Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я и мир вокруг меня"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»
ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
МОСКВЫ
(ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Методическим объединением Директор ЦССВ «Сколковский»
педагогов А.С. Комаров _____________
Протокол № 1 «06» сентября 2023г.
«06» сентября 2023г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся 10-15 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Лиманская Юлия Александровна
воспитатель
г. Москва, 2023г
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Разделы/подразделы | Стр. |
I | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
II | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 8 |
2.1 Учебно – тематический план (УТП) | 8 | |
2.2 Содержание учебно – тематического плана | 10 | |
2.3 Календарно учебный график по дополнительной программе образования «Мир, в котором мы живем» | 14 | |
III | МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ | 19 |
IV | ЛИТЕРАТУРА | 21 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностика сформированности социально - бытовых ЗУН ребенка |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
СБО – социально – бытовая ориентировка, курс специальных коррекционных занятий, направленных на практическую подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений способствующих социальной адаптации, повышению общего развития.
Занятия по СБО помогают развивать и совершенствовать у обучающихся навыки самообслуживания, навыки ведения домашнего хозяйства (приготовление пищи, совершение покупок в магазинах и т.п.), умения ориентироваться в окружающей среде. Кроме того, дети получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают такие практические умения и навыки, которые позволяют им в дальнейшем более успешно адаптироваться в быту и социуме. Накопление социально – бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично.
На занятиях осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, приобретение новых и автоматизация имеющихся умений и навыков, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к различным жизненным ситуациям.
1.2. Актуальность, целесообразность программы:
В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растет число детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), причем состояние здоровья детей ухудшается не по одному показателю (виду заболевания), а одновременно по нескольким. То есть дети имеют сочетанные нарушения развития. Увеличивается количество детей с СНР или полным отсутствием речи («безречевые дети»). Такие дети практически не испытывают потребности в общении, или не знают и правильно не умеют объяснить, донести до собеседника свои желания, мысли, суждения. Не ориентируясь в окружающем мире, они не осознают в полной мере все аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.
Поскольку одним из главных направлений работы воспитателя с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является их социализация и адаптация к условиям современной жизни, то обучение детей умению взаимодействовать в группе, общаться со сверстниками, осваивать положительный социальный опыт, соблюдать правила культуры общения, выходит на первое место в коррекционно – воспитательной работе.
Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья с большим трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем, усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.
1.3. Направленность программы:
Данная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа по социально – бытовой ориентировке «Я и мир вокруг меня» относится к программам, основанным на ведущих положениях общеобразовательной программы и дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адаптированной программы ГБУ ЦССВ «Сколковский».
Программа имеет социально – гуманитарную направленность и носит практико – ориентированный характер.
1.4. Новизна программы:
Новизна программы состоит в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья учатся специальным умениям и навыкам, необходимым им для дальнейшей успешной социализации и интеграции в общество.
1.5. Цель программы: формирование у обучающихся устойчивой мотивации к овладению системой социально – бытовых знаний, умений и навыков, необходимых для их социализации и адаптации в условиях современной жизни.
1.6. Задачи Программы:
1.Образовательные задачи:
-формировать систему социально – бытовых знаний, умений и навыков при изучении тем программы,
- учить детей правильно принимать на себя различные социальные роли.
2.Развивающие задачи:
-создавать условия для коррекции мышления и других высших психических процессов на основе выполнения комплекса упражнений на установление причинно – следственных связей;
- развивать трудовые умения и навыки;
- развивать творческие способности детей, умение общаться и договариваться в ходе выполнения заданий;
3.Воспитательные задачи:
-воспитывать культуру поведения, создавать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи;
-воспитывать самостоятельность, умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми.
1.7. Срок реализации программы – 1 год
Годовая нагрузка по программе составляет 52 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю (воскресенье) по 30 минут. Продолжительность учебного года с 1 сентября по 31 августа.
Занятия проводятся с детьми сиротами, оставшимися без попечения родителей, группа состоит из 6 детей 10 – 15 лет с ограниченными возможностями здоровья, имеющими среднюю и тяжелую степень умственной отсталости и другие множественные нарушения развития (дети с ТМНР). Длительность занятия подобрана в соответствии с возрастом детей, а также их психофизическими и индивидуальными особенностями.
Участники программы: дети 10-15 лет
1.8. Планируемые результаты: реализации программы:
В результате реализации программы предполагается, что обучающиеся овладеют системой социально – бытовых знаний, получат необходимые умения и навыки, необходимые для их социализации.
К концу года дети будут:
Знать:
- свой адрес, маршрут домой, расположение комнат в квартире,
- правила пользования предметами личной гигиены,
- виды одежды и обуви, правила ухода за одеждой и обувью,
- виды транспорта и основные правила дорожного движения,
- режим дня,
- виды продуктов питания и их совместимость, технику безопасности при работе с ножом, бытовыми электроприборами,
- предметы мебели и правила ее расстановки,
- профессии, их отличительные особенности,
- правила поведения в различных жизненных обстоятельствах.
Уметь:
- пользоваться предметами личной гигиены,
- осуществлять уход за одеждой и обувью,
- пользоваться бытовыми электроприборами, посудой, готовить простые блюда и напитки,
- пользоваться общественным транспортом, соблюдать правила дорожного движения,
- использовать предметы мебели по назначению,
- правильно выполнять различные социальные роли, находить выход из предложенных игровых ситуаций, уметь общаться и договариваться со сверстниками,
- соблюдать необходимые правила поведения.
1.9. Нормативно правовое обеспечение
Адаптированная общеобразовательная и общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, воспитывающихся в ГКУ ЦССВ «Сколковский» разработана в соответствии с:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон от 11.06 2001 г. «О дополнительном образовании»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599, зарегистрированного в министерстве юстиции РФ № 35850 от 3 февраля 2015 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральный Закон от 23.10.2003г. № 132-ФЗ «Реабилитация инвалидов»;
- ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»;
- ФЗ от 03.05.2012 № 46-Фз «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- «Концепция развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р);
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018г. № 298);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции Приказа Минпросвещения РФ от 30.09.2020г. № 533;
- Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции приказов Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308, от 8 сентября 2015г. № 2074, от 30 августа 2016г. № 1035 и от 31 января 2017г. №30;
- Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014 г. № 481
Формы обучения: – очная форма.
Режим занятий:2 занятия в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
Формы организации деятельности: коллективная и индивидуальная.
Формы проведения занятий: теоретическое занятие, практическое занятие, занятие – игра.
Форма проведения итогов реализации программы: итоговое тестирование, проведение экскурсий.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1Учебно – тематический план (УТП)
№ п. п | Названия разделов и тем занятий | Кол-во учебных часов | Кол-во часов теория | Кол-во часов практика | Форма промежуточного/ итогового контроля |
«Моя семья» 2ч | |||||
1.1 | Я, моя семья, мой дом | 1 | контрольные вопросы | ||
1.2 | Взаимоотношения в семье | 1 | конкурс рисунков | ||
«Мой дом» 4ч | |||||
2.1 | Мой адрес, маршрут домой | 1 | написание письма на свой адрес | ||
2.2 | Комнаты моей квартиры | 1 | конструирование | ||
2.3 | Помощники в быту (электроприборы) | 2 | практическая работа с пылесосом и т.п. | ||
«Транспорт» 3ч | |||||
3.1 | Виды транспорта | 1 | работа с таблицей | ||
3.2 | ПДД | 2 | экскурсия | ||
«Личная гигиена» 7ч | |||||
4.1 | Предметы личной гигиены, порядок в ванной комнате | 2 | наведение порядка в ванной комнате | ||
4.2 | Уход за телом, руками и ногами | 2 | практическое занятие | ||
4.3 | Уход за зубами и волосами | 2 | практическое занятие | ||
4.4 | Правила ЗОЖ | 1 | конкурс рисунков | ||
«Одежда и обувь» 6ч | |||||
5.1 | Виды одежды и обуви | 2 | работа с таблицей | ||
5.2 | Уход за одеждой | 2 | практическое занятие | ||
5.3 | Уход за обувью | 2 | практическое занятие | ||
«Питание, продукты питания» 9ч | |||||
6.1 | Режим дня, время приема пищи | 1 | работа с таблицей | ||
6.2 | Моя кухня, порядок на ней | 1 | экскурсия на кухню | ||
6.3 | Посуда, сервировка стола | 1 | сервировка стола | ||
6.4 | Виды продуктов, их совместимость | 1 | работа с таблицей | ||
6.5 | Напитки, приготовление чая | 2 | практическое занятие | ||
6.6 | Приготовление салатов и бутербродов | 2 | практическое занятие | ||
6.7 | Правила мытья посуды | 1 | практическое занятие | ||
«Мебель» 5ч | |||||
7.1 | Меблировка комнат в квартире | 1 | работа с таблицей | ||
7.2 | Заправление кровати | 2 | практическое занятие | ||
7.3 | Влажная уборка | 2 | практическое занятие | ||
«Профессии» 7ч | |||||
8.1 | Разнообразие профессий | 2 | работа с таблицей | ||
8.2 | Продавец, врач | 2 | практическое занятие, игра | ||
8.3 | Парикмахер, водитель | 2 | практическое занятие, игра | ||
8.4 | Выбор профессии | 1 | тест | ||
«Культура поведения» 9ч | |||||
9.1 | Формы обращения ко взрослым и сверстникам | 1 | работа с таблицей | ||
9.2 | Правила поведения в своей квартире | 1 | разбор ситуаций | ||
9.3 | Правила поведения за столом | 2 | практическое занятие | ||
9.4 | Приглашение гостей в дом | 1 | практическое занятие | ||
9.5 | Правила поведения в общественных местах | 2 | экскурсии | ||
9.6 | Правила поведения в общественном транспорте | 2 | экскурсии | ||
ВСЕГО ЧАСОВ: | 52ч | 14ч | 38ч |
2.2 Содержание учебно – тематического плана
№ п/п раздела, темы их название | Форма учебного занятия по теме, кол-во часов | Содержание |
Раздел «Моя семья» | ||
1.1 Я, моя семья, мой дом | Теоретическое занятие 1ч | Определение понятия «семья», роль семьи в жизни человека. Ролевая игра |
1.2 Взаимоотно- шения в семье | Практическое занятие 1ч | Правила взаимоотношений в семье. Разгадывание кроссворда «Семья», работа с карточками «Родственные отношения». Сюжетно - ролевая игра. Конкурс рисунков по теме |
Раздел «Мой дом» | ||
2.1 Мой адрес, маршрут домой | Теоретическое занятие 1ч | Определение понятия «дом», значение своего дома в жизни человека, Работа с видеопрезентацией «Мой дом». Чтение и разбор стихотворения «Строить новый дом хотим мы...». Написание письма на свой адрес. |
2.2 Комнаты моей квартиры | Практическое занятие 1ч | Работа с таблицей «Помещения в жилых домах». Дидактические игры «Расставим мебель», «Найди ошибки». Конструирование из строительного материала. |
2.3 Помощники в быту (электроприборы) | Практическое занятие 2ч | Значение помощников в быту, знакомство и практическая работа с некоторыми электроприборами. |
Раздел «Транспорт» | ||
3.1 Виды транспорта | Теоретическое занятие 1ч | Определение понятия «транспорт». Работа с таблицей «Виды транспорта». |
3.2 ПДД | Практическое занятие 2ч | Ознакомление с основными ПДД. Дидактические игры по теме. Экскурсия. |
Раздел «Личная гигиена» | ||
4.1 Предметы личной гигиены, порядок в ванной комнате | Теоретическое занятие 2ч | Определение понятий «гигиена», «предмет гигиены». Чтение и разбор произведения К. Чуковского «Мойдодыр». |
4.2 Уход за телом, руками и ногами | Практическое занятие 2ч | Краткая беседа с опорой на карточки, практическая деятельность детей |
4.3 Уход за зубами и волосами | Практическое занятие 2ч | Краткая беседа с опорой на карточки, практическая деятельность детей |
4.4 Правила ЗОЖ | Практическое занятие 1ч | Определение понятия «ЗОЖ», рисование по теме. |
Раздел «Одежда и обувь» | ||
5.1 Виды одежды и обуви | Теоретическое занятие 2ч | Определение понятий «одежда» и «обувь». Работа с таблицей «Виды одежды». Использование одежды и обуви в зависимости от сезона. |
5.2 Уход за одеждой | Практическое занятие 2ч | Работа с технологическими картами по уходу за одеждой, практическая деятельность детей |
5.3 Уход за обувью | Практическое занятие 2ч | Работа с технологическими картами по уходу за обувью, практическая деятельность детей |
Раздел «Питание, продукты питания» | ||
6.1 Режим дня, время приема пищи | Теоретическое занятие 1ч | Определение понятия «режим дня». Работа по карточкам. Дидактические игры. |
6.2 Моя кухня, порядок на ней | Практическое занятие 1ч | Просмотр видеопрезентации «Кухня – душа дома». Экскурсия на кухню Центра. |
6.3 Посуда, сервировка стола | Практическое занятие 1ч | Определение понятия «сервировка стола», практическая деятельность детей. Сюжетно – ролевая игра «Приглашаем гостей» |
6.4 Виды продуктов, их совместимость | Теоретическое занятие 1ч | Работа с таблицей «Виды продуктов», разбор ситуаций, работа по карточкам |
6.5 Напитки, приготовление чая | Практическое занятие 2ч | Работа с видеопрезентацией «Напитки». Разбор технологической карты «Приготовление чая». Правила безопасности. Практическая деятельность детей. |
6.6 Приготовление салатов и бутербродов | Практическое занятие 2ч | Работа с видеопрезентациями «Бутерброды и их виды», «Салаты». Разбор технологических карт. Правила безопасности при работе с ножом. Практическая деятельность детей. |
6.7 Правила мытья посуды | Практическое занятие 1ч | Чтение и разбор произведения К, Чуковского «Федорино горе». Работа с памяткой «Мытье посуды». практическая деятельность детей. |
Раздел «Мебель» | ||
7.1 Меблировка комнат в квартире | Теоретическое занятие 1ч | Определение понятия «мебель». Работа с таблицей. |
7.2 Заправление кровати | Практическое занятие 2ч | Значение спальных принадлежностей, порядок заправления кровати, практическая деятельность детей. Дидактическая игра «В гостях у трех медведей» |
7.3 Влажная уборка | Практическое занятие 2ч | Определение понятия «влажная уборка», подбор необходимых инструментов и материалов, практическая деятельность детей. |
Раздел «Профессии» | ||
8.1 Разнообразие профессий | Теоретическое занятие 2ч | Определение понятия «профессия». Работа с таблицей «Виды профессий». Разгадывание кроссворда «В мире профессий». |
8.2 Продавец, врач | Практическое занятие 2ч | Просмотр и разбор видеопрезентаций. Сюжетно – ролевые игры. |
8.3 Парикмахер, водитель | Практическое занятие 2ч | Просмотр и разбор видеопрезентаций. Сюжетно – ролевые игры. |
8.4 Выбор профессии | Теоретическое занятие 1ч | Беседа о важности выбора профессии. Работа с таблицей. Конкурс рисунков по теме. |
Раздел «Культура поведения» | ||
9.1 Формы обращения ко взрослым и сверстникам | Теоретическое занятие 1ч | Определение понятия «культура поведения». Разбор ситуаций. Дидактические игры «Волшебные слова», «Можно – нельзя». Прохождение теста «Оцени свою вежливость» |
9.2 Правила поведения в своей квартире | Практическое занятие 1ч | Беседа о правилах поведения с другими людьми в своей семье. Показ и разбор сценок. |
9.3 Правила поведения за столом | Практическое занятие 2ч | Работа с видеопрезентацией «Правила поведения за столом». Тестирование. |
9.4 Приглашение гостей в дом | Практическое занятие 1ч | Сюжетно - ролевая игра «Приглашаем гостей». |
9.5 Правила поведения в общественных местах | Практическое занятие 2ч | Работа с видеопрезентацией. Экскурсии. |
9.6 Правила поведения в общественном транспорте | Практическое занятие 2ч | Работа с видеопрезентацией. Экскурсии. |
2.3 Календарно учебный график по дополнительной программе образования «Я и мир вокруг меня»
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма и вид занятия | Кол–во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 03.09.2023 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Я, моя семья, мой дом | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
2. | Сентябрь | 10.09.2023 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Взаимоотношения в семье | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
3. | Сентябрь | 17.09.2023 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Мой адрес, маршрут домой | ЦССВ «Сколковский» | Конкурс рисунков |
4. | Сентябрь | 24.09.2023 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Комнаты моей квартиры | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
5. | Октябрь | 01.10.2023 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Помощники в быту | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
6. | Октябрь | 08.10.2023 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Помощники в быту | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
7. | Октябрь | 15.10.2023 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Виды транспорта | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
8. | Октябрь | 22.10.2023 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Правила дорожного движения | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
9. | Октябрь | 29.10.2023 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Правила дорожного движения | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
10. | Ноябрь | 05.11.2023 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Предметы личной гигиены | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
11. | Ноябрь | 12.11.2023 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Предметы личной гигиены | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
12. | Ноябрь | 19.11.2023 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Уход за телом, руками и ногами | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
13. | Ноябрь | 26.11.2023 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Уход за телом, руками и ногами | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
14. | Декабрь | 03.12.2023 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Уход за зубами и волосами | ЦССВ «Сколковский» | Конкурс рисунков |
15. | Декабрь | 10.12.2023 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Уход за зубами и волосами | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
16. | Декабрь | 17.12.2023 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Правила ЗОЖ | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
17. | Декабрь | 24.12.2023 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Виды одежды и обуви | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
18. | Декабрь | 31.12.2023 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Виды одежды и обуви | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
19. | Январь | 07.01.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Уход за одеждой | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
20. | Январь | 14.01.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Уход за одеждой | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
21. | Январь | 21.01.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Уход за обувью | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
22. | Январь | 28.01.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Уход за обувью | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
23. | Февраль | 04.02.2024 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Режим дня, время приема пищи | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
24. | Февраль | 11.02.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Моя кухня, порядок на ней | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
25. | Февраль | 18.02.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Посуда, сервировка стола | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
26. | Февраль | 25.02.2024 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Виды продуктов, их совместимость | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
27. | Март | 03.03.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Напитки, приготовление чая | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
28. | Март | 10.03.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Напитки, приготовление чая | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
29. | Март | 17.03.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Приготовление салатов и бутербродов | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
30. | Март | 24.03.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Приготовление салатов и бутербродов | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
31. | Март | 31.03.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Правила мытья посуды | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
32. | Апрель | 07.04.2024 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Меблировка комнат в квартире | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
33. | Апрель | 14.04.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Заправление кровати | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
34. | Апрель | 21.04.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Заправление кровати | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
35. | Апрель | 28.04.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Влажная уборка | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
36. | Май | 05.05.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Влажная уборка | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
37. | Май | 12.05.2024 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Разнообразие профессий | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
38. | Май | 19.05.2024 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Разнообразие профессий | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
39. | Май | 26.05.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Профессия продавец | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
40. | Июнь | 02.06.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Профессия врач | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
41. | Июнь | 09.06.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Профессия парикмахер | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
42. | Июнь | 16.06.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Профессия водитель | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
43. | Июнь | 23.06.2024 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Выбор профессии | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
44. | Июнь | 30.06.2024 | 9.00-9.30 | теория | 30 мин. | Формы обращения ко взрослым и сверстникам | ЦССВ «Сколковский»
| Практическая деятельность детей |
45. | Июль | 07.07.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Правила поведения в своей квартире | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
46. | Июль | 14.07.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Правила поведения за столом | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
47. | Июль | 21.07.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Правила поведения за столом | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
48. | Июль | 28.07.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Приглашение гостей в дом | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
49. | Август | 04.08.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Правила поведения в общественных местах | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
50. | Август | 11.08.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Правила поведения в общественных местах | ЦССВ «Сколковский» | Контрольные вопросы |
51. | Август | 18.08.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Правила поведения в общественном транспорте | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
52. | Август | 25.08.2024 | 9.00-9.30 | практика | 30 мин. | Правила поведения в общественном транспорте | ЦССВ «Сколковский» | Практическая деятельность детей |
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На занятиях по социально – бытовой ориентировке в рамках реализации программы могут использоваться следующие методы и приемы: демонстрация, наблюдение, устный рассказ, беседа, экскурсия, моделирование реальных ситуаций, сюжетно – ролевые и дидактические игры, решение логических задач, рисование, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, использование ИКТ.
3.1. Формы, методы и технологии
Форма обучения – очная.
Основными методами и технологиями обучения является практическая деятельность детей, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы.
Также используются следующие методы:
- наглядный
На занятиях используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, предметы личной гигиены, электробытовые приборы, продукты, посуда и т.д.); образная (рисунки, плакаты, картинки, технологические карты), символическая (условные обозначения для ухода за одеждой)
- информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – используются для обогащения знаний детей в виде просмотра видеопрезентаций
- словесный: рассказ, беседа, объяснение
- практический
- дидактические, сюжетно - ролевые, имитирующие игры и упражнения
- решение логических и практических задач, чтение и обсуждение произведений художественной литературы
- проведение тематических экскурсий
3.2. Формы контроля и методы оценки
В ходе проведения занятий осуществляется контроль за самостоятельной деятельностью ребенка и включенностью его в коллективную совместную деятельность с другими детьми и с педагогом.
Оценивание происходит по следующим критериям:
- проявление интереса к изучаемому материалу,
- умение детей взаимодействовать друг с другом в процессе дидактических и сюжетно – ролевых игр,
- умение проявлять элементы самостоятельности при решении учебной задачи,
- умение устанавливать причинно – следственные связи в окружающем,
- умение доводить начатое дело до конца.
3.3. Формы подведения итогов реализации программы
Промежуточный контроль
устные и письменные работы, контрольные вопросы
рисунок
Итоговый контроль
тестирование
3.4. Критерии оценки
Итоговая система оценки результатов освоения обучения по данной программе включает в себя уровень сформированных знаний, умений, навыков развития воспитанников. Критерием оценки является перечень приобретенных в процессе обучения знаний, закрепление и автоматизация имеющихся умений и навыков и перечень новых, приобретенных умений.
3.5. Материально – техническое обеспечение.
Содержание материально – технического обеспечения подбирается отдельно к каждому разделу программы, включает в себя все виды наглядного материала, видеопрезентации по темам, произведения художественной литературы (сказки, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки), различные технологические карты, подборку дидактических и сюжетно – ролевых игр с соответствующим оборудованием.
Предметно – развивающая среда на занятиях по СБО должна:
- содержать предметы и материалы, известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для совместной деятельности со сверстниками;
- предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом.
При организации предметно – развивающей среды важнейшим условием является учет возрастных особенностей детей и особенностей их психофизического развития.
IV. ЛИТЕРАТУРА
4.1. Основная литература:
№ п/п | Источник информации | Пример библиографического описания |
1. | Книга с одним автором | Гладкая В.В. «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида»: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. |
2. | Книга с одним автором | Львова С.А. «Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.» Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. |
3. | Книга с одним автором | Хилько А.А. «Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя.» - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. |
4. | Книга с двумя авторами | Воронкова В.В., Казакова С.А. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.» Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. |
5. | Книга со многими авторами | Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. /Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. |
Приложение 1
Диагностика сформированности социально – бытовых знаний, умений и навыков
Кружка «Я и мир вокруг меня»
на 20__ - 20 __ учебный год
Тема: ___________________________________________________
Дата проведения___________________________________________
1.Уровень заинтересованности в получении знаний
2.Уровень сформированности знаний по теме
3.Степень участия в коллективной работе и выполнении заданий
4.Уровень имеющихся умений и навыков
5.Уровень новых сформированных умений
6.Коммуникативность в процессе занятия
№ пп | Фамилия, имя ребенка | Номер критерия диагностики | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. |
Условные обозначения:
+ высокий уровень
+ - средний уровень
- низкий уровень
Подпись ___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир вокруг нас" 1 год обучения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир вокруг нас" 1 год обучения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по химии "Химия вокруг нас".
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по химии "Химия вокруг нас"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по химии "Химия вокруг нас".
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по химии "Химия вокруг нас"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страноведение: мир вокруг нас»
Программа «Страноведение: мир вокруг нас» направлена на освоение и активное использование знаний и умений в области естественнонаучной направленности, создание благоприятных условий для со...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Мир вокруг нас» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год
Данная программа «Мир вокруг нас» создана на основе авторской программы по экологическому воспитанию С.Н. Николаевой «Юный эколог» которая одобрена Экспертным советом Министерс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа коммуникационной студии «Я говорю - меня слушают»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа коммуникационной студии «Я говорю - меня слушают» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на об...