Экология
календарно-тематическое планирование по экологии (10 класс) по теме
В силу того, что в настоящее время экологическое образование приобретает ведущую роль в решении проблемы выживания человечества на пороге третьего тысячелетия, факультативный курс «Экология» - актуален.
Данный курс способствует воспитанию экологической ответственности, как черте личности, так и мере свободы в условиях экологической необходимости, как единства научного, нравственного, эстетического отношений к среде обитания, к своему телесному и духовному здоровью.
Экология изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы.
Рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физики, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого - природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kologiya.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»
Артемовского городского округа
Принято на заседании методического объединения учителей ________________ Протокол № 3 от «02» сентября 2013 г. Руководитель методического объединения _____________ | Согласовано Зам. директора по УВР
Л.И. Сова «02» сентября 2013 г. | Утверждаю Директор МКОУ ВСОШ № 4 Л.В. Выдренок «03» сентября 2013 г. |
Рабочая программа
факультативного курса
по экологии
Составитель: учитель экологии
МКОУ ВСОШ № 4
Выдренок Любовь Васильевна
(ф.и.о.)
Артемовский городской округ
2013 – 2014 уч. год
Пояснительная записка
В силу того, что в настоящее время экологическое образование приобретает ведущую роль в решении проблемы выживания человечества на пороге третьего тысячелетия, факультативный курс «Экология» - актуален.
Данный курс способствует воспитанию экологической ответственности, как черте личности, так и мере свободы в условиях экологической необходимости, как единства научного, нравственного, эстетического отношений к среде обитания, к своему телесному и духовному здоровью.
Экология изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы.
Рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физики, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого - природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
Факультативный курс «Экология» рассчитан на 36 часов для учащихся 9 – 12 классов.
Учебно - тематический план
Названия разделов | Количество часов | ||
всего | теории | практики | |
Введение. | 1 | 1 | |
Общая экология. | 5 | 5 | |
Сообщества и популяции. | 5 | 4 | 1 |
Экосистемы. | 6 | 6 | |
Организм и среда обитания. | 6 | 5 | 1 |
Экология популяций. | 4 | 4 | |
Экологическое взаимодействие организмов. | 6 | 4 | 2 |
ВСЕГО: | 36 | 32 | 4 |
Учебно (календарно) – тематическое планирование | |||||||
Наименование раздела программы | Тема урока | К-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки (знать, уметь) | Вид контроля | Дата | |
10 –«в» | 12 –«в» | ||||||
Введение | Введение. | 1 | Повторение | ||||
Общая экология (5 часов) | Потенциальные возможности размножения организмов. | 1 | Уроки ознакомления с новым материалом материал | Знать: определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов), о типах взаимодействия организма, законы конкурентных отношений в природе, о месте человека в экосистеме Земли. Уметь: решать экологические задачи, объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах. | опрос | ||
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. | 1 | опрос | |||||
Основные пути приспособления | 1 | опрос | |||||
Основные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания. | 1 | опрос | |||||
Приспособление, формы организмов. | 1 | опрос | |||||
Сообщества и популяции (5 часов) | Типы взаимодействия организмов. | 1 | опрос | ||||
Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений. | 1 | опрос | |||||
Популяция. Демографическая структура популяций. | 1 | Комбинированный урок | сам-ая работа | ||||
Рост, численность, плодовитость | 1 | Уроки ознакомления с новым материалом материал | опрос | ||||
Биоценоз и его устойчивость. | 1 | опрос | |||||
Экосистемы (6 часов) | Закон организации экосистем. | 1 | опрос | ||||
Законы биологической продуктивности. | 1 | опрос | |||||
Агроценозы и агросистемы. | 1 | опрос | |||||
Саморазвитие экосистем – сукцессии. | 1 | опрос | |||||
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции. | 1 | опрос | |||||
Биосфера. Экология как научная основа природопользования. | 1 | опрос | |||||
Наименование раздела программы | Тема урока | К-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки (знать, уметь) | Вид контроля | Дата | |
10 –«в» | 10 –«в» | ||||||
Организм и среда обитания (6 часов) | Роль живых организмов в эволюции Земли. Средообразующая деятельность организмов. Виды воздействия на среду обитания. | 1 | Уроки ознакомления с новым материалом материал | Уметь: строить графики простейших экологических зависимостей; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности, определять уровень загрязнения воздуха и воды, охранять пресноводных рыб в период нереста. | опрос | ||
Экологические факторы и их виды. Важнейшие факторы определяющие условия существования организмов. | 1 | опрос | |||||
Экологические ресурсы. Их виды. Солнечное излучение как энергетический ресурс фотосинтеза. | 1 | опрос | |||||
Жнецы и охотники. Тепловой баланс организмов. Экто - и эндотермные организмы. | 1 | опрос | |||||
Связь энергетического бюджета и теплового баланса. Преимущество и недостатки различного способа | 1 | опрос | |||||
Экологическая ниша, мерность ниши. Различия между понятиями место обитания и экологической ниши. | 1 | Комбинированный урок | сам-ая работа | ||||
Экология популяций (7 часов) | Популяции как биологическая и | 1 | Уроки ознакомления с новым материалом материал | опрос | |||
Популяционное обилие и его показатели. Абсолютная и относительная численность. Плотность. Методы измерения обилия. | 1 | опрос | |||||
Рождаемость, её показатели, смертность. Факторы смертности. Кривые выживания и их типы. | 1 | опрос | |||||
Наименование раздела программы | Тема урока | К-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки (знать, уметь) | Вид контроля | Дата | |
10 –«в» | 10 –«в» | ||||||
Экология популяций | Возрастная структура популяций. Свойства популяций с различной возрастной структурой. | 1 | Уроки ознакомления с новым материалом материал | Уметь: строить графики простейших экологических зависимостей; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности, определять уровень загрязнения воздуха и воды, охранять пресноводных рыб в период нереста. | опрос | ||
Динамика популяций. Типы кривых роста численности популяций. Явление, лежащее в основе различных типах кривых роста. | 1 | опрос | |||||
Колебание численности популяций и их типы. Природа циклических изменений численности организмов. | 1 | опрос | |||||
Механизмы регуляций динамики популяций. | 1 | опрос | |||||
Экологическое взаимодействие организмов (6 часов) | Типы экологических взаимоотношений. | 1 | Уроки ознакомления с новым материалом материал | опрос | |||
Конкуренция, как один из нежнейших видов биотических взаимоотношений. | 1 | опрос | |||||
Факторы, оказывающие влияние на исход конкурентной борьбы. | 1 | Комбинированный урок | сам-ая работа | ||||
Хищничество. Взаимозависимость популяций хищника и его жертвы. | 1 | Уроки ознакомления с новым материалом материал | опрос | ||||
Динамика популяции хищника и ого жертвы. | 1 | опрос | |||||
Паразитизм. Значение паразитов в природе и жизни человека. | 1 | Комбинированный урок | сам-ая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология растений.Экология животных.
Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....
«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.
. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам предлагается проследить, как раскрывается эт...
Факультатив по экологии "Экология - наука выживания"
Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо...
Соревнование по экологии "Юный эколог"
Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...