Педагогический проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи"
учебно-методический материал на тему
Проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" выступает в качестве теоретической и методической основы для практической работы и напавлен на совершенствование образовательной среды, которая создает условия для развития одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выявление и поддержка одаренных детей | 527 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи»
Введение
В свете концепции модернизации образования, остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
В работе школы по выявлению, обучению и развитию одарённых детей имеют место определенные пробелы. Так, слабо поставлена работа по психолого-педагогической диагностике одарённых детей и адресной поддержке учащихся и учителей, мало внимания уделяется организации взаимодействия с семьями одаренных детей, не соответствует современным требованиям уровень профессиональной подготовки учителей по актуальным вопросам педагогики одаренности.
Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми мотивировали методическую службу к модернизации системы работы учреждения с одаренными детьми и созданию проекта «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи». Проект выступает в качестве теоретического и методического основания для практической работы и направлен на совершенствование образовательной среды, которая создает условия для развития одаренных детей, в первую очередь, реализацию индивидуальности обучающихся. Проектом предусмотрено внедрение новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень, приведет к появлению системных нововведений в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства.
Новизна проекта состоит в разработке и практической реализации модели поиска, развития и поддержки одаренных детей.
Цель проекта:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи проекта:
- совершенствование системы выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одарённых обучающихся;
- проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного и индивидуального обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения современных педагогических технологий;
- совершенствование системы дополнительного образования образовательного учреждения, слияние основного и дополнительного образования, развитие проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся;
- совершенствование мотивационной среды школы с целью повышения профессионализма учителя и развития обучающихся;
- подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;
- совместная с родителями поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;
- повышение социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
∙ внедрение в образовательное пространство школы индивидуальной траектории развития одаренных детей;
∙ повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях;
∙ успешная социализация одаренных как основа развития их способностей;
∙ повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
∙ повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
∙ сохранение здоровья одаренных детей в комфортной среде, удовлетворяющей всех участников образовательного процесса;
∙ пополнение электронного банка данных «Одаренные дети», банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
∙ повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях;
∙ издание сборника лучших работ учащихся, сборника методических рекомендаций для работы с одаренными детьми.
Построение инновационного процесса выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей позволит сформировать всесторонне развитую, одаренную личность.
- План реализации проекта
1.1. Направление работ по реализации проекта.
Этап | Мероприятия |
2015г |
|
2015-2016 учебный год |
|
2017 год |
|
В системе работы школы по выявлению одаренных и талантливых детей в рамках проекта планируется:
∙ совершенствование системы учета способных детей через анализ особых успехов и достижений;
∙ создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
∙ диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.
Таким образом, результаты выявления должны создавать основу для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения одаренного ребенка.
Развитие одаренности ребенка будет достигаться реализацией комплекса мер по четырем направлениям:
∙ включение в учебные программы дополнительного материала для одаренных детей;
∙ применение дифференцированных и индивидуальных форм обучения, в том числе разработка индивидуальных образовательных маршрутов по предметам;
∙ проектно-исследовательская деятельность учащихся;
∙ интеграции основного и дополнительного образования.
- Направление работ дополнительного образования.
Дополнительное образование включает следующие образовательные области и направления деятельности, реализуемые соответствующими направлениями (примерный перечень):
Направления | Области деятельности | Виды образования |
Художественно-эстетическое | Художественно- творческая, эстетическая, культурно-досуговая | Музыкально-инструментальное, сценическое искусство, эстрадные танцы, вокально-хоровое пение, художественно-декоративное, изобразительное искусство |
Научно- гуманитарное | Социальная, научно-исследовательская, краеведческая | Краеведение, профориентация, проектирование |
Экологическое | Экологическая, туристско-краеведческая | Краеведение, туризм, эколого-туристическое, проектирование |
Техническое творчество | Научно-техническая, научно- естественная | Информатика и информационные технологии |
Спортивно-оздоровительное | Оздоровительная, культурно-досуговая, спортивная | Спортивный эстрадный танец, общая физическая подготовка, рукопашный бой |
Декоративно- прикладное | Декоративная, художественная | Декоративное, художественное, оформительское |
1.3. Формы работы с одаренными детьми:
1.4. Модель сетевого взаимодействия школы с учреждениями Курчатовского района.
Одним из важных направлений развития личности одаренного ребенка является их включение в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей района, региона и самой личности. Созданная модель сетевого взаимодействия ОУ с учреждениями Курчатовского района будет способствовать решению задач в данном направлении:
1.5. Механизм управления системой работы с одаренными детьми.
Педагогические кадры, принимающие участие в проекте | Функции педагогических кадров |
Директор | -общее руководство разработкой и реализацией проекта; -обеспечение реализации проекта: организация, координация, контроль. |
Заместитель директора по УВР | - определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы; -корректировка составляющих элементов проекта; - анализ и обобщение результатов реализации проекта; -регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией проекта; -организация проведения семинаров по проблемам работы с одаренными детьми; - разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей. |
Методический совет | - подготовка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми; - определение критериев эффективности реализации проекта; - разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми; - координация действий учителей, работающих с одаренными детьми. |
Методические объединения | - разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету; -разработка диагностического инструментария для успешной реализации проекта; -подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей; - обобщение и систематизация результатов деятельности педагогов; - обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся. |
Психолог | - психодиагностика одаренных детей; -психологическое сопровождение и поддержка детей, обучающихся по программам повышенной сложности; - психологическая экспертиза, психологический мониторинг и сопровождение авторских и инновационных учебных программ, образовательных технологий, применяемых при работе с одаренными детьми; - участие в проектировании и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся; |
Учителя | - организация и проведение занятий с одаренными детьми; - разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми; - организация индивидуальной работы с одаренными детьми; -подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам различных уровней; - обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми; -творческие отчеты по предмету в рамках реализации проекта; -подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми. |
Классные руководители | - выявление детей с общей одарённостью; - оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, педагога –психолога, учителей-предметников, руководителей кружков и секций, родителей; - планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей; - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми; - взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования |
Руководители кружков, секций, элективных курсов | - выявление одарённых детей; - организация творческих отчётов детей; - предоставление необходимой информации классным руководителям; - консультирование родителей; - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. |
2.Система поощрения и стимулирования участников проекта.
2.1. Система стимулирования педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
2.2. Система поощрительных мер для одаренных детей.
Заключение.
Модель работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы может быть использована как методическая основа при выявлении, психолого-педагогической поддержке и сопровождении одаренных детей в любой общеобразовательной школе, поможет снять ряд противоречий и проблем при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Использование модели позволит конкретизировать образовательную программу, концепцию воспитательной деятельности школы, а также оптимизировать работу по повышению квалификации педагогического коллектива. Внедрение проекта позволит достичь повышения качества образования с целью развития и поддержки талантливых учащихся.
Список литературы.
1. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
- Вихарева О.А.. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.
- Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа»: Методические рекомендации//Под ред. А.М. Моисеева. АСОУ, 2011-260 с.
- Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995г.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. М.: Владос,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения новых ФГОС
Презентация моего опыта выступления на городском семинаре...
«Принципы педагогической поддержки одаренных детей»
Ниже представлен материал как для педагогов так и для родителей....
«Педагогическая поддержка одаренных детей при подготовке к олимпиаде по физической культуре» баскетбол
Педагогическая и организационная поддержка личностного развития одаренных детей при выполнении практического задания по баскетболу в рамках Олимпиады по физической культуре...
Доклад "Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи (в том числе через систему организации конкурсов, олимпиад, форумов)"
Доклад "Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи (в том числе через систему организации конкурсов, олимпиад, форумов)"...
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
Выявление, развитие и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в Щекинском районе
В статье обобщен опыт организационной и методической работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных и талантливых детей в муниципальной системе образования Щекинского района Тульской области...
Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей
Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...