Программа дополнительного образования "Школа Лидера"
рабочая программа (9 класс)
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в молодом коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в школьных коллективах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_lidera_2023-24.docx | 614.01 КБ |
shkolnoe_samoupravlenie.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕРМОЛАЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (ПРОФИЛЬНЫЙ) ЦЕНТР»
РАССМОТРЕНО Педагогическим Советом Протокол № ___ «___» ____________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _______________ С.В. Чурилова «___» ________________20____г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ШКОЛА ЛИДЕРА»
уровень – стартовый
для обучающихся 14 – 17 лет
срок реализации 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Консультант: методист
Бакарас Олеся Валерьевна
п. Ермолаевский затон, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………. | 33 |
2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………….. | 7 |
3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………….. | 9 |
4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………… | 13 |
5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ…………………………………………………………………. | 14 |
6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ………………………………………………. | 16 |
7 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………………….. | 17 |
8. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ………………………………………… | 18 |
9 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………. | 19 |
10 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..…………. | 21 |
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности. Стремление к личностному развитию, лидерству - важнейшая потребность человека и отменить ее невозможно. Начало 21-ого века разительно отличается от предыдущего столетия, что ярко отражается на человеке, его внутреннем мире, мироощущении в целом. На первый план выходят такие важные человеческие качества, как мобильность, конкурентоспособность. Особенно важно самоутвердиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии. Для собственной успешности в социуме молодым людям юношеского возраста необходимы знания и умения, с помощью которых они смогут не только заявлять свою жизненную позицию, но и активно реализовать ее в рамках определенной деятельности. Сегодня важно помочь юноше сделать внутренний выбор. Чтобы стать лидером, надо найти собственную, природой определенную точку отсчета, свой путь. Для того чтобы быть лидером, эту нишу надо сделать комфортной для себя и достойной себя.
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в молодом коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в школьных коллективах.
Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка, ориентированы на выявление и реализацию лидерского потенциала. Программа сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично - и общественно полезной деятельности.
Программа «Школа Лидера» дает обучающимся знания и умения, необходимые для достижения контактности, решения конфликтов и проблемных ситуаций. Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Обучающийся получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, получает практику общественно полезной работы, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от N 28 "Об утверждении санитарных правил СП "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Приказом Министерства Просвещения России № 196 от 9 ноября 2018г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам»; Федеральным законом от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; муниципальных правовых актов Березовского района Красноярского края; нормативных документов и локальных актов учреждения;
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание благоприятных условий для развития и реализации лидерского потенциала обучающихся общеобразовательных школ Березовского района, формирование у них навыков эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции.
ЗАДАЧИ:
способствовать формированию и развитию личностных и качеств обучающихся: лидерских качеств, организаторских способностей, профессионально значимых качеств, высокой ответственности, коммуникативности, инициативности, креативности, конкурентоспособности и дисциплинированности.
развивать навыки делового общения, работы в классе, в команде;
способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей;
формировать стремление к общественно-полезной деятельности;
создать условия для активизации работы студенческого самоуправления;
развивать способность самостоятельно планировать свою деятельность;
способствовать развитию аналитического и критического мышления, самооценки;
развивать умение избегания и разрешения конфликтов;
формировать навыки эффективной профессиональной самореализации.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Срок реализации: 1 год.
Продолжительность обучения: 72 часа
Групповые занятия проводятся по 45 мин с перерывом 10 мин между ними.
Индивидуальные занятия проводятся от 20 до 40 мин, в зависимости от сложности выполняемой работы и психофизиологических данных каждого обучающегося.
Форма обучения: очная.
Адресат: обучающиеся старших классов общеобразовательных школ.
Психологические особенности юношеского возраста (14-18 лет). Это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Эмоции становятся состоянием собственного «Я».
Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности. Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Эта потребность у них значительно выше, чем в других возрастах.
Таким образом, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышенные требования к моральному облику человека, формирование адекватной самооценки, стремление к самовоспитанию - основные новообразования в личности подростка данной возрастной группы.
В основе юношеской дружбы лежат общие духовные интересы и потребность в понимании (в отличие от подростковой, где основными являются потребность во взаимопомощи и увлеченность каким-то видом труда). К особенностям юношеской дружбы следует отнести ориентацию на ровесника. Желание иметь старшего или младшего друга встречается у юношей реже.
Отличительные особенности программы
Для того чтобы успешно реализоваться как специалист, профессионал в своей области, чтобы добиться общественного признания и найти свое место в социуме, в наше время недостаточно лишь узкопрофессиональных знаний и навыков. Необходимо также сформировать навыки эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции. Способствовать этому нацелена Школа Лидера - программа подготовки школьного актива школы, включающая в себя комплекс лекций, тренингов, мастер-классов, практических мероприятий, которые помогают обучающимся подготовиться к активной общественной жизни, научиться работать в команде, раскрыть творческие и организаторские способности, формировать навыки самоорганизации и проектирования собственной деятельности, принести практическую пользу своей школе.
В программу включены актуальные темы: «Тайм-менеджмент», «Тренинги личностного роста: самопознание, целеполагание, развитие навыков взаимодействия, командообразование», «Социальное проектирование», «Конфликтология», «Волонтерская деятельность», «Структура и функционал школьного совета», «Портфолио Лидера» и много другое. Это также является отличительной особенностью от других программ подобного рода.
Теоретические темы занятий оптимально подобраны, исходя и требований, предъявляемых современным обществом и их практической значимости, а также связаны с содержанием деятельности школьного совета. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли. Главный акцент делается на практические занятия в виде деловых и интерактивных игр, работы в микро-группах, в формате тренингов, мастер-классов, подбор которых также существенно отличается от традиционных и уже давно известных. Такая форма занятий, в отличие от обычных лекций, дает больший эффект. Учащиеся имеют больше возможностей общения, отработки лидерских навыков, а также навыков делового общения, учатся смело высказывать свое мнение, не стесняясь других. Занятия начинаются с разговора с обучающимися о том, что у них интересного произошло в школе, что их волнует, какие у них идеи и планы на будущее и т.д. В конце занятия обязательно проводится рефлексия. Каждый обучающийся обязательно высказывается о том, что понравилось на занятии, а что нет, что запомнилось, что узнал нового.
С целью проверки полученных знаний и выявления сильнейших лидеров школьного актива планируется составление рейтинга активных школьников в конце учебного года и их награждение грамотами и дипломами. Всем обучающимся Школы Лидера выдаются сертификаты о прохождении курса обучения.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы занятия | Количество часов | Формы контроля и/или аттестации | ||
Всего | Теори я | Прак тика | |||
Вводное занятие. Понятия «лидер», «профессионал», «организатор», «руководитель». Тренинг на знакомство. | 2 | 1 | 1 | - | |
Инструктажи по технике безопасности | 2 | 1 | 1 | Проверочная работа | |
Организация школьного самоуправления. Структура и функционал школьного совета. | 5 | 2 | 3 | Практическое задание, деловая игра | |
Тренинг на командообразование и сплочение коллектива «Веревочный курс». | 2 | 2 | Коллаж «Образ группы» | ||
Представление о себе, как о лидере. Самооценка лидерских качеств. | 2 | 2 | Ролевая игра, тесты самопознания | ||
Основы успешности организатора. Памятка организатору. | 2 | 2 | Практическое задание, деловая игра | ||
Портфолио лидера. | 2 | 2 | Презентация портфолио | ||
Тренинги личностного роста. Самопознание. Взаимодействие в игре. | 3 | 1 | 2 | Упражнения тренинга, наблюдение | |
Знакомство с невербальным языком тела. Основы социальной перцепции. | 2 | 2 | Практические задания | ||
Тренинги личностного роста. Целеполагание. Индивидуальное проектирование. | 5 | 1 | 4 | Упражнения тренинга, наблюдение | |
Тренинги личностного роста. Развитие навыков взаимодействия | 5 | 1 | 4 | Упражнения тренинга, наблюдение | |
Тренинги личностного роста. Моя команда. | 5 | 1 | 4 | Упражнения тренинга, наблюдение | |
Социальное проектирование. Разработка социального проекта и запуск его реализации на базе школы. | 8 | 2 | 6 | Анкета, Паспорт социального проекта, фото-отчет | |
Волонтерская деятельность. Планирование и проведение акции. | 8 | 2 | 6 | Акция, статья о проведении, фото-отчет | |
Коллективная творческая деятельность. Подготовка и проведение культурно-массового мероприятия для школьников «День открытых дверей». | 8 | 2 | 6 | Сценарий мероприятия, фото-отчет, рефлексия | |
Психология общения. Культура речи. Бытовое общение. Деловой разговор. | 2 | 1 | 1 | Упражнения, рефлексия, тестирование | |
Понятие конфликта, виды конфликтов и пути их разрешения. | 3 | 2 | 1 | Наблюдение, тестирование, упражнения | |
Виды игр и их значение. Этапы организации игры. Игровые методики. | 4 | 2 | 2 | Упражнения, сценарий интеллектуальной игры, фото-отчет | |
Подведение итогов обучения в Школе Лидера. | 2 | 1 | 1 | Беседа, итоговое тестирование, рефлексия. | |
Итого: | 72 | 20 | 52 | - |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема занятия № 1:
Вводное занятие. Понятия «лидер», «организатор», «профессионал», «руководитель». Тренинг на знакомство (2 ч.).
Теория: Введение в тематику занятий. Основные качества и способности лидера. Программа Школы Лидера.
Практика: Обсуждение понятий «лидер», «организатор», «руководитель». Ознакомление с тематикой программы Школы Лидера. Выполнение упражнений на знакомство с группой: «Снежный ком», «Доверие», «Интервью», «Я за тебя отвечаю», «Перемена мест», «Линейка» (Приложение 1). Рефлексия.
Тема занятия № 2:
Инструктажи по технике безопасности (2 ч.).
Теория: Знакомство с содержанием инструктажей по технике безопасности:
Вводный инструктаж для обучающихся.
Инструкция по пожарной безопасности
Инструкция по охране труда: требования безопасности в аварийных ситуациях
Инструкция по охране труда при проведении спортивных соревнований
Инструкция при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий
Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий (вечеров, концертов, фестивалей, конкурсов, конференций, слетов и др.)
Практика: Заполнение протоколов ознакомления с содержанием инструктажей. Тестирование, проверочная работа.
Тема занятия № 3:
Организация школьного самоуправления. Структура и функционал школьного совета (5 ч.).
Теория: Знакомство с понятием «Школьное самоуправление»; принципы построения и составляющие школьного самоуправления. Функции и полномочия председателя, секретаря, представителей секторов школьного совета.
Практика: Ознакомление с Положением о школьном совете. Знакомство с планом работы школьного совета на учебный год. Обсуждение мероприятий. Внесение дополнений. Распределение участников группы для работы в секторах школьного совета. Определение уровня развития школьного самоуправления в школе. Практическое задание: разработать свою модель школьного самоуправления. Упражнение
«Актерское мастерство». Ролевая игра. Рефлексия.
Тема занятия № 4:
Тренинг на командообразование и сплочение коллектива «Веревочный курс» (2ч.).
Теория: Игры на взаимодействие и сплочение коллектива.
Практика: Проведение тренинга на сплочение коллектива «Веревочный курс» (по станциям). Упражнение «Образ группы» (Приложение 1). Рефлексия.
Тема занятия № 5:
Представление о себе, как о лидере. Самооценка лидерских качеств (2 ч.).
Теория: Типология лидерства. Стили и функции различных типов лидерства.
Практика: Шифровка «ЛИДЕР». Составление портрета лидера. Тренинг по выявлению лидерских качеств обучающихся. Тесты «Лидер ли я?», «Какой я лидер?» (Приложение 3). Ролевая игра «Выборы царя зверей». Рефлексия.
Тема занятия № 6:
Основы успешности организатора. Памятка организатору (2 ч.).
Теория: Основы успешности организатора. Основы организаторской работы. Качества организатора. Правила организатора. Планирование работы.
Практика: Составление памятки организатору. Развитие умения брать на себя ответственность. Ролевая игра «Ведущий телепередачи». Упражнение
«Управляющая пятерня». Рефлексия (упражнение «Свеча»).
Тема занятия № 7:
Портфолио лидера (2 ч.).
Теория: Портфолио лидера. Понятие термина «портфолио». Основной смысл. Цель составления. Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.
Практика: Мастер-класс «Портфолио. Его значение при трудоустройстве. Структура портфолио и особенности оформления». Подготовка своего портфолио. Сбор материалов. Заполнение папки, согласно основным требованиям к содержанию и структуре портфолио лидера (Приложение 4). Конкурс «Лучшее портфолио лидера школы среди обучающихся Школы Лидера.
Тема занятия № 8:
Тренинги личностного роста. Самопознание. Взаимодействие в игре (3 ч.).
Теория: Цели и описание упражнений, правила их выполнения.
Практика: Упражнения: «Мои потребности», «Сила мысли», «Теплое место», «Идентификация», «Игрушка», «Контракт с самим собой». Рефлексия.
Тема занятия № 9:
Знакомство с невербальным языком тела. Основы социальной перцепции (2 ч.).
Теория: О чем могут рассказать жесты? 75 признаков языка тела. Общераспространенные мимика и жесты. Мимика. Чтение «с лица». Как использовать язык тела осмысленно?
Практика: 75 признаков языка тела по Максу Эггерту (таблица). Язык жестов во время знакомства. Как используя язык тела вызвать доверие и сделать свои намерения понятными для собеседника - 18 приемов. Рефлексия.
Тема занятия № 10:
Тренинги личностного роста. Целеполагание. Индивидуальное проектирование (5 ч.).
Теория: Целеполагание. Цели и описание упражнений, правила их выполнения.
Практика: Упражнения: «Сила цели», «Моя жизненная цель»,
«Препятствия», «Временные рамки», «Ресурсы», «Я – идеальный», «План реализации цели», «Стратегия успеха», «Идеальный день», «Идеальное окружение». Рефлексия.
Тема занятия № 11:
Тренинги личностного роста. Развитие навыков взаимодействия (5 ч.).
Теория: Цели и описание упражнений, правила их выполнения.
Практика: Упражнения: «Установление контакта», «Самопрезентация», «Поиск сокровищ», «Звездная карта», «Таможня», «Восточный рынок», «Десять секунд», «90 градусов», «Снежки» и другие. Рефлексия.
Тема занятия № 12:
Тренинги личностного роста. Моя команда (5 ч.).
Теория: Цели и описание упражнений, правила их выполнения.
Практика: Упражнения: «Рисунки в парах», «Кот и дом», «Вавилонская башня», «Кольцо», «История», «Телефакс», «Аплодисменты по кругу». Рефлексия.
Тема занятия № 13:
Социальное проектирование. Разработка социального проекта и его реализация на базе колледжа (8 ч.).
Теория: Логика формирования социального проекта и технология разработки его проблемно-целевого и содержательного блоков. Методы и этапы социального проектирования. Как провести социологическое исследование в образовательном учреждении.
Практика: Тренинг социальной активности. Упражнения: «Что я могу дать миру?», «Наглядная агитация». Метод мозгового штурма. Составление анкеты для студентов колледжа с целью выявления у них острых социальных проблем. Подведение итогов анкетирования. Выявление проблемной ситуации, которая будет основополагающей для разработки проекта. Определение темы проекта, формулирование концепции будущего объекта (цели, задачи). Выбор средств и методов реализации проекта. Запуск социального проекта.
Тема занятия № 14:
Волонтерская деятельность. Планирование и проведение акции (8 ч.).
Теория: Волонтерская деятельность. Планирование и проведение акции.
Практика: Подготовка акции. Планирование и проведение акции.
Практическая организация акции. Подведение итогов акции.
Тема занятия № 15:
Коллективная творческая деятельность. Подготовка и проведение культурно- массового профориентационного мероприятия для школьников «День открытых дверей» (8 ч.).
Теория: Коллективная творческая деятельность. Основное средство сплочения коллектива. Виды КТД. Стадии КТД. Предварительная работа. Планирование.
Практика: Разработка собственного КТД по стадиям. Подготовка и проведение культурно-массового профориентационного мероприятия для школьников «День открытых дверей». Рефлексия.
Тема занятия № 16:
Психология общения. Культура речи. Бытовое общение. Деловой разговор (2 ч.). Теория: Общение. Культура речи. Как говорить. Как слушать. Как понять товарища. Виды общения. Бытовое общение. Деловой разговор. Речевой этикет. Практика: Упражнения «Какой слушатель мешает». Индивидуальная работа «Что внутри меня мешает и помогает общению. Что снаружи меня (поведение окружающих людей) мешает и помогает».
Тема занятия № 17:
Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения (3 ч.).
Теория: Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций, ценностей и т.п. Конфликтный человек. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления. Коллективные конфликты и пути их решения. Стили общения. Профилактика конфликтов.
Практика: Определение уровня конфликтности, стратегии поведения в конфликтной ситуации. Проигрывание конфликтных ситуаций. Тренинг «Конфликт, его причины, этапы и фазы протекания. Конфликтные ситуации при трудоустройстве». Упражнения по конфликтной компетентности подростка. Тестирование. Рефлексия.
Тема занятия № 18:
Виды игр и их значение. Этапы организации игры. Игровые методики (4 ч.).
Теория: Виды, типы игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры, игры с залом. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитии деловых и лидерских качеств у молодежи.
Практика: Отработка социальных навыков в игре. Практикум «Игры, в которые мы играем». Тренировка проведения игр с залом. Сценарий интеллектуальной игры-викторины для студентов колледжа. Проведение игры. Рефлексия.
Тема занятия № 19:
Подведение итогов обучения в Школе Лидера (2 ч.).
Теория: Повторение пройденного материала.
Практика: Итоговое тестирование. Парад достижений индивидуальностей. Подведение итогов обучения в Школе Лидера, общая рефлексия. Вручение сертификатов о прохождении курса обучения в Школе Лидера. Награждение грамотами и дипломами активистов Школы.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Организация деятельности по программе «Школа лидера» создаст условия для достижения обучающимися их личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие лидерских качеств и организаторских способностей;
развитие навыков делового общения, работы в группе, в команде;
развитие творческих и интеллектуальных способностей;
развитие самостоятельности, творческого подхода к выполнению заданий;
развитие умения избегания и разрешения конфликтов;
стремление к общественно-полезной деятельности.
Предметные результаты:
освоение приемов и методов организации и планирования деятельности;
формирование профессионально значимых качеств;
приобретение навыков социальной активности;
получение конкретных социальных и профильных знаний и умений, предусмотренных программой.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
развитие аналитического и критического мышления, самооценки;
овладение навыками познавательной, исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения итоговой аттестации |
1. | 1. | 36 | 36 | 72 | 2 часа в неделю |
|
Условия реализации программы
На занятиях в Школе Лидера используются различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, поставленных к занятию.
Формы деятельности: лекции, беседы, практические занятия (упражнения, тренинги, игры), тестирование, анкетирование, самостоятельная работа, диспуты, круглые столы, конкурсы, организация и проведение культурно-массового мероприятия, акции, разработка и реализация социального проекта.
Имеются в наличии видеоматериалы, фонотека, разработки игр, тренингов, конкурсов, тесты (по диагностике личностного развития), раздаточный материал для проведения различных занятий по программе. Также используются материалы из сети Интернет и методическая литература.
Для успешной реализации данной программы необходимо наличие следующих условий:
Материально-техническое обеспечение:
актовый зал или конференц-зал;
столы, стулья;
персональный компьютер или ноутбук с выходом в Интернет;
медиа-проектор, экран, колонки;
доска с мелом или флип-чарт с маркерами;
бумага формата А4, ватманы;
фломастеры, ручки, цветные карандаши (по количеству обучающихся);
фотоаппарат, видеокамера, штатив.
Методическое обеспечение:
основная и вспомогательная литература;
папка с разработками теоретических материалов по темам программы;
тестовые методики;
банк интерактивных игр и упражнений;
разработки тренингов;
раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы).
Информационное обеспечение:
видео-, фото-, интернет-источники.
Кадровое обеспечение:
педагог дополнительного образования.
6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для определения результативности освоения данной программы используются некоторые формы аттестации и контроля, призванные отражать достижения цели и задач программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдение, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, видеозапись, грамота, отзыв участников и гостей мероприятия, свидетельство (сертификат), статья, фотография и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики и тестирования, фото-отчет, конкурс, творческая работа, сценарий, концерт, портфолио, праздник, интеллектуальная игра, коллаж, волонтерская акция, паспорт социального проекта, ролевая и деловая игры.
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия: лекция, «мозговой штурм», мастер-класс, беседа, акция, встреча с интересными людьми, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, конкурс, круглый стол, наблюдение, праздник, практическое занятие, представление, презентация, тренинг, фестиваль, экскурсия, эстафета.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио, здоровьесберегающая технология, технология деловой игры и т.д.
Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, задания, упражнения, тесты, памятки и т.п.
8. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания состояния и развития детского объединения «Школа лидеров» используются различные формы диагностики:
Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
Экспресс-тест «Лидер ли я?».
Тест «Какой я лидер?».
Проверочная работа по инструктажам по технике безопасности.
Практическое задание: разработать свою модель студенческого самоуправления. Ролевая игра.
Коллаж «Образ группы»
Коллаж «Портрет лидера».
Тестирование для проверки усвоения теоретических знаний по теме
«Лидерство».
Ролевая игра «Выборы царя зверей».
Презентация портфолио в Конкурсе «Лучшее портфолио лидера школы» среди обучающихся Школы.
Отзывы зрителей о проведении культурно-массового мероприятия.
Тестирование компетентности обучающихся Школы по вопросам конфликтологии.
Сценарий интеллектуальной игры-викторины.
По результатам исследований проводится необходимая корректировка действий.
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Тетерский С.В. Искусство вести за собой Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств / под ред. д.п.н. С.В. Тетерского. – М.: АРКТИ, 2017. - 96 с.
Дополнительная литература:
- Алиева М.А., Гришанович Т.В. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2003. - 142 с.
- Баталова И.В. Программа тренинга конфликтной компетентности подростка// Классный руководитель, 2006-№3. - С.80 - 92.
- Волков В.Б. Тренинг социальной активности / В.Б. Волков. - Издательство: Речь, 2005. – 192 с.
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - М.:ВАКО, с.
- Зимирев Г.И, Юдина Н.А. Как провести социологическое исследование в образовательном учреждении: методические рекомендации / Г.И. Зимирев, Н.А. Юдина. - Чита : ЗабКИПКРО, 2009. - 40 с.
- Кириллова О.Г. Психология общения: тесты, упражнения, игры / Сост. О.Г. Кирилловой. - Йошкар-Ола: МИО, 1996 г. – 136 с.
- Косаревская Т.Е., Кутькина Р.Р. Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу // Методические рекомендации. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2016. - 42 с.
- Кочергин В.Н. «Я и мы». Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям / Отв. за выпуск Кочергин В.Н. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 2012 г. – 218 с.
- Молчанова З.М. Личностное портфолио старшеклассников: учеб.-метод. пособие/ З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, В.Т. Черникова, - 3-е изд., стереотипное, М.: Глобус, 2008. - 178 с.
- Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: Издательство Института психотерапии, 2005. - 240 стр.
- Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. - СПб.: Речь, 2007. - 216 с.
- Федосеенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей / Е.В. Федосеенко – М.: Сфера, 2009. – 234 с.
- Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Авт.-сост. Г.А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 243 с.
- Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников // Классный руководитель – 2007 - №3. - С.39-71.
Интернет-источники:
- Шесть типов лидерства: кто вы? [Электронный ресурс] // URL:https://liderstva-kto-vy
- Видео-дискуссия «Контекст новых лидеров: кто такие успешные лидеры будущего?» [Электронный ресурс] // URL:
- Как научиться «читать» людей по их мимике и жестам. Опубликовано автором «Zavodila» #1075;. [Электронный ресурс] // URL: mimike-i-zhestam/
- Методы и этапы социального проектирования [Электронный ресурс] // URL: :20/
- О чем могут рассказать жесты? 75 признаков языка тела [Электронный ресурс] // URL:
- Тест c ответами по предмету лидерство [Электронный ресурс] // URL: ;limitstart=
- Типология лидерства [Электронный ресурс] // URL:
- Тренинг на знакомство [Электронный ресурс] // URL: trening-qznakomstvo-dlya-studentovq
- Тренинг по выявлению лидерских качеств та [Электронный ресурс]//URL: po_vyyavleniyu_liderskih_kachestv stu
- Тренинг "Тайм-менеджмент: управление личной эффективностью" [Электронный ресурс] // URL: menedzhment-upravlenie-lichnoj-ehffektivnostyu
- Шесть типов лидерства: кто вы? [Электронный ресурс]//URL:https:// shest-tipov-liderstva-kto-vy
- Этапы социального проектирования [Электронный ресурс] // URL:
Приложение 1.
Тренинг «Знакомство лидеров»
Тренинговая работа является одной из наиболее эффективных форм работы со школьниками. Групповая форма тренинга позволяет достаточно легко моделировать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать различные ситуации с учетом индивидуального уровня развития коммуникативной деятельности и уровня социально-психологической адаптации.
Социально-психологический тренинг (СПТ) предполагает совмещение информационной подготовки и тренировочных («игровых») упражнений с последующим анализом ситуаций, возникающих в ходе их выполнения.
Основной или стержневой целью СПТ является развитие компетентности в общении. Однако, это не единственная цель, которая стоит перед практикой социально-психологического тренинга. Ей сопутствуют и являются не менее важными две другие цели – развитие активной социальной позиции личности и повышение психологической культуры.
Занятие «Знакомство» из цикла социально-психологических тренингов разработано Р.Р. Кутькиной и Т.Е. Косаревской на основе работ В.Ю. Большакова (1996), А.С. Прутченкова (1996), К. Фопеля (1999) и апробировано в рамках работы Психологической службы УО «ВГУ им. П.М.Машерова» (2001- 2005). Контингент: школьники старших классов (возможно участие классного руководителя).
Цель занятия: оптимизация процесса адаптации старшеклассников к условиям обучения.
Основные задачи:
знакомство с группой лидеров школ;
осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в общении;
отработка навыков эффективного взаимодействия;
возможность проявления себя в группе и получение обратной связи;
приобретение навыков совместной деятельности;
определение статусно-ролевой позиции в группе;
создание позитивного микроклимата.
Занятие рекомендуется проводить в определенной последовательности:
- Введение
Вводная информация
Цели и задачи занятия
Прояснение запросов участников группы
Правила группы
Разминка
«Снежный ком»
«Доверие»
Упражнения на восприятие себя через восприятие другими людьми («механизм обратной связи»)
«Интервью»
«Визитка»
«Я за тебя отвечаю»
«А еще я…»
Упражнения на совместную деятельность
«Рисунок вдвоем»
«Факс» Заключительная часть
«Образ группы»
Рефлексия (подведение итогов работы)
Введение
Общение людей друг с другом чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться эффективному общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это можно при помощи игровых упражнений. Игра – это модель жизненной ситуации, в частности – общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, экспериментировать, проявлять творчество, искать более эффективные способы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения».
Позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое поведение в последующих ситуациях. Важно помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении других людей, чем свои собственные.
Рекомендации ведущему. Далее следует рассказать о целях и задачах тренинга и прояснить запрос каждого участника группы.
Правила группы
В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными. Они обсуждаются всеми членами группы и принимаются как основные правила взаимоотношений или отклоняются, при этом выдвигаются альтернативные правила.
Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как бояться показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область рассуждений, но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что…» - на такое: «Я считаю, что…». Отказываемся и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли…» - на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».
Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения».
Как можно больше контактов и общения с различными людьми. У каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятия мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.
Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем, пока он не закончит говорить.
Правило «Стоп». Во время работы группы любой участник группы может остановить разговор, вопрос, обращенный к нему или какое-либо другое действие, если посчитает это психологически-опасным для своего внутреннего мира. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения только тогда, когда он свободен в выборе решений.
Упражнение «Снежный ком»
Каждый участник группы называет свое имя и личностное качество, за которое его можно ценить, любить, уважать и т.д. Первый участник называет свое имя и качество, второй – называет имя и качество первого, затем свое и т.д. Таким образом, имена и качества нарастают как снежный ком. Последний участник называет всех.
При обсуждении обратить внимание на то, что помогало выполнить упражнение, в каких случаях возникало волнение, смотрели ли говорящие в глаза тем, о ком говорили, как использовали приемы для запоминания.
Упражнение «Доверие»
Время выполнения 10-15 минут.
«Я хочу предложить вам игру, в которой ваши глаза будут отдыхать, а вести вас будут руки, уши, интуиция. Закройте глаза и начните медленно ходить по комнате. Привыкайте к новому способу ориентирования… В этой игре нельзя разговаривать (1 мин.). Не открывая глаз, попробуйте найти себе партнера. Возьмитесь за руки. Когда сделаете это, встаньте рядом… А теперь почувствуйте руки друг друга. Какого размера ладони у вашего партнера, теплые они или холодные, мягкие или шершавые, нежные или жесткие?.. Попытайтесь сделать нечто вроде «тактильной фотографии» его рук, сохраните ее в памяти (2-3 мин.). Не открывая глаз, отпустите руки партнера и пройдитесь по комнате в одиночестве. (1 мин.). Попробуйте с закрытыми глазами вновь найти руки того же человека. Если вы уверены, что нашли их, встаньте рядом и откройте глаза. Понаблюдайте за остальными.
Обсуждение.
Как я себя чувствовал во время выполнения упражнения?
Когда я чувствовал неуверенность?
Когда я чувствовал себя уверенно?
Как я воспринимал руки разных людей?
Какую роль для меня играют прикосновения, если речь идет о вопросе доверия?
Изменилось ли что-нибудь в моем отношении к группе или к партнеру?
Упражнение «Интервью»
Выполняется в парах. «У вас есть 20 минут в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке».
Упражнения «Визитка», «Я за тебя отвечаю»
Для выполнения упражнения участники садятся в круг. Каждый участник рассказывает о своем партнере в течение одной минуты, представляя его группе. По окончании рассказа группа задает уточняющие вопросы, помогая сделать
«визитку» наиболее информативной.
Упражнение «А еще я…»
«А сейчас каждый из вас может сказать насколько «визитка» совпадает с вашим собственным представлением о себе, с чем вы согласны, а что вам не соответствует. «Визитку» можно дополнить, начиная фразу словами: «А еще я…». Рекомендации ведущему: при выполнении данного цикла упражнений необходимо поддерживать в группе позитивный эмоциональный фон, интерес участников друг к другу.
Упражнение «Рисунок вдвоем»
«Для выполнения упражнения вам необходимо объединиться в пары. Постарайтесь выбрать человека менее знакомого вам. Все действия выполняются по инструкции и молча, т.е. разговаривать с партнером не разрешается.
Инструкция. Возьмите на двоих один лист бумаги и одну ручку, которой будете рисовать, держась за нее вдвоем. Ваша задача, не договариваясь с партнером, нарисовать сюжетный рисунок. Время выполнения – 3 минуты. По окончании работы дайте название своему рисунку. Поблагодарите партнера за совместную деятельность. Покажите свой рисунок группе. Посмотрите, что нарисовали другие. Есть ли сходства у рисунков?». Во время выполнения упражнения в группе возникает много положительных эмоций, повышается активность. Обсуждение:
Какие эмоции и чувства вы сейчас испытываете?
Что помогало и что мешало вам выполнять задание?
Как вы распределяли функции? Кто из вас был лидером?
Похоже ли ваше поведение сейчас на то, что обычно происходит с вами в группе?
Готовы ли вы брать на себя ответственность за принимаемое решение? Какие собственные идеи вам удалось реализовать и что не получилось?
Упражнение «Образ группы»
«Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение группы как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ. Например, можно сказать: «Она похожа на клетку со львами, где прекрасные и могучие звери мало знакомые друг другу втиснуты в маленькое пространство. Прутья мешают им двигаться, теснота и тревога делают их агрессивными, и, помимо всего этого их еще кормят непривычной для них пищей». Другую группу можно было бы описать так: «Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед».
Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы вашей группе. Каждый участник предлагает свою метафору, после чего группа может обсудить следующие вопросы:
Есть ли во всех этих образах что-то общее?
Все ли образы вам понравились?
Почему возникли те или иные образы?
Во второй части упражнения участники создают метафоры, характеризующие идеальную группу, то есть такую, в которой они могли бы учиться с радостью и увлечением. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общее во всех метафорах и сформулируйте цели, к достижению которых стремятся члены группы. Эта процедура завершает занятие. Необходимо выслушать каждого члена группы, узнать о его эмоциональном состоянии, дать возможность высказать свое отношение к происходящему. Обсуждение может направляться следующими вопросами:
С какими чувствами вы заканчиваете занятие?
Что было для вас самым эффективным?
Что на занятии вам удалось, а что не получилось?
Какие вопросы или темы у вас вызывают наибольший интерес? Данная процедура (рефлексия) может выполняться и в виде анкетирования.
«Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к происходящему. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для всей группы в целом»
Анкета «Откровенно говоря…»
Мое имя
Если оценивать мое внутреннее состояние по 10-бальной шкале то: самочувствие - …активность - …настроение - …
Во время занятия я понял, что…
Самым полезным для меня было…
Я не смог быть более откровенным, так как…
На занятии мне удалось…
На занятии у меня не получилось…
На следующем занятии я хотел бы…
На месте ведущего я…
Источник: Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу // Методические рекомендации. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2006. - 42 с.
Приложение 2.
Тест «Признаки лидера»
- Я не теряюсь и не отступаю в трудных ситуациях.
- Легко могу убедить в чем-то моих друзей.
- Мне обычно удается добиться, чтобы все вокруг хорошо работали.
- Организуя какое-то дело, стараюсь заинтересовать его участников.
- Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
- Хорошо чувствую настроение своих партнеров.
- Обычно я достигаю того, к чему стремлюсь.
- Принимая решение, я перебираю несколько вариантов.
- Решая проблемы, использую опыт других.
- Я готов рисковать, чтобы получить нужный результат. Ключ к тесту
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.
Определение результата и его интерпретация.
1-3 балла. У вас небольшой лидерский потенциал. Скорее всего, вы просто еще не работали над его актуализацией. Вам стоит задуматься над своим обычным поведением, естественно, если вы хотите стать лидером, определяющим свою судьбу.
4-6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном сами определяете ход вашей жизни. Но вам есть еще над чем поработать, чтобы в еще большей степени контролировать события, происходящие с вами.
7-10 баллов. Вы практически полностью контролируете жизненную ситуацию. Явные лидерские наклонности притягивают к вам людей. Вы получаете удовлетворение от своей деятельности. У вас налицо лидерские качества и способности. Совершенствуйте их дальше.
Так же у лидера должен быть свой имидж и он должен правильно говорить в этом нам помогут упражнения «Сам себе имиджмейкер» и «Чемодан лидера».
Упражнение «Актерское мастерство».
В истории много случаев, когда артист со второстепенной ролью запоминался зрителям надолго и его фразы стали крылатыми. У вас у всех есть такая возможность, проявить себя, пожалуйста, импровизируйте. Все участники команды получают одинаковый текст, это прогноз погоды. Но задания каждый вытягивает себе по жребию.
шепотом;
как пятилетний ребенок;
как военный;
как-будто замерз;
как-будто тебя слышит весь мир;
как-будто во рту горячая картошка.
Приложение 3.
Приложение 4.
Примерная структура Портфолио
Стандартная структура Портфолио включает:
титульную страницу;
краткую автобиографию;
перечень официальных документов (примеры работ, успеваемость, отзывы);
сведения о профессиональной деятельности (практика на предприятии, мастер-классы);
отчеты о научно-исследовательской деятельности (олимпиады, конференции, наличие публикаций);
рассказ о внеурочных мероприятиях (конкурсы, соревнования и прочее);
данные о дополнительном образовании (секции, курсы, вторая специальность).
Титульный лист для портфолио студента – обложка и первая страница, которая должна содержать основную информацию:
ФИО, год рождения, курс;
наименование учебного учреждения, специальность;
отчетный период; контакты (мобильный телефон, электронный адрес);
фотографию в верхнем правом углу листа.
Предварительный просмотр:
Школьное самоуправление
Нормативно-правовые акты школьного самоуправления
I. Общие положения о школьном ученическом совете
II. Цели, задачи и основные педагогические принципы деятельности
III. Функции школьного ученического совета
IV. Структура школьного ученического самоуправления
V. Права и обязанности членов школьного ученического совета
VI. Положения о старостах
VII. Законы и правила школьного ученического совета
VIII. Положение о выборах в школьный ученический совет
IX. Взаимодействие Ученического Совета школы с администрацией, учителями, родителями учащихся и общественностью
X. Отчётность школьного ученического совета
XI. Нормативно-правовая база
I. Общие положения о школьном ученическом совете
1. Совет учеников школы МКОУ «Ишимская ООШ» создан в 2013 учебном году является представительским органом ученического самоуправления учащихся школы и преследует воспитательную цель педагогов данной школы по развитию творческих способностей учащихся, их самореализации и вырабатывание навыков самостоятельной работы по формированию осознанной гражданско - нравственной позиции.
Решения Ученического совета школы обязаны выполнять все учащиеся школы
2. Высшим органом ученического самоуправления в школе в период между школьными ученическими собраниями (конференциями) является школьный ученический совет, избираемый, собранием (конференцией), которое определяет и срок его полномочий, который указан в Положении о выборах в школьный ученический совет.
3. Руководство школьного ученического совета осуществляет президент учащихся школы (далее президент школы), избираемый общешкольным голосованием, а также старостам на первом заседании открытым голосованием избирает министров.
4. Состав совета учеников школы:
В ШУС входят:
президент школы;
вице-президент школы;
пресс-секретарь;
министр печати и информации;
министр культуры и досуга;
министр труда;
министр физической культуры и спорта:
министр образования;
кураторы (из числа педагогов) всех секторов.
5. Координирует деятельность школьного ученического совета президент.
6. Заседание школьного ученического совета проводится один раз в четверть (в последнюю неделю) и по необходимости.
7. Решение школьного ученического совета считается правомочным, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на заседании членов школьного ученического совета.
II. Цель, задачи и основные педагогические принципы деятельности
Цели:
1. Развитие интеллектуальной и духовно - нравственной сфер жизни детей и подростков.
2. Содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей.
Задачи:
1. Содействовать развитию школьного самоуправления.
2. Формировать нравственные качества, воспитывать чувство коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины.
3. Гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей, вовлечение их в школьную работу.
Основные педагогические принципы:
1. Комплексное воздействие нравственной, эстетической, трудовой и физической сфер на сознание, ум и чувства детей.
2. Непрерывность и систематичность воспитательной работы.
3. Учет индивидуальных особенностей и организация работы в соответствии с интересами и способностями детей.
4. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитания на основе добровольности, гибкости педагогического руководства.
III. Функции школьного ученического совета
1. Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу учащихся.
2. Организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.
3. Устанавливает шефство старших классов над младшими.
4. Готовит и проводит собрания и конференции учащихся школы.
5. Организует выпуск газеты и радиопередачи в школе.
6. На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий.
7. Заслушивает отчеты о работе своих министерств, комиссий, и других, рабочих органов самоуправления, а также органов самоуправления первичных коллективов и объединений учащихся и принимает по ним необходимые решения.
8. Слушает отчеты ответственных о выполнении своих решений, принятых на предыдущих заседаниях.
9. Решает вопросы поощрения и наказания.
10. Принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.
11. Принимает решения об использовании заработанных ученическим коллективом денег.
12. Подводит итоги соревнования между классными коллективами в общественно полезной деятельности.
13. Утверждает состав делегации учащихся школы на городские (районные) совещания и конференции школьников, и т. д.
14. Рабочие органы школьного ученического совета учреждают свои эмблемы, песни, форму одежды, ритуалы и т. д.
15. СУШ правомочен просить администрацию школы о выделении им в помощь педагогов-консультантов из числа имеющих соответствующую квалификацию учителей.
IV. Структура школьного ученического самоуправления
Функции участников школьного ученического совета
Президент школы:
Организует работу идейного центра;
Проводит заседания ШУС, собрания актива школы;
Контролирует выполнение решений ШУС;
Координирует связь рабочих групп между собой, связь рабочих групп с идейным центром;
Осуществляет связь с методическим объединением классных руководителей, со всеми учителями школы.
Вице - президент школы:
Выполняет обязанности председателя в его отсутствие;
Отвечает за ведение документации ШУС;
Вместе с председателем ШУС готовит задания ШУС и идейного центра;
Приглашает учащихся, учителей и др. На заседания ШУС и идейного центра.
Министерство образования:
Выполняет решения школьного совета по учебному направлению;
Вносит и реализует предложения по работе ШУС по учебному направлению;
Контролирует успеваемость классов и докладывает о результатах на заседании СУШ;
Проводит рейды по проверке дневников, экранов успеваемости и др.;
Совместно с методическими объединениями учителей и ШУС организует проведение предметных недель в школе.
Посещает классные часы.
Министерство труда:
Выполняет решения ИЦ и ШУС по трудовому направлению;
Вносит и реализует предложения по работе ШУС по трудовому направлению;
Осуществляет контроль за дежурством по школе и классам;
Организует проведение субботников;
Организует проведение сборов макулатуры;
Контролирует прохождение учащимися трудовой практики;
Проводит рейды по проверке сохранности школьной мебели, книг, по проверке сменной обуви, состоянии школьного участка;
По итогам рейдов организует необходимый ремонт.
Министерство культуры и досуга:
Выполняет решения ИЦ и ШУС по культурно-массовому направлению;
Вносит и реализует предложения по работе ШУС по культурно-массовому направлению;
Занимается проведением всех культурно-массовых общешкольных мероприятий: концертов, вечеров, дискотек и др.;
Оказывает консультативную помощь классам в подготовке вечеров, огоньков, выступлений на конкурсах самодеятельности.
Министерство печати и информации:
Отвечает за своевременное информирование учеников и педагогов школы;
Выпуск школьной газеты;
Выпуск школьных радиопередач;
Оформление школьного стенда информации.
Министерство физической культуры и спорта:
Занимается спортивными мероприятиями школьников;
Помогает организовывать спартакиады и олимпиады школы;
Пропагандирует здоровый образ жизни.
V. Права и обязанности члена школьного ученического совета школы
Член Ученического совета школы имеет право:
интересоваться всем, что происходит в школе, задавать об этом вопросы учащимся, представителям школьных органов самоуправления, родителям учеников, директору школы и его заместителям (завучам), другим людям, выполняющим в школе ответственные поручения;
свободно участвовать в обсуждении вопросов Совета;
предлагать Совету вопросы для обсуждения;
предлагать Совету свои варианты решений обсуждаемых проблем и вопросов;
при обсуждении вопросов и голосовании руководствоваться своим личным мнением;
открыто отстаивать свое мнение по обсуждаемым вопросам вплоть до принятия Советом решения по этим вопросам;
критиковать деятельность любого органа самоуправления школы (в том числе и Ученического совета школы), класса, группы или другого объединения, а также деятельность и поведение любого ученика или взрослого;
выполняя поручения Ученического совета школы, действовать от его имени; от имени Совета принимать решения в делах, за которые ему (ей) Ученический совет школы поручил отвечать;
в необходимых случаях принимать ответственные решения от имени Совета (если это поможет изменить к лучшему ситуацию или предотвратить нечто нежелательное);
сдавать от имени Совета поручения классным коллективам, школьным группам и объединениям, а также учащимся школы и требовать выполнения этих поручений;
представлять Ученический совет школы в делах (на мероприятиях), проводимых в классах, группах или других школьных объединениях.
Член Ученического совета школы обязан:
участвовать в работе сессий Совета;
выполнять законы, традиции и правила Совета;
принимать активное участие в деятельности рабочих групп, комиссий, других общественных объединений, которые создает Ученический совет школы, и отчитываться за свою работу в них на сессии Совета или перед ответственными лицами Совета (пред председателем Ученического совета школы, его заместителем, секретарем Совета или руководителем соответствующей рабочей группы);
выполнять поручения Совета и своевременно отчитываться за их выполнение;
информировать свой класс о работе Ученического совета школы;
представлять в Совете мнение (мнения) и интересы своих одноклассников, доводить да сведения Ученического совета все предложения и замечания, которые учащиеся высказывают в адрес Ученического совета школы.
Президент отвечает за:
организацию работы Совета;
выполнение планов и решений;
подготовку и проведение Ученического совета школы;
выполнение настоящего Положения;
представляет Совет в общественных и других объединениях и организациях.
Президент школы обязан:
планировать работу Совета;
организовывать своевременное информирование членов Совета о предстоящих мероприятиях Совета;
периодически отчитываться перед Советом о своей работе;
взаимодействовать с директором школы, его заместителями, с президентом учащихся школы, органами самоуправления школы, педагогами и родительской общественностью по вопросам жизнедеятельности ученического коллектива школы.
Пресс - секретарь отвечает за:
оперативное (своевременное) ведение документации Совета (протоколы, решения Совета),
собирает информацию о выполнении решений Совета.
Пресс - секретарь Ученического совета школы обязан:
оформлять протоколы сессий в недельный срок после их проведения;
"ставить вопросы о выполнении решений Совета, об отчетах членов Совета, включая председателя и его заместителя.
Пресс - секретарь имеет право:
уточнять во время заседания или после его проведения формулировки высказываемых (высказанных) предложений.
Советник отвечает за:
компетентность своих советов, решений Ученического совета школы;
за организацию квалифицированной помощи Совету.
Советник обязан:
разъяснять то, что в его компетенции.
Советник имеет все права:
члена Совета, включая право одного решающего голоса;
вносить в Совет свои предложения, рекомендации, критиковать, высказывать согласие или несогласие с чьей-либо позицией и т. д.;
комментировать выступления.
Консультант имеет право:
принимать участие в обсуждении вопросов;
высказывать Совету предложения;
критиковать, высказывать несогласие с чьей-то позицией;
совещательного голоса.
VI. Положения о старостате.
Старостат - собрание старост класса, являющееся административным звеном СУШ.
1. Староста класса - ответственное и почетное поручение. Староста является ответственным уполномоченным одноклассников по организации самоуправления в классе и, одновременно с этим, помощником классного руководителя.
2. Староста избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура старосты согласовывается с классным руководителем.
3. Срок полномочий старосты определяется общим собранием класса.
4. В своей деятельности староста стремиться к сохранению и развитию лучших традиций класса и школы.
5. Староста класса отвечает:
за организацию хозяйственно-бытовых мероприятий класса, включая дежурство;
за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно касающихся класса;
за организацию самоуправления в классе.
6. Староста класса имеет право:
созывать и проводить общие собрания класса;
собирать ученический актив класса для обсуждения проблем и конкретных вопросов жизни и деятельности классного коллектива и (или) участия класса в школьных мероприятиях;
Сдавать одноклассникам (любому учащемуся класса) постоянные и временные поручения и добиваться выполнения этих поручений;
требовать от учащихся своего класса отчетов о выполнении поручений, данных ученику коллективом (общим собранием) класса или лично (старостой);
организовывать класс на участие в школьных мероприятиях;
оперативно (срочно) принимать решения по хозяйственно-бытовым и организационным вопросам жизнедеятельности класса;
в случае необходимости принимать на себя ответственность и осуществлять оперативное руководство мероприятиями класса, а также координировать действия учащихся класса в школьных мероприятиях;
определять объем работы дежурных по классу;
контролировать работу дежурных по классу;
выяснять причины отсутствия учащихся на занятиях;
для проведения занятий (по поручению учителя или в случае особой необходимости) брать журнал в учительской и ключ от кабинета;
представлять интересы класса в общественных организациях школы;
участвовать в подведении итогов школьных дел (мероприятий), когда это касается класса.
7. Староста класса обязан:
знать (своевременно узнавать) расписание занятий класса, изменения в расписании и сообщать о них одноклассникам;
сообщать завучу школы или дежурному администратору, если урок не начался в течение 10 минут по расписанию;
знать, кто из учащихся класса присутствует (присутствовал или отсутствовал) на том или ином учебном занятии;
организовывать дежурство по классу, составлять графики дежурства, назначать дежурных по классу и координировать их действия, во время дежурства класса по школе назначать дежурных на посты, инструктировать дежурных об их обязанностях;
заботиться о готовности учебного помещения (класса, кабинета) к уроку и о порядке, который после себя оставляет класс, назначать для этого ответственных или дежурных из числа одноклассников и контролировать их действия;
выполнять решения классного коллектива (если они приняты большинством учащихся), организовывать выполнение этих решений;
учитывать интересы одноклассников при принятии решений, советоваться при этом с ними;
координировать взаимодействие учащихся класса и общественных объединений по самоуправлению класса;
информировать коллектив класса о решениях органов ученического самоуправления школы, касающихся класса;
по поручению классного руководителя и в его отсутствие организовывать работу класса.
8. Как помощник классного руководителя староста класса выполняет его поручения по информированию одноклассников о распоряжениях классного руководителя и по организации учащихся своего класса на участие в классных и школьных мероприятиях. Поручения классного руководителя староста может выполнять лично или опосредованно, то есть перепоручать их ответственному и более компетентному (в данном конкретном поручении) однокласснику.
Классный руководитель оказывает старосте помощь советами и поддерживает его своим авторитетом.
9. Староста класса входит в состав старостата школы, пользуется правами и выполняет обязанности члена старостата.
10. За выполнение своих обязанностей староста класса отвечает, прежде всего перед:
общим собранием класса;
классным руководителем;
школьным ученическим советом.
11. О положении дел в классе и о своей работе староста периодически отчитывается перед:
коллективом класса;
Президентом учащихся;
Советом учеников школы;
Старостатом.
12. За добросовестное выполнение своих обязанностей старосты поощряются.
VII. Законы и правила школьного ученического совета
Законы Ученического совета школы.
Закон ответственности
Члену Ученического совета школы есть дело до всего, что делается в школе. Он пользуется своим правом принимать ответственные решения, брать на себя ответственность.
Член Совета настойчиво добивается выполнения решений Ученического совета школы, он не ждет указаний, а сам принимает решение и организует дело.
Член Ученического совета школы не забывает о взятых на себя обязательствах, каждое дело доводит до конца. Член Совета - пример в отношении к делу, к учебе и к труду.
Член Ученического совета школы отвечает перед Советом за свои действия, которые он совершал от имени Совета. За эти действия и за свою работу в Совете член Ученического совета школы отчитывается на сессии Совета, а также на общем собрании учащихся школы или на общешкольной ученической Конференции.
Закон внимательности
Член Ученического совета школы внимателен к людям, к их мнениям и пожеланиям, ко всему, что делается в школе. Член Совета также внимательно читает объявления о сессиях Совета.
Закон точности
Член Ученического совета школы точен во времени и в делах, держит свое слово.
Закон дисциплины
Член Ученического совета, безусловно, выполняет Устав школы, все законы, правила, решения и поручения Совета, поступает в соответствии с Положением об Ученическом совете школы.
На заседании Ученического совета школы действуют Правила:
Правило свободного микрофона
Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит, говорим, или истечет время выступления, ведущий (председательствующий) имеет исключительное право передать "микрофон" (слово) кому-либо другому. Если ведущий не передаст никому "микрофон", его берет тот, кто раньше других приготовился говорить - поднял руку (приоритетное условие для того, чтобы взять микрофон) и ближе других находится к закончившему выступление. Выступающего внимательно выслушивают.
Правило двух минут для выступления
Свободный микрофон можно "держать в одних руках" не дольше двух минут.
Выступая, помнят ребята: "Не говори длинно, а говори сжато".
Правило семи минут для доклада
Доклад может длиться не дольше семи минут. Но для очень важного и содержательного доклада по решению Совета может быть дано дополнительное время.
Правило поднятой руки
Если хочешь сказать важное - подними руку, и тебя должны выслушать. Но если кто-то поднял руку - ты, как и все, должен его выслушать внимательно и не перебивая. Если поднято несколько рук, то очередность выступающих определяет ведущий (председательствующий).
Правило реплик
Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются.
Правило свободы мнений
Для совета ровно значит: "Думаешь ли ты как все или думаешь иначе".
Правило конструктивной критики
Ты такой обычай знай: "критикуешь - предлагай!"
Правило блокнота и ручки
На сессию члены Совета приходят с блокнотом и ручкой (карандашом) для того, чтобы записать все самое главное, чтобы не забыть и потом рассказать в своем классе.
VIII. Положение о выборах в школьный ученический совет
Школьный ученический совет формируется из президента школы, вице-президента школы, старостата, советника ученического совета, консультанта ученического совета.
Организация Школьного совета учащихся избирается сроком на один год.
Выборы в школьный ученический совет президента и вице-президента (вице - президентом школы становится кандидат, в президенты занявший на выборах второе место) школы происходит в сентябре месяце.
Подготовку выборов и контроль за ними осуществляет центральная избирательная комиссия школы.
Консультант Ученического совета школы - специалист по какому-то опросу или в какой-либо проблеме, который приглашается президентом, руководителем комиссии, группы для консультации.
Советник Ученического совета школы - как правило, представитель коллектива педагогов школы. Он выбирается конференцией учащихся школы или назначается решением Ученического совета школы. Советник может назначаться педагогическим советом или директором школы и утверждаться решением Совета.
Пресс-секретарь Ученического совета школы избирается на первой сессии из числа членов Совета.
В Ученический совет школы входят полномочные представители от каждого класса школы второй и третьей ступеней (от 5-0-х классов) и советники из числа педагогов школы сроком на один учебный год.
Члены Совета могут избираться на Конференции учащихся школы или делегироваться коллективами классов как их полномочные представители.
Полномочные представители классных коллективов избираются и Ученический совет школы прямым открытым голосованием. Член совета считается избранным, если за его избрание проголосовали более половины учащихся класса, при условии, что в голосовании участвовали не менее 2/3 учащихся класса. Член Ученического совета школы считается полномочным после утверждения его полномочий Советом (большинством голосов при прямом открытом голосовании).
Министры совета учеников школы выбираются на первом заседании большинством голосов при прямом открытом голосовании.
Президент школы и вице-президент школы избираются на Конференции учащихся школы, и считаются полномочными с момента избрания.
В своей деятельности Ученический совет школы руководствуется Уставом школы и настоящим Положением.
Член Ученического совета школы избирается от класса на один год, Он (она) представляет в Совете интересы своего класса, от имени класса участвует в решении всех вопросов жизнедеятельности школы, которые обсуждаются на сессиях Совета.
Работа в Ученическом совете школы считается почетным и ответственным поручением учащегося (учащейся) школы. Успешное выполнение этого поручения в течение всего времени избрания действительным или бывшим членом Совета отмечается в характеристике и положительно влияет на оценку поведения учащегося.
Члены Ученического совета школы имеют удостоверения, подтверждающие их полномочия, заверенные печатью школы и подписями директора школы.
IX. Взаимодействие школьного ученического совета школы с администрацией, учителями, родителями учащихся и общественностью
1. Права учащихся школы:
получать информацию о деятельности Ученического совета школы и о его решениях;
высказывать Совету и, прежде всего, представителю своего класса в Ученическом совете школы пожелания, критические замечания и предложения по улучшению жизнедеятельности школы;
присутствовать на сессиях и участвовать в работе Совета: высказывать согласие или несогласие с чьей-либо позицией, предлагать, отстаивать свое мнение;
лично обращаться в Совет с просьбами и предложениями.
2. Обязанности учащихся школы:
выполнять решения Ученического совета школы;
содействовать работе Совета.
3. Взаимодействие классных коллективов с Ученическим советом школы. Коллективы 5-9-х классов имеют право:
избирать (делегировать) в Ученический совет школы своего полномочного представителя (своих представителей) с правом одного решающего голоса;
высказывать Совету предложения по вопросам жизнедеятельности школы;
коллективно обсуждать решения и действия Ученического совета школы, при этом соглашаться, одобрять решения и действия Совета или же критиковать их, высказывать несогласие с ними;
требовать от своих представителей в Ученическом совете школы отчетов об их деятельности в Совете и о выполнении поручений (наказов) класса;
делать Совету предложение об отзыве конкретного представителя своего класса из Ученического совета школы, а также предлагать новую кандидатуру представителя класса в члены Совета.
4. Коллективы 5-9-х классов обязаны:
выполнять решения Ученического совета школы;
оказывать содействие представителю своего класса в Ученическом совете школы в его деятельности как члена Совета.
5. Учителя, другие работники школы и родители имеют право:
участвовать в обсуждении вопросов на сессии Совета;
критиковать, соглашаться или высказывать несогласие с чьей-либо позицией, с решениями или действиями Совета;
высказывать Совету предложения и рекомендации.
6. Учителя, работники школы и родители учащихся обязаны:
уважать решения Ученического совета школы;
в случае несовпадения мнений взрослых и детей создается согласительная комиссия для выработки предложений по урегулированию спорных вопросов и формулированию согласованных решений;
Ученический совет школы имеет право утвердить или не утвердить предложения согласительной комиссии.
7. Директор школы имеет право:
участвовать в обсуждении вопросов на сессии Совета;
предлагать Ученическому совету школы вопросы для обсуждения на сессии;
высказывать Совету предложения и рекомендации;
критиковать, соглашаться или высказывать несогласие с чьей-либо позицией, с решениями или действиями Совета, высказывать им замечания;
накладывать вето на решения Ученического совета (т.е. отменять те или иные решения Совета);
принимать совместно с Президентом учащихся школы в исключительных ситуациях принимать решение о роспуске действующего состава Совета.
X. Отчетность школьного ученического совета:
Школьный совет каждое последнее заседание четверти отчитывается на старостате согласно плану работы;
ШУС ежегодно (в конце года) отчитывается на общешкольном собрании по итогам работы за год;
Отчет школьного ученического совета публикуется в школьной печати.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа лидера"
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «ак...
Оюразовательная программа дополнительного образования детей "Лидер"
Программа социализации и развития личности школьников, имеет социально-педагогическую направленность.Срок реализации - 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Лидер"
Программа социализации и развития личности школьников, имеет социально-педагогическую направленность.Срок реализации - 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Лидер"
Программа социализации и развития личности школьников, имеет социально-педагогическую направленность.Срок реализации - 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Лидер"
Программа социализации и развития личности школьников, имеет социально-педагогическую направленность.Срок реализации - 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей«Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллект...
Экспериментальная модульная социально-педагогическая программа дополнительного образования "Лидер"
Программа обучения ученического актива школы, а также всех желающих с 10 до 18 лет. Рассчитана на 1 год, но планируется расширяться. Также включает в себя занятия курса "Субботы активиста"....