1 | Комби-нированный урок | Холоднокров-ные и теплок-ровные живо-тные, оцепенение, спячка постоян-ная темпера-тура тела. | Знать: основные понятия. Уметь объяснять значение температуры для существования животных в экосистеме. | .Беседа | ИКТ | П.12,15,16. | |||
2 | Экологические группы животных по отношению к теплу. | 1 | Комби-нированный урок | Двигательная активность. | Знать: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные. | Л/Р №2 «Движение амебы при различных температу-рах» | П.17,18,19 | ||||
IX Кислород в жизни животных. | 1 | ||||||||||
1 | Кислород и углекислый газ в жизни животных. | 1 | Комби-нированный урок | Дыхание, окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, потребность в кислороде у рыб. | Знать: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных. | П/Р №1 «Сравне-ние приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам обитания» | П.14 | ||||
X Сезонные изменения в жизни животных. | 4 | ||||||||||
1 | Сезонные изменения в жизни живоных как приспособление к условиям существования. | 1 | Комби-нированный урок | Длина светового дня, сезонные изменения условий. | Знать: длина светового дня, среда обитания. | Беседа | В.1-4 на стр. 68 | П.26 | |||
2 | Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. | 1 | Комби-нированный урок | Оцепенение, спячка, «спячка» колибри. | Знать: оцепенение, спячка, миграции. Уметь давать характеристику основным видам приспособлений животных. | Фронталь-ный опрос | Сообще-ния | П.27 | |||
3 | Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие | 1 | Комби-нированный урок | Мигрирующие насекомые. | Знать: оцепенение, спячка, миграции. Уметь объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов. | Л/Р №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых» | П.26-27 | ||||
4 | Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания. | 1 | Комби-нированный урок | Миграция, перелеты птиц, перелетные пути, миграция оленей. | Знать: оцепенение, спячка, миграции. Уметь вести долгосрочные наблюдения. | П/Р №2 «Феноло-гические наблюдения за живот-ными зимой и весной» | П.27 | ||||
XI Численность животных | 3 | ||||||||||
1 | Популяции животных плотность популяции. | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Ареал, популяция, неоднородность среды, плотность населения. | Знать: основные понятия, область распространения, неоднородность среды. Уметь прогнозировать изменения в развитии животного мира. | Беседа | В. 1-4 на стр. 95 | П. 37 | |||
2 | Численность популяции. Динамика численности различных животных. | 1 | Комби-нированный урок | Обособление групп, численность популяции, изменчивость численности. | Знать: численность популяции, изменчивость численности. Уметь объяснять состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик. | ||||||
3 | Динамика численности различных животных. | 1 | Комби-нированный урок | Колебания численности, циклические колебания, рост и сокращение популяций. | Знать: численность популяции, динамика численности. Уметь объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов. | Л/Р №4 «Динамика числен-ности населения» | П. 37-38 | ||||
XII Изменения в животном мире Земли | 7 | ||||||||||
1 | Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Сокращение численности вида, изменение условий обитания, загрязнение. | Знать: многочисленные и малочисленные виды, деятельность человека. Уметь объяснять значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем. | Беседа | В.1-4 на стр. 99 | П.39-49 | |||
2 | Охрана животных. | 1 | Комби-нированный урок | Исчезающие виды, Красная книга, истребленные виды, охрана животных. | Знать: Красная книга, исчезающие виды, охрана животных. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразия сред обитания животных. | Исследова-тельская работа | ИКТ | П. 45 | |||
3 | Животные и человек. | 1 | Комби-нированный урок | Источник пищи, биологическая борьба с вредителями, привлекатель-ная среда обитания. | Знать: жилье человека как среда обитания для животных. Приводить примеры редких и охраняемых животных своего региона. | Фронталь-ный опрос | В 1-3 на стр. 108 | П.41 | |||
4 | Одомашнивание животных | 1 | Комби-нированный урок | Одомашнива-ние, утилитар-ные цепи. | Знать: деятельность человека | Историческая справка | Подгот. сообщение | ||||
5 | Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. | 1 | Урок обобще-ния и систематизации знаний | Международ-ная Красная книга, заповедник, заказник, национальный парк. | Знать: деятельность человека, заказник, охрана животных, национальный парк. Понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия. | Тест | Сообще-ния | ИКТ | Подгот. со-об-щение | ||
6 | Региональные охраняемые территории. | 1 | Экскур-сия | Питомник, заказник, охраняемая территория, Красная книга Саратовской области. | Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы. | Сообще-ния | ИКТ | ||||
7 | Изменения в животном мире Земли. | 1 | Урок контро-ля знаний | Тест | |||||||
Всего – 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
рабочая программа "Занимательная экология"
Программа предназначена для педагогов допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...