Рабочая программа по предмету "Экология", 8 класс
рабочая программа по экологии (8 класс) по теме

Лыкова Ирина Владимировна

Рабочая программа по предмету «Экология» разработана на основе авторской программы «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс». Авторы: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. Содержит: пояснительную  записку, планируемый результат обучения, контроль уровня обученности и  календарно – тематическое  планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_8_klass.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Рассмотрена                                                            Утверждена

на заседании ШМО                                        приказом директора

протокол № ____от______2012г.                        МОУ «Средняя школа № 21»

руководитель ________/__________                    от _______2012г. №_____

Согласована

зам. директора по УВР

___________ С.В. Кузьмич

«_____»___________ 2011г.

Рабочая программа

по предмету « Экология»

 8   классы                                                                                                                                              

Разработал:     И.В.Лыкова

                Ф.И.О. учителя

 

г. Каменск-Уральский

2012г.

Содержание

Пояснительная  записка…………………………………….........стр. 3

Планируемый результат обучения………………………………стр. 6

Контроль уровня обученности…………………………………..стр.12

Календарно – тематическое  планирование…………………….стр.16 

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Экология» разработана на основе авторской программы «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс». Авторы: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина.

Цели изучения курса

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи курса:  

- развитие экологического мышления учащихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения;

- изучение многообразия природы;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;

- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.

Место курса в учебном плане

        

  Класс

Количество  часов

по учебному плану

Количество часов

  в  неделю

за  год

по программе учебного курса

в рабочей программе

8 А

1

35

35

35

8 Б

1

35

35

35

Программа курса написана в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта.

Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье». Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки -  биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.

Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.

В преподавании курса экологии человека используются следующие формы и методы урочной и внеурочной работы, направленные на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей: рассказ или лекция с элементами беседы, информационно-поисковая деятельность и самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, написание и защита рефератов, исследовательская деятельность – в виде создания проектов, выполнение практических, лабораторных и самостоятельных работ.

Сведения об учебно-методическом коплекте

Учебная программа:

 «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс». Авторы: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина.

Учебник:

Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2006. – 144с.: ил.

Рабочая тетрадь на печатной основе:

Воронина Г.А.,  Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья:  8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008.

Сроки реализации данной рабочей  программы – 2011-2012 учебный год.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения дисциплины учащийся должен

знать:

  1. о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;
  2. влияние климатических факторов на здоровье;
  3. влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;
  4. последствия вредных привычек;
  5. факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;  
  6. особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.
  7. причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;
  8. правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
  9. основные принципы лекарственной помощи;
  10. факторы здоровья и факторы риска болезни;

уметь:

  1. объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;
  2. приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;
  3. давать оценку диетам;
  4. перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;
  5. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  6. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  7. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  8. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  9. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
  10. следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  1. выполнения основных видов физических упражнений;
  2. применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;
  3. предупреждения переутомления;
  4. оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;
  5.  уходе за больными.

Контроль уровня обученности

Количество самостоятельных, лабораторных, практических и контрольных работ

№ урока

Самостоятельная работа

Лабораторная работа

Практическая работа

Контрольная работа

2

Лабораторная работа № 1 «Оценка состояния физического здоровья».

8

Самостоятельная работа № 1 (тестирование по теме: «Окружающая среда и здоровье человека»).

11

Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

12

Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку».

13

Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

15

Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка».

17

Самостоятельная работа № 2 (тестирование  по теме: «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»).

21

Лабораторная работа 5 «Воздействие шума на остроту слуха»

22

Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений».

27

Самостоятельная работа № 3 (тестирование по теме: «Условия и способы правильного формирования кожи,  зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»).

34

Самостоятельная работа № 4 (тестирование по теме: «Репродуктивное здоровье»).

35

Разноуровневая контрольная работа по изученному курсу

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения дисциплины учащийся должен

знать:

  1. о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;
  2. влияние климатических факторов на здоровье;
  3. влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;
  4. последствия вредных привычек;
  5. факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;  
  6. особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.
  7. причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;
  8. правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
  9. основные принципы лекарственной помощи;
  10. факторы здоровья и факторы риска болезни;

уметь:

  1. объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;
  2. приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;
  3. давать оценку диетам;
  4. перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;
  5. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  6. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  7. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  8. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  9. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
  10. следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  1. выполнения основных видов физических упражнений;
  2. применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;
  3. предупреждения переутомления;
  4. оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;
  5.  уходе за больными.

Контроль уровня обученности

        Критерии оценки по экологии

УСТНЫЙ ОТВЕТ

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

91-100%

Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

«4»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

71-90%

Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный  результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

50-70%

Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

Менее 50%

Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

«1»

Отказ от ответа.

Отказ от выполнения теста.

Отказ от выполнения работы.

Оценивание реферата и доклада по экологии

 

оценка

Оформление реферата, доклада

Содержание реферата, доклада

Речевое оформление

Грамотность

«5»

1. Титульный лист оформлен в соответствии с требованиями (приложение)

2. Наличие плана

3. В тексте имеются ссылки на авторство

4. Наличие списка использованной литературы в соответствии с правилами библиографии.

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Стройный по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей.

4. Объем реферата 10-12 листов

1. Написан правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.

2. В реферате допускается незначительная неточность в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: одна орфографическая. Или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

«4»

1. Оформление в основном соответствует требованиям, но нарушен один из 4-х пунктов требований.

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.

1. Написан правильным литературным языком и стилистически  соответствует содержанию.

2.достоверно:

2-3 неточности в содержании, не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические, или 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, а также 2

грамматические ошибки

«3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Оформление не соответствует  выше перечисленным требованиям.

1. В главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему.

2. допущены отклонения от темы или имеются отдельные ошибки в изложении фактического материала.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

1. Стиль работы отличается единством, обнаруживается владение основами письменной речи.

2.Допускается: не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Критерии оценивания презентаций учащихся по экологии

 

Оценка

5

4

3

2

Содержание

   Работа полностью завершена 

   Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы

   Не все важнейшие компоненты работы выполнены

   Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя

   Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов 

   Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются

   Работа демонстрирует понимание, но неполное

   Работа демонстрирует минимальное понимание

   Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика

   Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.

   Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно. 

   Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов

   Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

   Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы

   Ученик иногда предлагает свою интерпретацию

   Интерпретация ограничена или беспочвенна

   Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс

   Почти везде выбирается более эффективный процесс

   Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса

   Ученик может работать только под руководством учителя

Дизайн

   Дизайн логичен и очевиден 

   Дизайн есть 

   Дизайн случайный

   Дизайн не ясен

   Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.

   Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. 

   Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

   Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.

   Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

   Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

   Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

   Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Графика

   Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание

   Графика соответствует содержанию

   Графика мало соответствует содержанию

   Графика не соответствует содержанию

Грамотность

   Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических

   Минимальное количество ошибок 

   Есть ошибки, мешающие восприятию

   Много ошибок, делающих материал трудночитаемым 

 

        Календарно-тематическое планирование

№ урока

п/п /

дата

Тема урока (количество часов), форма урока

Содержание тем учебного курса

Требования к уровню подготовки учащихся

Учебно-методическое обеспечение

1.

Что изучает экология человека (1)



УФНЗ

Разделы экологии человека (биологическая, социальная, прикладная). Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные (социальные, физические, химические, биологические).

знать: предмет изучения экологии человека; разделы экологии человека; понятие «экологические факторы»; классификацию экологических факторов; какие экологические факторы воздействуют на организм человека;

уметь: приводить примеры различных экологических факторов.

Схемы «Структура экологии человека», «Экологические факторы».

2.

Здоровье и образ жизни (1) Лаборатор-ная работа

№ 1 «Оценка состояния физического здоровья».

Природная и социальная среда. Здоровье (физическое, психическое, социальное). Образ жизни. Режим дня.

Лабораторная работа

№ 1 «Оценка состояния физического здоровья».

* Влияние природно-климатических условий на разные группы населения.

Климатические курорты нашей страны (или региона).

знать: понятия «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;

уметь: объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; вести наблюдения и делать выводы.

Секундомер.

Дополнительная литература.

3.

История развития представлений о здоровом образе жизни(1)


КУ

Отношение к здоровому образу жизни на разных этапах развития человеческого общества (от первобытного человека до наших дней). Изменения взглядов на здоровый образ жизни.

* История возникновения экологических проблем нашего региона.

знать: историю развития представлений о здоровом образе жизни;

уметь: объяснять изменения взглядов на здоровый образ жизни.

Таблицы, рисунки «Здоровый образ жизни».

Дополнительная литература.

4.

Из истории развития взаимоотно-шений человека с природой(1)




КУ

Этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой. Экологическая катастрофа.

знать: понятия «загрязнение», «экологическая катастрофа»; этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой;

уметь: характеризовать этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой.

Таблицы, рисунки «Загрязнение окружающей среды», «Экологическая катастрофа».

5.

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях(1)





КУ

Антропология. Этнография. Расы человека: негроидная, европейская, монголоидная. Типы телосложения: арктический, тропический, пустынный, высокогорный.

знать: предмет изучения антропологии и этнографии; расы человека; типы телосложения в зависимости от среды обитания;

уметь: называть отличия человеческих рас, типов телосложения; доказывать, что все представители человечества относятся к виду человек разумный.

Фотографии и рисунки представителей разных рас, различных типов телосложения.

Презентация.

6.

Влияние климатических факторов на здоровье(1)





УФНЗ

Климат и здоровье. Погода и здоровье. Биометеорология.

*Пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье.

знать: предмет изучения биометеорологии; воздействие климата и погоды на организм человека;

уметь: объяснять какое влияние оказывает климат на здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для отдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их постоянного жительства.

Фотографии «Приспособления человека к сезонным изменениям».

Дополнительная литература.

7.

Экстремаль-ные факторы окружающей среды (1)


КУ

Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

* Ионизирующая радиация и здоровье. Электромагнитные поля и здоровье.


знать: понятие «экстремальные факторы»; влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;

уметь: объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок.

Фотографии и рисунки «Экстремальные факторы».

Дополнительная литература.

8.

Обобщающий урок по главе 1. Самостоя-тельная работа № 1 по теме: «Окружающая среда и здоровье человека».

Самостоятельная работа № 1 (тестирование по теме: «Окружающая среда и здоровье человека»).

знать: основные понятия темы «Окружающая среда и здоровье человека»: экологические факторы», «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня», «загрязнение», «экологическая катастрофа», «экстремальные факторы»

уметь: отвечать на вопросы самостоятельной работы.

Таблицы, рисунки, фотографии к теме «Окружающая среда и здоровье человека».

9.

Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия) (1)




КУ

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

 

знать: понятия «вредные привычки», «пагубные пристрастия», «эйфория», «наркогенные вещества»; классификацию наркогенных веществ; последствия вредных привычек;

уметь: объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека.

Таблицы «Вредные привычки». Презентация

10.

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека (1)


УФНЗ

Опорно-двигательная система: кости и мышцы. Факторы: наследственность, питание, физическая нагрузка, алкоголь, табакокурение. Гиподинамия у детей и взрослых. Активный образ жизни.

* Гигиена спорта.

знать: вещества и элементы, входящие в состав костей; факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы; понятие «гиподинамия»;

уметь: объяснять действие различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений.

Таблица «Опорно-двигательная система человека».

Дополнительная литература.

11.

Природные и антропоген-ные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Лаборатор-ная работа

№ 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови детей и взрослых. Климатогеографические факторы. Радиационное облучение. Курение, алкоголь, лекарственные препараты, влияющие на развитие плода. Гипоксия. Анемия. Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

знать: факторы, влияющие на состав крови; понятия «гипоксия», «анемия»;

уметь: объяснять причины изменения состава крови.

Таблица «Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови».

12.

 Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Лаборатор-ная

 работа № 3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку».

Система кровообращения. Ударный объем. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония. Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку».

знать: понятия «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония»; в чем заключается профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы

уметь: приводить примеры факторов, влияющих на кровообращение; вести наблюдения и делать выводы.

Таблицы, рисунки с изображением системы кровообращения. Секундомер.

13.

Правильное дыхание. Лаборатор-ная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

Горная болезнь. Канцерогены. Носовое дыхание. Правильное дыхание. Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

знать: причины возникновения горной болезни; какие факторы влияют на дыхание; значение носового дыхания;

уметь: вести наблюдения и делать выводы.

Рисунки с изображением строения дыхательной системы Емкость, водный термометр, секундомер.

14.

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор (1)

КУ

Питательные вещества. Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Вкусовые компоненты. Природные пищевые компоненты: растительные волокна, молочно-кислые бактерии, дрожжи.

знать: состав пищи; значение минеральных веществ для организма;

уметь: объяснять роль белков, жиров, углеводов в организме;

Таблица «Состав пищи», рисунки, иллюстрирующие содержание питательных веществ и природных пищевых компонентов в продуктах питания.

15.

Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Практичес-кая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка»

Вредные вещества: нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами: сальмонеллез, ботулизм. Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка».

* Режим питания.

знать: пути поступления в пищу вредных веществ; некоторые заболевания, вызываемые болезнетворными организмами;

уметь: объяснять, какой вред наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы; применять профилактику заболеваний, вызываемых болезнетворными организмами.

Таблицы, изображающие пути поступления в пищу вредных веществ.

Упаковки от соков, молочных продуктов, этикетки крупяных и кондитерских изделий, консервов.

Дополнительная литература.

16.

Рациональное питание и культура здоровья(1)


КУ

Рациональное питание. Культура питания. Диета.

* Диета и здоровье.

знать: понятия «рациональное питание», «культура питания», «диета»;

уметь: давать оценку диетам.

Рисунки «Культура питания».

Дополнительная литература.

Презентация

17.

Самостоя-тельная работа № 2 по теме: «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем».

Самостоятельная работа № 2 (тестирование  по теме: «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»).

знать: основные понятия темы «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»: «гиподинамия», «гипоксия», «анемия», «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония», «рациональное питание», «культура питания», «диета»

уметь: отвечать на вопросы.

Таблицы, рисунки, фотографии к теме «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеваритель-ной систем».

18.

Воздействие солнечных лучей на кожу(1)



УФНЗ

Факторы, оказывающие влияние на кожу. Инфракрасные, видимые, ультрафиолетовые лучи. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце.

знать: значение и строение кожи; последствия воздействия инфракрасных, видимых, ультрафиолетовых лучей на человека; правила пребывания на солнце;

уметь: объяснять и применять правила пребывания на солнце.

Таблица «Воздействие солнечных лучей на кожу человека». Презентация

19.

Температура окружающей среды и участие кожи в терморегу-ляции. Закаливание: средства и способы(1)

УФНЗ

Теплоотдача: теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение, участие кровеносных сосудов. Закаливание. Солнечные ванны. Воздушные ванны. Водные процедуры.

* Способы закаливания.

знать: процессы теплоотдачи, протекающие в организме человека; правила закаливания; средства и способы закаливания;

уметь: применять правила закаливания.

Таблица «Средства и способы закаливания».

Дополнительная литература.

20.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы(1)


КУ

Утомление. Переутомление.

знать: строение и значение нервной системы; факторы, влияющие на развитие нервной системы плода, в подростковый период; понятие «утомление»; причины возникновения переутомления;

уметь: предупреждать переутомление.

Рисунок «Чередование труда и отдыха».

21.

Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия.  Лаборатор-ная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха»

Фотоэпилепсия. Работа на компьютере. Звук. Шум. Укачивание. Вибрационная болезнь. Лабораторная работа 5 «Воздействие шума на остроту слуха»

знать: строение зрительного анализатора; факторы, вызывающие нарушение зрения; строение органа слуха и равновесия; понятия «звук», «шум», «вибрация»; влияние шума на организм человека;

уметь: применять гигиенические рекомендации работы на компьютере; применять профилактику болезней движения.

Таблицы «Причины болезней движения», «Источники шума».

Часы, линейка, магнитофон или плеер.

22.

Стресс как негативный биосоциаль-ный фактор. Лаборатор-ная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений».

Стресс. Стадии стресса. Методы релаксации: простое расслабление мышц, метод медитативной релаксации, антистрессовая релаксация, чередующееся носовое дыхание. Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений».

знать: понятие «стресс»; стадии стресса; методы релаксации;

уметь: применять методы релаксации.

Термометр для измерения температуры воздуха.

23.

Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности (1)

КУ

Темпераменты: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Стрессоустойчивость.

знать: типы темпераментов;

уметь: объяснять проявление стрессоустойчивости в зависимости от типов высшей нервной деятельности.

Таблица «Типы темпераментов».

24.

Биоритмы и причины их нарушения

(1)



КУ

Биоритмы. Основные группы биоритмов. Биологические часы.

* Циркадные ритмы и здоровье.

знать: понятие «биоритмы», «биологические часы»; причины нарушений биоритмов;

уметь: называть основные группы биоритмов.

Рисунок «Изменения функций и работоспособ-ности человека в течение суток».

Дополнительная литература.

25.

Гигиеничес-кий режим сна – составляющая здорового образа жизни (1)

КУ

Сон. Значение фаз сна. Продолжительность сна. Гигиена сна.

* Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к сну человека.

знать: значение фаз сна для организма; продолжительность сна

в разные периоды жизни; правила гигиены сна;

уметь: применять правила гигиены сна.

Таблица «Фазы сна».

Дополнительная литература. Презентация

26.

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции(1)

КУ

Щитовидная железа. Эпифиз.

знать: железы внутренней секреции, их функции;

уметь: объяснять влияние эпифиза на организм человека.

Таблица «Железы внутренней секреции».

27.

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 3 «Условия и способы правильного формирования кожи,  зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»

Самостоятельная работа № 3 (тестирование по теме: «Условия и способы правильного формирования кожи,  зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»).

знать: основные понятия темы  «Условия и способы правильного формирования кожи,  зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»: «утомление», «звук», «шум», «вибрация», «стресс», «биоритмы», «биологические часы»

уметь: отвечать на вопросы.

Таблицы, рисунки, фотографии к теме «Условия и способы правильного формирования кожи,  зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»

28.

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциаль-ных факторов(1)



УФНЗ

Половые железы. Половые гормоны. Период полового созревания. Вторичные половые признаки.

знать: строение женской и мужской репродуктивной системы; функции половых желез в организме; чем характеризуется период полового созревания;

уметь: называть факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте.

Таблицы, демонстрирующие строение женской и мужской репродуктивной системы; презентация

29.

Проблемы взросления и культура здоровья(1)




УФНЗ

Половая жизнь. Беременность. Естественное и искусственное прерывание беременности.

знать: этапы развития организма человека; к каким возможным последствиям ведет ранняя половая жизнь; причины естественного прерывания беременности;

уметь: объяснять отрицательные последствия искусственных абортов.

Таблицы, иллюстрирующие этапы развития организма человека.

30.

Факторы риска внутриутроб-ного развития(1)


КУ

Внутриутробное развитие. Факторы риска: физические, биологические, химические.

*Внутриутробные инфекции.

знать: понятие «внутриутробное развитие»; факторы риска внутриутробного развития;

уметь: приводить примеры факторов риска.

Схема, демонстрирующая классификацию факторов риска внутриутробного развития.

Дополнительная литература.Презентация

31.

Гендерные роли(1)



КУ

Роль и место мужчины и женщины в обществе.

*Социальные роли.

знать: роль и место мужчины и женщины в обществе;

уметь: перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин.

Таблица «Гендерные роли».

Дополнительная литература.

32.

Биологичес-кие и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем(1)




КУ

Сифилис. Гонорея. Хламидиоз. Трихомоноз. Герпес. СПИД.

*Лечение и профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

знать: способы заражения венерическими заболеваниями; какие действия необходимо предпринять при подозрении на возникновение венерических болезней;

уметь: давать характеристику группам заболеваний, передающимся половым путем.

Таблица «Половая система человека».

Дополнительная литература.Презентация

33.

Ответствен-ное поведение как социальный фактор(1)

УФНЗ

Ответственное поведение.

*Виды социального поведения.

знать: чем опасны ранние сексуальные отношения;

уметь: правильно вести себя в сложных ситуациях.

Дополнительная литература.

34.

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 «Репродуктивное здоровье».

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 (тестирование по теме: «Репродуктивное здоровье»).

знать: основные понятия: «половые железы», «половые гормоны», «внутриутробное развитие»;

уметь: отвечать на вопросы.

Таблица «Половая система человека».

35.

Обобщающий урок по всему курсу «Экология человека». Разноуровневая контрольная работа

Обобщающий урок по всему курсу «Экология человека».

знать: основные понятия курса;

уметь: письменно отвечать на вопросы

Таблицы, схемы, рисунки

Система условных обозначений: * - маркировка содержания продвинутого уровня.

УФНЗ – урок формирования новых знаний. Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

  1. урок-лекция;
  2. урок-путешествие;
  3. урок-экспедиция;
  4. урок-исследование;
  5. урок-инсценировка;
  6. учебная конференция;
  7. урок-экскурсия;
  8. мультимедиа- урок;
  9. проблемный урок.

КУ – комбинированный урок (комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...