Словарь - помощник на пути к успеху
план-конспект занятия (8 класс)

Трофимова Вера Владимировна

Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие словарей и справочной литературы. Развивать и совершенствовать навыки работы со словарями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar-pomoshchnik_na_puti_k_uspehu.trofimova_v.v.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

п.Айхал, Мирнинский район, РС(Я)

Автор: Трофимова Вера Владимировна,

педагог-библиотекарь,

Библиотечный урок

«Словарь — помощник на пути к успеху»

Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие словарей и справочной литературы. Развивать и совершенствовать навыки работы со словарями.

Задачи:

1. Образовательная: расширить представление о словарях, справочниках. Показать возможность использования словарей при подготовке домашнего задания, написания сочинения.

2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение быстро ориентироваться в нахождении нужной информации

3. Воспитательная: прививать любовь к родному языку.

Ожидаемые результаты:

1. Самостоятельно пользоваться словарями

2. Владеть приемами работы со словарями

3. Находить информацию, факты, заданные в тексте

Оборудование: Выставка энциклопедий, словарей и справочников, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, презентация

Участники – учащиеся 8 класса.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Я всем вам желаю хорошего творческого настроя, будьте активными, внимательными, доброжелательными, терпимыми к высказываниям своих одноклассников.

Библиотекарь: Чтобы узнать о чем мы будем говорить, вы должны ответить на вопросы

Читая книгу, газету, журнал, слушая радио, общаясь с друзьями, вы, наверняка, встречали целые выражения, или отдельные слова, которые вам не понятны. И, конечно же, возникает потребность понять их значение.                                                                                            

К каким книгам вы в таких случаях обращаетесь?  (к словарям).

- А когда в диктанте сделали ошибку, и необходимо выяснить написание орфограмм, к какой книге обращаетесь? (к словарям).

- Вы разговариваете на русском языке, а во время написания работ на английском языке возникают трудности. К какой книге обращаетесь за помощью? (к словарям).

Действительно, во всех перечисленных случаях мы обращаемся к словарю. Это необходимая книга, верный помощник в учебе.

Так, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

                           (ответы детей)

Библиотекарь: О словарях, но о них вы знаете с начальной школы, я бы хотела обратить внимание на другое. Вы на пороге взрослой жизни, чтобы быть успешными в жизни что вам надо? Как вы думаете?  (ответы детей)

Библиотекарь: В современном мире красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым лексиконом как умную и творческую личность. Такие люди быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним чаще и внимательнее прислушиваются.

Джонсон О’Коннор, американский исследователь и педагог, около двадцати лет занимался исследованиями влияния словарного запаса на человека. Он изучал лексикон мужчин и женщин, людей разного возраста, школьников и студентов.

За все годы исследований он смог сделать один вывод, в котором был точно уверен: если и есть какой-либо показатель будущего возможного успеха любого человека, то это хороший словарный запас.

Он увидел закономерность, когда исследовал сотрудников больших коммерческих организаций. Чем выше на иерархической лестнице находился человек, тем большее количество баллов по словарному запасу он набирал.

Один из путей пополнения своего лексикона – обращение к словарям.

Библиотекарь: на основании вышесказанного давайте с вами сформулируем нашу тему ……. (ответы детей)

                       «Словарь — помощник на пути к успеху»

А теперь давайте определим цель и задачи?

Цель: развивать и совершенствовать навыки работы со словарями, расширять кругозор

Вспомнить …….навыки работы со словарями

Повторить ……. Правила работы со словарями

Закрепить ……   закрепить свои знания

«Мозговой штурм» (интерактивный метод). К каким словарям вы чаще всего обращаетесь? (Ответ учащихся)

Библиотекарь: Разумеется, к помощи самых распространённых орфографических словарей. Это – словари-грамотеи; они всегда помогут нам исправить допущенную ошибку и подсказать, как правильно пишется то или иное слово. Орфографический словарь – это словарь, который содержит перечень слов того или иного языка в их нормативном, то есть правильном, написании.

А вы знаете, что орфографические словари бережнее многих артефактов хранят память о нашей истории, об истории языка? Попробуйте заглянуть в словарь, выпущенный в начале прошлого века, то мы видим слово «фильма» вместо «фильм» и «кафетерия» вместо «кафетерий». А слово «чёрт» в стихах Сергея Есенина писалось в соответствии с тогдашним словарём через «о» - «чорт»! Так что и словарь может быть учебником истории!

 Каких только нет на свете словарей! В нашей библиотеке большое количество словарей (идёт показ словарей с выставки). Однако всё их бесконечное разнообразие можно разделить два разряда: энциклопедические и лингвистические.

К словарям лингвистическим относится и орфографический словарь.

Библиотекарь: Впервые "Орфографический словарь" для школьников стал издаваться в 30-е годы нашего века профессором Александром Матвеевичем Пешковским, после его смерти работу продолжил Дмитрий Николаевич Ушаков, выдающийся лингвист, лексикограф. Вышедший впервые в 1934 году "Орфографический словарь" переиздавался более 40 раз.

Орфографический словарь — это залог грамотной речи, он расширяет наш кругозор и пополняет наш словарный запас.

Вы умеете пользоваться словарем? Многие из вас скажут: «Не велика премудрость!». И окажутся, не совсем правы. Традиционным является алфавитное построение словаря. Французский философ Вольтер говорил: «Словари – это вселенная в алфавитном порядке».

Алфавитное построение обычно используется во всех всевозможных словарях, а также обширных (многотомных) энциклопедиях. В них статьи размещают без тематической или смысловой связи друг с другом, а просто в алфавитном порядке, в соответствие с названием того или иного предмета (явления, термина). Так устроено абсолютно большинство словарей. В начале идут все слова (статьи) на букву «А», потом – «Б», «В» и так далее.

Ребята, слов на букву «А» или, к примеру, «И» в любом словаре может быть множество – сотни и даже тысячи. Как же найти нужную статью внутри одного буквенного раздела? Правильно, тоже по алфавиту. Слова, начинающиеся на букву «А», внутри раздела расположены с последовательностью второй буквы каждого слова, а внутри этой подгруппы слов – с последовательностью третьей буквы и так далее.

Орфографические словари могут быть разными по объему, в зависимости от того, кому они предназначены. Словарь, изданный для школьников, будет более кратким, чем тот, который выпущен для работников печати. Такие словари могут быть как общими (для любого читателя или писателя), так и отраслевыми, предназначенными для использования специалистами какой – либо отрасли.

              Практическая работа.

Прочитать стихотворение М. Яснова. Найти ошибки в тексте. Используя орфографический словарь, проверить правильность написания слов.

На прашлагодние ашипки

Сматреть мне трудно без улыпки.

Мне падарил падарок вася:

Я изучяла весь енварь

Арфаграфический славарь.

Библиотекарь: Каждая группа высказывается: что было трудно.

Вывод: хватает ли ваших знаний для данной работы.

Библиотекарь: Помимо орфографического словаря, полезно обращение к другим лингвистическим словарям: синонимов, антонимов, фразеологическим, этимологическим. А для слов сложных для написания, существуют: «Словарь трудностей русского языка», словарь «Слитно или раздельно?» и другие.

Полезно обращение к словарям синонимов, антонимов – это в значительной степени обогатит словарный запас. Русский язык помогает работать с достаточно обширными синонимическими рядами: каждое слово имеет примерно 5-6 синонимов, а более распространенные слова имеют до 40 синонимичных слов. Практиковаться можно, заменяя слова в каком-либо тексте, близкими по значению словами - синонимами.

Словарь синонимов и антонимов – уникальная по своему содержанию книга, позволяющая расширить восприятие языка, избавиться от косноязычности. Лучший помощник школьника при написании школьных сочинений.

                  Практическая работа.

Внимание учеников обращается на доску. На доске написано слово:

     С -  справочник

     Л -  книга

     О -  помощник

     В -  переводчик        - предполагаемые

     А -  толкователь          ассоциации

     Р -  алфавит

     Ь – поиск и т.д.

Какие ассоциации возникают у вас с произношением этого слова?

Учащиеся высказываются, их ассоциации записываются на доске напротив слова «словарь».

Какие выводы можно сделать, может ли пригодиться этот словарь? (ответы детей)

Прибегая к помощи словаря синонимов и антонимов можно наиболее точно передать описание какого-либо предмета, характера человека или явления. Обогащая словарный запас синонимами и антонимами, мы тем самым оттачиваем свое умение красноречиво и достоверно описывать что-либо. К тому же, синонимический и антонимический словарь русского языка настолько увлекательная книга, что ее приятно просто читать, наслаждаясь богатством, глубиной родной речи.

Физ минутка: Дальше нас ждет более трудная работа, поэтому я предлагаю провести фитнес для ума.(нейрогимнастика для ума)

Библиотекарь: А сейчас я скажу вам определение, а вы должны отгадать про какой словарь мы будем говорить дальше.

Коротко и доступно раскрывает лексическое значение слов. Толковать - давать чему-нибудь объяснение, так или иначе, определять смысл и значение.

                  (ответы детей)

Толковый словарь – объясняет значения слов какого-либо языка; содержит их грамматическую и стилистическую характеристику, примеры употребления в речи и другие сведения.

Все словари на первый взгляд одинаковые, но среди них есть словари «обычные», а есть знаменитые, которые прославились ещё много лет назад и стой поры пользуются заслуженным уважением читателей. Какие же словари заслужили право называться «знаменитый словарь»?

В России такой славы, безусловно, заслуживает «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4 томах, словарь Даля, изданный впервые в Санкт-Петербурге в 1863-1866 годах.

Несколько слов о создателе словаря.

Владимир Иванович Даль (1801-1872) – потомок переселившегося в Россию датчанина, знаменитый русский учёный, врач, писатель и знаток языка, друг А.С. Пушкина, который, как пишут, посоветовал составить этот словарь. Работе над своим словарём В.И. даль посвятил 53 года жизни.

Словарь Даля содержит около 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок и прибауток, которые поясняют нам смысл приводимых слов.

Этот словарь делает то, чего словари, в общем-то, делать не обязаны: он учит! Словарь много раз переиздавался и дополнялся. За свой труд Даль получил Ломоносовскую премию, был награждён медалью и избран почётным членом Петербургской академии наук.

Известны нам и имена других лексикографов (учёные, которые занимаются составлением словарей) – Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей Иванович Ожегов, которые внесли большой вклад по созданию словарей.

                          Практическая работа.

найти значение слов:

                - аршин;

                - армяк;

                - кушак;

Библиотекарь: Давайте познакомимся еще с фразеологическим словарем.

Первый по времени выхода — «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И. Молоткова (М., 1967). В нем описано свыше 4 тысяч фразеологизмов.

Фразеологический словарь – это словарь, который объясняет значение фразеологизма, использующегося как в устной, так и в письменной речи.

Фразеологизм— устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле, которое можно заменить одним словом, синонимом.

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека - его отношение к труду, к другим людям, личные достоинства и недостатки в образной форме. Для того чтобы в речи, диалоге добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Фразеологизмы позволяют выразить эмоции, впечатления, отношения гораздо более емко, точно, ясно и эмоционально.

Фразеологический словарь отражает самобытность нашего родного языка, его специфику и служит повышению нашей речевой культуры.

                        Рефлексия.

Перед вами фразеологизмы, прошу выбрать тот, который характеризует вашу работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Библиотекарь: Наш урок подходит к концу. Ребята, согласны ли вы с тем, что с помощью словаря можно стать успешным? Что нужно делать для того, чтобы на пути к успеху словарь стал нашим помощником?

 (Предполагаемые ответы учащихся)

Словари должны быть нашими настольными книгами, причем словари самые разнообразные: орфографические, толковые, грамматические и прочее. Мы узнаем с их помощью правильность написания незнакомых слов, их происхождение и различные значения. Сможем подбирать синонимы и антонимы.

В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать и запросам широкого круга читателей и узких специалистов.

Самое главное, принимая подсказку словаря, мы не смущаемся, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки и получить новые сведения и знания.

Значительно облегчают изучение новых слов и компьютерные словари. Ежедневное обращение к словарю - самое легкодоступное средство увеличения словарного запаса, обогащения речи и пополнения знаний.

Повышайте свой словарный запас и совсем скоро увидите, как много разных интересных идей посещают вашу голову.

И помните самое главное — чем лучше ваш словарный запас, тем проще вы должны быть в общении с людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнёрство - путь к успеху!

Социальное партнёрство одна из важных проблем в современном процессе воспитания. Родители заинтересованы в образовании своего ребёнка, но сложно заинтересовать их проблемами самого учреждения, в данно...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...

Путь к успеху как путь к себе

материал предназначен для учащихся 8 классов...

Выступление "Словарь- помощник словесника в реализации задач ФГОС"

Выступление на заседании окружного МО учителй руссого языка и литературы...

Выступление "Словарь- помощник словесника в реализации задач ФГОС"

Выступление на заседании окружного МО учителй руссого языка и литературы...

Презентация к выступлению "Словарь - помощник словесника в реализации задач ФГОС".

Презентация к выступлению на заседании окружного МО учителей русского языка и литературы...