Элективный курс "Экология жилища"
рабочая программа по экологии (9 класс) по теме
Элективный курс "Экология жилища" предназначен для учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Добрыниховская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ
Добрыниховской СОШ
______ Е.А. Кораблева
01.09.2012 г
Рабочая программа «Экология жилища»
(элективный курс)
Составитель: Лопарева
Светлана Васильевна
Учитель экологии
2012 г.
Рабочая программа
элективного курса для учащихся 9 класса
«Экология жилища»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Экология жилища» составлена на основе авторской программы учителя биологии Ольховской Любови Анатольевны «Экология жилища», Издательский дом «1 сентября» в 2007 году, без изменений.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы.
Программа элективного курса « Экология жилища и быта» рассчитана на 17 часов и разработана для образовательной области « Естествознание», которая призвана расширить знания учащихся об основных законах природы и правилах оптимального взаимодействия человека и природы.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии, экологии, химии.
Программа предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам: биологии, экологии, химии – выявления и развития исследовательских способностей, подготовку учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Ведущие формы занятий – интерактивные занятия, применение компьютерных технологий, семинары, лабораторные и практические работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым темам.
Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Экология жилища»
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера, о значении физики в различных областях народного хозяйства, в быту, а также решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической физикой, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности. Прослеживается связь физики с биологией, географией, химией, экологией.
Т.е., с одной стороны показывает учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой стороны способствует устранению психологических барьеров, мешающих школьникам видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых проблем, которые ставит перед нами сама жизнь. Это – экология жилища и быта.
Жилище для человека является своеобразной экологической нишей, с которой он неразрывно связывает большую часть своей жизни. Ряд факторов всегда вызывает заболевания. К таким факторам относятся применение некоторых строительных материалов, электромагнитные излучения, различные шумы и т.д. Особенно чувствительны к опасному воздействию этих факторов школьники, организм которых еще не сформировался.
Известно, что отношение ребенка к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома. Именно такому знанию служит данный курс.
Цель курса:
- побудить учащихся к заботе о сохранение своего здоровья, здоровья своих близких, расширив представления учащихся об экологии своего жилища и быта;
- расширить знания учащихся об окружающем мире;
- удовлетворить интерес к явлениям и процессам;
- самоопределится в выборе направления дальнейшего образования.
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся об основных факторах, влияющих на здоровье человека в его жилище и быту.
2. Сформулировать у учащихся сознание необходимости.
А) заботится о своём здоровье;
Б) изучить вещества и явления окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы
их правильно применять.
3. Побудить учащихся экологическому просвещению населения.
4. Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с бытовыми приборами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности, решать экологические задачи.
5. Расширить кругозор учащихся.
6. Использовать и развивать межпредметную связь физики с химией, биологией , географией.
Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, мини – проекты.
Формы контроля.
- Анкетирование учащихся на начало и конец курса.
- Решение индивидуальной задачи: « Проблема в моем доме»
- Контроль выбора профиля обучения учащихся.
- Защита проектов « Экология нашего дома и быта»
- Запись в портфолио.
Образовательные результаты элективного курса фиксируются в портфолио ученика, в форме отзывов педагога или общественности о результатах выступлений участников курса, перед населением, учащимися, по результатам исследовательских мини – проектов, в форме отзыва самих участников элективного курса о собственном продвижение в процессе занятий. Оценки в бальной системе выставлять не рекомендуется.
Прогнозируемые результаты обучения:
- Формирование конкретных навыков, решения бытовых проблем на основе знания законов физики.
- Формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту.
- Преодоление самооценки « физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится»
- Повышение познавательного уровня к предмету на уроках.
- Увеличение количества учащихся выбирающих для профилизации предметы естественнонаучного цикла.
- Обобщить знания учащихся об основных факторах, влияющих на здоровье человека в его жилище.
- Выработать навыки экологически сообразного поведения учащихся в своем доме.
- Развивать умения учащихся к исследовательской деятельности, выполнению мини – проектов.
- Заботится о своем здоровье.
- Развивать у учащихся умения навыки обращения с бытовыми приборами.
- Решать экологические задачи.
Содержательная часть программы.
- Введение ( 2 часа)
Экология – наука о доме.
Значение для человека знаний по физике.
- Физический практикум.
Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы.
- Экология жилища и быта человека. (14 часов)
Радиоактивность стройматериалов.
Радиоактивные элементы. Радиация. Стройматериалы вулканического
происхождения. Опасное действие повышенной радиации на живые организмы. Контроль уровня радиации в помещениях.
- Родные стены.
Особенности различных строительных материалов, их влияние на здоровье жителей дома. Внутренняя отделка помещений, влияние материалов на здоровье членов семьи, качество строительных товаров.
- Электромагнитные волны.
Что такое электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн и их распространение. ЛЭП - линии электропередач.
- Электромагнитное излучение.
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Влияние их на организм. Излучение в квартире. Меры защиты от электромагнитного излучения. Степень вредного влияния сотовой связи. Телевизионная трубка. Микроволновая печь.
- Питьевая вода.
Рациональное использование пресной воды. Её запасы. Загрязнение пресной воды и её влияние не организм человека. Фильтры для очистки воды.
- Влажность воздуха. Роль и значение влажности.
Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Устройство и принцип работы психрометра. Измерение влажности воздуха. Значение влажности в жизни человека.
- Акустический фон.
Звук. Инфразвук. Ультразвук. Влияние инфразвука и ультразвука на организм человека. Шумовые загрязнения. Уменьшение акустического фона.
- Свет в доме.
Источники света. Глаз. Экологическое и безопасное освещение. Уровень освещенности.
- Работа по дому с точки зрения эколога.
Уборка помещений, пылевые загрязнения, мытье окон, работа бытовой техники, сбор и вынос мусора. Экологические опасные факторы и способы защиты от них. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
- Проведение имитационной игры.
Защита проектов: « Экологическое жилище будущего», « Безопасный быт», « Мой дом – моя крепость».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название тем курсов | Кол-во часов | Дата провед. | Скоррект.дата | Примеч |
1 | Экология – наука о доме | 1 | |||
2 | Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы | 1 | |||
3 | Радиоактивность стройматериалов. | 1 | |||
4 | Родные стены | 1 | |||
5 | Электромагнитные волны | 1 | |||
6 | Электромагнитное излучение | 1 | |||
7 | Излучение в квартире | 1 | |||
8 | Сотовый телефон | 1 | |||
9 | Питьевая вода | 1 | |||
10 | Влажность воздуха. Роль и значение влажности. | 1 | |||
11 | Свет в доме | 1 | |||
12 | Акустический фон | 1 | |||
13 | Решение задач с экологическим содержанием | 1 | |||
14 | Работа по дому | 1 | |||
15 | Работа по дому | 1 | |||
16 | Защита проектов по теме «Экология жилища» | 1 | |||
17 | Защита проектов по теме «Экология жилища» | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для ученика | Для учителя |
Дубров А.П. Экология жилища и здоровья человека. « Слово» - 2003. | Павлов А.П. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность – М.; Гемос, 2002. Аракелян М.К., Вайнштейн Л.И. |
Энциклопедия для детей. Экология, 2001. | Мертон Б. Физика с биологическим содержанием – М. Высшая истома, 1996 г. |
Алексеев С.В., Груздева Н.В.. Экологический практикум школьника. Учеб. Пособие, Самара: Корпорация « Федоров» . 2005. | Электробезопасность в жилых зданиях. – М.: Энергоатомиздат 1983. |
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 2000. | Енохович Н.И. Справочник по физике и технике.М.: « Просвещение «, 1985. |
Перышкин А.В. Факультатвный курс физики, М.,1980. | Алексеев С.В. « Практическая экология для всех» - СПО – 2005. |
Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика, - М., Просвещение 2005. | |
Перышкин А.В., Гутник, Физика, 2006. |
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания
ШМО естественно-математического цикла
от 27 августа 2012 № 1.
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР: ________ Киселева В.Н.
31 августа 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-77998-1358608901.jpg)
Занятие элективного курса "Социальная экология. Жилище как экосистема."
Неужели квартира тоже экосистема? Что такое "экологически чистая квартира"? Всё это мы рассмотрим на нашем занятии....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-346745-1391113707.jpg)
Урок ОБЖ 5 класс "Жилище человека, особенности жизнеобеспеченеия жилища"
Урок позволяет изучить опасные места в квартире (доме) и выстраивать варианты действий в той или иной ситуации. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-406365-1392632748.jpg)
элективный курс для 6 класса "Экология жилища"
Элективный курс способствует расширению представлений учащихся об экологии собственного дома. Учащиеся приобретают знания и умения в сфере выбора экологическисообразного быта, что является актуальным ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/03/picture-414309-1393828590.jpg)
Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища»
Данный урок рассчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развива...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/03/picture-414309-1393828590.jpg)
Самоанализ открытого урока ОБЖ в 5 классе Тема урока: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища».
Вашему вниманию предложен самоанализ открытого урока Основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе по теме: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища&raq...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/17/picture-1031842-1523982221.jpg)
Публикация проекта. Жилища народов мира. Жилища кочевников
Проект на тему: "Жилища народов мира. Жилища кочевников...