1.Особенности организации деятельности тренера – преподавателя по футболу. 2.Советы тренера для домашней тренировки юных футболистов.
методическая разработка по физкультуре (7 класс)

Сепертеладзе Шота Гуриевич

Основная задача тренера – раскрыть потенциальные возможности спортсмена не только в спорте, но и в учебе, труде и в жизни.

(Тренер в переводе – это специалист, помогающий расти живому организму).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_trenera.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации  деятельности тренера – преподавателя по футболу

Основная задача тренера – раскрыть потенциальные возможности спортсмена не только в спорте, но и в учебе, труде и в жизни.

(Тренер в переводе – это специалист, помогающий расти живому организму).

                                 Цели работы тренера:
1. Создать условия для занятий спортом, укреплять дружеские отношения в группе (команде).
2. Формировать здоровые привычки у воспитанников.
3. Создать возможность всем занимающимся участвовать в соревнованиях.
4. Обеспечить спортсменам такую подготовку, которая гарантировала бы им дальнейшее совершенствование.
                                         Функции тренера.
        Управленческая функция необходима для разносторонней подготовки спортсмена, обеспечивает принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию. Тренер принимает управленческие решения, которые обеспечивают оптимизацию тренировочного и учебно-воспитательного процесса, формируют волевую готовность спортсмена к выступлению на соревнованиях и принимаются в процессе соревнований. Формы управления: планы, наставления, замечания, беседы.
      Спортивное совершенствование возможно в условиях регулярного контроля: поэтапного, текущего, оперативного.
      Формирующая функция направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности.
      Гностическая функция связана с сообщением спортсмену знаний и умений, со стимулированием его познавательной активности.
      Регулирующая функция способствует оптимизации действий, процессов, состояний личности, организации норм поведения спортсмена. Эта функция наиболее актуальна в условиях психических срывов и при состояниях переутомления.
     Воспитательная функция направлена на выработку морально-волевых качеств, нравственных черт характера, самосознания.

Профессиональные аспекты работы тренера.

В процессе практической работы тренер должен:
• в равной мере уделять внимание всем членам группы (команды), независимо от их возможностей;
• сочетать коллективные и индивидуальные тренировки;
• оценивать результаты воспитанников, показанные на тренировках и соревнованиях;
• быть достаточно гибким в своих требованиям, но не поступаться убеждениями, идти на компромисс;
• обладать хорошими профессиональными знаниями по спортивной тренировке, по технике и тактике ИВС, по физиологии, спортивной медицине, по психологии и педагогике ,

• ставить перед спортсменами реальные цели, прогнозировать будущие результаты;
• разговор об ошибках вести мягко, вежливо, иногда часть вины за плохой результат взять на себя;
• в беседах использовать в основном положительные установки на предстоящие старты;
• помогать спортсмену извлекать уроки из неудачных стартов, находя причины неудач;
• не бояться совершать ошибки, главное вовремя их исправить;
• не опекать спортсменов на каждом шагу – это снижает их уверенность в своих силах;
• не навязывать свое мнение, а убеждать.
       
Основные компоненты профессиональной тренерской деятельности:
1) руководствоваться интересами дела, общества;
2) наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении;
3) знание своего 
вида спорта;
4) трудолюбие;
5) разумная требовательность и тренерский такт.

                  Воспитательные аспекты работы тренера.

Тренер это тот человек, который на деле занимается воспитательным процессов, т.е. является педагогом, морально ответственным за своего ученика.

• тренер является лидером своей группы (команды), следовательно должен сокращать разобщенность, воспитывать уважение спортсменов друг к другу через собственный стиль общения с ними, стремиться к созданию дружного коллектива;
• умеет расположить каждого спортсмена к себе, стараться быть добрым, приветливым и справедливым человеком, тренер может сердиться на учеников, но не должен быть обидчивым, злопамятным, злым и обижать своих спортсменов;
• старается в самых неприятных ситуациях оставаться самим собой, искренним, без притворства и фальши;
• использует методы морального воспитания: личный пример, целенаправленную постановка усложняющихся задач, поощрение и наказание, честность и справедливость, знание своего дела;
• предъявляет одинаковые требования и внимание ко всем спортсменам;
• организован, собран,  требователен;
• не позволяет при учениках следующие поступки:
- спорить по пустякам с другими тренерами, руководителями, родителями, судьями;
- курить,  выражаться;
- критиковать учеников в их отсутствие;
                                 
Стили работы тренера.

     Часто в деятельности тренера сочетаются компоненты нескольких стилей.
    Авторитарный стиль. Тренер строит свои взаимоотношения со спортсменами на основе единоначалия, подавления самостоятельности и инициативности, «железной» дисциплины и беспрекословного послушания. Не допускает обсуждения заданий, не прислушивается к мнению спортсмена (команды). Неадекватно представляет структуру взаимоотношений в группе.
Авторитарность присуща двум типам личности:
1) люди, уверенные в себе, «сильные» характеры. Они никогда не теряют присутствия духа, чувствуют себя незаменимыми, обладают высокой самооценкой, умеют повести за собой, оперативно принимать решения. Но в результате замыкаются на развитии собственного «Я», своей личности, а не личности спортсмена;
2) личность тревожная, скованная, «закомплексованная», с заниженной самооценкой. Такие люди отличаются скепсисом, желчностью, занудливостью, подозрительностью, желанием «защищаться». В этом случае идет постоянный процесс самоутверждения за счет мелкого деспотизма и тирании (лучший вид обороны – нападение).
Внешнее проявление авторитарного стиля – прессинг, а основанием деятельности является доведенное до абсурда тренерское требование. Тренеры – авторитаристы «железно» крепки, но «железно» бездушны.
     Либеральный стиль. Тренер предоставляет воспитанникам максимальную самостоятельность, идет у них на поводу, слабо ориентируется в межличностных отношениях, прислушивается к мнению авторитетных учеников. Контроль осуществляется от случая к случаю. Безынициативен и безразличен к своей работе. Для такого тренера характерны: приветливость, сдержанность, тактичность, необидчивость. Из форм общения преобладают: одобрение, уговоры, замечания.
Либерал сам себя жалеет, оказывается главным врагом любых новаций. Либерал часто дезорганизует спортсменов, формирует безответственность и разболтанность. Либеральный стиль есть своеобразное выражение тренерской апатии.
      Демократический стиль. Взаимоотношения тренер строит на основе уважения к личности воспитанника, допускает свободу обсуждения заданий и поручений. Прислушивается к мнению воспитанников. Ответственные и срочные дела выполняет сам. Равномерно общается со всеми спортсменами, никого не выделяет. Руководит в форме просьбы, совета, указания, рекомендации.
Личностные качества характеризуются цельностью, требовательностью к себе и к другим, прямотой, тактичностью, отсутствием раздражительности и нервозности. Он справедлив, вежлив, деликатен, доброжелателен, объективен, всегда доступен для контакта. Тренер – демократ всегда защищает спортсмена, слушает и слышит своего ученика, ведет с ним диалог, помогая ему состояться как личность. Он, жизнерадостен, самокритичен, трудолюбив, обладает чувством собственного достоинства.

                                        Авторитет тренера.

Успех в педагогической тренерской деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет тренер. Авторитет формируется в процессе профессиональной деятельности.
    Авторитет тренера – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на воспитанников, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы.
    Подлинный авторитет опирается на высокие личностные и профессиональные качества: демократичный стиль общения, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную «Я-концепцию», стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброта, общая культура.
    Существуют и так называемые ложные авторитеты: авторитет уступчивости, отчужденности, педантичный, авторитет унижения, поучительности, непререкаемый авторитет, авторитет занимаемой должности, учености, сомнительный, хвастуна, скромности, веселости и т.д. Ложные авторитеты взаимосвязаны между собой и редко встречаются в чистом виде.
              Каким должен быть настоящий тренерский авторитет?
    Главным основанием тренерского авторитета должна быть его тренерская работа, а так же его повседневная жизнь, гражданская позиция и поведение, умение критически себя оценивать.
Слагаемые авторитета:
• начинается авторитет с терпения;
• тренер должен быть членом группы (команды);
• тренер должен иметь профессиональный такт воспитателя;
• он не боится высказать правду в глаза спортивным чиновникам;
• живет естественной жизнью;
• тренер должен знать, чем «живет и дышит» каждый его воспитанник;
• прийти на помощь, дать совет (но помощь не должна быть навязчивой);
• авторитетный тренер живет по принципу: «Делай как я»
Настоящий тренерский авторитет основывается на человеческом факторе, на его знании жизни спортсменов, помощи им и его ответственности за воспитание учеников перед обществом.

Тренер – преподаватель высшей категории

МБУ ДО «ДЮСШ № 3 МО Динской район                      Сепертеладзе Ш. Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа. Применение скоростно-силовых упражнений в тренировке юных футболистов на занятиях школьной секции

Экспериментальное обоснование методики совершенствования скоростно-силовой подготовленности юных футболистов 11-14 лет....

статья: Особенности работы тренера-преподавателя по лёгкой атлетике с группами 1-3 года обучения, с учетом оздоровительной направленности.

В статье рассмотрены основные моменты  сохранения и укрепления здоровья  в работе тренера-преподавателя по легкой атлетике при подготовке юных легкоатлетов,...

Аналитическая справка тренера-преподавателя по футболу Гагаринской спортивной школы Келехсашвили Давида Васильевича по теме: «Удовлетворенность степенью организации образовательного процесса родителями и обучающимися».

На протяжении пяти лет проводил анкетирование родителей и спортсменов секции футбол с целью выявления проблемных в организации своей работы.Для родителей проводилась анкета "Оценка уровня удовлет...

Особенности использования метода круговой тренировки в воспитании двигательных способностей юных футболистов

Актуальность темы: игра в футбол требует проявления силовых способностей: игроки должны проявлять силовые качества при выполнении движений с мячом и без мяча (ударов, стартов, прыжков, толчков и др.) ...

Роль детского тренера в формировании юных футболистов.

Спорт занимает важное место в жизни детей, поскольку он способствует их физическому развитию и укреплению здоровья. Занятия спортом также помогают детям развивать свои коммуникативные навыки и умение ...