рабочая программа по экологии
рабочая программа по экологии по теме
рабочая программа, календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie_po_ekologii.rar | 98.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание тем учебного курса по экологии 5 класс
Введение (1 ч)
Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (6 часов)
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды.
Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Роль растений в жизни животных и человека. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.
Как питаются живые организмы (5 часов)
Способы питания живых организмов. Цепи питания и передача энергии. Трудовая деятельность человека. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Живые организмы зимой.
Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (1 час)
Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.
Многообразие живого мира (11 часов)
Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы: растения, грибы, животные.
Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм - как среда обитания. Многообразие живых организмов.
Жизнь в сообществах. Экосистема (10 часов)
Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществах. Человек – часть природы. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды. Всё ли мы знаем о жизни на Земле. Наблюдение за расходом электроэнергии в школе.
Красота и гармония в природе.
Практические работы. Определение отличий опыта от наблюдения. Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров. Живые организмы зимой. Многообразие живых организмов. Красота и гармония в природе.
Экскурсии. Жизнь живых организмов осень. Подкармливание птиц зимой. Деревья и кустарники в природе.
Творческие работы. Пищевые отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Цепь питания. Нитриты и нитраты. Регулирование потребностей людей.
Виды самостоятельной работы учащихся. Презентации. Роль растений в жизни животных и человека. Организм – как среда обитания. Способы защиты у растений и животных. Человек – часть природы. Современные проблемы охраны окружающей среды.
Доклад. Отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Цепи питания и передача энергии. Органические и минеральные вещества. Регулирование потребностей людей.
Формы контроля.
Тестирование. Как и чем питаются живые организмы. Влияние живых организмов на окружающую среду. Условия, необходимые для поддержания жизнедеятельности. Жизнь в лесах, пустыне, водоёмах. воздухе, почве, на суше. Определение сигнальных и пищевых взаимоотношений. Влияние человека на природу.
Устный зачёт. Царства живой природы и их представители.
Устный опрос. На каждом уроке после нового материала проводится устный опрос в течение всего учебного года.
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
- методы изучения природы (опыт, наблюдение, измерение;
- частицы, из которых состоят живые тела;
- основные факторы окружающей среды, которые оказывают влияние на жизнь живых организмов;
- классификацию живых организмов;
- понятия «природное сообщество», «экосистема»;
- антропогенные факторы;
Учащиеся должны уметь:
- вести наблюдательный дневник;
- правильно составлять разные пищевые цепи;
- определять, где и в каком овоще могут находиться нитриты и нитраты;
- отличать и определять царства живой природы;
- давать полную характеристику экосистеме;
Перечень учебно-методического обучения
Методические и учебные пособия: «Экологические сказки», рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя «Введение в экологию», «Саратовский край», «Среда нашего обитания», «Природа Саратовской области», «Экология: предметная неделя» и др. ;
Оборудования и приборы: поурочные таблицы, музыкальный центр, аудиозаписи, видеозаписи;
Дидактический материал: карточки, тесты, раздаточный материал;
Список (основной и дополнительной) литературы
Литература, использованная при подготовке программы:
«Естествознание»: учеб. для 5 кл. ОУ. Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Просвещение, 1996 г.
«Неживая природа»: эксперимент. учебное пособие для уч-ся среднего школьного возраста. М.: МИРОС, 2004 г.
«Основные биологические понятия и термины». М.: Просвещение, 2008 г.
Литература, рекомендованная для учащихся:
«Главное чудо света». М.: Педагогика, 1991 г.
«Птицы». Питер Холден. Астрель, 2001 г.
«Детям о природе. Экология в играх». Л.М. Потапова, 1998 г.
Образовательные диски:
«Экология» . 2004 г. Дрофа.
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2001 г.
Компьютерные презентации.
«Классическая музыка и звуки природы для детей». 2008 г.
Приложения к программе
Списки тем докладов:
Растения, выращенные в разных световых условиях.
Осенние и зимние явления в природе.
Звуковые сигналы у животных и их роль в поведении животных.
Растения и животные родного края.
Отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин».
Цепи питания и передача энергии.
Органические и минеральные вещества.
Регулирование потребностей людей.
Темы проектных работ:
Роль растений в жизни животных и человека.
Организм – как среда обитания.
Способы защиты у растений и животных.
Человек – часть природы.
Современные проблемы охраны окружающей среды.
Темы творческих работ:
Движение живых организмов.
Растения - основной источник органических веществ на Земле.
Учебно – тематическое планирование
5 класс
№ | Перечень разделов, тем | Количество часов | Дата | Форма проведения | Форма контроля | ||
разд | тема | план | факт | ||||
Введение. Что тебя окружает. | 5 | ||||||
Живая и неживая природа. Загадки природы. Экскурсия « Живая и неживая природа». | 1 | беседа, практикум | |||||
2. | Единство живой и неживой природы. | 1 | лекция | устный опрос | |||
3 | Изменяется ли окружающий нас мир? | 1 | рассказ | устный опрос | |||
4 | Могут ли в живых организмах происходить физические изменения? | 1 | беседа | доклад | |||
5 | Могут ли живых организмах химические изменения? | 1 | рассказ | устный опрос | |||
Явления природы. Многообразие природных явлений. | 3 | ||||||
6 | Все течет, все изменяется. | 1 | |||||
7 | Химические явления в живой и неживой природе. | 1 | рассказ | устный опрос | |||
8 | Как узнать, что химическая реакция произошла? Как условия необходимы для реакции горения? | 1 | рассказ | зарисовка | |||
9 | Вещества, образуемые растениями. Подведем итоги. | 1 | рассказ | устный опрос | |||
Физические явления в живой и неживой природе. | 3 | ||||||
10 | Что необходимо знать, изучая физические явления Магнитные и электрические явления. Лабораторная работа № 1 | 1 | практикум | ||||
Механическое движение в живой и неживой природе. | 1 | беседа | доклад | ||||
Световые явления в живой и неживой природе. Звуковые явления в живой и неживой природе. Подведем итоги. | 1 | беседа | тестирование | ||||
Биологические явления. Особенности живого организма. | |||||||
12 | Как идет жизнь на Земле. | 1 | Рассказ с использованием презинтации | устный опрос | |||
13 | Прибор ,открывающий невидимое. Лабораторная работа №2. Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа №3 | 1 | Рассказ, прктикум | Работа по р/т | |||
Особенности живого организма. | 13 | ||||||
14 | Как размножаются живые организмы? Как размножаются животные? Как размножаются растения? | 1 | беседа | устный опрос | |||
15 | Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Подведем итоги. | 1 | рассказ, проверка знаний | тестирование | |||
16 | Как живые организмы переносят неблагоприятные условия? | 1 | рассказ | устный опрос | |||
17 | Правда ли, что растения кормят всех даже хищников? Практическая работа. Подведем итоги | 1 | практикум | рабочая тетрадь, тестирование | |||
Как питается растение ? Лабораторная работа №4 | 1 | Рассказ, практикум | Рабочая тетрадь | ||||
19 | Только лист кормит растение? Лабораторная работа № 5 ( по выбору) | 1 | Беседа, практикум | устный опрос, рабочая тетрадь | |||
20 | Как питается паразит? Подведем итоги | 1 | рассказ | устный опрос, тестирование | |||
21 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? Можно ли жить без воды? | 1 | рассказ | устный опрос | |||
22 | Можно ли жить не питаясь? Как можно добыть энергию для жизни? Практическая работа. | 1 | рассказ, практикум | устный опрос рабочая тетрадь | |||
23 | Зачем живые организмы запасают питательные вещества? Подведем итоги | 1 | рассказ | тестирование | |||
24 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лабораторная работа №6 | 1 | рассказ, практикум | рабочая тетрадь | |||
25 | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду? | 1 | рассказ | тестирование ,устный опрос | |||
26 | Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле | 1 | рассказ | устный опрос тестирование | |||
Движение в сферах планеты Земля и в космосе. | 6 | ||||||
27 | Изменение облика Земли и живых организмов. Движение литосферы. | беседа | доклад | ||||
28 | Движение атмосферы. Движение гидросферы. | беседа | доклад | ||||
29 | Круговорот воды в природе. Взаимосвязь сфер Земли | рассказ | рабочая тетрадь | ||||
30 | Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. Лабораторная работа №7 | рассказ | практикум ,рабочая тетрадь | ||||
31 | Подведем итоги | тестирование | |||||
32 | Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики. | беседа | доклад | ||||
Освоение природы человеком. | 1 | ||||||
33 | Человек – часть природы. Влияние человека на биосферу. Задание на лето | беседа | устный опрос, рабочая тетрадь | ||||
34 | Обобщение и повторение учебного материала | тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
рабочая программа "Занимательная экология"
Программа предназначена для педагогов допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...