Доклад на тему "Волнение и страх выступлений"
материал
Некоторые моменты по вопросу волнения и страха сцены
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Доклад на тему:
«Волнение и страх выступлений»
Подготовила: преподаватель Михайлова Г.М.
Нягань, 2020г.
Содержание:
- Вступление.
- Проявления страха.
- Сигнальные системы.
- Этапы работы со страхом:
А) Быть в ситуации
Б) Когнитивные карточки
В) Мысли
Г) Воображение
- Приёмы самопомощи:
А) Дыхание
Б) Техника замедления
В) Взгляд со стороны
- Эмоциональное выгорание
- Заключение
Каждому человеку в своей жизни, независимо от того, чем он занимается, приходится в той или иной мере испытывать волнение перед выступлением. А кому – то - даже страх. Кому – то волнительно произносить речь перед тысячной аудиторией, кому – то перед классом, а кто – то боится высказать своё мнение, буквально, одному – двум человекам. Волнение присуще всем профессиям искусства – и актёрам, и музыкантам в особенности.
Для начала давайте разберёмся - зачем человеку страх? Так ли это плохо испытывать страх?
Обратимся к истокам человеческого существования. В те далёкие времена, когда люди ещё охотились на диких зверей, это чувство помогало выжить. Существовало несколько реакций на опасность – либо бей, либо беги, либо замри. Таким образом, чувство страха способствовало выживанию. И мы можем сделать вывод, что невозможно не испытывать этого чувства – оно очень глубоко, оно заложено в нас, т.е. ни хорошо, ни плохо ощущать страх – это чувство естественно.
Каковы проявления страха. Всем они хорошо знакомы:
- Дыхание учащается и становится поверхностным
- Учащается сердцебиение
- Повышается сахар в крови – сухость во рту
- Усиливается свёртываемость крови (уменьшается вред от ранений)
- Больше крови приливает к мускулам – тонус мышц растёт, растёт напряжение
- Зрение становится более острым, слух – чутким
- Повышается кислотность в организме
- Со стороны ЖКТ – рвота, понос
- Высокий уровень возбуждения
- Снижается контроль за поведением
Откуда мы берём эту информацию что нам страшно? Существуют две сигнальные системы:
Первая – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Причём, эта система свойственна и животным, и человеку.
Вторая же сигнальная система свойственна только человеку – словесная. И на деле она выглядит таким образом –
СОБЫТИЯ – МЫСЛИ – ЭМОЦИИ – РЕАКЦИЯ
Итак, каковы же могут быть мысли, которые приводят нас к этому страху. Иными словами, представим список когнитивных искажений.
- Чтение мыслей (нам кажется, что мы знаем о чём думают зрители в зале)
- Предсказание будущего (мы уже предугадываем какой – то нехороший исход события)
- Катастрофизация ( нам кажется, что случится что – то страшное, если мы не сыграем так, как надо)
- Наклеивание ярлыков
- Магическое мышление (вера в те или иные приметы)
- Сосредоточение на негативном. Верим в негативное как в уже случившийся факт
- Обесценивание позитивного (нам кажется, что нас даже не за что похвалить)
- Сверхобобщение
- Поляризированное мышление – чёрно – белое, «всё или ничего»
- Персонализация – всё плохо только из – за меня
- Ошибки недопустимы, всё должно быть идеально
- Никто не должен знать, что я боюсь
- Фокусировка на себе. Все физиологические проявления опасны
- Негативные оценки
- Ожидания
- Придание значимости
- Страх опасен. Мне нужно полностью от него избавится
Конечно, всё очень индивидуально и зависит от многих вещей. Например, от типа нервной системы – астеничный, стеничный или гиперстеничный или от характера в целом.
Характер – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности поведения личности:
- Тип нервной системы.
- Эмоционально – волевая сфера.
- Наличие определённых установок.
Чтобы не бояться, нужно переписать опыт нахождения в подобной ситуации. Как это сделать? Наша задача снизить страх, а не избавиться от него, потому как это эволюционное явление.
Для начала разметим уровни интенсивности боязни:
- 9-10 паника
- 7-8 ужас
- 6-7 страх
- 4-5 тревога
- 1-3 опасения, волнения
Этапы работы со страхами:
- Разбейте ваш страх на небольшие этапы
- Присвойте каждому страху балл, ранжируйте страхи
- Тренируйтесь находиться в каждой ситуации. Работайте от маленького страха к большему. Например, страх камеры.
- На первоначальном этапе просто включить камеру и сидеть перед ней, пока не привыкнете. Следует переждать, пока тревога не пройдёт.
- Следующим этапом - уже что – то сказать на камеру.
- Сказать более сложный текст.
- Поиграть лёгкое произведение. Поиграть несколько раз.
- Играть долго одно и то же.
- Увеличить сложность программы и т.д.
Ещё одним важным моментом в работе со страхами может стать создание когнитивной карточки. Её следует создавать, конечно, в спокойном состоянии духа.
- Отследить начало вашего нежелательного состояния/поведения.
- Заранее научиться отслеживать мысли, которые приходят в этот момент.
- Сформулировать альтернативные мысли (5-7)
- Придумать другое поведение – что мне сделать, когда в голове такие мысли? Как я могу повлиять на эти мысли?
- Фиксация на ресурсах – за что я могу себя уважать, чем гордиться.
Пользоваться карточкой, когда не страшно.
Примеры альтернативных мыслей.
- Чувствовать страх нормально
- Многое указывает на то, что меня ждёт успех
- Я отлично подготовился
- Раньше я выступал успешно
- Я не знаю как успешно я выступлю
- Мои самые страшные предположения не сбываются
- Раньше у меня были такие случаи, но катастрофы не случалось (например, если я возьму не ту ноту – меня ждёт катастрофа)
- Моя неудача всего лишь в моих мыслях. На деле не происходит ничего страшного.
- Да влажные ладони, частое сердцебиение – неприятные ощущения, но это не смертельно и сейчас пройдёт.
- Страх не сможет меня убить - это всего лишь энергия.
- Есть люди, которые любят меня и готовы поддержать.
Воображение.
- Найдите образ вашего страха. Детально его опишите как он выглядит, на что похож, какой формы (цвета, движется или стоит…)
- Вынесите этот образ вовне.
- Увеличьте этот образ в размерах, а затем уменьшите, приблизьте, отдалите. Почувствуйте вашу власть над собственным страхом
- Трансформируйте образ. Что нужно изменить, чтобы стало легче? Замените, уберите, добавьте какие – то детали.
- Верните образ.
Приёмы самопомощи.
- Замедление дыхания, речи, движений. Тревога – всегда учащённое дыхание, а замедление дыхания всегда уменьшает тревогу.
- Работа с дыханием (см. ниже)
- Отвлечение – посмотреть фильм, позвонить другу, уборка.
- Навык поддерживать восприятие внешней реальности для того, чтобы концентрироваться на внутренних ощущениях.
- Выработка эндорфина через ритмичную монотонную деятельность.
- Освоить навык самоинструктирования.
Дыхательные техники.
- Дыхание на счёт 4.
- Дыхание по квадрату.
- Дыхание животом.
- Дыхание по схеме. Вдох 1-2-3-4, выдох 1-2-3-4-5, затем доводим до 6, затем до 7, затем до 8.
- Дышать в ладошки.
- Дыхание «Пахнет гарью»
Техники заземления.
- «Просканировать» своё тело.
- Пройтись по полу, ощущая свои ноги, колени. Сесть опираясь на ягодицы, на спинку стула…
- Включить мышление через математический счёт.
- Назвать вокруг себя 5 зелёных предметов, 5 круглых, ощутить 5 запахов, услышать 5 звуков, ощупать 5 различных поверхностей.
Как можно помочь человеку, испытывающему страх.
- Собственное спокойствие. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте дышать в одном с Вами ритме.
- Директивная поддержка. «Я сейчас рядом, ты не один».
- Сделайте лёгкий массаж наиболее напряжённых мышц. Чаще при страхе напряжены трапециевидные мышцы.
- Активное слушание.
Воображение.
- Представьте себя каким – то героем (персонажем), и вы смотрите на себя со стороны. Кто этот герой – как его имя?
- Что вы говорите?
- А теперь посмотрите на себя глазами ангела. Что он сказал бы о вашем выступлении.
- А теперь смотрит уважаемый человек, который вас поддерживает. Какая – то мудрая фигура – кто это? Что он вам говорит.
- Представьте себе, что вы смотрите на себя через 10 лет.
- Закадычный друг.
- Любящая вас публика.
- Напарник, с которым можно устроить разбор полётов.
Эмоциональное выгорание.
Одним из важных моментов, способствующих проявлению страха и волнения, является эмоциональное выгорание.
- Психическое истощение.
- Снижается эффективность профессионального взаимодействия.
- Снижается самооценка.
- Субъективная оценка деятельности – как недостаточно успешная.
- 1 фаза – тревожное напряжение
- 2 фаза – «экономия эмоций». Стремление избегать воздействия эмоциональных факторов.
- 3 фаза – «истощение». Снижение психического тонуса. Психовегетативные нарушения.
В заключение, из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что бороться или избавиться от страха и волнения невозможно – заложено в глубинные пласты нашего существа, явление эволюционное. Но суметь сознательно повлиять на это состояние мы в силах – для этого необходимо изучать свои страхи, прорабатывать, наблюдать мысли, сопутствующие состоянию волнения и страха. Процесс это небыстрый и непростой, но очень важный.
Источники: интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление за Круглым столом в Информационном учебно-методическом центре г.Дмитрова с докладом "Project work with teenages
"Проектная работа с подростками"...

Методическое сообщение "Страх публичного выступления. Как его преодолеть?"
«Исполнение программы без творческого подъема –есть не более, чем математическая организациязвуков во времени». Проблема психологической...

Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"
Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"...

Панический страх перед выступлением
У многих людей существует боязнь выступать на публику. Владея знаниями по своей теме, отдал бы всё, лишь бы не вызывали вперёд и не давали слово. Если не бороться с этой проблемой, она от вас никуда н...
выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших пр...

Научу за 5 минут. Я боюсь или страх публичных выступлений.
Мастер-класс "Я боюсь или страх публичных выступлений". Как его побороть и чувствовать себя уверенно....