Программа элективного курса "Юный дендролог"
элективный курс по экологии (9 класс) по теме
Курс по выбору «Юный дендролог» предназначен для учащихся 9 классов ориентированных на естественнонаучный или естественно-математический профиль. Содержание курса позволит учащимся расширить представления о видовом разнообразии древесных культур, сформировать биологическую культуру у подростков, углубить экологические понятия. В базовом курсе биологии информация представлена недостаточно, мало внимания уделено взаимодействию различных видов растений, региональный компонент вообще не представлен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_dendrolog.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Отдел образования» Рыбно-Слободского муниципального района РТ
МБОУ «Ново-Арышская СОШ»
ЮНЫЙ ДЕНДРОЛОГ
(ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ)
Автор-составитель - Д.Х.Набиуллин,
учитель биологии
МБОУ «Ново-Арышская СОШ»
с.Новый Арыш - 2012
Программа курса по выбору «Юный дендролог»
Пояснительная записка
Леса привлекают наше внимание не только красотой чарующих пейзажей. Положительное влияние леса на климатические условия местности проявляется в уменьшении годичных и суточных колебаний температуры, повышении его относительной влажности, уменьшении испаряемости почвы прилегающих полей и меньшей промерзаемости почвы зимой. В условиях Татарстана леса являются исключительно важным фактором предупреждения эрозии как поверхностной, смывающей плодородный слой, так и глубинной, образующей разветвленную сеть глубоких и быстро растущих оврагов.
В настоящее время лесопокрытая площадь Татарстана составляет всего лишь около 16%. Из них сосновые насаждения занимают 11,4% площади, ельники – 1,7%, дубравы – 26%, прочие твердолиственные – 2,1%, мягколиственные осинники, липняки – 58% и тальники по поймам рек – 0,8%.
Курс по выбору «Юный дендролог» предназначен для учащихся 9 классов ориентированных на естественнонаучный или естественно-математический профиль. Содержание курса позволит учащимся расширить представления о видовом разнообразии древесных культур, сформировать биологическую культуру у подростков, углубить экологические понятия. В базовом курсе биологии информация представлена недостаточно, мало внимания уделено взаимодействию различных видов растений, региональный компонент вообще не представлен.
В данном курсе нам предстоит рассмотреть вопросы экологии растений, углубить межпредметные связи, внести регионоведческие аспекты изучения растений.При изучении курса «Юный дендролог» уделяется внимание хозяйственному значению древесных культур в Республике Татарстан. Программа рассчитана на удовлетворение любознательности учащихся, интересующихся биологией, стремящихся к общению с природой. Проведение практических занятий курса даёт возможность учащимся освоить методику полевых занятий, учит пользоваться специализированным оборудованием. Экскурсии в лес, в питомник, в кордон помогают формированию и углублению экологических знаний учащихся, знаний о целостности живой природы и человека.
Данный курс не только углубляет предмет по узкой теме дендрология, но и помогает ознакомиться с профессиями эколога, лесовода, учителя. Помогает профессиональному самоопределению учащихся. Способствует развитию коммуникативных умений и навыков.
По окончании курса учащиеся представляют презентации творческих проектов.
Цели курса:
- формирование знаний учащихся о видовом многообразии и экологии древесных культур, растущих на территории Республики Татарстан, Ново-Арышского лесничества Кзыл-Юлдузского лесхоза;
- углубление межпредметных связей;
- развитие умений по выполнению основных приемов работы по изготовлению гербариев и коллекций;
- воспитание эстетической и экологической культуры учащихся.
Задачи курса:
- научить работать с научной литературой;
- ознакомить с методикой ведения исследовательской деятельности и оформления творческих проектов;
- совершенствовать навыки работы с полевым оборудованием;
- научить элементам анализа экологического состояния леса;
- формировать культуру и правила поведения в природной и социальной среде.
Умения и навыки, приобретаемые на занятиях курса:
- наблюдать и изучать объект;
- описывать результаты наблюдения;
- выполнять замеры;
- отбирать методики для изучения объекта, с наименьшим вредом для объекта исследования;
- представлять результаты работы в виде таблиц и графиков;
- интерпретировать результаты, полученные в ходе исследования;
- обсуждать полученные результаты, участвовать в дискуссии.
Содержание курса.
1.Наука дендрология. Труды И.П.Бородина, Э.Л.Вольфа, В.Н.Сукачева, В.Л.Комарова.
2. Лесные экосистемы. Основные типы лесов. Хвойные леса. Широколиственные и смешанные леса. Мелколиственные леса. Пойменные леса. Леса первой, второй и третьей группы. Классы Крафта. Растительный и животный мир лесной экосистемы. Главное и побочное лесопользование. Принципы рационального использования лесных экосистем. Экскурсия-встреча с сотрудниками Ново-Арышского лесничества Кзыл-Юлдузского лесхоза.
3. Лесные экосистемы РТ. Видовой состав лесных экосистем РТ. Экскурсия в смешанный и хвойный лес. Практическая работа по составлению гербария. Экскурсия в питомник Ново-Арышского лесничества Кзыл-Юлдузского лесхоза. Практическая работа по составлению коллекции коры деревьев.
4. Лес и человек. Регуляция газового состава атмосферы. Охрана и защита леса. Организация работы школьного лесничества.
Учебно-тематический план курса (17 часов).
№ | Тема | Цели | Виды деятельности | Часы |
1 | Введение. Наука ден-дрология. Труды оте-чественных дендроло-гов. | Ознакомить учащихся с дендрологией, как наукой изучающей деревянистые растения. | Лекция | 1 |
2 | Лесные экосистемы. Основные типы лесов. | Ознакомить учащихся с понятием «лесная экосис-тема» | Лекция | 1 |
3 | Растительный и животный мир лесных экосистем. | Сформировать представ-ление о целостности растительного и живот-ного мира | Лекция | 1 |
4 | Принципы рациональ-ного использования леса. Экономическая и экологическая эффек-тивность лесной промышленности. | Формирование бережного отношения к природе | Экскурсия в лесничество | 2 |
5 | Видовой состав лесных экосистем РТ. | Формирование любви к родной земле | Лекция | 1 |
6 | Видовое разнообразие растений в смешанном и хвойном лесу. Опре-деление возраста де-ревьев по годичным кольцам. | Расширить знания уча-щихся о видовом разно-образии лесных экосис-тем | Экскурсия | 2 |
7 | Составление гербария из листьев деревьев. | Развитие умений по выполнению основных приемов составления гербария | Практическая работа | 1 |
8 | Лесовосстановительные работы. | Углубить знания по размножению растений | Экскурсия в питомник | 2 |
9 | Роль лесов в биосфере. | Расширить знания о целостности природы и человека | Лекция | 1 |
10 | Составление коллекции из коры деревьев. Ориентировка в лесу. | Развитие умений по выполнению основных приемов составления коллекций | Практическая работа | 2 |
11 | Охрана и защита леса. Организация работы школьного лесничес-тва. | Формирование готов-ности учащихся по включению в деятель-ность по охране леса | Конкурс сочинений | 1 |
12 | Видовой состав сме-шанного и хвойного леса. | Закрепление основных умений и методики исследовательской деятельности | Защита творческих проектов | 2 |
Итого | 17 |
План проведения экскурсии в лес
Лес- это прежде всего сложное растительное сообщество. В состав его входит множество самых разнообразных растений: крупные деревья, поднимающие свои кроны на много метров над землёй, относительно высокие кустарники, низкие кустарнички, всевозможные травы и совсем маленькие мхи и лишайники. Все эти растения тесно связаны между собой, так или иначе влияют друг на друга. И каждое занимает определённое место в лесу, играет ту или иную роль в жизни леса.
Вмешательство человека в жизнь леса невозможно остановить. Оно неизбежно будет продолжаться и дальше. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы причинять лесу наименьший вред, чтобы лес как можно меньше страдал от нашего вмешательства в его жизнь. Для того чтобы сберечь, сохранить лес, надо прежде всего хорошо знать его растительное население, отдельные растения и их свойства. Но, кроме того, важно знать и лес в целом – его строение и жизнь, законы развития и устойчивость к нарушениям. Экскурсии в лес призваны именно восполнить пробел в знаниях учащихся о лесе, как об экосистеме.
Перед проведением экскурсии учитель проводит инструктаж по правилам техники безопасности с учащимися под роспись.
Задачи экскурсии:
- образовательные: ознакомить учащихся с видовым составом леса; определить санитарное состояние леса на данном участке; установить классы Крафта, проследить взаимосвязь лесных растений и среды их обитания, продолжить работу по формированию ценностно-нравственного отношения учащихся к лесу как природному богатству народа;
- развивающие: продолжить работу по развитию умений мыслительной деятельности (сравнение, анализ наблюдаемых явлений, выявление причинно-следственных связей, формулирование выводов, обобщение); формирование умений и навыков исследовательской деятельности.
- воспитательные: продолжить формирование навыков коллективной исследовательской учебной деятельности, экологически целесообразного поведения в природе; закрепить интерес к изучению живой природы родного края.
Оборудование: рулетка, лупа, бинокль, карандаш, дневник наблюдений.
План экскурсии:
1.Знакомство с видовым составом древесно-кустарниковой растительности региона;
2.Определение санитарного состояния деревьев и кустарников на определенном участке;
3.Установление классов Крафта на определенном участке;
4. Прогноз дальнейшего изменения видового состава леса;
5. Итоги и выводы по экскурсии.
Ход экскурсии.
Экскурсия проводится на территории ближайшего лесного массива Ново-Арышского лесничества Кзыл-Юлдузского лесхоза. По дороге на экскурсию учитель знакомит учащихся с особенностями места её проведения и напоминает правила поведения на природе.
Учащимся предлагается вспомнить и назвать породы деревьев и кустарников, наиболее типичных для данной местности.
Лес – это сложная природная система, включающая вечнозеленые или летнезеленые, преимущественно мезофильные древесные и травянистые растения и различных представителей животного мира, а также внешнюю среду.
Учителю целесообразно провести вводную беседу по следующим вопросам:
1.Какие существуют типы лесов?
2.Какое значение ярусного расположения растений в лесу?
3.Объясните термин «листовая мозаика».
4.Приведите примеры растений леса с указанием приспособлений к опылению.
5.Каково значение лесов?
Для определения видового состава деревьев и кустарников на определенном участке учащиеся должны выполнить следующее задание.
Изучите состав древесной и кустарниковой растительности, пользуясь следующим планом:
1.Заложите пробную площадку размером 10х10 м.
2.Определите видовой состав деревьев и кустарников этой площадки.
3.Подсчитайте количество деревьев и кустарников каждого вида, произрастающих на ней.
4.Изучите санитарное состояние деревьев и кустарников (здоровое, ослабленное, сухостойное, поваленное на землю, пень), данные исследований занесите в таблицу.
Название дерева или кустарника | Количество деревьев или кустарников данного вида | Санитарное состояние |
Выделите пять классов Крафта деревьев по степени господства.
1.Самые мощные деревья, которые заметно выше и толще других, имеют особенно широкую крону. Технические качества ствола низкие.
2.Нормально развитые деревья, которые хорошо растут и в достаточном количестве образуют семена. Они составляют основную массу древесного яруса в лесу.
3.Уступают в размерах основной массе, заметно ниже, кроны их более узкие. Эти деревья явно отстали в росте и угнетены своими соседями, они обречены.
4.Сильно отстали в росте от основной массы, кроны их очень сжатые, узкие, редкие, слабые. Некоторые толстые сучья в кроне уже засохли.
5.Наиболее угнетенные, частично отмирающие деревья. Кроны их чрезвычайно узкие, сплюснутые, почти лишенные живой хвои и листвы.
После установления классов деревьев по степени господства, учащиеся могут прогнозировать изменения видового состава деревьев и кустарников на определенном участке.
Учащимся предлагается заполнить сводную таблицу по многообразию растений леса.
Название растения | Тип леса | Ярус | Фаза вегетации | Жизненная форма | Экологическая группа | Значение растения |
Итоги и выводы по экскурсии учащиеся записывают в дневник наблюдений. В дальнейшем при подготовке творческих проектов по видовому составу смешанного и хвойного леса они используют собранные материалы, обобщают, анализируют его и сравнивают с данными научно-популярной литературы.
Рекомендуемая литература:
1.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Москва, АО МДС, Юнисам, 1995.
2.Петров В.В. Лес и его жизнь. М.: Просвещение, 1986.
3.Писаренко А.И. Лесовосстановление. М., «Лесная промышленность», 1977.
4.Калиниченко Н.П., Ильинский В.В. Лесомелиорация овражно-балочных систем. М., «Лесная промышленность», 1976.
5.Рахимов И.И., Ибрагимова К.К. Растительный и животный мир Татарстана. Казань, Издательство «Магариф», 2007.
6.Ванин С.И. Древесиноведение. Ленинград, Гослестехиздат, 1940.
7.Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. Москва, «Просвещение», 1989.
8.Биология лесных птиц и зверей. Под общ. ред. Г.А.Новикова. М., «Высшая школа», 1975.
9.Биология в школе. №4, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
Адаптированные программы, программы элективных курсов , дополнительная общеобразовательная программа. ИКС.
Адаптированные программы, программы элективных курсов «Решение нестандартных задач по математике», «Решение задач с параметрами», дополнительную общеобразовательную программу ...