Педагогический проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи"
учебно-методический материал на тему

Гридина Ирина Александровна

Проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" выступает в качестве теоретической и методической основы для практической работы и напавлен на совершенствование образовательной среды, которая создает условия для развития одаренных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи»

Введение

   В свете концепции модернизации образования, остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут  носителями ведущих идей общественного процесса.

 Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

 В работе школы  по выявлению, обучению и развитию одарённых детей имеют место определенные пробелы. Так, слабо поставлена работа по психолого-педагогической диагностике одарённых детей и  адресной поддержке учащихся и учителей, мало внимания уделяется  организации взаимодействия  с семьями одаренных  детей,  не соответствует современным требованиям уровень профессиональной подготовки учителей по актуальным вопросам педагогики одаренности.

Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми мотивировали методическую службу к модернизации системы работы учреждения  с одаренными детьми и  созданию проекта «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи». Проект   выступает в качестве теоретического и методического основания для практической работы и  направлен на совершенствование образовательной среды, которая создает  условия для развития одаренных детей,  в первую очередь, реализацию индивидуальности  обучающихся. Проектом предусмотрено внедрение новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров. Реализация  проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень,   приведет к появлению системных нововведений в работе с одаренными детьми  через совершенствование и  развитие основ образовательного пространства.

Новизна проекта состоит в  разработке и практической реализации модели поиска, развития и поддержки одаренных детей.    

 Цель проекта:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

 Задачи проекта:

  • совершенствование системы выявления, обучения и развития, поддержки и  сопровождения одарённых обучающихся;
  • проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
  • максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного и индивидуального обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения современных педагогических технологий;
  • совершенствование системы дополнительного образования  образовательного учреждения, слияние основного и дополнительного образования, развитие проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся;
  • совершенствование мотивационной среды школы с целью повышения профессионализма учителя и развития обучающихся;
  • подготовка и повышение квалификации кадров, работающих  с одаренными детьми;
  • совместная с родителями поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;
  • повышение социального престижа школы на муниципальном и региональном  уровнях.

  Ожидаемые результаты реализации проекта:

                                                                                                                         

  внедрение в образовательное пространство школы индивидуальной траектории развития одаренных детей;

 повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях;

 успешная социализация одаренных как основа развития их способностей;    

 повышение качества образования и воспитания школьников в целом;

 повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;

 сохранение здоровья одаренных детей в комфортной среде, удовлетворяющей всех участников образовательного процесса;

 пополнение  электронного банка  данных «Одаренные дети», банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;

 повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном и региональном  уровнях;

 издание сборника лучших работ учащихся, сборника  методических рекомендаций для работы с одаренными детьми.

         Построение инновационного процесса выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей позволит сформировать всесторонне развитую, одаренную   личность.

  1. План реализации проекта

1.1. Направление работ по реализации проекта.

Этап

Мероприятия

2015г

  • Изучение нормативно-правовой базы.
  • Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися за 2010-2014г.
  • Анализ результатов предметных олимпиад в период с 2010 по 2015г.
  • Анализ внеурочной деятельности учащихся, в том числе проектно-исследовательской.
  • Изучение опыта работы по работе с одаренными детьми.
  • Разработка Программы "Одаренные дети".
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, проектных мероприятиях.
  • Совместная работа с педагогами дополнительного образования.

2015-2016 учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми.
  • Научно-методический семинар для педагогов школы "Исследовательская и проектная деятельность учащихся».
  • Работа школьного научного общества учащихся «Успех».
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
  • Проведение эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов.
  • Разработка программы "Профессиональное самоопределение".
  • Разработка и утверждение программ кружков, факультативов, спортивных секций, элективных курсов, индивидуальных образовательных маршрутов.
  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.
  • Участие в  научно-практических конференциях школьников разных уровней.

2017  год

  • Анализ работы над проектом.
  • Создание электронного банка данных «Одаренные дети».
  • Издание сборника лучших работ учащихся.
  • Издание сборника методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
  • Поддержка одаренных детей (именные стипендии, грамоты, дипломы, ценные  подарки, бесплатные путевки).

В системе работы школы по выявлению одаренных и талантливых детей в рамках проекта планируется:  

 совершенствование системы  учета  способных  детей через  анализ особых успехов и достижений;

  создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

 диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.        

Таким образом, результаты выявления должны создавать основу для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения одаренного ребенка.

Развитие одаренности ребенка будет достигаться реализацией комплекса мер по четырем направлениям:

 включение в учебные программы дополнительного материала для одаренных детей;

 применение дифференцированных  и индивидуальных форм обучения, в том числе разработка  индивидуальных образовательных маршрутов по предметам;

 проектно-исследовательская деятельность учащихся;

 интеграции основного и дополнительного образования.

  1. Направление работ дополнительного образования. 

        Дополнительное образование включает следующие образовательные области и направления деятельности, реализуемые соответствующими  направлениями (примерный перечень):

Направления

Области деятельности

Виды образования

Художественно-эстетическое

Художественно- творческая, эстетическая, культурно-досуговая

 Музыкально-инструментальное, сценическое искусство, эстрадные танцы, вокально-хоровое пение, художественно-декоративное, изобразительное искусство

Научно- гуманитарное

Социальная, научно-исследовательская, краеведческая

Краеведение, профориентация, проектирование

Экологическое

Экологическая, туристско-краеведческая

Краеведение, туризм, эколого-туристическое, проектирование

Техническое творчество

Научно-техническая, научно- естественная

Информатика и информационные технологии

Спортивно-оздоровительное

Оздоровительная, культурно-досуговая, спортивная

Спортивный эстрадный танец, общая физическая подготовка, рукопашный бой

Декоративно- прикладное

Декоративная, художественная

Декоративное, художественное, оформительское

1.3. Формы работы с одаренными детьми:

1.4. Модель сетевого взаимодействия школы с учреждениями Курчатовского района.

Одним из важных направлений развития личности одаренного ребенка является   их включение в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей района, региона и самой личности.  Созданная модель сетевого взаимодействия ОУ с учреждениями Курчатовского  района будет способствовать решению задач в данном направлении:

1.5. Механизм управления системой работы с одаренными детьми.

Педагогические кадры, принимающие участие в проекте

Функции педагогических кадров

Директор

-общее руководство разработкой и реализацией проекта;                                                                                      -обеспечение реализации проекта: организация, координация, контроль.

Заместитель директора по УВР

- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;                                    

 -корректировка составляющих элементов проекта;                                                                                                  - анализ и обобщение результатов реализации проекта;                                                                                                -регулирование и коррекция образовательных  

 процессов, связанных с реализацией проекта;                                -организация проведения семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;                                            

- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.

Методический совет

- подготовка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;                                                                   - определение критериев эффективности реализации проекта;                                                                        - разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;                            - координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.

Методические объединения

- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету;                                 -разработка диагностического инструментария для успешной реализации проекта;                              

 -подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей;                                                               - обобщение и систематизация результатов деятельности педагогов;                                                         - обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся.                                                

Психолог

- психодиагностика  одаренных детей;

-психологическое сопровождение и поддержка детей, обучающихся по программам повышенной сложности;

- психологическая экспертиза, психологический мониторинг и сопровождение авторских и инновационных учебных программ, образовательных технологий, применяемых при работе с одаренными детьми;                                                                                                                                                  - участие в проектировании и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся;
- психологическая подготовка педагогов и администрации, работающих с одаренными детьми, и т.д.

Учителя

- организация и проведение занятий с одаренными детьми;

- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;                

- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;                                                                        

 -подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам различных уровней;                                                                             - обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;                                                  

-творческие отчеты по предмету в рамках реализации проекта;                                                      

 -подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.

Классные руководители

-  выявление детей с общей одарённостью;                                                                                                                    - оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам  одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, педагога –психолога,  учителей-предметников, руководителей кружков и секций, родителей;                                                          

 - планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей;                                                                                                                                                   - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;                                                                                                     - взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования

Руководители кружков, секций, элективных курсов

- выявление одарённых детей;                                                                                                                          - организация творческих отчётов детей;                                                                                                               - предоставление необходимой информации классным  руководителям;                                                  

- консультирование родителей;                                                                                                                            - подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

2.Система поощрения и стимулирования участников проекта.

2.1. Система стимулирования педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.

2.2. Система поощрительных мер для одаренных детей.

Заключение.

Модель работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы может быть использована как методическая основа при выявлении,  психолого-педагогической  поддержке и сопровождении одаренных детей в любой общеобразовательной школе, поможет снять ряд противоречий и проблем при  взаимодействии всех участников образовательного процесса. Использование  модели позволит конкретизировать образовательную программу, концепцию воспитательной деятельности школы, а также оптимизировать работу по повышению квалификации педагогического коллектива. Внедрение  проекта позволит достичь  повышения качества образования с целью развития и поддержки талантливых учащихся.

Список литературы.

     1.  Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.

  1. Вихарева О.А.. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.
  2. Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа»: Методические рекомендации//Под ред. А.М. Моисеева. АСОУ, 2011-260 с.
  3. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995г.
  4. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. М.: Владос,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения новых ФГОС

Презентация моего опыта выступления на городском семинаре...

«Принципы педагогической поддержки одаренных детей»

Ниже представлен материал как для педагогов так и для родителей....

«Педагогическая поддержка одаренных детей при подготовке к олимпиаде по физической культуре» баскетбол

Педагогическая и организационная поддержка личностного развития одаренных детей при выполнении практического задания по баскетболу в рамках Олимпиады по физической культуре...

Доклад "Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи (в том числе через систему организации конкурсов, олимпиад, форумов)"

Доклад "Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи (в том числе через систему организации конкурсов, олимпиад, форумов)"...

Выявление, развитие и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в Щекинском районе

В статье обобщен опыт организационной и методической работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных и талантливых детей в муниципальной системе образования Щекинского района Тульской области...

Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей

Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...