«Ковровая вышивка иглой: знакомство с историей ковроткачества и технологией создания»
методическая разработка (5, 6, 7 класс)
Данная методическая разработка представляет собой развернутый конспект занятия для помощи педагогическим работникам в организации образовательного процесса, улучшении качества обучения, повышения уровня профессиональных компетенций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Конышевский Дом детского творчества»
Методическая разработка занятия «Ковровая вышивка иглой: знакомство с историей ковроткачества и технологией создания»
по дополнительной общеразвивающей программе
«Поделки из нитей»
Автор – составитель:
Горбачева Ольга Юрьевна
педагог дополнительного образования
п. Конышевка 2024
Разработка занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Поделки из нитей» по теме : «Ковровая вышивка иглой: знакомство с историей ковроткачества и технологией создания».
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой развернутый конспект занятия для помощи педагогическим работникам в организации образовательного процесса, улучшении качества обучения, повышения уровня профессиональных компетенций.
Составитель методической разработки Горбачева Ольга Юрьевна представила поэтапный план занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Поделки из нитей» с информацией об истории ковровой вышивки иглой и технологией создания. Далее следуют методические рекомендации, приёмы по способу ткачества, освоив который, обучающиеся смогут научиться самостоятельно выполнять в технике «Ковровая вышивка иглой» творческие работы, используя простые навыки . К данной методической разработки занятия педагогом разработаны мультимедийная презентация и викторина для проверки усвоенного материала .
Пояснительная записка.
Цель занятия: знакомство обучающихся с историей и техникой выполнения ковровой вышивки иглой.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представления об историческом развитии ковроткачества и ковровой вышивки.
- научить выбирать способы вышивки, инструменты, материалы, необходимые для выполнения вышивки в ковровой технике.
- способствовать формированию у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
- закрепить знания по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
Развивающие:
- развивать мелкую и общую моторику, тактильную сенсорику, точность глазомера;
- развивать способности к планированию действий, к работе по предложенному плану;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес при выполнении вышивки в ковровой технике.
- развивать вкус, фантазию и пространственное воображение.
- развивать творческие способности, коммуникативные навыки, индивидуальность каждого ребенка.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышать интерес к вышивке в ковровой технике.
- воспитывать аккуратность в работе и целеустремленность, культуру общения со сверстниками.
- способствовать формированию духовно-нравственных ценностей личности
способности оценивать и выстраивать на основе традиционных этических и эстетических норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом.
Оборудование:
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экран;
Презентация «Ковровая вышивка» , педагог Горбачева Ольга Юрьевна ;
Видеоролик «Гобелены Овсепяна»
https://www.youtube.com/watch?v=cZdqh8FcRl4&t=7s
Видео мастер-классов :
Онлайн викторина:
https://forms.yandex.ru/u/65253c0ae010db14984f0c6f/
Режим занятий:
Занятия 2 часа. Теория – 45 минут, практика 45 мин., перерыв между занятиями – 10 минут.
Инструменты и материалы:
Ножницы, специальные иглы для ковровой вышивки.
Ткань для основы
Пряжа шерстяная или синтетическая
Пяльцы или рамка
Леска или проволока
Рисунок
Фломастер или копировальная бумага
Клей ПВА
Мебельный степлер или кнопки.
Демонстрационные материалы:
образцы работ вышивки ковровой техники, эскизы, рисунки, схемы, раздаточные материалы.
Методы и приемы: рассказ, объяснения, наглядное сопровождение, вопросы, уточнения, практическая деятельность.
Актуальность: совершенствовать моторику рук тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие. Влияет на формирование таких процессов, как восприятие, внимание, память, логическое мышление. Помогает развивать уверенность в своих силах и способностях. Развивает творческие способности, воображение, наблюдательность, художественный вкус. Воспитывает трудолюбие, аккуратность в работе, самостоятельность.
Структура занятия:
I.Подготовительный этап
1.Организационный момент- 5мин
2. Вводная беседа – 5 мин
II.Основной этап
3.Объяснение нового материала -35 мин
4. Практическая работа- 30 мин
III. Заключительный этап
5. Подведение итогов – 10 мин
6. Рефлексия - 5 мин
I. Подготовительный этап
1. Организационный этап.
(слайд 1)
- Здравствуйте, я рада видеть вас всех, сегодня на занятии. Предлагаю совершить путешествие в прошлое, чтобы познакомиться с новым видом декоративно-прикладного искусства.
- Тема нашего занятия: «Ковровая вышивка иглой: знакомство с историей ковроткачества и технологией создания». Сегодня вы познакомитесь с историей ковровой вышивки, с техникой создания и новым для вас инструментом – иглой для ковровой вышивки, научиться выполнять правильно стежки по контуру и заполнять поле рисунка, научиться искусно подбирать цветовую гамму нитей, в соответствии с рисунком, понять для чего вы выполняете эту работу и что бы конечный результат принес вам только удовлетворение и восторг.
2. Вводная беседа:
(слайд 2)
- Перечислим материалы и инструменты, необходимые нам на занятии –плотная ткань, деревянная рамка или пяльцы, копировальная бумага, карандаш, рисунок с крупными деталями, мебельный степлер или кнопки канцелярские, пряжа шерстяная или синтетическая,
игла для ковровой вышивки, леска или швейная игла с ниткой.
II.Основной этап
3. Объяснение нового материала.
- Внимание на экран. (Демонстрация презентации ««Ковровая вышивка иглой: знакомство с историей ковроткачества и технологией создания»)
( Слайд 3)
- Ручное ковроделие - старинный народный художественный промысел - существующий с тех времён, когда человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов. О древности культуры ковроткачества свидетельствуют памятники глубокой старины - ковры, хранящиеся в музеях, коллекциях, художественных фондах, а также записи историков и географов.
По дошедшим до нас литературным источникам, изготовление ворсовых ковров было широко развито в Средней Азии и Китае.
С древнейших времён ковры применялись в обстановке жилища человека и были излюбленным бытовым украшением благодаря своим художественным качествам.
Ковровые изделия отличаются исключительным разнообразием по своей художественной отделке, по декоративным свойствам, типам композиций и орнаментации, по материалам, по технике обработке и др.
Ковровое производство возникло в условиях кочевого быта в степных пространствах Средней Азии. Ковроткачество имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества на горизонтальных станках типа алаши, баскуров – ковровых полос, бау – ковровых лент, шекпена – домотканого сукна из верблюжьей шерсти передавались из поколения в поколение.
Для ковроткачества характерна своя техника изготовления, манеры исполнения, равновесие фона, строгая симметрия.
Ткань ковровых изделий была единственным материалом годным для предохранения кибитки кочевника от резких колебаний температуры в условиях континентального климата. Ковровой тканью стягивали и укрепляли остов кибитки. Ковры служили для внешнего и внутреннего её убранства. Ковром устилали пол; ковёр служил ложем. Особые коврики подстилались во время молитвы.
С постепенным переходом населения от кочевого к оседлому образу жизни выделка ковровых изделий, предназначенных для убранства переносного жилища, прекратилась.
В связи с быстрым развитием машинного ковроделия старый ручной способ (вместе со своими достоинствами и недостатками) отошел на задний план.
Ручные ковры несут в себе вековые традиции художественной культуры, воплощенные в передающихся из поколения в поколение образах, символах, цветовых сочетаниях.
Ковровые изделия можно разделить на 2 основных вида: гладкие, ворсовые.
Гладкие делятся на:
Односторонние – рисунок прочитывается только с лицевой стороны. Это кавказские ковры сумахи и ямани, поверхность которых напоминает вязанную на спицах, гобелены-декоративные настенные панно со свободным рисунком.
Двусторонние – рисунок можно читать с любой стороны, изнанка отсутствует.
(Слайд 4)
Это паласы с геометрическим и цветочным узором и килимы, которые ткались в южных районах Курской губернии, для них характерны плавные растительные линии и силуэты, которые, могут сочетаться и с геометрическим.
Ворсовые ковры имеют мягкую ворсовую поверхность, которые образуют ковровые узлы, завязанные на нитях основы. Такие ковры делятся на собственно ворсовые (высота ворса 4-10 мм) кавказские и среднеазиатские с геометрическим рисунком; махровые – более рыхлые сибирские ковры с высотой ворса 20-30мм, чаще с растительным узором; прибалтийские ковры с длиною ворса 70-80мм.
По способу образования ворса на лицевой стороне ковры ручной работы подразделяются на следующие виды:
Узелковые ковры, которые получаются путем закрепления узлами на основе нитей определенной длины согласно рисунку, для этого используют ковровый крючок. Вязание узелковых ковров более трудоемкий процесс, чем ковровая вышивка
(Слайд 5.)
Ковровая вышивка, называемая еще продергиванием, выполняется с помощью ковровой иглы. У готовой вышивки есть лицевая и изнаночная сторона. На изнаночной стороне получаются стежки, внешним видом напоминающие стежки «назад иголку». На лицевой же стороне образуются петельки наподобие ворса, которые и дали этой технике вышивки название «ковровой». Длину ворса можно регулировать длиной иглы. Такая вышивка ковров дает возможность делать ворсовым все изделие или только определенную его часть, некоторые элементы. Для ковровой вышивки можно выбирать самые различные материалы, что позволяет фантазии разгуляться во всей своей широте. Для ковровой вышивки можно выбирать разные ткани, нитки и другие материалы. Она позволяет варьировать размер готового изделия, подбирать разнообразные рисунки, вышивать изделия с разными назначениями. К тому же, с помощью ковровой вышивки можно быстро увидеть готовый результат. ( слайд 6 )
Ковровая вышивка (махровая вышивка, техника продергивания, вышивка петлей, техника нетканого гобелена)- это вышивка, сделанная с помощью ковровой иглы.
( слайд 7)
-Все эти картины выполнены в технике ковровая вышивка иглой.
( слайд 8 )
- Что такое «ковёр-самолёт» и откуда он появился?
- Многие народы приписывают ковру волшебные качества. Почему в сказках многих народов ковры летают? Ведь на первый взгляд это совершенно неподходящий для полета предмет. Но вопреки всякой логике сказочные герои летают на этом удивительном транспортном средстве.
- Вспомните сказки, книги, мультфильмы, в которых герои летают на ковре самолете?
- Рассмотрите фотографии с изображением сказочных ковров-самолетов. Вспомните художественные произведения, в которых встречается сказочный ковёр-самолет?
(слайд 9 )
Для нетканого гобелена подходят практически любые нитки с устойчивой окраской. Исключения составляют буклированные нити или пряжа, а также нити слабого кручения, такие, как ровница. Нитки или пряжа могут быть хлопчатобумажными, шерстяными, льняными, смесовыми, искусственными. Каждая разновидность нити дает свою фактуру.
(Слайд 10 )
- Для основы гобелена лучше всего подходит льняное полотно. Предпочтительнее рыхлое или неплотного переплетения. Это условие необходимо для того, чтобы игла не рвала и не протыкала материал, а раздвигала волокна. При следующем проколе нити материала должны зажимать рабочую нить предыдущего прокола. В противном случае, если вы будите работать на хлопчатобумажном или шерстяном материале, то рабочая нить не будет держаться в ткани.
Идеальным материалом для нетканого гобелена является бортовка или суровое полотно. Предпочтительнее выбирать тканевую основу темного цвета, т.к. если вы будете работать на светлом материале темными нитками, то будут видны просветы между петлями и тканевую основу придется подкрашивать с изнаночной стороны. Но если вы работаете на темной основе светлыми нитями, то просветы между петлями не будут видны.
- Вышивка – один из ярких видов декоративно - прикладного искусства, и нет сомнений, что традиции будут развиваться и в ХХI веке.
( Слайд 11) Демонстрация видеоролика «Гобелены Овсепяна»
- Гобелены Овсепяна создаются исключительно по оригинальным авторским эскизам, они многокрасочны, они сияют, излучают тепло и производят чарующее впечатление на зрителя. Одна из таинственных особенностей этой техники заключается в том, что автор до конца не может знать, что получится в результате его работы, когда гобелен поворачивают лицевой стороной. Некоторые гобелены Овсепяна испускают тонкий аромат трав, цветов и камня. При различном освещении меняется их восприятие.
- Что же дает ковру магическую силу? Может быть это волшебное заклинание, а может быть дело в узорах на ковре. Ковровые узоры — не украшения, а магические символы. Солнце, древо жизни, птица Феникс.
Наши предки не сомневались, что ткань, покрытая волшебными знаками, может охранить от бед дом, принести достаток, подарить хозяину здоровье… почему бы тогда ей и не летать? Надо просто выткать нужный узор. Ковер можно читать, как книгу, и рисунки, которые кажутся просто украшением, могут рассказать целую историю. Некоторым узорам на современных коврах — сотни лет.
( слайд 12)
- Ковроткачество в нашей Курской губернии достигает своего наивысшего расцвета в 1880-90-х годах. «Наиболее распространенным орнаментальным мотивом становятся розы. Белые, розовые, красные, пунцовые, окруженные бутонами и листьями, собранные в букеты и гирлянды, они обязательно присутствуют в каждом ковровом узоре». Именно в этот период и розы становятся в России едва ли не самыми любимыми цветами. Прорисовка формы цветов, выразительность их силуэтов – общая тенденция для декоративного искусства этого времени в целом.
- Попробуйте выложить свой ковер с различными узорами. В этом вам помогут специальные картинки.
Игра «Сложи узор на ковре».( работа с раздаточным материалом, разработанным педагогом )
4. Практическая работа.
Формирование умений и навыков.
(слайд 13)
- Прежде чем начать работу, повторим технику безопасности при работе с острыми предметами.
Техника безопасности при ковровой вышивке:
1. С иглой необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.
2. Передовая иглу не бросать, а отдавать в руки.
3. Нельзя пользоваться ржавыми иглами — они портят пряжу, нитки.
4. В конце работы иглу воткнуть в клубок или вложить в футляр.
5. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье.
6. Нельзя откусывать нитку зубами
ТБ при работе с ножницами:
7. Храните ножницы в определённом месте.
8. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
9. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
10. Передавать ножницы кольцами вперед.
11.Сидеть прямо, не сгибаясь.
Инструкционная карта: (Слайд 14)
- Рассмотрим с вами инструкционную карту на слайде.
-Вдеть нитку в рабочую иголку, используя обычную швейную иглу с ниткой или леску, как показано на рисунке.
- Пряжа должна свободно двигаться внутри рабочей иглы.
- Рабочую иглу необходимо держать как пишущую ручку, и прокалывать до ограничителя под углом 45-500
- Вышивать контуры рисунка лучше чёрной или тёмной нитью.
- Постепенно заполнять рисунок стежками, не отрывая носик иглы от ткани.
(слайд 15 )
-А теперь переходим к практической части нашего занятия.
У нас нет специальных крючков, зато у нас есть ковровые иглы.
- Первое правило – это рисунок лучше брать с крупными элементами.
- Второе ткань подходит: плотная мешковина, бортовка, канва, двунитка, вельвет.
- Третье - для ковровой вышивки используется пряжа самого разного качества: шерсть, полушерсть, синтетика, а также все виды пряж для ручного вязания. Основное правило, что бы нить свободно проходила внутри иглы.
Работа над ковриком начинается с эскиза будущего изделия. Выполняется карандашом, в натуральную величину. Переводим рисунок на ткань, используя копировальную бумагу. При переводе рисунка необходимо иметь ввиду, что в готовом изделии рисунок будет в зеркальном отображении. Наносим рисунок на изнаночную сторону ткани, т.к. вышивают изделие с изнаночной стороны. Ткань закрепляем на пяльцах или деревянной рамке с помощью кнопок или мебельного степлера. Подбираем цвет ниток.
Индивидуальная работа
Последовательное выполнение работы, аккуратность выполнения, соблюдение техники безопасности.
III. Заключительный этап
5. Подведение итогов:
- Что нового вы узнали на занятии?
- Назовите пожалуйста виды ковров?
- Чем отличается ковровая игла от обычной?
- С какой стороны вышивают изделие?
(слайд 16 )
- Для вас я приготовила онлайн викторину на платформе Яндекс. Формы "Викторина "Поделки из нитей"
Перейдите по ссылке и пройдите пожалуйста онлайн викторину:
https://forms.yandex.ru/u/65253c0ae010db14984f0c6f/
6. Рефлексия
- С помощью карточек оцените качество нашего занятия.
Упражнение «Полный -пустой мешочек».
У обучающихся на столе лежат по два вида карточек с изображением пустого и полного мешочка. Дети выбирают и демонстрируют карточку в соответствии с тем, удалось или не удалось им узнать на занятии что-то новое.
Уборка рабочих мест.
- Спасибо за активную работу. Освоив данную технику, вы сможете выполнить и создать свои собственные изделия. Пусть же вашим занятиям по ковровой вышивке всегда сопутствует творческое вдохновение.
(слайд 16)
Занятие окончено.
(слайд 17)
Литература:
- Н.П.Бесчастнов «Изображение растительных мотивов», Москва, издательство «Владос», 2008 г.
2. А.Г.Гусева «Нетканый гобелен», Москва, издательство «Культура и традиции», 2007 г.
3. Г.М.Логвиненко «Декоративная композиция», Москва, издательство «Владос», 2008 г.
Интернет-ресурсы:
(Страна Мастеров. Мастер-классы)
2.https://flomaster.club/15852-uzory-dlja-kovrovoj-vyshivki.html Узоры для ковровой вышивки.
3.https://vk.com/album-5306851_74432912 Схемы для создания ковриков.
4. https://vk.com/club197867009?w=wall-197867009_172%2Fall – видео мастер-класса «Ковровая вышивка иглой».
5. https://vk.com/wall-45249977_2883 КУРСКОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО: ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО НАЧАЛА XIX ВЕКА.
6. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/110738-istorija-razvitija-kurskogo-kovrodelija Доклад преподавателя ОБОУ СПО «Суджанский техникум искусств» Ревина С.А. на тему: «История развития курского ковроделия».
7. https://www.youtube.com/watch?v=cZdqh8FcRl4&t=7s Шикарные гобелены Юрия Овсепяна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История ковроткачества.
История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет, и поэтому, естественно, в ковроткачестве были свои периоды расцвета и упадка. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вр...
План урока "Из истории ковроткачества"
В материале к уроку отражена история изготовления ковров на протяжении столетий в разных регионах мира....
презентация кружка "Ковровая вышивка"
Основой кружковых занятий является приобщение учащихся к одному из многих видов художественного творчества (ручное ковроделие) через формирование и развитие у них определенных ...
Разработка урока "Вышивка художественная, белая, владимировская" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.
Разработка урока "Вышивка художественная, белая, владимировская" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....
Мастер-класс "Сувенир "Сердечко" в технике "ковровая вышивка"
Презентация мастер-класса с пошаговым выполнением сувенира "Сердечко" в технике "ковровая вышивка" с использованием авторских фотографий....
Презентация к теме Технология создания сайта. Инструменты для создания сайта
Рассматриваются основные базовые технологии (HTML, CSS и JavaScript), а также наиболее популярные у пользователей программы для создания сайтов...
Панно "Ежик" в технике "ковровая вышивка". Мастер-класс
Подробный мастер-класс с фото...
- Мне нравится (1)