"Природа-наш дом"
методическая разработка (экология, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
«ПРИРОДА – НАШ ДОМ»
Счастье – быть с природой, видеть её, говорить с ней.
Л. Н. Толстой
Ведущий. Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей: они глобальны
Сегодня мы побываем в гостях у природы, ответим на её вопросы, примем участие в различных конкурсах. Команды юных экологов уже набраны. Можно приступать к делу. Итак, я приглашаю команды померяться силами и поделиться знаниями.
Команды выходят и представляются.
Ведущий. Для начала я предлагаю командам придумать название и девиз. Время пошло! На обдумывание даётся три минуты.
«Визитная карточка» команд.
Конкурс «Эрудит»
Ведущий. А теперь переходим к основным конкурсам нашей программы. Начнём, пожалуй, с интеллектуального. Объявляю конкурс «Эрудит». Уважаемые игроки, вам предстоит ответить на вопросы викторины.
Вопросы первой команде:
- С какого года начала издаваться «Красная книга фактов»? (С 1966 года.)
- Когда начинают желтеть листья берёзы и липы? (В конце августа.)
- Самый крупный представитель фауны Сибири (лось и бурый медведь).
- Почему весной не бьют пушных зверей? (Звери линяют, к тому же весной у них рождается потомство.)
- Можно ли вырубать в лесу все дуплистые деревья? (Нет, так как в них гнездятся насекомоядные птицы и летучие мыши.)
- Название какого цветка, связано со звоном (колокольчик).
Вопросы второй команде:
- Дикий предок розы (шиповник).
- Почему, прежде чем развести костёр, необходимо снять с почвы дёрн? (Чтобы огонь не повредил корни травы.)
- В каком лесу наиболее влажная почва – в котором растёт брусника или в котором растёт черника? (Черника более влаголюбивая.)
- Что такое «Гринпис»? (Независимая международная общественная организация по охране окружающей среды.)
- Какие породы деревьев – хвойные или лиственные – наиболее распространены в наших лесах? (Хвойные.)
- Какой золотой цветок даёт белый пушок(одуванчик).
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Эколото»
Каждая команда получает конверт с одинаковым набором карточек. На карточках разных цветов записаны «половинки» народных пословиц и поговорок экологического содержания. Задача игроков – составить пословицы и поговорки. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее соберёт большее количество пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки:
- Враг природы тот … (кто лес не бережёт).
- Лес и вода … (родные брат и сестра).
- Много леса – не губи, мало леса … (береги, нет леса - посади).
- Без корня и … (трава не растёт).
- Без хозяина земля … (круглая сирота).
- Одно дерево погубил … (посади сорок).
- Подкорми птиц зимой … (они отплатят тебе добром летом).
- Рощи да леса … (родного края полоса).
- Где один грибок … (там целый венок).
- Посадившего дерево поблагодарят и внуки … (погубившего – проклянут и дети).
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Живое слово»
Задание первой команде – за десять секунд вспомнить как можно больше представителей фауны, названия которых начинаются на заданные буквы. Задание второй команде – за десять секунд вспомнить как можно больше представителей флоры, названия которых начинаются на заданные буквы.
Пример задания первой команде:
Ф – филин, фазан;
А – аист, акула;
У – уж, утконос;
Н – налим, норка;
А – антилопа, альбатрос.
Пример задания второй команде:
Ф – фиалка, физалис;
Л – ландыш, лилия;
О – ольха, омела;
Р – рогоз, роза;
А – акация, астра.
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Посади дерево»
Ведущий. Каждый человек должен за свою жизнь посадить хотя бы одно дерево. Как сажать деревья, надеюсь, вы знаете? Впрочем, сейчас мы это проверим в конкурсе «Посади дерево».
Ведущий выдаёт командам одинаковые комплекты карточек. Задание – разложить карточки в нужной последовательности.
Карточки:
- Выкопай яму такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли разместиться в ней свободно.
- Дерево подвязывают к колу шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подкладывают мягкую тряпочку.
- В дно ямы забивают кол длиной 1,5-2 метра.
- На дно ямы насыпают холмик земли. На нём расправляют корни дерева или кустарника. Часть растения, где корни переходят в стебель, засыпают землёй, затем её уплотняют.
- Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо поливают.
- Выбирают место для посадки.
Ответ: 6, 1, 3, 4, 2, 5.
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Спор деревьев»
На столе ведущего разложены карточки с названиями деревьев. Представители команд выбирают по одной карточке с названием дерева. Подумав одну минуту команда должна доказать, что именно это дерево нужней других.
Примеры:
1. Дуб:
- из древесины изготавливают паркет, мебель, бочки для пива и вина;
- из древесины получают хорошие дрова;
- из коры дуба получают дубильные вещества для выделки кож;
- жёлуди служат кормом для кабанов;
- листья используют для консервирования;
- дубовая кора используется в медицине;
- дуб – символ могущества и богатырства в народном творчестве.
2. Берёза:
- из берёзовой древесины получают хорошие дрова;
- древесина идёт на изготовление лыж, мебели;
- из древесины получают уголь;
- из древесины вырабатывают дёготь;
- берёзовые веники используют для бани;
- люди пьют берёзовый сок;
- листья, почки – хорошие лекарственные средства;
- из берёзы изготавливают различные поделки;
- берёза – символ России.
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Головоломка»
Команды получают карточки с одинаковыми головоломками. Задание – расшифровать головоломку. Какая команда справиться быстрее и правильнее?
Головоломка:
ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК,
ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК.
Ответ: «Кто землю лелеет, того земля жалеет». (Ключ: нужно читать каждую вторую букву.)
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Мусорбол»
Ведущий. Мы переходим к последнему конкурсу нашей программы - спортивному. Не секрет, что гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самый различный мусор: бутылки, обёртки, пакеты и многое другое. Мы мусорим даже тогда, когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо в урну бросить клочок бумаги. Кто точнее это сделает, тот и будет победителем этого конкурса. Итак, игра в «Мусорбол» начинается!
Проводится конкурс. Все игроки команд по очереди пытаются попасть клочком бумаги в урну.
Подведение итогов конкурсной программы. Награждение.
Ведущий. Спасибо вам за участие! Ещё раз напоминаю всем, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
(В. Шефнер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Науки о природе. Методы изучения природы
Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И их использования в практической деятельности....
Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)
Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии применяются несколько приёмов рисования: примакиван...
Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.
На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...
Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....
Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...