«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка»
материал

Голинько Кристина Викторовна

«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка».

Введение

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательном процессе требует специального подхода, особенно когда речь идет об изучении иностранных языков, таких как английский. В данном докладе будут рассмотрены основные аспекты работы с этой категорией учащихся, историческое развитие инклюзивного образования, текущее состояние, а также возникающие проблемы и вызовы. Будет представлен анализ ключевых исследований и мнения экспертов, а также обсуждены возможные направления развития и решения актуальных проблем.

Историческое развитие

Исторически, образовательные подходы к детям с ОВЗ были основаны на медицинской модели, которая акцентировала внимание на дефектах и ограничениях. Лишь в конце XX века в образовательной практике начали происходить изменения с переходом к инклюзивной модели, которая учитывает особенности каждого ребенка и фокусируется на их потенциале и возможностях. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006) содействовала распространению практики инклюзивного образования по всему миру.

В России инклюзивное образование начало активно внедряться в 2010-х годах, когда были приняты различные федеральные законы и программы, направленные на создание доступной образовательной среды для всех.

Текущее состояние

На данный момент в образовательных учреждениях России активно реализуются программы инклюзивного обучения, однако дело с овладением иностранными языками идет не так просто. Учебные пособия зачастую не адаптированы для детей с ОВЗ, а учителя не всегда проходят специальную подготовку, необходимую для работы с этой группой учащихся.

Важным аспектом является использование современных технологий в преподавании английского языка. Интерактивные платформы и приложения значительно улучшают процесс обучения, позволяя каждому ученику двигаться в своем темпе.

Основные проблемы и вызовы

  1. Адаптация учебных материалов. Не всегда существует возможность снизить уровень сложности материала, что затрудняет понимание и усвоение языка детьми с ОВЗ.
  2. Подготовка учителей. Необходимость дополнительного обучения и повышения квалификации педагогов, чтобы они могли эффективно взаимодействовать с детьми с ОВЗ.
  3. Индивидуальный подход. Невозможность обеспечить полноценное индивидуальное обучение, которое учитывать разные потребности детей.
  4. Стереотипы и предвзятые мнения. Существуют стереотипы о способностях детей с ОВЗ, которые могут влиять на общение, а также на отношение к ним со стороны других учеников.

Будущие направления развития

Для повышения качества обучения детям с ОВЗ на уроках английского языка возможно рассмотреть следующие решения:

  1. Разработка специализированных учебных программ и материалов. Создание адаптивных учебных пособий, которые помогут снизить уровень сложности и сделать изучение языка более доступным.
  2. Обучение учителей. Введение программ повышения квалификации для педагогов, направленных на работу с детьми с ОВЗ.
  3. Инклюзивные практики. Разработка и внедрение инклюзивных методик преподавания, которые помогут объединить изучение языка с другими учебными предметами, что способствует лучшему усвоению материала.
  4. Поддержка социальных взаимодействий. Стимулирование дружбы и сотрудничества между учащимися разного уровня, что поможет снизить уровень предвзятости и создать более дружелюбное образовательное окружение.

Эта сфера продолжает развиваться, и при правильном подходе можно значительно улучшить качество образования для детей с ОВЗ, позволяя им успешно осваивать английский язык и другие предметы.

Работа с детьми с ОВЗ на уроках английского языка требует адаптации методик и материалов. Ключевые аспекты включают:

  1. Индивидуализация: Учет индивидуальных образовательных потребностей и возможностей каждого ребенка. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
  2. Визуализация: Активное использование наглядных пособий, карточек, картинок для облегчения понимания и запоминания материала.
  3. Дозированность: Подача материала небольшими порциями, с частыми повторениями и закреплением изученного.
  4. Поощрение: Создание благоприятной и поддерживающей атмосферы, акцент на успехах, поощрение даже небольших достижений.
  5. Сенсорная интеграция: Использование различных каналов восприятия (зрение, слух, кинестетика) для эффективного усвоения информации.
  6. Модификация заданий: Адаптация сложности заданий в соответствии с уровнем ребенка, использование упрощенных инструкций.
  7. Терпение и понимание: Проявление эмпатии и терпения, учет особенностей поведения и реакции детей.

Также играет важную роль применение игровых технологий. Игры способствуют снятию напряжения, повышают мотивацию к обучению и помогают закрепить пройденный материал в ненавязчивой форме. Важно подбирать игры, соответствующие возрасту и возможностям детей, а также четко формулировать правила и цели.

Особое внимание следует уделять формированию коммуникативных навыков. Необходимо создавать ситуации, в которых дети могут использовать английский язык для общения друг с другом и с учителем. Это могут быть ролевые игры, проекты, презентации и другие виды деятельности, направленные на развитие устной речи.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) может значительно облегчить процесс обучения. Интерактивные доски, обучающие программы и онлайн-ресурсы позволяют сделать уроки более интересными и наглядными. Важно тщательно отбирать ИКТ-инструменты, учитывая особенности и потребности детей с ОВЗ.

Как опытный специалист, я вижу особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка в необходимости индивидуализированного подхода. Важно учитывать специфику нарушений каждого ребенка (ЗПР, РАС, нарушения слуха/зрения, и др.). Методика должна быть адаптирована: упрощенные инструкции, визуальная поддержка, использование мультисенсорных техник, короткие и четкие задания.

Особое внимание уделяется созданию поддерживающей и безопасной атмосферы. Темп обучения адаптируется к возможностям ученика. Необходимо разбивать материал на небольшие, легко усваиваемые блоки, и часто повторять пройденное. Важно использовать позитивную мотивацию и поощрять малейшие успехи.

Ключевой аспект – сотрудничество с психологами, дефектологами и родителями для разработки комплексной программы обучения. Необходимо учитывать рекомендации специалистов и адаптировать уроки в соответствии с ними. Цель – развитие коммуникативных навыков, повышение уверенности в себе и интеграция в социум.

Рекомендации

Возможные рекомендации для организации работы с детьми с ОВЗ включают:

  1. Использование визуальных и аудиовизуальных средств обучения.
  2. Стимулирование участия детей в групповом взаимодействии.
  3. Предоставление доступных ресурсов, таких как приложения для изучения английского языка, ориентированные на детей с ОВЗ.

Заключение

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка — это сложная, но важная задача, требующая комплексного подхода. С применением инклюзивных практик, разработки специального обучения и подготовки педагогов можно создать успешную образовательную среду, способствующую равным возможностям для всем детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

В статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ и методы работы с ними...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

За  основу обучения детей с ОВЗ английскому языку ставлю обучение чтению и изучение лексических единиц, а письмо использую как средство обучения.  Дети с ОВЗ испытывают определенные трудност...

Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Статья на тему: Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языкаОсобенности работы с обучающимися с задержкой психического развития. Современные педагогические технологии обучения и воспитания учащи...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

1. Обеспечение подвижной деятельности детей.2. Частая смена деятельности.3. Погружение в языковую среду.4. Многокраатное аудирование вводимых структур.5. Преемственность и постоянное повторение матери...

Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка»

Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка»...

«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы в условиях инклюзии»

В статье представлен опыт работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии...