Консультация педагогов "Формирование функциональной грамотности учащихся в системе естественнонаучного дополнительного образования"
консультация

Лапина Татьяна Петровна

Система дополнительного образования предоставляет широкие возможности для формирования функциональной грамотности учащихъся всех возрастов. Большой вклад вносит проектная и исследовательская деятельность, а также решение нестандарных задач и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_funktsion_gramotnost.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕНЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Название составляющей функциональной грамотности

Основные характеристики составляющей функциональной грамотности

1

Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2

Естественнонаучная грамотность

Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3

Математическая грамотность

Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

Компьютерная грамотность заключается в умениях:

  • работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности. 
  • пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях. 

5

Финансовая грамотность

Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

6

Креативное мышление

Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

7

Глобальные компетенции

Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Глобальные компетенции − это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.   

Креативное мышление − все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны. Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.   Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

        

Финансовая грамотность грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия. Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр.

Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование.

Формирование функциональной грамотности в основной школе

В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления в основной школе анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

Формирование функциональной грамотности учеников – это задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   

Формирование функциональной грамотности у учащихся

через организацию их активного участия в конкурсном движении, проектной и исследовательской деятельности

Станция юных натуралистов – уникальное учреждение дополнительного образования с давними традициями ведения проектной и исследовательской деятельности в объединениях учащихся всех возрастов и направленностей.

        Проектные работы – это не только современный тренд развития общества в целом.

        Для педагога это:

  • в первую очередь, возможность творчески организовать работу своего объединения,
  • во-вторых, расширить круг интересов детей,
  • в-третьих, индивидуализировать образовательный процесс и развивать у детей функциональную грамотность.

У учащихся формируется функциональная грамотность:

  1. Работа с большим объемом информации развивает читательскую грамотность учащихся.
  2. Глобальные компетенции развивается при анализе проблемы, выполнении проекта и экстраполяции полученных данных. Экологи всего строят свою работу по принципу «Думай глобально, действуй локально!» Учащиеся имеют возможность реализовать этот принцип в своей проектной или исследовательской работе.
  3. Креативное мышление учащихся развивается при подготовке доклада и презентации к докладу, когда ребята продумывают эффективные пути подачи информации для достижения максимально возможного положительного результата защиты своей работы на конференции.
  4. Компьютерная грамотность необходима для работы с текстом работы, для создания электронной презентации к докладу, для работы с Положениями конкурсов и конференций на сайтах образовательных организаций.
  5. Естественнонаучная функциональная грамотность формируется у учащихся на всех этапах работы над проектом или исследованием. Проектная и исследовательская деятельность учащихся – самый результативный путь формирования естественнонаучной функциональной грамотности детей всех возрастных групп.

Педагог дополнительного образования – творческая профессия, которая дает возможность сделать процесс обучения и воспитания интересным, ярким и запоминающимся. Одним из самых эффективных путей формирования функциональной грамотности учащихся можно считать организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся в объединении при активном участии в конкурсном движении, научно-практических конференциях, федеральных, региональных, муниципальных образовательных проектах.

Задача на формирование креативного мышления

Задача. Однажды крестьянину понадобилось перевезти через реку волкакозу и капусту. У крестьянина есть лодка, в которой может поместиться, кроме самого крестьянина, только один объект — или волк, или коза, или капуста. Если крестьянин оставит без присмотра волка с козой, то волк съест козу; если крестьянин оставит без присмотра козу с капустой, коза съест капусту. В присутствии же крестьянина «никто никого не ест».

Как крестьянину перевезти на другой берег всё своё имущество в целости и сохранности?

Решение

Первым шагом решения должна быть перевозка козы, так как любой другой вариант приведёт к потере части имущества. Вернувшись, крестьянин перевозит капусту (или волка) на другой берег, а козу увозит обратно. Оставляя козу на первом берегу, крестьянин перевозит волка (или капусту) на другой берег, после чего возвращается, чтобы забрать козу.

Упоминания и вариации

В первом известном упоминании этой головоломки, в средневековом манускрипте Propositiones ad Acuendos Juvenes («Задачи для развития молодого ума»), имуществом крестьянина являются волк, коза и капуста. Существуют вариации головоломки, в которых фигурируют лиса, курица и зерно; лиса, гусь и бобы; пантера, свинья и овсянка. Логика головоломки не меняется: есть три предмета ABC, таких, что нельзя оставить без присмотра A с B или B с C.

В Европе широкую популярность задача получила после издания сборника занимательных задач, приписываемого Алкуину (лат. Propositiones ad Acuendos Juvenes, VIII век).

Задача была любимой головоломкой Льюиса Кэрролла и многократно перепечатывалась в сборниках занимательной математики..

Простое объяснение

1) Надо оставить на берегу волка и капусту, волк капусту не съест. И перевезти на другой берег козу. 2) Вернутся обратно, взять волка и перевезти его на другой берег. 3) Но оставить здесь вместе волка и козу нельзя. Надо забрать козу и перевезти её обратно, а капусту волк не съест. 4) Теперь на первом берегу взять капусту, а козу оставить здесь. Капусту перевезти на второй берег. 5) Капусту и волка можно оставить вместе и снова поехать обратно за козой. 6) Перевезти козу на другой берег. Но надо, чтобы в присутствии человека "никто никого не ел", иначе задача будет неразрешима.

Это действительно известная детская задачка. Но почему-то её всегда решают только этим способом. Надо показать детям, что есть и второй способ. 1) Перевозим козу на 2-й берег. 2) Едем обратно. 3) Везем на 2-й берег не волка, а капусту. 4) Забираем козу и везем её обратно на 1-й берег. 5) Берем волка и перевозим его на 2-й берег. 6) Возвращаемся на 1-й берег пустыми. 7) Забираем козу и снова перевозим её на 2-й берег. Все в сборе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны  особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий...

Работа с региональными СМИ как форма работы по формированию и оценке функциональной грамотности учащихся ОБРАЗОВАНИЕ ЮГОРИИ Сетевой научно-методический журнал Выпуск 2 (64) 2022 Стр. 22-27

В данной статье произведен анализ критериев функциональной грамотности в условиях ФГОС ООО. Представлена форма работы с региональными СМИ и пример задания по материалам газеты «Новости Приобья&r...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Система работы по формированию функциональной грамотности учащихся

ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «Функциональная грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей.Компетентность — способность применять полученны...

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

Формирование функциональной грамотностиобучающихся по предметам естественнонаучного цикла...

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

Формирование функциональной грамотностиобучающихся по предметам естественнонаучного цикла...