Статья о предпрофильной подготовке в сельской школа
статья по экологии (11 класс) по теме
Статья содержит информацию о системе сетевого взаимодействия МБОУ "Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа", Заиграевского района, Республики Бурятия с Бурятским лесопромышленным колледжем. В статье описана апробированная программа по непрерывному экологическому образованию в студенческой группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bof_2011.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название статьи: «Система непрерывное экологическое образование в условиях сельской школы»
(из опыта работы МОУ Шпалозаводской школы и Бурятского лесопромышленного колледжа)
Автор: Грабовская Вера Александровна, учитель биологии
Название организации: МОУ Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа, Заиграевский район
Секция: Модернизация профессионального образования
Глобальные изменения в профессиональной сфере современного общества, требуют корректировки содержательных и методических аспектов образования, пересмотра прежних приоритетов, целевых установок и педагогических средств в обучении детей. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. В соответствии с «Концепцией модернизации Российского образования» одна из функций образовательного учреждения – обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития и самореализации личности ученика через создание благоприятных педагогических условий для ее творческой, личностно – ориентированной самореализации. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Успешное непрерывное экологическое образование школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, когда оно осуществляется целенаправленно и систематически. Определяя экологическое образование в МОУ Шпалозаводской средней общеобразовательной школе, как одного из приоритетных направлений, следует отметить то, что на протяжении сорока лет ведется работа с детьми по формированию не только образованных, вооруженных знаниями, умениями и навыками, но и способных адаптироваться к быстро изменяющимся социально – экономическим условиям в обществе. Координацию работы МОУ Шпалозаводской средней общеобразовательной школы по экологическому образованию и воспитанию осуществляет Бурятский лесопромышленный колледж, как ресурсный центр эколого – образовательных услуг в условиях Байкальского региона.
Программа пред профильной подготовки «Основы лесоводства» учащихся 9 классов при изучении теоретического материала направлена на приобщение учащихся к практической, экспериментальной, опытнической и исследовательской деятельности. Условием такого обучения выступает система сетевого взаимодействия, основанная на организации взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности школьников, направленной на обогащение общественного и личного опыта. Деятельность учащихся 9 классов по формированию системы экологического образования заложена в рамках Договора об обеспечении подготовки учащихся МОУ Шпалозаводской средней общеобразовательной школы по системе непрерывного образования, заключенного на основании Закона РФ «Об образовании».
В программе заложено использование новых форм и методов экологического образования и воспитания, что позволит значительно повысить эффективность проводимого обучения и вовлечь в этот процесс школьников посредством «формального» и «неформального» образования, путем организации и проведения массовых экологических акций, тематических недель, полевых экспедиций, участие в природоохранных мероприятиях. Программа направлена на координацию научно – исследовательской деятельности Бурятского лесопромышленного колледжа как ресурсного центра реализации непрерывного экологического образования.
Главная цель Программы состоит в обеспечении взаимосвязи экологического образования, осуществляемого в системе:
МОУ Шпалозаводская сош – БЛПК - ВУЗ – Хандагатайский лесхоз - СМИ.
Данная образовательная программа является инновационной, экспериментальной и направлена на приобщение школьников к экологическим проблемам, через практическую, опытническую, исследовательскую деятельность детей в социуме села Новоильинск. Теоретическая часть программы позволяет изучать экологию как науку, а участие в практической деятельности (через работу на лесном питомнике Горхонского лесничества, экскурсионный практикум на экологической тропе) позволяет закрепить определенные навыки и умения на практике.
Отличительная особенность программы состоит в некоторых характеристиках социума. В, частности такое сочетание отдельных компонентов как у нас в селе Новоильинск не наблюдается, не в Заиграевском районе, не в Республике Бурятии. У нас есть:
1. Хандагатайский лесхоз - предприятие, лесохозяйственного направления;
2. МОУ Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа,
специализирующаяся по эколого - лесохозяйственному направлению;
3. Система сетевого взаимодействия с БЛПК как одним из ведущих общеобразовательных учреждений лесохозяйственного направления;
4. Лесной питомник, где ежегодно организуется полевая практика.
5. Своеобразный социальный заказ.
Данная программа позволяет детям адаптироваться к миру природы:
- воспитывает необходимость соблюдения принципов природопользования, через реализацию договора с Бурятским лесопромышленным колледжем, а также через практическую деятельность на лесном питомнике Горхонского лесничества Хандагатайского лесхоза;
Первая часть программы раскрывает концептуальные основы образовательного процесса, где задаются основные модели организации вариативной части через реализацию учебного плана. Вторая часть программы (инвариантная) представляет технологию, содержание и методическое обеспечение образовательного процесса, где исследовательская деятельность выступает как форма учебной деятельности, в процессе освоения которой у школьников развиваются навыки постановки целей и задач собственного познания, подбора инструментария их решения, осваиваются техника аналитического мышления, рефлексии.
На основании выше изложенного следует отметить то, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии, в выигрыше оказывается не только общество, получившее активного и целеустремленного субъекта деятельности, но, главное, - личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. В этой связи проблема поиска путей, способствующих профессиональной ориентации школьников, актуальна в настоящее время. Реализация основных направлений данной концепции программы позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения. Благодаря формированию и развитию у школьников таких важнейших социально-значимых качеств, как ответственность за свою профессиональную карьеру, стремление к получению престижных профессий, желания продолжать обучение, расширит возможность активного участия в решении важнейших проблем общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сетевая модель предпрофильной подготовки по химии"
Система работы по химии в предпрофильной школе, которая поможет ребятам правильно и осознанно выбрать профиль в стершей школе....
Введение в основы механизации сельского хозяйства Элективный курс (для 9 класса предпрофильной подготовки)
В сельской школе труд на земле с использованием процессов механизации становится более привлекательным для подростков, утверждающим личностные черты характера, воспитывающим вместе с высокой кул...
Столярное дело в сельском хозяйстве Элективный курс (для 6-9 класса предпрофильной подготовки)
Элективный курс "Столярное дело в сельском хозяйстве" направлен на применение знаний и умений учащихся специальной (коррекционной) школы с 6 по 9 классы по обработке древесины, посредством котор...
Творческая работа Тема: «Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения в условиях сельской школы»
Организация психологического сопровождения профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся в условиях сельской школы...
Программы по предпрофильной подготовке учащихся коррекционных школ 8 вида. 6 класс «Класс наблюдения»
Трудовое обучение в коррекционной школе 8 вида содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практико...
Повар. Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Ермаковой В.И. «Основы кулинарии»/ М.: Просвещение, 2002г.Данная программа ориентирована на использование у...
Анализ предпрофильной подготовки в старшей школе МАОУ СОШ № 35 2020-2021 уч. год
Приведен анализ предпрофильной подготовки в старшей школе МАОУ СОШ № 35 за 2020-2021 уч. год. рассмотрены организационные, информационные вопросы. Сделан анализ эффективности организац...