Программа внеурочной деятельности "Сценическая речь"
рабочая программа (7 класс)
Программа внеурочной деятельности "Сценическая реячь" разработана для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в рамках инновационного проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stsenicheskaya_rech.docx | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа №2»
Рассмотрена и принята на педагогическом совете от 29.08.2024 Протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор КГК ОУ Школа №2 _____________Шипчина С.А. Приказ № __ от___- |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Сценическая речь»
Возрастная категория: 14-15 лет
Уровень обучения (класс): 7
Количество часов в неделю: 2 часа в неделю
Направление: культурное
Уровень программы: культурное развитие личности
Срок реализации программы: 2024-2025 уч. год
Разработала программу Коваленко О.А., учитель русского языка и литературы
Г. Комсомольск-на-Амуре
Содержание
Паспорт программы…………………………………………………………………………………….2
Актуальность……………………………………………………………………………………………6
Особенности программы ………………………………………………………………………………6
Пояснительная записка. Цель и задачи программы………………………………………………….7
Место курса в учебном плане………………………………………………………………………….7
Планируемые результаты освоения программы……………………………………………………..7
Содержание программного материала………………………………………………………………..9
Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………19
Литература …………………………………………………………………………………………….12
Приложение 1………………………………………………………………………………………….13
Приложение 2 ………………………………………………………………………………………….14
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Родное слово» |
Период реализации | 2024-2025 учебный год |
Разработчик программы | Коваленко Ольга Александровна, учитель лингвистического цикла |
Основание для разработки |
|
Тип программы | Модифицированная |
Цель программы | Развитие речи, навыков и умений говорить связанно, последовательно, грамматически и фонетически правильно Развитие творческих способностей через приобщение к миру литературы и художественному чтению. |
Задачи программы | Обучающие:
освоение основных принципов актерского мастерства;
Развивающие:
Воспитательные:
|
Ожидаемые результаты | Личностные результаты: По итогам освоения программы, обучающиеся будут: - уважать чужое мнение; - уметь работать в команде, паре, коллективе; - проявлять уважительное отношение к работе; - проявлять работоспособность, умение довести работу до конца; - аналитически и креативно мыслить; - самостоятельно делать выводы. Метапредметные результаты: В результате обучения по программе обучающиеся буду уметь: - проявлять индивидуальные творческие способности при работе над образом, в сочинении сказок, этюдов, чтении по ролям и инсценированию ; - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; Будут сформированы следующие компетенции: - ценностно-смысловая компетенция (умение принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков); - общекультурная компетенция (принимать и понимать точку зрения другого человека; - учебно-познавательная компетенция (самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы); - информационная компетенция (осваивать современные средства информации и информационные технологии); - коммуникативная компетенция (умение представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы); - выполнять работу над исследованием, учиться быть личностью, осознавать необходимость и значимость труда, который выполняешь - это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования. Обучающиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками: Знания: Знать театральную терминологию; Знать и соблюдать правила поведения за кулисами во время выступления; Знать основные правила работы с реквизитом; Знать основные группы мышц речевого аппарата; Знать технику безопасности; Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики; основные понятия: звук, высота и сила звука, резонирование, диапазон, дикция, артикуляция, орфоэпия, текст, подтекст произведения и его характер; основные правила орфоэпии; принципы логических ударений, речевой и смысловой нагрузки; общие сведения о сохранении здоровья голосового аппарата, его строении и принципах работы; Умения: Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций; Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы; Уметь самостоятельно подготовить свое тело к работе; Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций; Уметь работать в коллективе и подчиняться общим правилам; Уметь пользоваться театральной терминологией; Уметь устранять внутренние помехи и зажимы и самостоятельно устранять их; Уметь самостоятельно выполнить разминку; Уметь выполнять базовые танцевальные движения; Уметь сознательно регулировать величину мышечных напряжений; Уметь интонационно выстраивать логику текста; контролировать звук и интонации своего голоса; правильно произносить гласные и согласные звуки в различных сочетаниях; пользоваться разными типами дыхания; выполнять комплекс дыхательных, речевых, артикуляционных упражнений, разминку языка и губ; производить разбор простого текста; уметь определять характерность персонажа произведения по его речевым характеристикам; уметь ставить логическое ударение в смысловом отрезке текста; четко произносить скороговорки, чистоговорки до 8 слов; выразительно читать предварительно разобранный текст; Навыки: Определять мышечный зажим; Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом; Выполнять упражнения актерского тренинга и сценической речи в присутствии постороннего человека; Владеть приемами разминки и разогрева тела. Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом; Овладеть навыками правильного дыхания, четкой и громкой речи; Владеть приемами физической разминки и разогрева речевого аппарата; Анализировать, контролировать и оценивать свою речь и речь других детей. литературной речи в движении; планомерной работы (индивидуальной и групповой) над художественным текстом; публичных выступлений. |
Актуальность программы
КГКОУ Школа №2 обучает детей с тяжелыми нарушениями речи. Проблема коррекции речи детей является одной из актуальных на сегодняшний день. Проблема речевого развития детей особенно волнует родителей, специалистов и педагогов, так как у детей с нарушением речи имеются и другие более сложные отклонения. В школе обучаются дети с различными видами речевой недостаточности: ОНР, ФФНР, заикание и т. д. Формирование связной речи детей с ТНР ведется как в урочной деятельности, так и на специальных коррекционных занятиях.
Театр – один из самых доступных видов искусства для обучающихся любого возраста. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности: психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность помогает формированию умений и навыков: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; обогащению театрального опыта (знаниям о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии). Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях КГКОУ Школа №2 не предполагает развития профессиональных актерских умений, является созданием условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации к речевой и коммуникативной деятельности, потому что речевые навыки необходимы любому человеку как в профессиональной деятельности, так и в межличностном общении.
Особенности программы
Основой занятий по данной программе служит тренинг - группа упражнений. К тренингу относятся те элементарные упражнения, занимаясь которыми учащиеся готовятся к выполнению более сложных или специальных упражнений. Тренинг «разогревает», тренирует внимание, быстроту реакции, фантазию, другие качества, необходимые юному актеру в дальнейших занятиях.
Тренинг в обязательном порядке входит в основные театральные дисциплины. Сложность проводимых тренингов увеличивается в соответствии с прохождением программы в целом и поставленным учебно-воспитательными задачами на год.
С самого начала учащиеся приучаются работать в присутствии зрителя, в качестве которого может выступать педагог, другие дети данной группы, прочие студийцы или любой посторонний человек. Возможность в течение одного занятия находиться поочередно и на сцене, и в зрительном зале приучает детей к внимательному и ответственному отношению к работе своей и своих товарищей.
Принципы обучения и воспитания в коллективе построены так, что каждый обучающийся получает возможность творческой самореализации, приобретает навыки социально активной личности, возможность в будущем проявить себя творчески, инициативно и уверенно не только на театральном поприще, но и в любой другой выбранной профессии. Все это актуально в процессе становления личности гражданина.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Настоящее положение дел в обществе, кризис духовности, поразивший все его слои, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных гуманитарных ценностей России, воспитании подростков всесторонне развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное наследие.
Программа «Сценическое искусство» способствует эстетическому воспитанию ребёнка, призвана стать основой постижения учащимися своих творческих возможностей и способствовать гармоничному развитию личности: художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен художественный опыт, подросток имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Расписание занятий кружка строится из расчета двух занятий в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Программа кружка «Сценическое искусство» рассчитана на один год занятий с обучающимися 7 класса.
Возраст учащихся: 14-15 лет.
Место предмета в учебном плане.
На изучение курса «Сценическая речь», согласно Учебному плану КГКОУ «Школа №2» в 7-м классе отводится 2 часа в неделю, итого 68чза учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Сценическая речь»
Личностные результаты:
По итогам освоения программы, обучающиеся будут:
- уважать чужое мнение;
- уметь работать в команде, паре, коллективе;
- проявлять уважительное отношение к работе;
- проявлять работоспособность, умение довести работу до конца;
- аналитически и креативно мыслить;
- самостоятельно делать выводы.
Метапредметные результаты:
В результате обучения по программе обучающиеся буду уметь:
- проявлять индивидуальные творческие способности при работе над образом, в сочинении сказок, этюдов, чтении по ролям и инсценированию;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
Будут сформированы следующие компетенции:
- ценностно-смысловая компетенция (умение принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков);
- общекультурная компетенция (принимать и понимать точку зрения другого человека;
- учебно-познавательная компетенция (самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы);
- информационная компетенция (осваивать современные средства информации и информационные технологии);
- коммуникативная компетенция (умение представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы);
- выполнять работу над исследованием, учиться быть личностью, осознавать необходимость и значимость труда, который выполняешь - это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования.
Обучающиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Знания:
Знать театральную терминологию;
Знать и соблюдать правила поведения за кулисами во время выступления;
Знать основные правила работы с реквизитом;
Знать основные группы мышц речевого аппарата;
Знать технику безопасности;
Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики; основные понятия: звук, высота и сила звука, резонирование, диапазон,
дикция, артикуляция, орфоэпия, текст, подтекст произведения и его
характер;
основные правила орфоэпии;
принципы логических ударений, речевой и смысловой нагрузки;
общие сведения о сохранении здоровья голосового аппарата, его
строении и принципах работы;
Умения:
Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций;
Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы;
Уметь самостоятельно подготовить свое тело к работе;
Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций;
Уметь работать в коллективе и подчиняться общим правилам;
Уметь пользоваться театральной терминологией;
Уметь устранять внутренние помехи и зажимы и самостоятельно устранять их;
Уметь самостоятельно выполнить разминку;
Уметь выполнять базовые танцевальные движения;
Уметь сознательно регулировать величину мышечных напряжений;
Уметь интонационно выстраивать логику текста;
контролировать звук и интонации своего голоса;
правильно произносить гласные и согласные звуки в различных
сочетаниях;
пользоваться разными типами дыхания;
выполнять комплекс дыхательных, речевых, артикуляционных
упражнений, разминку языка и губ;
производить разбор простого текста;
уметь определять характерность персонажа произведения по его
речевым характеристикам;
уметь ставить логическое ударение в смысловом отрезке текста;
четко произносить скороговорки, чистоговорки до 8 слов;
выразительно читать предварительно разобранный текст;
Навыки:
Определять мышечный зажим;
Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом;
Выполнять упражнения актерского тренинга и сценической речи в присутствии постороннего человека;
Владеть приемами разминки и разогрева тела.
Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом;
Овладеть навыками правильного дыхания, четкой и громкой речи;
Владеть приемами физической разминки и разогрева речевого аппарата;
Анализировать, контролировать и оценивать свою речь и речь других детей.
литературной речи в движении;
планомерной работы (индивидуальной и групповой) над
художественным текстом;
публичных выступлений.
Содержание
Занятия в кружке «Сценическое искусство» ведутся по направлениям:
«Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
«Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
«Орфоэпия гласных и согласных» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
Форма организации занятий: теоретические занятия, практические занятия, игры, праздники, творческий выход
Календарно-тематический план
№ | Тема занятий | Коли-чество часов | Дата | Форма организации занятия |
1 | Введение в предмет | 1 | 04.09 | Лекция |
2 | Теоретические основы актерского мастерства | 1 | 04.09 | Лекция |
3 | Открытие К.С. Станиславским и И.Д. Немировичем-Данченко законов речи на сцене. | 1 | 11.09 | Лекция |
4 | Речевое общение. Проигрывание ситуаций жизни | 1 | 11.09 | Практическая работа |
5 | Как работать над образом | 1 | 18.09 | Практическая работа |
6 | Как работать над ролью | 1 | 18.09 | Практическая работа |
7 | Мимика. Работа с выражением лица. | 1 | 25.09 | Практическая работа |
8 | Артикуляционная гимнастика. | 1 | 25.09. | Практическая работа |
9 | Артикуляция звуков | 1 | 02.10 | Практическая работа |
10 | Звукоподражание. | 1 | 02.10 | Практическая работа |
11 | Техника сценической речи. Дыхание. Голос. | 1 | 09.10 | Практическая работа |
12 | Логика сценической речи. | 1 | 09.10 | Практическая работа |
13 | Основные особенности сценической речи в современном профессиональном и любительском театре. | 1 | 16.10 | Лекция |
14 | Специфические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства художественного слова. | 1 | 16.10 | Лекция |
15 | Сценическая речь в школьном театре. | 1 | 23.10 | Практическая работа |
16 | Подготовка к спектаклю «Капризная принцесса» | 1 | 23.10 | |
17 | Подготовка к спектаклю «Капризная принцесса». Проигрывание реплик с каждым участником спектакля. | 1 | 05.11 | Урок-знакомство |
18 | Резонирование голосом. Подготовка к спектаклю «Капризная принцесса» | 1 | 05.11 | Практическая работа |
19 | Артикуляционная гимнастика. Подготовка к спектаклю «Капризная принцесса» | 1 | 12.11 | Практическая работа |
20 | Способы расслабления мышц лица перед спектаклем. Подготовка к показу сказки «Капризная принцесса» | 1 | 12.11 | Практическая работа |
21 | Сила голоса. Подготовка к показу сказки «Капризная принцесса» | 1 | 19.11 | Практическая работа |
22 | Интонация. Подготовка к показу сказки «Капризная принцесса» | 1 | 19.11 | Практическая работа |
Показ сказки «Капризная принцесса» на концерте, посвященном Дню матери. | 24.11 | Творческий выход | ||
23 | Этюд как основное средство воспитания актера. Изображение действием шума. | 1 | 26.11 | Теоретическое занятие |
24 | Работа над упражнениями, развивающими голос. | 1 | 26.11 | Практическое занятие |
25 | Артикуляционная гимнастика. Упражнения для нижней челюсти, губ, языка. Знакомство со сценарием «Новая елка». Чтение и обсуждение ролей, особенности произношения реплик. | 1 | 03.12 | Вводное занятие |
26 | Артикуляционная гимнастика. Подготовка к инсценированию «Новая елка». Проигрывание реплик с каждым участником спектакля. | 1 | 03.12 | Практическая работа |
27 | Гимнастика для укрепления диафрагмы и межреберных мышц. Массаж резонаторов. Подготовка к спектаклю «Новая елка» | 1 | 10.12 | Практическая работа |
28 | Правила произношения гласных и согласных звуков в сочетании. Подготовка к спектаклю «Новая елка». Построение диалога и полилога. | 1 | 10.12 | Практическая работа |
29 | Звукоряд гласных. Подготовка к показу сказки «Новая елка» | 1 | 17.12 | Познавательное занятие |
30 | Упражнения на артикуляцию гласных и согласных звуков в отдельности и в сочетании (глухой, звонкий). Подготовка к показу сказки «Новая елка» | 1 | 17.12 | Практическое занятие |
31 | Работа по укреплению и активизации мышц дыхательно-голосовой опоры. | 1 | 24.12 | Практическое занятие |
32 | Репетиция на сцене сказки «Новая елка» | 1 | 24.12 | Творческое занятие |
Показ сказки «Новая елка» | 30.12 | Творческий выход | ||
33 | Этюд как основное средство воспитания актера. Изображение действием шума. | 1 | 14.01 | Теоретическое занятие |
34 | Беспредметный этюд на контрасты. Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек). | 1 | 14.01 | Практическое занятие |
35 | Упражнения на развитие дикции. | 1 | 21.01 | Теоретическое занятие |
36 | Знакомство со сценарием литературно-музыкальной гостиной «Лицейские друзья Пушкина». | 1 | 21.01 | Теоретическое занятие |
37 | Обсуждение характеров героев литературно-музыкальной гостиной «Лицейские друзья Пушкина» | 1 | 28.01 | Практическое занятие |
38 | Ударение в слове. Произнесение гласных звуков «О», «А» в ударном слоге; в предударном слоге; в начале слова; в слогах после ударного гласного; в слогах, удалённых от ударного гласного на 2-3 слога. Выразительное чтение реплик. | 1 | 28.01 | Практическое занятие |
39 | Правильное произношение слов. Проигрывание монологов. | 1 | 04.02 | Практическое занятие |
40 | Инсценировка на сцене | 1 | 04.02 | Репетиция |
41 | Работа по исправлению отдельных ошибок в работе с голосом. | 1 | 11.02 | репетиция |
42 | Литературно-музыкальная гостиная «Лицейские друзья Пушкина. Показ инсценировки. | 1 | 11.02 | Творческий выход |
43 | Упражнения на развитие дикции. | 1 | 18.02 | Практическое занятие |
44 | Гимнастика для языка и мышц рта. | 1 | 18.02 | Практическое занятие |
45 | Работа над упражнениями, развивающими голоса. | 1 | 25.02 | Практическое занятие |
46 | Артикуляция. Знакомство с песней «Тёплые лужи». | 1 | 25.02 | Практическое занятие |
47 | Дыхание. Разучивание песни «Тёплые лужи». | 1 | 04.03 | Практическое занятие |
48 | Дыхание. Разучивание танцевальных движений к песне «Тёплые лужи» | 1 | 04.03 | Практическое занятие |
Выступление на концерте к 8-му марта | 07.03 | Творческий выход | ||
49 | Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Работа с логическим ударением | 1 | 11.03 | Теоретико-практическое занятие |
50 | Сила голоса. Беседа «Я в мире … мир во мне…». | 1 | 11.03 | Практическое занятие |
51 | Правила сочетания разных звуков. | 1 | 18.03 | Теоретическое занятие |
52 | Произношение. Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. | 1 | 18.03 | Практическое занятие |
53 | Правила постановки пауз в стихотворениях. | 1 | 25.03 | Теоретическое занятие |
54 | Чтение стихотворений о весне. | 1 | 25.03 | Практическое занятие |
55 | Освоение основных норм русского литературного произношения. Произношение согласных звуков «Ч, Щ» и «Ж, Ш, Ц». | 1 | 08.04 | Теоретико-практическое занятие |
56 | Чтение скороговорок. | 1 | 08.04 | Практическое занятие |
57 | Произношение звонких согласных в конце слова. Произнесение сочетаний согласных «СЧ» и «ЗЧ». | 1 | 15.04 | Теоретико-практическое занятие |
58 | Чтение скороговорок | 1 | 15.04 | практическое занятие |
59 | Произношение звонких согласных перед глухими. Произношение глухих согласных перед звонкими согласными. | 1 | 22.04 | Теоретико-практическое занятие |
60 | Игра «Повтори» | 1 | 22.04 | практическое занятие |
61 | Произношение сочетаний согласных «СШ» и «ЗШ». Произношение сочетаний согласных «СЖ» и «ЗЖ» на стыке приставки и корня, предлога и слова. | 1 | 29.04 | Теоретико-практическое занятие |
62 | Игра «Найди словечко» | 1 | 29.04 | практическое занятие |
63 | Произношение сочетаний согласных «ЗЖ» и «ЖЖ» в корне слова. Произношение сочетаний согласных «ТЧ» и «ДЦ». | 1 | 06.05 | Теоретико-практическое занятие |
64 | Проигрывание этюдов. | 1 | 06.05 | практическое занятие |
65 | Произношение сочетаний согласных «СТН», «ЗДН», «СТЛ». | 1 | 13.05 | Теоретико-практическое занятие |
66 | Составление предложений со словами, в которых есть сочетания звуков «СТН», «ЗДН», «СТЛ». | 1 | 13.05 | Практическое занятие |
67 | Контроль речи | 1 | 20.05 | Контрольный урок |
68 | Заключительное занятие | 1 | 20.05 | Праздник |
Список литературы
- Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
- Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
- Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
- Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
- Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
- Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
перед началом занятия обучающийся должен подготовить свое учебное место;
обучающийся обязан следить за гигиеной своего учебного места;
обучающиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;
во время занятий обучающийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога;
обучающийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу учреждения, соблюдать чистоту и порядок;
обучающиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все указания педагога;
обучающийся должен проявлять уважение к старшим, заботится о младших. Обучающиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика губ:
– «Волейбольная сетка» – верхняя губа – это края волейбольной сетки, уголки губ – точки ее закрепления. «Расправьте» «волейбольную сетку» так, чтобы стали видны ее «клетки» (зубы и частично десна передних верхних зубов), а теперь «натяните» ее. «Снимите сетку со столбов» – губы
возвращаются в положение покоя.
– «Маятник» – собранные пяточком губы – маятник часов. Вот часы заведены, и маятник начинает совершать ритмичные, равномерные движение влево и вправо. Амплитуда и скорость перемещения маятника может меняться от более крупных и медленных движений постепенно переходя к более мелкими быстрым.
– «Стрелки часов» – исходное положение, что и в предыдущем упражнении. Движения собранных пяточком губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
– «Ванька-встанька» – собранные пяточком губы совершают перемещение в вертикальном направлении. Вот они потянулись вверх по направлению к носу: наш «Ванька-встанька» поднял голову. А вот «Ванька-встанька» кланяется–губы устремились к подбородку.
– «Точилка» – вам нужно заточить карандаш, который с трудом поддается обработке – очень крепкое дерево. У вас есть «точилка» – ваши губы: сомкнутые, сильные, собранные пяточком. Как бы преодолевая сопротивление дерева, затачиваемого карандаша, вытягиваются вперед насколько возможно, затем, достигнув предела, губы на мгновение сбрасывают рабочий тонус – возвращаются в исходное положение.
– «Пробка шампанского» – пошлепывание губ, напоминающее звук открывающейся банки шампанского.
Гимнастика языка:
– «Шпага» – губы сомкнуты, зубы не на прикусе (укол, укол, покажи укол, закройся).
– «Часы» – отбиваем четверти: 12, 3, 6, 9. Рот открыт, напоминает форму циферблата, язык – стрелки.
– «Сахариночка» – язык выдвигается вперед, кончик языка. Подхватывает «сахариночку» и медленно уносит в рот.
– «Лошадка» – цоканье языком по звукоряд гласных и, э, а, о, у, ы.
Отработка гласных звуков
Участникам предлагается запомнить звукоряд гласных [и], [э], [а], [о],
[у], [ы].
1) Необходимо четко произнести каждый звук звукоряда, совмещая их с движением – на каждый звук кидаем мяч в стену.
2) Участникам предлагается произносить звукоряд гласных, каждый раз совмещая произношение с ударением на определенную букву. Когда участник выделяет голосом ударение, он совмещает его с действием – кидает мяч в стену.
Отработка согласных звуков
– [Ж]; [Ш] (щетка);
– [В]; [Ф] (лыжи);
– [З]; [С] (завинчиваем шуруп);
– [Р-р] (мотоцикл).
Резонирование голоса
Исходное положение: зубы на прикусе, губы сомкнуты.
– Средний регистр – посылаем звук вперед.
– Головной регистр – посылаем звук вверх.
– Нижний регистр – посылаем звук вниз.
– Спинной регистр – посылаем звук назад.
Белокрылый мощный ТУ набирает высоту,
Он летит все выше-выше, превратились в точки крыши,
И свободно с облаками мы летим под небесами.
Дыхательная гимнастика
1) «Шар» – исходное положение: согнув колени, присесть на носках; ладони на коленях, локти разведены в стороны.
– Медленно подниматься, расставляя руки в стороны, при этом выполнять длинный вдох носом и короткий выдох ртом – шар надувается.
– Задержать дыхание.
– Медленно выдыхать, возвращаясь в исходное положение – шар лопнул.
2) Исходное положение: руки за головой, пальцы переплетены, локти назад.
– Наклон туловища вперед, руки за головой, голова смотрит вперед –
Выдох.
– Вернуться в исходное положение – вдох.
Упражнения, позволяющие снять челюстные зажимы
1. Свобода челюсти: вставить вертикально в рот четыре пальца, подержать их в таком положении 5 секунд, контролируя, на какие мышцы приходится максимальная нагрузка. Вынуть пальцы, закрыть рот.
Проследить за своими ощущениями. Несколько раз открыть рот на такую же величину, не прибегая к помощи рук. Максимально зажать, а затем расслабить челюсти.
Повторить несколько раз, прислушиваясь к поведению мышц. Запомнить состояние свободы челюсти после зажима.
2. Точка свободы: крепко сжать обе кисти рук и с силой надавить одним кулаком на другой. Задержать руки в таком положении на 10 секунд, сбросить напряжение, расслабить руки. Мгновенное состояние
расслабленности мы и называем «точкой свободы».
3. Шейный зажим: на выдохе подтянуть мышцы живота и зажать челюсти, на вдохе носом резко расслабить и те и другие мышцы.
Вдохнуть носом «в живот» – выдохнуть ртом «ХУ».
Вдохнуть, зажав челюсти – выдохнуть, расслабив челюсть.
Вдохнуть с расслабленной челюстью, но с закрытым ртом – выдохнуть.
Вдохнуть носом с расслабленной челюстью и открытым ртом (язык на нижней губе). Потрясти головой, сохраняя такое положение языка, выдохнуть.
Лицевые мышцы – пальцевой массаж.
Указательными пальцами найти с двух сторон от скул точки крепления верхней и нижней челюстей. Делать ввинчивающие движения пальцами при сомкнутых челюстях в одну, а затем в другую стороны.
Повторить это упражнение при разомкнутых челюстях, а затем – на смыкающихся.
Каждое круговое движение пальцами повторить 16 раз.
Найти точки крепления челюстей (приблизительно на середине нижнего края глазницы) и повторить ввинчивающие движения в одну и другую сторону.
Делать массаж каждый день.
Неподвижная небная занавеска. Этот недостаток также очень сильно влияет на качество звука. Задача – разработать ее подвижность. Для этого нужно очень много зевать. Зевок и полузевок. Сделать восемь зевков подряд.
Это упражнение увеличивает кровоснабжение и является прекрасной гимнастикой для всех групп мышц лица и шеи.
Упражнения на тактильные ощущения в процессе звукоизвлечения
Позиция – лежа на полу, лицом вверх.
1. Максимальное расслабление всех мышц:
– вообразить, что мы представляем из себя фигуру из влажного песка.
Подприятными солнечными лучами влага испаряется, песок высыхает, и наше тело рассыпается, превращаясь в горку сухого теплого песка.
Рассыпаться удобно на выдохе.
2. Нахождение зажатых мышц:
– представить, что перпендикулярно нашему телу, начиная с пальцев ног, продвигается прозрачная секущая плоская поверхность. По мере ее продвижения от ног до макушки головы наше тело становится невесомым и исчезает. Те части тела, при прохождении через которые секущая плоскость
тормозит, вероятнее всего, мышцы особенно зажаты.
Упражнения на «рождение звука»
«Баня»
Исходная позиция – стоя прямо, ноги на ширине плеч, стопы расположены параллельно. Расслабляем корпус, т.е. все мышцы, кроме мышц ног. Опускаем тело вперед. Ноги прямые и в меру напряженные.
Представляем, что мы находимся в бане с очень приятным легким паром.
Проверяем, достаточно ли расслаблены у нас руки, мышцы шеи. Затем представляем, что наши руки превратились в веники и начинаем похлопывать себя совершенно расслабленными кистями рук сначала по ногам, затем по животу, бокам, шее, плечам, рукам, затем по спине, обходя
почки. Паримся тщательно, не пропуская ни сантиметра нашего тела. Во время упражнения лениво, с удовольствием постанываем на звук [М]. Все время проверяем свободу шейных мышц.
Самые распространенные ошибки при выполнении этого упражнения – это зажатая челюсть и сдавленная гортань. Чтобы их избежать, нужно постоянно напоминать ребятам о том, что при выполнении этого упражнения должны быть сомкнуты губы и разомкнуты зубы (приблизительно на 1 см).
Можно также предложить им сделать полузевок – «яблоко во рту».
«Бамбук»
Точно так же, как и в предыдущем упражнении, расслабить корпус опустив его вниз. Ноги прямые и упругие. Умозрительно проследить весь свой позвоночник, представить себе, что каждый позвонок является одним звеном молодого и крепкого бамбука. Затем, поднимая позвонок за
позвонком, начиная с копчика, представлять, как распрямляется наш бамбук, как он вырастает прямой стрелой уходит в небо. По мере выпрямления нужно посылать легкий стон в каждый позвонок. Не забывать про «яблоко во рту». Упражнение выполнено верно, если звук из глухого «утробного»
постепенно, по мерепрохождения вверх по позвоночнику, становится чистым и звучит финальной точкой точно в головном резонаторе.
«Корни»
Исходная позиция: стоя прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Представляем, что наши ноги превращаются в прекрасные молодые крепкие корни очень сильного и красивого дерева. С зевком мы пускаем в эти корни максимально тихий и низкий звук [А]. Следим за тем, как наши корни начинают опускаться вниз, как они проходят через пол, через все этажи здания, в котором мы занимаемся, как они все глубже и глубже врастают в красивую, мягкую землю, которая напоминает собою мягкий,
податливый пластилин. При выполнении этого упражнения мы извлекаем звук, который напоминает очень тихое урчание львенка. Следует постоянно призывать ребят напрягать свою фантазию, видеть эти корни. Только в таком случае им удастся получить желаемое качество звука.
«Резиновый баллон»
Представим себе, что на уровне тазобедренного сустава на нас надет плавательный резиновый баллон. Он очень красивый, яркий и упругий. Наша задача, отталкивая его руками и животом, посылать в него звук [О].
Отталкивать нужно его в разные стороны от тела. Не забывать, что звук должен быть тихим ассоциативно располагаться на уровне живота. Кисти рук должны быть активными, не вялыми.
Если упражнение выполняется правильно, то мы ощущаем вибрации в области низа живота и копчика.
«Солнышко»
Исходная позиция та же, что и в предыдущих упражнениях. Локти разводим в стороны и приподнимаем до уровня плеч. Кисти складываем ладонями к себе, одну на другую и прижимаем их к груди.
Представляем себе, что в нашей грудной клетке живет солнышко. Мы тихонечко приоткрываем калитку (раскрываем ладони) и выпускаем солнышко из домика со звуком [ЙА].
Важно знать, что наше солнышко, выходя из своего укрытия, двигается не вверх или вниз, а равномерно заполняет все пространство вокруг нас, в том числе и за спиной.
По мере выполнения упражнения руки раскрываются и разводятся в стороны, звук, не повышаясь, увеличивается. Вибрации должны ощущаться в области лопаток. Затем так же запускаем солнышко назад, в грудную клетку.
Соответственно звук развивается от сильного к слабому, интимному. «Обнимаем плечи» Из той же позиции закрываемся, обнимая свои плечи. Стремимся
«попасть звуком» в лопатки, т.е. ощутить вибрации на уровне предплечий.
Звук [Ы].
«Антенна»
Представляем, что из нашего темечка выдвигается маленькая антенна.
Начинаем через нее переговариваться с инопланетянами. Звукоряд «МИ-МИМИ».
Для упрощения упражнения можно в этом месте взяться за волосы и легонько подергать за них.
Важно делать это упражнение на максимально низком голосе с «яблоком во рту». Ни в коем случае нельзя закидывать голову назад, напротив, нужно сделать небольшой наклон головы вперед, а глаза поднять вверх. Рот должен работать вертикально.
«Формы гласных»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Сложить ладони друг к другу на уровне грудной клетки. Медленно и с усилием начать поднимать правую руку вверх и одновременно опускать левую вниз.
Произносить долгий звук [И], следя за тем, чтобы он выходил точно из темени направленным лучом и ровно поднимался вверх.
Отвести правую ногу назад, переведя на нее центр тяжести, немного опустить голову, обхватить руками плечи и произнести долгий звук [Э].
Вибрации в предплечьях и плечах.
Правую ногу вынести вперед, перенести на нее центр тяжести. Открыть и широким жестом развести руки в стороны. Звук – [А]. Рот открыт «на четыре пальца». Вибрации в грудной клетке.
Вернуть ногу в исходную позицию. Руки сомкнуть перед собой таким образом, чтобы они вместе с грудью организовали прямо перед вами овал. Произнести долгий звук [О], акцентируя внимание на ладонях. При правильном выполнении упражнения именно в ладонях должны возникнуть
легкие вибрации.
Представить, что мы поднесли к губам длинную, легкую, полую трубку и, максимально отводя ее от лица, направляем вперед узконаправленный звук [У], создавая звуком узкий коридор, уходящий далеко вперед.
Складываем руки в замок. Подносим их к груди и имитируем движение, подобное тому, которым дрессировщик открывает пасть льву.
Звук [Ы]. Выполняя этот блок упражнений, следим за тем, чтобы рот работал, исключительно, вертикально, а на лице не возникало никакой мимики. Произнося звуки [И] и [Ы], делаем полу зевок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению по ФГОС НОО. Развитие речи (Английский язык) «Полиглотик»
Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По русскому языку (внеурочная деятельность «Речь. Речевая деятельность»)
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность. Речевая деятельность пронизывает всю жи...
Программа внеурочной деятельности"Деловая речь".
Данная программа внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС «Культура речи»
Рабочая программавнеурочной деятельности по ФГОС«Культура речи»...
Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» в 9 классе в соответствии с требованием ФГОС ООО
Программа подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, санитарно-эпидемиологичес...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС СОО "Риторика. Культура речи"
Курс «Риторика. Культура речи» даёт возможность учащимся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, ри­...
Программа внеурочной деятельности в 7 классе "Развитие монологической речи обучающихся"
Реализация курса «Развитие монологической речи обучающихся» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла и является дополнением к образовате...