Технологическая карта урока хорового занятия для 5 класса. Формирование вокально-хоровых навыков у обучающихся среднего школьного возраста.
план-конспект занятия (5 класс)
Формирование вокально-хоровых навыков у обучающихся среднего школьного возраста, закрепление знания элементов музыкальной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка занятия | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока хорового занятия для 5 класса
Тема урока | Формирование вокально-хоровых навыков у обучающихся среднего школьного возраста. |
Цель урока | Формирование вокально-хоровых навыков у обучающихся среднего школьного возраста, закрепление знания элементов музыкальной речи |
Задачи преподавателя |
|
Задачи обучающихся |
-уверенно держать свою партию в хоровом исполнительстве
|
Тип урока | Урок актуализации приобретенных компетенций |
Форма урока | Комбинированный |
Организация пространства | Коллективное обучение |
Планируемые результаты | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения - овладение навыками сотрудничества с преподавателем и сверстниками; проявление познавательного интереса к учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств осуществления целей и задач в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивание правильности выполнения действий; выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи. Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; осуществление поиска необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, презентации, видео-клипов, мультфильма, интернет-ресурсов - устанавливание причинно-следственных связей Коммуникативные: понимание на слух речи учителя, дирижерских жестов; осознанное построение высказываний по теме; использование речевых действий для решения коммуникативной задачи. Предметные: умение интонировать мелодию в унисон; эмоционально-образное восприятие и исполнение музыкального произведения; анализ отдельных элементов музыкальной речи; знания музыкальной терминологии; применение на практике знания музыкальных терминов: мажор, минор; определение мажорного и минорного ладов в музыкальных упражнениях. |
Методы | частично-поисковый; имитационный; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; продуктивный практический |
Педагогические образовательные технологии
| Информационно-коммуникационные технологии: мультимедийные; демонстрационный показ слайдов презентаций; обеспечение практической направленности обучения хоровому исполнительству. Системно-деятельностная технология: создание условий для активной совместной деятельности обучающегося в учебной ситуации на основе ключевой системы. Игровая технология - музыкальные игры - игровые тесты. Здоровьесберегающие технологии: разнообразные виды работы, динамичность, музыкальный энергозатор, новизна и нетрадиционность материала. |
Ресурсы | Сеть-интернет, ноутбук, , презентации, проектор, экран, видеоклипы, мультимедийная база, синтезатор, MP3-диски, USB-флеш-накопитель, презентации в Power Point. |
Опорные понятия, термины
| Дирижерские жесты, элементы музыкальной речи: звуки, мелодия, размер, лад, ноты, нотный стан. |
Время реализации урока – 45 мин.
Ход занятия
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Используемые методы, приемы | Формируемые УУД | Планируемые результаты сотрудничества |
I.Мотивация к учебной деятельности, целеполагание
| Учитель приветствует учеников. Установки и действия педагога при целеполагании: совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач выбор средств, адекватных цели. Учет возрастных особенностей школьников, выбор действия в соответствии с возможностями обучающихся. Создание ситуации успеха. | Совместно с преподавателем осмысливают цель урока. Выясняют, для чего нужно разучить новые песни и повторить уже известные. Ставят перед собой задачи достижения намеченной цели. Планируют последовательность действий. | Словесные, беседа, частичнопоисковый. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация, смыслообразование. Регулятивные УУД: целеполагание, постановка, принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные УУД: высказывание своей мысли в беседе. Познавательные УУД: усвоение и закрепление ранее приобретенных компетентностей в построении системы работы. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения хоровому исполнительству. Метапредметные: Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: умение высказывать свои |
мысли на основе поставленной задачи. Регулятивные: умение планировать свои действия, согласовывая с коллективом. Предметные: применение на практике знания музыкальных терминов. | |||||
II. Музыкальная разминка |
Презентация «Веселые нотки»
| 1.Обучающиеся сольфеджируют по нотам презентации, вспоминая расположение нот на нотном стане и их звучание. 2.Подготовка голоса на основе распевания русских народных попевок. | Объяснительноиллюстративный , имитационный, демонстративны й показ слайдов презентации.
| Личностные: осознание обучающимися распевания, как важного элемента урока в подготовке голоса к пению. Регулятивные УУД: планирование действий и их реализация. Коммуникативные УУД: умение высказывать свои мысли о названии нот и их расположении на нотном стане. Познавательные УУД : осуществление поиска необходимой информации. Предметные УУД: активное использование голосовых возможностей в распевании. | Личностные: овладение навыками сотрудничества с преподавателем и сверстниками. Метапредметные: Познавательные: усвоение нотной грамоты. Коммуникативные: согласование одновременных действий в хоровом исполнительстве. Регулятивные: поиск средств осуществления целей и задач в разных формах и видах музыкальной деятельности. Предметные: умение интонировать мелодию в унисон |
III. Ознакомление с новым хоровым произведением
|
П.И.Чайковский Хор из оперы «Пиковая дама» «Ну-ка, светик Машенька!» https://www.youtube.com/watch ?v=FWbuJuCnXJk
| 1.В зоне ближайшего развития усваивают вокальные партии, учатся петь на два голоса. 2.В зоне актуального развития по Л.С. Выготскому успешно интонируют мелодию музыкального произведения в унисон. 3.Стараются передать эмоциональнообразное настроение музыкального произведения. | Мультимедийны й, рассказ, репродуктивный ,объяснительноиллюстративный ,практический
| Личностные: проявление познавательного интереса к учебной деятельности. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи на этапе ознакомления с новым хоровым произведением, стремление к усвоению предметных УУД в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные УУД: адекватное использование речевых действий для решения коммуникативной задачи. Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации из рассказа учителя о произведении, презентации. Предметные УУД: сравнение, сопоставление, анализ произведения, уверенно вести свою партию в хоре - эмоционально-образное восприятие и исполнение музыкального произведения - знание основных закономерностей музыкального искусства. | Личностные: интерес к хоровому исполнительству. Метапредметные: Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: понимание на слух речи учителя, дирижерских жестов. Регулятивные: выбор наиболее рациональной последовательност и действий по выполнению учебной задачи. Предметные: приобретение компетенций хорового и сольного исполнительства. |
IV. Актуализация знаний в повторении песни с солисткой хора |
Рассказенковой Исполнение песни Муз. В.Алексеева, Сл.И.Лейме «Песня о Родине».
| Смотрят видео, исполняют песню, выполняют действия по жесту дирижера. | Нагляднодемонстративны й показ видео, словесный, практический. | Личностные: проявление познавательного интереса к учебной деятельности. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи на этапе ознакомления с новым хоровым произведением, стремление к усвоению предметных УУД в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные УУД: адекватное использование речевых действий для решения коммуникативной задачи. Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации из рассказа учителя о произведении, видео. Предметные УУД: сравнение, сопоставление, анализ произведения, эмоционально-образное восприятие и исполнение музыкального произведения, знание основных закономерностей музыкального искусства. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Метапредметные: Познавательные: позитивная самооценка своих музыкальнотворческих возможностей. Коммуникативные: адекватное использование речевых действий для решения коммуникативной задачи. Регулятивные: оценивание правильности выполнения действий. Предметные: актуализация компетенций хорового и сольного исполнительства. |
V. Музыкальный энергозатор | Предлагает провести музыкальную физминутку «Колесики» | Обучающиеся поют и выполняют ритмические движения под песню. | Мультимедийный, репродуктивны, имитационный
| Личностные: формирование эстетических потребностей. Регулятивные УУД: оценивание правильности выполнения действий Коммуникативные УУД: ПознавательныеУУД: разучивание ритмических движений на основе образца Предметные УУД: приобретение компетенций в ритмике | Личностные: здоровьесбережени е обучающихся. Метапредметные: Познавательные: позитивная самооценка своих музыкальноритмических возможностей. Коммуникативные: согласование одновременных действий в хоровой группе. Регулятивные: овладение навыками сотрудничества с преподавателем и сверстниками. Предметные: применение на практике знания музыкальных терминов: мажор, минор |
V.Актуализация и фиксирование индивидуальног о затруднения в пробном учебном действии.
| Презентация «Игровые тесты» Предлагаю обучающимся в игровом тесте дать верный ответ на тему «Элементы музыкальной речи»
| Анализ отдельных элементов музыкальной речи. Обучающиеся отвечают на вопрос. | Игровой, развивающий, частично-поисковый. | Личностные: проявление познавательного интереса к учебной деятельности. Регулятивные УУД: выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи. Коммуникативные УУД: осуществление коммуникации в малых группах. Познавательные УУД: контроль по выявлению музыкально-теоретических знаний | Личностные: развитие интереса к музыкальнотеоретической самопроверке знаний обучающихся. Метапредметные: Познавательные: позитивная самооценка своих музыкальнотеоретических возможностей. Коммуникативные: осознанное построение высказываний по теме. Регулятивные: оценивание правильности выполнения действий. Предметные: анализ отдельных элементов музыкальной речи; знания музыкальной терминологии. |
VI. Включение ранее изученных произведений систему компетентносте й
| Песня кота Леопольда.ppt Предлагает обучающимся спеть песню с героем видеоклипа котом Леопольдом.
| Смотрят видео-клип, вспоминают мелодию и слова песни. | Нагляднодемонстративны й показ видео, словесный, практический. | Личностные: формирование компетенций различать и описывать мажор и минор. Регулятивные УУД: решение типовых заданий на новый способ действий. Коммуникативные УУД: проговаривание ритма песни вслух, осознанное построение высказываний по теме с опорой на образец. Познавательные УУД: устанавливание причинноследственных связей. Предметные УУД: обобщение на основе анализа прослушанного произведения. | Личностные: реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Метапредметные: Познавательные: умение осуществлять информационную и практическую деятельность с использованием различных средств информации. Регулятивные: Овладение логическими действиями сравнения. Предметные: фиксирование новых слов и выражений; активизирование изученного материала. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Помогает обучающимся осмыслить и подвести итог урока, с помощью смайлов выразить свое отношение к уроку.
| Рассказывают о том, что они знали раньше, и о чем узнали на уроке. Самооценивание и оценивание урока в целом. | Продуктивный, практический | Регулятивные УУД: оценивание правильности выполнения действий. Предметные УУД: обобщение на основе анализа изученного материала | Личностные: оценивание усваиваемого результата. Метапредметные: Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Регулятивные: организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности. Предметные: фиксирование нового содержания, изученного на уроке. |
VIII. Домашнее задание | Проектная работа. Предлагает обучающимся создать минипроект | Обучающиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют самопроверку. | Индивидуально | Регулятивные УУД: выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи.
| Личностные: мотивация к проектной работе по желанию. Метапредметные: Регулятивные: выбор наиболее рациональной последовательност и действий по выполнению домашнего задания. Предметные: умение создавать минипроект. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат «Развитие орфографической грамотности обучающихся среднего школьного возраста»
Теоретические и практические материалы по развитию орфографической грамотности обучающихся...
Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста
Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста...
Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего школьного возраста на уроках музыкального искусств
В статье Короевой К. Г. подчеркнуто значение духовно-нравственного воспитания учащихся в современной социокультурной ситуации, представлены условия формирования нравственности на уроке музыки, от...
Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста
Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной моти...
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей среднего школьного возраста с ОВЗ
Материал по самообразованию...
Технологическая карта урока Географии в 7 классе "Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования".
Технологическая карта урока Географии в 6 классе "Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования"...
Методические рекомендации для формирования основ медиаграмотности и медиабезопасности обучающихся младшего школьного возраста на учебных занятиях дополнительного образования
В данной статье рассматривается проблема начала медиаобразования в обучении младших школьников. Медиаобразование, включающее в себя медиаграмотность и медиабезопасность, играет важную роль в современн...