Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Робототехника: учимся изобретать будущее»
методическая разработка (5 класс)

Пивоварова Елена Николаевна

Направленность  программы - техническая

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Робототехника: учимся изобретать будущее» (первый год обучения) направлена на формирование у обучающихся компетенций в области освоения научных знаний, и развитие интереса к инженерным профессиям. В рамках данной программы обучающиеся приобретают начальные технические знания, необходимые для работы с современными наборами робототехники; знакомятся с историей робототехники.

Актуальность  программы «Робототехника. Вводный уровень»  обусловлена необходимостью формирования у детей компетенций в технических областях знаний, работать над решением инженерных задач, практической работой с робототехникой.

Значимость  программы обусловлена необходимостью развития конструкторских способностей у детей в сфере  научно-технического творчества; необходимостью формирования  профессиональной ориентации в сфере проектирования и производства робототехники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robototehnika_igrushki_i_pomoshchniki.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное

бюджетное учреждение «Средняя школа с. Ныр Тужинского района»

   «Обсуждено»                                 «Согласовано»

 Руководитель ШМО                     Зам. директора по ВР

 __/Н.В. Воронова /               ______/____________ /

«Утверждаю»              Директор КОГОБУ СШ  

с. Ныр Тужинского района

_________/Н.Г.Тохтеева/             Приказ №______от ______г.

Дополнительная общеобразовательная программа

технической направленности

«Робототехника: учимся изобретать будущее»

(первый год обучения)

Автор – составитель:

Пивоварова Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования

с. Ныр, 2023 г

Пояснительная записка

Направленность  программы - техническая

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Робототехника: учимся изобретать будущее» (первый год обучения) направлена на формирование у обучающихся компетенций в области освоения научных знаний, и развитие интереса к инженерным профессиям.

В рамках данной программы обучающиеся приобретают начальные технические знания, необходимые для работы с современными наборами робототехники; знакомятся с историей робототехники.

Актуальность  программы «Робототехника. Вводный уровень»  обусловлена необходимостью формирования у детей компетенций в технических областях знаний, работать над решением инженерных задач, практической работой с робототехникой.

Значимость  программы обусловлена необходимостью развития конструкторских способностей у детей в сфере  научно-технического творчества; необходимостью формирования  профессиональной ориентации в сфере проектирования и производства робототехники.

Отличительные особенности программы.  Программа предусматривает  привитие обучающимся навыков прохождения полного цикла создания инженерного продукта.  Программа ориентирована на решение реальных технологических задач.

Новизна в использовании современных педагогических технологий, методов и приемов; различных техник и способов работы; современного оборудования, позволяющего исследовать, создавать и моделировать различные объекты из области робототехники и компьютерных наук.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 9 до 10 лет в количестве 10-12 человек. Программа реализуется в течении одного года.

Объем программы: 34 часа

Срок освоения: 1 год

Форма обучения: очная        

Уровень программы: базовый

Особенности организации образовательного процесса:  форма реализации  образовательной программы традиционная. Организационные формы обучения: практические работы, беседы, лекции, выставки, участие в мероприятиях различного уровня.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: формирование инженерных компетенций в областях конструирования, робототехники, компьютерных технологий.

Задачи:

Образовательные задачи:

Изучать принципы работы робототехнических элементов, состояние и перспективы  робототехники в настоящее время; изучение истории робототехники.

Изучать приемы и технологии разработки простейших алгоритмов и систем управления технических устройств.

Формировать умение пользоваться  технической литературой, обучать технической грамотности.

Развивающие задачи:

Формировать интерес  к техническим знаниям, развивать у обучающихся техническое мышление, изобретательность, пространственное и критическое мышление;

Развивать способности осознанно ставить перед собой конкретные задачи, разбивать их на отдельные этапы и добиваться их выполнения

Воспитательные задачи:

Воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоорганизацию;

Формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за достижения отечественной науки и техники

1.3 Учебно-тематический план

№пп

Название раздела, темы

Количество часов

Формы  организации  образовательного процесса

всего

теория

практика

1

Введение, техника безопасности. Знакомство, мониторинг.

1

1

Беседа.

2

Основы робототехники.

5

1

4

Лекция, практическая работа.

3

Основы робототехники. Сборка робота по схеме.

11

1

10

Практическая работа.

4

Основы робототехники. Программирование.

15

1

14

Практическая работа.

5

Подведение итогов.

2

2

Практическая работа. 

Итого

34

4

30

1.4 Содержание учебного плана

 Тема 1: Введение, техника безопасности. Знакомство, мониторинг.

Теория: Инструктаж по безопасности и правилам пожарной безопасности. Правила осанки при работе за компьютером.

Практика: не предусмотрена

Тема 2: Основы робототехники.

Теория: Введение в робототехнику. Робототехника в России и в мире. Простейшие механизмы.

Практика: Сборка простейших механизмов. 

Тема 3: Основы робототехники. Сборка робота по схеме.

Теория: Создание простых объектов. Знакомство с конструкторами, деталями из наборов.

Практика: Сборка робота по схеме. 

Тема 4: Основы робототехники. Программирование.

Теория: Создание простых объектов. Знакомство с конструкторами, деталями из наборов Лего. Среда программирования. Создание программы.

Практика: Сборка робота, программирование робота.

Тема 5: Подведение итогов.

Теория: Подведение итогов, анализ проделанной работы. Разбор ошибок.

1.5 Планируемые результаты

Коммуникативные УУД:

- умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков;

- умение выслушивать собеседника и вести диалог;  

- умение планировать сотрудничество со сверстниками;

- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами;

Метапредметные результаты освоения программы:

- умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

- умение осуществлять поиск информации в хранилищах  информационных ресурсов;

- умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков и классификации объектов.

В процессе изучения программы у детей будут сформированы:

Предметные УУД: Учащиеся должны знать:

- знать правила безопасного пользования инструментами и оборудованием;

- знать оборудование и инструменты, используемые в области робототехники;

- знать основные принципы работы с робототехническими элементами;

- знать  основные направления развития робототехники;

- знать  основные сферы применения робототехники, мехатроники и электроники;

- знать основные принципы работы электронных схем и систем управления объектами;

Должны уметь:

- уметь соблюдать технику безопасности;

- уметь разрабатывать простейшие системы с использованием электронных компонентов и робототехнических элементов;

- уметь разрабатывать простейшие алгоритмы и системы управления робототехническими устройствами.

Условия реализации программы

Дидактический материал

Оборудование Центра образования «Точка роста» технологической направленности.

Специализированная литература по направлению, подборка журналов.

Наборы технической документации к применяемому  оборудованию.

Образцы моделей, выполненные учащимися и педагогом.

Видеоматериалы.

Ресурсы сети Интернет.

Техническое оснащение

Кабинет, оснащенный компьютерной техникой (1 компьютер на 2 ученика).

Рекомендуемое оборудование – робототехнический комплект начального уровня.

Нормативное обеспечение

Инструкции по технике безопасности и охране труда по организации и проведению мероприятий

Правила внутреннего распорядка для обучающихся. Эксплуатации технического оборудования и технических устройств, пожарной и электробезопасности.

Требования к безопасности образовательной среды

Занятия проходят в учебном кабинете достаточном для размещения 10-12 человек.

Кадровое обеспечение

К реализации программы привлекается педагог, имеющий педагогическое образование.

Информационное  обеспечение

Компьютер с доступом к информационным ресурсам сети Интернет, учебные видеофильмы, литература.

Формы аттестации

Вводный контроль посредством бесед, анкетирования, тестов, где выясняется начальный уровень знаний, умений и навыков учащихся, а также выявляются их творческие  способности. Формы: творческие работы, самостоятельные работы, тестирование.

Промежуточный контроль позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень учащихся, в соответствии с пройденным материалом программы. Формы: контрольные тесты, беседы, выполнение практических заданий.

Оценочные материалы

После изучения каждой темы проводится практическое занятие. Критерии знаний, умений и навыков определяются в соответствии с тематическим планом и прогнозируемым результатом обучения.

Формы подведения итогов реализации программы

Предусматривается участие в конкурсах разного уровня. Проведение открытого мероприятия для обучающихся юго-западного образовательного округа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка Дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «К ВЕРШИНАМ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА»

Дополнительная общеобразовательная программа «К вершинам водительского мастерства» является следующим уровнем в обучении по профессиональной общеобразовательной программе «Водитель автомобиля категори...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Оживший песок»

Дополнительная общеобразовательная программа технической  направленности по песочной анимации «Оживший песок» (теургия на песке).Статус программы: дополнительная общеобразовательная п...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе технической направленности «Конструкторы»

Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительнойобщеобразовательной программе технической направленности«Конструкторы»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Робототехника: конструирование и программирование»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «Робототехника: конструирование и программирование»(дополнительное образование детей 7-14 лет)Срок реализации...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Мультитворчество"

Цель программы: развитие у обучающихся личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам через создание мультф...

дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Робототехника» для начинающих

Роботы сегодня входят в нашу жизнь в различных областях. Они летают в космос, исследуют другие планеты; помогают в военных целях – разминируют бомбы и разведывают обстановку с воздуха. В промышл...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Робототехника"

Программа призвана, развить интерес к разработке, сложных, технических, автоматизированных устройств; способствовать раскрытию научногопотенциала, выявлять и развивать интерес к техническим разра...