Педагогический опыт (педагога дополнительного образования)
материал
В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста.
Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_pdo_navratova_s.p.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
педагога дополнительного образования
Навратовой Светланы Павловны
Тема: «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству».
В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста.
Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
- Актуальность и эффективность опыта.
Формирование художественно - творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны, и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли умело проявить свои дарования, нужно умелое руководство взрослых.
Новизна состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Проанализировав теоретические основы проблемы художественно- творческого воспитания детей младшего школьного возраста, я пришла к выводу, что необходима система работы в данном направлении, поэтому мной была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Куйгорож».
Теоретическая значимость состоит в обобщении и развитии научных представлений о возможностях формирования художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства, в конкретизации понятий: "художественно-творческие способности", "развитие".
Практическая значимость заключается в систематизации учебных заданий по театральному искусству с учетом эстетико-оценочной и эстетико-творческой функции воспитания младших школьников. Разработанные дидактические материалы, игры и методические рекомендации обеспечивают успешное включение младших школьников в эстетическую, творческую и практическую деятельность.
Инновационная модель театрального курса предполагает три этапа. На начальном этапе главная задача - познакомить и приобщить младших школьников к театральному искусству, дать почувствовать его специфику, роль в жизни человека, одновременно учить преодолевать скованность, робость, неумение свободно проявлять себя в творческих играх, овладеть целенаправленным и продуктивным действием в предлагаемых обстоятельствах и средствами образной выразительности. Исходя из специфических особенностей возраста, развивать творческое воображение, импровизировать на заданную и свободную темы, действовать в творческом общении. На театральных занятиях в форме игры, импровизация этюдов выявляются и развиваются художественно-творческие способности школьников, пробуждается интерес и обнаруживается склонность к творчеству.
Второй этап. Главная задача этого этапа - сохранить и развить сложившиеся склонности и интересы, определившиеся на начальном этапе, способствовать дальнейшему развитию художественно-творческих способностей школьников и потребности в творчестве. Основной акцент сделан на развитие импровизационных возможностей школьников, их активное участие в этюдах по избранным литературным произведениям. В течение учебного года были подготовлены театральные постановки в виде литературно-музыкальных композиций. Конкретно-педагогические и творческие задачи в программе "Затейники" усложняются от года к году. Главный акцент этапа - театральная практика, самостоятельное театральное творчество, активное участие в репетиционном процессе, оформлении и выступлении в подготовленных спектаклях.
Каждый год работы обязательно завершается показом спектакля. Художественные замыслы таких постановок будут усложняться в зависимости от возраста воспитанников.
Третий этап. Главная задача – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Основной акцент направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию детей на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене. Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции.
Используемая технология проведения театральных занятий, заключающаяся в использовании целого комплекса средств, приемов и методов, является активным действенным способом развития художественно-творческих способностей школьников, способом вовлечения в разнообразную творческую деятельность, пробуждающая интерес к театру, развивающая творческое воображение, образное перевоплощение.
2. Концептуальность. Цель моей работы заключается в разработке модели системы театральной деятельности младших школьников и в определении ее возможностей, влияющих на формирование качественных личностных свойств, которые способствуют художественно-творческому развитию учащихся в процессе изучения ими предметов искусств (театра, музыки, изо, танца) на основе интегрированного подхода. Цель и предмет определили задачи:
1. Раскрыть сущность, структуру театральной деятельности.
2. Обосновать возможности театральной деятельности младших школьников. Определить ее влияние на формирование личности.
3. Разработать критерии оценки и показатели уровня социально-художественного развития учащихся в процессе театрализованной деятельности.
4. Разработать модель системы театральной деятельности младших школьников и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность в социально-художественном развитии учащихся.
Основные дидактические принципы: систематичность и последовательность в процессе обучения; доступность обучения; применение наглядности; учет индивидуальных и возрастных особенностей развития способностей в условиях совместной творческой деятельности группы; активность и самостоятельность школьников в процессе обучения и воспитания.
Программа по театральному искусству включает в себя определенный круг знаний, умений и навыков и их подачу в определенной последовательности с возрастающими требованиями, с учетом психофизиологических возможностей воспитанников. Основной принцип дидактики - систематичность и последовательность. Систематичность предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи, когда изучаемое представляет собой систему. Прочное усвоение знаний, умений и навыков требует повторения пройденного, но на более высоком уровне с опорой на уже достигнутое, изученное, и это в значительной степени облегчает прохождение нового материала. Возвращение к пройденному материалу является необходимым принципом обучения. Его сущность заключается в том, что на каждом последующем уровне обучения элементы усвоенного повторяются в более широком и углубленном виде.
Доступность обучения, как основной дидактический принцип формирования умений и навыков означает соответствие содержания и объема изучаемых знаний уровню развития школьника, его возрастным особенностям. Принимая во внимание преобладание игрового типа деятельности в начальный школьный период, представляется целесообразным на начальных этапах обучения младших школьников присутствие разнообразных игр: подвижных, театральных, психотехнических, проводимых педагогом, а затем организованных самостоятельно самими воспитанниками. Учитывая основные особенности младших школьников, для которых характерно мышление конкретными образами, является необходимым условием развития опоры на чувственное познание и применение в обучении различных форм наглядности (зрительные, слуховые, осязательные) - иллюстрации, игра актеров, спектакли, эскизы, макеты, аудио и видеоматериалы, слайды, куклы.
3. Теоретическая база опыта. В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Именно возраст
младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития. В младшем школьном возрасте закладываются основы культуры, так как дети наиболее расположены к восприятию мира, и в частности художественного.
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами театрального искусства и развитие творческого потенциала в процессе художественно-театральной деятельности рассматривались наукой в исследованиях Е.С. Роговер, Т.Э. Потапова, Г.С. Похмелкиной, и др. Формированию коммуникативных способностей под влиянием взаимосвязанного использования театрального искусства и музыки посвящены работы Г.Б. Вершинина, А.Г. Генина.
Художественно-творческое развитие подростков средствами театрального искусства во внешкольных учреждениях доказано диссертациями А.Ю. Гончарука, А.Н. Аверьяновой. Влияние театрального образования на общий ход художественного развития подтверждено учеными, А.П. Ершовой, А.Ю. Гончаруком, Л.А. Никольским, и др.
Педагогическая идея заключается в формировании культурных ценностей, посредством приобщения детей к театральному искусству. Изучение возможностей театрального воспитания и образования младших школьников в процессе собственной художественно-творческой деятельности через взаимосвязанное использование предметов искусства в театральной игре. При данном подходе собственная театральная деятельность влияет на качественные изменения личностных свойств учащихся, их эмоциональное, нравственное и интеллектуальное развитие, а значит, и социально-художественное.
Оптимальность и эффективность средств. При реализации программы «Театральная мастерская» использую как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.
Беседы – проводятся с целью освоения нового материала.
Подвижные игры - организуются для раскрепощения и отдыха детей на занятии.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются как форма занятия.
Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка.
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
Работа с семьей – проводится с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках
Изготовление масок, костюмов, атрибутов, поделок и рисование - проводится с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяю такие формы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, игровые.
4. Технология опыта.
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий. Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно достичь созданием в учреждении педагогического театра — коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному искусству, воспитывать азы театральной культуры. Дополнительная подготовка педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах учреждения. В результате такой подготовки, осуществляемой руководителем театральной студии или кружка, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической работы, раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся творческому поведению.
Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
- метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (педагог показывает способы действия) и косвенные (педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).
Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов).
- Результативность опыта. Представленный педагогический опыт
считаю результативным, так как проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности и развивать творческие способности. Большой популярностью у детей пользуются театральные занятия. И это неслучайно, ведь театральные постановки помогают ребёнку увидеть разные модели поведения людей в ситуации, сходной с той, в какой оказался ребёнок, найти в ситуации новые смыслы. Театральное творчество служит средством эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. При подготовке к любой театральной постановке дети заняты работой.
Обобщая свой опыт работы, я считаю, что ребёнок, погружаемый в мир искусства еще в школьные годы, постепенно становится духовно богаче, развивается творчески, интеллектуально и нравственно. Есть простая истина: в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание. В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое горе как своё, совсем личное. Следовательно, в человеке раздается и развивается человечность, человек начинает формироваться как Человек.
Мне удалось добиться позитивных результатов. Дети творческого объединения «Куйгорож» принимали участие в учрежденческих, муниципальных и республиканских мероприятиях.
Анализ результатов систематической работы с детьми показал, что постоянное участие моих воспитанников (театрализации, игровые представления) в традиционных мероприятиях нашего центра, в рамках конференций и творческих отчетов на уровне района, способствуют развитию творческих способностей. Специальные актерские тренировки, игры - занятия помогли детям овладеть средствами образной выразительностью (интонацией, мимикой, жестами и др.), что позволяет им артистично и эмоционально выступать на районных творческих конкурсах. Отмечу, что у воспитанников сформированы способности выражать эмоции, понимать свое эмоциональное состояние и состояние другого человека.
Итак, развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства - занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное. Поэтому считаю опыт работы доступным и возможным для применения . Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами на семинарах разного уровня, заседаниях методического объединения.
6. Список литературы.
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. «Детство творческой личности. » - СПб.: издательство Буковского, 1994. стр. 60.
2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.
10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.
11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.
13. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
14. Лук А..Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
17. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994. стр.126 - 139.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов"....
Самоанализ педагогической деятельности педагога дополнительного образования Батоцыренова П.Ж.
Самоанализ педагогической деятельности педагога дополнительного образования...
"Профессиональная педагогическая компетентность педагога дополнительного образования"
Доклад к педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....
Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича
Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Респу...
Результаты профессиональной – педагогической деятельности педагога дополнительного образования
Результаты детей...
Описание результатов профессиональной педагогической деятельности педагога дополнительного образования.
Описание результатов профессиональной педагогической деятельности педагога дополнительного образования Фоминой Натальи Николаевны Муниципального бюджетного образовательного у...
Методические разработки к профессиональному конкурсу педагогического мастерства: "Педагог дополнительного образования Москвы - 2012"
Работы к выступлению на конкурсе - доклад, эссе, методическая работа....