Программа нетрадиционного курса
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему
Экологическая программа на тему: Основы экологического краеведения". Она включает в себя экологические мероприятия и краеведческий материал села Голицино.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_netradicionnogo_kursa.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Голицинский филиал МОУ «Никифоровская СОШ №2»
Экологическое краеведение
села Голицино.
Нетрадиционный курс.
Автор-составитель: учитель экологии и химии Бекетова Оксана Викторовна.
Голицино, 2010 год.
5 класс
Пояснительная записка
Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.
Данный курс выделяют следующие задачи экологического образования и воспитания:
- возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении
качества окружающей среды; - обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;
- теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;
Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой.
Программа курса «Экологическое краеведение села Голицино» предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 34 часа.
Эта программа включает разнообразные формы обучения и виды деятельности, сочетающие познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приемы; побуждает детей к самостоятельной познавательной, художественной, коммуникативной деятельности.
Содержание предмета в занимательно-игровой форме знакомит обучающихся с миром природы и планетой Земля. Дети получают расширенные представления о внешнем и внутреннем строении планеты Земля, о морях, океанах, реках и озерах, растениях и животных, узнают, как началась дружба человека с травами, цветами, деревьями, какие сложены об этом легенды и были.
После изучения данного курса обучающиеся должны получить знания о планете Земля, о культурных и дикорастущих растениях, о животных разных сред обитания и занимательных фактах из их жизни.
Учащиеся должны уметь применять эти знания при выполнении проектных, творческих работ. Данный курс развивает умение фантазировать, логически мыслить, применять знания в различных ситуациях.
Тематический план
№ п/п | Тема занятия (практич.р., экскурсии) | Цели и задачи | Форма занятия | Кол-во часов |
I | Человек-друг или враг | 5 | ||
1 | Экология школьного двора. Экология школы. «Определение температурного режима в классах школы» | Знать растительность пришкольного участка. Уметь определять растительность парка, произрастающего возле школы. Научиться пользоваться определителями растений и животных. Уметь определять температуру в классе. Знать о вредном воздействии шума на здоровье человека. | Вводная лекция с эл-ми беседы. Экскурсия по школьному двору и школе. П/р | 1 |
2 | Экологический этикет. | Воспитать чувство ответственности за свое поведение в природе, сформировать знания о нормах и правилах поведения в природе, выработать потребность в общении с природой. | Беседа. Сообщения учащихся. | 1 |
3 | Демографический портрет планеты | Познакомить с населением Земли с начала нашей эры до современного периода. Познакомить с национальностями людей, населяющих Россию. Определить факторы, влияющие на уменьшение количество людей страны. | Лекция. Групповая работа с дополнительными источниками информации | 1 |
4 | «Изучение демографической ситуации села Голицино» | Рассмотреть демографическую ситуацию села Голдицино за три года. | П/р | 1 |
5 | Мероприятие «Нравственный императив - условия выживания человечества». Экол. акции | Сформировать представление о взаимосвязи человека и природы. Сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие зеленые насаждении, заставить задуматься о грозящей катастрофе. | Экологическое мероприятие. Экологическая конференция | 1 |
II | Планета, на которой мы живем | 7 | ||
1 | Расположение планеты Земля в солнечной системе. Внешнее строение | Рассмотреть расположение планеты Земля в солнечной системе. Изучить особенности строения внешних оболочек Земли. | Лекция с эл-ми беседы. Просмотр кинофильма | 1 |
2 | Внутреннее строение Земли. Огненная земля. | Изучить внутреннее строение земной коры. Познакомиться с изменениями, происходящими на поверхности Земли. Рассмотреть работу вулкана по доп. литературе. | Лекция с э-ми беседы. Сообщения учащихся | 1 |
3 | Современные экологические проблемы современности. Экологические проблемы села Голицино | Познакомиться с природными объектами, к-е загрязняются людьми. Рассмотреть мусорные свалки, найти пути их ликвидации | Семинар. Групповая и просветительная работа | 1 |
4 | «Обитатели пресных водоемов» | Изучить биологию обитателей водоема | П/р | 1 |
5 | Занимательные факты. Тестирование | Углубить знания о флоре и фауне, экологических понятиях. Научиться пользоваться дополнительными источниками, выбирать необходимую информацию, использовать при выступлении в классе, конференции. Закрепить полученные знания. | Групповая работа. Сообщения учащихся. Проверка знаний | 1 |
6 | Природа Земли и будущее | Осмыслить свое место в мире, расширить понятия «дом» на весь мир, осознать себя как неразрывную часть природы | Семинар | 1 |
7 | Экол.мероприятие Экол.акции | Привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и животного мира; проблеме загрязнения мест обитания растений и животных. Сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие зеленые насаждении, заставить задуматься о грозящей катастрофе. | Экологическое мероприятие. Экологическая конференция | 1 |
III | Голубые артерии Земли | 7 | ||
1 | Вода- источник жизни | Изучить состав воды. Расширить и углубить знания о влиянии человека на гидросферу, о глобальных экологических проблемах. | Лекция с эл-ми беседы | 1 |
2 | Удивительные водоемы страны | Познакомить с водоемами страны. Рассмотреть особенности флоры и фауны самого глубокого озера Байкал. | Беседа. Сообщения учащихся | 1 |
3 | Изучение родников реки «Степанок» с.Голицино | Познакомиться с местной достопримечательностью села- родниками. Изучить их географию | Семинар | 1 |
4 | «Вода-путешественница» | Познакомить со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу. | П/р | 1 |
5 | «Водоем зимой» | Познакомить с приспособлениями обитателей водоема к зимованию | Экскурсия | 1 |
6 | Занимательные факты. Тестирование | Углубить знания о флоре и фауне водных представителей, экологических понятиях. Научиться пользоваться дополнительными источниками, выбирать необходимую информацию, использовать при выступлении в классе, конференции. Закрепить полученные знания. | Групповая работа. Сообщения учащихся. Проверка знаний | 1 |
7 | Экол.мероприятие Экол.акции | Познакомить с проблемами охраны растений и животных; дать представление о той угрозе, которую представляет собой неразумное антропогенное воздействие на природу. Сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие зеленые насаждении, заставить задуматься о грозящей катастрофе. | Экологическое мероприятие. Экологическая конференция | 1 |
IV | Мир растений | 7 | ||
1 | Разнообразие дикой природы | Познакомить с разнообразием растительного мира дикой природы. Определить значимость растительного мира для других организмов и человека. Привить любовь к растениям. | Лекция с эл-ми беседы. | 1 |
2 | Культурная флора | Познакомить с разнообразием культурных растений. Выяснить пути появления культурных растений на примере картофеля, томата. Познакомить с наукой селекцией, центрами происхождения культурных растений. Выяснить их значимость для человека. | Круглый стол. Сообщения учащихся | 1 |
3 | Растительность с.Голицино. «Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды» | Выяснить антропогенное загрязнение растительности села Голицино. | Лекция с эл-ми беседы. П/р | 1 |
4 | Растения Красной книги. Заповедники, заказники тамбовской области | Познакомить с проблемами охраны растений; дать представление о той угрозе, которое представляет собой неразумное антропогенное воздействие на природу; активизировать познавательный интерес у учащихся, формировать у них умений самостоятельно приобретать знания, работать с литературой; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Беседа, групповое задание, сообщения учащихся, работа с дополнительной литературой, просмотр фильма | 1 |
5 | «Работа с гербарным материалом» | Познакомить с культурными растениями на примере гербарного материала; рассмотреть растения произрастающие в данной местности. | П/р | 1 |
6 | Занимательные факты. Тестирование | Углубить знания о флоре, экологических понятиях. Научиться пользоваться дополнительными источниками, выбирать необходимую информацию, использовать при выступлении в классе, конференции. Закрепить полученные знания. | Групповая работа. Сообщения учащихся. Проверка знаний | 1 |
7 | «Зимние явления в жизни животных» | Изучить приспособленность растений к зимним условиям; выяснить, по каким признакам зимой можно отличить деревья от кустарников. | Экскурсия | 1 |
V | Мир животных | 8 | ||
1 | Разнообразие животных дикой природы | Рассмотреть животных представителей разных сред обитания; привлечь внимание детей к проблеме потери животного мира; проблеме загрязнения мест обитания; воспитать ответственное отношение за судьбу братьев наши меньших. | Лекция с э-ми беседы. Сообщения учащихся | 1 |
2 | «Моделирование пищевых связей» | Обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи живых организмов на примере пищевых связей. | П/р | 1 |
3 | Домашние животные | Изучить многообразие культурных представителей фауны; познакомиться с представителями обитающими в местной зоне; воспитать ответственное отношение за судьбу четвероногого друга, домашнего питомца. | Круглый стол, сообщения учащихся | 1 |
4 | Животные Красной книги. Заповедники, заказники тамбовской области. | Познакомить с проблемами охраны животных; дать представление о той угрозе, которое представляет собой неразумное антропогенное воздействие на природу; активизировать познавательный интерес у учащихся, формировать у них умений самостоятельно приобретать знания, работать с литературой; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Беседа, групповое задание, сообщения учащихся, работа с дополнительной литературой, просмотр фильма | 1 |
5 | Животные представители местной фауны. Защита животного мира | Выяснить антропогенное загрязнение природы села Юрловка; определить как это загрязнение влияет на животных представителей данного села | Семинар | 1 |
6 | «В гости к весне» | Определить признаки наступления весны в неживой и живой природе; воспитать бережное отношение к природе. | Экскурсия | 1 |
7 | Занимательные факты. Тестирование | Сформировать у учащихся представление о взаимосвязи человека и природы Привлечь внимание детей к проблеме потери животного мира; проблеме загрязнения мест обитания животных. | Групповая работа. Сообщения учащихся. Проверка знаний | 1 |
8 | Экол.мероприятие Экол. акции | Воспитать ответственное и уважительное отношение к экологической среде и всему животному миру на Земле; способствовать предотвращению антропогенного воздействии на окружающую среду; изучить природу родного края. | Экологическое мероприятие. Экологическая конференция | 1 |
Содержание программы (34 ч.)
1. Вводное. Человек-друг или враг (5 ч.).
Экология школьного двора. Экология школы. Экологический этикет. Демографический портрет планеты.
Практические работы: «Определение температурного режима в классах школы», «Изучение демографической ситуации села Голицино».
2. Планета, на которой мы живем (7 ч.).
Расположение планеты Земля в солнечной системе. Внешнее строение. Внутреннее строение Земли. Огненная земля. Современные экологические проблемы современности. Экологические проблемы села Голицино. Природа Земли и будущее.
Практические работы: «Обитатели пресных водоемов».
3. Голубые артерии Земли (7 ч. ).
Вода- источник жизни. Удивительные водоемы страны. Изучение родников с.Голицино.
Практические работы: «Вода-путешественница».
Экскурсии: «Водоем зимой».
4. Мир растений (7 ч.).
Разнообразие дикой природы. Культурная флора. Растительность с.Голицино. Растения Красной книги. Заповедники, заказники тамбовской области.
Практические работы: «Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды», «Работа с гербарным материалом».
Экскурсии: «Зимние явления в жизни животных».
5. Мир животных (8 ч.)
Разнообразие животных дикой природы. Домашние животные. Животные Красной книги. Заповедники, заказники тамбовской области. Животные представители местной фауны. Защита животного мира.
Практические работы: «Моделирование пищевых связей».
Экскурсии: «В гости к весне».
Информационные источники:
1. Акимов С., Ахмалишева А.Х., Хренов А.В. Биология, экология, М.: Лист, 1996
2. Биология в школе: жур.-2002.-№1
3. Биология в школе: приложение к газете «Первое сентября».
4. Биология: газ.-2004.-№21.-С.18-23; №22.- С.20-23.
5. Зверев А.Т. Экологически игры. М.: Дом педагогики,2001
6. Райков Б.Е Зоологические экскурсии / Б.Е. Райков, М.Н. Римский-Корсаков.- М.: Топикал, 1994.
7. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками. В.,2009
8. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология и экология. М.: «Глобус», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация о наличии программ элективных курсов, нетрадиционных курсов, разработанных Ничковой Т.А.
Информация подтверждает наличие программ элективных курсов, нетрадиционных курсов, методических пособий, разработанных Ничковой Т.А. Удостоверяет факт прохождения внутренней, внешней...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Информация о наличии программ элективных курсов, нетрадиционных курсов, разработанных Ничковым Н.В.
Информация о наличии программ элективных курсов, нетрадиционных курсов, разработанных Ничковым Н.В....
Рабочая программа нетрадиционного курса по английскому языку для 5 класса «Увлекательный английский»
Программа нетрадиционного курса разговорного английского языка "Увлекательный английский" предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 34часа....
Программа краткосрочных курсов "Азбука цвета" (нетрадиционные техники рисования)
Использование нетрпадиционных техник рисовния помогают ребенку почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее.Дают детям возможность удивл...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...