разработка урока на тему "Сресс как негативный биосоциальный фактор" ( Экология 8 кл.)
методическая разработка по экологии (8 класс) по теме

Быкова Елена Викторовна

Эта разработка поможет объяснить значение и  влияние стресса на человека, найти способы решения данной проблемы. Здесь вся работа строится на взаимодействии учителя и учащихся, выявляются способности ребят мыслить, искать, анализировать и делать выводы. Прививаются умения и навыки работы в коллективе. Самое главное, что полученные знания ребята могут применить в  своей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему « Стресс как негативный биосоциальный фактор»

Цель: сформировать  представление о стрессе, его влиянии на организм человека, способах борьбы с ним.

Образовательная задача:  сформировать понятие стресса выявить причины стресса, его влияние на здоровье человека, рассмотреть способы защиты от стресса и научиться ими пользоваться.

Развивающая задача: развивать логическое мышление,  память, внимание, речь, познавательный интерес, творчество и самостоятельность учащихся.

Воспитательная задача: прививать  чувство коллективизма, заботу о своём здоровье.

Тип урока: новая тема

Методы: словесный ( рассказ, беседа), объяснительно- иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Форма урока:  урок-мультимедиа, проблемный урок, урок-практикум, комбинированный урок.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка задание «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»), мультимедийный  проектор, музыкальный центр с диском « Голоса природы», фото стрессовых ситуаций и релаксации, сообщение учащегося о статистике стресса, об истории вопроса, эпиграф Тютчева Ф.И.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Живя, умей все пережить,

печаль, и радость, и тревогу.

                                    Ф.И.Тютчев

1. Повторение изученного материала

Вступительное слово учителя:  На прошлом уроке мы рассматривали с вами проблему сна, который, как один из показателей здоровья, отражается на самочувствии человека.

Вопросы:

  1. Что такое сон? Назовите фазы сна.
  2. Какое значение он имеет для  здоровья человека и и какова его продолжительность?
  3. Что испытывает человек, если у него нарушен сон? В чём причина нарушения сна?
  4. Назовите правила гигиены сна.

Ожидаемые ответы:

  1. Сон – это периодически повторяющееся состояние покоя организма. Существует две фазы сна: медленный и быстрый сон. Медленный длится 70 % -75 % от общего сна, быстрый повторяется  5-6 раз в течение сна.
  2. Сон восстанавливает  силы и энергию организма. Новорождённые дети спят16-20 ч. В сутки, годовалые дети – около 14 ч., в 6-9 лет – 11-12 ч., 14-18 лет – 9-10 ч., взрослые спят 8-9 ч.
  3. Если нарушается сон, то днём наблюдается сонливость, вялость. Как следствие ухудшается память, внимание, скорость реакции, раздражительность. Всё это приводит к нервным срывам. Причинами нарушения сна являются поздние вечерние развлечения.
  4. Правила гигиены сна: спальное помещение должно проветриваться и иметь комфортную температуру - + 180 С.; Исключить шум, яркий свет, резкие запахи.

Вывод: Неумение человека справляться со своими проблемами может привести к стрессу. Это слово мы слышим часто по телевидению радиовещанию. А что же такое стресс?

II. Изучение нового материала (объявление темы урока)

Слово учителя: На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс,  стресс и стресс.

В последнее время понятие «стресс» приобрело большую популярность - недаром прошедший 20 век назвали веком стресса. Сегодня на дворе 21 век, но стресс, не признавая никаких границ, с легкостью шагнул в новое тысячелетие и продолжает укреплять свои позиции.

Каждый испытывал стресс, все говорят о нем, но мало кто задавался вопросом, так что же такое стресс?

Выступление учащегося:  По статистике, в США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% - почти каждый день.

  1. По данным американских ученых 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. Многие крупные корпорации тратят сотни миллионов долларов на медицинские пособия, вызванные стрессом. В итоге экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов долларов ежегодно.
  2.  Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости. Симптомы этого заболевания очень напоминают проявления СПИДа: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству
  3.  По данным ВЦИОМ (Всесоюзный центр исследования общественного мнения) россияне избавляются от стресса следующим образом:
  4.  Телевизор - 46%
  5.  Музыка - 43%
  6.  Алкоголь - 19%
  7.  Еда - 16%
  8.  Медикаменты - 15%
  9.  Спорт - 12%
  10. -Йога, медитация - 2%

  1.  40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза страдают от стрессов, что ежегодно обходится обществу в 19 млрд. долларов США.
  1. Многие жители стран "Большой Европы" страдают теми или иными последствиями стрессовых ситуаций. Например - 13% сетуют на постоянную головную боль, 17% - на мышечные боли, еще 30% испытывают неприятные ощущения и боли в области спины.
  2. В состоянии стресса постоянно находятся 70% россиян. Вследствие стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости (слабость, «песок» в глазах, головные боли, бессонница, раздражительность). Тройку лидеров по снятию стресса у россиян занимают телевизор, музыка и алкоголь. Если человек не находит эффективных способов снизить негативное влияние стресса, то возможны нервные срывы и депрессия. Существует угроза, что к 2020 году депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран. Посмотри видеоролик и если узнаешь в нем себя, сделай что ни будь…

Историческая справка.

Выступление учащегося: Само понятие "стресс" появилось сравнительно недавно – в 1936 году "с легкой руки" ученого, лауреата Нобелевской премии канадского врача и биолога  Ганса Селье.. Селье взял технический термин «стресс», означающий "напряжение", "нажим", "давление", из науки о сопротивлении материалов и употребил его по отношению к человеку. Точнее, сначала не к человеку, а к обыкновенным лабораторным крысам, с которыми он в то время экспериментировал.

Во время вскрытия крыс Селье обнаружил патологические нарушения в их внутренних органах. Когда Селье открывал клетки,  крысы нередко убегали и потом долго носились по всей лаборатории, спасаясь от своего мучителя. Проходило немало времени, прежде чем он ловил их и водворял на место. По мнению Селье, именно процесс бегства и поимки являлся причиной обнаруженных патологических изменений.

Слово учителя: Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование, сильное воздействие.

Стрессоры (слайд)

Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма

Физические

  1. Холод
  2. Жара
  3. Избыточное употребление лекарств
  4. Загрязнение окружающей среды
  5. Вредные привычки и т. д.

Психические

  1. Конфликтные ситуации
  2. Сильные физические нагрузки

 Фазы стресса (слайд)

а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности «призыв к оружию»

б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.

в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.

Селье считал, что составная часть нашей жизни – это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Валентин Катаев писал: «В истоках творчества гения ищите измену или неразделенную любовь». Однако же, если человек постоянно будет подвергаться стрессовым ситуациям, то фаза истощения будет велика, и это может привести к заболеваниям ( депрессии, неврозы, сильные мигрени,    проблемы с кишечником, типа изжоги, диареи, запора, повышение кровяного давления, быстрое биение сердца, потные ладони, головокружение, , холодные руки или ноги, одышка, и боли в груди )

 Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)

Практическая работа.( 5-6 мин)

 Тест: «Мой уровень стресса»

Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.

В последние месяцы ты:

  1. Писал контрольную в школе
  2. Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то
  3. Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще
  4. С тобой произошло что-то волнующее
  5. Чувствовал(а) печаль или одиночество
  6. Выступал(а) перед классом
  7. Встретился(лась) с новым человеком
  8. Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями
  9. Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях
  10. Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
  11. Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
  12. Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
  13. Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
  14. Помогал(а) в организации крупного мероприятия
  15. Чувствовал(а) замешательство

Сложи количество своих утвердительных ответов (да).

Шкала оценок:

от 0 до 5 – низкий уровень стресса;

от 6 до 10 – средний уровень стресса;

от 11 до 15 – высокий уровень стресса.

Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

Какие же способы борьбы со стрессом существуют?

– Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.( (5-6 минут)

а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы

б) защита вариантов решения (по 1 человек от команды. заслушивается защита учащихся от каждой группы)

А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые (слайд выводится на экран)

Способы борьбы со стрессом

  1. Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.
  2. Поддержка близких.
  3. Внешние источники сил (природа, музыка, книги).
  4. Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
  5. Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.
  6. Занимайся физкультурой и спортом.
  7. Правильно питайся, соблюдай режим дня.
  8. Радуйся жизни.
  9. Помни, мы сильны, когда верим в себя.
  10. Полноценный сон.
  11. Водные процедуры.
  12. Методы релаксации.

- А сейчас я предлагаю вам провести один из способов релаксации – чередующееся носовое дыхание ( звучит диск с голосами природы).

Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, правую зажимая пальцем. Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6. Вдыхайте правой ноздрёй и т. д. Повторить 2-3 раза.

III.Закрепление

Задание. На столе разложены фотографии со способами борьбы со стрессом и причинами стресса. Двое учащихся  определяют по фотографиям, где способы борьбы, а где причины стресса. Фотографии вывешиваются на доску в две колонки.

Одновременно остальные учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Что такое стресс? Кто создал это понятие и в каком году?
  2. Назовите  фазы развития стресса.
  3. Чем опасен стресс?

IY. Обобщение. Подведение итогов

– Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и научились бороться с ним. Эти умения вам пригодятся на протяжении всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье и не поддаться пагубным пристрастиям.

Задаётся домашнее задание: п. 25 и тетрадь выучить;  объявляются  и комментируются оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза"

Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала испольузуется презентация Microsoft Office PowerPoint....

Методическая разработка урока по теме «Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного взрыва».

Данная методическая разработка адресована преподавателям  Основ безопасности жизнедеятельности для обучающихся 1 курса учреждений среднего профессионального образования (для учащихся 10 класса)Пр...

Методическая разработка урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа." 6 класс

Данная разработка представлена в виде технологической карты урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа" . ...

Методическая разработка урока по экологии на тему: "ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА."

Описание открытого урока по экологии для студентов ГПОУ "КИТ"...

Особенности развития организма под действием биосоциальных факторов

Презентация " Особенности  развития  организма  под  действием биосоциальных  факторов" в помощь учителю при объяснении нового материала в 8 классе. Расширяет п...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....