Некоторые моменты начального обучения гитариста
материал

Михайлова Гульнора Митиновна

Основные аспекты по посадке, постановке, звукоизвлечению на начальном этапе обучения гитаристов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_momenty_nachalnogo_obucheniya_gitarista.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования города Нягани

 «Детская школа искусств»

Методический доклад на тему:

 

«Некоторые моменты начального обучения гитариста»

Выполнила:

преподаватель высшей квалификационной категории

 отдела народных инструментов

(домра, балалайка, гитара)

 Михайлова Г.М.

г. Нягань, 2023г.

Содержание:

  1. Актуальность темы…………………………………………………….2
  2. Посадка………………………………………………………………….2
  3. Постановка правой руки………………………………………………..4
  4. Приём игры апояндо ……………………………………………………5
  5. Приём игры тирандо…………………………………………………….6
  6. Постановка левой руки………………………………………………….7
  7. Заключение………………………………………………………………8
  8. Список литературы………………………………………………………8

Основные принципы постановки исполнительского аппарата начинающего гитариста.

       Ни для кого не секрет, что залогом успешного овладения игрой на любом инструменте является правильная посадка, постановка рук. Актуальность темы безусловна поскольку в  вопросах постановки, звукоизвлечения,   закладываются навыки координации, сосредоточенности, внимания, целесообразности игровых движений. Отсюда, и беглость пальцев, и глубокий певучий звук, и арпеджио «бисером». Т.е. насколько корректно преподаватель подойдёт к индивидуальным особенностям ученика, настолько в дальнейшем этот самый ученик будет радовать самого преподавателя своими успехами. Важно помнить, что постановка игрового аппарата  на протяжении всего курса обучения не является неизменной – требования с каждым годом усложняются, форма приспособления ученика к инструменту приобретает новые оттенки, совершенствуется. Одним словом, постановка должна быть перспективной.

       Главным принципом здесь можно назвать естественность – максимальная экономия движения, без мышечного напряжения.

                                                    Посадка

       На первом этапе обучения игре на гитаре нужно отработать посадку

ученика на стуле без инструмента. Наиболее рациональное положение

корпуса на стуле – это на краю стула и ближе к правому краю сиденья, что

предупреждает изоляцию правой ноги во время игры на гитаре. Под левую ногу нужно поставить скамеечку. Высота ее зависит от роста ученика. Главное – чтобы левая нога была под острым углом по отношению к корпусу. Сохранению естественного положения корпуса помогает

уверенная опора на ноги. Если у ученика правая нога не достает до пола или

колено «смотрит» в пол, следует подложить дощечку для полной устойчивости ноги и чуть отодвинуть ногу вправо.

     Для развития и естественности движений начинающего гитариста можно

предложить следующие упражнения:

  • руки положить на колени. Наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево. Следить за осанкой, ноги от пола не поднимать. После каждого наклона фиксировать корпус в исходное положение.
  • повороты туловища вправо, влево. Плечи не поднимать, положение головы – естественное. Фиксировать все повороты и исходное положение, следить, чтобы ученик не снимал ног со скамейки.

      В идеале, гитару следует держать так, чтобы правая и левая части спины

сохраняли свое естественное положение, постараться их выровнить. Важность в посадке -  с прямым позвоночником и грудью «вперёд». Это обусловлено свободным дыханием исполнителя, так как грудная клетка расширена, а руки раскованны. Здесь следует избегать несколько ошибок – слишком опущенная голова «игра носом», где ученик следит за каждым движением левой руки; слишком развёрнутый или наклоненный корпус – зажим нервных окончаний. Отсюда, неприятные ощущения и даже боли в спине, нарушения кровотока. Всё это ведёт к потере ясного мышления и самоконтроля.

        Позвоночник немного вогнут в районе поясницы. Известный французский  гитарист Филипп Вилла рекомендует использовать, так называемую « позу наездника», когда ученик садится на стул, повернутый таким образом, что спинка его находится спереди. Ощущая подобную позу, локти ложатся на спинку стула свободно, спина прямая. Внешне такая посадка как бы имитирует посадку наездника на лошади. Учащийся должен запомнить это наиболее свободное и комфортное ощущение с тем, чтобы затем сохранить его при освоении стандартной посадки.

     Эти упражнения проделывать до тех пор, пока корпус не будет

раскрепощен и не будет выработана устойчивая посадка.

     Гитара имеет пять точек соприкосновения с телом, которые мы назовем

опорами:

     1.Вырезом обечайки она ложится на левое бедро, ближе к колену, которое

приподнято вследствие того, что левая нога находится на подставке. Корпус гитары с небольшим наклоном на себя, не строго перпендикулярно полу.

     2. Правая нога, как ей и положено, смещается вправо настолько, чтобы

нижняя часть корпуса гитары нашла удобное положение. Если мысленно

провести линию вдоль грифа,  и через всю верхнюю деку (как бы продолжая

струны) мы найдем вторую точку соприкосновения с инструментом. Эта

точка очень важна для устойчивого положения инструмента, поэтому правую

ногу не следует слишком уводить в сторону.

     3. Третья точка находится на уровне грудной клетки. Гитара располагается таким образом, чтобы правая рука была более свободна – не высоко.

     4. Предплечье должно лечь на выпуклую часть корпуса довольно

естественно, не изменяя ровного положения плеча и своим весом и

небольшим усилием как бы вдавливать во вторую точку опоры, то есть в то

место, где инструмент соединяется с правой ногой. Ощущения в руке такие,  как будто вы сели в кресло и положили руки на подлокотники.

    5. Последняя точка соединения – это контакт с левой рукой. Очень важно,

чтобы рука была расслаблена, как бы «висела» на грифе. Необходимо

следить за тем, чтобы плечо не напрягалось и не меняло своего

естественного положения, а локоть не « уходил» в сторону или не «прилипал» к корпусу гитариста.

      Для фиксации инструмента используют кусок поролона или замши.

      Если у ученика появляется зажатость, скованность, следует проделать

упражнения с инструментом: наклоны вперед, назад, влево, вправо и т. д.

                             

                                Постановка правой руки

     Главная составляющая  в постановке руки, основанная на свободе самой руки.  Цель правильной постановки правой руки – достижение чистого, сильного и разнообразного звучания инструмента при минимальной затрате сил. Весь ритм, нюансы, экспрессия звучания, необходимые для выразительного исполнения – возложены на правую руку.

                        Общие проблемы в постановке таковы:

  • Изгиб запястья слишком низкий -  большой палец слишком удалён влево
  • Изгиб запястья слишком высокий, что усложняет работу пальцев
  • Разделение пальцев друг от друга, особенно кончиков
  • Подогнутые пальцы – чрезмерная закруглённость
  • Слишком прямые пальцы
  • Преувеличенное давление предплечья на корпус гитары

      Рука чуть ниже локтевого сустава опирается на самую широкую часть гитары. Кисть положить ладонью на струны таким образом, чтобы палец m оказался около розетки справа. Ладонь и все пальцы располагаются на струнах параллельно ладам. Большой палец находится впереди на шестой струне (если опустить его к i , то получится крест).  Это положение является исходным для начального обучения. Не меняя положения кисти, постепенно округлить ее и пальцы i m a поставить на первую струну.

     Точка касания пальца со струной – это кончик подушки пальца, ближе к ногтю. Пальцы располагаются достаточно плотно  друг к другу. Большой палец должен иметь возможность свободно подниматься над струной не менее 3-4 см, не нарушая общей постановки.

     Несмотря на то, что мизинец не участвует в игре, всё же следует следить, чтобы он не был напряжённым – не уходил в сторону, не был поджат. Он должен как бы дублировать работу безымянного пальца.

     Интересный «эталон»  постановки правой руки предлагает Михайленко Н.П. – указательный, средний и безымянный пальцы ставятся на третью струну, а большой палец – на первую.

     Особое внимание на запястье – оно должно быть свободным.  В современной постановке стремятся к прямой руке, что уже вызывает напряжение. В постановке Тарреги Ф. –гитарист должен добиться строго перпендикулярного положения пальцев к струнам. Если этого придерживаться, то звук становится острым, не универсальным. Нилов  проводит аналогию с пианистами, которые не играют с прямым запястьем. Кисть – да, возможен перпендикуляр, но не пальцы. Визуально это не бросается в глаза, но тон слышен – он более стеклянный при 90 , что возможно при исполнении барочной музыки ( Скарлатти А.).  Иногда пианисты опускают запястье (осознанный зажим), что возможно, как краску использовать в барочной музыке. Но база – запястье круглое. Необходимо следить за мягкой кистью – все пальцы мягкие. Важно следить за поведением пальцев, которые не работают (не  топорщиться ли в стороне, не скрючен ли). Таким образом, постоянный контроль педагога -  проверять и щупать правую руку ученика. Звук извлекаем не перпендикулярно, а немного под углом.

      Поскольку все эти правила мы должны соблюдать для достижения высокой культуры звука, здесь следует сказать о необходимости развития слуха ученика с первых уроков – умение вслушиваться в звук гитары или собственный голос.

      Большую роль в звукообразовании на гитаре выполняют основные приёмы звукоизвлечения -  тирандо (щипок) и апояндо (удар). От этих приёмов звук приобретает различную динамическую и тембровую окраску.

                                                   Апояндо

        Апояндо – это приём игры , при котором палец соскальзывает со струны  с  остановкой на соседней струне, после чего палец возвращается в исходное положение. При игре апояндо мы можем добиться яркого, полного, предельно громкого звучания, большого тембрового разнообразия. Что происходит с рукой в момент игры апояндо:

  • Рука принимает правильное положение
  • Звук яркий и продолжительный
  • Ровное звучание 2-3 нот взятых одновременно
  • Кисть руки в естественной опоре
  • Можно использовать и как естественный глушитель струны

Поставить пальцы i m a на 3 – 2 – 1 струны и поочередно нажимать,

ощущая напряжение и сопротивление струны, после чего расслабить пальцы

и вернуть в первоначальное положение. Затем извлечь пальцами i. m. a . на первой струне звук. Палец, извлекая звук, доходит до второй струны и по инерции подтягивает ее к третьей. Очень важно вернуть палец и вторую струну в исходное положение, расслабить и раскрепостить мышцы пальца, кисти, предплечья почувствовать, проконтролировать и понять расслабление.

      Звукоизвлечение апояндо :

  • определить силу, с которой требуется извлечь предполагаемый звук,

допустим, это будет mf ( предварительно рассказать ученику, для чего музыке нужны динамические оттенки, и продемонстрировать на гитаре звуки

различной громкости).

  • далее играть ритмически организованно: восьмая – звучание, восьмая –

пауза. Во времени это выглядит так : на «раз» - i. извлекает звук, на «и»

палец m «ловит» звук и прячет в «тишину».

         Апояндо применяется только при игре пассажей отдельными нотами,

когда нужно подчеркнуть силу звука, либо выделить мелодические ноты в

потоке арпеджио.

         Исполнение приема апояндо пальцем р производится посредством удара струны левым углом большого пальца с последующей опорой на соседнюю струну.

                                               

                                          Тирандо

         Тирандо – это удар (щипок) снизу вверх без опоры на соседнюю струну. Больше используется для исполнения аккордов и арпеджио, хотя возможно и одиночные звуки, но звучание несколько «открытое».  Пальцы правой руки поставить на струны, как при упражнениях на поджатие: р - на шестой струне, i. - на третьей, m – на второй, а – на первой. Начнем с поджатия. Третью струну подтягиваем к четвертой, вторую к третьей, первую ко второй. Это важные ежедневные упражнения и на начальном этапе не следует их забывать. Тирандо очень легко получается на основе упражнения «поджатие».

        В самом деле, кончик пальца от третьего сустава с силой нажимает и

подтягивает третью струну и соскальзывает со струны, но не попадает на

струну, как при апояндо, а проходит рядом с четвертой струной в направлении к пятой. Направление пальца при щипке должно быть

параллельным плоскости струн и стремиться внутрь кисти, то есть к первой

фаланге большого пальца. Здесь следует обратить внимание на то, чтобы

кисть в процессе щипка не делалась плоской, а, скорее напротив, становилась

более округлой, мягкой и проследить, чтобы ученик ставил пальцы на

струны краем подушечки. Следует так же избегать «прыгающей» руки – работать в гитару.

        Для пальца р прием тирандо применяется в большинстве случаев. Удар

большим пальцем происходит сверху параллельно деке к пальцу i , и

заканчивает движение, опираясь на указательный палец в месте соединения

крайней и средней фаланг. Прием выполняется прямым, не сгибающимся

пальцем. Также можно отметить, что в отработке первых приемов

звукоизвлечения, не стоит стараться извлекать громкие звуки, особенно

тирандо, т. к. это может вызвать захват струны пальцем и «шлепанье» ею о

гриф. Лучше начинать с тихого или не очень громкого звука.

                                    Постановка левой руки

          Правильная посадка и устойчивая постановка правой руки дают возможность левой руке свободно перемещаться по грифу гитары и прижимать струны.

          Упражнения для постановки левой руки на грифе гитары следует

начинать с большого пальца, который служит опорой для кисти и  уравновешивает силу нажима других пальцев на струны. С  детьми 7 – 8 лет лучше начинать освоение грифа с 5 позиции. Это связано прежде всего с

физическими возможностями ученика, в частности с малой растяжкой

пальцев. В первой позиции прижимать струны гораздо труднее, чем в пятой,

и на начальном этапе это может вызвать излишнюю скованность, зажатость

не только левой руки, но и правой.

          Большой палец поставить на тыльной части  грифа на уровне 6 лада так, чтобы ладонь не соприкасалась с грифом и была параллельна ему. Не

отрывая от грифа большой палец, покачать кистью влево и вправо, еще раз

убеждаясь, что левая рука свободна и раскована. Затем положить пальцы

левой  руки по принципу баррэ на все струны, таким образом зафиксировать

положение левой руки на грифе. Далее, пальцы подобно «молоточкам» опускаются на струну перпендикулярно грифу. Струны прижимаются к грифу возле порожка, что способствует большей чистоте, продолжительности звука и предотвращает дребезжание струн. Пальцы, прижимающие струну, округлены – недопустимы выпрямленные суставы и «провалы» фаланг.

           «Эталонная» постановка левой руки по Михайленко Н.П.: указательный, средний, безымянный и мизинец располагаются на 1,2,3,4 –ом ладах (или соответственно, на 5,6,7,8 – ом ладах, если начинать в 5 позиции) пятой струны. Точка касания со струнами – у ладовых порожков. При этом большой палец сам по себе уйдёт под гриф, остальные пальцы,возможно, кроме мизинца, округляются.

          После того как пальцы левой и правой руки заняли исходное положение следует сделать легкий разворот корпуса с инструментом влево.

Для более свободного перемещения пальцев левой руки от 1 струны к 6 и

обратно следует выполнить следующие упражнения:

- пальцы левой руки расположите параллельно ладам

- затем пальцы приподнять над струнами и собрать их к третьей фаланге –

основанию пальцев, после чего опять вытянуть.

Также можно поиграть упражнения:

  • пальцы поставить на лады и понажимать.
  • поочередно нажимать лады и передвигаться по грифу в 5 позиции, 6 и т.д.
  • поочередно нажимать лады и передвигаться из 3 в 7 позицию.

Сначала это делать без извлечения звука, затем – извлекая.

  • покататься на струне расслабленной рукой, в очень

медленном темпе. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы большой палец не убегал вперёд от кисти, а все четыре пальца, стоящие на струне, скользили только параллельно ей.

          С первых уроков следует добиваться, чтобы пальцы левой руки

прижимали струну ближе к ногтю и ближе к порожку.

         При проведении первоначальных упражнений следует уделить внимание  формированию независимости рук. Можно поиграть такое упражнение: правой рукой играть форте - левой прижимать очень слабо, и

наоборот -  с давлением работают пальцы левой руки, а извлечение звука в

правой руке пиано.

         Довольно часто ученики не могут поставить четыре пальца сразу –

мешает ограниченность в растяжке 3 и 4 пальца. Для этого можно поделать

такое упражнение:

  • поставить первый палец на 3 лад и потянуться вторым до пятого лада, снять первый и потянуться третьим пальцем до 7-го лада и т.д.
  • поставить пальцы на второй струне и поочередно переставляем на третью струну, затем на четвертую, пятую, шестую.

Заключение

           Рациональные постановочные навыки являются одним из важнейших условий успешного развития начинающего гитариста. Постановка – это не догма, но процесс постоянно в развитии. Правильная постановка правой  руки влияет на чистоту и силу звучания, а так же на свободу работы левой руки, отвечающую за прижатие струн к грифу. В звукообразовании на гитаре большую роль выполняют  приёмы  звукоизвлечения -  апояндо и тирандо, которые отвечают за динамическую и тембровую окраску.

Список литературы: 

  1. Ковба В.В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре / В.В. Ковба.- Челябинск, 2006
  2. Кузин Ю. Азбука гитариста. Ч. 1. Доинструментальный этап. Под ред. В. Калёнова. Пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением). – Новосибирск, НМК, 1999
  3. Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре / Н.П. Михайленко.- К.: «Книга»,2003.-248с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Некоторые вопросы начального обучения домристов"

Реферат рекомендован для молодых, начинающих педагогов ДШИ по классу домры....

Биография Н.Некрасова и некоторые моменты литературной деятельности

Данная презентация может быть использована при изучении творчества в старших классах...

Игровые моменты при обучении лексики и чтению

Игровые моменты при обучении лексики и чтению (2класс, учебник Милли)...

Роль игрового момента в обучении плаванию

  Роль игрового момента в обучении плаванию  групп начальной подготовки     Плавание – жизненно важный навык. Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспи...

Некоторые советы по обучению детей с РАС. (Составление программы обучения, чем наполнить программу)

Данный материал будет интересен специалистам, которые работают с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Приведены примеры функциональных заданий, которые можно вставить в индивидуальную...

ч.2. Некоторые моменты отношения фашистских захватчиков к населению оккупированных территорий СССР

Этот материал является продолжением рассказа о поведении фашистских оккупантов на захваченных территориях СССР, начатый в статье «Некоторые моменты отношения фашистских захватчиков к населению о...

Некоторые моменты в работе классного руководителя с подростками девиантного поведения

В данной  статье классный руководитель делится опытом работы с детьми девиантного поведения 12-15 лет, где объясняет причины такого поведения  и приводит упражнения, помогающие восстановить ...