Кожлянская игрушка
презентация к уроку

Ковалева Наталья Викторовна

История возникновения, традции изготовления традиционной глиняной свистульки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kozhlyanskaya_igrushka_szhatyy.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБУДО «Курский областной центр туризма» Тема занятия: Кожлянская игрушка Подготовила: Педагог дополнительного образования Ковалева Н.В. Курск 2025 .

Слайд 2

С древних времен глиняную игрушку делали, чтобы задобрить духов, спасти жилище и приумножить скот и посевы. Казалось бы, процесс создания глиняной игрушки очень прост: смешать глину с водой, размять ее, придать необходимую форму, просушить получившееся изделие на воздухе, а потом обжечь на огне. Но все не так просто, как кажется.

Слайд 3

Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. Посуда в обиходе была в основном глиняная – махотки, квасники, корчаги, черепушки, пасочницы, копилки, опарницы . Целые сёла занимались гончарством. В Пензе – Абашево, в Туле – Филимоново и Большие Гончары, в Вятке – Дымково, в Курске – Кожля и Дроняево . Филимоновская Кожлянская Дымковская Абашевская

Слайд 4

Большую известность получил промысел кожлянской игрушки, существующий более 250 лет. Родина игрушки – деревня Кожля Курчатовского района Курской области.

Слайд 5

Заготавливали глину после ливневых дождей, затем просушивали, замачивали на 2 недели, мяли и опускали в подвал до холодов. А c окончанием полевых работ начинали лепить.

Слайд 6

Лепили всю зиму. Девочки начинали помогать с пяти лет. А весной изделия обжигали в специальной печи. Народный мастер России, член Союза художников России Ольга Ивановна Дериглазова с внучкой Лилией

Слайд 7

До праздника Троицы шла покраска изделий. Смешивали яйцо, молоко, сахар и пищевой краситель. В основе росписи четыре цвета: жёлтый, красный, синий и зелёный, иногда ещё малиновый и фиолетовый. Расписывали только тонкими куриными перьями.

Слайд 8

Ремесло это передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери. Ольга Ивановна Дериглазова (1912-2004 гг.), Ульяна Ивановна Ковкина (1902-1994 гг.) и Валентина Венедиктовна Ковкина (1922-2012 гг.) эти мастерицы учились создавать игрушки еще девочками, сумели сберечь эти уникальные знания. Ковкина Валентина Венидиктовна Дериглазова Ольга Ивановна Ковкина Ульяна Ивановна

Слайд 9

Лаконичные игрушки Валентины Ковкиной , несмотря на единство сюжетов, принципов лепки и орнаментации отличались от более архаичных изделий сестер Ольги и Ульяны . Это дало основание искусствоведам выделить в угасающем промысле 2 стилевых направления: Ковкинскую и Дериглазовскую школы. Ковкина Валентина сестры Ольга и Ульяна

Слайд 10

Кожлянская игрушка воспроизводит в глине больше 20 ключевых образов. Одни относятся к язычеству. Например, медведь, олень, конь, всадник, барыня, птичка, баран, козел, корова. Другие возникли в 18–19 веках из-за ослабления воздействия на человека древних верований, освоения географической среды, смены уклада жизни. К ним относятся заяц, лиса, белка, курский соловей, рыбка, петух, утка, гусь, тройка, кошка, собака.

Слайд 11

Особый сюжет кожлянской игрушки — фантастические животные, такие, как и 200 лет назад. Один из наиболее интересных сюжетов — всадник на трехглавом коне — своеобразный вариант русской тройки. Ольга Дериглазова . Всадник на трехголовом коне Современная работа

Слайд 12

Популярен сюжет "барыня", но ее никогда не лепили с пустыми руками, подчеркивая ее трудолюбие. В правой руке, у нее всегда животное-свисток, обязательно домашнее животное – кошка, собака или уточка, на голове – шляпка-таблетка. Ее юбка расписана косой решеткой синего и красного цветов поочередно.

Слайд 13

Самая значимая игрушка в кожлянском промысле – игрушка-перевертыш в виде всадника на лошади с лицом и спереди, и сзади.

Слайд 14

Птицы, звери, люди — все эти образы вроде взяты из реальной жизни, но при этом выглядят необычно и даже фантастично. У птиц удивляет разнообразный рельеф головного и хвостового оперения, петушки радуют яркой узорчатой раскраской, а олени разноцветными рогами.

Слайд 15

Роспись по кожлянской глиняной игрушке наносится яркими красками с помощью куриного перышка, разные штрихи и линии складываются в сеточку, веточки, волнистые линии: Орнамент "сеточка" – это вспаханное поле, символизирует достаток, благополучие, символ женского начала в природе;

Слайд 16

Орнамент "косые линии" олицетворяют дождь, ведь чтобы получить урожай, нужна вода;

Слайд 17

– орнамент "прямые линии" – подразумевает человеческую дорогу, а другими словами жизнь.

Слайд 18

Орнамент "горошины" – это семена, которые мы сеем в землю, символ плодородия;

Слайд 19

Орнамент "звезды" – это человеческие мечты, знак разума и просветительских мыслей. Также, звезды считались дырками в небосводе, сквозь которые боги наблюдают за людьми.

Слайд 20

Орнамент "растительные знаки" символизирует взаимосвязь всего в мире, символ долгой жизни, семейного достатка и процветания;

Слайд 21

Орнамент "волнистые линии" рассказывает о воде, но не с неба, а на земле. Это реки, озера и т.д. Обычно обозначались эти линии не по одной, а по три, а средняя - обязательно другим цветом. Это обозначение имело и религиозный смысл. Первая линия – это берег одной жизни, средняя – это ворота в другую жизнь, нам неведомой, а третья – это граница того мира, другими словами – это путь к тайным знаниям;

Слайд 22

Сейчас кожлянская игрушка известна во всем мире. Работы О.И. Дериглазовой и В.В. Ковкиной хранятся в лучших музеях нашей страны, в частных коллекциях во Франции, Японии и других странах. Традиции кожлянских мастериц сохраняются и развиваются. Кожлянская глиняная игрушка –стала настоящим символом Курского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.

Народные игрушки народными мастерами.  Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Кроссворд на тему: Кожлянские игрушки

Целевая аудитория: обучающиеся 7-10 лет....

Кожлянские узоры. Роспись игрушки в кожлянском стиле»

Конспект мастер-класса "Кожлянские узоры. Роспись игрушки в кожлянском стиле"...

Презентация к мастер-классу "Кожлянские узоры. Роспись игрушки в кожлянском стиле"

Презентация к мастер-классу "Кожлянские узоры. Роспись игрушки в кожлянском стиле"...