Рабочая программа по предмету "Экология", 8 класс
рабочая программа по экологии (8 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Экология» разработана на основе авторской программы «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс». Авторы: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. Содержит: пояснительную записку, планируемый результат обучения, контроль уровня обученности и календарно – тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол № ____от______2012г. МОУ «Средняя школа № 21»
руководитель ________/__________ от _______2012г. №_____
Согласована
зам. директора по УВР
___________ С.В. Кузьмич
«_____»___________ 2011г.
Рабочая программа
по предмету « Экология»
8 классы
Разработал: И.В.Лыкова
Ф.И.О. учителя
г. Каменск-Уральский
2012г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………….........стр. 3
Планируемый результат обучения………………………………стр. 6
Контроль уровня обученности…………………………………..стр.12
Календарно – тематическое планирование…………………….стр.16
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Экология» разработана на основе авторской программы «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс». Авторы: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина.
Цели изучения курса
- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;
- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Задачи курса:
- развитие экологического мышления учащихся;
- формирование экологической культуры и мировоззрения;
- изучение многообразия природы;
- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;
- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;
- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;
- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.
Место курса в учебном плане
Класс | Количество часов по учебному плану | Количество часов | ||
в неделю | за год | по программе учебного курса | в рабочей программе | |
8 А | 1 | 35 | 35 | 35 |
8 Б | 1 | 35 | 35 | 35 |
Программа курса написана в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта.
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье». Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.
Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.
В преподавании курса экологии человека используются следующие формы и методы урочной и внеурочной работы, направленные на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей: рассказ или лекция с элементами беседы, информационно-поисковая деятельность и самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, написание и защита рефератов, исследовательская деятельность – в виде создания проектов, выполнение практических, лабораторных и самостоятельных работ.
Сведения об учебно-методическом коплекте
Учебная программа:
«Экология человека. Культура здоровья. 8 класс». Авторы: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина.
Учебник:
Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2006. – 144с.: ил.
Рабочая тетрадь на печатной основе:
Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008.
Сроки реализации данной рабочей программы – 2011-2012 учебный год.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения дисциплины учащийся должен
знать:
- о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;
- влияние климатических факторов на здоровье;
- влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;
- последствия вредных привычек;
- факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;
- особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.
- причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- основные принципы лекарственной помощи;
- факторы здоровья и факторы риска болезни;
уметь:
- объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;
- приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;
- давать оценку диетам;
- перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- выполнения основных видов физических упражнений;
- применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;
- предупреждения переутомления;
- оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;
- уходе за больными.
Контроль уровня обученности
Количество самостоятельных, лабораторных, практических и контрольных работ
№ урока | Самостоятельная работа | Лабораторная работа | Практическая работа | Контрольная работа |
2 | Лабораторная работа № 1 «Оценка состояния физического здоровья». | |||
8 | Самостоятельная работа № 1 (тестирование по теме: «Окружающая среда и здоровье человека»). | |||
11 | Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» | |||
12 | Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку». | |||
13 | Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений» | |||
15 | Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка». | |||
17 | Самостоятельная работа № 2 (тестирование по теме: «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»). | |||
21 | Лабораторная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха» | |||
22 | Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений». | |||
27 | Самостоятельная работа № 3 (тестирование по теме: «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»). | |||
34 | Самостоятельная работа № 4 (тестирование по теме: «Репродуктивное здоровье»). | |||
35 | Разноуровневая контрольная работа по изученному курсу |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения дисциплины учащийся должен
знать:
- о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;
- влияние климатических факторов на здоровье;
- влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;
- последствия вредных привычек;
- факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;
- особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.
- причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- основные принципы лекарственной помощи;
- факторы здоровья и факторы риска болезни;
уметь:
- объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;
- приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;
- давать оценку диетам;
- перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- выполнения основных видов физических упражнений;
- применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;
- предупреждения переутомления;
- оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;
- уходе за больными.
Контроль уровня обученности
Критерии оценки по экологии
УСТНЫЙ ОТВЕТ | ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА | |
«5» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов | 91-100% | Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради. |
«4» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров. | 71-90% | Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради. |
«3» | При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя. | 50-70% | Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное. |
«2» | Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал. | Менее 50% | Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное. |
«1» | Отказ от ответа. | Отказ от выполнения теста. | Отказ от выполнения работы. |
Оценивание реферата и доклада по экологии
оценка | Оформление реферата, доклада | Содержание реферата, доклада | Речевое оформление | Грамотность |
«5» | 1. Титульный лист оформлен в соответствии с требованиями (приложение) 2. Наличие плана 3. В тексте имеются ссылки на авторство 4. Наличие списка использованной литературы в соответствии с правилами библиографии. | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Стройный по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей. 4. Объем реферата 10-12 листов | 1. Написан правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию. 2. В реферате допускается незначительная неточность в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: одна орфографическая. Или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка |
«4» | 1. Оформление в основном соответствует требованиям, но нарушен один из 4-х пунктов требований. | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы) 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли. | 1. Написан правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию. 2.достоверно: 2-3 неточности в содержании, не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические, или 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки |
«3»
| 1. Оформление не соответствует выше перечисленным требованиям. | 1. В главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему. 2. допущены отклонения от темы или имеются отдельные ошибки в изложении фактического материала. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. | 1. Стиль работы отличается единством, обнаруживается владение основами письменной речи. 2.Допускается: не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. |
Критерии оценивания презентаций учащихся по экологии
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Содержание | Работа полностью завершена | Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы | Не все важнейшие компоненты работы выполнены | Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя |
Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов | Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются | Работа демонстрирует понимание, но неполное | Работа демонстрирует минимальное понимание | |
Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика | Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно. | Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно. | Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов | |
Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии) | Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы | Ученик иногда предлагает свою интерпретацию | Интерпретация ограничена или беспочвенна | |
Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс | Почти везде выбирается более эффективный процесс | Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса | Ученик может работать только под руководством учителя | |
Дизайн | Дизайн логичен и очевиден | Дизайн есть | Дизайн случайный | Дизайн не ясен |
Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание. | Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. | Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию. | Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него. | |
Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается) | Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем. | Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию | Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым | |
Графика | Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание | Графика соответствует содержанию | Графика мало соответствует содержанию | Графика не соответствует содержанию |
Грамотность | Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических | Минимальное количество ошибок | Есть ошибки, мешающие восприятию | Много ошибок, делающих материал трудночитаемым |
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п / дата | Тема урока (количество часов), форма урока | Содержание тем учебного курса | Требования к уровню подготовки учащихся | Учебно-методическое обеспечение |
1. | Что изучает экология человека (1) УФНЗ | Разделы экологии человека (биологическая, социальная, прикладная). Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные (социальные, физические, химические, биологические). | знать: предмет изучения экологии человека; разделы экологии человека; понятие «экологические факторы»; классификацию экологических факторов; какие экологические факторы воздействуют на организм человека; уметь: приводить примеры различных экологических факторов. | Схемы «Структура экологии человека», «Экологические факторы». |
2. | Здоровье и образ жизни (1) Лаборатор-ная работа № 1 «Оценка состояния физического здоровья». | Природная и социальная среда. Здоровье (физическое, психическое, социальное). Образ жизни. Режим дня. Лабораторная работа № 1 «Оценка состояния физического здоровья». * Влияние природно-климатических условий на разные группы населения. Климатические курорты нашей страны (или региона). | знать: понятия «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека; уметь: объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; вести наблюдения и делать выводы. | Секундомер. Дополнительная литература. |
3. | История развития представлений о здоровом образе жизни(1) КУ | Отношение к здоровому образу жизни на разных этапах развития человеческого общества (от первобытного человека до наших дней). Изменения взглядов на здоровый образ жизни. * История возникновения экологических проблем нашего региона. | знать: историю развития представлений о здоровом образе жизни; уметь: объяснять изменения взглядов на здоровый образ жизни. | Таблицы, рисунки «Здоровый образ жизни». Дополнительная литература. |
4. | Из истории развития взаимоотно-шений человека с природой(1) КУ | Этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой. Экологическая катастрофа. | знать: понятия «загрязнение», «экологическая катастрофа»; этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой; уметь: характеризовать этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой. | Таблицы, рисунки «Загрязнение окружающей среды», «Экологическая катастрофа». |
5. | Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях(1) КУ | Антропология. Этнография. Расы человека: негроидная, европейская, монголоидная. Типы телосложения: арктический, тропический, пустынный, высокогорный. | знать: предмет изучения антропологии и этнографии; расы человека; типы телосложения в зависимости от среды обитания; уметь: называть отличия человеческих рас, типов телосложения; доказывать, что все представители человечества относятся к виду человек разумный. | Фотографии и рисунки представителей разных рас, различных типов телосложения. Презентация. |
6. | Влияние климатических факторов на здоровье(1) УФНЗ | Климат и здоровье. Погода и здоровье. Биометеорология. *Пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье. | знать: предмет изучения биометеорологии; воздействие климата и погоды на организм человека; уметь: объяснять какое влияние оказывает климат на здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для отдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их постоянного жительства. | Фотографии «Приспособления человека к сезонным изменениям». Дополнительная литература. |
7. | Экстремаль-ные факторы окружающей среды (1) КУ | Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. * Ионизирующая радиация и здоровье. Электромагнитные поля и здоровье. | знать: понятие «экстремальные факторы»; влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; уметь: объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок. | Фотографии и рисунки «Экстремальные факторы». Дополнительная литература. |
8. | Обобщающий урок по главе 1. Самостоя-тельная работа № 1 по теме: «Окружающая среда и здоровье человека». | Самостоятельная работа № 1 (тестирование по теме: «Окружающая среда и здоровье человека»). | знать: основные понятия темы «Окружающая среда и здоровье человека»: экологические факторы», «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня», «загрязнение», «экологическая катастрофа», «экстремальные факторы» уметь: отвечать на вопросы самостоятельной работы. | Таблицы, рисунки, фотографии к теме «Окружающая среда и здоровье человека». |
9. | Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия) (1) КУ | Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.
| знать: понятия «вредные привычки», «пагубные пристрастия», «эйфория», «наркогенные вещества»; классификацию наркогенных веществ; последствия вредных привычек; уметь: объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека. | Таблицы «Вредные привычки». Презентация |
10. | Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека (1) УФНЗ | Опорно-двигательная система: кости и мышцы. Факторы: наследственность, питание, физическая нагрузка, алкоголь, табакокурение. Гиподинамия у детей и взрослых. Активный образ жизни. * Гигиена спорта. | знать: вещества и элементы, входящие в состав костей; факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы; понятие «гиподинамия»; уметь: объяснять действие различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений. | Таблица «Опорно-двигательная система человека». Дополнительная литература. |
11. | Природные и антропоген-ные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Лаборатор-ная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови детей и взрослых. Климатогеографические факторы. Радиационное облучение. Курение, алкоголь, лекарственные препараты, влияющие на развитие плода. Гипоксия. Анемия. Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» | знать: факторы, влияющие на состав крови; понятия «гипоксия», «анемия»; уметь: объяснять причины изменения состава крови. | Таблица «Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови». |
12. | Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Лаборатор-ная работа № 3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку». | Система кровообращения. Ударный объем. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония. Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку». | знать: понятия «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония»; в чем заключается профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы уметь: приводить примеры факторов, влияющих на кровообращение; вести наблюдения и делать выводы. | Таблицы, рисунки с изображением системы кровообращения. Секундомер. |
13. | Правильное дыхание. Лаборатор-ная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений» | Горная болезнь. Канцерогены. Носовое дыхание. Правильное дыхание. Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений» | знать: причины возникновения горной болезни; какие факторы влияют на дыхание; значение носового дыхания; уметь: вести наблюдения и делать выводы. | Рисунки с изображением строения дыхательной системы Емкость, водный термометр, секундомер. |
14. | Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор (1) КУ | Питательные вещества. Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Вкусовые компоненты. Природные пищевые компоненты: растительные волокна, молочно-кислые бактерии, дрожжи. | знать: состав пищи; значение минеральных веществ для организма; уметь: объяснять роль белков, жиров, углеводов в организме; | Таблица «Состав пищи», рисунки, иллюстрирующие содержание питательных веществ и природных пищевых компонентов в продуктах питания. |
15. | Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Практичес-кая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка» | Вредные вещества: нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами: сальмонеллез, ботулизм. Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка». * Режим питания. | знать: пути поступления в пищу вредных веществ; некоторые заболевания, вызываемые болезнетворными организмами; уметь: объяснять, какой вред наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы; применять профилактику заболеваний, вызываемых болезнетворными организмами. | Таблицы, изображающие пути поступления в пищу вредных веществ. Упаковки от соков, молочных продуктов, этикетки крупяных и кондитерских изделий, консервов. Дополнительная литература. |
16. | Рациональное питание и культура здоровья(1) КУ | Рациональное питание. Культура питания. Диета. * Диета и здоровье. | знать: понятия «рациональное питание», «культура питания», «диета»; уметь: давать оценку диетам. | Рисунки «Культура питания». Дополнительная литература. Презентация |
17. | Самостоя-тельная работа № 2 по теме: «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем». | Самостоятельная работа № 2 (тестирование по теме: «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»). | знать: основные понятия темы «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»: «гиподинамия», «гипоксия», «анемия», «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония», «рациональное питание», «культура питания», «диета» уметь: отвечать на вопросы. | Таблицы, рисунки, фотографии к теме «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеваритель-ной систем». |
18. | Воздействие солнечных лучей на кожу(1) УФНЗ | Факторы, оказывающие влияние на кожу. Инфракрасные, видимые, ультрафиолетовые лучи. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. | знать: значение и строение кожи; последствия воздействия инфракрасных, видимых, ультрафиолетовых лучей на человека; правила пребывания на солнце; уметь: объяснять и применять правила пребывания на солнце. | Таблица «Воздействие солнечных лучей на кожу человека». Презентация |
19. | Температура окружающей среды и участие кожи в терморегу-ляции. Закаливание: средства и способы(1) УФНЗ | Теплоотдача: теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение, участие кровеносных сосудов. Закаливание. Солнечные ванны. Воздушные ванны. Водные процедуры. * Способы закаливания. | знать: процессы теплоотдачи, протекающие в организме человека; правила закаливания; средства и способы закаливания; уметь: применять правила закаливания. | Таблица «Средства и способы закаливания». Дополнительная литература. |
20. | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы(1) КУ | Утомление. Переутомление. | знать: строение и значение нервной системы; факторы, влияющие на развитие нервной системы плода, в подростковый период; понятие «утомление»; причины возникновения переутомления; уметь: предупреждать переутомление. | Рисунок «Чередование труда и отдыха». |
21. | Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия. Лаборатор-ная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха» | Фотоэпилепсия. Работа на компьютере. Звук. Шум. Укачивание. Вибрационная болезнь. Лабораторная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха» | знать: строение зрительного анализатора; факторы, вызывающие нарушение зрения; строение органа слуха и равновесия; понятия «звук», «шум», «вибрация»; влияние шума на организм человека; уметь: применять гигиенические рекомендации работы на компьютере; применять профилактику болезней движения. | Таблицы «Причины болезней движения», «Источники шума». Часы, линейка, магнитофон или плеер. |
22. | Стресс как негативный биосоциаль-ный фактор. Лаборатор-ная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений». | Стресс. Стадии стресса. Методы релаксации: простое расслабление мышц, метод медитативной релаксации, антистрессовая релаксация, чередующееся носовое дыхание. Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений». | знать: понятие «стресс»; стадии стресса; методы релаксации; уметь: применять методы релаксации. | Термометр для измерения температуры воздуха. |
23. | Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности (1) КУ | Темпераменты: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Стрессоустойчивость. | знать: типы темпераментов; уметь: объяснять проявление стрессоустойчивости в зависимости от типов высшей нервной деятельности. | Таблица «Типы темпераментов». |
24. | Биоритмы и причины их нарушения (1) КУ | Биоритмы. Основные группы биоритмов. Биологические часы. * Циркадные ритмы и здоровье. | знать: понятие «биоритмы», «биологические часы»; причины нарушений биоритмов; уметь: называть основные группы биоритмов. | Рисунок «Изменения функций и работоспособ-ности человека в течение суток». Дополнительная литература. |
25. | Гигиеничес-кий режим сна – составляющая здорового образа жизни (1) КУ | Сон. Значение фаз сна. Продолжительность сна. Гигиена сна. * Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к сну человека. | знать: значение фаз сна для организма; продолжительность сна в разные периоды жизни; правила гигиены сна; уметь: применять правила гигиены сна. | Таблица «Фазы сна». Дополнительная литература. Презентация |
26. | Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции(1) КУ | Щитовидная железа. Эпифиз. | знать: железы внутренней секреции, их функции; уметь: объяснять влияние эпифиза на организм человека. | Таблица «Железы внутренней секреции». |
27. | Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 3 «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы» | Самостоятельная работа № 3 (тестирование по теме: «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»). | знать: основные понятия темы «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»: «утомление», «звук», «шум», «вибрация», «стресс», «биоритмы», «биологические часы» уметь: отвечать на вопросы. | Таблицы, рисунки, фотографии к теме «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы» |
28. | Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциаль-ных факторов(1) УФНЗ | Половые железы. Половые гормоны. Период полового созревания. Вторичные половые признаки. | знать: строение женской и мужской репродуктивной системы; функции половых желез в организме; чем характеризуется период полового созревания; уметь: называть факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте. | Таблицы, демонстрирующие строение женской и мужской репродуктивной системы; презентация |
29. | Проблемы взросления и культура здоровья(1) УФНЗ | Половая жизнь. Беременность. Естественное и искусственное прерывание беременности. | знать: этапы развития организма человека; к каким возможным последствиям ведет ранняя половая жизнь; причины естественного прерывания беременности; уметь: объяснять отрицательные последствия искусственных абортов. | Таблицы, иллюстрирующие этапы развития организма человека. |
30. | Факторы риска внутриутроб-ного развития(1) КУ | Внутриутробное развитие. Факторы риска: физические, биологические, химические. *Внутриутробные инфекции. | знать: понятие «внутриутробное развитие»; факторы риска внутриутробного развития; уметь: приводить примеры факторов риска. | Схема, демонстрирующая классификацию факторов риска внутриутробного развития. Дополнительная литература.Презентация |
31. | Гендерные роли(1) КУ | Роль и место мужчины и женщины в обществе. *Социальные роли. | знать: роль и место мужчины и женщины в обществе; уметь: перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин. | Таблица «Гендерные роли». Дополнительная литература. |
32. | Биологичес-кие и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем(1) КУ | Сифилис. Гонорея. Хламидиоз. Трихомоноз. Герпес. СПИД. *Лечение и профилактика заболеваний, передающихся половым путем. | знать: способы заражения венерическими заболеваниями; какие действия необходимо предпринять при подозрении на возникновение венерических болезней; уметь: давать характеристику группам заболеваний, передающимся половым путем. | Таблица «Половая система человека». Дополнительная литература.Презентация |
33. | Ответствен-ное поведение как социальный фактор(1) УФНЗ | Ответственное поведение. *Виды социального поведения. | знать: чем опасны ранние сексуальные отношения; уметь: правильно вести себя в сложных ситуациях. | Дополнительная литература. |
34. | Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 «Репродуктивное здоровье». | Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 (тестирование по теме: «Репродуктивное здоровье»). | знать: основные понятия: «половые железы», «половые гормоны», «внутриутробное развитие»; уметь: отвечать на вопросы. | Таблица «Половая система человека». |
35. | Обобщающий урок по всему курсу «Экология человека». Разноуровневая контрольная работа | Обобщающий урок по всему курсу «Экология человека». | знать: основные понятия курса; уметь: письменно отвечать на вопросы | Таблицы, схемы, рисунки |
Система условных обозначений: * - маркировка содержания продвинутого уровня.
УФНЗ – урок формирования новых знаний. Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
- урок-лекция;
- урок-путешествие;
- урок-экспедиция;
- урок-исследование;
- урок-инсценировка;
- учебная конференция;
- урок-экскурсия;
- мультимедиа- урок;
- проблемный урок.
КУ – комбинированный урок (комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...