Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования
статья

Киян Светлана Алексеевна

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Одной из задач дополнительного образования в современных условиях является – адаптация подрастающего поколения к жизни в обществе, к изменениям. А наша реальность меняется постоянно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Киян Светлана Алексеевна

 педагог дополнительного образования,

ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением

иностранных языков

Кировского района, г. Санкт-Петербурга

Деятельность педагога дополнительного образования

в условиях обновления образования

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Одной из задач дополнительного образования в современных условиях является – адаптация подрастающего поколения к жизни в обществе, к изменениям. А наша реальность меняется постоянно.

Сложившаяся ситуация такова, что у дополнительного образования не осталось выбора – меняться или нет. Никакие субъективные факторы не могут остановить качественных преобразований, призванных обеспечить соответствие системы образования новым вызовам времени. Новая реальность задаёт высокую планку для дополнительного образования, его роль возрастает, именно с ним связывается развитие человеческого капитала страны и непрерывность образования, и с этим нельзя не считаться.

Деятельность педагога дополнительного образования сегодня регулируется нормативно-правовым обеспечением, которое имеет тенденцию к постоянному обновлению. Основой деятельности педагога дополнительного образования является его программа, в которой должна быть отражена цель. Реализация дополнительных общеобразовательных программ на сегодняшний день регулируется приказом Министерства образования и науки от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Актуальными на сегодняшний день для деятельности педагогов дополнительного образования являются нормативные документы, регулирующие продолжительность его рабочего времени и процедуру аттестации. Следующим актуальным документом деятельности педагога дополнительного образования в настоящее время являются ФГОС.

В соответствии с Законом об образовании в РФ ФГОС обеспечивают:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. преемственность основных образовательных программ;
  3. вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  4. государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

В настоящее время дополнительное образование детей не стандартизировано. Отсутствие стандартов, с одной стороны, даёт педагогу дополнительного образования определённую свободу в целеполагании, отборе содержания, методов и средств реализации программ, с другой – обусловливает и его ответственность за оценку качества их реализации.

С дополнительным образованием связывают на современном этапе решение важных государственных задач продуктивного использования детьми свободного времени, ведь «свободное» время может быть пространством творческого и интеллектуального развития, а может стать базой для антисоциальных занятий, таких как правонарушения, наркомания и т.д. А в дополнительном образовании у каждого появляется возможность найти интересное дело, проявить свои способности, почувствовать себя талантливым, успешным и нужным, привлечь внимание окружающих, чего так часто не хватает подросткам, поэтому здесь нет, и не может быть трудных детей.

Новые задачи, поставленные перед системой дополнительного образования, предъявляют требования к современному педагогу дополнительного образования и ориентированы на развитие в кратчайшие сроки его профессиональной компетентности.

  1.  педагог дополнительного образования должен занимать активную позицию;
  2.  нужно делать ставку на развитие конкурентной образовательной среды и использовать потенциал мегаполиса в сфере дополнительного образования: в воспитании, обучении и развитии детей должен принимать участие весь город: школы, детские сады, вузы, дворцы культуры и спорта, театры, научные учреждения и промышленные предприятия.
  3. на любом этапе профессиональной карьеры педагог дополнительного образования должен иметь возможность для накопления собственного опыта и развития профессионального мышления.

Педагог дополнительного образования в современных условиях должен быть готов к продуктивной работе со всеми категориями детей, - не только имеющими проблемы в здоровье, поведении, адаптации, но и с одарёнными и талантливыми.

Сфера дополнительного образования имеет особые возможности для постоянного обновления содержания и технологий: быстрого реагирования на потребности общества и государства, удовлетворения интересов детей, в том числе активного внедрения технологий гражданско-патриотического воспитания, позитивной социализации, социального проектирования и профессиональных проб. В дополнительном образовании существует ряд особенностей и тенденций, которые определяют его специфику, что определяет и деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях:

педагог дополнительного образования должен проводить мониторинг потребностей и запросов всех субъектов образовательного процесса и создавать условия для их удовлетворения;

  • ориентированность на специфику социокультурного пространства своего района, города;
  • реализация различных проектов, нацеленных на развитие детей дошкольного, школьного и юношеского возраста, обеспечивающих инфраструктуру детства;
  • ориентированность на выстраивание устойчивых взаимосвязей в системе «учреждение дополнительного образования – школа - вуз» на договорной основе и использование в рамках данного взаимодействия экспериментальных площадок.

Очевидно, что обозначенные выше тенденции и особенности нацелены на повышение качества дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования – это особая профессия, так как он – специалист, который способен развивать интересы и организовывать досуг ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о е...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

В статье рассматривается применение методов проектной деятельности на занятиях по судомоделированию...

Методическая разработка - Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том...

Методическая разработка - деятельности педагога дополнительного образования в условиях образования.

Кислова Н.А., педагог дополнительного образованияГБОУ школа №589 Колпинского районаСанкт-ПетербургаЦелеполагание на занятиях в системе дололнительного образованияК учебному занятию детского объединени...

Воспитательная деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях

Вважно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, заинтересовать его, сформировать детский коллектив....