Урок - интеллектуальная игра
учебно-методический материал по экологии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок – интеллектуальная игра по экологии
«Экологический кругозор»
«Земля - … не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик»
(Дж. Дарриус)
Цели: подведение итогов самостоятельной групповой работы учеников над домашним творческим заданием; определение уровня овладения учениками важнейшими понятиями и законами курса экологии; выяснить взаимосвязь экологии с другими науками, в частности с химией.
«Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что является
частицей большого и неделимого целого. Слишком долго мы
придерживались примитивного представления, будто наша богом
данная роль состоит в том, чтобы быть хозяином рыб в море, птиц
в небе, всего живого, что населяет Землю. Мы не сумели понять, что
не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим Земле».
Еще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс утверждал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает в себя и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда – в общем все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным.
Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек чувствует себя причастным, чем больше в окружающем мире происходит событий, за которые он считает себя ответственным и которые вызывают в нем глубокие переживания, тем более богата его духовная жизнь.
Одним из очень важных проявлений личности, по которому можно судить о том, насколько значим и интересен человек, является его отношение к окружающей природе. Тяга к природе в человеке заложена изначально. Хотя большинство людей живет в больших городах, где природу теснят кирпичи, стекло и бетон, отдохнуть мы стараемся за городом, в лесу, у водоема. Здесь мы чувствуем свое единение с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей духовной жизни.
Нельзя спокойно читать фантастические произведения о будущем, в которых описывается жизнь человека после экологической катастрофы. Кто из вас согласился бы жить в замкнутом пространстве, в бункере под землей, без свежего воздуха, без чистой воды, без солнца и звезд, без восходов и закатов, без дождя и снега? Недаром в такой обстановке человек, по предвидению фантастов, становится жестоким, агрессивным, эгоистичным и жадным, теряет свои человеческие качества.
Значит, изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на личность. Разрушая природу или равнодушно не замечая, как ее разрушают другие, мы тем самым незаметно разрушаем и самих себя.
В вашем возрасте очень важными становятся отношения с друзьями, нередко возникают конфликты, трудные проблемы, которые кажутся порой безысходными, неразрешимыми и заслоняют все остальное. В этих случаях хорошо побыть в лесу или парке, посмотреть на деревья, на то, как несет свои воды река. Стоит ощутить, что ты являешься частицей природы, попробовать взглянуть на свои проблемы со стороны, и трудности покажутся временными и вполне преодолимыми.
А как вы относитесь к природе? Замечаете ли в какие цвета окрашено все вокруг? Какой палитрой красок и бесконечной гаммой звуков владеет природа? Задумываетесь ли вы над тем, сколько миллионов лет прошло, прежде чем этот фантастически богатый ландшафт сформировался, и как легко можно уничтожить все вокруг всего за несколько десятилетий, если не остановить губительный процесс разрушения?
Свое отношение к природе вы можете оценить с помощью теста. Это отношение во многом зависит от того, насколько вы его осознаете. Конечно, предлагаемые вопросы охватывают не все стороны отношения к природе, и поэтому оценка будет не полной. Но полученные вами результаты, как и отдельные вопросы, помогут вам задуматься о природе и своих связях с ней.
1 конкурс: «Мое отношение к природе»
Напротив вопросов ставите «да» или «нет», или «по - разному»
№ по порядку | вопросы | да | нет | По - разному |
1 | Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? | 2 | 0 | 1 |
2 | Делите ли вы природные объекты на привлекательные (красивые) и непривлекательные (некрасивые)? | 0 | 2 | 1 |
3 | Всегда ли вы бережно относитесь к природе? | 2 | 0 | 1 |
4 | Заслуживают ли внимания окружающая вас природа и происходящие в ней явления? | 2 | 0 | 1 |
5 | Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? | 2 | 0 | 1 |
6 | Все ли в окружающей природе вас интересует? | 2 | 0 | 1 |
7 | Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? | 2 | 0 | 1 |
8 | Цените ли вы разнообразие в природе? | 1 | 2 | 0 |
9 | Влияет ли природа на ваше настроение? | 2 | 0 | 1 |
10 | Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты? | 1 | 0 | 2 |
11 | Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто – то наносит природе ущерб? | 2 | 0 | 1 |
12 | Любите ли вы читать описание природы в книгах? | 2 | 0 | 1 |
13 | Влияет ли окружающая среда на ваши мысли? | 2 | 0 | 1 |
14 | Влияет ли природа на ваше поведение? | 2 | 0 | 1 |
15 | Часто ли вы отдыхаете среди природы? | 1 | 2 | 0 |
16 | Приходилось ли вам вольно или невольно чем – то вредить природе? | 0 | 2 | 1 |
17 | Есть ли какие либо занятия, которые вы любите делать среди природы? | 2 | 0 | 1 |
18 | Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? | 0 | 2 | 1 |
19 | Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1 – 5 классах? | 2 | 0 | 1 |
20 | Или в более старшем возрасте? | 0 | 2 | 1 |
21 | Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах или фотографиях? | 2 | 0 | 1 |
22 | Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? | 2 | 0 | 1 |
23 | Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? | 2 | 0 | 1 |
24 | Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой – либо работы по уходу за окружающей средой? | 2 | 0 | 1 |
25 | Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? | 2 | 0 | 1 |
Рядом с ответами проставьте баллы и подсчитайте общее число баллов.
Менее 20 баллов: Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые даны в тесте.
От 21 до 29 баллов: Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а также и к окружающим вас людям станет осмысленным и активным.
От 30 до39 баллов: Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы свидетельствуют, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников – анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.
Свыше 40 баллов: Ваше отношение к природе недостаточно осмысленно. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои чувства, мысли, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренними и самокритичными по отношению к себе и своим действиям.
(Можно предложить выступить нескольким желающим с результатами самооценки).
2 конкурс: «Кроссворды».
Обмен кроссвордами на экологическую тему между командами. Кроссворды из 15 слов отгадываются в течение 10 минут.
Оценка: максимально 5 баллов по всем номинациям:
Оригинальность работы;
Правильность составления;
Оформление;
За каждое угаданное слово в кроссворде соперников присуждается по 0,5 балла.
Затем все суммируется и максимально можно заработать за весь конкурс 22,5 балла.
3 конкурс: «Быстрее и правильнее».
Мы с вами говорили о том, что экология связана с другими науками. Следующие конкурсы показывают взаимосвязь экологических знаний с химией.
В этом конкурсе каждая команда получает карточку с 15 вопросами. За 5 минут нужно написать ответы на вопросы в скобках.
Команда, сдавшая карточку первой получает 2 балла; второй – 1 балл; третьей – 0 баллов. За каждый правильный ответ по 0,5 балла.
Карточка № 1
1.Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой.
(………………)
2.Наука, изучающая воздействие окружающей среды на здоровье человека.
(………………..)
3. Явление повышения средней температуры у поверхности Земли, вследствие задержки теплового излучения Земли углекислым газом, содержащимся в атмосфере.
(………………..)
4.Первая фаза воздействия радиационных излучений на живые организмы.
(…………………)
5.Химические вещества, способствующие возникновению у живых организмов онкологических заболеваний.
(………………….)
6.Металл, соединения которого стали причиной смерти многих рабовладельцев в Древнем Риме. (…………………)
7.Название международного агентства по использованию и распространению атомной энергии.
(………………….)
8. Название группы источников энергии, к которым относится энергия приливов и отливов.
(…………………..)
9. Вещество, содержащееся в верхних слоях атмосферы Земли и защищающее живые организмы от воздействия жесткого УФ – излучения солнца.
(…………………..)
10.Местечко в Шотландии, в котором выпал один из самых сильных «кислых» дождей в мире.
(……………………)
11.Среда, соответствующая по кислотности лимонному соку.
(……………………)
12.Ученый, создавший в 1891 году первую в России лесозащитную полосу.
(……………………)
13.Минеральные удобрения, способствующие накоплению в почве радиоактивных элементов.
(……………………)
14.Химические вещества для борьбы с нежелательной (сорной) растительностью.
(……………………)
15.Вещества, используемые для отпугивания насекомых.
(……………………)
Карточка № 2:
1.Ученый, который впервые ввел термин «экология».
(…………………….)
2.Наука о воздействии различных географических факторов на здоровье человека.
(……………………..)
3.Пространство в верхних слоях атмосферы с пониженным содержанием озона над некоторыми участками земной поверхности.
(………………………)
4.Вторая фаза воздействия радиационных излучений на живые организмы.
(………………………)
5.Химические вещества, вызывающие генетические изменения (мутации) у живых организмов.
(……………………….)
6.Металл, соединения которого вызывают серьезные заболевания опорно – двигательного аппарата (костных тканей), например «штан – штан», зафиксированное в Японии.
(………………………)
7.Название группы источников энергии, к которым относится энергия Солнца.
(………………………)
8.Кто менее чувствителен к воздействию радиации: человек или инфузория – туфелька.
(……………………....)
9.Могут ли растения усвоить азот прямо из воздуха?
(………………………)
10.Среда, соответствующая по кислотности раствору стирального порошка или кальцинированной соды?
(……………………..)
11.Фотохимический туман.
(…………………….)
12.Химические вещества для борьбы с крысами.
(…………………….)
13.Минеральные удобрения, которые наиболее опасны для здоровья человека при накоплении их в пищевых продуктах.
(…………………….)
14.Процесс зарастания водорослями водоемов, «цветение воды».
(…………………….)
15.Химические вещества, выделяемые растениями и способные убивать болезнетворные организмы.
(…………………….)
Карточка № 3:
1.Страна, в которой был принят первый в истории закон об охране окружающей среды.
(……………………)
2.Наука, изучающая воздействие радиационных излучений на живые организмы.
(……………………)
3.Наука, изучающая возможность создания новых форм живого путем искусственного изменения генетического материала уже существующих организмов.
(…………………….)
4.Третья фаза воздействия радиационных излучений на живые организмы.
(……………………)
5.Химические вещества, вызывающие аллергические реакции у живых организмов.
(……………………)
6.Металл, первый признак отравления соединениями которого – появление сине – черной полосы на деснах.
(………………………..)
7.Система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды.
(……………………….)
8.Уровень по шкале МАГАТЭ, который присвоен катастрофе на Чернобыльской АЭС.
(………………………)
9.Естественный геологический процесс разрушения верхнего плодородного слоя Земли (почвы), приводящий к образованию оврагов, рытвин, балок и нередко усугубляемый хозяйственной деятельностью человека.
(………………………..)
10.Показатель кислотности различных сред.
(……………………….)
11.Явление, происходящее в природе, химизм которого выражается взаимодействием углекислого газа и воды, происходящий на свету в хлоропластах и сопровождающийся образованием крахмала и выделением кислорода.
(……………………….)
12.Среда, соответствующая слезе человека.
(……………………….)
13.Минеральные удобрения, способствующие попаданию в грунтовые воды избытков ионов хлора.
(………………………)
14.Химические вещества для борьбы с грибковыми заболеваниями растений.
(………………………)
15.Вещества, привлекающие вредных насекомых.
(……………………….)
Ответы к карточкам:
Карточка № 1
1Экология
2.Экологическая медицина
3.Парниковый эффект
4.Физическая
5.Канцерогены
6.Свинец
7.Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ
8.Нетрадиционные, или альтернативные
9.Озон
10.Питлохри
11.Кислая
12 В. В. Докучаев
13. Фосфорные
14. Гербициды
15. Репелленты
Карточка № 2
- Э. Геккель
- Медицинская география
- Озоновая дыра
- Химическая
- Мутагены
- Кадмий
- Нетрадиционные, или альтернативные
- Инфузория – туфелька
- Нет
- Щелочная
- Смог
- Ратициды
- Нитраты
- Эвтрофикация
- Фитонциды
Карточка № 3:
- Англия
- Радиология
- Генная инженерия
- Биологическая
- Аллергены
- Ртуть
- Экологический мониторинг
- Седьмой
- Эрозия
- Р Н
- Фотосинтез
- Нейтральная
- Калийные
- Фунгициды
- Аттрактанты
4 конкурс: «Грамотеи»:
Проводится параллельно 3 конкурсу.
Приглашаются по одному игроку из каждой команды, усаживаются отдельно и получают листочки с заданиями.
Задание: вписать пропущенные буквы.
…зон озон
П…ст…циды пестициды
Г…рб…циды гербициды
Ф…то…циды фитонциды
…м…г смог
…к…логия экология
Ф…т…синтез фотосинтез
К…у…ень…овые клубеньковые
Ант…о…оген…ые антропогенные
Б…оти…еские биотические
Ф…к…оры факторы
А…и…ти…еские абиотические
Э…оло…и…еские экологические
О…ти…ум оптимум
М…кси…ум максимум
За каждое правильно угаданное слово получают по 0,5 балла.
.
5 конкурс: «Блицтурнир».
В коробке 20 фишек с номерами вопросов. Каждая команда по очереди вытаскивает фишку с номером вопроса, слушает вопрос ведущего под этим номером и обсуждает 30 секунд. Правильный ответ приносит команде 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа передается другой команде.
Вопросы:
- В каком государстве и когда был принят первый в истории закон по охране окружающей среды? Какова его суть?
- . Общеизвестно, что регулирование дорожного движения – один из способов уменьшения вредного воздействия автомобилей на окружающую среду. А что появилось раньше: автомобиль или светофор? Где и когда это произошло?
- Название ряда химических веществ переводится на русский язык как «убивающие заразу». Что это за название? Для чего используют данные вещества?
- 10 апреля 1974 года в небольшом Шотландском городке Питлорхи произошло событие, вызванное неблагоприятным состоянием окружающей среды и вошедшее в историю мировой экологии как печальный пример последствий воздействия человека на природу. Название этого события.
- Почему для предупреждения инфекции верхних дыхательных путей рекомендуется больше употреблять в пищу лука, чеснока, пряностей.
- Прав ли с точки зрения экологии знаменитый литературный герой Дон Кихот Ламанчский из романа М. Сервантеса, боровшийся с ветряными мельницами?
- Утром 26 октября 1948 года город Донору (США, штат Пенсильвания) окутал густой туман. Из смеси тумана с дымом и копотью стала выпадать сажа, покрывающая дома, тротуары и мостовые. Видимость была настолько плохой, что жители с трудом находили дорогу домой. Врачей осаждали кашляющие и задыхающиеся люди, жаловавшиеся на нехватку воздуха для дыхания, насморк, резь в глазах, боль в горле…. Какое явление здесь описано? Что было его главной причиной?
- Почему листья деревьев, растущих в городе, нельзя сжигать в пору листопада?
- Выбросы какого вещества в атмосферу вызывают глобальное потепление климата на Земле (его вклад в этот процесс – наибольший) и в результате какого явления?
- Какие химические вещества образно называют смертью атмосферного озона?
- Почему этилированный бензин очень опасен для здоровья человека?
- Почему нельзя собирать грибы рядом с автострадами, железными дорогами и промышленными предприятиями?
- Как избавиться от повышенного содержания нитратов в различных овощах?
- Для чего используется шкала МАГАТЭ?
- Что такое радиофобия? Какое событие стало причиной распространения этого явления в последние годы?
- Что такое эвтрофикация? Какие вещества способствуют данному явлению?
- Почему житель Карелии, оказавшись в деловой или туристической поездке в США, в первые 2 – 3 дня чувствует себя очень некомфортно, неуверенно, ощущает постоянную сонливость, слабость?
- В США регулярно проводятся распродажи книг, одежды и различного имущества, которое уже не нужно их хозяевам. Какое значение имеют эти распродажи для экологии и экономики?
- Почему различные лечебные учреждения стремятся располагать в красивой природной обстановке. Подальше от городского шума и загрязнений?
- Почему в Австралии наиболее высока (по сравнению с другими странами) доля людей, заболевших раком кожи?
Ответы на вопросы:
- Этот закон короля Англии Эдуарда 4 о запрещении использования каменного угля для отопления домов в Лондоне во избежание загрязнения города продуктами сгорания угля. Закон был принят в 1273 году.
- Первым появился светофор. Это произошло в Лондоне в 1868 году.
- Это пестициды – химические средства защиты растений. Их применяют для борьбы с вредителями и возбудителями заболеваний растений.
- В этот день выпал один из самых «кислых» дождей в мире за всю историю метеорологических наблюдений. Его показатель кислотности (РН = 2,4) соответствовал показателю столового уксуса. Такой высокий уровень кислотности дождевой воды объяснялся массовыми выбросами газообразных отходов промышленных предприятий Шотландии в атмосферу.
- Лук, чеснок и пряности являются источниками фитонцидов – химических веществ естественного происхождения, убивающих болезнетворные микроорганизмы.
- Нет, поскольку ветроэнергетика представляет собой один из нетрадиционных (альтернативных) видов энергетики и является экологически безопасной, так как исключает возможность загрязнения окружающей среды продуктами сгорания топлива.
- Это фотохимический туман, или смог, причиной которого стало скопление в нижних слоях атмосферы вредных веществ, образующихся под действием солнечных лучей из капель природного тумана, выхлопных газов автомобилей и выбросов промышленных предприятий.
- Листья деревьев поглощают вредные вещества, появляющиеся в атмосферном воздухе в связи с работой автомобильных двигателей и промышленных предприятий.
- Углекислый газ – в результате «парникового эффекта» («оранжерейного»).
- Фреоны – фторхлоруглеводороды, а также диоксид азота.
- Этот бензин содержит специальные добавки – органические соединения свинца, при сгорании которых атомы свинца попадают в окружающую среду. Свинец – один из тяжелых металлов, вызывающих серьезные заболевания у человека, прежде всего заболевания нервной и кровеносной систем.
- Грибы способны очень легко накапливать в себе вредные вещества, которых особенно много в воздухе и почве рядом с железными, автомобильными дорогами и промышленными предприятиями. Употребление таких грибов в пищу неизбежно приведет к сильнейшим отравлениям, возможно даже со смертельным исходом.
- У корнеплодов нужно срезать верхнюю часть, прилегающую к ботве; картофель перед приготовлением лучше вымочить предварительно некоторое время в холодной воде, потом эту воду слить и варить уже картофель в чистой воде; у капусты не следует употреблять в пищу кочерыжку; овощи рекомендуется подвергать тепловой обработке, а также маринованию, солению, квашению.
- Шкала МАГАТЭ используется для оценки серьезности происшествий, аварий, катастроф на АЭС: первый уровень – незначительные происшествия; седьмой (высший) уровень – глобальные катастрофы (к этому уровню отнесена катастрофа на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.
- Радиофобия – это страх людей перед радиацией, возможными авариями на АЭС. Причина распространения радиофобии – катастрофа на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.
16Эвтрофикация – процесс повышения биологической продуктивности водоемов, зарастания их сине – зелеными водорослями («цветения» воды). Причина этого явления – попадание в водоемы с полей избытка азотных и фосфорных удобрений.
17.Произошла резкая смена часовых поясов, что привело к сбою биоритмов человека. Для их восстановления требуется примерно 2 – 3 дня.
18.Экономическое значение: распродажа позволяет уменьшить использование невозобновляемых природных ресурсов. Потребляемых при производстве данных товаров.
Экологическое значение: предупреждается возможное загрязнение окружающей среды вследствие выброса ненужных вещей на свалку.
19.Чистый воздух, отсутствие сильных шумов и благоприятный природный ландшафт оказывают дополнительное лечебно – оздоровительное воздействие на пациентов этих учреждений, ускоряют их выздоровление.
20. Австралия располагается очень близко к «озоновой дыре», образующейся в верхних слоях атмосферы, и представляет собой пространство с пониженным (по сравнению с нормальным) содержанием озона. Это вызывает усиленное воздействие УФ – излучения на кожу человека, поскольку озон препятствует попаданию жесткого УФ – излучения в нижние слои атмосферы, и приводит к повышенному риску возникновения рака кожи.
6 конкурс : «Экологический бумеранг, или поиски трех аргументов».
Практически ежегодно через средства массовой информации на нас обрушиваются предупреждения о неминуемых, если уже не происходящих, экологических бедствиях. Каждый день на планете исчезают десятки видов живых организмов. Многие из нас уже почувствовали и твердо усвоили, что жизненно необходимые нам воздух, вода, продукты питания загрязнены и становятся причиной многих болезней.
Мы перестали радостно подставлять лица теплому летнему дождю, потому что все чаще стали выпадать кислотные дожди. В летнюю жару нас встречают на водоемах знаки: «Купаться запрещено!» или «Опасно для здоровья!» Открывая окна в квартирах или рабочих помещениях, чтобы проветрить их, вдохнуть «свежего» воздуха, мы получаем как раз обратное.
В 1968 году Земля впервые была сфотографирована с поверхности Луны. Эти снимки яснее, чем когда – либо ранее, продемонстрировали, что Земля – это шар, движущийся в пустынном Космосе. Она напоминает космический корабль в бесконечном путешествии. У него нет базы, на которую можно вернуться для ремонта, чтобы пополнить запасы и избавиться от отходов.
Человек, являясь членом экипажа этого корабля, стал причиной возникающих на его борту проблем. В частности, быстрый рост численности населения создает тяжелую нагрузку на все системы и одновременно снижает их продуктивность из – за загрязнения и переэксплуатации. В результате неконтролируемого развития экономики, несовершенных технологий, природных и антропогенных аварий катастроф возникает экологическая опасность – угроза разрушения среды обитания человека и связанных с ним живых организмов. Следствием этого является нарушение способностиживых организмов и систем приспосабливаться к новым условиям существования и как результат этого – их гибель.
«Экологический бумеранг» - это экологические затруднения, вызываемые нарушением законов, принципов и правил природопользования, игнорированием экологических затруднений в развитии общества.
Брошенный бумеранг возвращается к его владельцу в том же состоянии, не теряя своих качеств. Природа же утрачивает способность сохранять естественное равновесие в своих системах, способность к самоочищению и самовосстановлению. Тем самым ухудшаются условия существования самого человека – бумеранг возвращается и поражает того, кто его запустил.
Любые явления, связанные с воздействием человека на природу и обратным влиянием природы на человека и его экономику, получили название « экологической проблемы».
«Экологическая проблема» - это отражение противоречий, возникающих в системе «общество – природа», на условиях жизни людей, социально – экономических, политических и других процессах. Сегодня она должна быть проблемой номер один.
Задание:
Итак, представьте себя специалистами в области изучения и охраны природы, окружающей среды. Ваша задача в течение 5 минут сформулировать три наиболее важных, на ваш взгляд, аргумента, которые должны убедить человечество в том, что экологическая проблема стала проблемой номер один и ее необходимо как можно скорее решать.
Аргумент – от латинского «аргументум» - суждение, или совокупность суждений, приводимое в подтверждение истинности других суждений, концепций, теорий.
Высказанные аргументы записываются на доске. Они могут повторяться. Затем проводится обсуждение.
7 конкурс: «За чистоту родного края, или что могут сделать несколько человек».
Получив уже какие – то знания по экологии вы можете как - то повлиять на экологическую ситуацию или изменить свой образ жизни.
Очень важно, чтобы вы, знающие об экологической проблеме больше, чем многие окружающие вас люди, могли поделиться своими знаниями.
Люди слушают не только ушами, они могут также слушать и сердцем. Конечно, хорошо, когда они знают о том, что гибнут растения и животные, разрушаются памятники архитектуры, но еще важнее, если они понимают, что с этим необходимо бороться, и хотят внести свой вклад в охрану окружающей среды.
Ведь очень часто даже руководители предприятий, представители общественности не всегда понимают важность экологических проблем.
Задание:
Сейчас вы должны представить творческие задания:
- Обращение к руководителям предприятий, общественных организаций, мэру, президенту, правительству и т. д.
- Заметку в газету, текст выступления на радио, телевидение.
- Сценку на экологическую тему.
В выполнении задания желательно использовать экологическую ситуацию района, города, поселка.
Жюри оценивает каждый этап по 5 – ти бальной системе.
Подведение итогов:
Жюри посчитывает общее число баллов в каждой команде.
Ведущий делает в это время заключение.
Заключение:
Итак, мы с вами выяснили, что современная экология – это универсальная, быстро развивающаяся, комплексная наука, имеющая практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология имеет связи с другими науками и со всеми сферами жизнедеятельности человека.
Экология – наука будущего, и, возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.
И вы можете сделать очень много для развития этой науки, для пропаганды экологических знаний. Первые ваши возможные шаги мы с вами сегодня и разобрали.
А закончить наше мероприятие я хочу отрывком из стихотворения 18 – летней Ирины Трофимовой «Всего одна Земля».
«Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
…Сейчас то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж Земля – обязана терпеть?
А сколько выбросов мы дарим ей –
Дымы заводов, грязь от теплоходов.
У нас прекрасная Земля Людей,
Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!»
У каждой команды листочки, где каждый выставляет оценку за участие в подготовке в уроке – игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Интеллектуальная игра по теме "Вселенная" 5 класс
Интеллектуальная игра по теме «Вселенная» проводится при изучении курса "Природоведение" в пятом классе на заключительном уроке. Мероприятие позволяет расширить...
Урок по истории России по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры «Своя игра»
Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10 классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры «Своя игра» и рассчитан на 1-2 ча...
урок "Интеллектуальная игра"
Урок проводится в игровой форме. Вопросы поставленны в виде тестов, заданий....
Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)
Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...
Открытый урок: "Интеллектуальная игра по химии и биологии"
Методическая разработка к открытому уроку "Интеллектуальная игра по химии и биологии". Материал используется во время проведения предметных недель в виде соревнований между командами групп 1...
Презентация к уроку "Интеллектуальная игра"
Проведение урока-игры (конкурсы, викторины") Интеллектальная игра "Все о музыке""...