Рабочая программа по экологии
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по экологии "Экология человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_cheloveka_.8_.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы курса «Экология человека» 8 класс (авторы М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П.Лукина). Учебник Федорова М.З, .Лукина Т.П., В.С.Кучменко В.С. «Экология человека. Культура здоровья»,
Рабочая программа ориентирована на обучающихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.
Главные цели курса – формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.
Основные задачи курса – экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах. Курс «Экология человека. Культура и здоровье» продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих учебных курсах: «Экология растений» 6 класс, «Экология животных» 7 класс.
В рабочей программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. При этом существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.
Программа рассчитана на 1 час в неделю и включает разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», « Репродуктивное здоровье». Внутри второго раздела материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.
Для расширения кругозора школьников и развития умения использовать полученные знания в жизни рекомендуются экскурсии по темам: «Здоровье и образ жизни», «Взаимное влияние организма человека и окружающей среды».
В программе наряду с основным материалом имеется дополнительный для ознакомительного изучения, используемый по усмотрению учителя.
В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:
- о взаимосвязи здоровья и образа жизни.
-о воздействии природных и социальных факторов на организм человека
- о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов
- об основных условиях сохранения здоровья
- о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма
- о необходимости участия в охране окружающей среды.
В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:
- оценивать состояние здоровья;
- находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
- соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и т.д.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и т.д.);
- применять способы закаливания и ухода за кожей;
- уменьшать вредное воздействия стресса, утомления; проводить наблюдения и самонаблюдения.
Список литературы
- Акифьева Е.В. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 классы, Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005
- Федорова М.З, .Лукина Т.П., В.С.Кучменко В.С. «Экология человека. Культура здоровья», М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2008
- Чередниченко И.П. «Экология» , Волгоград, издательство «Учитель», 2008
- Швец И.М. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе, М.: «Вентана-Граф», 2005
№ | Тема курса. Тема урока. | Кол во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители. | Элемен-ты доп. содер-жания. | При-мечания | Д/З | Дата проведения | |
план | фак | ||||||||||
I Окружающяя среда и здоровье человека. | 2 | ||||||||||
1 | Что изучает экология человека | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Здоровый образ жизни, экологические факторы, их виды. | Знать: как воздействуют экол. факторы на здоровье человека | Л/Р №1 стр.12 «Оценка состояния физ. здоровья» | П. 1-2 | ||||
2 | История развития представлений о здоровом образе жизни. Влияние климатических факторов на здоровье. | 1 | Комби-нированный урок | Этапы развития природы и человека, антропология, этнография, расы, биометеорология, экстремальные факторы. | Уметь добывать и использовать информацию из различных источников. | Фронтальный опрос | Проект-ная дея-тельность «Наибо-лее акту-альные экологические проблемы нашего района» | П. 3-5 | |||
II Влияние факторов среды на системы органов | 13 | ||||||||||
1 | Вредные привычки. Опорно-двигательная система. | 1 | Комби-нированный урок | Пагубные пристрастия, опорно-двигательная система, наследственность, питание, алкоголь, и т.д. | Знать: как влияют факторы окружающей среды на систему органов. | Л/Р №2 «Оценка подготовки организма к занятиям физ. культурой» | П. 32-44 | ||||
2 | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. | 1 | Комби-нированный урок | Имиунитет, анемия, аллергия, гипоксия, СПИД, онкология. | Знать: основные условия сохранения здоровья | Л/Р №3 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» | П. 11-12 | ||||
3 | Необходимые условия развития систем кровообращения | 1 | Комби-нированный урок | Сердечно-сосудистая система, профилактика нарушений. | Знать: факторы, укрепляющие здоровье. | Л/Р №4 «Определение стрессовоустойчивости сердечно-сосудистой системы» | П. 13-14 | ||||
4 | Правильное дыхание | 1 | Комби-нированный урок | Канцерогены, носовое и правильное дыхание. | Канцерогены, носовое и правильное дыхание. | Л/Р №5 «Влияние холода на частоту дыхательных движений» | П. 15 | ||||
5 | Пища. Питательные вещества – важный экологический фактор. Чужеродные примеси пищи. | 1 | Урок-практи-кум | Жиры, белки, углеводы, минеральные соли, витамины, вода, вредные примеси. | Знать и соблюдать гигиеничесткие правила питание. | П/Р №1 «О чем может рассказать упаковка продукта?» | П. 16-17 | ||||
6 | Рациональное питание и культура здоровья | 1 | Комби-нированный урок | Культура питания, рациональное питание, диета. | Знать: культура питания, рациональное питание, диета | Индивидуальный и фронтальный опрос | Проект-ная дея-тельность Стр. 83 | П. 18-19 | |||
7 | Воздействие солнечных лучей на кожу. Терморегуляция. Закаливание. | 1 | Комби-нированный урок | Ультрофеолето-вое облучение, инфрокрасные лучи, тепло-регуляция. | Знать: ультро-феолетовое об-лучение, инфро-красные лучи, тепло-регуляция. | Л/Р №6 «Реакция организма на изменения температуры окружающей среды» | П. 19-20 | ||||
8 | Средства и способы закаливания. | 1 | Комби-нированный урок | Водные прцедуры, воздушные и солнечные ванны. | Знать: способы ухода за кожей и закаливания. | Индивидуальный и фронтальный опрос | Проект-ная дея-тельность Стр. 92 | П. 21 | |||
9 | Факторы, влияющие на раз-витие и функцио-нирование нервной системы. | 1 | Комби-нированный урок | Стресс, его стадии, утомление, переутомление. | Знать: вредное воздействие стресса и переутомления | Л/Р №7 «Развитие утомления» | П. 22 | ||||
10 | Условия нормального функционирования зрительного анализатора | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Факторы нарушения зрения: фото-эпилепсия, работа на компьютере. | Знать: факторы нарушения зрения. | Индивидуальный и фронтальный опрос | П. 23 | ||||
11 | Внешнее воздействие на слух и органы равновесия | 1 | Комби-нированный урок | Звук, шум, укачивание, вибрационная болезнь. | Знать: звук, шум, укачивание, вибрационная болезнь. | Л/Р №8 «Воздействие шума на остроту слуха» | |||||
12 | Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности | 1 | Комби-нированный урок | Высшая нервная деятельность, виды темпераментов | Знать: высшая нервная деятельность, виды темпераментов | Л/Р №9 «Оценка температурного режима помещений» | П. 26-27 л/р№ 10 с.114 | ||||
13 | Гигиенический режим сна | 1 | Комби-нированный урок | Сон, фазы сна, продолжитель-ность и гигиена сна. | Знать: гигиенический режим труда и отдыха, уметь их соблюдать. | Индивидуальный и фронтальный опрос | Проект-ная деятель-ность Стр.119 | П. 28 | |||
III Репродуктивное здоровье | 2 | ||||||||||
1 | Особенности взросления организма. Проблемы взросления. | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Период полового созревания, половая жизнь, беременность | Знать: период полового созревания, половая жизнь, беременность | Беседа | П. 30-31 | ||||
2 | Факторы риска внутриутробного развития | 1 | Урок изуче-ния новых знаний и их обоб-щение | Факторы риска. Венерические заболевания, СПИД. | Осознавать ответственность за свое поведение | Беседа | П. 32-35 | ||||
Всего – 17 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
рабочая программа "Занимательная экология"
Программа предназначена для педагогов допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...