планирование работы экологического кружка.
элективный курс по экологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения экологической культуры. Удовлетворению общественной потребности в действенном экологическом воспитании школьников призвано служить и дополнительное образование. В связи с этим создана программа кружка «Юный эколог», цель которой – воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Программа предусматривает решение таких задач, как расширение экологических представлений школьников, их конкретизацию, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров; углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям школьников «первичный срез» экологии как науки; обеспечение широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Программа кружка рассчитана на 2 года обучения. Возраст воспитанников: 11-14 лет.
В программе кружка отражены взаимосвязи природы и человека, на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся знакомятся с различными природными системами, изучают их компоненты и особенности функционирования. Природные объекты (сообщество парка) рассматривается как часть среды, окружающей школьника и имеющей для него эстетическое, этическое, познавательное и практическое значение.
Каждый год обучения рассчитан на 72 часа (36 двухчасовых занятий). В неделю запланировано проведение одного занятия.
Для каждой темы указано количество часов, отведенных на изучение теоретического материала и практических занятий. На практические занятия отведено 44 часов, 8 часов – на экскурсии. В ходе работы кружка учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. Формы организации и методы работы предусмотрены разнообразные: теоретические занятия, практические работы с гербарными материалами, коллекциями, дополнительной литературой, экскурсии в природу.
В программе первого года обучения выделено четыре темы: «Введение», где учащиеся знакомятся с целями и задачами кружка, «Что такое экология», где дается понятие о науке и простейшая классификация экологических связей, «Экологическая система – ячейка биосферы», в которой рассматриваются понятия «биосфера» и «экологическая система», а также характеризуются экосистемы водоема, луга, леса, поля. В теме «Экология и люди» рассматривается положительное и отрицательное влияние человека на природу, последствия антропогенного фактора. Для каждой темы указано количество часов, отведенных на изучение теоретического материала и практических занятий. Практическая работа предусматривает проведение экскурсий, викторин, конкурсов рисунков, сочинений и стихов о природе, практических занятий с использованием гербарных материалов и коллекций. В конце учебного года проводится итоговое занятие по обобщению изученного материала на тему: «Я – житель планеты Земля».
В программе второго года обучения предусмотрено изучение пяти тем: «Введение», где учащиеся знакомятся с целями и задачами кружка; «Организмы и окружающая среда»; где раскрывается многообразие живых организмов и их связь с окружающей средой; «Факторы неживой природы», где дается характеристика факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, причины загрязнения воды, воздуха и почвы, мероприятия по их охране; «Факторы живой природы», где рассматриваются взаимоотношения между различными организмами. В теме «Организация природы» дается характеристика экологическим связям в живой природе, рассматриваются цепи питания, экологическая пирамида, круговорот веществ в природе. В заключительной теме «Человек и окружающая среда» уделено внимание современному состоянию окружающей среды, экологическим прогнозам.
Прогнозируемый результат
К концу первого года обучения учащиеся должны владеть начальными знаниями из области экологии, рядом экологических понятий, начальными навыками практической природоохранной деятельности.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ, охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.
В целом программа кружка позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надежные основы экологической ответственности школьников.
Первый год обучения
Тематический план кружка «Юный эколог»
(1- й год обучения)
№ п/п | Название темы | Количество часов, выделяемое на проведение | Общее количество часов | ||
теоретических занятий | экскурсий | практических занятий | |||
1. 2. 3. 4. | Введение Что такое экология Экологическая система – ячейка биосферы Экология и люди Итого: | 2 4 22 20 48 | - - 2 2 4 | - - 8 12 20 | 2 4 32 34 72 |
Введение (2 ч.)
Цели и задачи кружка « Юный эколог». Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.
Что такое экология (4 ч.)
Организм и окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Цели и задачи экологии.
Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.
Экологическая система – ячейка биосферы (32 ч.)
Биосфера – живая оболочка Земли. Оболочки Земли (воздушная, водная, каменная). Живые и неживые компоненты биосферы. Распространение живых организмов.
Экологическая система – ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.
Экосистема водоема. Растительный мир водоемов. Животные водоема.
Постепенное зарастание водоемов, его причины.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в создании и сохранении рельефа. Насекомые – опылители и растения – пример взаимовыгодного сотрудничества. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Значение лесных животных. Распространение семян и плодов растений. Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, выращиваемые на полях. Животные полей. Удобрения поля. Неспособность культурных растений в защите – массовое размножение сорняков и вредителей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
- Практические работы
1. Знакомство с растениями и животными экосистемы водоема с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.
2. Знакомство с растениями и животными экосистемы луга с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.
3. Знакомство с растениями и животными экосистемы леса с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.
4. Знакомство с растениями и животными экосистемы поля с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.
- Экскурсия №1
- Знакомство с разнообразием экосистем родного края.
Экология и люди (34 ч.)
Природа – единое целое. Нарушение взаимосвязей в природе и последствия этих нарушений.
Природа человеку: многогранная значимость природы для человека. Человек природе: позитивная и негативная деятельность человека в природе. Правила поведения в природе. Правовые нормы охраны природы. Жизнь и здоровье человека и экология природы.
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных.
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб- баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. Красная Книга.
Виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли( странствующий голубь, тур, тарпан, бизон, дронт, стеллерова корова). Причины их исчезновения.
Редкие виды растений и животных нашего края, их охрана. Заповедные места нашей области.
Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.
- Практические работы
1. Знакомство с охраняемыми растениями нашей области (по гербарным материалам и рисункам).
2. Знакомство с охраняемыми животными нашей области (по рисункам).
3. Викторина на тему: «Экология родного села».
4. Конкурс стихов на тему: «Родная Земля».
5. Конкурс рисунков на тему: «Цвети, Земля!».
6. Сочинение на тему: «Какой я хочу видеть свою планету».
Экскурсия № 2. в природу «В окно повеяло весною» (май).
Второй год обучения
Тематический план кружка «Юный эколог»
(2- й год обучения)
№ п/п | Название темы | Количество часов, выделяемое на проведение | Общее количество часов | ||
теоретических занятий | экскурсий | практических занятий | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Введение Организмы и окружающая среда Факторы неживой природы Факторы живой природы Организация природы Человек и окружающая среда Итого: | 2 4 24 8 6 4 48 | - 2 - - - 2 4 | - 2 12 4 2 - 20 | 2 8 36 12 8 6 72 |
Введение (2 ч.)
Знакомство с планом работы кружка, целями и задачами, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.
Организмы и окружающая среда (8 ч.)
Из чего состоит живая природа. Бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов. Организм и окружающая среда (среда обитания). Что изучает экология. Экологические факторы.
- Практические работы
1. Изучение грибов, растений, животных нашего края (по муляжам, гербарным материалам, рисункам).
- Экскурсия №1
- Осенние явления в жизни растений и животных.
Факторы неживой природы (36 ч.)
Солнечный свет и тепло. Солнце – источник тепла и света для живых организмов. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных. Экологические биоритмы (суточные и сезонные).
Значение воздуха в жизни организмов. Роль ветра в жизни растений и животных. Причины загрязнения воздуха. Как сохранить воздух чистым.
Значение воды для живых организмов. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги. Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее экономия.
Значение почвы для живых организмов. Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. Разрушение и загрязнение почвы. Нитраты. Мусор, почва и человек. Меры по повышению плодородия почвы.
- Практические работы
2. Изучение теплолюбивых и холодостойких растений по гербарным материалам.
3. Выявление и описание приспособлений растений к различным условиям освещенности.
4. Наблюдения за сезонными явлениями в живой природе, суточной и сезонной активностью живых организмов.
5. Исследование атмосферы с помощью растений-индикаторов (фитоиндикация состава воздуха).
6. Изучение влаголюбивых и засухоустойчивых растений по гербарным материалам и рисункам.
7. Создание проектов о роли воздуха, воды и почвы для живых организмов.
Факторы живой природы (12 ч.)
Взаимоотношения живых организмов одного вида. Местообитание. Экологическая ниша. Популяция. Язык животных. Проявление заботы о потомстве. Конкуренция в популяциях.
Взаимоотношения живых организмов разных видов. Взаимоотношения между растениями и животными. Хищники и жертвы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. Паразитизм. Симбиотические отношения между организмами.
- Практические работы
8. Изучение и описание экологической ниши вида.
9. Изучение и описание животных, ведущих одиночный и стадный образ
жизни.
Организация природы (8 ч.)
Понятие «экосистема». Источник энергии в экосистеме. Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи» и «косвенные связи». Цепи питания. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевых цепях и экологической пирамиде для охраны природы. Круговорот веществ и воды в природе.
- Практические работы
10. Составление пищевых цепей на примере местных биогеоценозов.
Человек и окружающая среда (6 ч.)
Место человека среди живых организмов. Влияние человека на окружающую среду. Современное состояние окружающей среды. Причины экологических катастроф. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.
Экскурсия №2
Человек и окружающая среда.
Воспитательная работа
1. Игра – путешествие «В мир природы» (ноябрь).
2. Телевизионный клуб «По страницам Красной Книги» (январь).
3. Экскурсия «Природа родного края» (май).
Программа составлена на основе:
- Занимательная экология «Окно в удивительный мир природы» Л.П.Толмачева, Донецк, «Сталкер», 1998 год.
- Программа общеобразовательных учреждений «Начальные классы (1-4)», факультативный курс «Экология для младших школьников». Москва, «Просвещение», 1998 год.
- Программа общеобразовательных учреждений «Начальные классы (1-4)», курс «Мир и человек», А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. Москва, «Просвещение», 2001 год.
- Факультативный курс «Основы экологии»(1 часть) И.А.Демичева. Белгород, АО «Все для школы», 1997 год.
- Школьный практикум «Следим за окружающей средой нашего города» С.Е.Мансурова, Г.Н.Кокуева. Москва, «Владос», 2001 год.
- «Экологическое образование и воспитание в начальной школе» Т.С.Иванова. Москва, «ЦГЛ», 2003 год.
Календарно-тематическое планирование на 1 год обучения
№ | Темы | Всего часов | П.р |
1. | I.Введение Цели и задачи. Проведение инструктажа по технике безопасности. | 2 | |
2. | II. Что такое экология Организм и окружающая среда | 4 2 | |
3. | Простейшая классификация экологических связей. | 2 | |
4. | III. Экологическая система – ячейка биосферы Биосфера – живая оболочка Земли. Оболочки Земли. | 32 2 | |
5. | Живые и неживые компоненты биосферы. Распространение живых организмов. | 2 | |
6. | Экологическая система – ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. | 2 | |
7. | Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. | 2 | |
8. |
| 2 | |
9. | Экосистема водоема.
| 2 | |
10. | Практическая работа. Знакомство с растениями и животными экосистемы водоема. | 2 | 1 |
11. | Постепенное зарастание водоемов, его причины. | 2 | |
12. | Экосистема луга. | 2 | |
13 | Практическая работа. Знакомство с растениями и животными экосистемы луга. | 2 | 1 |
14 | Зарастание луга лесом. | 2 | |
15. | Экосистема леса. | 2 | |
16 | Практическая работа. Знакомство с растениями и животными экосистемы леса . | 2 | 1 |
17 | Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. | 2 | |
18 | Поле – искусственная экологическая система. Практическая работа. Знакомство с растениями и животными экосистемы поля . | 2 | 1 |
19. |
| 2 | |
20. | IV. Экология и люди. Природа – единое целое. Нарушение взаимосвязей в природе и последствия этих нарушений. | 34 2 | |
21 | Природа человеку: многогранная значимость природы для человека. | 2 | |
22 |
| 2 | |
23 | Правовые нормы охраны природы. Жизнь и здоровье человека и экология природы. | 2 | |
24 | Охраняемые природные территории. | 2 | |
25 | Практическая работа. Знакомство с охраняемыми растениями нашей области | 2 | 1 |
26 | Практическая работа. Знакомство с охраняемыми животными нашей области | 2 | 1 |
27 | Экскурсия № 2. «В окно повеяло весною» | 2 | |
28 | Представители редких организмов (грибов, растений, животных). Причины сокращения. | 2 | |
29 | Красная Книга. | 2 | |
30 | Виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли. Причины их исчезновения. | 2 | |
31 | Заповедные места нашей области. | 2 | |
32 | Викторина на тему: «Экология родного села». | 2 | 1 |
33 | Дидактическая игра «Цветочный магазин» | 2 | 1 |
34 | Конкурс стихов на тему: «Родная Земля». Конкурс рисунков на тему: «Цвети, Земля!». | 2 | 2 |
35 | Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы. | 2 | |
36 | Сочинение на тему: «Какой я хочу видеть свою планету». | 2 | 1 |
Итого | 72 ч | 22 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы экологического кружка
План работы экологического кружка "Мы друзья природы"...
тематическое планирование экологического кружка
Пояснительная записка. Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной про...
Рабочая программа и тематическое планирование экологического кружка "Эколог-исследователь"
Данная программа содержит пояснительную записку,пути экологизации школьного образования,цели и задачи программа и саму программу экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Экол...
План работы экологического кружка. (Дополненная версия)
План работы экологического кружка "Мы друзья природы"(Дополненная версия)...
тематическое планирование работы этнографического кружка "Исток"
материал содержит различные темы и направления для изучения казачьего быта, культуры терских казаков...
Перспективное планирование работы танцевального кружка
Перспективное планирование танцевального кружка"Смайлики"...
Программа и тематическое планирование работы школьного кружка «Финансовая грамотность»
Программа содержит цели и задачи реализации программы, методы и формы работы кружка,содержане и тематическое планирование курса....