Формирование коммуникативной, информационной, социальной компетентности подростков
статья (8, 9, 10, 11 класс)

Мартынова Марина Владимировна

Формирование коммуникативной, информационной, социальной компетентности подростков

На современном этапе развития общества в то время, когда расширяются масштабы межкультурного взаимодействия и возникают многочисленные культурологические связи, происходит перераспределение ценностных ориентиров и мотиваций человека. В данных условиях формирование ключевых компетентностей подрастающего поколения выходит на первый план.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kompetentnostey_podrostkov-_2024.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной, информационной, социальной компетентности подростков

Мартынова Марина Владимировна,

методист методического отдела

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района

 Санкт-Петербурга

На современном этапе развития общества в то время, когда расширяются масштабы межкультурного взаимодействия и возникают многочисленные культурологические связи, происходит перераспределение ценностных ориентиров и мотиваций человека. В данных условиях формирование ключевых компетентностей подрастающего поколения выходит на первый план.  

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в различных областях деятельности, что будет способствовать успешной реализации личности в условиях современной социально-экономической ситуации. Соответственно, становится актуальным внедрение в учебно-воспитательный процесс современных личностно-ориентированных коммуникативных технологий, способствующих формированию комплекса следующих компетентностей, обучающихся: коммуникативной, информационной, социальной компетентности в сфере личного самоопределения. В рамках теории личностно-ориентированного обучения данные технологии рассматриваются как педагогические технологии, способствующие проявлению творческой активности обучаемого и развитию его как целостной интегральной личности, в природной сущности которой заложены стремления к личностному росту, творчеству, самовыражению, реализации своего потенциала, проектированию собственной жизни [5].

Проанализируем возможность формирования компетентностей обучающихся посредством применения в образовательном процессе личностно-ориентированной коммуникативной технологии «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета», разработанной методистами ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района. Технология универсальна и может использоваться как на занятиях в объединениях дополнительного образования, так и на уроках гуманитарного цикла в школах с обучающимися от 13 лет и старше. Этот период развития подростков связан с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Эти кризисы характеризуются поиском и выбором новой взрослой идентичности, нового отношения к себе и к миру, стремлением к самостоятельности и независимости. Подросток стремится расширить свои права, делать то, что хочет он сам. В результате чего прямое воспитательное воздействие взрослых на ребенка не приносит должных результатов, а рождает конфликты. Поэтому в этот период для работы с подростками педагогу будет полезно использовать технологию «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета». Использование метафоры (притчи), как основы дискуссии, и наглядное моделирование данного сюжета дает возможность педагогу опосредованно влиять на формирование ценностных установок; позволяет достаточно быстро донести до подростка необходимую информацию, представленную в символической форме, и сформировать объективное суждение у большинства учащихся по заявленному вопросу; помогает подростку по-новому осмыслить привычные предметы и явления. Все это является преимуществами данной технологии.

Новизна технологии заключается в особой форме подачи метафорического материала: во время изложения истории используется наглядная демонстрация описанного сюжета. Это делает процесс восприятия и осмысления подростком информации более эффективным.

Целью технологии является формирование комплекса компетентностей обучающихся посредством достижения максимальной степени согласия участников дискуссии по обсуждаемому вопросу/проблеме и расширению представлений подростков в рамках заявленной темы.

Технология состоит из шести этапов. Этап первый подготовительный -  подготовка предметов для моделирования сюжета, помещения, слайдовой презентации. Этап второй - знакомство с темой занятия (постановка задачи), прием актуализации представлений учащихся по заданной теме Этап третий - рефлексивная диагностика. Этап четвертый - рассказ истории (метафоры) с параллельным моделированием описанного сюжета. Этап пятый - дискуссия. Этап шестой - контроль и оценка результатов. Все этапы технологии способствуют формированию коммуникативной компетентности обучающихся. Прием актуализации представлений учащихся по заданной теме на втором этапе технологии предполагает развитие информационной компетентности, особенно при использовании данной технологии на уроках гуманитарного цикла, когда учащиеся заранее самостоятельно отбирают материал по заявленной теме, анализируют и транслируют информацию на уроке, используя слайдовые презентации. Во время дискуссии формируется социальная компетентность, она включает в себя наличие развитой способности находить компромисс между собственными целями самореализации и целями других людей. Рефлексивная диагностика способствует развитию Компетентности в сфере личностного самоопределения, она помогает обучающемуся осмыслить свое место в мире, сделать выбор ценностей, целей, определить смысл своих действий, получить опыт самопознания.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология способствует формированию основных компетентностей, обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Об опыте формирования семейных ценностей у подростков посредством применения личностно-ориентированной коммуникативной технология «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета» мы расскажем в следующей статье.

Литература:

  1. Акопян Марина Артавазовна Диссертация «Личностно-ориентированная направленность коммуникативных технологий обучения студентов педагогического вуза». Сайт Диссертации России. Раздел Педагогические науки. Теория и методика профессионального образования. Режим доступа: http://www.dslib.net/
  2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.-352с.
  3. Самоукина Н. Личностно-ориентированное обучение как актуальный вопрос современного образования // Практический психолог в школе. № 4, 2007. С. 44- 51
  4. Сайт Федеральный государственный образовательный стандарт Режим доступа: https://fgos.ru/?ysclid=m3wstzkzx275185396
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. Издательство: Академический проект, Москва, 2023 г.


Формирование семейных ценностей у подростков посредством применения личностно-ориентированной коммуникативной технология «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета»  (из опыта работы)

Мартынова Марина Владимировна,

методист методического отдела

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района

 Санкт-Петербурга

Технология «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета» апробирована педагогами дополнительного образования на занятиях в объединениях ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга: «Медиаграмотность», «Социальное проектирование» и на уроках литературы в 7 классах СОШ Московского района. Количество участников в группах было различно - 12, 25 и 60 чел. в возрасте от 13 до 17 лет. Тематика затрагивала вопросы ценностных ориентаций, обучающихся: личных, семейных и коллективных ценностей.

Остановимся на анализе результатов занятия с использованием данной технологии с группой обучающихся 13-14 лет. Для проведения занятия была выбрана тема «Семейные ценности». Сравнительный анализ результатов рефлексивной диагностики обучающихся, проведенной вначале занятия и в конце, при подведении итогов, показал качественные изменения в представлениях детей о значимых для каждого из них семейных ценностях. Для рефлексивной диагностики (третий этап технологии) использовалась «Сфера крепкой семьи» в виде нарисованного на листе бумаги круга, разделенного на 8 секторов, в который обучающиеся должны были вписать значимые лично для них семейные ценности, а затем проранжировать их по степени важности от 1-самой важной, до 8 – менее важной.

При заполнении «Сферы крепкой семьи» детьми были выделены следующие ценности (табл. 1).

Таблица 1. Семейные ценности, значимые для подростков 13-14 лет (61 чел.)

Группа ценностей №1 (используемые большинством)

% от общего числа участников

Группа ценностей №2 (менее используемые)

% от общего числа участников

Группа ценностей №3 (редко используемые)

% от общего числа участников

  1. 1

Любовь

83.61

  1. 1

Память о предках

29.51

  1. 1

Совместная деятельность и интересы

8.20

  1. 2

Уважение

77.05

  1. 2

Традиции

29.51

  1. 2

Дети

6.56

  1. 3

Взаимопомощь

70.49

  1. 3

Трудолюбие

26.23

  1. 3

Искренность

6.56

  1. 4

Доверие

67.21

  1. 4

Поощрение

19.67

  1. 4

Терпение

6.56

  1. 5

Почитание старших

63.93

  1. 5

Послушание

19.67

  1. 5

Домашние животные

3.28

  1. 6

Забота

49.18

  1. 6

Наказание

18.03

  1. 6

Взаимность

3.28

  1. 7

Взаимопонима-ние

42.62

  1. 7

Честность

18.03

  1. 7

Вера

1.64

  1. 8

Верность

40.98

  1. 8

Материаль-

ные ценности

18.03

  1. 8

Вежливость

1.64

Доброта

18.03

Воспитанность

1.64

Удовлетворение

1.64

Уступчивость

1.64

В результате использования технологии, часть подростков в ходе дискуссии изменила свои представления о ценностях крепкой современной семьи (гистограмма №1). Увеличилось количество детей, которые обратили внимание на ценности третьей группы, такие как, искренность, терпение, дети, совместная деятельность и интересы, стало меньше обучающихся, считающих ценностями семьи поощрение, наказание и послушание (вторая группа). При этом результаты ранжирования не изменились. Самой важной семейной ценностью для подростков является «ЛЮБОВЬ» (72% участников поставили ее на первые три места ),  далее следует «УВАЖЕНИЕ» (36%), потом – «ДОВЕРИЕ» (29%)  и «ПОЧИТАНИЕ СТАРШИХ» (29%).

Гистограмма №1. Изменение представлений подростков 13-14 лет о значимости семейных ценностей

Таким образом,можно считать, что воспитательные задачи по формированию семейных ценностей у подростков посредством использования личностно-ориентированной коммуникативной технологии «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета» были решены.

Однако, в результате анализа всех проведенных занятий были выявлены следующие  риски организационного порядка:

Риск первый. Подросткам при использовании глубоких метафор сложно осознавать их смысл, а затем выходить на необходимое педагогу умозаключение. Поэтому использовать данную технологию рекомендуется с детьми от 13 лет и старше с достаточно развитым образным мышлением или использовать метафоры простые для понимания.

Риск второй. Существуют метафоры, которые сложны для демонстрации сюжета. В данной технологии необходимо использовать метафоры, легкие для моделирования.

Риск третий. Использование данной технологии без учета специфики количественного и возрастного состава участников негативно сказывается на результате.

Педагогу особенно необходимо обратить внимание на эти параметры при подготовке занятий по темам, направленным на формирование ценностных ориентаций подростков. Поэтому применять данную технологию на этих занятиях рекомендуется

•        с учащимися от 15 лет и старше, в связи с тем, что данная тематика для них становится наиболее актуальной,

•        в группах не более 30 чел. (лучше – 15 чел.), это обусловлено тем, что данные темы требуют от педагога создания особой атмосферы открытости и доверия, что при проведении мероприятий с большими группами трудно осуществимо.

Риск четвертый. Эффективность достижения цели технологии падает, если педагог не обладает достаточным уровнем знаний в области возрастной психологии и психологии личности, и не умеет применять эти знания на практике. Поэтому важно учитывать квалификацию педагога.

Таким образом, учитывая все риски и возможности личностно-ориентированных коммуникативных технологий и, конкретно, технологии «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета» можно и необходимо использовать их, как эффективное средство воспитания обучающихся и формирования у них представлений,  необходимых им для дальнейшей жизни

Литература:

  1. Акопян Марина Артавазовна Диссертация «Личностно-ориентированная направленность коммуникативных технологий обучения студентов педагогического вуза». Сайт Диссертации России. Раздел Педагогические науки. Теория и методика профессионального образования. Режим доступа: http://www.dslib.net/
  2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.-352с.
  3. Самоукина Н. Личностно-ориентированное обучение как актуальный вопрос современного образования // Практический психолог в школе. № 4, 2007. С. 44- 51
  4. Сайт Федеральный государственный образовательный стандарт Режим доступа: https://fgos.ru/?ysclid=m3wstzkzx275185396
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. Издательство: Академический проект, Москва, 2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Формирование коммуникативной компетенции путем привлечения подростков к сценическому искусству.

Формирование коммуникативной компитенции путем привлечения подростков к сценическому искусству....

Развитие социальной компетентности подростков с помощью деловой игры в УДОД

Российское общество требует от подрастающего человека владения высокими знаниями, связанными с социальным взаимодействием. Современное дополнительное образование призвано создавать условия для р...

Формирование и развитие социальной компетентности учащихся через культуру и творчество в процессе подготовки к волонтерской деятельности в период проведения Универсиады 2013.

Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления и презентацию из опыта работы с волонтерами. В любой деятельности человека сосуществуют 2 уровня – стереотипный и импровизационный. Если...

Формирование коммуникативных навыков у учащихся подростков в классе инструментального ансамбля ДШИ.

Цель: Изучить особенности формирования коммуникативных компетенций обучающихся подросткового возраста на занятиях инструментального ансамбля в ДШИ, выявить практические методы решения данной проблемы....

Особенности формирования социальной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования детей

В данной статье рассмотрены основные направления и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей и их роль в формировании социалной компетентности подростков...

Влияние ИКТ на развитие социальных компетентностей подростков

В данной работе представлено исследование влияния ИКТ на развитие социальных компетентностей у подростков в школьном образовании...