Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык» 7 класс- 8 класс
учебно-методический материал (7 класс)

Полякова Елена Александровна

Программа имеет социально - педагогическую направленность.Предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных проблем современного  русского литературного языка.Позволит наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учётом его способностей. Реализация целей Программы обеспечит освоение нормы русского литературного языка на данном возрастном этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Санкт-Петербургский кадетский военный корпус имени Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации»

        

                                                                                         Утверждено.  

                                                     Начальник  Санкт - Петербургского

                                                            кадетского военного  корпуса им. А. Невского          

И.Н. Царёв

                                                 Приказ №       от   «  » августа  г.                                                                                                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Занимательный русский язык»

7 класс- 8класс

 

Составитель программы: педагог дополнительного образования   Полякова Е. А.

 Возраст учащихся – 12 - 16 лет

Продолжительность обучения – 2 года

Срок реализации 2023/2025 учебный год

Редактирована 2024 уч.г.

        Согласовано.

Заместитель начальника кадетского

 военного корпуса по учебной работе                          

С. Б. Матюк

        

Рекомендована к использованию  ПМК

дополнительного образования.

Протокол

    Руководитель   ПМК____________

Санкт-Петербург

Содержание программы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1Аннотация. Актуальность…………………………………………………...3

1.2.Пояснительная записка……………………………………………………...4

1.3.Содержание программы …………………………………………………….7

1.4.Планируемые результаты…………………………………………………..13

   Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………….14

2.1.Календарный учебный график………………………………………….    14

2.2.Условия реализации программы………………………………………..   14

2.3 Оценочные материалы …………………………………………………..   14

2.4. Формы  аттестации………………………………………………………...15

 2.5 Методические материалы………………………………………………..  16

2.6. Литература……………………………………………………………………………..16

Приложение 1.Календарный учебный график на 2024 -2025уч.г.(7 кл.)

Приложение 2. Календарный учебный график на 2024 -2025уч.г.(8 кл.)

Приложение 3 Дополнительная литература для чтения

Приложение 4 Методические рекомендации и дидактический материал

Аннотация 

            Актуальность и педагогическая целесообразность.

       Программа «Занимательный русский язык» далее (Программа)  имеет социально – педагогическую направленность. Программа предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современного русского литературного языка. В основе Программы – воспитание интереса у обучающихся к расширению  знаний по предмету, совершенствование своей речи. В процессе изучения воспитанники смогут увидеть  «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов, поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи, на воспитание чувства языка, этических норм речевого поведения.

       Программа «Занимательный русский язык» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы воспитанников. Программа является модифицированной. Все занятия имеют практическую прикладную направленность, метапредметны по содержанию и способам деятельности, ориентированы на обучающихся среднего возраста. Дидактический материал составлен с учётом военной составляющей направленности обучения кадетского военного корпуса.

     Ожидаемые результаты. Обучающиеся получат возможность:

обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях (приобретение опыта самостоятельного социального действия); приобрести опыт исследовательской и проектной деятельности; публичного выступления по проблемным вопросам.

     Реализация целей программы должна обеспечить освоение на данном возрастном этапе основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);  нормы речевого этикета, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность изучения всех предметных дисциплин, формируют способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Пояснительная записка

Цель программы

  • углублённое изучение отдельных тем;
  • систематизация знаний по основным разделам лингвистики;
  • повышение уровня практического владения современным русским литературным языком для подготовки  обучающихся к конкурсам разного уровня;
  • формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении.

Задачи

 Образовательные: 

  • научить систематизировать лингвистические знания и выделять главные аспекты;                                                                                                              
  •  научить практической деятельности через систему тестов и работ эвристического характера;
  • уметь формулировать и обосновывать свою точку зрения; кратко и точно излагать свои мысли, уметь слушать и задавать лаконичные вопросы;
  •    обучить нормам вежливого общения;
  •   формировать поведенческие основы;
  •    анализировать свои поступки и поведение окружающих.

 

Развивающие:

  • научить самостоятельно работать с источником информации и находить ответы на поставленные вопросы;
  • научить связно и грамотно выражать свои мысли и чувства;
  •  совершенствовать имеющиеся речевые навыки;
  • расширять общегуманитарный кругозор, опирающийся на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка;
  • формировать духовно-нравственные основы личности; вовлекать кадет в активные формы деятельности, связанные с чтением и рассуждением.

Воспитательные:

  •   сформировать у воспитанников экологическое мировоззрение в отношении культурных явлений, и в частности русского литературного языка;
  •   сформировать навыки ведения дискуссии, поведения личности в неординарных условиях
  • создать у кадет представление о роли культуры общения и нравственности в целостной картине мира;
  • быть человеком чести с твёрдой гражданской позицией.

Новизна данной программы состоит

-в организации учебного процесса как сотрудничества и творческого общения педагога и обучающегося, что обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт обучающегося,

 -систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность,

- углублять имеющиеся знания посредством использования различных форм и методов проведения занятий,

-в приобретении новых теоретических знаний и практических навыков в области функционирования современного русского литературного языка, которые позволят:

  • глубже изучить систему теоретических понятий современного русского литературного языка;
  • формировать речевую культуру способами, выходящими за рамки школьных учебных действий;
  • формировать ценностные ориентиры, связанные с экологией культуры в целом и русского литературного языка в частности.

Уровень освоения программы - общекультурный.

Формы и режим занятий       Программа «Занимательный русский язык» реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность. Методы и приёмы организации деятельности обучающихся ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

  Формы организации деятельности обучающихся.: индивидуальная, в парах, в группах, коллективная, организационно-массовая.

 Формы проведения занятий: эвристическая беседа, исследование, проблемно - поисковые задания, наблюдение, лингвистические игры, ролевые игры, индивидуальные задания, семинар, практическое занятие, тренинг, аукцион, конкурс, мониторинг, библиотечные занятия, проектная работа.

Программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1раз в неделю). Время проведения занятия – 45 мин.

Используемые при реализации образовательной программы педагогические технологии: современное традиционное обучение, педагогика сотрудничества, игровые технологии, проблемное обучение, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проектной деятельности.

Планируемые (примерные)  мероприятия

Название мероприятия

Форма мероприятия

Предполагаемый результат

Сроки;

1.

Библиотечный урок «Словари и справочники – наши друзья»

Мини - проект

Создание презентации

Октябрь-

ноябрь

(возможно) дистанционно

2.

 «Моё Отечество!» «Россия – родина моя!»

«Поэзия Z»(выбор)

тематический конкурс чтецов

участие в конкурсе, чтение самостоятельно выбранных отрывков из поэтических или прозаических произведений о Родине и военных событиях.

Январь-февраль

3.

 «Лексика вежливости»

(аукцион вопросов и ответов)

Тематическая игра-состязание

участие в игре

Март - апрель

4.

«Мои достижения»

портфолио-отчёт (портфолио достижений)

представление портфолио-отчёта или портфолио достижений

Май

5.

Конкурсы по плану

Индивид.исследов проекты

Участие по Плану ГУК

В течение года

(возможно), дистанционно

Программа разработана на основе   следующих нормативных документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

3.Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

4. «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;

5.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

В приложении 4  к данной Программе представлены рекомендации по работе с первоисточником, дополнительная литература для чтения, вопросы для самостоятельной работы обучающимся. 

Содержание курса программы. 1 год обучения

1. Введение. 1ч. Ознакомление с содержанием курса. Инструктаж по правилам пожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Мониторинг качества чтения, анкетирование обучающихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения. Знакомство с технологией сбора и анализа информации. (Дидактический материал: 1.)

2. Язык и общество.1ч.  Значение языка в жизни человека и общества. Язык и слово. Язык как развивающееся явление. Лингвистика как наука и область культурного знания. Понятие речевой нормы. Закон «О русском языке» и область его действия. Тестирование. Предварительное распределение тематики творческих проектов. 

3. Фонетический строй языка.2ч. Фонетика и речь. Фонетический анализ слова в потоке речи. Звукопись. Интонация. Звук и буква. Иероглифы. Ребусы. Способы чтения. Орфоэпия как наука и искусство. Практикум по чтению текста. Выразительное чтение художественного текста с учетом его фонетических особенностей. Работа с орфоэпическим словарем.

4. Орфографические правила и нормы.8ч. Речь устная и речь письменная. Принципы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм. Орфограммы в корнях, приставках, суффиксах и окончаниях слов. Твердый и мягкий знак. Слитные, раздельные и дефисные написания. Прописные и строчные написания. Правописание аббревиатур. Работа с орфографическим словарём

5.Практикум – диагностика.1ч. Тестовая работа по умению  выделять орфографические нормы в тексте. Орфографический анализ текста, направленный на знание орфограмм в корнях слов. Тестирование и анализ результатов.

6. Лексика и фразеология русского языка.8ч. Слово - «одежда всех фактов, всех мыслей». Лексическое значение (лексический разбор слова). Работа с толковыми словарями. Многозначность слов. Синонимия и антонимия как способы выражения мысли. Омонимия как языковое явление. Виды омонимии. Омонимы в словарях. Фразеология русского и иностранных языков. Информативность фразеологизмов. Фразеологизмы в словарях. Практика: Лексический разбор слова. Анализ художественного текста. Создание микротекста с использованием синонимов и антонимов. Создание микротекста с использованием омонимов. Тестирование и анализ результатов.

7. Тематический конкурс чтецов (выбор)  «Моё Отечество!» «Россия – родина моя !» ( «Поэзия Z») 2ч. Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы. Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия. 

8. Грамматика. Морфология. 5ч. Грамматика русского и иностранных языков. Морфология как часть грамматики. Именные части речи. Глагол в языке. Особая роль наречия. Местоимение и его функции в языке. Служебные части речи и их функции. Междометие в речевой практике. Сравнительный морфологический анализ текстов. Создание микротекста с заданными морфологическими параметрами. Первое выступление с отчетом по творческому проекту.

9. Словари и справочники.1ч. Библиотечный урок или урок с использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipcdia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения. Оформление презентации по теме.

10. «Лексика вежливости» (аукцион вопросов и ответов) 2ч. Тематическая игра-состязание. Проводится как командная игра, победителем становится команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы, разные по характеру и форме, связанные с культурой общения и поведения. (Дидактический материал 25.)

11. Виды информации в  тексте.1ч. Главное и неглавное в тексте. Главная и второстепенная /вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск нужной информации, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения. Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки (Дид.м. 12)

12. Практикум-диагностика.1ч. Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом (Дид. материал32).

13. Итоговый контроль.1ч. Подведение итогов, оформление портфолио «Мои достижения» Чему я научился? Заключительное занятие включает самооценку обучающихся и оценивание их деятельности преподавателем. Создание Памятки «название подбирают обучающиеся»(Внимательному читателю /Учись читать /Советы помощника /Школа чтения). Оформление портфолио достижений как результата работы и самоанализа. (Дидактический материал: к занятию 33.)

Тематическое планирование

1 год обучения

Разделы и темы

Кол-во часов

всего

Из них:

теорет.

практ.

Т1.Введение. Инструктаж по ТБ.

1

1

0

Т 2.Язык и общество

1

1

0

Т3.Фонетический строй языка

2

1

1

Фонетика и речь.

Орфоэпия как наука и искусство.

Т4Орфографические правила и нормы

8

1

7

Речь устная и речь письменная

1

 Принципы русской орфографии.

1

Орфограммы в корнях, приставках, суффиксах и окончаниях слов.

1

Твердый и мягкий знак.

1

Слитные, раздельные и дефисные написания.

1

Прописные и строчные написания.

1

Правописание аббревиатур.

1

Работа с орфографическим словарём

1

Т5Практикум-диагностика (Тестовая работа по умению  выделять орфографические нормы в тексте)

1

0

1

Т 6.Лексика и фразеология русского языка

8

2

6

Лексическое значение слова.

1

Работа с толковыми словарями. Многозначность слов.

1

Синонимия и антонимия как способы

выражения мысли

1

 Омонимия как языковое явление

1

 Фразеология русского и иностранных языков.

1

Анализ художественного текста.

1

Создание микротекста с использованием синонимов и антонимов.

1

Создание микротекста с использованием омонимов

   

1

Т7Тематический конкурс чтецов  о Родине

 

2

0

2

Т 8 Грамматика. Морфология.

5

0

5

Морфология как часть грамматики. Именные части речи.

1

Глагол в языке.

1

Особая роль наречия.

1

Местоимение и его функции в языке

1

Служебные части речи и их функции.

1

Т 9 Словари и справочники

1

0

1

Т 10 Мини – проект «Лексика вежливости»

2

1

1

 Т11.Виды информации в  тексте

1

0

1

 Т 12.Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)

1

0

1

Т13 Итоговый контроль. Подведение итогов, оформление портфолио «Мои достижения»

1

0

1

Итого:

34

7

27

2 год обучения.  Содержание.

1. Грамматика. Синтаксис.12ч. Синтаксис в системе русского и иностранного языков. Интонация. Выразительное чтение текста: условные обозначения. Знаки конца предложения и их функции. Роль запятой в тексте. Двоеточие и тире, их значение и интонационные функции. Синтаксическая норма и ее модификации(словосочетание) Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство и их смысловая роль в предложениях. Смысловая роль вводных и вставных конструкций. Сложное предложение как способ выражения мысли. Односоставные и неполные предложения, их смысловые и интонационные особенности.

 2. Языки мира и их взаимное обогащение.1ч. Языки мира и их взаимное обогащение. Практикум:  Анализ текста. Создание микротекста с заданными параметрами. «Перевод с русского на русский». Предварительная защита творческого проекта.

3. Речеведение.12ч. Текст как единица речи. Смысловое и грамматическое единство текста. Комплексный анализ текста (план). Стилистика и культура речи. Стили русского и иностранных языков. Книжные стили. Анализ текста официально-делового стиля. Анализ текста научного стиля. Анализ текста публицистического стиля. Анализ текста художественного стиля. Многоликость разговорного стиля. Виды цитирования. Риторика и полемика. Строение убеждающей ораторской речи. Эссе. Виды эссе. Практика: Комплексный анализ текста. Создание микротекста. Анализ текста официально-делового стиля. Анализ текста научного стиля. Анализ текста публицистического стиля. Анализ текста художественного стиля. Создание текста «Литературный портрет». Речевой практикум. Анализ фрагмента дискуссии. Полемический практикум. Дискуссия. Практикум по созданию ораторской речи на заданную тему. Анализ текста в жанре эссе. Создание собственного эссе.

4.Практикум-диагностика 1ч (Тестовая работа по умению  выделять грамматические и синтаксические нормы в тексте). Дид.мат.12

5.Повторение пройденного материала 6ч. Язык и общество. Основные разделы лингвистики. Синтаксис и пунктуация Практика: Тестирование. Знаки препинания в сложном предложении Защита проектов.

6.Практикум-диагностика 1ч (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) Дид.мат.22

7.Итоговый контроль. 1ч. Подведение итогов, оформление портфолио «Мои достижения»

Тематическое планирование(2 год обучения)

№ п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

всего

     Из них:

теор.

практ.

1

Раздел 1.Грамматика. Синтаксис

12

2

10

Т1.Синтаксис в системе русского и иностранного языков. Интонация

1

Т2.Знаки конца предложения и их функции.

1

Т3.Синтаксическая норма и ее модификации

1

Т4.Подлежащее и способы его выражения.

1

Т5.Сказуемое и способы его выражения

1

Т6.Второстепенные члены и их смысловая роль в предложениях. Определение. Дополнение. Обстоятельство.

3

Т7.Смысловая роль вводных и вставных конструкций.

1

 Т8Сложное предложение как способ выражения мысли.

2

Т9Односоставные и неполные предложения, их

 смысловые и интонационные особенности.

1

2.

Раздел 2.Языки мира и их взаимное обогащение

1

1

0

3.

Раздел 3.Речеведение

12

2

10

Т1.Текст как единица речи

1

Т2.Стилистика и культура речи.

1

Т3.Книжные стили.

 Анализ текста официально-делового

и научного стиля.

Анализ текста публицистического стиля

Анализ текста художественного стиля. 

Создание текста «Литературный портрет».

4

Т4 Многоликость разговорного стиля

Виды цитирования Риторика и полемика.

2

Т5.Ораторская речь

Строение убеждающей ораторской речи.

2

Т6. Виды эссе

Анализ текста в жанре эссе. Создание собственного эссе.

2

4.

Раздел4.Практикум-диагностика (Тестовая работа по умению  выделять грамматические и синтаксические нормы в тексте).

1

0

1

5.

Раздел 5.Повторение пройденного материала

6

0

6

Т1.Значение языка в жизни человека и общества.

1

 Т2.Язык и слово

1

Т3.Основные разделы лингвистики.

1

Т4.Синтаксис и пунктуации.

3

6.

Раздел 6.Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)

1

0

1

7.

Раздел7.Итоговый контроль. Подведение итогов, оформление портфолио «Мои достижения

1

0

1

Итого:

34

5

29

1.4.Планируемые результаты

Ожидается, что по окончании обучения воспитанники будут

- знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  •   смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  •   основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  •  основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

- уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  •  определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  •  объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  •   извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
  •  воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

-обладать следующими качествами: ответственностью, самостоятельностью, инициативностью, умением     слушать и слышать друг друга, уважительно относительно к окружающим.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

  2.1. Календарный учебный график (см. Приложение 1,2)

  2.2. Условия реализации программы

Техническое обеспечение: Интерактивные средства, интерактивная доска, учебный и дидактический материал, реквизит.

Оборудование (инструменты, материалы, приспособления): 1. Информационные стенды 2. Карточные игры по русскому языку («Орфограф», «Ударник», «Ерундопель»), 3. Толковые, орфографические, орфоэпические словари, словари трудностей. 4. Справочные пособия.5. Учебные пособия по русскому языку.6. Отдельный класс на 8-10 человек

Методическое обеспечение: 1. Выборка рисованных правил по русскому языку. Составитель О.Р. Болотова. 2. Диагностическая работа по разделам лингвистики. Составитель О.Р. Болотова.  

Для работы предлагается УМК: 1.Богданова. Рабочая тетрадь по русскому языку в 2-х частях. Задания на понимание текста: 7-8класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014,2017.

 2..Никулин М.Ю. Экспресс - диагностика. Русский язык 7-8 кл ФГОС-М.: Изд. «Экзамен»,2016.

3. Цыбулько И.П. «ФГОС. Тематический контроль». Русский язык: рабочая тетрадь для 7-8кл.- М.:Изд. «Национальное образование».

2.3. Оценочные материалы. Диагностика результативности освоения  программы осуществляется в процессе выполнения следующих работ:

  1. упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти
  2. диагностика умений работать с информацией и выделять главную мысль (занятие 13);
  3. практикум – исследование учебного (научно-популярного) текста с целью выявления и маркировки информации, отражающей строение текста-рассуждения (занятие 20);
  4. тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом (занятие 33).
  5. В учебный план занятий включены мероприятия, которые проводятся в процессе реализации программы и могут рассматриваться как результат деятельности на определённом этапе.

2.4.Формы аттестации

Результативность освоения программы. Задания для выполнения, предлагаемые в процессе дополнительного образования, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью.

   Достижения обучающихся являются их умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ.

     Система оценки результатов освоения образовательной программы состоит из текущего контроля успеваемости, а также различных форм проведения промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы: опросов, зачетов, тестирований, письменных творческих работ, конкурсов, викторин.

  Формой предъявления результата является  участие кадет в мероприятиях, проведённых по этому направлению (целесообразно – в конце каждой четверти).

 Формы оценки качества знаний. Каждое полугодие завершается итоговым занятием, которое проходит в форме творческого показа учебных работ, на котором обучающиеся демонстрируют полученные знания и умения в соответствии с изученными темами программы. Творческий показ может проходить в виде учебного концерта, открытого занятия, конкурса.  

Форма итоговой аттестации: открытое занятие, концерт, конкурс, представление портфолио «Мои достижения».

   В приложении к данной программе представлены рекомендации по работе с первоисточником, вопросы для самостоятельной работы учеников, тестовый и практический материал для занятий

2.5. Методические материалы

       Методы организации занятий. В основе обучения: личностно – ориентированный и комплексно – деятельностный подходы.

      Словесные  методы обучения: объяснительно-иллюстративный (осуществляется педагогом во время занятий), устное  изложение, беседа  анализ текста.

     Репродуктивный (составление и защита презентаций),  наглядные методы обучения: показ, исполнение педагогом, наблюдение; практические  методы обучения: тренировочные упражнения.

      Ролевые игры являются основной формой практических занятий. Воспитанники рассматривают конкретные ситуации и разбирают, как следует себя вести в подобных случаях, затем, включив воображение и взяв на себя роль одного из персонажей, совершают требуемые этикетом действия.

       Частично - поисковый (составление небольших сообщений по выбранной теме).  

1.Методические материалы (см. Приложение 3.).                                                                  

2.Дидактический материал к Программе ( см. Приложение 4)

2.6.Литература

Для обучающихся

1. Альбеткова Р.И. Программа и учебники «Русская словесность. От слова к словесности. 5 – 9 классы». – М., 2007.

2. Культура письменной речи [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gramma.ru (дата обращения: 27.08.2017).

3. Лымарь Н.А. Риторика. 5 – 7 классы. – М., 2008.

4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М., 1996.

5. УМК В.В. Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой. – М., 2007.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Русское слово.org: портал о русском языке. http://russkoeslovo.org

2. Научно-образовательный портал русского языка "Ярус".http://yarus.aspu.ru

3. Диктанты - русский язык: коллекция Российского общеобразовательного портала. http://language.edu.ru

4. ГРАМОТА.РУ: справочно-информационный порталhttp://www.gramota.ru

5.Сочинение: рекомендации. Раздел интернет-проекта "Культура письменной речи "http://www.gramma.ru/EXM/?id=2.0

6. Правила орфографии http://www.gramma.ru/RUS/?id=4.0

7. Синтаксис и пунктуация http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0

8. Морфология http://www.gramma.ru/RUS/?id=2.0

9. «Тесты по русскому языку» (http://likbez.spb.ru/tests/).

10. «Словарь молодежного сленга» http://teenslang.su

11. «Русское письмо» (http://character.webzone.ru/).

12. Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/).

13. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. school-collection.edu.ru

14. http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66

15.http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4.htm

Словари и справочники

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание.

2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2000.

3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 1994.

4. Большой орфографический словарь русского языка. Ред. С.Г .Бархударов и др. М., 1999.

5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1999.

6. Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998.

7. Орфоэпический словарь русского языка. Ред. Р.И.Аванесов. Начиная с 5-го издания.

8. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.

9. Словарь антонимов русского языка. М., 1984.

10.  Словарь новых слов русского языка. Под ред. Н.З.Котеловой. СПб, 1995.

11. Словарь омонимов русского языка. М., 1974.

Для педагога

1. Бабайцева В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. – М., 2004.

2. Волконский С.М. Выразительное слово. СПб., 1913.

3. Всё для учителя русского языка [электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.1september.ru (дата обращения: 27.08.2017).

4. Издательство «Просвещение» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prosv.ru (дата обращения: 27.08.2017).

5. Климкина Ю. Е. Русский язык. Орфография. Карточки: Учебное пособие. – М., 2006.

6. Культура речи. Программа элективного (факультативного) курса для 8-9 классов Секреты русского словообразования. Программа элективного (факультативного) курса для 8 – 9 классов. М., 2009

7. Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

8 Русская грамматика [электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusgram.narod.ru (дата обращения: 27.08.2017).

9 Русский этикет. Программа элективного (факультативного) курса для 7-8 классов, М., 2009.

10. Уроки словесности. Программа элективного (факультативного) курса для 7 – 9 классов. М., 2009

11. Язык в речевом общении. Программа элективного (факультативного) курса для 8 – 9 классов М., 2009

Интернет-ресурсы

1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

2.Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru

2.Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru

Список  литературы для чтения.

Обучающие тексты:

1.Каверин В. «Песочные часы»

2.Куприн А.  «В цирке»

3.Пушкин А. «Октябрь уж наступил…», «Унылая пора!», из прозы «Это случилось осенью» (отрывок из «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина),

4.Чудакова М. «Рассказы про Россию»

5. Тексты о знаменитых людях и полководцах: (Шишкин И. И, Чайковский П. И, Кожедуб И. Н. М.И. Кутузов, Г.К. Жуков и др). (Приложение3)

Дополнительная литература.

Научно-популярные книги по литературе

1.Алмазов Б.  «Век паровозов. Первые локомотивы и железные дороги»

2.Алексеев С. «Суровый век. Рассказы о царе Иване Грозном и его времени» /Проза для детей - М.: Изд. «Детская литература», 1990

3.Асанов Л. Чесма / Страницы истории нашей Родины — М.: Изд: Малыш, 1989. -36с.

4.Зонин А. И. «Жизнь адмирала Нахимова»: роман — Л.: Сов. писатель, 1987. — 448 с.

5.Зверев Б. И. «Выдающийся русский флотоводец П. С. Нахимов», Смоленск, 1955.

6.Лунин В.  В. Александр Невский : [для среднего школьного возраста] - Москва : РИПОЛ классик, 2010. - 30, [1] с.ISBN 978-5-386-01986-0

7.Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководческая деятельность. М., 1989                                                                       8.Сергеев-Ценский С. Н. Адмирал Ф. Ф. Ушаков: Ист. очерк / Витязи морей: Ист. очерки, рассказы, новеллы, статьи. — М.: Воениздат, 1985. — С. 36—63.

Литература о Родине и Великой Отечественной войне. 

1.Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. (Документальная хроника, которая основана на свидетельствах ленинградцев, переживших блокаду).

2.Айтматов Ч. Ранние журавли. (Повесть о судьбах подростков в годы Великой Отечественной войны, их жизни в далеком киргизском ауле, испытаниях и радостях, выпавших на их долю).

3.Богомолов В. «Иван»

4.Бакланов Г. Навеки — девятнадцатилетние. (Повесть о юных лейтенантах Великой Отечественной войны, их трагически коротком фронтовом пути).

5.Васильев Б. А зори здесь тихие… (Повесть о трагических судьбах пяти девушек и их командира, совершающих подвиг во время войны).

6.Гайдар А. «Военная тайна», «Ракеты и гранаты»

7. Ильина Е. «Четвертая высота»

8. Катаев В. «Сын полка»

9. Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»

10.Платонов А. «Волшебное кольцо», военные рассказы

11. Рыбаков С.  «Кортик», «Бронзовая птица»

12.Твардовский А. Василий Тёркин.

Поэзия

1.Блок Александр. Русь. На поле Куликовом. Скифы

2.Бродский Иосиф. Стансы. От окраины к центру

3.Есенин Сергей. Пугачев

4.Тютчев Федор. Умом Россию не понять

5.Лермонтов Михаил. Жалобы турка. Прощай, немытая Россия. Беглец

6.Пушкин Александр. Суровый Дант не презирал сонета. Поэт, не дорожи любовию народной…

Подробнее:см.Прил.3. https://www.labirint.ru/child-now/vneklassnoe-chtenie-8-klass/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка рабочей программы "Занимательный русский язык" 6 класс

Разработка рабочей программы "Занимательный русский язык"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Занимательная география"

Дополнительная общеразвивающая программа по географии "Занимательная география" предназначена для учащихся 5-6 классов (11-12 лет). Направленность - естественнонаучная. Уровень - ознакомительный. Срок...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика", 5 класс

В современном образовании стало важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда пер...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная физика»

Физика – это наука о природе, в которой физический эксперимент является важным методом исследования. Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если обучающимся...

Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная математика"

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» рассчитана на школьников в возрасте 10 - 13 лет, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический...

Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательное черчение"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательное черчение» предназначена для формирования интереса к проектно-технической деятельности, подготовки детей к освоен...

Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная грамматика"

Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная грамматика"...