Рабочая программа "Россия- мои горизонты"
рабочая программа (10 класс)

Коваленко Ольга Александровна

Рабочая программа "Россия - мои горизонты" для 10 класса разработана на основе рекомендованной программы. Целевая аудитория 10 класс, обучающиеся с ТНР ( пролонгированное обучение) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа №2»

        

Рассмотрена и принята

на педагогическом совете от 29.08.2024

Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГК ОУ Школа №2

_____________Шипчина С.А.

Приказ № __ от___-                          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Россия –мои горизонты»

Возрастная категория: 15-16 лет

Уровень обучения (класс): 10

Количество часов в неделю: 1 час в неделю

Направление: духовно-нравственное

Уровень программы: духовно-нравственное развитие личности

Срок реализации программы: 2024-2025 уч. год

Программа составлена на основе Примерной рабочей   программы   курса   внеурочной   деятельности   «Билет в будущее»

Разработала Коваленко О.А, учитель русского языка и литтературы

Г. Комсомольск-на-Амуре

2024-2025 г.

Содержание

Паспорт программы………………………………………………………………………………………………3

Нормативно-правовая база………………………………………………………….............................................7

Актуальность……………………………………………………………………………………………………...8

Пояснительная записка. Цель и задачи программы…………………………………………………………….8

Место курса в учебном плане…………………………………………………………………………………...11

Общая характеристика программы………………………………………………….........................................11

Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………………11

Содержание программного материала…………………………………………………………………………15

Учебно-тематическое планирование……………………………………………………………………………17

Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………18

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Россия – новые горизонты»

Период реализации

2023-2024 учебный год

Разработчик программы

Коваленко Ольга Александровна, учитель лингвистического цикла

Основание для разработки

  • 1. Конвенция ООН о защите прав ребёнка
  • 2. Российской Федерации с поправками 2020 г. http://duma.gov.ru/news/48953/
  • 3. Указ Президента РФ от 07.052012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
  1. Устав КГКОУ Школы №2.
  2. Положение о рабочей программе внеурочной деятельности КГКОУ Школы №2
  3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)
  5. ‒ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆ Федерации»,
  6. ‒ Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  7. ‒ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287,
  8. ‒ Федерального государственного образовательного стандарта среднего

общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413,

  1. ‒ Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370,
  2. ‒ Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371,
  3. ‒ Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных
  4. ‒ Методических рекомендаций по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программ основного общего и среднего общего образования

Тип программы

Модифицированная

Цель программы

Формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 10 класса КГКОУ «Школа №2»

Задачи программы

  • содействие профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;
  • формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательно-профессиональной   траектории   в   зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
  • информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального    образовании (включая     знакомство     с     перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
  • формирование у обучающихся навыков и умений   карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
  • формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

Ожидаемые результаты

        В сфере гражданского воспитания:

–        готовность к выполнению обязанностей гражданина и

В сфере патриотического воспитания:

–        осознание   российской   гражданской  

–        ценностное    отношение    к    достижениям    своей    Родины    –    России

В сфере духовно-нравственного воспитания:

–        ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.

В сфере эстетического воспитания:

–        восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

В   сфере    физического    воспитания:

–        ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни.

В сфере трудового воспитания:

–        осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;

–        осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

В сфере понимания ценности научного познания:

–        овладение языковой и читательской культурой как средством познания

мира;

–        овладение        основными        навыками        исследовательской        деятельности

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

- учиться самостоятельности

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

– умение владеть способами коммуникации        

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Россия – новые горизонты» составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

     Рабочая программа по предмету «Россия – новые горизонты» для 9 класса КГКОУ «Школа №2» разработана в соответствии со следующими документами:

  1. Конвенция ООН о защите прав ребёнка. Российской Федерации с поправками 2020 г. http://duma.gov.ru/news/48953/
  2. Указ Президента РФ от 07.052012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
  3. Устав КГКОУ Школы №2.
  4. Положение о рабочей программе внеурочной деятельности КГКОУ Школы №2
  5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)
  7. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской̆ Федерации»,
  8. Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  9. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287,
  10. Федерального государственного образовательного стандарта среднего
  11. общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413,
  12.  Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370,
  13.  Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371,
  14. Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее»по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных
  15. Методических рекомендаций по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программ основного общего и среднего общего образования

Актуальность программы

В Стратегии   развития   воспитания в Российской   Федерации   на период до    2025     года     одним     из    направлений     является    трудовое     воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии», популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.

Пояснительная записка

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года1 одним из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством

«воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».

Согласно требованиям ФГОС общего образования, реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования предусмотрена через урочную и внеурочную деятельность.

План внеурочной деятельности наряду с учебным планом является обязательной частью образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования и формируется с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития ученика

Настоящая Программа   разработана   с   целью   реализации   комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 10 класса КГКОУ «Школа №2» на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее – проект).

В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»  об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленного ФГОС ООО внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Содержание Программы учитывает системную модель содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного        и        диагностико-консультативного        подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению.

Программа обеспечивает информированность обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, в том числе   с   учетом имеющихся потребностей   в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых общеобразовательными организациями.

В целях обеспечения реализации Программы создаются условия, обеспечивающие возможность развития личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся.

Информационно-образовательная среда образовательной организации работает на обеспечение,  информационное сопровождение проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения.

Особенности работы педагога по программе

Личностное развитие ребёнка — главная цель педагога. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.

Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт,   дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.

Место предмета в учебном плане.

     На изучение курса «Россия –новые горизонты» согласно Учебному плану КГКОУ Школа №2» в 10-м классе отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

https://fsd.multiurok.ru/html/2024/09/08/s_66dd6ee8785b8/phplIqIun_NIISTERSTVO-PROSVECSHEIYA-ROSSIJSKOJ-FEDERACII--kopiya_html_ab00625b855a61e.gif

На занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся целесообразно отводить один академический час (далее – час) в неделю (34 часа в учебный год).

Содержание Программы учитывает системную модель содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению.

  1. Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»

Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 10 класса

Задачи:

  • содействие профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;
  • информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
  • формирование у обучающихся навыков и умений, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации
  • формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

  1. Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» в плане внеурочной деятельности

Настоящая Программа является частью образовательных программ основного и среднего общего образования и состоит из:

  • планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности,
  • содержания курса внеурочной деятельности,
  • тематического планирования.

Программа рассчитана на 34 часа (ежегодно).

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Россия – мои горизонты»

  1. Личностные результаты

4.1.2. Для ФГОС СОО:

В сфере гражданского воспитания:

  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества.

В сфере патриотического воспитания:

  • осознание духовных ценностей российского народа;
  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

В сфере духовно-нравственного воспитания:

  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности.

В сфере эстетического воспитания:

  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

В сфере трудового воспитания:

  • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
  • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

В сфере экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
  • умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
  1. Содержание курса по профориентации «Россия – мои горизонты»

Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения» (1 час)

Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.

Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны. Разделение труда как условие его эффективности. Разнообразие отраслей.

Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”, виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия.

Платформа «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/ , возможности личного кабинета обучающегося.

Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» (1 час)

Персональный карьерный путь – выбор и развитие. Приемы построения маршрутов карьерного развития.

Выбор образовательной организации: образовательной организации высшего образования (ООВО), профессиональной образовательной организации (ПОО) как первого шага для формирования персонального образовательно- профессионального маршрута.

Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1 час)

10 кл. Диагностика «Мои интересы».

Тема 4. Россия аграрная: растениеводство, садоводство (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления как: полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, лесоводство.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере сельского хозяйства. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей растениеводство и садоводство.

Тема 5. Россия индустриальная: атомная промышленность (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике нашей страны. Достижения России в сфере атомной промышленности, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейший работодатель отрасли - корпорация "Росатом", географическая представленность корпорации, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

10 кл. Профессионально важные качества, характерные для профессий в атомной отрасли и возможности построения карьеры. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для корпорации Росатом.

Тема 6. Практико-ориентированное занятие (1 час)

Занятие посвящено «формуле профессии» - схеме описания профессии, созданной для облегчения поиска профессии по критериям: предмет профессиональной деятельности, направление дополнительного образования, условия работы, школьные предметы, личные качества, цели и ценности, а также компетенции.

Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание (1 час)

Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как пищевая промышленность и общественное питание.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в аграрной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для рассматриваемых отраслей.

Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии, экология (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью рассматриваемых отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях «биотехнологии», «экология»,

актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере здоровья. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для рассматриваемых.

Тема 9. Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в службах безопасности. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для рассматриваемых отраслей.

Тема 10. Практико-ориентированное занятие (1 час)

Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.

Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.

На материале профессий из отраслей (на выбор):

  • пищевая промышленность и общественное питание;
  • биотехнологии и экология.

Тема 11. Россия комфортная: транспорт (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в отрасли «Транспорт», их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере отрасли. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли.

Тема 12. Россия здоровая: медицина и фармация (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере здравоохранения. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей медицина и фармация.

Тема 13. Россия деловая: предпринимательство (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью деловой сферы в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли предпринимательства, актуальные задачи и перспективы развития. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как предпринимательство.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в деловой сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли «предпринимательство».

Тема 14. Россия комфортная: энергетика (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в энергетике. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли.

Тема 15. Практико-ориентированное занятие (1 час)

Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.

Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.

На материале профессий из отраслей (на выбор):

  • транспорт и энергетика;
  • медицина и фармация;
  • предпринимательство.

Тема 16. Проектное занятие (1 час)

Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и выполнения упражнений к более активному проектированию собственной деятельности и поиску ответов на свои вопросы, связанные с профориентацией.

Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми).

В зависимости от возраста ученики готовят более узкий или более широкий список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения интервью.

Материалы занятия могут быть использованы учениками в самостоятельной деятельности.

Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» (1 час)

10 кл.

Личностные особенности и выбор профессии. Формирование представлений о значимости личностных качеств в жизни человека и в его профессиональном становлении.

Повышение мотивации к самопознанию, пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках отдельных профессиональных обязанностей. Средства компенсации личностных особенностей, затрудняющих профессиональное развитие и становление.

Тема 18. Россия индустриальная: добыча и переработка (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая

представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как добыча и переработка.

10 кл Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей добычи и переработки.

Тема 19. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для легкой промышленности.

Тема 20. Россия умная: наука и образование (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

10 кл Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в науке и образовании. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых отраслей.

Тема 21. Практико-ориентированное занятие (1 час)

Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.

Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.

На материале профессий из отраслей (на выбор):

  • добыча и переработка, легкая промышленность;
  • наука и образование.

Тема 22. Россия индустриальная: тяжелая промышленность, машиностроение (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью тяжелой промышленности и машиностроения в экономике нашей страны. Достижения России в тяжелой промышленности и машиностроении, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для тяжелой промышленности и машиностроения.

Тема 23. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях военно-промышленного комплекса, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в отрасли. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для военно-промышленного комплекса.

Тема 24. Практико-ориентированное занятие (1 час)

Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.

Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.

На материале профессий из отраслей (на выбор):

  • тяжелая промышленность и машиностроение;
  • военно-промышленный комплекс.

Тема 25. Россия умная: программирование и телекоммуникации (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью программирования и телекоммуникаций в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях программирования и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в программировании и телекоммуникации. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых отраслей.

Тема 26. Россия комфортная: строительство и архитектура (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях строительства и архитектуры, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в изучаемых отраслях. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей строительства и архитектуры.

Тема 27. Практико-ориентированное занятие (1 час)

Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.

Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.

На материале профессий из отраслей (на выбор):

  • программирование и телекоммуникации;
  • строительство и архитектура.

Тема 28. Россия социальная: сервис и туризм (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в сервисе и туризме, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в социальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей сервиса и туризма.

Тема 29. Россия креативная: искусство и дизайн (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях искусства и дизайна, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в креативной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для искусства и дизайна.

Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)

Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.

Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.

На материале профессий из отраслей (на выбор):

  • сервис и туризм;
  • искусство и дизайн.

Тема 31. Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика (1 час)

Знакомство обучающихся с ролью животноводства, селекции и генетики в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.

10 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере сельского хозяйства. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для животноводства, селекции и генетики.

Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона (1 час)

Знакомство обучающихся с отраслями «вооружённые силы, гражданская оборона» в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования

Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)

Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.

Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.

На материале профессий из отраслей (на выбор):

  • животноводство, селекция и генетика;
  • вооруженные силы, гражданская оборона.

Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)

Итоги изучения курса за год. Что было самым важные и впечатляющим. Какие действия в области выбора профессии совершили ученики за год (в урочной и внеурочной деятельности, практико-ориентированном модуле, дополнительном образовании и т. д.).

Самооценка собственных результатов.

Оценка курса обучающимися, их предложения.

Тематическое планирование

Тема раздела

Форма

проведения занятия

Содержание обучения

Основные виды деятельности обучающихся

1

Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час)

Профориента- ционное занятие

Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны.

Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития,

профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и

достижениях страны в следующих сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство;

информационные технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность;

Просмотр видеороликов, дискуссии,

обсуждения, игры и практические задания на занятие.

В рамках самостоятельной работы -  анализ полученного опыта: работа с памятками и материалами занятий, знакомство с онлайн-инструментом

2

 «Открой своё будущее»  (введение в профориентацию)

Профориента- ционное занятие

формирование представлений о преимуществах обучения как в организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего профессионального образования (СПО). Актуализация представлений о возможных профессиональных направлениях для учащихся. Повышение познавательного интереса к философии выбора и построению своей персональной карьерной траектории развития.

дискутируют, смотрят видеоролики,

выполняют практические задания.

Работают с раздаточным материалом  (чек-лист).

выполняют

самостоятельную работу заполненяют анкеты саморефлексии (для участников проекта «Билет в будущее»), знакомство с онлайн-инструментом

3

«Мой профиль»

Диагностика и разбор результатов

Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.

Профориентационная диагностика проводится на персональном компьютере (телефоне) с устойчивым доступом в Интернет.

Разбирают полученные результаты

4

«Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления)

Профориента- ционное занятие

обучающиеся знакомятся с понятием «профессиональное образование» и его уровнями, учатся соотносить профессии и уровень образования, который требуется для их освоения, узнают об условиях поступления, длительности обучения, результатах образования в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Просмотр видеоролика о значении образования для профессионального будущего человека.

Участие в его обсуждении.

Парная работа по выстраиванию последовательности уровней общего образования, с фронтальной проверкой.

Участие в игре о возможностях, которые дает дополнительное образование школьникам

5

«Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника)

Профориента- ционное занятие

Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов8:

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

Практическое выполнение задания.

Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Просмотр видеоролика о значении образования для профессионального будущего человека. Участие в его обсуждении.

Беседа об особенностях среднего и высшего образования с опорой на таблицу.

Фронтальная работа со схемой, представляющей уровни высшего образования.

Групповая работа: составление схемы образовательной траектории героев по описанию их профессионального пути.

6

Региональный компонент

«Россия в деле» (часть 1) (на выбор: авиастроение, судостроение, лесная промышленность)

Профориента

ционное занятие

Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики, и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: авиастроение, судостроение, лесная промышленность.

Знакомство с правилами чтения кода специальностей.

Работа в парах: упражнение на тренировку навыка чтения кода специальностей.

Беседа — обсуждение ошибок, которые делают абитуриенты при выборе профессионального образования.

7

«Мои ориентиры»

Диагностика №2, разбор результатов

Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.

Методика «Мои ориентиры» – онлайн-диагностика особенностей построения образовательно-профессиональной траектории. В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня готовности к профессиональному самоопределению.

По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).

Первая часть занятия построена на просмотре тематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и

дискуссий.

Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной областью – наука и образование.

предоставляется возможность пройти онлайн-пробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста.

8

«Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)

Профориента

ционное занятие

Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере промышленности и производственных технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области промышленной и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области промышленности и смежных отраслей.

Просмотр видеосюжетов, обсуждение в

формате дискуссий

9

«Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника)

Профориента

ционное занятие

Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных цифровых технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области цифровой экономики и смежных отраслей.

Профориентационная диагностика на персональном компьютере (телефоне) с устойчивым

доступом в Интернет. После диагностики проведение консультации по полученным результатам, а также анализ

10

Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.)

Профориента

ционное занятие

Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых технологий, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

  • Знакомство с профессией и профессиональной областью.
  • Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
  • Практическое выполнение задания.
  • Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

11

«Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация, генетика)

Профориента

ционное занятие

 Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: медицина, реабилитация, генетика.

12

«Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство)

Профориента

ционное занятие

 Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной и инжиниринговой деятельности. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и смежных отраслей.

13

«Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.)

Профориента

ционное занятие

 Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

цифрового артефакта).

Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

–        Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–        Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–        Практическое выполнение задания.

–        Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение

14

 «Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах)

Профориента

ционное занятие

обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций; знакомятся с понятием

«правоохранительные органы» и с основными профессиями в сфере, соотнося различные ведомства с занятыми в них сотрудниками; актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях работы в правоохранительных органах.

15

«Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.)

Профориента

ционное занятие

 Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональная проба по профессии в сфере управления и безопасности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

–        Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–        Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–        Практическое выполнение задания.

–        Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

16

«Моё будущее – моя страна»

Профориента

ционное занятие-рефлексия

Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития. Развитие проектного мышления, рефлексивного сознания обучающихся, осмысление значимости собственных усилий        для достижения успеха, совершенствование субъектной позиции, развитие социально-психологических качеств личности.

17

«Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) (1 час)

Профориента ционное занятие

Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и смежных отраслей.

18

«Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.)

Профориента

ционное занятие

 Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

–Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

Практическое выполнение задания.

19

«Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)

Профориента

ционное занятие

Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области современной медицины и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области медицины и смежных отраслей.

20

«Пробую профессию в области медицины» (моделирующая   онлайн-проба   на   платформе   проекта   «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.)

Профориента

ционное занятие

Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

–Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–Практическое выполнение задания.

–Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

21

«Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час)

Профориента

ционное занятие

 Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области социально-экономического развития. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежных отраслей.

22

«Пробую профессию на благо общества» (моделирующая   онлайн-проба   на   платформе   проекта   «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.)

Профориента

ционное занятие

Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональная проба в социальной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

–Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–Практическое выполнение задания.

 –Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

23

«Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства)

Профориента

ционное занятие

 Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики, направленных на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной области и смежных отраслей.

24

«Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.)

Профориента

ционное занятие

 

Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональная проба по профессии в сфере творчества, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

–Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–Практическое выполнение задания.

–Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

25

«Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог)

Профориента

ционное занятие.

В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер, эколог.

Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты.

26

«Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) (1 час)

Профориента

ционное занятие.

В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный, ветеринар, повар.

 Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты.

27

 «Билет в будущее» (часть 1)

Профориента ционный сериал проекта

Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство.

В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:

 

1 серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели», владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi».

2        серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии», полицейский-кинолог Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции на метрополитене.

3        серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий (НИЦ «Курчатовский институт»).

4        серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский институт»).

Просмотр и обсуждение

28

 «Билет в будущее» (часть 2) (1 час)

Профориента

ционный сериал проекта

Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство.

В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:

5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины, реабилитолог.

6 серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом».

7 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании «Лобаев Армс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +».

8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий машиностроительного завода «Тонар», травматолог-ортопед, клинический ординатор.

Просмотр и обсуждение

29

«Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

Профориента

ционное занятие в формате марафона

Решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/), направленных на погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред.

Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

–Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–Практическое выполнение задания.

–Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

30

Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

Профориента

ционное занятие занятие в формате марафона

Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред.

Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

–Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–Практическое выполнение задания.

–Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

31

«Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

Профориента

ционное занятие в формате марафона

 Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

–Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–Практическое выполнение задания.

–Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

32

 «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)

Профориента

ционное занятие в формате марафона

Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных

 сред.

Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

–Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–Практическое выполнение задания.

–Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

33

«Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)

Профориента

ционное занятие в формате марафона

Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред.

Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

–Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–Практическое выполнение задания.

–Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

34

«Моё будущее – Моя страна» (1 час)

Профориента

ционное занятие

 Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в будущем.

Построение дальнейших шагов в области профессионального самоопределения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1час в неделю, в год - 34 часа

№ урока

Дата

Тема

Количество часов

Форма проведения

Место занятия

1

05.09

 «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде)

1

Профориента- ционное занятие

Кабинет

2

12.09

 «Открой своё будущее»  (введение в профориентацию)

1

Профориента- ционное занятие

Кабинет

3

19.09

«Мой профиль»

1

Диагностика и разбор результатов

Кабинет

4

26.09

«Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления)

1

Профориента- ционное занятие

Кабинет

5

03.10

«Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника)

1

Профориента- ционное занятие

Кабинет

6

10.10

Региональный компонент

«Россия в деле» (часть 1) (на выбор: авиастроение, судостроение, лесная промышленность)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

7

17.10

«Мои ориентиры»

1

Диагностика №2, разбор результатов

Кабинет

8

24.10

«Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

9

07.11

«Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

10

14.11

Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

11

21.11

«Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация, генетика)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

12

28.11

«Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

13

05.12

«Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

14

12.12

 «Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

15

19.12

«Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

16

26.12

«Моё будущее – моя страна»

1

Профориента

ционное занятие-рефлексия

Библиотека

17

09.01

«Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) (1 час)

1

Профориента ционное занятие

Кабинет

18

16.01

«Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

19

23.01

«Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)

1

Профориента

ционное занятие

кабинет

20

30.01

«Пробую профессию в области медицины» (моделирующая   онлайн-проба   на   платформе   проекта   «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

21

06.02

«Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

22

13.02

«Пробую профессию на благо общества» (моделирующая   онлайн-проба   на   платформе   проекта   «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

23

20.02

«Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

24

27.02

«Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет

25

06.03

«Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог)

1

Профориента

ционное занятие.

В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер, эколог.

Кабинет

26

13.03

«Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) (1 час)

1

Профориента

ционное занятие.

В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный, ветеринар, повар.

Кабинет

27

20.03

 «Билет в будущее» (часть 1)

1

Профориента ционный сериал проекта

Кабинет

28

27.03

 «Билет в будущее» (часть 2) (1 час)

1

Профориента

ционный сериал проекта

Кабинет

29

10.04

«Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

Профориента

ционное занятие в формате марафона

Кабинет

30

17.04

Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

Профориента

ционное занятие занятие в формате марафона

Кабинет

31

24.04

«Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

Профориента

ционное занятие в формате марафона

Кабинет

32

08.05

 «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)

1

Профориента

ционное занятие в формате марафона

Кабинет

33

15.05

«Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)

1

Профориента

ционное занятие в формате марафона

Кабинет

34

22.05

«Моё будущее – Моя страна» (1 час)

1

Профориента

ционное занятие

Кабинет