Кожлянская игрушка
презентация к уроку
История возникновения, традции изготовления традиционной глиняной свистульки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С древних времен глиняную игрушку делали, чтобы задобрить духов, спасти жилище и приумножить скот и посевы. Казалось бы, процесс создания глиняной игрушки очень прост: смешать глину с водой, размять ее, придать необходимую форму, просушить получившееся изделие на воздухе, а потом обжечь на огне. Но все не так просто, как кажется.
Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. Посуда в обиходе была в основном глиняная – махотки, квасники, корчаги, черепушки, пасочницы, копилки, опарницы . Целые сёла занимались гончарством. В Пензе – Абашево, в Туле – Филимоново и Большие Гончары, в Вятке – Дымково, в Курске – Кожля и Дроняево . Филимоновская Кожлянская Дымковская Абашевская
Большую известность получил промысел кожлянской игрушки, существующий более 250 лет. Родина игрушки – деревня Кожля Курчатовского района Курской области.
Заготавливали глину после ливневых дождей, затем просушивали, замачивали на 2 недели, мяли и опускали в подвал до холодов. А c окончанием полевых работ начинали лепить.
Лепили всю зиму. Девочки начинали помогать с пяти лет. А весной изделия обжигали в специальной печи. Народный мастер России, член Союза художников России Ольга Ивановна Дериглазова с внучкой Лилией
До праздника Троицы шла покраска изделий. Смешивали яйцо, молоко, сахар и пищевой краситель. В основе росписи четыре цвета: жёлтый, красный, синий и зелёный, иногда ещё малиновый и фиолетовый. Расписывали только тонкими куриными перьями.
Ремесло это передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери. Ольга Ивановна Дериглазова (1912-2004 гг.), Ульяна Ивановна Ковкина (1902-1994 гг.) и Валентина Венедиктовна Ковкина (1922-2012 гг.) эти мастерицы учились создавать игрушки еще девочками, сумели сберечь эти уникальные знания. Ковкина Валентина Венидиктовна Дериглазова Ольга Ивановна Ковкина Ульяна Ивановна
Лаконичные игрушки Валентины Ковкиной , несмотря на единство сюжетов, принципов лепки и орнаментации отличались от более архаичных изделий сестер Ольги и Ульяны . Это дало основание искусствоведам выделить в угасающем промысле 2 стилевых направления: Ковкинскую и Дериглазовскую школы. Ковкина Валентина сестры Ольга и Ульяна
Кожлянская игрушка воспроизводит в глине больше 20 ключевых образов. Одни относятся к язычеству. Например, медведь, олень, конь, всадник, барыня, птичка, баран, козел, корова. Другие возникли в 18–19 веках из-за ослабления воздействия на человека древних верований, освоения географической среды, смены уклада жизни. К ним относятся заяц, лиса, белка, курский соловей, рыбка, петух, утка, гусь, тройка, кошка, собака.
Особый сюжет кожлянской игрушки — фантастические животные, такие, как и 200 лет назад. Один из наиболее интересных сюжетов — всадник на трехглавом коне — своеобразный вариант русской тройки. Ольга Дериглазова . Всадник на трехголовом коне Современная работа
Популярен сюжет "барыня", но ее никогда не лепили с пустыми руками, подчеркивая ее трудолюбие. В правой руке, у нее всегда животное-свисток, обязательно домашнее животное – кошка, собака или уточка, на голове – шляпка-таблетка. Ее юбка расписана косой решеткой синего и красного цветов поочередно.
Самая значимая игрушка в кожлянском промысле – игрушка-перевертыш в виде всадника на лошади с лицом и спереди, и сзади.
Птицы, звери, люди — все эти образы вроде взяты из реальной жизни, но при этом выглядят необычно и даже фантастично. У птиц удивляет разнообразный рельеф головного и хвостового оперения, петушки радуют яркой узорчатой раскраской, а олени разноцветными рогами.
Роспись по кожлянской глиняной игрушке наносится яркими красками с помощью куриного перышка, разные штрихи и линии складываются в сеточку, веточки, волнистые линии: Орнамент "сеточка" – это вспаханное поле, символизирует достаток, благополучие, символ женского начала в природе;
Орнамент "косые линии" олицетворяют дождь, ведь чтобы получить урожай, нужна вода;
– орнамент "прямые линии" – подразумевает человеческую дорогу, а другими словами жизнь.
Орнамент "горошины" – это семена, которые мы сеем в землю, символ плодородия;
Орнамент "звезды" – это человеческие мечты, знак разума и просветительских мыслей. Также, звезды считались дырками в небосводе, сквозь которые боги наблюдают за людьми.
Орнамент "растительные знаки" символизирует взаимосвязь всего в мире, символ долгой жизни, семейного достатка и процветания;
Орнамент "волнистые линии" рассказывает о воде, но не с неба, а на земле. Это реки, озера и т.д. Обычно обозначались эти линии не по одной, а по три, а средняя - обязательно другим цветом. Это обозначение имело и религиозный смысл. Первая линия – это берег одной жизни, средняя – это ворота в другую жизнь, нам неведомой, а третья – это граница того мира, другими словами – это путь к тайным знаниям;
Сейчас кожлянская игрушка известна во всем мире. Работы О.И. Дериглазовой и В.В. Ковкиной хранятся в лучших музеях нашей страны, в частных коллекциях во Франции, Японии и других странах. Традиции кожлянских мастериц сохраняются и развиваются. Кожлянская глиняная игрушка –стала настоящим символом Курского края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-220460-1363172593.jpg)
ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ
Конспект урока ИЗО в 5 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-250319-1485673298.jpg)
Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.
Народные игрушки народными мастерами. Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-341654-1384870572.jpg)
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/31/picture-1147203-1559291663.jpg)
Кожлянские узоры. Роспись игрушки в кожлянском стиле»
Конспект мастер-класса "Кожлянские узоры. Роспись игрушки в кожлянском стиле"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/31/picture-1147203-1559291663.jpg)
Презентация к мастер-классу "Кожлянские узоры. Роспись игрушки в кожлянском стиле"
Презентация к мастер-классу "Кожлянские узоры. Роспись игрушки в кожлянском стиле"...