«Человек в ответе за природу»
методическая разработка по экологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок экологии в 5-ом классе на тему: «Человек в ответе за природу»
Подготовила и провела учитель биологии, химии МБОУ «Русско-Акташская сош» Альметьевского муниципального района РТ Белоногова И.А.
Задачи:
- продолжить знакомство учащихся с экологическими проблемами, созданными человеком;
- формировать основные представления о процессах загрязнения атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению антропогенного воздействия на атмосферу;
- проследить взаимодействие человека и природы;
- развивать чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду;
- формировать умения учащихся работать с различными источниками информации, составлять рассказы и сообщения природоведческого содержания;
- развивать логическое мышление и познавательную активность учащихся.
Оборудование: Записи звуков природы; пейзажи; оборудование для иллюстраций действия серной кислоты (пробирки, серная кислота, пипетка, образцы ткани листа растения, металла, бумаги, мела
и т. д.); дезодорант; собранный в пробирку углекислый газ; картины и рисунки, иллюстрирующие загрязнения окружающей среды и его последствия; природоохранные знаки.
Ход урока
- Оргмомент.
- Изучение нового материала .
На фоне звуков природы вступительное слово учителя.
В далёком, далёком туманном просторе
Средь волн океанских стоял островок.
Кругом волновалось безбрежное море
На север, на запад на юг, на восток.
Тот остров был очень красивым, зелёным.
И стали к нему подходить корабли.
Нечасто встречается в море солёном
Такой вот уютный кусочек земли.
…порядок сложился на многие годы
И не был бы, может, нарушен вовек,
Но тут появился властитель природы –
Великий, могучий … злой ЧЕЛОВЕК.
И вот он наводит другие порядки –
Он начал животных для пищи ловить,
Распахивать землю под поле и грядки,
Строить заводы, удобрения лить.
Что делает он ? Неужели разрушит
Порядок, что мог закрепиться в веках
На этом кусочке оторванной суши?
Решайте! Решайте, всё в ваших руках.
Вопросы на доске:
- Почему человек в этом стихотворении назван великим? Могучим? Злым?
- Как действует человек на природу?
- Как природа воздействует на человека?
- На все эти вопросы нам предстоит с вами ответить сегодня, совершив путешествие по следующему маршруту:
1 станция «Историческая»;
2 станция «Сельскохозяйственная»;
3 станция « Транспортная»;
4 станция «Промышленная»;
5 станция «Бытовые отходы»;
6 станция «Сюрпризы природы»;
7 станция «Будущее».
(Названия станций прикреплены к доске.)
- Но, прежде чем отправиться в путешествие, нужно узнать, все ли вы готовы к путешествию? Для этого вам необходимо ответить на вопросы.
- Какие оболочки Земли вы знаете? (Атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера.)
- Что называют биосферой? (Оболочка Земли, заселённая живыми организмами.)
- Назовите границы биосферы. ( Нижняя часть атмосферы, гидросфера, верхняя часть литосферы.)
- Как называется наука о связях между организмами и окружающей их средой, между человеком и природой? (Экология.)
- Какие основные виды загрязнений вам известны?(Три вида загрязнений: тепловое, химическое, радиоактивное.)
- Что такое биоразнообразие? (Разнообразие видов организмов и природных сообществ.)
- Что такое экологические проблемы? (Проблемы, связанные с нарушением равновесия в природе, возникшие в результате деятельности человека.)
- Международная экологическая организация, выступающая за решение экологических проблем. ( «Гринпис» - «Зелёный мир».)
Учитель: Я вижу, все готовились к путешествию. Тогда в путь!
Первая остановка нашего поезда – «Историческая.»
Дежурный по станции (заранее подготовленный учащийся) рассказывает о том, когда и как на Земле появился человек.
Выступление: По мнению учёных первые люди появились на Земле 2 млн. лет назад. Древними предками человека были жившие в Африке несколько миллионов назад «древесные обезьяны» - дриопитеки и «южные обезьяны» - австралопитеки.
Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов немалую роль сыграл человек. Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы – ловушки. Животных поражали камнями, копьями, стрелами, деревянными дубинами… В те далёкие годы живой мир планеты понёс первые большие потери от рук человека.
Вторая станция – «Сельскохозяйственная.»
Дежурный по станции рассказывает о том, как человек научился приручать животных, выращивать растения, о том, как сельскохозяйственная деятельность влияет на состояние биосферы.
Выступление: Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они приручили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие сорта, которых никогда не было в природе.
И всё это было бы прекрасно, если бы развитие сельского хозяйства не потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создавать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Стада домашних животных вытаптывали и выедали пастбища, что способствовало разрастанию пустынь…
Одни виды растений и животных исчезали, зато другие приспосабливались к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Человек стал упорно искать эффективные средства борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство как ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили что эти вещества губят всё живое, да к тому же очень опасны для самого человека. Однако, они на этом не остановились. Для повышения урожайности растений люди стали использовать удобрения, загрязняя почву и продукты питания нитратами. Как известно, нитратная продукция канцерогенна, т.е. может стать причиной развития раковых опухолей.
Третья станция – «Транспортная.»
Дежурный по станции рассказывает о влиянии транспорта на состояние биосферы.
Выступление: Все виды транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для неё автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 600 миллионов штук автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5 – 4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу. Кроме того, в бензине содержится высокотоксичный элемент – свинец.
За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю жизнь! Автомобили расходуют огромное количество топлива. А его источники исчерпаемы, и их осталось на земле не так уж много. Особенно быстро тают запасы нефти, из которых получают бензин.
При добыче нефти, её транспортировке и переработке загрязняются почва, вода и атмосфера. Наконец, в автомобильных катастрофах на дорогах гибнет много людей.
Четвёртая станция – «Промышленная.»
Дежурный по станции рассказывает о развитии промышленности и её влиянии на состояние биосферы.
Выступление: Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды и почвы отходами производства . Промышленные загрязнения самые разнообразные: механические, химические ,тепловые. Особенно опасны радиоактивные отходы ,т.к они способны испускать особые, очень вредные для всего живого лучи, которые нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного, или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций, при всевозможных авариях на объектах, использующих атомные реакторы.
Учитель:
Пятая станция – «Бытовые отходы.»
Выступление: В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Если весь накапливающийся мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус (8848 м) - высочайшую горную вершину Европы. Основными составляющими бытового мусора являются бумага, пластмасса, стекло, упаковочные материалы.
Мусорные свалки представляют угрозу природе и человеку, т. к. создают взрыво - и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются насекомые, грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. От выделяющихся мусорными свалками газов страдает атмосферный воздух.
Шестая станция – «Сюрпризы природы.»
Учитель: С развитием человеческого общества облик планеты сильно изменился. Человек действительно покорил природу, но и природа мстит людям за каждую победу над ней, преподнося свои «сюрпризы». Какие? Вам предстоит сейчас отгадать.
«Сюрпризы» находятся в «Чёрном ящике».
«Сюрприз» № 1.
Средство гигиены, которое попадая в атмосферу, разрушает в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает всё живое от опасной части солнечных лучей. (Дезодорант.)
Справка: Над Антарктидой зафиксировано уменьшение содержания озона в атмосфере на 50% (средняя толщина озоносферы составляет всего лишь
3 мм). Вещества, разрушающие озоновый слой Земли – фреоны.
«Сюрприз» № 2.
Вещество, которое губит всё живое. И не только живое: даже памятники и здания разрушаются от этого вещества. (Кислота, содержащаяся в кислотных дождях.)
Справка: По содержанию кислоты современные дожди соответствуют сухому вину, а часто столовому уксусу.
Учитель: А хотите увидеть на практике, что произойдёт, если выпадет кислотный дождь?
Демонстрация воздействия концентрированной кислоты на образцы мела, бумаги, пластика, металла, листа растения.
«Сюрприз» № 3.
Газ, образующийся в результате сжигания мусора, топлива и приводящий к парниковому эффекту. (Углекислый газ.)
Учитель: Осталась последняя станция. Чтобы отправиться на эту станцию, мы должны вернуться к вопросам, которые были заданы в начале урока.
- Почему человек в этом стихотворении назван великим? Могучим? Злым? ( Человек изменил природу не в лучшую сторону.)
- Как действует человек на природу? (Прямое воздействие: истребление организмов – охота, рыболовство, сбор букетов; косвенное: уничтожение мест обитания – вырубка лесов, осушение болот, распашка земель; загрязнение природных вод, почвы, воздуха и т.д.)
- Как природа воздействует на человека? ( 1.Благотворно: лечит, даёт продукты питания, сырьё для промышленности и т.д.;
2. Отрицательно: загрязнения окружающей среды вызывают у человека болезни.)
Учащиеся отвечают на вопросы.
Седьмая станция – «Будущее.»
Учитель: Молодцы, ребята, на вопросы ответили, а значит можем отправляться на последнюю станцию. Нашей последней остановкой будет станция «Будущее».
Дежурные по станции зачитывают лучшие сочинения на тему «Наша Земля через много лет». Можно устроить выставку рисунков.
Учитель: Вот наше путешествие подошло к концу, нам нужно возвращаться. Но прежде, чем вернуться в настоящее , вам необходимо уяснить основные правила, которые нужно соблюдать, чтобы ваше будущее и будущее ваших детей состоялось, чтобы людям не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам.
- Итак, сформулируйте эти правила.
Учащиеся по цепочке называют основные правила:
- Бороться с уничтожением лесов;
- Остановить наступление пустынь;
- Защитить планету от всех видов загрязнений;
- Контроль за неблагоприятными изменениями в окружающей среде;
- Сохранить всё живое на планете.
Учитель: Ну вот мы и вернулись.
Сообщает оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подавляющие факторы выживания человека в дикой природе
Подавляющие факторы выживания человека в дикой природепо материалам сайта: http://lib.rus.ec/b/166178/read Голод , Жара. Жажда Холод Убежища....
Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.Но кто-то ...
"От каких привычек может избавиться человек, чтобы сохранить природу?"
Творческая работа по географии...
Классный час "Человек в мире природы"
Открытый классный час, посвящён году экологии в РФ. Ведущая технология урока - проектная деятельность.Учащиеся самостоятельно выявляют с помощью дидактического материала проблемы урока, составляют про...
"Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Личностные: формирование познавательного интереса и учебных мотивов, формирование бережного отношения к природе, умение сотрудничать при выполнении учебных заданий, уметь сравнивать, обобщ...
Человек и мир природы в литературе. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»
Полагаю, что без знания теории нельзя добиться полного понимания авторского замысла любого произведения. Именно поэтому после изучения теории я предлагаю учащимся такую работу с ХТ, которая наглядно д...
Муниципальный этап конкурса "Учитель года 2020" мастер-класс на тему:"Человек - необыкновенное чудо природы"
Муниципальный этап конкурса "Учитель года 2020" мастер-класс на тему:"Человек - необыкновенное чудо природы"...