АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА организации научно-исследовательской деятельности учащихся «Карасунский округ как туристический объект»
методическая разработка по географии (9 класс) на тему
Программа организации научно-исследовательской деятельности «Карасунский округ как туристический объект» предназначена для учащихся 9 классов в рамках Научного гимназического общества «Лига сотворчества»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа организации научно-исследовательской деятельности «Карасунский округ как туристический объект» предназначена для учащихся 9 классов в рамках Научного гимназического общества «Лига сотворчества».
Цели программы
Общеобразовательные цели:
- Обеспечить учащимся возможность реализации проектной деятельности в структуре индивидуальной образовательной траектории.
- Применять географические знания в повседневной жизни, то есть реализовывать на практике компетентностный подход.
- Познакомить учащихся с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природу и социально-экономические процессы.
Воспитательные цели:
- формировать ключевые компетенции.
- Создавать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу.
- Формировать личность средствами содержания программы.
Предметные цели:
- Расширить рамки изучения предмета «География» как ответ на индивидуальные запросы и потребности учащихся на этапе профориентации.
- Показать разнообразие и уникальность Карасунского округа.
Для достижения поставленных целей в программе реализуется ряд задач:
- изучение природно-культурных ландшафтов округа;
- анализ экономики округа;
- возможности рассмотрения Карасунского округа как туристического объекта.
- овладение новыми методами и технологиями обучения.
- Развитие способностей решать проблемы на основе собственного социального опыта.
- Развитие географического мышления.
Принципиально отличается структура программы. Содержание поделено на модули, в которых собраны материалы по конкретной теме. Поэтому содержание можно изучать в любом порядке, что даёт простор учителю выстроить процесс обучения по-своему, а не является единственно возможным и неизменным как в школьной программе.
Содержание программы охватывает следующие модули:
Введение. 2час.
Модуль I. Природно-культурные ландшафты Карасунского округа. 8 часов.
Модуль II. Районы Карасунского округа. 8 часов.
Модуль III. Экономика Карасунского округа. 9 часов.
Модуль IV. Карасунский округ как туристический объект.
Заключительное занятие. 1 час.
Итого: 34 часа
Содержание программы позволяет познакомить учащихся с самым большим внутригородским округом Краснодара, в котором проживает около четверти миллиона человек, находится 28 школ и 9 средних специализированных учебных заведений.
В округе много интересных мест, которыми гордятся его жители. Это, прежде всего природно-культурные ландшафты. Они являются местами отдыха и туризма.
- Ботанический сад Кубанского государственного университета. Первый ботанический сад на Кубани. Это крупнейший ботанический сад Северного Кавказа. Является памятником природы.
- Парк «Солнечный Остров», единственный, расположенный на естественном водоеме. Здесь растут уникальные и редкие для парков виды растений. Парк является памятником природы.
- Карасунские озера – история, экологическая проблема и будущее нашего округа.
- «Кубанское море» – водный объект на окраине округа, влияющий на природу окружающих территорий.
- Краснодарский лесопарк является зоной активного отдыха.
Интересными объектами исследования являются и районы округа:
- Поселок Курортный, который совершенно неосвещен в печати. Здесь находится главный пляж Карасунского округа.
- Самобытность поселка Гидростроителей.
- Поселок Пашковский – уникальный объект для исследования: это история казачества, и памятники Великой Отечественной войны, и архитектура прошлого.
В Карасунском округе размещены основные производственные мощности города Краснодара, они охватывают практически все виды человеческой деятельности. Изучение экономики округа поможет в профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Программа «Карасунский округ как туристический объкт» представляется особо актуальной, так как вооружает учащихся знаниями по физической, экономической, социальной географии своей местности. Учащиеся могут применять полученные знания в повседневной жизни. Востребованность результатов обучения, реализация возможности выбора – основные принципы программы. Данный курс имеет общезначимую культурологическую направленность. Способствует развитию у школьников умений активного самопознания, самообразования и самоорганизации.
Содержание программы предлагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся:
- Анализ географических карт;
- Составление планов местности и комментариев к ним;
- Анализ и обобщение различных источников информации;
- Анализ статистических материалов;
- Изучение форм и методов исследования территории;
- Изучение методов сбора информации;
- Выявление причинно - следственных связей между природными компонентами;
- Оценка эффективности строительства объектов;
- Анализ экологического состояния ландшафтов;
- Подготовка и проведение презентаций;
- Защита проектов;
- Разработка туристических маршрутов;
- Организация и проведение экскурсий для младших школьников.
Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой
Содержание программы предполагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:
- Объекта изучения;
- Форм и видов текущих и итоговых работ;
- Тему и форму представления проектов.
Формы организации занятий
В содержании программы преобладает практическая направленность. Предпочтение отдаётся активным методам обучения. Содержание каждого модуля программы включает:
- Самостоятельные работы поисково-исследовательского характера;
- Практические работы: на местности;
- Экскурсии;
- Творческие занятия.
Формы контроля
Достижения учащихся в процессе прохождения программы оцениваются по рейтингу. Оцениванию подлежит участие в семинаре, отчёт о практической и самостоятельной работе, защита проектов. Итоговые результаты индивидуального рейтинга учащихся заносятся в портфолио.
Ожидаемые результаты
В результате изучения программы ученик должен уметь:
- составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;
- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
Содержание
Введение. 2 час.
Географическое положение, площадь и размеры, природные условия Карасунского округа. Особенности района. Территориально-административное районирование округа. История округа. Формы и методы исследования территории.
Практическая работа №1. Определение по карте-схеме города Краснодара географического положения Карасунского округа. Оценка особенностей географического положения округа. Определение по карте-схеме Карасунского округа административных районов.
Модуль I: Природно-культурные ландшафты Карасунского округа. 8часов.
Значение природных объектов в жизни горожан. Изучение культурных ландшафтов.
Краснодарский лесопарк: физико-географическая характеристика парка как природного комплекса; экологическое значение ландшафта.
Краснодарское водохранилище: географическое положение, история строительства, гидрологические характеристики. Зоны отдыха. Рыбные ресурсы. Влияние водохранилища на природу и хозяйственную деятельность окружающей среды. Географические прогнозы.
Карасунские озёра. Река Карасун – правый приток Кубани. Озёра-старицы. Современное состояние озёр. Значение озёр: гидрологическое, эстетическое, природно-историческое, учебно-познавательное, рекреационное. Экологические проблемы, пути их решения.
Парк «Солнечный остров»: географическое положение, история образования, планировка парка; уникальность парка; редкие для парков виды растений. Памятники природы.
Ботанический сад Кубанского университета: история создания; коллекция растений, занесённая в красную книгу; исчезающие виды растений; значение сада для города.
Практические работы на местности:
№2. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости между природными компонентами.
№3. Оценка эффективности строительства Краснодарского водохранилища.
№4. Анализ экологического состояния Карасунских озёр.
№5. Творческое задание: проект «Будущее Карасунов».
№6. Изображение отдельных показателей качества окружающей среды на плане
местности.
№7. Экскурсия в ботанический сад.
Модуль II: Районы округа. 8 часов.
Организация самостоятельной работы по исследованию территории. Изучение методов сбора информации.
Посёлок Гидростроителей: географическое положение, история образования, архитектура, культурно-значимые объекты. Знаменитые личности.
Посёлок Курортный: особенности географического положения и истории заселения. Городской пляж. Парковая зона. Спортивная база.
Посёлок Пашковский. Пашковский курень. История казачества. Возрождение казачества. Архитектура прошлого. Сквер Казачий.
Характеристика других районов: Комсомольский микрорайон, станица Корсунская, хутор Ленина, посёлок Знаменский.
Практические работы поисково-исследовательского характера.
№8. Определение целей и задач исследования территории. Составление плана работы.
№9. Изучение методов сбора информации.
№10. Анализ и обобщение научной литературы, ресурсов интернета.
№11. Экскурсия в сквер Казачий.
№12. Составление презентации района проживания.
№13. Защита проектов «Районы Карасунского округа».
Модуль III. Экономика Карасунского округа. 9 часов.
Экономика Карасунского округа. География действующих предприятий. Знакомство с деятельностью предприятий округа. Роль пригородного сельского хозяйства. Уровень развития социальной сферы. Виды человеческой деятельности. Профессиональная ориентация. Дальнейшее развитие в новых экономических условиях.
Практические работы.
№14. Составление справочника действующих предприятий округа.
№15. Экскурсия на ТЭЦ.
№ 16. Экскурсия на Пашковский хлебозавод.
№17. Экскурсия на завод «Кубань фарфор».
№18. Нанесение местоположения предприятий округа на карту-схему города Краснодара.
Модуль IV. Карасунский округ как туристический объект. 6 часов.
Туристическая деятельность. Рекреационные ландшафты округа. Структура работы над проектом. Экскурсия как метод изучения территории. Разработка маршрутов экскурсий. Подготовка и организация экскурсии. Проведение экскурсий.
Практические работы (групповые).
№19. Разработка туристических маршрутов с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов округа.
№20. Организация и проведение экскурсий для младших школьников.
Заключительное занятие. 1 час.
Итоги изучения программы «Карасунский округ как туристический объект». Итоговые результаты индивидуального рейтинга учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»
Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....
Формирование навыков научно–исследовательской работы у учащихся 8-9 классов по актуальным и значимым вопросам истории.
Статья посвящена опыту работы педагога с обучающимися в направлении научно - иссследовательской деятельности.Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в наук...
Научно-исследовательская работа с учащимися
текст выступления на педсовете...
Формирование научно-исследовательских навыков у учащихся
Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Чтобы научить детей добывать знания самостоят...
Научно-исследовательская работа для учащихся 9-11 классов
Во всемирной истории очень мало битв, которые могли бы быть сопоставлены с Бородинским боем и по неслыханному до той поры кровопролитию, и по ожесточенности, и по огромным последствиям....
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....
Организация научно-исследовательской работы с учащимися
Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со...