Программа элективного курса "Юный дендролог"
элективный курс по экологии (9 класс) по теме

Набиуллин Дамир Хатыпович

    Курс по выбору «Юный дендролог» предназначен для учащихся 9 классов ориентированных на естественнонаучный  или естественно-математический  профиль. Содержание курса позволит учащимся расширить представления о видовом  разнообразии древесных культур, сформировать биологическую культуру у подростков, углубить экологические понятия. В базовом курсе биологии информация представлена недостаточно, мало внимания уделено взаимодействию различных видов растений, региональный  компонент вообще не представлен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_dendrolog.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Отдел образования» Рыбно-Слободского муниципального района РТ

МБОУ «Ново-Арышская СОШ»

ЮНЫЙ ДЕНДРОЛОГ

(ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ)

                                                           

                                                         

                                                            Автор-составитель - Д.Х.Набиуллин,

                                                            учитель биологии

                                                            МБОУ «Ново-Арышская СОШ»

с.Новый Арыш - 2012

Программа курса по выбору «Юный дендролог»

Пояснительная записка

   Леса привлекают наше внимание не только красотой чарующих пейзажей. Положительное влияние леса на климатические условия местности проявляется в уменьшении годичных и суточных колебаний температуры, повышении его относительной влажности, уменьшении испаряемости почвы прилегающих полей и меньшей промерзаемости почвы зимой. В условиях Татарстана леса являются исключительно важным фактором предупреждения эрозии как поверхностной, смывающей плодородный слой, так и глубинной, образующей разветвленную сеть глубоких и быстро растущих оврагов.

   В настоящее время лесопокрытая площадь Татарстана составляет всего лишь около 16%. Из них сосновые насаждения занимают 11,4% площади, ельники – 1,7%, дубравы – 26%, прочие твердолиственные – 2,1%, мягколиственные осинники, липняки – 58% и тальники по поймам рек – 0,8%.    

   Курс по выбору «Юный дендролог» предназначен для учащихся 9 классов ориентированных на естественнонаучный  или естественно-математический  профиль. Содержание курса позволит учащимся расширить представления о видовом  разнообразии древесных культур, сформировать биологическую культуру у подростков, углубить экологические понятия. В базовом курсе биологии информация представлена недостаточно, мало внимания уделено взаимодействию различных видов растений, региональный  компонент вообще не представлен.

   В данном курсе нам предстоит рассмотреть вопросы экологии растений, углубить межпредметные связи, внести регионоведческие аспекты изучения растений.При изучении курса «Юный дендролог» уделяется внимание хозяйственному значению древесных культур в Республике Татарстан. Программа рассчитана на удовлетворение любознательности учащихся, интересующихся биологией, стремящихся к общению с природой. Проведение практических занятий курса даёт возможность учащимся освоить методику полевых занятий, учит пользоваться специализированным оборудованием. Экскурсии в лес, в питомник, в кордон помогают формированию и углублению экологических знаний учащихся, знаний о целостности живой природы и человека.

   Данный курс не только углубляет предмет по узкой теме дендрология, но и помогает ознакомиться с профессиями эколога, лесовода, учителя. Помогает профессиональному самоопределению учащихся. Способствует развитию коммуникативных умений и навыков.

   По окончании курса учащиеся представляют презентации творческих проектов.

Цели курса:

- формирование знаний учащихся о видовом многообразии и экологии древесных культур, растущих на территории Республики Татарстан, Ново-Арышского лесничества Кзыл-Юлдузского лесхоза;

- углубление межпредметных связей;

- развитие умений по выполнению основных приемов работы по изготовлению гербариев и коллекций;

- воспитание эстетической и экологической культуры учащихся.

Задачи курса:

- научить работать с научной литературой;

- ознакомить с методикой ведения исследовательской деятельности и оформления творческих проектов;

- совершенствовать навыки работы с полевым оборудованием;

- научить элементам анализа экологического состояния леса;

- формировать культуру и правила поведения в природной и социальной среде.

Умения и навыки, приобретаемые на занятиях курса:

- наблюдать и изучать объект;

- описывать результаты наблюдения;

- выполнять замеры;

- отбирать методики для изучения объекта, с наименьшим вредом для объекта исследования;

- представлять результаты работы в виде таблиц и графиков;

- интерпретировать результаты, полученные в ходе исследования;

- обсуждать полученные результаты, участвовать в дискуссии.

Содержание курса.

1.Наука дендрология. Труды И.П.Бородина, Э.Л.Вольфа, В.Н.Сукачева, В.Л.Комарова.

2. Лесные экосистемы. Основные типы лесов. Хвойные леса. Широколиственные и смешанные леса. Мелколиственные леса. Пойменные леса. Леса первой, второй и третьей группы. Классы Крафта. Растительный и животный мир лесной экосистемы. Главное и побочное лесопользование. Принципы рационального использования лесных экосистем. Экскурсия-встреча с сотрудниками Ново-Арышского лесничества Кзыл-Юлдузского лесхоза.

3. Лесные экосистемы РТ. Видовой состав лесных экосистем РТ. Экскурсия в смешанный и  хвойный лес. Практическая работа по составлению гербария. Экскурсия в питомник Ново-Арышского лесничества Кзыл-Юлдузского лесхоза. Практическая работа по составлению коллекции коры деревьев.

4. Лес и  человек. Регуляция газового состава атмосферы. Охрана и защита леса. Организация работы школьного лесничества.

Учебно-тематический план курса (17 часов).


         

        Тема


                      Цели

        Виды деятельности


Часы

1

Введение. Наука ден-дрология. Труды оте-чественных дендроло-гов.

Ознакомить учащихся с дендрологией, как наукой изучающей деревянистые растения.  

     Лекция

   1

2

Лесные экосистемы. Основные типы лесов.

Ознакомить учащихся с понятием «лесная экосис-тема»

    Лекция

   1

3

Растительный и животный мир лесных экосистем.

Сформировать представ-ление о целостности растительного и живот-ного мира

   


   Лекция

   


   1

4

Принципы рациональ-ного использования леса. Экономическая и экологическая эффек-тивность лесной промышленности.


Формирование бережного отношения к природе


Экскурсия в лесничество

 

   2

5

Видовой состав лесных экосистем РТ.

Формирование любви к родной земле

   Лекция

   1

6

Видовое разнообразие растений в смешанном и хвойном лесу. Опре-деление возраста де-ревьев по годичным кольцам.

Расширить знания уча-щихся о видовом разно-образии лесных экосис-тем

  Экскурсия

   2

7

Составление гербария из листьев деревьев.

Развитие умений по выполнению основных приемов составления гербария

Практическая        работа

   1

8

Лесовосстановительные работы.

Углубить знания по размножению растений

Экскурсия в питомник

   2

9

Роль лесов в биосфере.

Расширить знания о целостности природы и человека

   Лекция

   1

10

Составление коллекции из коры деревьев. Ориентировка в лесу.

Развитие умений по выполнению основных приемов составления коллекций

Практическая работа

   2

11

Охрана и защита леса. Организация работы школьного лесничес-тва.

Формирование готов-ности учащихся по включению в деятель-ность по охране леса


Конкурс сочинений


   1


12


Видовой состав сме-шанного и хвойного леса.

Закрепление основных умений и методики исследовательской деятельности

Защита творческих проектов


   2

                                                       Итого

  17

 

План проведения экскурсии в  лес

 

 Лес- это прежде всего сложное растительное сообщество. В состав его входит множество самых разнообразных растений: крупные деревья, поднимающие свои кроны на много метров над землёй, относительно высокие кустарники, низкие кустарнички, всевозможные травы и совсем маленькие мхи и лишайники. Все эти растения тесно связаны между собой, так или иначе влияют друг на друга. И каждое занимает определённое место в лесу, играет ту или иную роль в жизни леса.

   Вмешательство человека в жизнь леса невозможно остановить. Оно неизбежно будет продолжаться и дальше. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы причинять лесу наименьший вред, чтобы лес как можно меньше страдал от нашего вмешательства в его жизнь. Для того чтобы сберечь, сохранить лес, надо прежде всего хорошо знать его растительное население, отдельные растения и их свойства. Но, кроме того, важно знать и лес в целом – его строение и жизнь, законы развития и устойчивость к нарушениям. Экскурсии в лес призваны именно восполнить пробел в знаниях учащихся о лесе, как об экосистеме.

   Перед проведением экскурсии учитель проводит инструктаж по правилам техники безопасности с учащимися под роспись.

   Задачи экскурсии:

- образовательные: ознакомить учащихся с видовым составом леса; определить санитарное состояние леса на данном участке; установить классы Крафта, проследить взаимосвязь лесных растений и среды их обитания, продолжить работу по формированию ценностно-нравственного отношения учащихся к лесу как природному богатству народа;

- развивающие: продолжить работу по развитию умений мыслительной деятельности (сравнение, анализ наблюдаемых явлений, выявление причинно-следственных связей, формулирование выводов, обобщение); формирование умений и навыков исследовательской деятельности.

- воспитательные: продолжить формирование навыков коллективной исследовательской  учебной деятельности, экологически целесообразного поведения в природе; закрепить интерес к изучению живой природы родного края.

   Оборудование: рулетка, лупа, бинокль, карандаш, дневник наблюдений.

   

План экскурсии:

1.Знакомство с видовым составом древесно-кустарниковой растительности региона;

2.Определение санитарного состояния деревьев и кустарников на определенном участке;

3.Установление классов Крафта на определенном участке;

4. Прогноз дальнейшего изменения видового состава леса;

5. Итоги и выводы по экскурсии.

 

                                                    Ход экскурсии.

   Экскурсия проводится на территории ближайшего лесного массива Ново-Арышского лесничества Кзыл-Юлдузского лесхоза. По дороге на экскурсию учитель знакомит учащихся с особенностями места её проведения и напоминает правила поведения на природе.

   Учащимся предлагается вспомнить и назвать породы деревьев и кустарников, наиболее типичных для данной местности.

   Лес – это сложная природная система, включающая вечнозеленые или летнезеленые, преимущественно мезофильные древесные и травянистые растения и различных представителей животного мира, а также внешнюю среду.

   Учителю целесообразно провести вводную беседу по следующим вопросам:

1.Какие существуют типы лесов?

2.Какое значение ярусного расположения растений в лесу?

3.Объясните термин «листовая мозаика».

4.Приведите примеры растений леса с указанием приспособлений к опылению.

5.Каково значение лесов?  

   Для определения видового состава деревьев и кустарников на определенном участке учащиеся должны выполнить следующее задание.

   Изучите состав древесной и кустарниковой растительности, пользуясь следующим планом:

1.Заложите пробную площадку размером 10х10 м.

2.Определите видовой состав деревьев и кустарников этой площадки.

3.Подсчитайте количество деревьев и кустарников каждого вида, произрастающих на ней.

4.Изучите санитарное состояние деревьев и кустарников (здоровое, ослабленное, сухостойное, поваленное на землю, пень), данные исследований занесите в таблицу.

Название дерева или кустарника

Количество деревьев или кустарников данного вида

  Санитарное состояние

 

   Выделите пять классов Крафта деревьев по степени господства.

1.Самые мощные деревья, которые заметно выше и толще других, имеют особенно широкую крону. Технические качества ствола низкие.

2.Нормально развитые деревья, которые хорошо растут и в достаточном количестве образуют семена. Они составляют основную массу древесного яруса в лесу.

3.Уступают в размерах основной массе, заметно ниже, кроны их более узкие. Эти деревья явно отстали в росте и угнетены своими соседями, они обречены.

4.Сильно отстали в росте от основной массы, кроны их очень сжатые, узкие, редкие, слабые. Некоторые толстые сучья в кроне уже засохли.

5.Наиболее угнетенные, частично отмирающие деревья. Кроны их чрезвычайно узкие, сплюснутые, почти лишенные живой хвои и листвы.

   После установления классов деревьев по степени господства, учащиеся могут прогнозировать изменения видового состава деревьев и кустарников на определенном участке.

   Учащимся предлагается заполнить сводную таблицу по многообразию растений леса.

Название растения

Тип леса

Ярус

Фаза вегетации

Жизненная форма

Экологическая группа

Значение растения

   Итоги и выводы по экскурсии учащиеся записывают в дневник наблюдений. В дальнейшем при подготовке творческих проектов по видовому составу смешанного и хвойного леса они используют собранные материалы, обобщают, анализируют его и сравнивают с данными научно-популярной литературы.

Рекомендуемая литература:

1.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Москва, АО МДС, Юнисам, 1995.

2.Петров В.В. Лес и его жизнь. М.: Просвещение, 1986.

3.Писаренко А.И. Лесовосстановление. М., «Лесная промышленность», 1977.

4.Калиниченко Н.П., Ильинский В.В. Лесомелиорация овражно-балочных систем. М., «Лесная промышленность», 1976.

5.Рахимов И.И., Ибрагимова К.К. Растительный и животный мир Татарстана. Казань, Издательство «Магариф», 2007.

6.Ванин С.И. Древесиноведение. Ленинград, Гослестехиздат, 1940.

7.Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. Москва, «Просвещение», 1989.

8.Биология лесных птиц и зверей. Под общ. ред. Г.А.Новикова. М., «Высшая школа», 1975.

9.Биология в школе. №4, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Адаптированные программы, программы элективных курсов , дополнительная общеобразовательная программа. ИКС.

Адаптированные программы, программы элективных курсов «Решение нестандартных задач по математике», «Решение задач с параметрами», дополнительную общеобразовательную программу ...