Конференция для старшеклассников
методическая разработка по экологии (11 класс) по теме
Конференция для старшеклассников "Будущее начинается сегодня".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности учащихся в области экологического образования
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде и здоровью. Целью экологического образования является формирование гражданина планеты с новым мышлением, мировоззрением и культурой. Ценностный компонент современного образования должен быть ориентирован на преодоление потребительства и практицизма по отношению к природе, поскольку именно они привели человечество к глобальной экологической катастрофе.
Поэтому сегодня, как никогда ранее, остро возникает вопрос о изменении содержания образования, усилении ценностных установок. Существование человека в обществе предполагает знание и соблюдение им хотя бы минимума экологической культуры. Экологическая культура есть одно из проявлений общей культуры, что означает воспитание, образование.
Экологическое образование не должно и не может идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой и свободной личности, становления ее активной гражданской позиции.
Итак, успешное формирование экологической культуры возможно только как следствие двуединого познавательно-воспитательного процесса экологического образования.
. На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.
Важно, чтобы, пройдя все этапы школьного обучения, выпускник приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий.
В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.
Учебно – исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования.
Приоритетным направлением работы педагогического коллектива школы становится создание психолого – педагогических условий, способствующих развитию и реализации способностей детей. Для реализации данного направления необходимо решать актуальные задачи: каким должно быть школьное пространство, не сводимое только к классно- урочной системе и дающее возможность развития и реализации детских способностей, и как это пространство в условиях массовой школы организовать. В школе нет отдельного предмета "Экология", существует следующая тенденция экологического образования "экологизация" учебных предметов и внеклассной работы.
Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объема учебного материала, что сегодня и предлагается способным ученикам, можно осуществлять до определенного предела в виде исследовательских работ на уроках , факультативах , элективных курсах, занятиях НОУ, пришкольно- опытном участке т и т.д.
Исследовательская работа НОУ
Первым шагом в решении выше обозначенных задач является создание в школе научного общества учащихся.
НОУ имеет следующую структуру.
- Совет НОУ (учащиеся и учителя - _представители предметных МО);
- Секции:
-Филология (русский язык, литература); -Математика, информатика;
- Естественно –научная; -Историческая, общественных дисциплин;
- Психология.
В начале учебного года составляем план мероприятий по организации деятельности НОУ, план работы НОУ. Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения.
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности в школе представлен в виде этапов, каждый выполняет определенную роль.
1этап - * выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью;
*диагностика уровня интеллектуального развития;
*анализ полученных результатов;
*формирование групп;
*работа групп;
*рефлексия
*мониторинг.
2этап:
*выбор тем;
*постановка проблемных задач;
3 этап:
*индивидуальная работа педагогов с учащимися
4 этап:
* оформление обучающимися выполненных исследований;
*работа на компьютерах;
*рецензии руководителей.
5 этап:
*итог исследовательской работы.
Ежегодно в школе проходит научно – практическая конференция «Шаг в науку». Выявляются победители, они то и защищают честь школы на районной научно – практической конференции.
За последние три года мы имеем следующие результаты работы.
2006 – 2007 уч.год.
1.Номинация»Биология»
Царева Н., 9кл. –1 место;
2.Естественно – мактематическое направление ( областная НПК)
Козлов А.-3 место.
2007 – 2008 уч.год.
1.Номинация «Биология»
Овчинникова К.,9 кл..-1м.;
2.Номинация «экология»
Арбузова А., 8 кл. -1м.
3 Балыко А , 9 класс -2м.
4 Овчинникова М., 8 класс -3 м.
2008 -2009 уч.год.
1.Номинация «Биология»
* Шевчук М., 8кл.-1м;
*Денисова С.,10 кл.-1м.
2.номинация «Экология»
*Домбаев А.,11 кл. -1м.
Иванова А . 9 кл. -3 м.
Примеры исследовательских работ в этом учебном году:
1.Влияние автомобильного транспорта на живые организмы.
2.Влияние мобильных телефонов на здоровье школьников
3. Проблемы наркотизации в п. Бада
4. Особенности питания современных подростков.
5. Влияние освещенности на развитие близорукости у школьников
6.Состояние здоровья школьников в нашей школе.
Исследовательская работа при проведении факультативов, элективных курсов.
Например, В 8-9 классах в школе проводится элективный курс по экологии "Основы гигиены" . Проводит этот курс учитель биологии Шевчук С.В. Программа адаптированная, автор - О.Е.Аверчинкова.
Цель курса: расширение и углубление знаний о факторах, влияющих на здоровье человека, изучение зависимости здоровья от состояния окружающей среды.
Задачи курса: *создание условий для формирования и развития интеллектуальных и практических умений в области биологического эксперимента.
*повышение интереса учащихся к изучению биологии и проведению биологического эксперимента;
* развитие творческих способностей;
* профориентационная подготовка.
Формы преподавания: лекции, лабораторные и практические работы.
Формы контроля знаний: индивидуальный контроль, защита проектов.
Прогнозируемые результаты: в процессе обучения учащиеся овладевают умениями:
*пользоваться лабораторным оборудованием
*описывать результаты наблюдений
*выполнять измерения исследуемых объектов
*оформлять результаты исследований в виде таблиц и графиков.
*обсуждать
Результаты эксперимента.
В программе курса учащиеся знакомятся с основными методами при микробиологических исследованиях, методом приготовления питательных сред. Учащиеся исследуют наиболее общие морфологические и биохимические признаки бактерий, грибов, знакомятся с распространением микроорганизмов в природе, изучают микрофлору организма человека и дают оценку санитарно-микробиологического состояния сред жизни человека, а так же некоторых продуктов
Наимненование тем курса следующие:
Учебно-тематический план.
№ п\п | Наименование тем курса | Кол-во часов | Лекции/практикум |
1 | Микробиология и гигиена. Микробиологические лаборатории, их оборудование. Гигиена. Стерилизация, её методы. | 1 | 1\- |
2 | Морфология и структура бактерий. Л\р «Микробиологический анализ сыра». | 1 | -\1 |
3 | Морфология микроскопических грибов и их значение в жизни человека. Л\р «Исследование жизнестойкости микроорганизмов на примере дрожжей». Л\р «Микроскопические исследования ногтей и волос» | 2 | \2 |
4 | Питательные среды, их классификация и методы приготовления. Л\р «Приготовление крахмало-аммиачной среды». | 2 | 1\1 |
5 | Гигиена воздуха. Л\р «Микрофлора воздуха и степень запыленности воздуха школьного помещения» Л\р «Учебный кабинет с точки зрения санитарно-гигиенических требований» | 2 | -\2 |
6 | Гигиена воды. Л\р «Микрофлора воды и органолептические показатели воды» | 2 | 1\1 |
7 | Гигиена питания. Л\р «Определение качества коровьего молока и мяса» Л\р «Определение качества меда» Л\р «Изучение устойчивости витамина С» | 3 | -\3 |
8 | Микрофлора организма человека Л\р «Микрофлора полости рта» Л\р «Посев микроорганизмов с кожных покровов» Л\р «Определение чувствительности микроорганизмов к йоду и мылу, антибиотикам» | 3 | -\3 |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1\- Творческий отчет |
итого | 17 | 4\13 |
Организация исследовательской работы на уроках.
Принципы развивающего обучения требуют специальной организации продуктивной деятельности учащихся по усвоению теоретических знаний, включенных в содержание курса биологии. Большую роль в этом играют лабораторные и практические работы. Они позволяют уч-ся не только изучать биологические объекты, но и знакомиться с методами биологической науки, что способствует развитию исследовательских умений. В ходе проведения лабораторных работ в разделе "Общая биология" возможно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, оформление отчета о выполнении исследования, рефлексия алгоритма решения проблемы.
Задания проблемного и исследовательского характера целесообразно включать в содержание следующих лабораторных работ:
1. Работа с микроскопом.
2.Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках.
3.Критерии вида
4.Изучение приспособленности организмов к среде обитания
5.Критерии вида.
6.Описание фенотипа растений.
7.Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда.
В качестве примера можно рассмотреть проведение лабораторной работы исследовательского проблемного характера по теме: "Изучение приспособленности организмов к среде обитания".
Задачи: создание условий для осознания учащимися понятий "приспособленность", "адаптации", "относительность приспособленности"; развитие интереса к учебной и научной информации, касающейся проблемы многообразия адаптационных особенностей у представителей живой природы; формирование умений уч-ся применять знания об эволюционных закономерностях возникновения адаптаций для объяснения механизма возникновения конкретной приспособленности, для прогнозирования следствий и формулирование выводов.
Для выполнения лабораторной работы школьников объединяем в группы. Каждая группа получает рабочий лист с иллюстрацией исследуемого типа приспособления организмов и проблемной информацией, обучающий текст с заданием и алгоритмом выполнения его практической части.
Особую роль играет обсуждение лабораторной работы всеми учащимися класса проблемного задания каждой группы. По завершении лабораторных работ уч-ся оформляют рефлексивные листы, где формулируют проблемный вопрос, гипотезу и вывод.
Например, рефлексивный лист по этой работе выглядит так:
Вопросы | Ответы |
Как вы думаете, в чем было необходимость проведения данной исследовательской работы? | |
В чем заключается проблема исследований? (сформулируйте проблемный вопрос) | |
Кратко сформулируйте гипотетический ответ на данный вопрос | |
Каково ваше отношение к положениям эволюционной теории? Повлияло ли на ваше мнение по данному вопросу информация, полученная в ходе проведения лабораторной работы? | |
Как вы думаете, должен ли обладать ученый-эволюционист какими либо особыми способностями и личностными качествами. | |
Как могут повлиять на общественное сознание находки и открытия, служащие доказательством эволюционного развития органического мира? | |
Организация исследовательских работ в учебной и внеурочной деятельности в области экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состояние окружающей природной среды.
1. Тема | Влияние освещенности школьных помещений на развитие близорукости у школьников. | |
2. Цель | Изучение влияния качества освещенности на развитие близорукости у школьников. | |
3. Объект и изучаемое свойство | Зрение подростка и влияние на него степени освещенности учебных кабинетов. | |
4. Актуальность | Согласно статистике, год от года растет количество выпускников школы, страдающих близорукостью. Так как основная учебная нагрузка (около 6 часов) приходится на обучение в школе, необходимо создать благоприятные условия (в том числе освещенности кабинетов) для сохранения зрения учащихся. | |
5. Задачи | -изучить степень освещенности в учебных помещениях школы; -изучить состояние зрения у учащихся нашей школы: -провести анализ между ростом заболеваемости близорукостью и качеством освещенности учебных помещений школы; - изучить способы профилактики близорукости у детей и взрослых | |
6. Гипотеза | Если создать необходимые условия освещенности учебных кабинетов и вооружить учащихся знаниями о правильной рабочей позе и организации рабочего места, то процент заболеваемости близорукостью у школьников снизится. | |
7. Методика | Эмпирические методы: 1. изучение информации о влиянии и способах определения освещенности учебных кабинетов (КИО, СК) 2. изучение соответствия школьной мебели (парт) возрастным особенностям учащихся 3. интервью со школьной медсестрой о кол-ве больных миопией 4. изучение литературы по теме « близорукость», «санитарно-гигиенические нормы учебных кабинетов» Теоретические: Проводил сравнение полученных данных со статистическими или нормативами, обобщал, делал выводы. Расчетные: Проводил вычисления КИО, СК, замеры площади окон, кабинетов и т.д. | |
8. Оборудование и материалы | 1. рулетка – измерение площади окон, кабинетов 2. калькулятор – вычисление площади окон, кабинетов 3. компьютер – обработка данных, построение диаграмм; текст | |
9. Схема опыта (эксперимента) | изучение литературы по проблеме, сбор информации проведение измерений по теме исследования сопоставление результатов с нормативами выводы | |
10. Статистическая обработка | Сопоставление полученных данных о качестве освещенности учебных кабинетов с нормативами. Выявление зависимости качества освещенности с данными о заболеваемости миопией среди учащихся школы. | |
11. Наглядное представление опытных данных | А) выдвинутая гипотеза справедлива -тенденция к росту числа школьников, страдающих близорукостью -большинство кабинетов школы не соответствуют нормативам освещенности | Б) выдвинутая гипотеза ошибочна - согласно мнению медицинской сестры школы, в большой степени на качество зрения школьника влияет работа с компьютером, несоблюдение правил ЗОЖ |
12. Выводы | На возникновение и развитие близорукости у школьников влияют в большей степени: некачественное освещение кабинетов, несоответствие размера парт индивидуальным особенностям учеников, неправильная рабочая поза. С целью сохранения зрения необходимо: - улучшить качество освещенности кабинетов, решать проблему соответствия школьной мебели возрастным особенностям учеников -учителям корректировать рабочую позу учащихся на уроках, проводить физ.минутки - проводить просветительскую работу среди школьников о правилах работы с компьютером, о мерах профилактики близорукости Суфинин Алексей. 9А класс. МОУ СОШ №15. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пресс-конференция для старшеклассников Конституция Российской Федерации-основной закон
Внеклассное мероприятие способствует осмыслению основных положений Конституции Российской Федерации,содействует воспитанию чувства патриотизма, уважения к социальным нормам и ценностям....
"Прощай ,20 век! "Классный час для старшеклассников. Предназначен для конференции"Откуда есть пошла русская земля"Секция"Классный час, посвящённый ...
Данный классный час для старшеклассников расширит кругозор, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к своей Родине....
Конференция старшеклассников "Знамя Победы"
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9, 10 и 11-х классов....
Конференция для старшеклассников
Помощь в выборе профессии....
Программа конференции для старшеклассников. «70 – летие Нюрнбергского процесса»
Сценарий конференции для старшеклассников о Нюрнбергском процессе над руководителями фашистской партии и фашистского государства...
урок - конференция для старшеклассников "Человек войны"
Урок посвящен наиболее проблемным и малоизученным вопросам Великой Отечественной войны. С использованием групповой технологии класс работает над темами проектов и представляет их на уроке....
Приказ об итогах районной научно-практической конференции для старшеклассников "Юность-науке"
В апреле 2018 года ученица 7 класса Коломдыга Полина заняла первое место в муниципальной научно-практической конференции для старшеклассников "Юность -науке".С ее исследовательской работой ...