рабочая программа по экологии
рабочая программа по экологии по теме

Разина Ольга Александровна

рабочая программа, календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie_po_ekologii.rar98.2 КБ

Предварительный просмотр:

     Содержание   тем   учебного   курса по экологии 5 класс

                                                                                    Введение (1 ч)

            Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (6 часов)

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды.

Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин».  Роль растений в жизни животных и человека. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.

                                                                   Как питаются живые организмы (5 часов)

Способы питания живых организмов. Цепи питания и  передача энергии. Трудовая деятельность человека. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Живые организмы зимой.

                                         Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы   (1 час)

Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.

                                                                           Многообразие живого мира  (11  часов)

Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы: растения, грибы, животные.

Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм - как среда обитания. Многообразие живых организмов.

    Жизнь в сообществах.  Экосистема (10 часов)

Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществах. Человек – часть природы. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды. Всё ли мы знаем о жизни на Земле. Наблюдение за расходом электроэнергии в школе.

Красота и гармония в природе.

Практические работы.  Определение отличий опыта от наблюдения.  Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров. Живые организмы зимой. Многообразие живых организмов. Красота и гармония в природе.

Экскурсии.  Жизнь живых организмов осень.  Подкармливание  птиц  зимой. Деревья и кустарники в природе.

Творческие работы.  Пищевые отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Цепь питания. Нитриты и нитраты. Регулирование потребностей людей.

Виды самостоятельной работы учащихся. Презентации. Роль растений в жизни животных и человека. Организм – как среда обитания. Способы защиты у растений и животных. Человек – часть природы. Современные проблемы охраны окружающей среды.

Доклад. Отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Цепи питания и  передача энергии. Органические и минеральные вещества. Регулирование потребностей людей.

Формы контроля.

Тестирование. Как и чем питаются живые организмы. Влияние живых организмов на окружающую среду. Условия, необходимые для поддержания жизнедеятельности. Жизнь в лесах, пустыне, водоёмах. воздухе, почве, на суше. Определение сигнальных и пищевых взаимоотношений. Влияние человека на природу.

Устный зачёт. Царства  живой  природы и их представители.

Устный опрос. На каждом уроке после нового материала проводится устный опрос в течение всего учебного года.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать:

- методы изучения природы (опыт, наблюдение, измерение;

- частицы, из которых состоят живые тела;

- основные факторы окружающей среды, которые оказывают влияние на жизнь живых организмов;

- классификацию живых организмов;

- понятия «природное сообщество», «экосистема»;

- антропогенные факторы;

Учащиеся должны уметь:

- вести наблюдательный дневник;

- правильно составлять разные пищевые цепи;

- определять, где и в каком овоще могут находиться нитриты и нитраты;

- отличать и определять царства живой природы;

- давать полную характеристику экосистеме;

Перечень учебно-методического обучения

Методические и учебные пособия: «Экологические сказки», рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя «Введение в экологию», «Саратовский край», «Среда нашего обитания», «Природа Саратовской области», «Экология: предметная неделя» и др. ;

Оборудования и приборы: поурочные таблицы, музыкальный центр, аудиозаписи, видеозаписи;

Дидактический материал: карточки, тесты, раздаточный материал;

Список (основной и дополнительной) литературы

Литература, использованная при подготовке программы:

«Естествознание»: учеб. для 5 кл. ОУ. Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Просвещение, 1996 г.

«Неживая природа»: эксперимент. учебное пособие для уч-ся среднего школьного возраста. М.: МИРОС, 2004 г.

«Основные биологические понятия и термины». М.: Просвещение, 2008 г.

Литература, рекомендованная для учащихся:

«Главное чудо света». М.: Педагогика, 1991 г.

«Птицы». Питер Холден. Астрель, 2001 г.

«Детям о природе. Экология в играх». Л.М. Потапова, 1998 г.

 Образовательные диски:

«Экология» . 2004 г. Дрофа.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2001 г.

Компьютерные презентации.

«Классическая музыка и звуки природы для детей».  2008 г.

Приложения  к программе

Списки тем докладов:

                                 Растения, выращенные в разных световых условиях.

                                      Осенние и зимние явления в природе.

                                      Звуковые сигналы у животных и их роль в поведении животных.

                                      Растения и животные родного края.

                                      Отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин».

                                      Цепи питания и  передача энергии.

                                      Органические и минеральные вещества.

                                      Регулирование потребностей людей.

Темы проектных работ:

Роль растений в жизни животных и человека.

Организм – как среда обитания.

Способы защиты у растений и животных.

Человек – часть природы.

Современные проблемы охраны окружающей среды.

 Темы  творческих работ:

 Движение живых организмов.

 Растения - основной источник органических веществ на Земле.

                                                          Учебно – тематическое    планирование

                                                                                     5     класс

Перечень разделов, тем

Количество часов

Дата

Форма проведения

Форма  контроля

разд

тема

план

факт

 Введение. Что тебя окружает.

5

Живая и неживая природа. Загадки природы. Экскурсия « Живая и неживая природа».

1

беседа, практикум

2.

Единство живой и неживой природы.

1

лекция

устный опрос

3

Изменяется ли окружающий нас мир?

1

рассказ

устный опрос

4

Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?

1

беседа

доклад

5

Могут ли живых организмах химические изменения?

1

рассказ

устный опрос

Явления природы. Многообразие природных явлений.

3

6

Все течет, все изменяется.

1

7

Химические явления в живой и неживой природе.

1

рассказ

устный опрос

8

Как узнать, что химическая реакция произошла? Как условия необходимы для реакции горения?

1

рассказ

зарисовка

9

Вещества, образуемые растениями. Подведем итоги.

1

рассказ

устный опрос

Физические явления в живой  и неживой природе.

3

10

Что необходимо знать, изучая физические явления Магнитные и электрические явления. Лабораторная работа № 1

1

практикум

Механическое движение в живой и неживой природе.

1

беседа

доклад

Световые явления в живой и неживой природе. Звуковые явления в живой и неживой природе. Подведем итоги.

1

беседа

тестирование

Биологические явления. Особенности живого организма.

12

Как идет жизнь на Земле.

1

Рассказ с использованием презинтации

устный опрос

13

Прибор ,открывающий невидимое. Лабораторная работа №2. Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа №3

1

Рассказ, прктикум

Работа по р/т

Особенности живого организма.

13

14

Как  размножаются живые организмы? Как размножаются животные? Как размножаются растения?

1

беседа

устный опрос

15

Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Подведем итоги.

1

рассказ,

проверка знаний

тестирование

16

Как живые организмы переносят неблагоприятные условия?

1

рассказ

устный опрос

17

Правда ли, что растения кормят всех даже хищников? Практическая работа. Подведем итоги

1

практикум

рабочая тетрадь, тестирование

Как питается растение ? Лабораторная работа  №4

1

Рассказ, практикум

Рабочая тетрадь

19

Только лист кормит растение? Лабораторная работа № 5     ( по выбору)

1

Беседа, практикум

устный опрос, рабочая тетрадь

20

Как питается паразит? Подведем итоги

1

рассказ

устный опрос,

тестирование

21

Нужны ли минеральные соли животным и человеку? Можно ли жить без воды?

1

рассказ

устный опрос

22

Можно ли жить не питаясь? Как можно добыть энергию для жизни? Практическая работа.

1

рассказ, практикум

устный опрос рабочая тетрадь

23

Зачем живые организмы запасают питательные вещества? Подведем итоги

1

рассказ

тестирование

24

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лабораторная работа №6

1

рассказ, практикум

рабочая тетрадь

25

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

1

рассказ

тестирование ,устный опрос

26

Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле

1

рассказ

устный опрос тестирование

Движение в сферах планеты Земля и в космосе.

6

27

Изменение облика Земли и живых организмов. Движение литосферы.

беседа

доклад

28

Движение атмосферы. Движение гидросферы.

беседа

доклад

29

Круговорот воды в природе. Взаимосвязь сфер Земли

рассказ

рабочая тетрадь

30

Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. Лабораторная работа №7

рассказ

практикум ,рабочая тетрадь

31

Подведем итоги

тестирование

32

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.

беседа

доклад

Освоение природы человеком.

1

33

Человек – часть природы. Влияние человека на биосферу. Задание на лето

беседа

устный опрос, рабочая тетрадь

34

Обобщение и повторение учебного материала

тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

рабочая программа "Занимательная экология"

Программа предназначена для педагогов  допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...