Программа по экологии
рабочая программа по экологии по теме

Горбунова Нина Анатольевна

Программа курса рассчитана на три года обучения в учреждениях дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekol.doc501.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 46»

Утверждена

педагогическим советом

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 46» г. Рязани

Протокол № 1 от 31 августа 2011 г.

Директор школы

_______________

Дополнительная образовательная программа

«Исследователи природы»

срок реализации: 3 год

возраст обучающихся: 12 – 14 лет

Рязань 2011

Пояснительная записка

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее, эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Важность, экологического образования  и воспитания школьников в современном мире переоценить невозможно. Доказать учащимся, что в природе всё взаимосвязано,  помочь им понять, для чего человек должен изучать и знать природные связи – главная идея данной программы.

Курс изучается в 6 – 11 классах. Основу курса составляют теоретические знания о взаимоотношениях природы,  человека, общества и родного края.

Много внимания уделяется практической деятельности учащихся, основанной на краеведческом принципе, что особенно важно и ценно в условиях современной школы.

Программа способствует интеграции естественных наук и гуманитарных наук, укрепляет систему экологического познания.

 Современный ребенок, особенно городской, зачастую оторван от природы, и в то же время он тянется к ней, проявляет интерес к животному и растительному миру своего родного края. Это стремление необходимо поддерживать и развивать в каждом конкретном ребенке, включая в процесс дополнительного образования такие формы организации учебно-воспитательной работы, как исследовательская, проектная деятельность, создавая условия для его экологического воспитания посредством творчества.

У детей возрастает интерес к научному познанию мира, повышается уровень их экологических знаний. Этот вывод позволяют авторам программы сделать результаты участия школьников, занимающихся по программе «Исследователи природы», на слетах, конференциях, конкурсах и олимпиадах различного уровня и в дальнейшем их профессиональная ориентация.

 Актуальность программы обусловлена тем, что экологическое образование молодежи – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.

Новизна программы заключается в том, что:

- современный научный исследовательский метод в образовательный процесс внедряется постепенно в ходе знакомства с природой родного края для решения проблемных ситуаций эколого-биологического плана;

- проектно-исследовательская деятельность сочетается с социально значимой природоохранной работой.

Работа по экологическому образованию и воспитанию активной жизненной позиции школьников бесконечно разнообразна и увлекательна и включает в себя методы практико-ориентированного (деятельного) подхода. Опыт работы авторов программы показывает, что практическая направленность процесса обучения, его связь с жизнью, с окружающей нас природной средой – это задачи, которыми очень важно руководствоваться при разработке методологии эколого-биологического образования детей.

ЦЕЛЬ программы: развитие у учащихся знаний и навыков проведения научно-исследовательских работ по изучению и оценке состояния окружающей среды.

 ЗАДАЧИ программы:

1) сформировать основные представления о науке и научных методах проведения исследовательских работ;

2) ознакомить с экологической и природоохранной терминологией;

3) сформировать понятие о этапах проведения НИР;

4) развить знания о строении и функционировании надорганизменных систем;

5) пополнить знания о глобальных, региональных и локальных экологических проблемах;

6) сформировать и развить понятие о прикладных экологических аспектах.

развивающие:

1) развивать логику мышления при планировании и проведении НИР;

2) развивать применение знаний, умений и навыков при решении экологических задач;

3) развивать навыки самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой;

4) научить принимать решения и формулировать выводы.

воспитывающие:

1) воспитывать активную жизненную позицию, чувство гражданской ответственности;

2) воспитывать готовность к позитивному поведению в области охраны окружающей среды;

3) воспитывать социальные навыки и умения: использовать знания, навыки и т.д. во взаимодействии с другими людьми, с природой.

Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:

 - понимание жизни как высшей ценности;

 - человек как ценность всего смысла познания.

 - универсальные ценности природы,

 - ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.

Программа рассчитана на 3 года обучения. В неделю проводится два занятия по 2 часа, в год – 144 часа. На 2, 3 году обучения 5 часов, в год – 180 часов.

Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельности, использование различных источников информации: энциклопедий, справочников, словарей, карт.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-12 человек) и рассчитана на среднее возрастное звено (5-7 классы) и старшее возрастное звено (8-11 классы) в учреждении дополнительного образования.

Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

Если на 1 году обучения ребята изучают общие экологические понятия, то на 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле.

Отличие данной программы по экологии от существующих в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

Программа “Исследователи природы” рассчитана на 3 года обучения:

1 год обучения “Знакомство с природой родного края”

- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- активное участие в коллективной познавательной деятельности.

2 год обучения “Исследуем экологическое состояние окружающей среды родного края”

- умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на окружающую среду,

- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

- знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.

3 год обучения “Мой вклад в решение экологических проблем

- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

Возраст обучающихся – учащиеся 6 -11 классов (12-17 лет). Количество обучающихся в группе детей 1-го года обучения - 12-15 человек, второго года обучения - 8-12, 3-го - 4-8 человек. Занятия проводятся со всем коллективом, индивидуально или с творческими группами (3-4 человека). Количество детей в коллективе (творческой группе) может варьировать в зависимости от размеров помещения, где проводятся занятия, а также от наличия оборудования.

Для начального этапа занятий по программе достаточно базовых знаний в области биологии и географии, полученных учащимися 12-13 лет в общеобразовательной школе.

Учащиеся имеют возможность пройти обучение постепенно в нескольких объединениях по разным программам и закончить обучение в ДЭШ по программе «Исследователи природы». Программа позволяет таким учащимся, исходя из их знаний и умений, поступать сразу на второй год обучения “Исследуем экологическое состояние окружающей среды родного края”.

Перечень знаний и умений учащихся, которые они должны получить в результате прохождения полного курса по данной программе, представлен в таблице 1.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по окончании курса «Основы экологии и охрана природы родного края»

Учащиеся должны знать:

определения основных экологических понятий (фитоценоз, сукцессия, гигрофиты, гидрофиты, ярусность, заповедник, заказник, национальный парк, реликт, агроценоз, фитоценоз, синузия, парцелла, интродукция, инвазия, экотоп, биотоп, экотон и др.);

об отношениях организмов в популяциях;

о строении и функционировании разных сообществ, ярусное распределение организмов в экосистемах;

о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоёма, луга, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций и биоценозов своей местности;

основные типы сообществ своего родного края;

растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);

особенности искусственно создаваемых человеком сообществ – агроценозов своей местности;

сроки сбора лекарственных растений, правила заготовки лекарственного сырья;

роль растений и животных в природе и жизни человека, рациональное использование животного и растительного мира своей местности;

о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, её загрязнении, источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения);

о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнением, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

об использовании и охране недр (проблемы исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых своей местности);

о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушение почв, ускоренная эрозия, её виды);

современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений, Красная книга, МСОП и Красная книга Рязанской области и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги Рязанской области в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:

объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах.

строить графики простейших экологических зависимостей.

применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека.

охранять пресноводных рыб в период нереста.

охранять полезных насекомых.

подкармливать и охранять растительноядных птиц.

определять уровень загрязнения воздуха методом лихеноиндикации.

уметь проводить простейшие геоботанические описания леса, луга, болота, водоёма.

составлять флористический список растений различных фитоценозов своей местности.

предсказывать изменения, которые произойдут со временем в сообществе.

сравнивать естественное сообщество с созданным искусственно.

приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем.

аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций.

самостоятельно анализировать различные экологические ситуации.

элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности.

анализировать литературу и составлять конспекты, доклады и рефераты.

грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом.

объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.

мыслить глобально, действовать локально. 

Для оценки учебных результатов используются различные формы и способы их проверки: тесты, игры, практические работы, рефераты, наблюдение за выполнением заданий, качество оформления отчета по наблюдениям и о проведенной научно-исследовательской работе, собеседование, заслушивание, практическое использование навыков, выступления на конкурсах, олимпиадах, конференциях (таблица 2).

Программа может быть реализована в учреждении дополнительного образования, в школе, детском клубе и т. п. Некоторые ее разделы могут быть использованы в лагерях летнего оздоровительного отдыха.

Таблица 2

Оценка учебных результатов

п/п

Что оценивается

Метод оценки

Когда оценивается

1.

Знание функционирования надорганизменных систем.

Тесты, практические работы, отчеты по наблюдениям, конкурсы, олимпиады.

После изучения темы, при проведении практических работ, при проведении конкурса, олимпиады.

2.

Знание и понимание экологической терминологии.

Тесты, беседа.

На итоговых занятиях, конкурсах, олимпиадах.

3.

Знание основ методологии научных исследований.

Наблюдение, беседа.

В ходе подготовки и выполнения НИР.

4.

Исследовательские навыки: подготовка эксперимента, выработка результатов эксперимента, оценка результатов эксперимента; проведение полевых исследований.

Наблюдение, качество оформления отчета о проведенной научно-исследовательской работе.

По ходу выполнения работ; по окончании работы, на конференции, конкурсе, олимпиаде

Первый год занятий

“Знакомство с природой родного края”

 

II-1. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Теорет.

Занятия

(час.)

Практ.

занятия

(час.)

Лаб. работы

(час.)

Экскурсии

(час)

Всего часов

1

Введение в программу

5

1

2

8

2

Заповеди юного натуралиста - исследователя.

3

3

3

Техника безопасности на занятиях.

8

8

4

Правила и техника ведения наблюдений

5

5

10

5

Ландшафты и формы рельефа родного края

5

5

2

12

6

Водные ресурсы

13

2

2

5

22

7

Подземные сокровища, их использование и переработка

10

3

1

2

16

8

Почвы

10

1

2

3

16

9

Экосистемы

9.1

Лесные экосистемы

14

5

1

7

27

9.2

Лесостепные и степные экосистемы

10

1

2

3

16

9.3

Обобщение и контроль

6

6

Итого

144

Знания и умения учащихся, прошедших 1-й год занятий

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

правила-заповеди юного натуралиста-исследователя; правила первичной регистрации данных;

Вести записи в рабочей тетради и полевом дневнике;

основных представителей экосистем родного края;

работать с определителем, работать с микроскопом, изготавливать временные препараты для микроскопирования, изготавливать гербарий, составлять коллекции;

основные экологические термины;

применять основные экологические термины;

Правила проведения простейших наблюдений и лабораторного эксперимента;

по предложенному плану и методикам проводить простейшие полевые наблюдения, подготовить и провести простейший эксперимент и камеральную обработку материала, оценить результаты эксперимента;

технику безопасности при проведении экспериментов, практических и полевых работ;

выполнять требования по охране труда при проведении экспериментов, практических и полевых работ;

как работать с научной и научно-популярной литературой;

работать с научной и научно-популярной литературой;

основные правила оформления реферата;

писать и оформлять реферат;

экологические проблемы родного края.

выступать с сообщениями о проделанной работе.

Второй год занятий

“Исследуем экологическое состояние окружающей среды родного края”

II-2. Учебно-тематический план

 


п/п

Тема

Теоретич.занятия (час)

Практич.  работы и

семинары (час)

Лабор  работы  (час)

Полевая  практика

(час)

Всего часов

1

Введение

6

2

8

2

Техника безопасности на теоретических занятиях, на экскурсии, при проведении лабораторных и практических работ.

6

6

3.Теоретические вопросы научного исследования

3.1

Что такое наука и научное исследование

10

10

3.2

С чего начинать научное исследование?

20

2

22

3.3

Проведение и оформление научного исследования

9

14

3

26

4

Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России, республики, города (села).

35

35

5

Знакомство с методиками исследования и проведение собственных исследований

5.1

Изучение популяций

7

14

7

 

28

5.2

Понятие об экосистеме

3

6

 

9

5.4

Изучение лесных экосистем

20

5

5

30

5.5

Обобщение и контроль

6

Итого                                                                                                                          180

III-2. Содержание

Введение. Итоги 1-го года обучения и летней полевой практики. Цель, задачи и особенности нового курса занятий.

Техника безопасности на занятиях. Техника безопасности на теоретических занятиях, на экскурсии, при проведении лабораторных и практических работ.

Теоретические вопросы научного исследования.

Что такое наука и научное исследование? Понятие о науке. Биология, ботаника, зоология, экология, науки о Земле. Исследователь, исследования. Информация: наблюдения и логические выводы. Достоверность информации. Ключевое правило науки - проверять! Научный метод. Научные теории. Научный факт. Доказательства. Эксперимент с контролем. Повторяемость наблюдений.

С чего начинать научное исследование? Проблема. Тема. Цель. Задачи. Объект и предмет исследования. Работа с научной литературой. Оформление обзора литературы. Планирование и выбор методов и методик. Исследования в природе. Экспериментальные исследования. Полевая книжка. Дневник наблюдений.

Проведение и оформление научного исследования. Эксперимент. Планирование. Подготовка оборудования и материалов. Постановка эксперимента с контролем. Ведение записей в дневнике наблюдений.

Исследование в природе. Планирование хода исследований. Подготовка оборудования и материалов. Ведение записей в полевой книжке. Оформление дневника наблюдений.

Камеральная обработка полученных материалов. Обсуждение результатов. Статистическая обработка. Компьютерный статистический анализ. Построение графиков, диаграмм. Формулировка выводов.

Оформление НИР. Традиционная схема научной статьи.

Подготовка устного доклада. Оформление демонстрационных таблиц, графиков, стенда (постера). Выступление в объединении.

Практические работы и семинары. Выполнение заданий с оформлением научных статей. Взаимное рецензирование и обсуждение научных статей. Фиксирование и обработка результатов лабораторных исследований. Оформление научной статьи по лабораторному эксперименту. Подготовка устного доклада. Выступление с докладом.

Лабораторные работы. «Определение качества воды с помощью тест-объекта».

Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России, города (села). Современное состояние природной среды. Загрязняющее вещество и источник загрязнения. Естественные источники загрязнения (разрушение горных пород, эрозия почв и т.д.). Загрязняющие вещества биогенного происхождения (продукты жизнедеятельности организмов, антибиотики, алкалоиды и др.). Антропогенное загрязнение. Первичное загрязнение. Вторичное загрязнение.

Знакомство с методиками исследования и проведение собственных

исследований

Изучение популяций. Понятие о популяции. Демографические показатели популяции: плотность популяции, относительное обилие, общая численность, скорость роста, продолжительность жизни, количество производимого потомства. Рождаемость максимальная и экологическая. Смертность. Кривая выживания. Динамика популяций. Равновесие экосистем - равновесие популяций. Экологическая сукцессия. Акклиматизация.

Методики изучения популяций

Практические, лабораторные работы и семинары. Изучение свойств и характеристик популяции дафнии магна. Выявление максимальной рождаемости популяции дафнии магна. Выявление экологической рождаемости дафнии магна. Разведение культуры инфузории туфельки. Изучение свойств и характеристик популяции инфузории туфельки. Решение задачи “Популяция мыши полевки”. Мониторинг популяции непарного шелкопряда города Стерлитамака.

Выбор темы исследований. Работа с литературой, планирование, проведение исследований, обработка полученных материалов, оформление НИР.

Дискуссия “За пределами возможностей”.

Видеофильмы: “Экология-жизнь”.

Понятие об экосистемах. Экосистема. Структура экосистем. Биотическая структура. Примеры экосистем. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи. Структура пищевой сети. Трофический уровень. Пирамида численности. Пирамида биомасс.

Биогеоценоз. Биосфера. Круговорот веществ и энергии в природе. Среда обитания. Биотические и абиотические факторы среды. Антропогенные факторы. Закон оптимума. Приспособление организмов к среде обитания.

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Горизонтальные и вертикальные взаимоотношения. Экологическая сукцессия.

Практические и лабораторные работы.

Проведение исследований, обработка полученных материалов, оформление отчетов

Игры: “Круговорот СО2 в природе”, “Поиск оптимальной стратегии совместного использования природных ресурсов”.

Изучение водных экосистем. Методы гидрологических исследований. Оборудование для гидрологических исследований. Паспорт реки, родника. Методы и методики изучения физико-химического и биологического качества воды. Методики изучения организмов бентоса, перифитона, планктона. Методы исследования пресноводного зоопланктона, зообентоса, водной растительности.

      Экологическое состояние водоема. Биоиндикация. Виды организмов - биоиндикаторов. Методики оценки экологического состояния водоемов по организмам флористического списка. Сбор гербария. Оценка экологического состояния водоема методом биоиндикации. и др. Полевые исследования. Гидрологические исследования водоема или водотока. Отбор проб. Определение некоторых физико-химических показателей качества воды. Составление 12 флористического списка. Сбор гербария. Оценка экологического состояния водоема методом биоиндикации. и др.

Практические и лабораторные работы. Работа с литературой и картами. Камеральная обработка материала. Определение видового состава растений и животных водного объекта. Составление паспорта водотока или водоема. Разведение, содержание и использование тест-объектов для исследований. Изучение аквариума как искусственной экосистемы. Оформление и изучение коллекций водных организмов, гербария водных и околоводных растений. Обработка результатов исследования. Оформление работ. Оформление стендового материала.

Природоохранная работа в рамках экологических проектов учащихся ДЭШ.

Демонстрация видеофильмов “Автоматизированный гидрологический створ”; “Быль в сказочной стране”, “Жизнь малых рек”, “Реки и родники города Стерлитамака и Башкортостана”; материалов экологического проекта «Достойную жизнь родникам города Стерлитамака»; плакатов “Родники города Стерлитамака” и др.

Природоохранная работа. Очистка родников и берегов рек от мусора.

Игры. “Живая и мертвая вода”.

Изучение лесных экосистем. Методы и методики изучения лесных экосистем. Изучение экологического состояния леса. Биоиндикация. Растения - индикаторы качества почвы, воздуха. Насекомые - вредители леса.

Полевые исследования. Геоботаническое описание участка леса. Хвоя городских деревьев. Лихеноиндикационные исследования. Видовое разнообразие насекомых.

Лабораторные и практические работы. Работа с определителем. Определение растений. Изготовление гербария. Прослушивание голосов птиц. Обработка результатов исследований. Оформление работы.

Природоохранная работа в рамках экологических проектов учащихся ДЭШ.

Изучение экосистемы города (села). Общая физико-географическая характеристика города (села) и его окрестностей. Местонахождение. Краткая история возникновения. Население. Промышленность. Транспорт.

Рельеф города (села) и его окрестностей, природная зона. Горные породы, осадочные породы. Памятники природы. Легенды и сказания.

Климат. Влияние рельефа на климат. Преобладающие ветра.

Состав атмосферного воздуха. Состояние атмосферного воздуха в населенном пункте. Загрязнение атмосферного воздуха. Предельно допустимые концентрации веществ (ПДК). Неблагоприятные метеоусловия (НМУ). Метеопосты. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека. Охрана атмосферного воздуха. Атмосферные осадки.

Методики определения качества атмосферного воздуха. Биоиндикация. Лихеноиндикация. Биотестирование.

Почвы. Почва - важная составляющая часть биосферы Загрязнение почв. Методы исследования почв.

Растения парков, скверов, садов и газонов. Методики изучения продуцентов городской экосистемы. Зеленые “коридоры”.

Животные, обитающие в городе (селе). Методики изучения птиц, насекомых.

Растения и животные занесенные в Красную книгу.

Полевые исследования: Лихеноиндикационный анализ городской среды. Отбор проб для проведения мониторинга загрязнения снегового покрова города методом биотестирования. Изучение птиц города. Геоботаническое описание участка газона, парка. Картирование и описание растительности и др. Практические и лабораторные работы: Знакомство с коллекциями лишайников. Освоение методики лихеноиндикации качества воздуха. Освоение методики биотестирования. Изучение тест-объектов. Размножение и содержание тест-объектов. Биотестирование снегового покрова города. Камеральная обработка материала. Определение рН почвенной вытяжки. Определение структуры и механического состава почв. Работа с определителем. Зарисовка некоторых животных. Наблюдения за животными, постановка экспериментов. Камеральная обработка материала. Оформление результатов работы. Природоохранная работа в рамках экологических проектов учащихся ДЭШ.

Экскурсии: на метеопост, по городу и окрестностям, в краеведческий музей, на памятники природы, в парк.

Демонстрация плана города (села), коллекций лишайников, таблиц, рисунков, слайдов, видеофильмов (“Стерлитамак”, “Пионер-сфинкс и лишайниковая пустыня”, “Биотестирование”, “Воздух”), образцов почв, гербария.

Изучение экосистем луга, степи и лесостепи. Луговая растительность. Методика проведения геоботанического описания участка луга, степи. Экологические взаимоотношения в луговом , степном и лесостепном биогеоценозах.

Лабораторные и практические работы. Работа с определителем. Определение растений. Изготовление гербария. Камеральная обработка материала. Оформление результатов работы.

Полевые исследования. Геоботаническое описание участков луга, степи. Животные лесостепи, луга и степи.

Изучение агроэкосистем. Основные элементы агроэкосистемы и связи между ними. Агроценоз.

Адаптивный подход в сельском хозяйстве. Эрозия почв. Мелиорация земель. Почвозащитные севообороты. Рекультивация. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Загрязнение почв. Методы исследования почв.

Полевые исследования, лабораторные и практические работы. Изучение агроэкосистемы. Определение рН почвенной вытяжки. Определение структуры и механического состава почв. Вредители сельскохозяйственных культур. Работа с литературой. Камеральная обработка материала. Оформление НИР, демонстрационного материала. Подготовка доклада.

Охрана окружающей среды. Состояние природной окружающей среды и природоохранная работа в городе (селе).

Практические природоохранные работы в рамках экологических проектов учащихся объединения.

Индивидуальная работа учащихся по теме. Выбор темы реферата, НИР. Обсуждение этапов выполнения реферата. НИР. Планирование полевых и лабораторных исследований. Камеральная обработка проб, отобранных в ходе полевых исследований. Оформление дневниковых записей. Оформление гербариев и коллекций. Обсуждение основных этапов полевых исследований или лабораторного эксперимента. Подбор литературы для выполнения реферата, НИР. Обсуждение методики работы. Консультации по обработке полученных результатов в ходе полевых или лабораторных исследований. Обсуждение полученных выводов. Составление и оформление НИР. Составление отчета о природоохранной работе. Оформление реферата по литературному обзору. Подготовка к участию на конкурсе, слете, олимпиаде. Прослушивание предварительной защиты НИР, корректировка. Планирование дальнейшей работы. Оформление стендового материала и др.

Выступления на конкурсах, конференциях, олимпиадах. Выступление с докладом: защита работы. Переосмысление результатов работы над рефератом, НИР в ходе ответов на вопросы и замечания экспертов, членов жюри, участников мероприятий.

Весенне-летний полевой практикум. Проведение исследований по выбранным темам в полевых условиях. Камеральная обработка собранного материала.

Вот и стали мы на год взрослей. Торжественное подведение итогов года. Награждение отличившихся учащихся.

Знания и умения учащихся, прошедших 2-й год занятий

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

основы научных

этапы подготовки и проведения простейшего эксперимента;

подготовить простейший эксперимент, провести эксперимент, оценить результаты эксперимента;

этапы подготовки и проведения полевого исследования;

самостоятельно планировать выполнение НИР по выбранной теме, проводить простейшие полевые исследования, проводить камеральную обработку материала, оценивать результаты, оформлять отчет о результатах исследований, выступать на конференциях и конкурсах с докладом о НИР;

основные экологические понятия;

применять экологические термины;

технику безопасности при проведении экспериментов, практических и полевых работ;

выполнять требования по охране труда при проведении экспериментов, практических и полевых работ;

как работать с научной и научно-популярной литературой;

работать с научной и научно-популярной литературой;

основные правила оформления реферата;

писать и оформлять реферат;

экологические проблемы города, региона и глобальные проблем.

выступать с сообщениями о проделанной работе.

«Мой вклад в решение экологических проблем”

II-3. Учебно-тематический план


п/п

Тема

Теоретич. занятия (час)

Практич.  работы и

семинары (час)

Лабор  работы  (час)

Полевая  практика

(час)

Всего часов

1

Введение

3

3

2

Техника безопасности на теоретических занятиях, на экскурсии, при проведении лабораторных и практических работ.

6

6

2

Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России, республики, города (села).

9

10

19

3

Теоретические вопросы научного исследования и проектирования.

6

3

9

4

Выбор темы проекта

3

9

12

5

Планирование проекта

6

6

6

Сбор информации по теме

6

24

30

7

Работа над проектом, проведение исследований, анализ и обработка полученных данных

5

15

6

26

8

Реализация проекта

6

10

10

26

9

Оформление НИР, проекта, демонстрационного материала

3

9

12

10

Подготовка доклада

3

6

9

11

Индивидуальная работа с учащимися по НИР и проекту

12

12

12

Выступления на конкурсах, конференциях, олимпиадах и других мероприятиях

10

10

13.

Итого                                                                                                   180 ч

III-2. Содержание

Введение. Итоги 2-го года обучения и летней полевой практики. Цель, задачи и особенности нового курса занятий.

Техника безопасности на занятиях. Техника безопасности на теоретических занятиях, при проведении лабораторных и практических работ, полевой практики.

Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России, республики, города (села). Анализ существующих проблем. Проблемы урбанизированных территорий. Селитебные зоны. Развитие промышленности и сельского хозяйства.

Химическое загрязнение среды и состояние природы. Биологические загрязнения и его влияние на биоту. Влияние шумового загрязнения.

Погода. Климат. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Отношение общества к жизненной среде. Взгляд на отношение к жизненной среде в настоящем и прошлом. Защита и улучшение окружающей среды человека.

Теоретические вопросы научного исследования и проектирования. Наука и научный проект. Результаты научного исследования, их оформление и представление (компьютерная, графика, дизайн, выставочный материал, стендовый доклад и др.). Экологические и социально-экологические проекты. Этапы проектирования.

Практикумы и семинары. Знакомство с оформленными НИР и экологическими проектами учащихся ДЭШ. Анализ и самоанализ, оценка проведенных ранее НИР, работающих проектов.

Выбор темы проекта. Экологические проблемы города (села). Разнообразие тем проектов. Обоснование актуальности темы, реалистичности и экономичности. Формулирование цели и задач.

Практикумы и семинары. Анализ экологических проблем города (села). Формирование творческой группы. Выбор темы проекта. Обоснование актуальности темы, реалистичности и экономичности выбранной темы. Формулирование цели и задач.

Планирование проекта. Разнообразие подходов решения экологической проблемы. Программа действий. Источники информации. Варианты реализации программы. Критерии оценки результатов работы по проекту.

Практикумы и семинары. Обсуждение различных подходов к решению экологической проблемы. Работа над программой действий, определение источников информации, тем новых НИР. Разработка варианта реализации программы. Выбор критериев оценки результатов работы по проекту.

Сбор информации по теме. Источники информации. Научная и научно-популярная литература, ИНТЕРНЕТ, НИР учащихся ДЭШ, администрация и население города (села), природоохранные организации.

Практикумы и семинары. Поиск и сбор информации из различных источников (библиотеки, Интернет и др.). Беседы с представителями администрации города (села), специалистами природоохранных организаций. Изучение НИР, проведенных в ДЭШ по выбранной теме. Подбор и изучение необходимой литературы. Составление обзора литературы. Подбор методов и методик исследования к поставленным задачам. Обсуждение собранной информации. Обсуждение результатов выбора методов и методик исследования.

Работа над проектом, проведение исследований, анализ и обработка полученных данных. Методические походы к экологическому проектированию. Анализ результатов НИР и адекватности примененных методов. Выбор ключевых моментов для разработки экологического проекта. Определение социальной и природоохранной значимости экологического проекта.

 Практикумы и семинары. Освоение методики проектирования. Планирование проведения практической части НИР. Обсуждение планов работ. Подготовка необходимых материалов и оборудования. Индивидуальная работа и работа творческих групп по выбранным темам. Анализ полученных в результате НИР данных из полевых книжек, дневников наблюдений в таблицы, оформление карты, плана местности, построение схем, графиков, статистическая обработка данных. Обсуждение полученных результатов. Формулировка экологического заключения по состоянию объекта исследований и выработка рекомендаций по решению экологической и природоохранной проблемы.

 Реализация проекта. Подготовка необходимых материалов и оборудования для реализации проекта. Организация работ по реализации проекта. Проведение работ по реализации проекта.

Оформление проекта, демонстрационного материала. Правила оформления проекта, демонстрационного материала.

Практикумы. Оформление проекта и результатов реализации соответственно требованиям. Оформление демонстрационного материала для доклада.

Подготовка доклада. Написание доклада. Обсуждение его основных положений со специалистами (учеными, практиками). Защита проекта в объединении.

Индивидуальная работа учащихся по проекту. Консультации по вопросам разработки и проведения исследований, обработки и оформления результатов. Выступления на конкурсах, конференциях, олимпиадах и других мероприятиях. Выступление с докладом: защита работы. Переосмысление результатов НИР и проектов в ходе ответов на вопросы и замечания экспертов, членов жюри, участников мероприятий.

Вот и стали мы на год взрослей. Торжественный выпуск учащихся. Награждение, напутствия.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В процессе обучения по программе «Исследователи природы» используются:

1) объяснительно иллюстративные методы;

2) проблемное изложение материала;

3) частично-поисковые и исследовательские методы, с преобладанием (по возрастающей) на второй и третьей ступени обучения исследовательской деятельности с применением метода проектов.

Для повышения эффективности учебного процесса проводятся конкурсы, игры, природоохранные мероприятия, общение со специалистами, учеными, а также с интересными, увлеченными людьми.

Охрана труда учащихся должна выполняться как педагогом, так и детьми, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы дети знали требования техники безопасности на теоретических занятиях, на экскурсии, при проведении лабораторных и практических работ и выполняли их постоянно.

Формированию умения проводить наблюдения, делать записи способствуют полевые книжки юного исследователя природы авторов программы: «Изучаем родник. Географические наблюдения», «Изучаем физико-химическое качество воды и грунт родника» и «Изучаем микромир родника». Для этого в них приведены схемы, формы оформления записей, таблицы.

Первично поставленная познавательная задача по изучению природного объекта превращается в целую цепь познавательных задач, взаимосвязанных между собой, и вызывающих собственное стремление к познанию. Полевые книжки юного исследователя природы определяют и подсказывают пути развития познавательного интереса и помогают педагогу создавать условия его формирования на разных уровнях.

Низший элементарный уровень познавательного интереса, выражающийся во внимании к конкретным фактам, знаниям – самостоятельно сделанным описаниям, действиям по образцу, развивается при заполнении данных о географической, геологической и гидрографической характеристик родника, выполнении первого этапа исследований «Изучение места отбора проб перифитона» и некоторых других разделов и заданий.

Мониторинг гидрологических показателей родника (дебит), физико-химического качества воды (рН, температура и др.), анализ результатов проведенной работы и формулирование выводов способствуют формированию второго уровня познавательного интереса, характеризующегося интересом к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению.

Интерес к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний формируется при выполнении всего комплекса предлагаемых в полевых книжках заданий и планировании на основе этого проведения научно-исследовательской работы.

На втором году занятий “Исследуем экологическое состояние окружающей среды родного края» ознакомительные экскурсии заменяются полевой практикой на природных объектах. Вводятся семинары, которые строятся в соответствии с обычными требованиями. Формируются творческие группы, работающие самостоятельно по своей теме НИР. При выполнении исследований происходит развитие различных сфер личности учащегося: эмоционально-волевой, двигательной, сенсорной, мотивационно-потребностной (сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности); при коллективном обсуждении результатов наблюдений и полученных материалов развивается речь, анализ ситуаций и полученных данных способствует развитию мышления.

При этом часто выявляется лидер с более высоким уровнем познавательного интереса и знаний и учащиеся, которые выполняют роль помощников в исследовании.

3 – й год занятий: “Мой вклад в решение экологических проблем”. Возраст учащихся (от 14-15 до 17 лет). Старшеклассника как субъекта учебной деятельности определяет то, что это человек, сделавший выбор (или подчинившийся выбору референтного для него окружения) продолжить учение. В этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность.

Старшеклассникам предпочтительнее давать игры, где возможны ролевые взаимодействия между игроками, а именно моделирующие (имитационные) игры: ролевые,  деловые, например, «Рыбный бал короля», «Лесосека», «Рыбоводство» «Цена нефти» и др. Они дают им возможность осваивать нормы поведения. При выборе темы проекта учащиеся анализируют широкий спектр вопросов, которые значимы для республики, города и требуют своего решения. Постановка проблемы осуществляется в ходе наблюдения за состоянием окружающей нас природы, знакомства с публикациями в периодической печати (газеты, журналы) бесед с жителями города, с научным руководителем и др.

В ходе ознакомления учащихся с литературными данными мы основной упор делаем на то, чтобы учащиеся самостоятельно проработали предложенную или ими самими подобранную научную и научно-популярную литературу.

Необходимые методы и методики исследования изучаются учащимися под руководством педагога. Отрабатываются навыки их применения.


Проведение практических работ по решению экологической проблемы. Здесь предполагается, что школьники пытаются реализовать на практике полностью или частично свою версию решения экологической проблемы. Составляют письменные обращения в исполнительные и контролирующие органы, ответственные организации, передают свои предложения в СМИ, а также непосредственно сами принимают практическое участие, путем проведения трудовых акций и т.д.

Рефлексия: Анализ самими учащимися при поддержке педагога стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.

Что дает учащимся научно-исследовательская работа и проектирование?

Подготовка и проведение учащимися научно-исследовательской и природоохранной работы, проектирование, ведет к углублению знаний по экологии, расширению возможностей их получения, а также формирует умение анализировать, обобщать, отыскивать причинно-следственные связи возникших региональных и локальных экологических проблем.

С другой стороны, учащиеся начинают переосмысливать свое отношение к природному окружению как единой и неразделимой, целостной системе, исторически развивающейся, меняющейся, преображающейся. Личная ответственность школьника определяется тем, насколько хорошо он осознает и воспринимает моральные и правовые нормы оптимизации взаимодействия человека и общества с экосистемами, а также в какой степени он готов активно противодействовать безответственному отношению к природе в своей местности, своем регионе.

Учащиеся в ходе исследования, статистической обработки, проектирования, создания сказок, видеофильмов, выступая перед своими сверстниками, а также в печати, на телевидении и т.п. включаются в активную эколого-просветительскую деятельность, которая подкрепляется и практическим вкладом в дело охраны природы. Умение предотвращать или ликвидировать последствия микроэкологических проблем, умение прогнозировать эти по-следствия и привлекать к ним внимание общественности — это и есть та активная жизненная позиция, опирающаяся на информацию, полученную не только из книг, но и в результате собственных исследований, которую мы стремимся сформировать у подрастаю-щего поколения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Мониторинг экосистем.

1. Изучение качественных и количественных характеристик живых (продуцентов, консументов) и неживых (газов, воды, субстрата) компонентов экосистем.

2. Оценка состояния элементов экосистем.

3. Прогноз последствий влияния антропогенных факторов на экосистемы.

Сбор и оценка информации о популяциях.


1. Изучение количественных характеристик популяций растений и животных (численность, обилие и др.).

2. Оценка состояния популяций растений и животных (динамика численности, плотность и др.).

3. Проведение популяционно-генетических исследований (анализ исходных линий, анализ наследования окраски и форм, изучение модификационной изменчивости и др.).

Биоиндикация и биотестирование элементов окружающей среды.

Изучение и оценка интегрального качества:

- поверхностных вод – биотестирование, мониторинг высшей водной растительности, перифитона, микрозообентоса, малакофауны и др.;

- почвы – изучение механического состава, структуры почвы, рН, растительного покрова;

- воздуха – лихеноиндикационные исследования;

- атмосферных осадков - биотестирование, изучение рН.

НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Изучение организмов.

1. Изучение видового состава фито- и зооценозов.

2. Изучение биологических особенностей организмов.

3. Изучение темпов роста представителей флоры и фауны.

Изучение экологических условий.

1. Анализ и оценка физико-химических показателей элементов окружающей среды (воды, почвы, воздуха).

2. Интегральная оценка биологического качества поверхностных и сточных вод, почвы, атмосферного воздуха и осадков по отклику биоты.

3. Изучение условий жизни организмов (динамика температурных колебаний, влажности, рН, солености, скорости течения в реках и др.).

ПРИРОДООХРАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Просветительская и агитационная работа.

1. Сбор, анализ, обработка информации.

2. Выступления на конференциях, клубных днях, классных часах.

3. Экологические театрализованные выступления.

4. Создание и распространение природоохранных листовок.

5. Создание стенгазет, видеофильмов.

6. Выступления в печати.

Работа по сохранению экосистем.

1. Создание и внедрение экологических и природоохранных проектов:

- «Достойную жизнь родникам и малым рекам г. Стерлитамака»;

- «Непарный шелкопряд»;

- «Зеленые коридоры»;

2. Восстановление и защита природных экосистем (чистка родников, малых рек, посадка деревьев, создание цветников и др.)

Темы некоторых исследований:


Изучение влияния промышленного загрязнения на фитоценозы лесопосадок.

Определение конкретных представителей эпифитных лишайников для ведения мониторинга промышленного загрязнения воздуха в г. Сасово.

Биоиндикационная оценка качества воды реки Сасовка, Алешня

Изучение видового состава беспозвоночных в реке Сасовка или Алешня.

Загруженность автодорог автотранспортом.

ТЕМЫ НЕКОТОРЫХ ПРОЕКТОВ

* Зеленые магистрали.

* Непарный шелкопряд.

* Пластик.

* Достойную жизнь родникам.

ПЕРЕЧЕНЬ

ТЕМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ

Консультации по темам:

1. Выбор темы реферата, НИР, экологического проекта.

2. Обсуждение этапов выполнения реферата, НИР, проекта.

3. Планирование полевых и лабораторных исследований.

4. Камеральная обработка проб, отобранных в ходе полевых исследований.

5. Оформление дневниковых записей.

6. Оформление гербариев и коллекций.

7. Обсуждение основных этапов полевых исследований или лабораторного эксперимента.

8. Подбор литературы для выполнения реферата, НИР, проекта.

9. Обсуждение методики работы.

10. Консультации по обработке полученных результатов в ходе полевых или лабораторных исследований.

11. Обсуждение полученных выводов.

12. Составление и оформление НИР и экологического проекта.

13. Составление отчета о природоохранной работе.

14. Оформление реферата.

15. Подготовка к участию на конкурсе, слете, олимпиаде.

16. Прослушивание предварительной защиты НИР или экологического проекта и их корректировка.

17. Планирование дальнейшей работы.

18. Оформление стендового материала.

И др.

Дидактические материалы

Компьютерные программы

СД “1С: Биология: Репетитор”.

СД «Экология»

Экологические игры.

Статистическая обработка биологического материала.

Презентации

Структура  биосферы

Цепи питания.

Динамика популяций

Меры по охране атмосферного воздуха.

Биогеоценоз его структура и свойства.

Луг – природное сообщество

Типы экологических взаимодействий.

Приспособленность красная книга

Влияние человека на животных

Биотические отношения.

Отходы большого города.

Чернобыль– мёртвый город.

Оценка загруженности автодорог.

Оборудование и материалы:

Компьютер.

Принтер.

Телевизор.

Видеопроигрыватель.

Видеомагнитофон.

Аудиопроигрыватель. .

Фотоаппарат.

Универсальная индикаторная бумага.

Аквариумы и аквариумное оборудование.

Лабораторная посуда (чашки Петри, пробирки, стаканы и др.).

 Микроскопы.

Предметные и покровные стекла.

Лупы, таблицы.

Бинокли.

Гербарные папки.

Энтомологические сачки.

Планктонные сачки.

Донный скребок.

Второй год занятий

«Исследуем экологическое состояние окружающей среды родного края»

(180 часов)

Тема занятия


Введение (8 часов)

1

Повторение. Заповеди юного натуралиста- исследователя

2

Итоги летней полевой практики

3

Отчет по летней практике

4

Отчет по летней практике

5

Отчет по летней практике

6

Отчет по летней практике

7

Цели,  задачи  и особенности нового курса занятий

8

Знакомство с тематикой и содержанием занятий нового курса


Техника безопасности на занятиях (6 часов)

9

Техника безопасности на теоретических занятиях.

10

Техника безопасности на экскурсиях

11

Техника безопасности при проведении практических работ

12

Техника безопасности при проведении лабораторных работ

13

Техника безопасности при обращении с измерительными приборами

14

Контроль знаний по технике безопасности


3. Теоретические вопросы научного исследования

3.1 Что такое наука и научное исследование (10 часов)

15

Понятие о науке. Биология

16

Понятие о науке. Ботаника.

17

Понятие о науке. Зоология.

18

Понятие о науке. Экология.

19

Понятие о науке. Науки о Земле.

20

Исследователь и исследования

21

Информация: наблюдения и логические выводы. Достоверность информации.

22

Научный метод. Научные теории.

23

Научный факт. Доказательства.

24

Эксперимент с контролем. Повторяемость наблюдений.


3.2. С чего начинать научное исследование? (22 часа)

25

Постановка проблемы исследования

26

Разработка темы исследования.

27

Формулирование целей и задач исследования.

28

Выбор объекта и предмета исследования.

29

Практическая работа « Объект исследования. Формулирование целей и задач»

30

Научная литература, используемая при выполнении исследования.

31

Работа над научной литературой.

32

Работа с информацией в сети Интернет

33

Оформление обзора литературы.

34

Требования к оформлению работы.

35

Оформление работы.

36

Планирование и выбор методов исследований

37

Планирование и выбор методик исследований

38

Практическая работа «Планирование и выбор методов и методик»

39

Исследования в природе.

40

Практическая работа «Исследования в природе»

41

Экспериментальные исследования.

42

Виды исследований.

43

Полевая книжка.

44

Заполнение полевой книжки.

45

Дневник наблюдений.

46

Порядок ведения дневника наблюдений


3.3 Проведение и оформление научного исследования (26 часов)

47

Эксперимент. Планирование.

48

Практическая работа «Планирование эксперимента»

49

Подготовка оборудования и материалов.

50

Практическая работа «Подготовка оборудования и материалов»

51

Постановка эксперимента с контролем.

52

Практическая работа «Постановка эксперимента с контролем».

53

Исследование в природе. Планирование хода исследований.

54

Практическая работа «Планирование хода исследований»

55

Камеральная обработка полученных материалов.

56

Практическая работа «Камеральная обработка полученных материалов»

57

Обсуждение результатов.

58

Практическая работа «Статистическая обработка»

59

Практическая работа «Компьютерный статистический анализ»

60

Построение графиков, диаграмм.

61

Формулировка выводов.

62

Оформление НИР.

63

Практическая работа «Оформление НИР»

64

Традиционная схема научной статьи.

65

Подготовка устного доклада.

66

Практическая работа «Оформление демонстрационных таблиц, графиков, стенда»

67

Выступление в объединении.

68

Лабораторная работа по выполнению задания с оформлением научной статьи

69

Семинар. Взаимное рецензирование и обсуждение научных статей

70

Практическая работа «Оформление научной статьи по лабораторному эксперименту»

71

Лабораторная работа «Фиксирование и обработка результатов лабораторных исследований»

72

Лабораторная работа«Определение качества воды с помощью тест-объекта».


4. Глобальные экологические проблемы.

 Экологические проблемы России, республики, города (села) (20 часов)

73

Глобальные экологические проблемы

74

Современное состояние природной среды.

75

Общая физико-географическая характеристика города. Местонахождение. Краткая история возникновения. Население. Промышленность. Транспорт.

76

Рельеф города (села) и его окрестностей, природная зона. Горные породы, осадочные породы

77

Климат. Влияние рельефа на климат. Преобладающие ветра. Состав атмосферного воздуха.

78

Загрязняющие вещества в нашем городе. Источники загрязнения.

79

Загрязнение атмосферного воздуха. Предельно допустимые концентрации веществ (ПДК).

80

Неблагоприятные метеоусловия (НМУ). Метеопосты.

81

Состояние атмосферного воздуха в населенном пункте. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека. Охрана атмосферного воздуха. Атмосферные осадки.

82

Методики определения качества атмосферного воздуха. Биоиндикация. Лихеноиндикация. Биотестирование.

83

Естественные источники загрязнения в городе

84

Загрязняющие вещества биогенного происхождения.

85

Растения парков, скверов, садов и газонов. Методики изучения продуцентов городской экосистемы. Зеленые “коридоры”.

86

Животные, обитающие в городе (селе).

87

Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

88

Антропогенное загрязнение.

89

Первичное загрязнение. Вторичное загрязнение.

90

Полевые исследования. Лихеноиндикационный анализ городской среды.

91

Полевые исследования. Отбор проб для проведения мониторинга загрязнения снегового покрова города методом биотестирования.

92

Полевые исследования. Методики изучения птиц, насекомых.


5 Знакомство с методиками исследования

и проведение собственных исследований

5. 1 Изучение популяций (28 часов)

93

Понятие о популяции

94

Демографические показатели популяции: плотность популяции, относительное обилие.

95

Демографические показатели популяции: общая численность, скорость роста.

96

Демографические показатели популяции: продолжительность жизни, количество производимого потомства.

97

Рождаемость максимальная и экологическая.

98

Смертность. Кривая выживания.

99

Динамика популяций.

100

Равновесие экосистем - равновесие популяций

101

Экологическая сукцессия. Акклиматизация.

102

Методики изучения популяций.

103

Лабораторная  работа «Изучение свойств популяции дафнии магна».

104

Лабораторная работа «Изучение характеристик популяции дафнии магна».

105

Лабораторная работа «Выявление максимальной рождаемости популяции дафнии магна»

106

Лабораторная работа «Выявление экологической рождаемости дафнии магна.»

107

Лабораторная работа «Разведение культуры инфузории туфельки.»

108

Лабораторная работа «Изучение свойств популяции инфузории туфельки».

109

Лабораторная работа «Изучение характеристик популяции инфузории туфельки».

110

Семинар по решению задачи “Популяция мыши полевки»

111

Семинар «Мониторинг популяции непарного шелкопряда».

112

Практическая работа «Выбор темы исследований».

113

Практическая работа «Работа с литературой»

114

Практическая работа «Планирование исследования»

115

Практическая работа «Проведение исследования»

116

Практическая работа «Обработка полученных материалов»

117

Практическая работа «Оформление НИР».

118

Дискуссия «За пределами возможностей».

119

Просмотр  и обсуждение видеофильма «Экология-жизнь».

120

Обобщающее занятие по теме «Методики исследования»


5.2 Понятие об экосистеме (9 часов)

121

Экосистема. Структура экосистем. Примеры экосистем.

122

Биотическая структура. Продуценты, консументы, редуценты

123

Пищевые цепи. Структура пищевой сети.

124

Трофический уровень. Пирамида численности. Пирамида биомасс

125

Биогеоценоз. Биосфера. Круговорот веществ и энергии в природе.

126

Среда обитания. Биотические и абиотические факторы среды. Антропогенные факторы.

127

Закон оптимума. Приспособление организмов к среде обитания.

128

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Горизонтальные и вертикальные взаимоотношения. Экологическая сукцессия.

129

Практическая работа «Поиск оптимальной стратегии совместного использования природных ресурсов»


5.3 Изучение водных экосистем (25 часов)

130

Методы гидрологических исследований.

131

Оборудование для гидрологических исследований.

132

Паспорт реки, родника

133

Методы и методики изучения физико-химического и биологического качества воды.

134

Методики изучения организмов бентоса, перифитона, планктона.

135

Методы исследования пресноводного зоопланктона, зообентоса, водной растительности.

136

Экологическое состояние водоема. Биоиндикация. Виды организмов - биоиндикаторов.

137

Методики оценки экологического состояния водоемов по организмам флористического списка.

138

Оценка экологического состояния водоема методом биоиндикации. и др.

139

Полевые исследования. Гидрологические исследования водоема или водотока.

140

Полевые исследования. Отбор проб.

141

Полевые исследования. Определение некоторых физико-химических показателей качества воды.

142

Составление 12 флористического списка.

143

Полевые исследования. Оценка экологического состояния водоема методом биоиндикации. и др.

144

Практическая работа «Работа с литературой и картами»

145

Практическая работа «Камеральная обработка материала».

146

Практическая работа «Определение видового состава растений и животных водного объекта».

147

Практическая работа «Составление паспорта водотока или водоема».

148

Практическая работа «Разведение, содержание и использование тест-объектов для исследований».

149

Практическая работа Изучение аквариума как искусственной экосистемы.

150

Практическая работа Оформление и изучение коллекций водных организмов, гербария водных и околоводных растений.

1511

Практическая работа. Обработка результатов исследования. Оформление работ.

152

Природоохранная работа в рамках экологических проектов

153

Просмотр  и обсуждение видеофильма «Жизнь малых рек»

154

Природоохранная работа. Очистка родников и берегов рек от мусора.


5.4 Изучение лесных экосистем (21 часов)

155

Методы и методики изучения лесных экосистем.

156

Изучение экологического состояния леса. Биоиндикация.

157

Растения - индикаторы качества почвы, воздуха.

158

Насекомые - вредители леса.

159

Полевые исследования. Геоботаническое описание участка леса.

160

Полевые исследования. Хвоя городских деревьев.

161

Полевые исследования. Лихеноиндикационные исследования.

162

Полевые исследования. Видовое разнообразие насекомых

163

Лабораторная  работа. Работа с определителем. Определение растений.

164

Лабораторная  работа. Изготовление гербария.

165

Практическая работа. Прослушивание голосов птиц. Обработка результатов исследований. Оформление работы

166

Выполнение экологического проекта. Геоботаническое описание участка газона, парка

167

Выполнение экологического проекта. Картирование и описание растительности

168

Освоение методики биотестирования. Изучение тест-объектов

169

Практическая работа «Биотестирование снегового покрова города».

170

Практическая работа «Изучение агроэкосистемы».

171

Практическая работа «Определение рН почвенной вытяжки».

172

Практическая работа «Определение структуры и механического состава почв».

173

Практическая работа «Работа с определителем. Зарисовка некоторых животных».

174

Практическая работа «Наблюдения за животными, постановка экспериментов»

175

Природоохранная работа в рамках экологических проектов учащихся.


6. Обобщение и контроль (5 часов)

176

Выступления с докладами, защита работ.

177

Выступления с докладами, защита работ.

178

Выступления с докладами, защита работ.

179

Выступления с докладами, защита работ.

180

Торжественное подведение итогов года. Награждение отличившихся учащихся.

Третий год занятий

«Мой вклад в решение экологических проблем»

(180 часов)

Тема занятия


Введение (3 часов)

1

Итоги летней полевой практики

2

Отчет по летней практике

3

Цели,  задачи  и особенности нового курса занятий. Знакомство с тематикой и содержанием занятий нового курса

Техника безопасности на занятиях (6 часов)

4

Техника безопасности на теоретических занятиях.

5

Техника безопасности на экскурсиях

6

Техника безопасности при проведении практических работ

7

Техника безопасности при проведении лабораторных работ

8

Техника безопасности при обращении с измерительными приборами

9

Контроль знаний по технике безопасности


Глобальные экологические проблемы.

Экологические проблемы России, республики, города (села) (19 часов)

10

Анализ существующих проблем.

11

Проблемы урбанизированных территорий. Селитебные зоны.

12

Развитие промышленности и сельского хозяйства.

13

Химическое загрязнение среды и состояние природы.

14

Биологические загрязнения и его влияние на биоту

15

Влияние шумового загрязнения.

16

Погода. Климат.

17

Ландшафт как фактор здоровья

18

Проблемы адаптации человека к окружающей среде

19

Отношение общества к жизненной среде

20

Взгляд на отношение к жизненной среде в прошлом

21

Взгляд на отношение к жизненной среде в настоящем

22

Защита окружающей среды человека

23

Улучшение окружающей среды человека

24

Загрязняющие вещества в нашем городе. Источники загрязнения

25

Источники загрязнения в  нашем городе

26

Состояние атмосферного воздуха в нашем городе.

27

Загрязняющие вещества биогенного происхождения в нашем городе.

28

Работа по сохранению экосистем


4. Теоретические вопросы научного исследования и проектирования

( 9 часов)

29

Наука и научный проект.

30

Результаты научного исследования

31

Оформление научного исследования

32

Представление научного исследования

33

Экологические проекты

34

Социально-экологические проекты

35

Этапы проектирования.

36

Практикум. Знакомство с оформленными НИР и экологическими проектами учащихся

37

Анализ и самоанализ, оценка проведенных ранее НИР, работающих проектов.


5. Выбор темы проекта (12 часов)

38

Экологические проблемы города

39

Разнообразие направлений проектов

40

Разнообразие тем проектов

41

Обоснование актуальности темы

42

Обоснование реалистичности проекта

43

Обоснование экономичности проекта

44

Формулирование цели и задач

45

Семинар. Анализ экологических проблем города

46

Формирование творческой группы.

47

Выбор темы проекта

48

Обоснование актуальности темы, реалистичности и экономичности выбранной темы проекта

49

Формулирование цели и задач проекта


6. Планирование проекта (6 часов)

50

Разнообразие подходов решения экологической проблемы

51

Программа действий

52

Варианты реализации программы.

53

Критерии оценки результатов работы по проекту.

54

Практикум. Обсуждение различных подходов к решению экологической проблемы

55

Семинар. Разработка варианта реализации программы. Выбор критериев оценки результатов работы по проекту.


7. Сбор информации по теме (30 часов)

56

Виды источников информации

57

Научная и научно-популярная литература

58

Информация  Интернета

59

Практикум. Поиск и сбор информации из различных источников

60

Практикум. Поиск и сбор информации из различных источников

61

Практикум. Поиск и сбор информации из различных источников

62

Встреча - беседа с представителем - специалистом природоохранной организации

63

Подбор и изучение необходимой литературы

64

Подбор и изучение необходимой литературы

65

Подбор и изучение необходимой литературы

66

Составление обзора литературы.

67

Подбор методов исследования к поставленным задачам

68

Консультация по подбору методов исследования к поставленным задачам

69

Подбор методик исследования к поставленным задачам

70

Консультация по подбору методик исследования к поставленным задачам

71

Обсуждение собранной информации

72

Обсуждение собранной информации

73

Обсуждение собранной информации

74

Индивидуальные консультации по  собранной информации

75

Индивидуальные консультации по собранной информации

76

Индивидуальные консультации по собранной информации

77

Обсуждение результатов выбора методов исследования

78

Обсуждение результатов выбора методов исследования

79

Индивидуальные консультации по выбору методов исследования

80

Индивидуальные консультации по выбору методов исследования

81

Обсуждение результатов выбора методик исследования

82

Обсуждение результатов выбора методик исследования

83

Индивидуальные консультации по выбору методик исследования

84

Индивидуальные консультации по выбору методик исследования

85

Индивидуальные консультации по теме проекта


8. Работа над проектом, проведение исследований,

анализ и обработка полученных данных (26 часов)

86

Методические походы к экологическому проектированию

87

Анализ результатов НИР

88

Анализ адекватности примененных методов

89

Выбор ключевых моментов для разработки экологического проекта

90

Определение социальной значимости экологического проекта

91

Определение природоохранной значимости экологического проекта

92

Практикум. Освоение методики проектирования

93

Семинар. Планирование проведения практической части НИР

94

Практикум. Обсуждение планов работ.

95

Практикум. Подготовка необходимых материалов

96

Практикум. Подготовка необходимого оборудования.

97

Семинар. Работа творческих групп по выбранным темам.

98

Практикум. Индивидуальная работа по выбранным темам

99

Практикум. Анализ полученных в результате НИР данных из полевых книжек, дневников наблюдений

100

Статистическая обработка данных в таблицы, построение схем, графиков

101

Практикум. Оформление карты, плана местности

102

Семинар. Обсуждение полученных результатов.

103

Семинар. Формулировка экологического заключения по состоянию объекта исследований

104

Семинар. Выработка рекомендаций по решению экологической и природоохранной проблемы.

105

Ролевая игра «Рыболовство»

106

Ролевая игра «Цена нефти»

107

Ролевая игра «Лесосека»

108

Пути решения экологических проблем.

109

Составление письменных обращений в исполнительные и контролирующие органы.

110

Конкурс плакатов на экологическую тему.

111

Защита плакатов


9. Реализация проекта (26 часов)

112

Подготовка необходимых материалов для реализации проекта

113

Подготовка необходимых материалов для реализации проекта

114

Подготовка необходимых материалов для реализации проекта

115

Консультации по подготовке необходимых материалов для реализации проекта

116

Подготовка необходимого оборудования для реализации проекта

117

Подготовка необходимого оборудования для реализации проекта

118

Подготовка необходимого оборудования для реализации проекта

119

Консультации по подготовке необходимого оборудования для реализации проекта

120

Организация работ по реализации проекта

121

Консультации по организации работ по реализации проекта

122

Консультации по организации работ по реализации проекта

123

Проведение работ по реализации проекта

124

Консультации по проведению работ по реализации проекта

125

Проведение работ по реализации проекта.

126

Консультации по проведению работ по реализации проекта

127

Проведение работ по реализации проекта

128

Консультации по проведению работ по реализации проекта

129

Проведение работ по реализации проекта

130

Консультации по проведению работ по реализации проекта

131

Проведение работ по реализации проекта

132

Консультации по проведению работ по реализации проекта

133

Проведение работ по реализации проекта

134

Консультации по проведению работ по реализации проекта

135

Проведение работ по реализации проекта

136

Консультации по проведению работ по реализации проекта

137

Проведение работ по реализации проекта


10. Оформление НИР, проекта, демонстрационного материала (12 часов)

138

Правила оформления проекта

139

Практикум. Оформление проекта и результатов реализации соответственно требованиям

140

Правила оформления демонстрационного материала

141

Практикум. Оформление демонстрационного материала для доклада.

142

Индивидуальные консультации.

143

Индивидуальные консультации.

144

Оформление НИР

145

Оформление НИР

146

Оформление проекта

147

Оформление проекта

148

Оформление демонстрационного материала

149

Оформление демонстрационного материала


11. Подготовка доклада (9 часов)

150

Обсуждение его основных положений доклада

151

Составление плана доклада

152

Написание доклада

153

Написание доклада

154

Написание доклада

155

Оформление доклада, схем, диаграмм

156

Оформление доклада, схем, диаграмм

157

Защита проекта в объединении

158

Защита проекта в объединении


11.  Индивидуальная работа с учащимися по НИР и проекту (12 часов)

159

Консультация. Выбор темы реферата, НИР, экологического проекта.

160

Консультация. Обсуждение этапов выполнения реферата, НИР, проекта.

161

Консультация. Планирование полевых и лабораторных исследований.

162

Консультация. Камеральная обработка проб, отобранных в ходе полевых исследований.

163

Консультация. Оформление дневниковых записей.

164

Консультация. Оформление гербариев и коллекций.

165

Консультация. Обсуждение основных этапов полевых исследований или лабораторного эксперимента.

166

Консультация. Подбор литературы для выполнения реферата, НИР, проекта.

167

Консультация. Обсуждение методики работы.

168

Консультация. Составление и оформление НИР и экологического проекта.

169

Консультация. Составление отчета о природоохранной работе.

170

Консультация. Прослушивание предварительной защиты НИР или экологического проекта и их корректировка.


13.Выступления учащихся (10 часов)

171 - 179

Выступления с докладами, защита работ.

180

Торжественное подведение итогов года. Награждение отличившихся учащихся.

V-1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  

Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АОМДС, 1996.

Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.Б. Беркинблит, С.М.Глаголев, М.В.Голубева и др.-2-е изд. -М.: МИРОС - Междунар. отношения, 1995.-216 с.

Горидченко Т.П., Ганьшина Л.А. Методика оценки экологического состояния водоемов по организмам макрозообентоса. Выпуск I.-М., 1994. 37 с.

Махлин М.Д., Солоницина Л.П. Аквариум в школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984.144 с.

Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание озер: Методическое пособие. - М.: Экосистема, 1996. 21 с.

Методы исследований пресноводного зоопланктона: Методическое пособие. /А.А.Котов, А.С.Боголюбов.-М.: Экосистема, 1997. 14 с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Куршаков С.В. Экология Башкортостана: Учебник для 9 кл. - Изд. 1-е. - Уфа: Китап, 1995. 144 с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь школьного учителя Республики Башкортостан. -Уфа: Китап, 1997. 200 с.

Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х т. Т.1 и Т.2. /Пер. с англ. - М.: Мир, 1993.

Никишина Е.Ф. и др. Жизнь малых рек. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1987. 96 с.

http://festival.1september.ru/subjects/27/?n=11

http://tana.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"

«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...