тематическое планирование экологического кружка
календарно-тематическое планирование по экологии (5 класс) по теме
Пояснительная записка.
Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.
Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.
Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации.
Программа рассчитана на 34 часа учебных занятий в 5 классах средней школы.
Цель программы: расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Задачи программы:
-формирование у детей биоцентрического мировоззрения, т.е. понимания неразрывности взаимосвязей в природе, а также степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде;
- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе, знакомство с жизнью соседей по планете - растений и животных;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
-овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
-формирование ответственного отношения к окружающему миру; нравственное развитие личности;
-воспитание понимания эстетической ценности природы;
-развитие любознательности и желания получать знания;
-раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
-воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_kruzhok_po_ekologii.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа экологического кружка
«Юный исследователь»
Учитель экологии Новичкова Анастасия Александровна
Пояснительная записка.
Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.
Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.
Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации.
Программа рассчитана на 34 часа учебных занятий в 5 классах средней школы.
Цель программы: расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Задачи программы:
-формирование у детей биоцентрического мировоззрения, т.е. понимания неразрывности взаимосвязей в природе, а также степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде;
- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе, знакомство с жизнью соседей по планете - растений и животных;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
-овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
-формирование ответственного отношения к окружающему миру; нравственное развитие личности;
-воспитание понимания эстетической ценности природы;
-развитие любознательности и желания получать знания;
-раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
-воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- что изучает экология, основные законы экологии;
- основные составляющие природы, взаимосвязь живой и неживой природы;
- взаимосвязь животных и растений друг с другом, с окружающей средой;
что такое пищевые цепочки;
- характеристику отношений между организмами: хищник – жертва, паразит - хозяин; конкуренция и соперничество; дружеские отношения;
- определение экосистемы, как создаются естественные и искусственные экосистемы;
- значение воздуха, почвы, воды на планете Земля, защита их от загрязнения, воздействие на здоровье человека;
- правила поведения в природе;
- какие опасности подстерегают человека в доме (пыль, моющие вещества, пластмасса, опасные игрушки), как украсить жилище человека;
- зависит ли здоровье человека от питания;
- чем занимается бионика;
- многообразие и распространение живых организмов, их приспособления и особенности, использование лекарственных растений,
- структуру Красной Книги, представителей живой природы, занесенных в красную книгу своей области;
- писателей – натуралистов и их работы.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать основные составляющие природы, компоненты пищевой цепи, взаимоотношения между организмами;
- сравнивать естественные и искусственные экосистемы;
- распознавать лекарственные растения, опасные вещества в окружении своего дома,
- описывать растения и животные, занесенные в красную книгу Нижегородской области;
- уметь составлять пищевые цепочки;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет;
- составлять краткие доклады, сообщения и презентации по интересующим темам, предоставлять их аудитории;
- грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
Тематический план.
Раздел 1. Введение. Природа – наш общий дом (3ч).
1. Организационное занятие (1ч).
2. Основы экологического образования (1ч).
3. Природа - наш общий дом (1ч).
Раздел 2. Отношения в природе (7ч).
4. Основные составляющие природы (1ч).
5. Пищевые связи (1ч).
6. Мир полон хищников (1ч).
7. И на хищника управа есть (1ч).
8. Конкуренция и соперничество (1ч).
9. Дружба в природе (1ч).
10. Тайны живой природы (1ч).
Раздел 3. Экосистемы (11ч).
11. Как построить экосистему (2ч).
12. Воздух, значение его чистоты для живых организмов (1ч).
13. Царство почвы - уникальный мир природы (1ч).
14. Вода - чудо природы (1ч).
15. Вода и живые организмы (1ч).
16. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"(1ч).
17. Пресные воды - наше богатство (1ч).
18. Основные источники загрязнения водоемов (1ч).
19. Жизнь водных пространств и экология (1ч).
20. Приматы моря (1ч).
Раздел 4. Экология и человек (5ч).
21. Экологический рассказ. Диспут (1ч).
22. Экология в нашем доме (1ч).
23. Экомир моей семьи (1ч.)
24. Экология человека (1ч).
25. Экология и генетика (1ч).
Раздел 5. Занимательная биология (4ч).
26. Экология насекомых (1ч).
27. Бионика - наука о подражании живым существам (1ч).
28. Мир запахов у животных (1ч).
29. Растения лечат людей (1ч).
Раздел 6.Природа моей страны(4ч).
30. Природа моей страны (1ч).
31. Красная книга (1ч).
32. Экологический марафон (1ч).
33. Они любили свою Землю (1ч).
Учебно-тематический план
(34ч; 1ч в неделю)
№ п/п | Тема | Часы | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение. | 1 | 1 | - | |
I. | Природа – наш общий дом. | 3 | 1 | 2 |
II. | Отношения в природе. | 7 | 4 | 3 |
III. | Экосистемы. | 11 | 4 | 7 |
IV. | Экология и человек. | 5 | 2 | 3 |
V. | Занимательная биология. | 4 | 2 | 2 |
VI. | Природа моей страны. | 4 | 3 | 1 |
Итого. | 34 | 17 | 17 |
Содержание программы.
1. Организационное занятие (1ч).
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
2. Основы экологического образования (1ч).
Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.
3. Природа - наш общий дом (1ч).
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Экологическая игра «Мы природой дорожим".
Экскурсия в парк.
4. Основные составляющие природы (1ч).
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.
Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".
5. Пищевые связи(1ч).
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?
Размышления: "Почему погибла дубрава?"
Игра «Кто больше составит пищевых цепочек».
6. Мир полон хищников(1ч).
Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания.
Презентация - «Растения-хищники».
Самостоятельная работа:
1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.
2. Цикл питания.
3. Цепь питания с участием человека.
Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"
7. И на хищника управа есть(1ч).
Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.
Самостоятельная работа:
Как на вашем огороде защищаются сорняки?
8. Конкуренция и соперничество(1ч).
Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?
Самостоятельная работа:
1. Рассказ про злого волка и доброго.
2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?
3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?
Самостоятельная фантазия.
9. Дружба в природе (1ч).
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.
Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".
10. Тайны живой природы (1ч).
Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.
Работа с дополнительной литературой.
Составление кроссвордов по теме.
11. Как построить экосистему (2ч).
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.
Практическая работа: Давайте заведем аквариум.
12. Воздух, значение его чистоты для живых организмов (1ч).
Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.
Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"
13. Царство почвы - уникальный мир природы (1ч).
Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?
Составь рассказ по экологическому рисунку.
14. Вода - чудо природы(1ч).
Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?
Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.
15. Вода и живые организмы (1ч).
Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?
16. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"(1ч).
Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.
Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.
17. Пресные воды - наше богатство(1ч).
Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.
Составление рассказа по экологическому рисунку.
Экскурсия на очистительные сооружения.
18. Основные источники загрязнения водоемов(1ч).
Вода и производство. Проблемы, возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.
Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".
19. Жизнь водных пространств и экология(1ч).
Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.
20. Приматы моря (1ч).
Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.
Доклады, презентации
21. Экологический рассказ. Диспут (1ч).
Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.
22. Экология в нашем доме (2ч).
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.
23. Экомир моей семьи (1ч.)
Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.
Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище".
Составление панно, композиций. Выставка детских работ.
24. Экология человека (1ч).
Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?
Практическая работа: "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты опытов).
25. Экология и генетика (1ч).
Злые причуды природы. Хочу, добавлю, хочу, уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.
Экскурсия на выставку, в музей.
26. Экология насекомых (1ч).
Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках". «Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?
Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".
27. Бионика - наука о подражании живым существам (1ч).
Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?
28. Мир запахов у животных (1ч).
Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть.
29. Растения лечат людей (1ч.)
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
Игра: «Письма от больных сказочных героев. Помоги им!»
30. Природа моей страны (1ч).
Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга.
Работа с литературой по теме.
31. Красная книга (1ч).
Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.
Оформление стенда, презентации.
32. Экологический марафон (1ч).
Обобщающие занятия в конце учебного года. Викторины.
33. Они любили свою Землю(1ч).
Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.
Чтение рассказов о природе, животных. Их обсуждение.
Контроль и учет знаний и умений
Тема | Виды контроля |
Природа – наш общий дом. | Оформление отчетов по результатам экскурсий. Составление гербария, коллекций листьев, семян. |
Отношения в природе. | Составление экологической сказки. Размышления: "Почему погибла дубрава?" Игра «Кто больше составит пищевых цепочек». Самостоятельные работы. Необыкновенное в природе. Составление кроссвордов по теме. |
Экосистемы. | Составление рассказа по экологическому рисунку, правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д. Доклады, сообщения, презентации. |
Экология и человек. | Экологический рассказ. Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище". Составление панно, композиций. Выставка детских работ. |
Занимательная биология. | Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию". Игра: «Письма от больных сказочных героев. Помоги им!» |
Природа моей страны. | Тематические викторины. Проект «Красная книга Нижегородской области». Доклады, сообщения «Писатели – натуралисты». |
Итоговый контроль | Выставка «Этот загадочный мир» |
Методическое обеспечение программы:
- Составление гербария, коллекций листьев, семян.
- Составление осенних букетов, панно.
- Экскурсии в парк, на водоем, посещение выставки.
- Проведение нетрадиционных форм занятий.
- игровые занятия «Укрась свое жилище»,
- викторины «Вопрос - ответ»,
«Узнай по описанию».
-агитзанятие «Не засоряйте берега водоемов».
- Проектная деятельность.
«Растения, которые нас лечат».
«Красная книга Нижегородской области».
- Экологические сказки, рассказы.
- Составление кроссвордов.
«Растения - хищники».
«Отношения в природе».
- Сообщения, доклады, презентации.
«Круговорот воды в природе».
«Загрязнение атмосферы».
«Приматы моря».
- Самостоятельные работы.
- Практические занятия.
- Работа с дополнительной литературой.
- Необыкновенное в природе.
- Загадки, пословицы, поговорки о воде.
- Писатели – натуралисты
Список литературы.
Литература, используемая педагогом.
- Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 2001.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Метод. пособие. - Нижний Новгород, 2001
- Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
- Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Педметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2003.
- Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
- Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
- Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
- Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
- Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
- Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
- Смирнов А.В. Мир растений. – М.:Дрофа, 2003.
- Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
- Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Ушакова М.М. По страницам экологического календаря.- Н.Новгород, Экоцентр «Дронт», 2005.
- Экология России. Хрестоматия - М., 1995.
Литература, рекомендованная для чтения.
- Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
- Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
- Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992
- Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
- Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
- Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
- Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник ".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...
Тематическое планирование для кружка "Творческая мастерская".
В процессе изготовления поделок из разных материалов учащимся приходится самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления, отделки изделий, приходится ср...
Тематическое планирование к кружку ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ.
В процессе изготовления поделок из разных материалов учащимся приходится самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления, отделки изделий, приходится ср...
Рабочая программа и тематическое планирование экологического кружка "Эколог-исследователь"
Данная программа содержит пояснительную записку,пути экологизации школьного образования,цели и задачи программа и саму программу экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Экол...