МЕТОДИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В СТОЛЯРНЫХ РАБОТАХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
методическая разработка (8, 9 класс)

Бугаенко Григорий Анатольевич

Креативность является важной составляющей личностного развития, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Занятия по столярному делу предоставляют уникальные возможности для раскрытия творческого потенциала, позволяя детям выражать свои идеи и создавать уникальные изделия собственными руками. Однако для успешного развития креативности необходимо учитывать особенности каждого ребенка и применять методики, способствующие их самовыражению и уверенности в своих силах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В СТОЛЯРНЫХ РАБОТАХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Креативность является важной составляющей личностного развития, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Занятия по столярному делу предоставляют уникальные возможности для раскрытия творческого потенциала, позволяя детям выражать свои идеи и создавать уникальные изделия собственными руками. Однако для успешного развития креативности необходимо учитывать особенности каждого ребенка и применять методики, способствующие их самовыражению и уверенности в своих силах.

Одной из основных задач педагога является создание мотивирующей и поддерживающей среды, где каждый ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Важно поощрять любые проявления творчества, даже если они не соответствуют классическим представлениям о «правильности» работы. Свобода выбора в процессе создания изделий, использование нестандартных материалов и подходов стимулируют детей к экспериментированию и поиску собственных решений. Например, можно предложить детям создать изделие на свободную тему, предоставив им возможность выбрать форму, цвет и материалы.

Для развития креативности необходимо включать в занятия элементы импровизации и проблемного обучения. В таких условиях дети учатся самостоятельно искать решения и находить новые подходы к выполнению задач. Например, можно предложить детям создать изделие с ограниченным набором инструментов или материалов, что потребует от них нестандартного мышления и креативного подхода. Такие задания помогают детям развивать умение находить выход из сложных ситуаций и использовать свои ресурсы максимально эффективно.

Важным элементом поддержки креативности является работа с визуальными и тактильными материалами. Для детей с ОВЗ, особенно с нарушениями зрения или моторики, важно предоставить возможность работать с разнообразными материалами, которые стимулируют их сенсорное восприятие. Использование текстурированных поверхностей, ярких цветов и контрастных форм помогает детям лучше понимать структуру и свойства материалов, что способствует развитию их воображения и креативного мышления. Например, работа с древесиной разной фактуры может вдохновить детей на создание необычных и интересных проектов.

Индивидуальный подход играет ключевую роль в развитии креативности у детей с ОВЗ. Каждый ребенок уникален, и его творческие способности могут проявляться в различных формах. Педагогу важно учитывать особенности восприятия и мышления каждого ребенка, адаптируя задания под его возможности. Например, для ребенка с нарушениями слуха можно использовать визуальные подсказки и схемы, которые помогут ему лучше понять задание и проявить свою креативность. Для детей с интеллектуальными нарушениями важно упрощать задачи и делить их на этапы, чтобы они могли последовательно выполнять работу и при этом чувствовать успех на каждом шаге.

Кроме того, групповая работа может стать эффективным инструментом для развития креативности. Взаимодействие с другими детьми стимулирует обмен идеями и способствует возникновению новых творческих решений. Например, дети могут работать в парах или небольших группах, где каждый будет вносить свои предложения и идеи, что поможет создать уникальное коллективное изделие. Важно, чтобы педагог поощрял взаимодействие и поддерживал атмосферу сотрудничества, где каждая идея будет услышана и оценена.

В завершение можно отметить, что развитие креативности у детей с ОВЗ на занятиях по столярному делу требует использования адаптированных методик, которые учитывают их индивидуальные особенности и создают условия для творческого самовыражения. Педагогам необходимо поддерживать инициативу детей, поощрять их стремление к экспериментам и создавать безопасную среду, где каждый ребенок может раскрыть свой творческий потенциал. Такие подходы не только способствуют развитию креативности, но и помогают детям стать более уверенными в своих силах и способностях.

Список литературы

  1. Абрамова И.В., Пуштаева Е.С. Особенности творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Проблемы современного педагогического образования, 2019. — С. 11-14.
  2. Архипович, О. В. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как создание условий для успешной социализации / О. В. Архипович, И. Н. Конькова, Н. В. Кулакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 1-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы работы "Психолого-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей"

Работа содержит описание опыта по выявлению и развитию детей, имеющих способности в различных областях деятельности, таких как художественное чтение, исследование, театральное творчество, стихосложени...

Поддержка и развитие одаренных детей (из опыта работы)

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка ...

Школьная программа поддержки и развития способных, талантливых детей "Одаренные дети"

Для проявления способностей в той или иной области каждому ребенку необходимо создать максимально благоприятные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных спос...

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга –  формально-логического мышления, овладение способами построения однозначного конт...

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Предмет (направленность): русский язык и не толькоВозраст детей: любойМесто проведения: класс Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга ...

Технологии поддержки и развития одаренных детей. Этапы работы с одаренными детьми

В данной статье предалагается рассмотерть основные этапы работы с одаренными детьми в основной школе и памятка по работе с такими обучающимися....