"Точка роста" в сельской школе. Первые шаги
статья

Сидоровская Елена Станиславовна

В рамках национального проекта «Образование» школы получили современное оборудование центра «Точка Роста» для совершенствования урочной и внеурочной деятельности, формирования высокотехнологической среды школы, без которой сложно представить современный образовательный процесс обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сидоровская Е.С.

МОУ «Вепревская ООШ им.Ф.В.Морина

Сонковского района Тверской области»

«Точка роста» в сельской школе. Первые шаги.

В рамках национального проекта «Образование» школы получили современное оборудование центра «Точка Роста» для совершенствования урочной и внеурочной деятельности, формирования высокотехнологической среды школы, без которой сложно представить современный образовательный процесс обучения.

Целями деятельности Центров являются:

  • создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей;
  • обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» «Естественные науки».

Задача Центров: охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся образовательной организации, осваивающих основную общеобразовательную программу, и обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время.

Функции Центра:

  • участие в реализации основных общеобразовательных программ в части предметных областей «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», «Естественные науки» в рамках федерального проекта «Современная школа» и национального проекта «Образование»;
  • реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ вышеназванных профилей и иных программ в рамках внеурочной деятельности обучающихся;
  • обеспечение создания, апробации и внедрения модели равного доступа к современным общеобразовательным программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей детям малых городов и сельских территорий;
  • внедрение сетевых форм реализации программ дополнительного образования;
  • организация внеурочной деятельности в каникулярный период;
  • содействие развитию шахматного образования;
  • вовлечение обучающихся и педагогов в проектную деятельность;
  • обеспечение реализации мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров, повышение их квалификации;
  • реализация мероприятий по информированию и просвещению населения в области цифровых и гуманитарных компетенций;
  • информационное сопровождение учебно-воспитательной деятельности Центра, системы внеурочных мероприятий с совместным участием детей, педагогов, родительской общественности, в том числе на сайте образовательной организации и иных информационных ресурсах;
  • содействие созданию и развитию общественного движения школьников, направленного на личностное развитие, социальную активность через проектную деятельность, различные программы дополнительного образования детей.

С 2020 года в Сонковском районе открываются Центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста». С 1 сентября 2022 года и в нашей школе «Точка Роста» распахнула двери для детей.

На базе Центра  проводятся уроки биологии, физики, химии, географии, ведутся курсы дополнительного образования:

- «Эвристическая физика», 8 класс;

- «Гигиена и здоровье школьников», 8 класс;

- «Мир химии», 8 класс;

- «Занимательная география», 5 класс;

- «Практическая география», 9 класс.

Наша школа малочисленная. Учатся у нас самые обычные дети, много ребят  из   малообеспеченных и многодетных семей, большинство учащихся приезжают в школу издалека.

 Сложность нашей работы еще и в том, что в отличие от города, где в кванториумы и центры детского творчества приходят мотивированные дети, у нас и на основных, и на дополнительных программах обучаются одни и те же дети, и мотивированных из них 10-15% , а наша задача вовлечь в творчество  всех обучающихся.

Очень часто приходится сталкиваться с двояким подходом к изучению естественно-научных предметов в школе. Одни ученики с головой уходят в процесс обучения, понимая всю важность и значимость предмета, мотивированы сдачей ГИА и последующим обучением старших классах или колледже по данному направлению. Другие относятся к изучению их  с нескрываемой скукой, говоря: «Я сдаю другие предметы, мне это не понадобится!».

 Как же сделать так, чтоб ученику на уроке, а затем и во внеурочной деятельности было интересно? На уроках есть возможность выполнить обязательный минимум лабораторных и практических работ, но этого бывает недостаточно для более полного изучения основ естественных наук. Благодаря дополнительным общеобразовательным программам расширяется возможность применения практических методов изучения биологии, физики, географии и химии, так как эти программы имеют практическую направленность, в них большое количество часов отводится на  практические, лабораторные и проектные работы.

Реализация естественно-научных предметов на базе  Центра «Точка Роста» в нашей школе предусматривает использование Стандартного комплекта оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания. Это открывает больше возможностей для популяризации биологии, географии, химии и физики среди обучающихся, а значит повышения эффективности учебного процесса, высокой результативности во внеурочной деятельности.  

Мотивация к изучению предмета в разном возрасте может иметь различные «точки опоры». В 5-8 классах, погружаясь в мир естественных наук, ребёнок получает возможность раскрыть процессы и  явления, с которыми он сталкивается постоянно, с научной точки зрения. Учащийся может проявить себя в чём-то новом, выполняя исследовательские, проектные работы, выступая на конференциях, слётах, конкурсах и т.п.  В 9 классе на первое место выходит ориентация на выбор будущей профессии, однако если удалось увлечь подростка в предыдущих классах, интерес к предмету будет проявляться, даже если его дальнейшая подготовка к ГИА не связана с данным предметом.

Поэтому при разработке дополнительных общеобразовательных  программ для «Точки Роста» учитывались возможные интересы ребят.

Так, учащиеся 8 класса, знакомые с оптическим микроскопом с 5-7 классов, с удовольствием изучают оборудование Цифровой лаборатории. Светодиодная подсветка, увеличение до 640 крат цифровых микроскопов  привлекли внимание ребят, давая возможность на практике изучить все плюсы нового оборудования. Использование оборудования и реактивов из набора ОГЭ, Цифровой лаборатории на занятиях кружка «Мир химии» также вызвало большой интерес обучающихся.

Учащиеся вовлечены в исследовательскую и проектную деятельность, активно осваивают возможности ноутбуков, МФУ в учебной деятельности. Подключение к сети интернет даёт больше возможности для поиска информации. Подключения МФУ к wifi даёт беспроводной доступ к оборудованию при печати документа с ноутбука или телефона. Возможность подключения к ноутбуку через  Bluetooth помогает передавать файлы с телефона учащегося для дальнейшего редактирования без адаптера или проводного подключения.  

Таким образом, ресурсы Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста»  открывают новые возможности урочной и внеурочной деятельности,  расширяют поле взаимодействия ученика и учителя, повышают интерес и мотивацию учащихся к изучению биологии, химии и других предметов естественно-научной направленности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шилова Е.Б. Сидоровская Е.С . МОУ «Вепревская ООШ им.Ф.В.Морина Сонковского района Тверской области » «Точка роста » в сельской школе. Первые шаги .

Слайд 2

Цели деятельности Центров: создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей; обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» «Естественные науки ».

Слайд 3

Задача Центров: О хват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся образовательной организации, осваивающих основную общеобразовательную программу, и обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время.

Слайд 4

Функции Центра: участие в реализации основных общеобразовательных программ в части предметных областей «Технология», «Математика и информатика», «Естественные науки», « Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», внедрение обновленного содержания преподавания основных общеобразовательных программ в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»; реализация дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в рамках внеурочной деятельности обучающихся; обеспечение создания, апробации и внедрения модели равного доступа к современным общеобразовательным программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей детям малых городов и сельских территорий; внедрение сетевых форм реализации программ дополнительного образования; организация внеурочной деятельности в каникулярный период; содействие развитию шахматного образования; вовлечение обучающихся и педагогов в проектную деятельность; обеспечение реализации мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров, повышение их квалификации; реализация мероприятий по информированию и просвещению населения в области цифровых и гуманитарных компетенций; информационное сопровождение учебно-воспитательной деятельности Центра; содействие созданию и развитию общественного движения школьников, направленного на личностное развитие, социальную активность через проектную деятельность, различные программы дополнительного образования детей .

Слайд 5

Открытие Центра

Слайд 6

Первое знакомство

Слайд 7

Учащиеся 8 класса изучают возможности цифрового микроскопа

Слайд 8

На внеурочных занятиях

Слайд 9

Исследование теплопроводности жидкостей

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая работа в школе: первые шаги

В данной статье рссказывается о исследовательской деятельности школьников....

Эссе «Школа 21 века с точки зрения сельского учителя».

Статья о нововведениях в современной  школе и  мое мнение о них...

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе

В статье описано как можно создать условия для для  выявления,  поддержки  и развития   одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе....

Образовательная робототехника в школе: первые шаги, проблемы, возможности, перспективы

Презентация выступления на НПК педагогов "«Реализация ФГОС: стратегия, риски, перспективы» в марте 2017 года...

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6. Основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста".

В презентации показаны основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район....

Открытие Точки роста в школе

Методическая разработка мероприятия, посвященного открытию Точки роста на базе школы...

Рабочая программа внеурочной направленности «Экология ЮнЭк» на основе проекта «Современная школа» в рамках федеральной сети образовательных центров «Точка роста» для учащихся 5 – 6 классов общеобразовательных школ

Цель курса – формирование у учащихся экологического сознания, гуманного отношения к природе.Задачи курса: формирование экологического взгляда на природу, развитие широких познавательных интересо...