Технологическая карта урока хорового занятия для 5 класса. Формирование вокально-хоровых навыков у обучающихся среднего школьного возраста.
план-конспект занятия (5 класс)
Формирование вокально-хоровых навыков у обучающихся среднего школьного возраста, закрепление знания элементов музыкальной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока хорового занятия для 5 класса
Тема урока | Формирование вокально-хоровых навыков у обучающихся среднего школьного возраста. |
Цель урока | Формирование вокально-хоровых навыков у обучающихся среднего школьного возраста, закрепление знания элементов музыкальной речи |
Задачи преподавателя |
|
Задачи обучающихся |
-уверенно держать свою партию в хоровом исполнительстве
|
Тип урока | Урок актуализации приобретенных компетенций |
Форма урока | Комбинированный |
Организация пространства | Коллективное обучение |
Планируемые результаты | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения - овладение навыками сотрудничества с преподавателем и сверстниками; проявление познавательного интереса к учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств осуществления целей и задач в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивание правильности выполнения действий; выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи. Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; осуществление поиска необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, презентации, видео-клипов, мультфильма, интернет-ресурсов - устанавливание причинно-следственных связей Коммуникативные: понимание на слух речи учителя, дирижерских жестов; осознанное построение высказываний по теме; использование речевых действий для решения коммуникативной задачи. Предметные: умение интонировать мелодию в унисон; эмоционально-образное восприятие и исполнение музыкального произведения; анализ отдельных элементов музыкальной речи; знания музыкальной терминологии; применение на практике знания музыкальных терминов: мажор, минор; определение мажорного и минорного ладов в музыкальных упражнениях. |
Методы | частично-поисковый; имитационный; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; продуктивный практический |
Педагогические образовательные технологии
| Информационно-коммуникационные технологии: мультимедийные; демонстрационный показ слайдов презентаций; обеспечение практической направленности обучения хоровому исполнительству. Системно-деятельностная технология: создание условий для активной совместной деятельности обучающегося в учебной ситуации на основе ключевой системы. Игровая технология - музыкальные игры - игровые тесты. Здоровьесберегающие технологии: разнообразные виды работы, динамичность, музыкальный энергозатор, новизна и нетрадиционность материала. |
Ресурсы | Сеть-интернет, ноутбук, , презентации, проектор, экран, видеоклипы, мультимедийная база, синтезатор, MP3-диски, USB-флеш-накопитель, презентации в Power Point. |
Опорные понятия, термины
| Дирижерские жесты, элементы музыкальной речи: звуки, мелодия, размер, лад, ноты, нотный стан. |
Время реализации урока – 45 мин.
Ход занятия
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Используемые методы, приемы | Формируемые УУД | Планируемые результаты сотрудничества |
I.Мотивация к учебной деятельности, целеполагание
| Учитель приветствует учеников. Установки и действия педагога при целеполагании: совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач выбор средств, адекватных цели. Учет возрастных особенностей школьников, выбор действия в соответствии с возможностями обучающихся. Создание ситуации успеха. | Совместно с преподавателем осмысливают цель урока. Выясняют, для чего нужно разучить новые песни и повторить уже известные. Ставят перед собой задачи достижения намеченной цели. Планируют последовательность действий. | Словесные, беседа, частичнопоисковый. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация, смыслообразование. Регулятивные УУД: целеполагание, постановка, принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные УУД: высказывание своей мысли в беседе. Познавательные УУД: усвоение и закрепление ранее приобретенных компетентностей в построении системы работы. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения хоровому исполнительству. Метапредметные: Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: умение высказывать свои |
мысли на основе поставленной задачи. Регулятивные: умение планировать свои действия, согласовывая с коллективом. Предметные: применение на практике знания музыкальных терминов. | |||||
II. Музыкальная разминка |
Презентация «Веселые нотки»
| 1.Обучающиеся сольфеджируют по нотам презентации, вспоминая расположение нот на нотном стане и их звучание. 2.Подготовка голоса на основе распевания русских народных попевок. | Объяснительноиллюстративный , имитационный, демонстративны й показ слайдов презентации.
| Личностные: осознание обучающимися распевания, как важного элемента урока в подготовке голоса к пению. Регулятивные УУД: планирование действий и их реализация. Коммуникативные УУД: умение высказывать свои мысли о названии нот и их расположении на нотном стане. Познавательные УУД : осуществление поиска необходимой информации. Предметные УУД: активное использование голосовых возможностей в распевании. | Личностные: овладение навыками сотрудничества с преподавателем и сверстниками. Метапредметные: Познавательные: усвоение нотной грамоты. Коммуникативные: согласование одновременных действий в хоровом исполнительстве. Регулятивные: поиск средств осуществления целей и задач в разных формах и видах музыкальной деятельности. Предметные: умение интонировать мелодию в унисон |
III. Ознакомление с новым хоровым произведением
|
П.И.Чайковский Хор из оперы «Пиковая дама» «Ну-ка, светик Машенька!» https://www.youtube.com/watch ?v=FWbuJuCnXJk
| 1.В зоне ближайшего развития усваивают вокальные партии, учатся петь на два голоса. 2.В зоне актуального развития по Л.С. Выготскому успешно интонируют мелодию музыкального произведения в унисон. 3.Стараются передать эмоциональнообразное настроение музыкального произведения. | Мультимедийны й, рассказ, репродуктивный ,объяснительноиллюстративный ,практический
| Личностные: проявление познавательного интереса к учебной деятельности. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи на этапе ознакомления с новым хоровым произведением, стремление к усвоению предметных УУД в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные УУД: адекватное использование речевых действий для решения коммуникативной задачи. Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации из рассказа учителя о произведении, презентации. Предметные УУД: сравнение, сопоставление, анализ произведения, уверенно вести свою партию в хоре - эмоционально-образное восприятие и исполнение музыкального произведения - знание основных закономерностей музыкального искусства. | Личностные: интерес к хоровому исполнительству. Метапредметные: Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: понимание на слух речи учителя, дирижерских жестов. Регулятивные: выбор наиболее рациональной последовательност и действий по выполнению учебной задачи. Предметные: приобретение компетенций хорового и сольного исполнительства. |
IV. Актуализация знаний в повторении песни с солисткой хора |
Рассказенковой Исполнение песни Муз. В.Алексеева, Сл.И.Лейме «Песня о Родине».
| Смотрят видео, исполняют песню, выполняют действия по жесту дирижера. | Нагляднодемонстративны й показ видео, словесный, практический. | Личностные: проявление познавательного интереса к учебной деятельности. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи на этапе ознакомления с новым хоровым произведением, стремление к усвоению предметных УУД в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные УУД: адекватное использование речевых действий для решения коммуникативной задачи. Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации из рассказа учителя о произведении, видео. Предметные УУД: сравнение, сопоставление, анализ произведения, эмоционально-образное восприятие и исполнение музыкального произведения, знание основных закономерностей музыкального искусства. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Метапредметные: Познавательные: позитивная самооценка своих музыкальнотворческих возможностей. Коммуникативные: адекватное использование речевых действий для решения коммуникативной задачи. Регулятивные: оценивание правильности выполнения действий. Предметные: актуализация компетенций хорового и сольного исполнительства. |
V. Музыкальный энергозатор | Предлагает провести музыкальную физминутку «Колесики» | Обучающиеся поют и выполняют ритмические движения под песню. | Мультимедийный, репродуктивны, имитационный
| Личностные: формирование эстетических потребностей. Регулятивные УУД: оценивание правильности выполнения действий Коммуникативные УУД: ПознавательныеУУД: разучивание ритмических движений на основе образца Предметные УУД: приобретение компетенций в ритмике | Личностные: здоровьесбережени е обучающихся. Метапредметные: Познавательные: позитивная самооценка своих музыкальноритмических возможностей. Коммуникативные: согласование одновременных действий в хоровой группе. Регулятивные: овладение навыками сотрудничества с преподавателем и сверстниками. Предметные: применение на практике знания музыкальных терминов: мажор, минор |
V.Актуализация и фиксирование индивидуальног о затруднения в пробном учебном действии.
| Презентация «Игровые тесты» Предлагаю обучающимся в игровом тесте дать верный ответ на тему «Элементы музыкальной речи»
| Анализ отдельных элементов музыкальной речи. Обучающиеся отвечают на вопрос. | Игровой, развивающий, частично-поисковый. | Личностные: проявление познавательного интереса к учебной деятельности. Регулятивные УУД: выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи. Коммуникативные УУД: осуществление коммуникации в малых группах. Познавательные УУД: контроль по выявлению музыкально-теоретических знаний | Личностные: развитие интереса к музыкальнотеоретической самопроверке знаний обучающихся. Метапредметные: Познавательные: позитивная самооценка своих музыкальнотеоретических возможностей. Коммуникативные: осознанное построение высказываний по теме. Регулятивные: оценивание правильности выполнения действий. Предметные: анализ отдельных элементов музыкальной речи; знания музыкальной терминологии. |
VI. Включение ранее изученных произведений систему компетентносте й
| Песня кота Леопольда.ppt Предлагает обучающимся спеть песню с героем видеоклипа котом Леопольдом.
| Смотрят видео-клип, вспоминают мелодию и слова песни. | Нагляднодемонстративны й показ видео, словесный, практический. | Личностные: формирование компетенций различать и описывать мажор и минор. Регулятивные УУД: решение типовых заданий на новый способ действий. Коммуникативные УУД: проговаривание ритма песни вслух, осознанное построение высказываний по теме с опорой на образец. Познавательные УУД: устанавливание причинноследственных связей. Предметные УУД: обобщение на основе анализа прослушанного произведения. | Личностные: реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Метапредметные: Познавательные: умение осуществлять информационную и практическую деятельность с использованием различных средств информации. Регулятивные: Овладение логическими действиями сравнения. Предметные: фиксирование новых слов и выражений; активизирование изученного материала. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Помогает обучающимся осмыслить и подвести итог урока, с помощью смайлов выразить свое отношение к уроку.
| Рассказывают о том, что они знали раньше, и о чем узнали на уроке. Самооценивание и оценивание урока в целом. | Продуктивный, практический | Регулятивные УУД: оценивание правильности выполнения действий. Предметные УУД: обобщение на основе анализа изученного материала | Личностные: оценивание усваиваемого результата. Метапредметные: Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Регулятивные: организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности. Предметные: фиксирование нового содержания, изученного на уроке. |
VIII. Домашнее задание | Проектная работа. Предлагает обучающимся создать минипроект | Обучающиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют самопроверку. | Индивидуально | Регулятивные УУД: выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи.
| Личностные: мотивация к проектной работе по желанию. Метапредметные: Регулятивные: выбор наиболее рациональной последовательност и действий по выполнению домашнего задания. Предметные: умение создавать минипроект. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/26/picture-62873.jpg)
Реферат «Развитие орфографической грамотности обучающихся среднего школьного возраста»
Теоретические и практические материалы по развитию орфографической грамотности обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-596865-1424351571.jpg)
Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста
Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-1282678-1603729919.jpg)
Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего школьного возраста на уроках музыкального искусств
В статье Короевой К. Г. подчеркнуто значение духовно-нравственного воспитания учащихся в современной социокультурной ситуации, представлены условия формирования нравственности на уроке музыки, от...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/23/picture-268345-1592898118.jpg)
Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста
Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной моти...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/14/picture-942071-1528961290.jpg)
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей среднего школьного возраста с ОВЗ
Материал по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/05/picture-1499766-1701792748.jpg)
Технологическая карта урока Географии в 7 классе "Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования".
Технологическая карта урока Географии в 6 классе "Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования"...
Методические рекомендации для формирования основ медиаграмотности и медиабезопасности обучающихся младшего школьного возраста на учебных занятиях дополнительного образования
В данной статье рассматривается проблема начала медиаобразования в обучении младших школьников. Медиаобразование, включающее в себя медиаграмотность и медиабезопасность, играет важную роль в современн...